О разрыве между стандартом образования в физике и научной логикой
Исследуя физику и логику движения, Гегель обнаружил, что объяснение и преподавание физических процессов происходит на языке РАССУДОЧНОЙ логики (ей человек наделен от природы), где противоречие признается случайностью и бессмыслицей, и что поэтому оно не может существовать в действительном мире. Необходим был инновационный прорыв в понятии логики движения, где противоречие считалось бы «корнем всякого движения и жизненности». Основные принциы новой РАЗУМНОЙ логики и были созданы и описаны Гегелем в «Науке логики» и в «Философии природы».
Инновации в разумной, научной логике
Важнейшей инновацией было введение в логику категории полярности, так как полярность по версии Гегеля «проходит красной нитью через всю природу». Таким образом, в науку внедрялось новейшее, инновационное положение, которое выражало полярный (диалектический) принцип организации природы, а вместе с ним и полярный принцип организации мышления. Но этот полярный принцип заставляет по-новому взглянуть на развитие природного мира. Такой взгляд предполагает видеть полярные процессы и вещи как бы удвоенно, в двойном образе, а в научной логике эта полярность и удвоенность была выражена единством противоположностей и категорией противоречия. Рассмотрим такое положение вещей и движения на примере полярности НАЧАЛА (причины) и РЕЗУЛЬТАТА (следствия).
Рассудочная логика и физика признает противоречие НАЧАЛА и РЕЗУЛЬТАТА, но в их изоляции, то есть признает результат без начала, более того, рассудочная логика физики утверждает непостижимость начала, а вместе с этим отрицает и становление. «Что составляет всегда затруднение, - поясняет Гегель, - так это - мышление, потому что оно связанные в действительности моменты предмета рассматривает в их разделении друг от друга». Рассудок изолирует противоположности, разум, напротив, познает одно в другом. Движение есть нахождение тела в данный момент в данном месте, в следующий момент в другом месте - таково возражение противников Гегеля. С точки зрения диалектики это возражение неверно: оно описывает РЕЗУЛЬТАТ движения, а не само движение; оно не показывает, не содержит в себе возможности движения. Обратимся к логике Гегеля.
Как Гегель исследовал истину природы?
Признав противоположность, воспринимаемую как полярность, всеобщим законом природы, Гегель не останавливается на достигнутом и продолжает исследование (через формы движения) полярного принципа мира. В научной логике полярность движения выражается через противоречие («корень всякого движения и жизненности»). Само противоречие является базовым определением, характеризующим сущность. Сущность (истина) имеет форму противоречия. Противоположные стороны противоречия выражаются через единство противоположностей. У Гегеля такое единство противоположностей выражено единством БЫТИЯ (положительный полюс - «да») и НИЧТО (отрицательный полюс - «нет»). Далее Гегель обнаружил, что ближайшим определением для единства противоположностей бытия («да») и ничто («нет») является СТАНОВЛЕНИЕ, которое необходимо было исследовать. Моменты становления - возникновение и исчезновение. Следовательно, становление содержит два единства, каждое из которых само есть единство бытия и ничто.
Это место логики является пределом, границей для рассудка. Рассудочная логика схватывает различие и противоречие, но не переход одной противоположности противоречия в свою другую, а это самое важное в диалектике движения. Этот переход одного в другое остается для рассудочной логики простой путаницей, «поскольку не существует сознания необходимости этого превращения». У Гегеля логические переходы показаны на примере становления. Становление дано в двояком определении. Одно есть исчезновение: бытие («да») переходит в ничто («нет»), другое есть возникновение: ничто («нет») переходит в бытие («да»). Движение в абстрактном виде выглядит следующим образом: «да» превращается в «нет», «нет» превращается в «да», «да» становится одновременно и «да» и «нет», «нет» становится одновременно и «нет» и «да». А эта одновременность и «да» и «нет», которая может возникнуть только в узловой точке единства, и есть противоречие. В этой узловой точке одно движение исчезло, а другое возникло (совершился первый переход к началу). Но НАЧАЛО имеет неразделенность с РЕЗУЛЬТАТОМ, поэтому совершается второй переход от начала к результату все в той же узловой точке единства. По этому поводу Гегель замечает, что необходимость «двойного перехода очень важна для всего научного метода».
