Фрагменты из «…tractatus»

Аватар пользователя Юрий Кузин
Систематизация и связи
Гносеология

Фрагменты из «…tractatus»
/
2. Мыслю, следовательно, мёртв (Cogito, ergo sum mortuus).
/
Мысль не существует (Cogitari non esse), отсутствует как в бытии, так и в ничто, это не значит, что она притворно умирает, как куропатка перед лисой, а на самом деле кукует в головах. Мысль не горяча и не холодна. Она не согреет даже профессора, который обронил её, когда извлекал из кармана мелочь, чтобы оплатить парковку. Мысль не надёжный запал, умы она находит сырыми, долго тлеющими и не поддерживающими горение; и всё же, вспыхнув, точно спичка, мысль зажигает умы, чтобы отапливать Космос еретиками. Мысль не может быть ни трагичной, ни комичной, ни индифферентной. Она то, чем мы её делаем. Она инструмент, который калибруют. Она не укладывается в реестр. Её не вписать в перечень, не вынуть из ящичка, куда мы, как кажется, положили её вчера. Мысль не даётся в руки, хотя порхает над головой. Она меняет кожу. Регенерирует. Она ни мужчина, ни женщина, ни трансгендер. Глупо повелевать мыслью, равно, как и взывать к её милости. Она чудовище. Она красавица. Она злодей. Но, попросите ветреницу дважды сыграть роль, как актриса забудет текст, не явится на репетицию, или закрутит интрижку с режиссёром. Не стоит обольщаться, заводя с ней роман. И уж если вы оказались столь глупы, что привели мысль под венец, смело выуживайте любовников из—под кровати. И ни дай вам Бог сунуть нос в её шкафы — там скелеты!
/
2.2 Размерности сворачиваются и разворачиваются в мысли мгновенно: от точки Гилберта к Универсуму, от Универсума – к точке Гилберта. Не верно, что мысль результат, а мышление процесс, что мысль часть, а мышление целое. Истинно, что М(х)/М(∞), где М(х) — мысль, свёрнутая в момент t1 в абсолютный минимум Николая Кузанского, а М(∞) — мысль, развёрнутая в момент t2 в Универсум, в абсолютный максимумом Кузанца. Отсюда лемма: мысль/мышление одно, иное — бессмыслица.
/
Логический (символьный) язык, описывающий химеру, которую я предложил, ещё предстоит выработать. Элементы этой логической семантики робко кажут нос в диалоге, который я провёл с моим учителем и другом Сергеем Алексеевичем Борчиковым на «Философском штурме». Оценивая достоинства и недостатки моего «тринокуляра», логик назвал концепт триединства бытия-ума-небытия «великой идеей». Но, подстелив моему самолюбию соломку, любезный философ обрушился с критикой на саму идею триипостасности, ссылаясь на R-функцию В.И. Моисеева, который, якобы, помыслил конверсию/инверсию мысли прежде, чем я. Швырнув на хирургический стол аналитики мои цитаты: «…Топология мысли записана убористым почерком на местности, где каждое деревце, километровый столб, гидрант или «зебра», выступают в роли повивальных бабок… Мыслит не человек… Мыслит со—бытие, расквартированное в ландшафте, где locatio умопостигаемого редуцировано со—мыслием субъекта и бездорожья...», Борчиков указал на первенство Жиля Делёза, написавшего: «Смысл… именно тот aliqvuid, который обладает и сверх-бытием и упорством… Именно поэтому смысл и есть «событие», при условии, что событие не смешивается со своим пространственно-временным осуществлением в положении вещей. Так что мы не будем теперь спрашивать, в чем смысл события: событие и есть смысл как таковой». (Ж.Делез. Логика смысла. — Выделение и интерпретации в квадратных скобках мои – С.Б.).
/
Но, одёрнув себя, всё же признал, что «у него здесь собы'тие, а не со-бытие». Перечитав мои тексты, Борчиков решил отнять у француза заслугу первооткрывателя, посетовав, что «Делёз вряд ли бы додумался до того, что не человек, а некое со-бытие или бездорожье могут мыслить».
/
Далее он исследовал последствия для логики и метафизики встречи тринокуляра Юрия Кузина, стрелки Пирса и стрелки Моисеева. Приведу некоторые цитаты: «У Моисеева есть формула проецирования: Х↓У = М, что означает: модус Х при условии У порождает (↓) проекцию-моду М. Например, корова Х, будучи сфотографированной У, трансформируется в свое фото М. При условии, что У = Х, мы имеем уравнение так называемой автомоды: Х↓Х = Х, что означает: корова, будучи спроецированной сама на себя, дает в результате саму себя, как свою же саморефлексивную моду. Занимательно, в булевой логике есть формула стрелки Пирса, которая записывается так: Х↓Х = неХ. Я не знаю, как поименовать эту операцию ↓, логики называют ее отрицанием, но я бы пока предложил именовать ее пирсицированием. Тогда формула означает: при пирсицировании модуса Х самого на себя, происходит порождение его отрицательной моды (неХ). Тогда становится очевидным разница стрелки Моисеева (↓м) и стрелки Пирса (↓п): первая порождает утверждение Х, вторая отрицание Х: Х↓мХ = даХ, Х↓пХ = неХ. По-моему, красиво. И логично.

/
Причем здесь тринокуляр Кузина? В тринокуляре Кузина есть один модус – Бытие (Х). И этот модус порождает свою отрицательную моду – Небытие (неХ). Следовательно, тринокуляр описывается формулой стрелки Пирса: Х↓пХ = неХ или, если ввести стрелку Кузина (↓к): (Бытие) ↓к (Бытие) = Небытие. Остается разобраться, что такое стрелка Кузина? А стрелка Кузина ↓к – это так им понимаемый Ум. (Бытие) ↓ум (Бытие) = Небытие.
/
Но самое интересное, что ум им понимается совершенно проективно в духе Моисеева, об этом свидетельствует само название механизма – тринокуляр, т.е. три-проектор, три-отражатель, три-соглядатай. Таким образом, Кузин сам того не осознавая замахнулся на синтез стрелки Моисеева и стрелки Пирса, т.е. операций проецирования и пирсицирования. Однако как это логически объяснить, пока нам не предоставил. Я «за», с интересом буду ждать результата.

/

В спор вступил Buch: У Кузина улавливаю в основном поэтичность, хотя иногда что-то мелькнет такое глубинное, но тут же тонет в набегающих метафорах. Философски-поэтический подход. Впрочем «Ризома» по-моему в таком стиле и написана. Возбудившись при слове Ризома (фр. rhizome «корневище»), - описание нелинейной сети, которая «соединяет любую точку с любой другой точкой», хотя и было предложено Ж. Делёзом и Ф. Гваттари аж в далёком 1976 году в совместной книге, где проект номадологии (от номад: кочевник) отказывал жестким структурам, основанным на бинарных оппозициях, и строгому детерминизму на право существования, - так вот, хоть всё это и поросло былью, но я возбудился. Я перелопатил концепт Делёза/Гваттари, и даже отряхнул комья земли с корневища, чтобы обнаружить клубни, пригодные к употреблению. Но, увы!
/
2.21 Верно, что мысль/мышление ≡ ∃/∄; отсюда лемма: мысль +/– мышление (→) бинарный объект М(х)/М(∞).
/
Наш диалог продолжился. С.Борчиков эскулапствовал, и даже совершил продольный надрез на моём тринокуляре, заявив, что «готов признать связку [мысль (М) + мышление (→)] бинарным объектом ММ, т.е. мыслемышлением… но мне пришлось добавить сферу ЛОГОСА, которой у Вас даже в наметках нет». Мысль возопила. Пришлось вмешаться. Порой и концепты рвут на себе волосы, и хотя боль, как экзистенциал, трудно вменить философу, совершившему логическую ошибку скорее по недоразумению, чем из умысла, страдание мысли было мной услышано. Как автор ментальной этики, я не заставил себя ждать. Я набросал логический ответ Борчикову. И вот, что получилось: мысль/мышление ≡ ∃/∄; мысль +/– мышление (→) бинарный объект М(х)/М(∞)...
/
Мысль и мышление — сообщающиеся сосуды. Если тромб закупорил мысль — мышление шунтирует сосуд; когда же мышление угодило в стремнину — мысль протягивает спасительную длань.

/
2.22 Справедливо, что (⊤) свёртывание (⇒) мысли в точку Гилберта не оборачивается {} пустым множеством, равно как и разворачивание/распаковывание (→) мысли до масштаба Универсума не становится (∞) числом множеств/подмножеств с какой угодно мощностью (#A) этих множеств.
/
Скрепя сердце, Сергей Борчиков согласился с моей формулой как «бинарным гиле-морфным объектом: содержание мысли М(х), где х денотат, плюс f(М), где f - функция истечения, стремления мысли, в сумме М(х)/f(М)». Но отказался «полностью принять гиле-гилетический объект: М(х)/М(∞), где одно гиле - конечное (М(х)), другое гиле - бесконечное (М∞)… потому что не ясно, куда девалась форма f. Мысль без формы для меня - нонсенс. Но даже если Вы признаете «мою» форму, то в сумме получим не бинарный объект, а тринарный: М(х)/М\infty/f(М)».
/
Учитель настаивал, что его формула куда привлекательней моей: «хотя, — продолжил сетования философ, — всё равно надо пояснять, что такое М\infty, и каким образом это при каждой мысли присутствует? Например, есть мысль М(х) - "кошка"; f здесь понятие, а где здесь М(∞)? Есть мысль М(х) - любовь; f здесь мыслечувство, мыслепереживание, а где здесь М(∞)? Есть мысль М(х) - дифференциал, f здесь математическая операция дифференцирования. А где здесь М(∞)?

