Продолжая дискуссию на тему «Эволюция», предлагаю для обсуждения мои рассуждения о феноменах: «развитие», «новое» и «сложное».
1. Очевидно, что мы наблюдаем в Мире процессы развития, усложнения и появления нового (небывшего).
2. Обратим внимание, — очевидно, что процессы развития, усложнения и появления нового проявляются, с необходимостью, в жизни любого организма, а таже, в жизни человеческого общества.
3. В процессе жизни организмы изменяют и формируют косную (неживую) материю в окружающем их Мире.
4. Именно, существование жизни на Земле, по данным научных исследований ак. В.И.Вернадского. сформировало все необходимые условия для обеспечения возможности жизни Человека.
5. Очевидно, что как только прекращается жизнь в организме и его тело начинает существовать, только в соответствии с законами косной материи, в нем полностью прекращаются все процессы развития, усложнения и появления нового, а начинаются характерные для косной материи процессы разложения, распада целого на составные части.
6. Живая материя не может существовать только по примитивным законам косной материи, — иначе она деградирует до ее уровня.
7. Человек не может жить только по примитивным законам животного мира, — иначе он деградирует до уровня животного.
8. Следовательно, есть три класса сложности существования в Бытии:
а) косная материя,
б) живая материя,
в) Человек.
9. Целое привносит смысл существования своим частям.
10. Сложность — мера некоторого целого, которая определяется количеством разнообразных частей и множеством их разнообразных связей, объединенных общим смыслом существования целого. Чем больше количество и разнообразие частей и их связей в целом, — тем больше его сложность.
11. Очевидно, что формирование целого из частей предполагает наличие определенных внешних условий детерминирующих процесс синтеза любого целого.
12. Очевидно, что процесс синтеза любого целого, сам, как целое имеет меру сложности в зависимости от сложности синтезируемого объекта. Значит, формирование процесса синтеза любого целого, сам процесс, как сложный объект, предполагает наличие определенных внешних условий детерминирующих формирование этого процесса.
13. Очевидно, что сложность формирование процесса синтеза любого целого всегда будет больше сложности самого синтезируемого целого. (Завод не может быть проще, чем выпускаемая им продукция.)
14. Таким образом, все новые сложные объекты могут возникнуть в результате деятельности чего-то еще более сложного …
Комментарии
Евгений Васильевич, мне очень понравился Ваш вывод: "Таким образом, все новые сложные объекты могут возникнуть в результате деятельности чего-то еще более сложного…"
Только вот теперь не пойму, если "более сложное" предшествует "менее сложному", то в чем тогда суть развития? Особенно это не понятно, т.к. о развитии (с первого пункта) идет речь как о процессе усложнения...
С уважением. Derus
Уважаемый г-н Derus!
Для того, чтобы ответить на Ваш вопрос, мне надо еще поработать.
А Вы сами, как понимаете суть развития?
ЕС
Извините, что встреваю в разговор. Думаю, не помешаю.
Силаев Дерусу: "А Вы сами, как понимаете суть развития?"
Такие вопросы изолированно не решаются, они решаются в контексте мировоззренческой картины. Поэтому приоритетно надо строить такую картину. А это задача на десятилетия.
Предупреждаю: шутка, ответа не требует.
Почему-то мне кажется, что Силаеву и Дерусу уже больше 10 лет, скорее всего и 20 есть - и их мировоззренческие картины уже как-то выстроились :))) Вы, наверное, имели философскую систему (концепцию).
Шутить полезно - психическое здоровье укрепляется ;)
Мировоззренческая картина, философская система, терминологическая заморочка... Я, наверно, по-серьёзнее отношусь к мировоззрению, чем Вы, у меня философия - служанка мировоззрения, а мировоззрение - ключ социального бытия человека. Кроме того, я представляю себе интерсубъективную перспективу солидного мировоззрения, ну, как религию.
С другой стороны, философская система мыслится как слишком жёсткая, как детерминирующий фактор, не способствующий поиску решения таких сложных задач, как раскрытие сути развития.
