Философские категории диамата и их характеристика

Аватар пользователя Cttepan
Систематизация и связи
Основания философии
Ссылка на философа, ученого, которому посвящена запись: 

                 Философские категории диамата и их характеристика

 Для отражения объективной реальности в диамате используются общеизвестные категории: «материя», «пространство», «движение» и «время».

У Ф.Энгельса читаем: «Мы знаем, что такое час, метр, но не знаем, что такое ВРЕМЯ и ПРОСТРАНСТВО!  Как будто время есть что-то иное, нежели совокупность часов, а пространство что-то иное, нежели совокупность кубических метров! Разумеется, обе эти формы существования материи без материи суть ничто, пустые представления, абстракции, существующие только в нашей голове.

Но ведь нам говорят, что мы не знаем также и того, что такое МАТЕРИЯ и ДВИЖЕНИЕ!  Разумеется, не знаем, ибо материю как таковую и движение  как  таковое  никто  еще  не видел и не испытал каким-нибудь иным чувственным образом;  люди имеют дело только с различными реально существующими веществами и формами движения. Вещество, материя есть  не  что  иное,  как совокупность веществ, из которой абстрагировано это ПОНЯТИЕ;  движение как таковое есть не что иное, как совокупность всех чувственно воспринимаемых  форм  движения;» [Соч.,  т. 20,  с. 550].  

Попытаемся с позиции формальной логики дать характеристику этим ключевым категориям диамата, т.е. выяснить к какому виду понятий они относятся.

МАТЕРИЯ – философская категория, абстрагированная из бесконечного множества форм объективной реальности.  Содержанием категории являются   существенные признаки: материальность, объективность, неуничтожимость, изменяемость, бесконечность.  Объемом категории  является  –  совокупность множества форм объективной реальности.

Характеристика категории «материя» как понятия:  общее,  нерегистрирующее, универсальное, собирательное, конкретное, положительное, соотносительное.

ПРОСТРАНСТВО – философская категория, абстрагированная из трехмерного пространства, которое является совокупностью кубических метров - километров.  Она отражает свойство (признак) объемности объективной реальности. Содержанием категории являются существенные признаки: объемность, трехмерность, объективность, бесконечность.  Объемом категории является бесконечное трехмерное пространство.

Характеристика категории «пространство» как понятия: положительное, универсальное, соотносительное, общее, нерегистрирующее, конкретное, собирательное.

ДВИЖЕНИЕ (изменение/перемещение) – философская категория, абстрагированная из совокупности-множества форм движения объективной реальности. Она отражает свойство изменения/перемещения во времени и пространстве всех форм объективной реальности.  Содержанием категории является существенные признаки: изменение/перемещение, объективность, неостановимость движения.  Объемом категории является неисчерпаемость множества форм движения.

Характеристика категории «движения» как понятия: общее, нерегистрирующее, универсальное, конкретное, положительное, соотносительное, собирательное.

ВРЕМЯ – философская категория, отражающая свойство (признак) длительности существования/изменения состояний множества форм объективной реальности. Содержанием  категории являются признаки: длительность и объективность смены состояний. Объем категории – множественность изменений форм объективной реальности.

Характеристика категории «время» как  понятия: общее, абстрактное, положительное, безотносительное, нерегистрирующее, универсальное, собирательное.

P.S. Просьба философов, игнорирующих  диамат и формальную логику, свои контраргументы не высказывать ввиду их неадекватности объективной реальности.  Спасибо!

Комментарии

Аватар пользователя дуализм

Степан! Вы написали бесспорно верный для данного сообщества специалистов текст, поэтому с ним все согласились, многие даже не читая, но оценить то нужно, ведь вы трудились переписывали откуда-то, впрочем могли и сноской перенести. Все одно, спасибо за труд!

Аватар пользователя Cttepan

дуализм, не вы первый и не вы последний подкалываете и язвите написанное мной. Поэтому к таким выпадам я отношусь спокойно. А что еще остается делать "философам" с противоположных (нематериалистических) философских направлений... С плюрализмом в мышлении гораздо легче трепаться, чем следовать диамату.  Легче ездить по дороге игнорируя ППД, чем их придерживаться. 

P.S. Чужое у меня везде со ссылками.  За пределами - собственные точки зрения, креатив, так сказать. 