/
Но подавляющее число логиков связывает логос с логикой, а логика всегда имеет имманентно выраженные правила. Я еще могу понять, что Вы каким-то образом исхитрились и распределили правила логики по сфере Бытия, но как правила логики распределяются по сфере Ничто, пока вне моего понимания. Не могли бы напомнить, в какой лекции у Вас изложена Ваша логика (если изложена).
/
Увы, мне грешному! Своей логикой я не обзавёлся. Но одно уяснил: мысль не прячется за ворохом слов, в синтаксическом/семантическом излишестве. Напротив, мысль рядится в междометия, в придыхание, в речевой шум, в складках которого отсиживается до выхода на подиум, где концепты дефилируют в «обновках» с блошиных рынков. 

 

Комментарии

Аватар пользователя Дилетант

привели идею под венец, смело выуживайте любовников из—под кровати. И ни дай вам Бог сунуть нос в её шкафы — там скелеты!

Браво! Бис! Бисируйте скелеты идеи, а идея будет возрождаться каждый раз в новом обличии.

Как это сказала Фаина Раневская?: "Четвёртый раз смотрю этот фильм и должна вам сказать, что сегодня актёры играли как никогда". 

Аватар пользователя buch

 

Мыслю, следовательно, мёртв

 

С Кузиным не соскучишься . Сходить что ли на кладбище ума набраться . Там отовсюду веет вечностью

 

 

Аватар пользователя Юрий Кузин

В спор вступил Buch: У Кузина улавливаю в основном поэтичность, хотя иногда что-то мелькнет такое глубинное, но тут же тонет в набегающих метафорах. Философски-поэтический подход. Впрочем «Ризома» по-моему в таком стиле и написана. Возбудившись при слове Ризома (фр. rhizome «корневище»), - описание нелинейной сети, которая «соединяет любую точку с любой другой точкой», хотя и было предложено Ж. Делёзом и Ф. Гваттари аж в далёком 1976 году в совместной книге, где проект номадологии (от номад: кочевник) отказывал жестким структурам, основанным на бинарных оппозициях, и строгому детерминизму на право существования, - так вот, хоть всё это и поросло былью, но я возбудился. Я перелопатил концепт Делёза/Гваттари, и даже отряхнул комья земли с корневища, чтобы обнаружить клубни, пригодные к употреблению. Но, увы!))))))

Аватар пользователя buch

Юрий Кузин, 1 Июль, 2022 - 09:45, ссылка

 

и даже отряхнул комья земли с корневища, чтобы обнаружить клубни, пригодные к употреблению. Но, увы!))))))

Чем Вы только питаетесь ума не приложу . Со времен Ризомы никаких новых блюд особо предложено и не было ( если не считать конечно целого веера научных рецептов ) 

Аватар пользователя Юрий Кузин

Со времен Ризомы никаких новых блюд особо предложено и не было ( если не считать конечно целого веера научных рецептов ) 

         Если рассуждать здраво, то и Ризома, и Многомировая интерпретация (англ. many-worlds interpretation) или интерпретация Эверетта, как, впрочем, и все её молочные братья - плодовитость Р.Нозикаизобилие А. Лавджоямодальный реализм Д.Люиса, возникшие из Копенгагенской интерпретации квантовой механики Нильса Бора, - бесконечно фрагментируют бытие. «Дурная бесконечность» не страшит ни доцентов философии, ни профессоров физики, ведь, чтобы избавить себя от упрёков, они допустили существование альтернативных миров с только им присущими законами и константами. Свои аргументы они черпают в логике Георга Кантора, который, объясняя идею полноты, просил представить множество, содержащее в себе бесконечное число подмножеств, которые, в свою очередь, распадаются на бесконечные подмножества.

Заводя разговор о Ничто́, наука лишь умножает сущности, для чего вводит сознание, как константу. И зря! Уж лучше куковать в знакомой тебе инерционной системе, где действуют законы классической физики, чем обивать пороги индетерминистских квантовых миров.

Многомирие порождает нравственный плюрализм. В следствии чего моральное сознание через «кротовые норы» (wormhole) Пенроуза/Хокинга вострит лыжи в царство политеизма с его кастами и человеческими жертвоприношениями. Физика без этики – арматура в руке грабителя. И тем, кто ратует за изобилие, многомирие, плодовитость в ущерб принципу морального долженствования, следует помнить о совести, голос которой удерживает разум от рекрутирования зла из потенции бытия. Таким образом, ни гуманитарные ни естественнонаучные дисциплины не вскрывают существа сущности Ничто́. Физики и космологи заблуждаются, когда сыпят метаформами и гиперболами, или когда, набив рот кладбищенским глинозёмом, счастливо избавляют не-сущее от предикатов, называя это редукционизмом. И все эти науки аппелируют к мышлению, полагая, что сознание, как сумма, расквартированных в нём чужих субъект-объектных доминант (интуиций, аккумулирующих ментальный опыт человечества), станет латать дыры в теориях, замещая фантазмами хромающую эмпирику. Так истинная достоверность не-сущего изганяется из науки, становясь лёгкой добычей спекулятивных теорий, основанных на мысленных экспериментах. Эти волхования в академической среде напоминают медитации внутрь грёзы, где мистик вступает на зыбкую почву бессознательного. Так наука, утратив суверенность, поступает в услужение к продуктивной и репродуктивной фантазии. Другое дело религиозный акт, в котором религиозное же чувство не является формой самообмана уже хотя бы по той причине, что верифицируется ОТКРОВЕНИЕМ.

Условия истинности в обоих парадигмах: философической и сциентистско-физикалистско/физицистской  - равны нулю)))  Так что питаюсь я исключительно своим огородом)))

Аватар пользователя buch

 

Так что питаюсь я исключительно своим огородом)))

А я думал Вы марксист . Слава Богу мир становиться все более и более загадочней . Надеюсь материя еще покажет нам кузькину мать почем фунт лиха и не только . Ризома прекрасна . Очень живое создание ( посильней Фауста Гете) . 

"Мысль не имеет формы дерева, мозг не является ни разветвленной, ни укорененной материей. То, что мы ошибочно называем "дендритами" ни гарантирует связи нейронов в непрерывной ткани. Прерывистость клеток, роль аксонов, функциониование синопсисов, существование синоптических микро-трещин, перескакивание каждого сообщения поверх этих трещин образуют из мозга множественность, которая омывает в ее плане консистенции или в своей невралгии, всю неопределенную вероятностную систему, uncertain nervous system. У многих людей в голове растет дерево, но мозг сам по себе является больше травой [дерном], чем деревом."

Что же касается многомировой концепции , то даже мне , трансгуманисту в пятом поколении , не по себе от такого 

Аватар пользователя Юрий Кузин

2.1 Мысль — бессубстратна, бессубстантивна, беспредикативна, беспредпосылочна.

2.2 Мысль — не даётся, а проживается экзистенциально.

2.3 Мысль —  «средостение», «кромка» между бытием и ничто.

Мысль - притворно-сущее, она захаживает в Бытие и Ничто́, но не засиживается у каждого подолгу. Ясно, что, поднимая на щит небытие, мы противоречим законам логики Аристотеля. Но для нас также очевидно, что отказ от продуктивного отрицания, от не-сущего, от негации в её живой связи с ассерцией, запрет негативной онтологии, - всё то, что мы зовём казусом Парменида, - заводит в тупик онтологию, гносеологию и эпистемологию. А попытки свести мышление только лишь к сущему, игнорирование Ничто́ как модальности, как гипотетического местопребывания идеальных объектов, привели философию к «провалу в объяснении» Т.Нагеля и к «трудной проблеме» Д.Деннета.

2.4 Мысль — не супервентна ни к физическому, ни к органическому, ни к социальному, ни к искусственному интеллекту.

И в самом деле, пользуясь всем, что ей попадётся, мысль не зависит (не детерминирована) ни материальным, ни социальным, ни идеальным. Мысль как конькобежец скользит по ломкому льду, но не сводится ко льду, к конькам, к спортивному навыку.