Все же, если быть точным, то мировоззрение есть то, что нам дано и чем мы практически не можем управлять - мы можем отмечать его изменение, но принимать решение о его произвольном изменении не дано. И именно поэтому "мировоззрение - один из ключей жизни человека".
Ну и потом, по самому определению мировоззрение индивидуально. Конечно, можно говорить о сравнении мировоззрений разных людей, об их близости - как про характеры - но от этого они не перестают быть сугубо личными. Поэтому никакого мировоззрения как религии я себе представить не могу.
Если возвращаться к нашим баранам, то следует заметить, что любое мировоззрение готово ответить на любой вопрос о зримом мире - мировоззрение всегда полно. Если человек видит и понимает (зрит) развитие, то и сможет объяснить, что он зрит. Нет никакой необходимости в особых десятилетиях для ответа на любые мировоззренческие вопросы.
А вот если проблема формальная, да еще научная ("сложная задача - раскрытие сути развития"), то мировоззрение тут не поможет - тут нужна научная или философская системы/концепции. И именно они-то, действительно, требует времени на создание, проработку. И не каждый способен на их не только создание, но даже понимание готовых.
boldachev: "можно говорить о сравнении мировоззрений разных людей, об их близости - как про характеры - но от этого они не перестают быть сугубо личными. Поэтому никакого мировоззрения как религии я себе представить не могу"
Этот момент больше всего впечатляет в Вашей позиции. Как же тогда возникли теология и религия, в чём их принципиальное отличие от мировоззрения?
boldachev: "любое мировоззрение готово ответить на любой вопрос о зримом мире - мировоззрение всегда полно. Если человек видит и понимает (зрит) развитие, то и сможет объяснить, что он зрит"
Но ведь речь идёт не о констатации того, что видишь, а о раскрытии его сути, т.е. должна быть схвачена идея видимого. Готово ли на это , как Вы говорите, "любое мировоззрение"?
Кстати, Ваше отождествление "зрения" и "понимания" просто шокирует. По-моему это натяжка.
boldachev: "А вот если проблема формальная, да еще научная ("сложная задача - раскрытие сути развития"), то мировоззрение тут не поможет - тут нужна научная или философская системы/концепции"
Да, если проблема формальная. Но в том-то и дело, что проблема не формальная, она творческая, речь идёт не о логическом выводе, а об иррациональном поиске, о загадочной эвристике, которой нет в формальной системе. Здесь мировоззрение оказывается чем-то вроде среды возникновения новых идей, среды становления философской системы.
Понятно же, если есть религиозное мировоззрение, научное мировоззрение, мистическое мировоззрение, то мировоззрение не может быть отождествлено с наукой, религией, мистикой. Мировоззрение есть индивидуальная форма представления Мира, а наука, религия, мистика - внешние формы отношения (познания) этого мировоззрения с миром. Религия, скажем, христианская это социальный институт, а христианское мировоззрение - индивидуальные представления обусловленные этим институтом. А если говорить о генезисе, то и обуславливающие возникновение этих институтов.
А вы представляете мировоззрение, как социальное явление, тождественное религии, науке, мистике, искусству?
Так и идея не выходит за рамки мировоззрения - мы не можем иметь произволюную идею. Для кого-то, для определенного типа мировоззрения у развития будет своя суть, а другого - другая. Все исключительно в рамках частного мировоззрения. Или вы считаете, что у объектов есть имманентная им, независимая от способа видения субъекта суть? У кого-то правильная идея, а у других нет? Вот тут у кого-то идея развития креационистская, а у других - научная.
Тут вы смешали два момента: саму проблему и ее решение, с методом поиска этого решения. Да, любой поиск ответов (и в науке) является творческим. И направление этого творческого поиска может зависеть от мировоззрения. Но решение же все равно будет формальным - даже креационисты пытаются придать своему решению формальный вид, а не просто констатировать "верю" - для чего действительно, достаточно было бы мировоззрения.
