ФАНТАЗЁР ГЕГЕЛЬ
(Немного о "диалектике")
1
1. Г. В. Ф. Гегель. "Параграф 31. Примечание. (..) Высшая диалектика понятия состоит в том, чтобы рассматривать определение не только как предел и нечто противоположное, но породить из него позитивное содержание и позитивный результат, посредством чего она только и есть развитие и имманентное продвижение. Такая диалектика есть не внешнее деяние субъективного мышления, а собственная душа содержания, из которой органически вырастают её ветви и плоды. Мышление в качестве субъективного лишь наблюдает это развитие идеи как собственную деятельность её разума, ничего со своей стороны к нему не добавляя. Рассматривать что-либо разумно означает не привносить извне разум в этот предмет, обрабатывая его таким образом, но видеть предмет для себя разумным; здесь дух в своей свободе, высшая вершина самосознательного разума, сообщает себе действительность и порождает себя как существующий мир; дело науки только в том, чтобы осознать эту собственную работу разума предмета". (Г. В. Ф. Гегель. "Философия права")
2
1. Что тут сказать?!
2. "Невиноватая я! Он сам пришёл!" Классика советского кинематографа - "Бриллиантовая рука".
3. Но на самом деле, конечно, всё - не так! И опять классика советской эстрадной песни: В. Высоцкий - "Всё не так, ребята!"
4. Это говорит о том, что "мудрёная" концепция "великого философа" - абсолютно банальна! Непризнание (confessa!) своей вины - присуще абсолютно всем в объективистском мире у людей с объективистским мышлением и действием.
5. Поэтому на самом деле Гегель - виноват! Именно он - виновник "разума объективного предмета", его движения.
6. Берём любое художественное произведение любого автора, и что мы там видим? Мы читаем, что "Вася пошёл туда-то", "Петя сделал то-то", "Люся сказала такое-то", "Катя отреагировала так-то". Но если мы в здравом уме, то понимаем, что на самом деле нет никакого "Васи", "Пети", "Люси", "Кати" и их "действий", а за всеми этими понятиями (образами) стоит один и тот же Субъект, Само-Субъект - Автор. Иными словами, все эти персонажи и их "действия" - это реализации, осуществления во вне, в мире одного и того же Само-Субъекта-Автора и его действия.
3
1. Что же на самом деле происходит с "диалектикой" с точки зрения философии?
2. Понятно, что никакого "имманентного развития объективного предмета" не существует. Никакие анимистические "собственные души содержания" - тоже не существуют, ибо даже в грамматике неживые предметы (объекты) не считаются одушевлёнными! Тем более неодушевлённые предметы (объекты) - не действуют, как действуют, например, одушевлённые субъекты.
3. "Субъективное мышление" не может наблюдать со стороны некое "самостоятельное развитие идеи", как будто "идея" - это какой-то Субъект или Само-Субъект со своим разумом, который самостоятельно может действовать, например, развиваться и т.д.
4. И Гегель, кстати, очень боится своего разоблачения, спеша оговориться, что он от себя, как Субъект, Само-Субъект, в объект (предмет) ничего не добавляет, даже не прикасается к нему: "..ничего со своей стороны к нему не добавляя".
5. Далее, разумеется, Гегель впадает в ложный дуализм "разумностей": "..не привносить извне разум в этот предмет.. но видеть предмет для себя разумным". Получается, что Гегелю мерещится в мире как бы две "разумности" - его собственная и внешне-объективная разумность предмета (объекта), и неживые, неодушевлённые объекты (предметы) внезапно оживают, обретают разум, собственную автономную разумность. Это же - чистой воды художественная фантастика, а не философия!
6. Ну, и далее, следуя развёртыванию столь фантастической художественной картины мира Гегеля, оживший неживой мир объектов, чудесным образом обретая свой собственный разум (дух!), сам себе сообщает действительность и порождает тоже сам себя из самого себя же. А извне наблюдающему эту фантасмагорию в кинотеатре разуму самого Гегеля (постороннего зрителя!) остаётся только, не мешая и не вмешиваясь в столь захватывающий демиургический процесс, изумлённо наблюдать за результатами "собственной работы" киноаппарата в аппаратной будке у него за спиной даже без помощи киномеханика - ещё одного, уже третьего (!), руководяще-направляющего разума мастера.
4
1. В общем, разумы у Гегеля непрерывно и неконтролируемо множатся, по дороге полностью растрачивая и выхолащивая смысл самого же разума, разумности. И гегелевский разум закономерно и "диалектически" становится - художественно-фантасмагорическим безумием.