Считается, что материя мысли — молекулы, формирующие клеточный скелет, такие как актин, миозин и микротрубочки, функционирующие подобно конструктору лего…Процессы, обеспечивающие структурирование ментальных объектов, всё более понятны. Чтобы, к примеру, эффективно функционировать, мозг должен: воспроизводить и размещать на мембранах нервных клеток AMPA—рецептор глутамата; рецептор должен улавливать нейромедиатор, глутаминовую кислоту, из класса возбуждающих аминокислот, и передавать быстрые возбуждающие сигналы в синапсах нервной системы. Повышать долю АМПА—рецепторов совместно с кальцием, что значительно увеличит длительности самого сигнала; изменять формы дендритов, особенно размера и количества т.н. головок шипиков, которые образуют синапсы, и тем повышают способность получать информацию; лавинообразно повышать концентрацию ионов кальция (Ca), что даст толчок синтезу «белков памяти» нового типа, и т.д. и т.п.

Ментальные события, как считают нейрофизиологи, обусловлены комплексом причин, и среди прочих: молекулы, малые и большие; клеточные транспортные белки, «моторы»; структуры цитоскелета; органеллы; нейроны и глиальные клетки; сеть нейронов с глиальными клетками; мозговые ядра (концентраторы); зоны мозга; собственно весь мозг; квантовые эффекты… и прочая чепуха, — в виде заботы о другом Я, наук и того, что называют «скрепами»: духовная культура, вера в загробную жизнь и воздаяние за грехи)))

Но вся эта «объективная картина» не стоит и выеденного яйца!

Мысль не имеет субстрата, и лишь отчасти обусловлена химическими процессами в коре головного мозга… Мысль — идеальна и не материальна, как душа, ангелы или бог. А, породив себя из себя, — а я склонен полагать, что речь идёт о творении из ничего, — мысль гипостазирует своё бытие, говоря иначе — обзаводится собственным «телом», «динамикой», «органикой», «волей» и «энтелехией».

2.5 Мысль, которую нельзя ни помыслить, ни выразить, — есть ничто. Мыслит само Ничто.

И в самом деле, сказав, что мыслит само ничто, я едва не перегнул палку. Я набрался наглости утверждать, что вправил Ничто вывихнутый сустав, чтобы небытие, хромавшее на левое копыто, как Мефистофель, зашагало в ногу с бытием, но не как новобранец, а как товарищ по оружию. А, вправив сустав, я отвёл казусу Парменида, — с его табу и запретами мыслить не—сущее как сущее, — место на полке архива. Пусть пылится.

Но поскольку категории конституируют существенное, а не—сущее (по Аристотелю) — фикция софистов, то применение онтологии, гносеологии и эпистемологии для нужд отрицания крайне проблематично. Ясно, что тому, что не—верифицируемо и не—фальсифицируемо не следует уповать на категориальный аппарат. Категории — плоды онтологии, а без бытия учение о сущем — фикция. Надеясь дать дефиницию небытию, сознание делает предметом беспредметность, но не как недостачу чего—либо, а как становление предметной сферы из ничего. Но понятие о не—сущем нельзя задать ни чувственным (феноменальным), не логическим (ноуменальным) определением предмета. Остаётся лишь надеяться на интуицию, откровение, религиозный и творческий экстаз, в которых сущность ничто́ явится уму и сердцу тем способом, о котором и понятия не имеют перцепция/апперцепция. Это явление чего—то из ничего и [есть] мышление, которое работает с бесформенностью, бессодержательностью, бессубстратностью, т.е. само неочевидно, и с большой долей вероятности есть притворно—сущее.

Зная себя как «не—сущее», т.е. как безымянную и бессубстратную основу, чистую идею, мышление «есть» ничто́, продуцирующее и репродуцирующее формогенез. Мышление, наконец, есть свобода, повелевающая и обусловливающая [всё], — даже собственное рабство, когда гребец, прикованный к галере бытия/небытия, всё же волен посадить триеру на мель или изодрать о рифы.

Но ясно одно, мысль, как притворно—сущее, не может иметь иного предмета как ничто. Ибо чистое бытие может быть познано только чистым субъектом. Мысль и озадачена методологией работы с предметом, чьё явление отсутствует, техникой оперирования с ноуменом без феномена. Столкнувшись с отсутствием себя в мире, похлопав себя по карманам, и не обнаружив ни своего субстрата, ни своего предиката, ни ничто, в котором мысль кукует, где хранит плоды ума, интеллигибельное делает предметом знания ни то, чего нет, не было и никогда не будет, а мысль о непредставимом/невыразимом. Мысль о ничто хочет знать, что мысль о не—сущем совершает в мысли о не—сущем, когда вопрошает о не—сущем. Говоря иначе, не целесообразно ли развалить понятие ничто на череду моментов, чтобы понять какой же плод под сердцем носит смерть, - эта вечная дама на сносях…

2.6 Мысль — дана сразу и целиком – как семя, созревание и плод.

Примечательно как древнегреческая мифология трактует появление мысли из ничто. Этот мотив обыгран в сюжете рождения богини мудрости Афины из головы Зевса. Афина девственно чиста, её гимен не потревожен муками зачатия—вынашивания—изгнания, её ум не причёсан, рассудительность не знает стадий биогенеза, а мудрость досталась богине «вдруг» по капризу Зевса и в полном боевом облачении. Появлению мудрости из Ничто́ предшествовала интрига. Любовница Зевса Метида (др.—греч. Μῆτις «Мысль, премудрость», титанида (океанида), дочь Океана и Тефиды), — похоже, громовержец питал слабость к умным женщинам, — задумала родить сына, который сообразительностью и умом превзойдёт отца. Уязвлённый Зевс проглотил даму на сносях, после чего слёг с головной болью, — как часто мигрень и повышенное артериальное давление мучают тех, кто изнуряет себя умственным трудом. Невозможность сносить бремя мысли, заставляет Зевса обратиться к Гефесту, который, расколов молотом чело отца, ужасается сам и ввергает в ужас олимпийцев. И в самом деле, есть от чего содрогнуться, когда из живородящей головы Зевса появляется Афина, причём рождается премудрость не беспомощным младенцем, а дамой бальзаковского возраста, чей ум выпестован, а мысли являют себя во всеоружии категориального аппарата.

Аватар пользователя buch

Юрий Кузин, 1 Июль, 2022 - 09:49, ссылка

2.1 - Не согласен

2.2 - Согласен

2.3- Не согласен

2.4 - Согласен

2.5 - Не согласен

2.6- Согласен

Интересно , что через один

 

Аватар пользователя Юрий Кузин

Данный афоризм следует читать в этой редакции: исправил опечатки с именами)))

2.3 Мысль —  «средостение», «кромка» между бытием и ничто.

Мысль - притворно-сущее, она захаживает в Бытие и Ничто́, но не засиживается у каждого подолгу. Ясно, что, поднимая на щит небытие, мы противоречим законам логики Аристотеля. Но для нас также очевидно, что отказ от продуктивного отрицания, от не-сущего, от негации в её живой связи с ассерцией, запрет негативной онтологии, - всё то, что мы зовём казусом Парменида, - заводит в тупик онтологию, гносеологию и эпистемологию. А попытки свести мышление только лишь к сущему, игнорирование Ничто́ как модальности, как гипотетического местопребывания идеальных объектов, привели философию к «провалу в объяснении» Д.Левина и к «трудной проблеме» Д.Чалмерса.

Аватар пользователя buch

Юрий Кузин, 1 Июль, 2022 - 17:46, ссылка

Помимо всего прочего есть нематериальные частицы из которых складываются мысли . Где то там в глубине материи , где живет Бытие , оно мыслит этими мыслями, составленными из стаек нематериальных частиц , не имеющих ни времени ни пространства . О чем оно думает свои внепространственно-вневременные мысли ? О красоте , благе , истине ? А может ему просто одиноко ? Укрупняясь эти частицы постепенно теряют свою нематериальность , образуя количественные отношения вместе с пространством и временем . Провал в объяснении трудной проблемы связан с тем , что теперь нематериальная частица и материальная частица сильно отличаются друг от друга по своим свойствам ( из за фазового перехода ) . Мы же являемся симбиозом , скопления материальных частиц с облаками нематериальных частиц , повсюду следующих за ними .

Аватар пользователя Дилетант

Юрий Кузин, 1 Июль, 2022 - 17:46, ссылка
попытки свести мышление ... к сущему

 Почему нет? Ваши/наши мысли движутся в головах - у каждой головы свои мысли - чем они не "сущие-в-голове". Эти "сущие-в-голове" зовём "сущностями".
После движения в голове эти намысленные сущности "копируются" моими руками и начинают управлять физическими сущими - разве не так? Кто-то делает кино, а кто-то смотрит кино и затем поступает так, как герои в кино.

Почему бы не предположить, что физические сущие в окружающем нас мире, субъективные сущие (субъективные субъекты): люди, слоны, зайцы, тараканы, муравьи,..., являются как СУЩНОСТИ другому физическому миру?
По принципу подобия наши мысли бегают быстрее наших физических тел.
Тогда наши физические тела (сущие), но "сущности для иного физического мира", будут бегать быстрее "сущих" этого более Тяжёлого", более силового, скажем, "ядерного", мира.

И, тогда, мы, сами не зная этого, начинаем управлять (руководить) этим "тяжёлым миром".
Но, так же, по подобию, и этот "тяжёлый мир" неизбежно должен оставлять свои "знаки", которые мы, люди и всё живое, "внимаем" как "физическую силу".
Нам от этой физической силы больно, но нам невдомёк, что это только слабое "снятие формы" от неких "вещей тяжёлой реальности". 