Гениально! До сих пор общепринято было считать, что мировоззрений (взглядов, воззрений на мир в целом) всего два - философское и религиозное. Философское мировоззрение в основе любой науки и до сегодняшнего дня это мировоззрение Аристотеля. Говорить о научном мировоззрении конечно никто не запрещает, как и говорить о любви к бутерброду с икрой, язык как известно без костей... :))
Да-да, есть такое философское мировоззрение - оно свойственно всем-всем философам - одинаковое и у материалистов, и у солипсистов, и у диаматчиков и ницшеанцев и пр., и пр. )) такой единый взгляд на мир (миро-воззрение) для всех философов. А кто не философ - у тех религиозное мировоззрение - однозначно.
Вот только интересно, а можете вы привести цитаты подтверждающие вашу фразу "до сих пор общепринято было считать". Я понимаю, если "общепринято", то наверняка в каждом словаре будет про только два мировоззрения )). А то мне показалось, что вы как-то легко трансформируете "мне так кажется" в "общепринято".
Действительно никто не запрещает - вот люди и говорят "научное мировоззрение" (53 тыс. ответов). О том, что такое "философское мировоззрение" то же говорят, но меньше (35 тыс. ответов). А вот что такое "мировоззрение Аристотеля" мы можем прочитать лишь в нескольких рефератах размноженных в рунете 2 тыс. раз.
Прошу вас, не пишите мне больше про мировоззрение Аристотеля - я уже знаю, что вы считаете его лежащим в основе и т.д. Но, к сожалению, только вы.
Ну почему же? у философов Сократа и Платона мировоззрение совпадало с мировоззрением религии. Или может для вас Сократ и Платон не философы? :))
Понимаю, что вам трудно представить мировоззрение религии (Сократа, Платона), поскольку вы сами мыслите исключительно в границах мировоззрения Аристотеля, в установленных им границах метафизики, а расширить эти границы метафизики вам не дано. Понимаете, не дано, не подарено, возможно пока, а возможно и вообще, и зависит это исключительно от вас самого, поскольку дар надо заслужить и заслужить работая отнюдь не руками, ногами или языком...
А где цитаты?
Вы думаете мне больше делать нечего, что бы находить вам цитаты и тем самым вас убеждать? Подумайте сами, мировоззрение или взгляд на мир как на одно единое, может быть либо изнутри мира (Аристотель), либо снаружи мира (Платон) и ни какого третьего взгляда нет принципиально.
boldachev: "Религия, скажем, христианская это социальный институт, а христианское мировоззрение - индивидуальные представления обусловленные этим институтом. А если говорить о генезисе, то и обуславливающие возникновение этих институтов"
Тут у Вас последнее предложение самое важное. Вспомните, чуть выше я говорил, что "представляю себе интерсубъективную перспективу солидного мировоззрения, ну, как религию". На что Вы ответили: "никакого мировоззрения как религии я себе представить не могу". Надеюсь, теперь недоразумение снято (?).
boldachev: "Для кого-то, для определенного типа мировоззрения у развития будет своя суть, а другого - другая. Все исключительно в рамках частного мировоззрения"
Вы упускаете из вида, что какое-то частное мировоззрение может стать общепринятым.
boldachev: "Или вы считаете, что у объектов есть имманентная им, независимая от способа видения субъекта суть?"
Нет, не считаю.
boldachev: "Тут вы смешали два момента: саму проблему и ее решение, с методом поиска этого решения"
:)) Феноменально! Кто из нас смешал? Это ведь Вы свели вместе саму проблему (предположив её формальной и тем самым намекнув на формальную форму её решения) и метод поиска решения (Ваши слова там же: "мировоззрение тут не поможет - тут нужна...").
А, собственно, так ли уж это существенно, было ли смешение и кто первый это сделал? ;)
boldachev: "любой поиск ответов (и в науке) является творческим. И направление этого творческого поиска может зависеть от мировоззрения. Но решение же все равно будет формальным"
Я протестую! Интуитивно найденная, схваченная идея, способная быть хоть сколько-нибудь внятно выраженной, это уже решение. Для признания найденной идеи решением вовсе не обязательно формальное оформление её в какой-то формальной системе.