Далее от движения в абстрактном виде Гегель переходит к высказыванию сущности движения в форме понятия. «Движение как понятие есть единство отрицательности и непрерывности», есть единство точечности (времени и пространства) и непрерывности (времени и пространства). Понятие точечности показывает как одновременность конца и начала процесса движения, так и возможность самого движения.
О противоречии скорости и ускорения
Итак, исследуя физику и логику движения, Гегель обнаружил противоречие во взглядах на движение и физические процессы между ограниченными фиксированными понятиями рассудочной логики и диалектическими понятиями разумной логики. С тех пор прошло более двухсот лет, но логика противоречия и диалектика Гегеля в теории физики оказались практически не востребованы. В своих исследованиях физика опирается более не на диалектическую (научную) логику, а на рассудочное мышление, на интуицию, где противоречие исключается из теории движения и научного процесса. Почему же физика не замечает и не признает противоречий в своей области?
Для ответа на этот вопрос обратимся к такому важному физическому понятию, характеризующему движение тела, как скорость. Если врач будет диагностировать болезнь пациента по средней температуре (на глазок), то даже интуиция специалиста вряд ли поможет ему правильно лечить больного. Однако в физике стандарт образования допускает сплошь и рядом пользоваться такой приближенной величиной, как средняя скорость. Диагностика движения в такой точной науке, как физика, получается тоже приближенная (возможно постепенное движение, а возможно и скачкообразное). Позже ввели такое понятие, как мгновенная скорость (предел), но от приближенного измерения так и не могли уйти, а только приобрели новую «головную боль», связанную с понятием предела (здесь философия математической и логической путаницы такова, что к бесконечным величинам и понятиям стали применять конечные определения).
С точки зрения диалектики все трудности физики в объяснении логики движения состоят в нарушении метода и единства противоположностей, характеризующих движение. В диалектике СКОРОСТЬ есть РЕЗУЛЬТАТ движения - одна из противоположностей противоречия, поэтому разрешить противоречие с помощью одной противоположности физике и не удается. Необходимо найти вторую противоположность противоречия. Тут две трудности. Первая состоит в том, что у физики пробелы в области философии и научной логики (разрыв двух культур). Вторая трудность вытекает из первой: классическая физика отрицает становление, а это и есть вторая противоположность противоречия.
Чтобы понять эту вторую противоположность, обратимся к практике - критерию истины. В последние десятилетия в инновационных технологиях активно внедряются «датчики ускорения». Они как раз и устанавливаются в «мгновенных», узловых точках единства, точках начала. В этих точках единства становление играет роль посредника, поэтому является в двойном образе - исчезновения (конца) и возникновения (начала), представляя собой оба крайние полюса противоречия. Следующее противоречие представляет уже МЕРА, которая является уже в образе НАЧАЛА (ускорения) и РЕЗУЛЬТАТА (скорости). Эти два определения (ускорение и скорость), согласно логике Гегеля, «позволяют представить и выразить их - научает новая логика - в их различенности неподвижно друг подле друга, но, когда они превращаются в рефлективные определения, обнаруживается их диалектика». Таким образом, каждое из них превращается в свою противоположность, благодаря чему и выражается их (ускорения и скорости) единство и неразрывность.
Комментарии
Кратко и о главном. Очень интересная и полезная заметка, читал с удовольствием.
Пути перехода от рассудочной к разумной логике при исследовании движения (собственное расследование)
Как отмечалось ранее, трудности рассудочной логики состоят в том, что для нее превращение одной противоположности в другую, характеризующее движение, остается простой путаницей, поскольку не существует сознания необходимости этого превращения. В научной (разумной) же логике двигаться означает быть в данном месте и в то же время не быть в нем, - следовательно, находиться в обоих местах одновременно. В этом состоит точечность и непрерывность времени и пространства, которые единственно только и делают возможным движение.
Однако только одного теоретического познания движения здесь недостаточно (например, познание плавания означает залезание в воду). Необходимо пройти еще путь и практического познания - исследовать реализацию точечности и непрерывности времени и пространства на практике.
Но главная трудность, возможно, будет состоять в логическом исследовании математических и физических определений в положении о единстве ускорения и скорости. Например, если признать единство ускорения и скорости как единство начала и результата, то источник движения/энергии автоматически переносится из РП в начало, становление. Следовательно, противоречие будет заключаться в единстве «входа» и «выхода» системы и в их одновременности. Одновременность «входа» и «выхода» - это противоречие, и оно будет существовать здесь материально.