Аватар пользователя Юрий Кузин

Забавный диалог на сайте Философия  ВКонтакте. 

 

Руиз Ав: Мёртвые люди не рассказывают историй)

Ю.Кузин: Тиресий бы возразил))) Зевс и Гера привлекли его, чтобы рассудить их спор о том, кто получает больше удовольствия от любовного соития — мужчина или женщина. По словам Гесиода, Тиресий, испытавший и то, и другое, ответил, что если исчислять общее наслаждение десятью долями, то мужчина получает одну долю, а женщина — девять... За это проигравшая спор Гера ослепила его; Зевс же наделил Тиресия вместо зрения способностью прорицать. Попав в Аид, Тиресий предсказывает будущее Одиссею. Мёртвые многоглаголят... Поскребите по сусекам свой ум и найдёте миллион "чужаков", затесавшихся между Вашими страхами перед дантистом, надеждами на повышение зарплаты и послевкусием от вчерашней вечеринки))) ... ...и потом, произнеся «мёртв», я имел ввиду вовсе не тех, кто почил в бозе, а сам принцип Декарта Cogito ergo sum, которое является латинской калькой с тезиса Картезия Je pense, donc je suis («Я мыслю, следовательно, я есмь»). Декарт утверждает, что всё подвержено сомнению, - всё, кроме самого сомнения. Другими словами, сомнение бессомненно, следовательно, сомневающийся существует доподлинно. А поскольку акт сомнения суть мысль, то тот, кто мыслит, существует. Но я иду дальше Декарта. Я сомневаюсь в принадлежности сомнения сомневающемуся. Мы то, что о нас думают... Но прежде, чем попасть на кончик язычка, мы присваиваем других и позволяем завладевать собою, обучаясь, общаясь с себе подобными, вступая в диалог с Богом, у которого вопрошаем о себе. Мы «теснимся», чтобы и Другой выделил нам «койко-место». То, что о нас думают, таким образом, и есть наша субъектность, но лишь в пассивном, негативном аспекте. Мы нить в пёстром ковре, который Пенелопа ткёт/распускает, чтобы отваживать женихов. Мы тема/мелодия в чужой симфонии, поскольку личность, как "Ансамбль", симфонична (Э.Ильенков) и полифонична (М.Бахтин, М.Бубер). И пока о нас думают все, кому не лень, мы существуем. Не стоит ли, в связи со сказанным, перефразировать Cogito ergo sum следующим образом: Ego esse, cum cogitat de me. Иначе говоря: Я существую, когда обо мне мыслят. Наконец, я выдвигаю лемму: 1) Верно, что «Я» не презентирует субъектность, поскольку во мне и мной верховодят доминанты, а моя личность - поли-субстратный-поли-субъект или поли-субъектный-поли-субстрат; 2)Верно, что «мыслить» не значит - существовать, поскольку мысль бессубстратна, бессубстантивна, беспредикативна, беспредпосылочна... Мысль не существует ни во мне, ни вне меня. Следовательно, Cogito, ergo sum mortuus)))

Аватар пользователя buch

 

Юрий Кузин, 2 Июль, 2022 - 07:42, ссылка

 

Но я иду дальше Декарта.

 Если хорошенько потрясти Декарта , то он зря сомневался . Если даже все вокруг сон , который злой Бог наслал на нас что бы запутать , то это ничего не меняет . Сон все равно существует , он все равно нуждается в реальности , только в другой реальности . Виртуальная реальность ведь тоже реальность . 

Я сомневаюсь в принадлежности сомнения сомневающемуся.

Но значит все равно есть какой то сомневающийся . Он каким то образом отличается от своего сомнения  

Я существую, когда обо мне мыслят.

Существует ли луна пока на нее не смотрит мышь ?  Может и существует , если до этого на нее посмотрела другая мышь . И может быть когда мы заходим на лесную поляну , где никто никогда не был , именно свобода нашей воли создает там упавшее дерево , через которое потом будут перепрыгивать медвежата 

а моя личность - поли-субстратный-поли-субъект или поли-субъектный-поли-субстрат;

Суперпозиция всего бытия 

Мысль не существует ни во мне, ни вне меня. 

Если мыслить себя пространственно - временно - то мысли нет ни во мне ни вне меня , она в другом измерении 

Аватар пользователя Юрий Кузин

Таким образом, тезис «2. Мыслю, следовательно, мёртв (Cogito, ergo sum mortuus)» аргументирован и обоснован. Хотя, могут и возразить: мёртвые люди не рассказывают историй) Ну, а если ты, как Тиресий, ввязался в тяжбу Зевса и Геры, пожелавших узнать: кто в большем выигрыше от любовных утех – дева или юноша.  И не просто согласился рассудить громовержца и его ревнивую супругу, но и побывал в роли женщины, которую берут приступом. Со слов Гесиода, Тиресий навлёк гнев богини тем, что выставил всех женщин нимфоманками,  поскольку, согласно его бухгалтерии, если исчислять наслаждение десятью долями, то мужчина получает одну долю, а женщина — девять... Разгневанная Гера ослепила сына пастуха Евера и нимфы Харикло. Зевс же, не желая злить супругу, не стал возвращать зрение смертному, но сделал его прорицателем. Узнав в толпе теней Одиссея, живым спустившегося в Аид, Тиресий предсказывает его будущее.

Мёртвые многоглаголят... Но, произнеся: «мыслю, следовательно, мёртв», я вовсе не имел ввиду смерть телесную, как, впрочем, и Декарт, говоря: «мыслю, следовательно, существую (Cogito ergo sum)», не увязывал напрямую способность суждения с копчением неба. Прежде, чем дать чеканную латинскую формулу, Картезий написал свой афоризм по-французски: «Я мыслю, следовательно, я есмь (Je pense, donc je suis)». Декарт утверждает, что всё подвержено сомнению, - всё, кроме самого сомнения. Другими словами, сомнение - несомненно, следовательно, сомневающийся существует доподлинно. А поскольку существо сомнения - мысль, то тот, кто разумеет, априори существует. Но мне претит заносчивость Декарта с его абсолютизацией методологического скептицизма. Я сомневаюсь в способности сомнения принадлежать скептику. Я раскладываю сомнение по карманам. Мы делим своё сомнение с посторонними, уподобляясь падшим женщинам. Наше сомнение – плод свального греха. И как мы выделяем «койко-место» постороннему в своём уме, так и ватага чужих актов не только захаживает к нам на огонёк, но и пускает на постой нашу неприкаянность. То, что о нас думают, таким образом, и есть наша субъектность, но лишь в пассивном, негативном аспекте. Мы - нить в пёстром ковре, который Пенелопа ткёт/распускает, чтобы отваживать женихов. И пока о нас думают все, кому не лень, мы существуем.

Не стоит ли, в связи со сказанным, заменить, навязшее в зубах «Cogito…» на тезис: «Vivo ego in extraneus caput (Я живу в чужой голове)». Отсюда я выдвигаю три леммы: 1) Верно, что «Я» - «не-Я», поскольку моя личность - поли-субстратный-поли-субъект или поли-субъектный-поли-субстрат; 2) Не верно, что мыслить и быть одно, поскольку то, что не имеет субстанции, субстрата, предиката, предпосылки, не может существовать ни как сущее, ни как не-сущее, ни как обоюдное, а поскольку мысль относится к вышеперечисленному, то мысль не существует. 3) Не верно, что если мысль не существует, то существует тот, кто её помыслил. Нельзя помыслить непредставимое/невыразимое. Следовательно, если нет мысли, нет и мыслителя.

Аватар пользователя Эль-Марейон

Юрий Кузин. Физическое первично к ментальному. Поэтому: если нет мыслителя, то нет  и мышления, и мысли тоже. С уважением. 

Аватар пользователя Юрий Кузин

Юрий Кузин. Физическое первично к ментальному. Поэтому: если нет мыслителя, то нет  и мышления, и мысли тоже.

1.24 Неверно, что ничто не подлежит удостоверению, поскольку не обнаруживает себя, а бытие не подлежит удостоверению, поскольку само-очевидно. Ничто не становится пропозицией без обоснования. Всё тавтология, пока не доказано иное. 

А вот Вы, дорогой Эль-Марейон, утверждаете некоторое положение дел, не утруждая себя аргументами... Почему?

Аватар пользователя Эль-Марейон

Юрий Кузин. Если за бытие взять , например, Движение, то саму материю( движение- материя в материи Сознании), то ее не увидеть, но дела и результаты этой работы налицо: мы, люди,- видим себя и другие живые организмы, звуки не видим, но слышим, слова не видим, не слышим, но мыслим. Этого мало? Опять так много у вас философских терминов. За значением каждого приходится « нырять» в словари, а там, знаете ли, не все так, как есть на самом деле. Что до аргументов, то зачем они в данном контексте? Есть Сознание( Движение), есть и материя, и время, и все остальное. Ещё небольшой комментарий: Эль- Марейон- женщина. С уважением. 