Нет. Ничуть. Мировоззрение - это система взглядов на мир, способ видения мира, оно не может быть интерсубъективно по определению, оно "воззрение", оно не формализированно. А вот религия, наука вполне формализированные интерсубъективные образования. Еще раз: на основе некоторого мировоззрения (общности мировоззрений группы лиц) может быть сформирована наука, религия, идеология - на языке которых можно говорить о мировоззрении. Или наоборот, наука, религия, идеология может сформировать мировоззрение человека. Но никак само мировоззрение не может быть религией, наукой, идеологией.
Не упускаю, а опускаю банальную мысль, что число типов мировоззрений (как, скажем, типов характеров) может быть значительно меньше, чем их носителей (отдельных людей), и уж точно оно не может быть одним на всех. Суть-то в том, что есть разные мировоззрения и в каждом из них может быть разное видение идеи чего-либо (в нашем примере, развития). Тем более вы с этим согласны, а следование ваш исходный тезис "речь идёт не о констатации того, что видишь, а о раскрытии его сути, т.е. должна быть схвачена идея видимого" ни о чем - сколько мировоззрений, столько и раскрытий и схватываний. И даже самое "несолидное" мировоззрение раскрывает и схватывает (ну как может :).
Если речь идет о решении проблемы развития/эволюции (как и любых научных проблем), то оно безусловно должно быть формализировано. Вы же сами знаете как много "гениев", имеющих интуитивно найденные решения любых мыслимых проблем, но не способных их формально выразить в виде закона, теории. И что? Кому нужны эти "решения"? Повторю: прийти к решению можно как угодно (приснилось, музыка навеяла), но само решение становится таковым (именно решением) только после формального закрепления на вполне формальном языке конкретной науки.
boldachev: "Еще раз: на основе некоторого мировоззрения (общности мировоззрений группы лиц) может быть сформирована наука, религия, идеология - на языке которых можно говорить о мировоззрении. Или наоборот, наука, религия, идеология может сформировать мировоззрение человека"
Создаётся впечатление, что слово "мировоззрение" Вы понимаете узко, а более широкого толкования, даже на время разговора, принимать не намерены. И пока я не введу некое новое слово, означающее то же мировоззрение, только с усиленным формальным моментом (например, имеющее печатное описание - этакий "мировоззренческий талмуд", по которому можно учиться), вы ни за что не признаете возможность интерсубъективизации мировоззрения.
boldachev: "Но никак само мировоззрение не может быть религией, наукой, идеологией"
Интересно, почему Вы игнорируете применённое мной слово "перспектива" (в соседстве со словом "религия"), при том, что сами говорили о генезисе, в котором индивидуальные представления обуславливают возникновение социальных институтов вроде религии. Получается, Вам нужна особая формальная строгость, нефорумная, превосходящая реальную потребность в разговоре. Но ведь это ведёт к потерям содержательности из-за того, что приходится излишне много заниматься формальным аспектом выражения мысли.
boldachev: "Не упускаю, а опускаю банальную мысль, что число типов мировоззрений..."
Я так и не понял, допускаете ли Вы, что какое-то частное мировоззрение может стать общепринятым. Или эта ситуация у Вас тождественна интерсубъективизации со всеми вытекающими отсюда невозможностями?
boldachev: "Вы же сами знаете как много "гениев", имеющих интуитивно найденные решения любых мыслимых проблем, но не способных их формально выразить в виде закона, теории. И что? Кому нужны эти "решения"?"
Вам не нужны, это понятно. Но Вы вроде как и за других хотите решать? Или мне показалось?