P.P.S. Можно не отвечать.       

Аватар пользователя дуализм

Отвечать нужно, ибо только так вас могут услышать пока статья весит в верху списка. Иначе вновь утонет в небытии не читаемого пространства....

Аватар пользователя Cttepan

Дуализм, спасибо.  Написанное и так утонет, ибо вокруг тьма игнорирующих диамат и формальную логику, которых я просил не высказываться. Поэтому и к сему повороту событий я отношусь спокойно...

Аватар пользователя Ксари

Сттепан, а где определение и характеристика философской категории «идеального», «духа»? Где?

Аватар пользователя Cttepan

О  боге! (об идеальном) Так как только материальное воспринимаемо, познаваемо через ОЩУЩЕНИЯ, как исходной точки познания мира, то человеку ничего НЕИЗВЕСТНО о существовании бога как материального объекта!!!

Идеальное, т.е НЕ материальное, не физическое, не ощущаемое, а лишь ВООБРАЖАЕМОЕ нашим мозгом.  Его материально-физически НЕТ!!!  Все наши понятия являются идеально-воображаемыми феноменами. Нематериальное движение материи.

В отличии от категории "материя", которая абстрагирована (образована) из множества видов объективной реальности, образовать понятие "идеальное" таким подобным методом невозможно.  НЕТ НИКАКИХ оснований.  Чистый вымысел!!!  Как у математиков есть понятие "многомерное пространство".  Для их абстрактных допущений вполне подходит.

Выкрутиться из этой ситуации можно методом образования противоположности: материальное - НЕматериальное, т.е. не физическое, идеальное! То, чего нет.  В формальной логике они относятся к понятиям с НУЛЕВЫМИ объемами.  Признак есть у такого понятия есть (нематериальное), а ни одного предмета это понятие не охватывает, ибо их нет.      Например, понятие "бог", "вечный двигатель", "стоимость" и т.д.  Почитайте внимательно как образуются понятия в учебнике "Логика".  Успехов.

Аватар пользователя Cttepan

СПАСИБО всем оппонентам за комменты, но они были удалены ввиду неадекватности диамату. Сорян.

Аватар пользователя kosmonaft

Как будто время есть что-то иное, нежели совокупность часов, а пространство что-то иное, нежели совокупность кубических метров!

Я бы уточнил написанное, не оценивая его истинность и не придираясь к словам, ибо истина дороже...,))

 Как будто время есть что-то иное, нежели совокупность ВСЕХ часов, а пространство что-то иное, нежели совокупность ВСЕХ кубических метров!

Очень часто приходится слышать о неких "формах существования матери". Вы считаете, что мате6рия существует в формах или виде изменения форм ? Вы имеете в виду ВСЮ материю, никак не связанную со временем и пространством, то есть материю как таковую или то, что можете наблюдать и так или иначе ощущать в тот или иной конкретный момент времени ?  Если материя существует в виде изменчивости форм, то она в таком изменчивом виде существует только в пространстве или же и во времени тоже ? А может её изменчивость как раз и порождает то, что называют "временем".

Аватар пользователя Cttepan

Судя по вашим "уточнениям", вам курс формальной логики не читали. Термин "совокупность" является самодостаточным и не нуждается в тавтологических дополнениях. Квантор общности "всех" дублирует смысл термина "совокупность", так как последняя не может быть частичной или неполной.  

Некие формы существования материи - это виды объективной реальности, которые вы можете наблюдать, осязать, ощущать, представить в понятиях. 

Пространство, движение, материя существует лишь как одно целое. Может пониматься в физическом смысле, об этом пишет Энгельс, и в философском, как категории. Эта совокупность не знает времени, она изменяется (движется) сама по себе.

Человек к этой совокупности добавил параметр "время", т.е. длительность чего-либо. Понятие (категория) "время" такая же абстракция как "энергия" или "стоимость".  

Таким образом, человек отражает в своем мышлении объективную реальность как совокупность ЧЕТЫРЕХ категорий: материя, пространство, движение, время.  Первые три конкретные, а четвертая - абстрактная.

Неразрывность (единство) этой совокупности подтверждается ТРЕХМЕРНОСТЬЮ объективной реальности.