Аватар пользователя Юрий Кузин

Эль- Марейон- женщина. С уважением.

         Прошу прощения за бестактность.  

Аватар пользователя Эль-Марейон

Юрий Кузин. Великолепно сказано, большая благодарность : «Да то, что мысль поли-субъектна и поли-субстратна, что на ровне с умом кумекают:  и логическая структура языка, умничающего на свой страх и риск( не рискуют и не боятся словоформы- живые  клетки, а размножаются и приспосабливаются гораздо лучше человека в целом),  и складки рельефа, улавливающие сигналы и коды лощин и гротов, кальдер и горных кряжей, пологих берегов и круч, подвалов и коллекторов, автобанов и хитросплетений нейронов с глиальными клетками, мозговыми ядрами концентраторами, — всё раскидывает мозгами, всё мыслит в структуре события». Но поменять слово «мысль»с малой на большую букву- «Мысль»,то мир, конечно,  не изменится, но обретёт того, кто мыслит. С уважением.

Аватар пользователя buch

 

Юрий Кузин, 2 Июль, 2022 - 22:26, ссылка

"Парменид. Так и теперь, когда кто-нибудь скажет: "Если единое не существует", – не покажет ли он этим, что под несуществующим он понимает нечто отличное от иного? И мы знаем, что он хочет сказать.

Аристотель. Знаем.

Парменид. Итак, говоря "единое" и присовокупляя к этому либо бытие, либо небытие, он выражает, во-первых, нечто познаваемое, а во-вторых, отличное от иного; dведь то, о чем утверждается, что оно не существует, можно, тем не менее, познать, как и то, что оно отлично от иного, не правда ли?

Аристотель. Безусловно.

Парменид. Поэтому с самого начала следует говорить так: чем должно быть единое, если оно не существует? И вот, оказывается, что ему, прежде всего, должно быть присуще то, что оно познаваемо, иначе мы не могли бы понять слов того, кто сказал бы: "Если единое не существует"."

Разгневанная Гера ослепила сына пастуха

Было бы за что . Хотя кто я такой , что бы судить Богов

 Мёртвые многоглаголят..

А что им остается делать?  Чичиков первый оценил возможности мертвецов , скупая мертвые души . Даже хотел устроить с ними поселение в Херсонской губернии и жить там в трудах и заботах

 То, что о нас думают, таким образом, и есть наша субъектность....И пока о нас думают все, кому не лень, мы существуем.

Не зря Робинзон Крузо так обрадовался Пятнице . Всегда считал , что литературные герои поживее " живых" будут

Следовательно, если нет мысли, нет и мыслителя.

Вывод безусловный , как наличие точки в геометрии 

 то мысль не существует

Если написать ряд 1 , 2 , 3 , 4 , 6 , 7 ......

То 5 существует несуществующим образом 

Для мысли же которая не существует , придется искать соответствующий термин , иначе софисты непременно воспользуются этим обстоятельством

 

Аватар пользователя Юрий Кузин

3. Верно, что кино изъясняется тропами, и язык его тождественен грамматике, стилистике и семантике бытия.

И в самом деле, если философическим nuovo «трактата» Витгенштейна было истолкование метафизической проблематики средствами логики предикатов, где функции и переменные (факты и события) подменяли бытие и ничто, объекты и субъекты, каузацию и казуацию, детерминизм и индетерминизм, телеологию и свободу полагания, то в моём «…tractatus» новеллами становятся кино—метафора и кино—метонимия, с их логическим, семантико—герменевтическим и методологическим тезаурусом.

3.1 Каждому означаемому соответствует означающее, каждому явлению — предмет.

И в самом деле, рассмотрим некоторые термины трактата. ЛАНДШАФТ — петлистая дорога, просёлок (Хайдеггер), проходящий через буреломы и стремнины рек, путь, который торится как в—мире, так и в—себе, — т.е. ландшафт бывает внешним и внутренним. Нельзя продвигаться в—себе, оставаясь обездвиженным вне—себя: интроспекция и экстроспекция идут рука об руку, и часто маршруты переплетаются, образуя спутанные узлы, которые рассекает бритва Кузина... АКТОРЫ — бытие—ум—небытие, обнаружившие совокупно субъектность, суверенность, и всё это за счёт различения себя на своё иное, т.е. ино—бытие; ино—ничто; ино—ум. Отсюда, акт со—мыслия возможен при условии, когда во мне, обо мне и мной думает другой, т.е. ego non mori, quamdiu aliquis cogitat de me (лат. я не умру, пока кто—то думает обо мне)... СОБЫТИЕ — акт бытия—ума—небытия, в котором участвуют вскладчину, темпорально. Человек и место события, и сюжет, и импликация, человек непосредственно ввергнут в бытие и ничто, человек и со—бытийствует и со—ничтожится, человек полагает себя тем, что фундирует Мiр. Человек хватает  сырец реальности, нечто бесформенное, что предлежит и вопиет о своей неприкаянности, чтобы обустроить его эмпирику  как в логическом пространстве, — путём уяснения и до—уяснения его существа, — так и в поле интуиции, —  путём выслушивания лепета вещей. Поэтому мыслит не человек, вопрошающий и ответствующий, не природа, чья диафрагма продышалась, а голосовой аппарат: lig. vocale; lig. vestibulare; lig. thyroepiglotticum; lig. thyrohyoideum medium — исторгает упорядоченные звуки, которые по простоте душевной мы принимаем за осмысленную речь. Но мыслит и вещает о мыслимом СОБЫТИЕ, расквартированное в ландшафте. Что это значит? Да то, что мысль поли-субъектна и поли-субстратна, что на ровне с умом кумекают:  и логическая структура языка, умничающего на свой страх и риск, и складки рельефа, улавливающие сигналы и коды лощин и гротов, кальдер и горных кряжей, пологих берегов и круч, подвалов и коллекторов, автобанов и хитросплетений нейронов с глиальными клетками, мозговыми ядрами концентраторами, — всё раскидывает мозгами, всё мыслит в структуре события. Но мыслит не тем умом, что кукует в голове, а тем, что позванивает кантовскими талерами в карманах бытия, небытия, обоюдного. Мыслит совокупность причин и следствий. Мыслит сумма отношений. Мыслит детерминирующий себя индетерминизм. Мыслит само ничто. И всё, что нам дано, увидеть скорлупку ореха, чьё ядрышко не—сущее положило на зуб, чтобы распробовать вдали от назойливых просителей. Нам позволено сгрести в ладонь ореховую лузгу и жмых, чтобы сунуть в рот, но прежде прибраться на обеденном столе небытия. Не только платоновским пиром, но и лёгким перекусом нас не удостоят.

Аватар пользователя buch

Юрий Кузин, 3 Июль, 2022 - 11:52, ссылка

 

 Верно, что кино изъясняется тропами, и язык его тождественен грамматике, стилистике и семантике бытия.

 Из всех искусств для нас важнейшим является кино . За последние два года не сняли ни одного приличного фильма . Голливуд погряз в монотонных : спецэффектах , насилии и крови . Мировое кино просто умерло . А ведь сколько прекрасных новых тем появилось - обыватель и трансгуманизм    , искусственный интеллект и безысходность человеческого существования , да мало ли что можно было бы понавыдумывать .

я не умру, пока кто—то думает обо мне

 Боюсь не смерти я. О нет!
Боюсь исчезнуть совершенно.
Хочу, чтоб труд мой вдохновенный
Когда-нибудь увидел свет;
Хочу — и снова затрудненье!
Зачем? что пользы будет мне?
Моё свершится разрушенье
В чужой, неведомой стране.

Я не хочу бродить меж вами
По разрушении! — Творец.
На то ли я звучал струнами,
На то ли создан был певец?
На то ли вдохновенье, страсти
Меня к могиле привели?
И нет в душе довольно власти —
Люблю мучения земли.

И этот образ, он за мною
В могилу силится бежать,
Туда, где обещал мне дать
Ты место к вечному покою.
Но чувствую: покоя нет,
И там и там его не будет;
Тех длинных, тех жестоких лет
Страдалец вечно не забудет!..

Эволюция человеческой жизни проходит от полного изумления , через уверенность в бесконечности , буйстве энергии , пытающейся превзойти самую себя, к безразличию и полной покорности через смирение с неизбежным

Аватар пользователя Юрий Кузин

3. Верно, что язык сказывает, показывает и одаривает бессмертием речевую личность.