Думаю, что и до Нашей Эры были речи, подобные Вашим, но вот, в 0-ом году кто-то (несомненно, хений) что-то наговорил по поводу смерти на кресте одного человека, и эти речи, как ни странно, в дальнейшем оказали наиболее сильное влияние на человеческую цивилизацию.
boldachev: "Повторю: прийти к решению можно как угодно... но само решение становится таковым (именно решением) только после формального закрепления на вполне формальном языке конкретной науки"
Вполне имеете право так думать и декларировать :)) также как и на уровне слов игнорировать понятие "среда становления философии" (что там у Вас на уровне поступков, не знаю ;))
Для себя делаю вывод, что Ваш критерий отсева бредовых идей - формализация - слишком жёсткий, с ним можно потерять что-то судьбоносное для цивилизации, или, по крайней мере, надолго затормозить развитие общества (когда вовремя не будет сделано важное открытие - будет отброшено по формальным причинам).
Вы очень точно описали возникшую проблему. Я сделал бы только одно уточнение: вместо "превосходящую реальную потребность" написал "превосходящую мою [в смысле вашу] потребность". У нас с вами просто разные представления об необходимом уровне точности в специальном философском разговоре. И это было очевидно изначально. Если вы считаете, что для решения проблемы может быть достаточно "хоть сколько-нибудь внятного выражения", то я в качестве такового (решения) в философии и науке (о которых мы разговариваем, ведь не о проблемах бабок у подъезда) готов принять только формально строгое изложение. На что вы замечаете:
Нет. Я просто констатирую факт - мы не знаем в истории науки и философии ни одного случая, когда для признания решения проблемы достаточно было только "сколько-нибудь внятного выражения". Мы не знаем ни одного философа, оставившего заметный след в философии, а тем более сделавшего "что-то судьбоносное для цивилизации", который просто брякнул где-то что-то. (О науке я уж молчу).
Тут все просто, человек который может сделать нечто судьбоносное, прежде всего достаточно образован и интеллектуально организован для того, чтобы строго излагать свои мысли. Не может быть ситуации "мне пришла в голову гениальная мысль, но я ее изложить не могу" - в голове, в которой слабо развит интеллектуальный аппарат, не может поместиться мало-мальски значимая идея. Даже можно представить, что из многолетней записи разговоров пациентов сумасшедшего дома можно выудить ключевые фразы известных философских и научных теорий (Канта, Гегеля, Эйнштейна и пр.) Ну и что толку с того, что все издания напечатаю "шизофреник Вася поведал нам, что время относительно, а яблоко падает из-за искривления пространства"? Все правомерно отнесутся к этому как к бреду сумасшедшего. :)) Мысль, мол я сейчас изреку, напишу на заборе такое, что все восхитятся, прозреют и мир изменится, есть лишь самооправдание для бездарей и лентяев, которые не в состоянии формально организовать свою интеллектуальную деятельность.
А теперь по возникшей проблеме с мировоззрением.
Такой "мировоззренческий талмуд" в зависимости от его специфики будет называться философской системой, или научной теорией, или политическим/идеологическим манифестом, или религиозной доктриной. То есть зафиксированное мировоззрение не является мировоззрением. Тут как с эмоциями - они воплощаются в мелодиях, картинах, стихах, но последние сами не являются эмоциями. Изложенное мировоззрение уже не является мировоззрением.
И такая позиция продиктована именно требованиями строгости языка: мы говорим о философском мировоззрении Канта, научном мировоззрении Эйнштейна, имея в виду их индивидуальный (хотя в той или иной степени распространенный) способ видения мира (определенной части мира) и отдельно говорим об их философских и научных теориях - не называя последние мировоззрениями. Простая термино-логическая корректность. Чтобы не путаться. Если вы произнесете фразу "его мировоззрение" я ведь должен понимать, о чем идет речь: о его способе видения мир или о его философских/научных трудах, в которых отражен этот способ видения?
И да, по трудам можно учиться. Но не мировоззрению! Перечитайте вдоль и поперек Канта и вы не приобретете его мировоззрение. Конечно, составите некоторое представление о нем, но не будете видеть мир глазами Канта.