2. Но если на это всё гегелевское сумасбродство посмотреть с правильной, само-субъектной точки зрения, то становится понятной ТЕХНОЛОГИЯ создания только одним разумом, одним мышлением всего мира от начала и до его завершения, реализации.
3. Не "диалектика", движимая ложными противоречиями, дабы скрыть истинного Субъекта, Само-Субъекта действия, движения, а именно - ТЕХНОЛОГИЯ мыслительного создания Само-Субъектом всего своего внешне-реального, само-субъектно-объектного мира - именно это правильная, само-субъектная концепция замены ложной "диалектики" истинной технологией (мышления).
4. Потому что наблюдать во вне мы, как Само-Субъекты, можем только ОДИН наш разум и результаты его действия во всех объектах, предметах создаваемого нами же нашего внешне-объектного мира.
5. Никакого иного разума, кроме нашего, само-субъектного разума, вне нас нет и быть не может. Наделять придуманные нами объекты и предметы их "собственным разумом", самим прячась за них, как за тряпичными куклами на наших же руках и пальцах, - значит разговаривать и писать лживые сказки для детей, обычные художественные произведения, досужие выдумки для приятного времяпрепровождения, а не серьёзную философию.
6. Так что всеми "внешними объектами и предметами" движем мы сами как Само-Субъекты, создаём, развиваем и разрушаем миры и т.д. - строго по технологии мышления, субъектом действия которой и которого являемся тоже мы сами - Само-Субъекты (люди).
--
© 1988-2022, Александр Аритерос (A. Aritheros)
==
Комментарии
Это что, солипсизм?
Нет! Это ещё круче, это - Аритеросизм!
Aritheros-y: дык есть такое в народе - дураков лечить, что мертвых лечить! А дуракам диалектика Гегеля точно не для их тупых мозгов. Но разве дурак признается, что он дурак? Ибо это только умным под силу. Однако.
Давайте-ка - по сути! А?
Aritheros-y: а если индивид без должного понимания в сути такой диалектической взаимосвязи, которую Маркс отразил (как весьма способный ученик Гегеля) в его диалектическом выводе (я считаю в фундаментальном): "Производственные отношения (которые организуются и реализуются в соответствующем сообществе людей для преобразования веществ и явлений природы в полезную и удобную для них форму с соответствующим (в частности, капиталистическим) механизмом распределения результатов этого преобразования) - это отношения, в которые вступают люди в своем общественном жизненном процессе, в производстве своей общественной жизни" (см. Гл.51 в Т.3 "Капитала") , то кем является такой индивид? По мне, так тупым дураком - без должного понятия не только в диалектике Гегеля, но и в диалектической сути теории марксизма, базирующейся на основе "всеобщих форм диалектического движения" не только по Гегелю, но и по Марксу. Однако.
Будьте добры, уточните, конкретизируйте свой вопрос?
VIK-Lug, 3 Декабрь, 2022 - 17:13, ссылка
+
Понял. Отстал.
Как хотите.
--
А по сути - есть что сказать?
Я задал вопрос чтобы уточнить.
И понял, говорить нет смысла.
По "сути" - я как единственный диалектик на планете
обращаю внимание вот на какие частности:
1. В предложенной к рассмотрению цитате
речь идёт о некой "высшей диалектике понятия",
по всей видимости - мнимой ГВФХ в виде
фрагмента стенографической записи воли Божьей...
2. Таким образом - нечто, означенное как
"собственная душа содержания" -
оказывается носительницей совершенно невозможной
(по причине присваиваемого ей
отсутствия внутренних противоречий)
"божественной разумности"
в отличие от носителя субъективного мышления,
разумность какового происходит из противопоставления
себя всему прочему (не исключая самого себя)...
3. Заговаривая о желании носителя субъективной разумности
"видеть предмет для-себя-разумным" ГВФХ самоутверждается в идеализме -
отрицая то очевидное обстоятельство, что "свободный Дух" - идея бесплодная
потому что бесполезная...
Так что в этих измышлениях гения - я никакой диалектики не усматриваю...
http://philosophystorm.ru/genii-li-gegel
https://proza.ru/2017/02/23/420
У Гегеля в данной цитате речь о том, что источник имманентного движения и развития - противоречие, что есть суть диалектики.
"Высшая диалектика понятия состоит в том, чтобы
... (из определения) - породить
позитивное содержание и позитивный результат
посредством чего она только и есть
развитие и имманентное продвижение."
Налицо - "галимая" метафизика типа "план по валу - вал по плану..."
...и ни о каком "перескакивании" качественного в количественное -
речь здесь не идёт, в отличие от некоторых из тех его же соображений,
которые ни к какой "божественности" - не отсылают...