И в самом деле, если с функцией проговаривания можно согласиться, то показ нуждается в разъяснении. Показывать, т.е. давать яркую, выпуклую картину или эмблему некоей диспозиции в логическом пространстве. На эту способность языка указывает и Витгенштейн, когда говорит:  «То, что выражает себя в языке, мы не можем выразить с помощью языка» [4. 121]. Показать — указать на вещь, не называя по имени и не давая дефиниции. Невыразимое нельзя растолковать, - в него тычут жестом Кратила. И, перечитав написанное, обнаруживаю, что к дихотомии «сказать/показать» я обращался в афоризмах 1.7 и 2.3. Очевидно, не все точки над «i» расставлены. Ясно, что и рассказ и показ опираются на грамматику и синтаксис, – остаётся лишь различить: что отнести к нарративу, а что  – к речевой визуализации. Разъяснения  Витгенштейна, что само предложение показывает свой смысл (4.022), и так же показывает себя значение имени (3.203), ничего не проясняют. Витгенштейн верит в самоочевидность «показа». Здесь субъектность свила гнездо и даже вывела птенцов. Сам же «показ» напоминает отражение в зеркале. Но зеркало пассивно, а показ активен. В показе нечто презентирует и репрезентирует себя. «Предложения не могут изображать логическую форму, она отражается (spiegelt) в них… Предложение показывает (zeigt) логическую форму действительности. Оно предъявляет ее» (4.121) Здесь налицо противоречие: предложение и актор, - то, что может и делает, т.е. «показывает» и «предъявляет», - и акт, - то, что изображает логическую форму по мимо собственной воли. Изображать/показывать у Витгенштейна разные виды функций/интенций: одна пассивна, другая активна, одна объект, другая субъект. Это противоречие Витгенштейн не только не замечает, но и усугубляет присутствием в афоризме глагола «spiegelt» (отражать в зеркале). Язык, вознамерившись что-то показать, а не растолковать, обращается к непосредственной очевидности, к прямому жесту, к гримасе, которую речь корчит, чтобы запечатанные уста не выдали с головой пресуппозицию. Остаётся лишь гадать – какими  средствами Витгенштейн намеривался этого добиться. Разделяя язык на лингвистическую область (говорить) и нелингвистическую (показывать), австрийский философ не различает стратегию и тактику каждой области. Не ясно, где проходит водораздел в структуре логики и семантики, чтобы обозначить инструменты каждой области. Мне кажется здесь больше деклараций, чем инноваций.

Подобной двусмысленности нет в киногении, где объекту «садовый столик с хорошо пропечённой буханкой хлеба» (фильм «Зеркало») соответствует символ/знак, замещающий этот объект. Этот символ – кадр, в котором столик снят крупным планом, в рапиде (120 к/сек). Столик стоит в заросшем малинником саду, снят кинооператором Рербергом, запечатлён летним вечером при закатном солнце (режим), и означает сновидение, в котором прошлое предстало герою причудливой игрой воображения. Смысл кадра не исчерпывается его логической формой, набором изобразительных метафор, техническими приёмами, ракурсом, указаниями режиссёра на характер Мiра, созданного перед камерой, и способ его схватывания/запечатления. И только, очутившись в потоке света, бьющего из кинопроектора во мрак кинозала, только отразившись от белоснежного экрана, чтобы юркнуть на внутренний экран за пределами сетчатки и роговицы, эпизод с буханкой, которую катит в рапиде порыв ветра по садовому столику, достигнет своего адресата – чистого сознания, созерцающего чистый предмет. Таким образом, то, на что не отважилось «предложение Витгенштейна», - обосновать показ, без ссылки на его само-очевидность, - совершает «киногения Кузина», предъявив как денотат, то есть предмет, так и десигнат, то есть идеальный объект, обозначаемый данным именем.   

Но как понять заключительную часть тезиса № 3 о бессмертии, которым, якобы, одаривается речевая личность? И в самом деле, разве мы не бессмертны в речи, которой препоручаем себя? На этом допущении стоит остановиться. Исходя из учения Канта, что достоверность познания ограничивается сферой возможного опыта, а также помня мысль Витгенштейна, что правильное употребление языка сужает область достоверного познания, я хочу показать, как расширение моего присутствия в языковом таксоне расширяет границы моего мира. Не одной лишь строгостью и дисциплиной словоупотребления жив ум, но и включением в свою речевую ойкумену всех речевых личностей, высвобождению коих из бурелома слов, несостоятельных пропозиций и пресуппозиций и должен заняться ум, поднявшийся до высот ментальной этики. Но расширение границ языка за счёт переосмысления роли диалога, внедрения в философию понятия поли-субстрата и поли-субъекта, затрудняют рудименты вульгарного материализма в языкознании.

Остаётся лишь сожалеть, что лингвистами не собраны доказательства того, что морфемы обладают энтелехией и волей, что речь гипостазирована и представляет собой континуум субъектов, которые приняты на постой грамматикой, кого не выкурить из существительных и глаголов. Разве слова не отмечены  своеобразием тех, кто произнёс их впервые? Слова наследуют и транслируют геномы коммуникантов. Речь выталкивает на кончик языка/пера тех, кого приняла на постой. Произнося слова, я милую, подставляю плечо, или отправляю на плаху мириады духов. Вот я и произнёс ругательные для аналитической философии слова «душа», «интеллигибельное», «бытие/небытие», но, затевая разговор о функции языка – ОДАРИВАТЬ РЕЧЕВЫМ БЕССМЕРТИЕМ, которая превосходит по значимости «рассказ» и «показ», я не могу не упомянуть Платона и его учение о бессмертии души.

Устами Сократа в диалоге «Федон» Платон исследует способность души мыслить после смерти тела (70ab). Но некий Кебет, застрельщик беседы, выставляет философа на смех. И мудрый Сократ, чтобы развеять сомнения спорщика, приводит четыре гипотезы в пользу бессмертия души. Первая касается transfera, взаимного перехода противоположностей (70c — 72e). Вторая заставляет душу воспоминать (75e) свою прошлую жизнь, в результате чего душа постигает свою истинную  сущность (ἐπιστήμη — знание), а также обзаводится уверенностью в существовании разума и после смерти тела (76a — 78b). Третья гипотеза настаивает на тождестве и само-тождестве души (78b — 96a), не охваченной становлением. При этом Сократ указывает на бессмертную «сущность» души, постигаемую только умом (78b — 79a), по этой причине тело – видимо, душа – сокрыта (79b — e).

Примечательно то место в диалоге, где пифагореец Симмий, желая блеснуть учёностью, увязывает душу с гармоничным звучанием, издаваемым лирой. Упомянув этот музыкальный инструмент, Симмий замечает, что в таком случае представление о бессмертии души ущербно, поскольку, если разрушить лиру, погибнет и гармония сладкоголосых звучаний (85e — 86d). Но для Сократа душа вовсе не род гармонии, не строй, созданный лирой, а то вечное и неизменное, что существует до плоти как сущность (οὐσία) или бытие (ὃ ἔστιν) (92a — e). По Сократу душа целокупна, едина, одна, она — само собой разумеющееся сущее, одинаковое во всех телах, какими бы субъективными различиями их не наделил случай или рок (92e — 94b).

Но есть и четвёртая гипотеза бессмертия души по Сократу. Как эйдос жизни (96a — 107b) душа не умирает вслед за гибелью тела, а только сбрасывает оболочку (105c — e), выступая за пределы чувственного опыта (106a — 107a).

Трудно удержаться от соблазна назвать чистые одежды души, в которые, не желая сверкать наготой, девственница облачается в миг смерти. Полагаю, что этими пеплосами/хитонами и по сей день оказываются слова, коим мы препоручаем свою неприкаянность. Исследовав диалог, я пришёл к выводу, что Сократ имеет в виду ту способность души, которая не разрушается и не  делится на фракции ни при каких обстоятельствах. Что это за способность? И действительно ли она гарантирует бессмертие души (70c — 72e)? Это единичное/особенное, корреспондирующее в-себе со всеобщим, есть эйдос, который в «Тимее», став Нусом, Умом, образует совокупность, континуум эйдосов, некое их коллективное сущее, ареопаг (19b, 30c, 31b, 37d, 69c, 77b, 87e). И этот ареопаг есть РЕЧЬ.

Аватар пользователя buch

 

Юрий Кузин, 5 Июль, 2022 - 12:43, ссылка

 

душа не умирает вслед за гибелью тела, а только сбрасывает оболочку (105c — e), выступая за пределы чувственного опыта (106a — 107a).

 Что можно более или менее правдоподобного сказать о душе ?

Несомненно это часть индивидуального сознания ( а если кому захочется , то и все индивидуальное сознание ) Душа может болеть , чувствовать , желать , любить , быть душевной ... да все мы в той или иной степени переживали это и имеем внутренний опыт этого

Несомненно она изоморфна телу в той или иной степени ( если кому потребуется то относительно супервентна ) Собственно говоря это тень которую отбрасывает тело под лучами Всеобщего Сознания . Но тень наделенная полномочиями влиять на тело , оседлав его подобно всаднику

Потеряв тело после его разрушения , тень отправляется в царство теней - ибо ничто в этом мире не проходит бесследно  ( как считают знатоки религии : в этом и есть единственное утешение человека на Земле )

Следуя этой логике , душа уже не может в полной мере вернуться обратно , для этого ей потребовалось бы опять соответствующее , прежнее тело ( в другом она жить не может ). Но не все так плохо - сделав три Д копию на три Д принтере , мы вполне можем надеяться на возврат ее в родные места

Страх же человека исчезнуть совсем , не устраняется вечностью души ( хоть Сократ и сумел убедить себя в этом ) , ему явно хочется чего то необъяснимого , именно в своем человеческом обличьи 

Аватар пользователя Юрий Кузин

3. Верно, что язык сказывает, показывает и одаривает бессмертием речевую личность (ОКОНЧАНИЕ).