Вроде однозначно написал "и уж точно оно [vмировоззрение] не может быть одним на всех". И обоснований может быть множество. Самое очевидное: мы принципиально не можем сравнивать мировоззрения, сопоставлять способ видения мира. Как не можем сравнивать эмоции. Сопоставимы только словесные описания. Но вы же понимаете, что это две большие разницы. Даже если и представить возможность создания признаваемого всем "мировоззренческого талмуда" - философско-политико-религиозно-эстетического трактата, то в первой строче в нем будет написано: каждый имеет право на собственный взгляд на мир, на собственное мировоззрение :)) Единообразие - смерть для человечества. Чему мы найдем яркие подтверждения в истории 20 века.
Во-первых, вы как-то легко соскочили с темы решения проблемы эволюции - именно о формальности этого решения шла речь.
Во-вторых, вы хотите сказать, что "решение" этого гения было на уровне "хоть сколько-нибудь внятного выражения", типа не удосуживался человек подбирать слова и строго изъясняться? Его учение зафиксировано вполне конкретно и достаточно формально, чтобы стать письменной основой новой религии.
Продолжение ниже.
Надеюсь, что участники обсуждений в этой ветке и её автор поймут, что мы с Александром Болдачёвым не сильно офтопим, обсуждая методологию раскрытия сути проблемных феноменов, в частности, феномена развития, который я считаю одним из самых загадочных и сложных. Для решения этой проблемы можно и нужно консолидировать всё, что хоть в малой степени помогает, а уж тем более методологию.
И?..
Да, наблюдается феномен эволюции, выражающийся в структурном усложнении объектов или в появлении новаций. Для констатации этого не надо привлекать Вернадского.
Да, существуют фиксированные эволюционные уровни организации: косный, живой, социальный.
И?.. В чем проблема? В отсутствии теории(ий) описывающих феномен эволюции? Да, таких теорий, в полной мере удовлетворяющих всем требованиям, нет.
Какой вывод? Вы о чем пишете? Констатируете проблему? (Так только ленивый об этом не написал.) Или предлагаете решение?
P.S. По существу стоит только отметить, что следует различать понятия "не воспроизводимое историческое усложнение биологических видов" и "воспроизводимое усложнение биологического организма в онтогенезе" - то есть как-то зафиксировать, что феномен (и механизм) появления нового вида отличается от феномена (и механизма) прорезывания зубов у детеныша - вы и первое, и второе называете одним термином "развитие".
Не целое, как таковое, а целостнообразующий фактор.
Надо разделять целостнообразующий фактор и целостность.
В этом и проблема , что пытаются рассматривать некие уровни сложностей, не пытаясь разобраться , что собственно является гарантом этой сложности.
Если в планетарных системах этим гарантом является гравитационное поле. Вообще гарантами структуры косной сложности известны четыре фундаментальных поля. Всё остальное в косной сложности является лишь феноменологией сочетания этих полей.
Так устроен мир, что гарантом , целостнообразующим фактором живой сложности недостаточно, и даже невозможно ограничиться лишь феноменологией этих фундаментальных полей. Мне лично ничего не мешает предположить, что цеолостнообразующим фактором является особое поле живой материи.
Тем более нет , и на мой взгляд, и не может быть зафиксированного перехода неживой материи в живую. Живое появляется только от живого и никак иначе. При разрушение , смерти поле живой материи неспособно обуславливать части организма, поэтому её воздействие прекращается.
Синергетика абсолютно не учитывает целостнообразующий фактор, хотя считает. что "саморазвивающаяся" система должна быть открытой. Но открытость как воздействие фундаментальных полей не учитывает.
Уважаемый Сергей!
В моем понимании, «целостнообразующим фактором» является — смысл целого.
Ваше «особое поле живой материи» — попытка материализовать трансцендентную сущность?
«Поле» — уж очень примитивное абстрактное физическое понятие. (Не математическое же?)
Какой смысл в таком представлении?
Проще понять способ воздействия такого «поля» на живую материю?