Субъект - дитя речи. Речь - дитя коммуникации. Речь и субъект обретаются/утрачиваются в акте высказывания. Концепцию речевого бессмертия ещё предстоит обосновать. В академической среде, где генезис направлений и школ оборачивается чередой парадигм, одни конвенции заключаются, другие расторгаются. Но ни информационно-кодовая модель Шеннона и Уивера [1], где говорящий («отправитель») и слушающий («получатель») обладают языковыми (де) кодирующими устройствами, а ум уподоблялся «процессору» по переработке и хранению информации [2]; ни коммуникативное языкознание, где преобладает схема: дискурс = речь + текст. (sentence vs. utterance), не отвечают на вопрос: как язык удостаивает бессмертием тех, кто прибег к речи.

Совершив «дискурсивный переворот» (discursive turn) [3], став новой онтологией [4], речевая коммуникативная парадигма, казалось, восторжествовала, а число её направлений перевалило за сотню [5]. Но, перечисляя родовые функции коммуникации, все эти школы упускают из вида цель, которую преследует речь, когда вверяет своё имманентное своему априори. Ответы, которые я слышу, по большей части прагматические и редко - онтологические. Но именно онтологическая проблематика, истоки которой обнаруживаются в «Федоне», обуславливает рече-и-смысло-порождение. И в самом деле, разве смысл коммуникации: непосредственной и опосредованной, явной и неявной, сводится лишь к информированию о положении дел, к пресловутой «пользе», к борьбе за господство в речевом таксоне? Отнюдь – нет…

Все лингвистические модели, так или иначе, торили тропу к речевому бессмертию как задачи коммуникации. Не хватило решимости. И в самом деле, если в кодовой модели Клауда Элвуда Шеннона и Уоррена Уивера (Шеннона/Уивера) говорящие обмениваются «мыслями», кодируя и декодируя их, то в инференционной модели Герберта Пола Грайса важны не пропозиции, репрезентирующие сообщения о положении дел, а эмоции, истолкование интенций, инференций. В расчёт берутся любые полунамёки, выводящие (имплицирующие) знания, все возможные разъяснения того, что коммуниканты «имеют в виду/nonnatural meaning», когда судачат [6]. Дальнейшая эволюция когнитивистики, философии сознания и дискурс-анализа привели к появлению интеракционной модели Эрвина Гоффмана [7] и Деборы Шифрин [8], в которой роль слушателя-интерпретатора важнее роли говорящего, а информация делится на ту, что сообщена «преднамеренно/information given») и на ту, что сообщена «непреднамеренно/information given-off».

Но подходы эти копулятивны. Ни какой экзистенциальной подоплёки. Мой же подход гуманен, тринокулярен, и основан на представлении о человеке как поли-субъектном-поли-субстрате или поли-субстратном-поли-субъекте. Аналитическим философам не мешало бы повернуть глаза зрачками внутрь. Недостаточно уяснять/до-уяснять пропозиции. Предстоит преодолеть парадигматическую инфляцию и дискурс-стресс. Начать следует с логического анализа слова «коммуникация». Предстоит рассмотреть условия истинности предложений, вне зависимости от отражения в них текущей реальности. В этих предложениях следует обосновать положение вещей, при котором возможно расширение (репродукция) нашей «речевой личности» до размеров сущего. При этом смерть физическая, и, что не исключено, - распад моего «Я», - должны пониматься как частный случай прерывания диалога, но ни речи, ни дискурса, которому мы препоручили себя. Это значит, что предстоит обосновать поли-субъектность и поли-субстратность речевой личности, которая не элиминируется из жизни духовной. Задача философии языка – вскрыть существенное сущности бытия в слове и посредством слова субъективного опыта, который «дан» и «взят» в акте соглядатайства и включает в орбиту со-мыслия всех наследодателей предков, все пантеоны богов. И сделать это предстоит средствами логики, философии языка, дискурс-анализа, тринокулярной онтологии и гносеологии.

Речь шунтирует сосуды ума, берёт на поруки то, что мы обронили - непродуманное, непрочувствованное, непрожитое. Дискурс поощряет говорящего выдавать койко-места чужим идеям, фантазиям, картинам мира; расширять ментальное присутствие в речевом таксоне, становиться и органом артикуляции, и местопребыванием речевого континуума. Коммуникация служит двум целям: а) расширению числа импликатур (смыслов) до размера человечества, абсолютного духа; б) раскрытию messege всех «речевых личностей», расквартированных в субъекте, как завершивших диалог, так и тех, которым предстоит в него вступить.

Коммуникация, - даже кухонная перебранка, - согласно Копенгагенской интерпретации квантовой механики, разносится эхом по уголкам Вселенной, наведывается во все возможные миры, чем радикально меняет прошлое, настоящее и будущее. Отныне актуальны требования ментальной этики: 1) опекать постороннего в себе; 2) соблюдать правила приличия в чужой голове; 3) со-мыслить, со-страдать, со-действовать ареопагу, расквартированных во мне коммуникантов. Отсюда императив долженствования: а) возлагать на себя чужую мысль как крест, видя в познании страстной цикл, а в практическом применении знаний - «шестоднев»; б) заботиться о своём ментальном реноме в «душе» постороннего, в которую ты затесался словом, мыслью или поступком. Коммуникация удерживает в сознании и сознанием всех говорящих [9]. Вступая в речь, мы становимся соборянами. Ведь что такое косноязычие, как ни крик о помощи, как ни стенания речевой личности, которая кукует в слове, взобравшемся на кромку губ и пера? Разве чужая ментальность, принятая на постой, не призвана растормошить наши угрюмые умы, пребывающие в экзистенциальной дрёме, занятые феноменологической жвачкой? Разве, запинаясь и заикаясь, мы не просим подать спасительную длань – нам, споткнувшимся о речь? А, бормоча что-то нечленораздельное, - так нехотя швыряют медяки в пластиковые стаканчики бездомных, - разве на самом деле мы не важничаем? Ведь что такое речь, как ни резоны на будущее! Человек обречён на речевое бессмертие, и это обстоятельство, пусть и малоутешительное, заставляет нас со всей ответственностью отбирать то, что эксплицировать, а что имплицировать в речь.

Произнося слова, мы стучимся в сознание постороннего, даже если тот воспоминание, или призрак человека, скитающегося по закоулкам нашего ума. Изготовившись к слову, окинув взглядом собеседника, набрав в лёгкие воздух с определённым усилием, внутренним чувством, мы конвертируем в речь своё завещание потомкам. Даже бранное слово спич. Даже банальный, казалось бы, вопрос: «который час?», брошенный в толпу, носит подтекст: «Я брат Ваш, милостивые государи» (Гоголь, «Шинель»). Язык - дом бытия (Хайдеггер). И дом этот таков, каковы её хозяева. Дом унаследуют: обжитым, уютным, или разворошённым, как после кражи. Мы засеваем собой будущее, надеясь, что, попав в унавоженную почву, наши «охи» и «вздохи» взойдут и заколосятся, что далёкий потомок, преломив хлеб диалога, услышит в своём и чужом слове наш онтологический вопль. Скажут: не густо. Но разве затесаться в чей-то ум обрывком фразы, которую будут помнить, звонким словом, которое вертится на кончике языка, плохая память? Не требуйте большего. От иных цивилизаций не осталось и эпитафий.

Примечания:

1. Shannon C., Weaver W. The Mathematical Theory of Communication.- Urbana, 1949. 2. Кибрик А.Е. Лингвистические предпосылки моделирования языковой деятельности//Моделирование языковой деятельности в интеллектуальных системах. – М., 1987. – С.33-52. 3. Harre R., Stearns P. (eds.) Discursive Psychology in Practice. – London, 1995. 4. Harre R., Gillett G.The Discursive Mind. – London, 1994. P.29-30. 5. Марков М.Л. Основы теории дискурса.– М., Гнозис.2003. – С.90-96. 6. Grice H.P. Meaning //Readings in the Philosophy of Language/ - Englewood Cliffs, 1971. - P.436-444. 7. Goffman E. The Presentation of Self in Everyday Life. – New York, 1959. 8. Schiffrin D. Approaches to Discourse. – Oxford; Cambridge, MA, 1994. - P.398. 9. В определённом смысле ум подобен Атлассу, державшему по представлениям греков небосвод на своих плечах в наказание за участие в титаномахии (битве титанов с олимпийскими богами). По одной из версий мифа имя титана коренится в древнегреческое «τλῆναι» - «терпеть», «переносить», «испытывать». Слову этому Вергилий предпосылает латинское - «durus» - «твёрдый», «стойкий», «суровый», «терпеливый».

Аватар пользователя Юрий Кузин

4.422 Работа с предложением – путь к его уяснению/до—уяснению.

И в самом деле, возьмём фразу Жака Лакана «Le sujet hallucine son monde» («субъект галлюцинирует свой мир» [1, с. 16] в переводе В.П.Руднева, и «…мир субъекта является его собственной галлюцинацией» в переводе А.К.Черноглазова.

Чтобы понять, что Лакан огласил, на что намекнул, и что высказало себя, прибегнув к речи, разберём каждый член предложения... Le sujet — то, что принадлежит мне лишь номинально. Как собственник «моего» порыва, экзистенциальной подоплёки, Le sujet арендует площади моего «Я» под свои нужды, не удостоив, однако, перечнем доминант, чьи штабеля складированы во мне, но к коим мне путь заказан. В моей тринокулярной гносеологии/онтологии Le sujet кишит альфа—доминатами, как лицедействующими, так и  сошедшими с подмостков моего «Я». Их цель – целиком повелевать мной, но прежде завладеть моментом времени «теперь», в котором они бы безраздельно властвовали над актами, направляя психофизическую активность моего ума в том направлении, которое сочтут важным, и о чём не будут ставить в известность ни моё сознание, ни моё бессознательное. Доминанты — психические ино-агенты, расквартированные во мне в виде идей, образов/символов, императивов долженствования, принятых на постой моим «Я». Пути внедрения «чужаков» различны: 1) посредством кодов/моделей, по которым мой интеллект собирает эти объекты из «местных комплектующих»: моего квалиа и памяти; 2) посредством догм/докс и продуктов воображения, которые неделимы, цельны, и присоединяются к моему интеллигибельному как субъекты с правом голоса.

Таким образом, субъектность вовсе не монополия некоей приватности, которую я числю за собой, а трон/престол («sede vacante»), который ждёт избрания понтифика из конклава кардиналов… hallucine — повторно воспроизводит (Retention — удержание, Э.Гуссерль) прежде воспринятое, но прибавляет к объекту «внутреннего опыта» (Ж.Батай) каприз альфа—доминанты, произвольно извлекающей психическое в логике фантазма, которой этот «калиф на час» обзавёлся не в корпении над учебниками, а в силу онтологической природы идеального — быть пересмешником сущего и наперсником несущего. Исток галлюцинации следует искать в «Я», чьи самоидентификация и единство сознания стали невозможны в силу конфликта альфа-доминанты с ареопагом. Галлюцинация, однако, лишь отчасти репрезентирует прошлую презентацию. Но что она делает? Чтобы разобраться, швырнём воображаемое на холодный хирургический стол, возьмём ланцет  и совершим надрез «фантазма» вдоль и поперёк. Последовательно скальпируем hallucination, вынув из походного саквояжа аналитика инструменты, и среди прочих: 1) умвельт (Umwelt), — то, что корреспондирует между химерой, собранной из блоков памяти, импульсами, табу, кванторами всеобщности/существования и тактильно-кинестезивным умом, который лишь притворяется мозгом с его причудливой игрой опосредований; 2) тавро, — то, как дано явление субъекту. Как правило, это уникальное сочетание пространства, времени, события, налагающих печать своеобразия на восприятие и квалиа; 3) знаки (signs): а) иконические (icon), — содержат образ предмета, который был «явлен» и «взят» (опредмечен) субъектом; б) индексы (index), — указывающие на предмет посредством стимулов; в) символы (symbol), — то, что в результате конвенций обозначает предмет в тексте/контексте; 4) каналы информации: а) язык (la langue); б) речь (la parole).Но прежде следует задаться вопросом: что извлекло кошмар из медвежьего угла памяти без веских на то причин? Как к воспоминанию подключилось воображение, и какой альфа-доминанте была адресована эта зрительная, слуховая, тактильная, обонятельная, вкусовая, вестибулярная, висцеральная (соматическая), проприоцептивная (моторная) или комплексная галлюцинация. Достанем ножи тоньше тех, что притупились и причинили «боль» моему «Я». Как возможно, что чистый субъект страдает, ломаю я голову. А тем временем моё «Я» ропщет и строит козни той части души, которую Жак Лакан назовёт «инстанцией буквы в бессознательном». Ножи разложены. Первым скальпируем обозначающее (имя), вторым — обозначаемое (референт). Последний потребует ещё более тонких лезвий, поскольку распадается на смысл (интенсионал, десигнат, сигнификат, коннотация) и значение (экстенсионал, денотат). Проделав всё это, я убеждаюсь, что сущности усмотрены и выбросом адреналина в кровь награждаю себя за долготерпение…son — увы, но, в отличие от русского языка, во французском нет понятия «свой». Вместо него указывается, кому принадлежит оговариваемое. J’adore ma maison, — Я люблю [свой] дом. Если используется притяжательное прилагательное, артикль перед существительным не употребляется. Опять же пресловутый вопрос о собственности — действительно ли то, что я собой представляю, есть МОЁ? Налицо складчина, долевое владение, когда бытие-ум-небытие распихивают [мою] субъектность по карманам. Химера, которую я назвал тринокулярным субъектом, напоминает трёх сварливых Грай (Дейно, Пемфредо и Энио), у которых Персей похитил глаз.  Если верить Эсхилу, ловкач вырвал око из рук одной из старух в миг передачи глаза сестре и зашвырнул его в Тритоново болото. За обещание вернуть похищенное старухи указали ему дорогу к Медузе Горгоне. Персей символизирует то, что отнято у бытия-ума-небытия — их субъектность, которая не имманентна, но благоприобретаема...  monde — Мiр образуется в момент со-глядатайства бытия, ума и небытия, когда триада проецирует своё видение себя, другого, обоюдного на рабочую плоскость узрения/усмотрения. Но Мiру мало постичь триединство как Полноту, Любовь и Агапе. Мiр то и дело создаёт и пересоздаёт детерминирующий себя индетерминизм. В определённом смысле Мiр занят a creatio ex nihilo. Но что любопытно, когда я писал этот развёрнутый комментарий к афоризму 4.422, я галлюцинировал не в меньшей степени, чем Лакан.

Примечания:

1. Lacan J. Des—Noms—du—Pere. Р. , 2005 / Лакан Ж. Имена—Отца. М., 2006., с16.

 

Аватар пользователя Njkelfxb11

(М∞) - дух?

Аватар пользователя Юрий Кузин

(М∞) - дух?

         ...тринокуляр в его полноте, любви и Агапе)))  

Аватар пользователя Юрий Кузин

4.4 Верно, что ум нельзя элиминировать из опыта, который совершает субъект познания на принципах, предполагающих присутствие наблюдателя.

Однако, ум не пришить к 300-м физическим константам, поскольку «субъективная реальность» зачастую обуславливает физическую, и происходит это если не в прямом полагании сущему быть тем-то и тем-то, а не-сущему — ничтожить себя так-то и так-то, что дало бы повод критикам трактата обвинить автора в солипсизме, а в той роли, которую Тринокуляр отводит интеллигибельному во Вселенной, — быть зеркалом для модниц, подсчитывающих морщинки и подбородки; быть vocalis funibus (голосовыми связками) для тех, кто, зная язык (la langue), отважился на речь (la parole).

Субъект стоит сравнить с землекопом. Срезая штыковой лопатой слой глинозёма, он переворачивает «ломоть» бурьяном внутрь, а пластом наружу. Познавая истину, субъект трансцендирует, выходит за пределы рутины, совершает перенос (transference), самодвижение к предельным основаниям Мiра, и контр—перенос (countertransference), реверс, доставляющий бытию и небытию «ответы», что они суть. Будущее субъекта незавидно. Достигнув Абсолюта, став Богом, ум угасает, что и понятно: полноте нельзя переполниться без того, чтобы варево, выскочив из-под крышки, не залило плиту. Предел не перешагнуть. Болезнь к смерти не излечить. И бесстрастный эскулап, пользовавший человечество, достанет из саквояжа журнал наблюдений, чтобы черкануть по-латыни: 1) «не смертельна ли болезнь (prognosis quoad vitam)?»; 2) «есть ли шанс на выздоровление (prognosis quoad sanationem)?»; 3) «как долго ещё протянет (prognosis quoad longitudinem vitae)?». Интерны, как гиены у полутрупа, буду куда более скупы в оценках: «Prognosis bona» (хороший), «Dubia» (сомнительный), «Mala» (плохой), «Pessima» (очень плохой).

И в самом деле, положив на зуб все крепкие орешки, мысль пресытится познанием. Но даже то, что накоплено, не удастся передать наследникам. Да и нечего завещать, — плоды ума умнёт за обе щёки всепожирающее время. И только Ничто, перемалывающее плоскими коровьими зубами разнотравье, скажет: где ему скормили сочный клевер, а где сорняки.

Аватар пользователя buch

Юрий Кузин, 9 Июль, 2022 - 10:14, ссылка

 

Будущее субъекта незавидно. Достигнув Абсолюта, став Богом, ум угасает, что и понятно: полноте нельзя переполниться без того, чтобы варево, выскочив из-под крышки, не залило плиту. 

 Но есть еще вариант бесконечного развития . Вряд ли математика может достигнуть своего завершения и исчерпать себя . Да и Абсолют выглядит как то не убедительно , как предел . Субъект  , вполне способен бежать как  ослик  за морковкой , за своей истиной без остановки .     Парки свое дело знают