Думаю, что в «полевой» интерпретации жизни, вопросов и противоречий в понимании возникнет значительно больше.
ЕС
Даже если вводить понятие сущность, то мы о сущности (трасцендентной или имманентной) можем судить только по определённым её проявлениям. Точно также мы рассуждаем о полях. Вращение планет, образование планет, структура планет, явления происходящие на поверхности планет. Что это ? Материализовашаяся трасцендентная сущность? Если хотите , то назовите так. Но принято это называть гравитацией. То же самое и с электромагнетизмом. Есть некая совокупность явлений, которые мы относим к проявлениям электромагнитного поля.
Почему я не могу предположить , что проявление живой материи это тоже некая совокупность явлений связанных с неким полем.
Выбор небольшой. Эту совокупность можно отнести к феноменам электромагнетизма или других фундаментальных полей. И такие попытки предпринимались, и даже есть успехи для объяснения отдельных фактов, но объяснить целостность не удаётся.
Вся физика и химия занимается не спонтанными синергитическими усложнениями и новациями , а изучает сочетания феноменов фундаментальных полей.
Если переводить это на Творение, то могу предложить такую версию
Каждый день Бог сотворял некое фундаментальное поле, и был вечер и было утро.
Вероятно в первый день было сотворено некое единое поле, под которым многие понимают и материю, как основу, и субстанцию.
Далее, сильное ядерное, слабое, электромагнитное, и затем гравитационное.
Эти все поля проявлялись, и это проявление и было развитием мира.
Далее , когда была возможность, условия появились, было введено поле для проявления живых существ. Конечно в этом поле был и учтён фактор развития, эволюции. Возможно даже , что поле организующее одноклеточные и поле , которое организует многоклеточные разные. Но в любом случае, был вечер , было утро.
И вот появились условия для введения нового поля, которое организует человека.
Но это было на шестой день. А на седьмой Бог пошёл отдохнуть.
Нормальные учёные изучают проявления этих полей, а не придумывают как без них можно обойтись.
Все возможные сложности уже заложены в эти поля. И при определённых условиях проявляются.
Но скачков типа , что электромагнетизм, вдруг проявится как гравитация не бывает. Так же никогда из неживого живое не появится, а из животного человека.
Это проявления разных целостнообразующих факторов - полей.
Уважаемый Сергей!
Если Вас, полностью устраивают эти рассуждения, то пусть будет так.
Обсуждать, вроде как нечего.
ЕС
Тем более они полностью совпадают с вашими рассуждениями
Уважаемый Сергей!
Нет! Я почти не понимаю Ваших рассуждений, а просто принимаю их.
Физическое поле (любое), как нечто весьма простое, не «умеет» ничего сложного, а только, проявлять притяжения и отталкивания (и то, не всякое).
Маловато будет …
ЕС
Ваше
.
Как Вы сами это понимаете , учитывая современную картину мира?
Не умеет ничего сложного? Вся вселенная стоит на этих "притяжениях" и "отталкиваниях".
Сергей, поздравляю!
Вы по моему мнению высказываете глубокие мысли о целостнообразующем факторе. Эти мысли близки эзотерическим взглядам (только без личного Бога). Специфика сложного-высшего определяет процесс формирования новации (в терминологии Болдачева) через механизм полевого воздействия этого системообразующего фактора. Поля и подразделяются по своей специфичности на уровни сложности: физические, химические, биологические, социумные (человек). Поля как системообразующий фактор служат механизмом, приводящим в действие, в проявление программу мира.
Геном организма не может строить организм вне соответствующего сложности живого окружающего энергетического поля.
Аналогично все уровни организации мироздания проявляются как реализация программы мира через поля соответствующих уровней сложности.
Если мы возьмем из поста Евгения Васильевича пункты 11-14, то в них явно выражена мысль, что сложные системы (с повышением уровня их организации от простого низшего к сложному высшему уровням) требуют для обоснования их формирования из предшествовавших простых систем более обширной системы, способной "технологически" обеспечить сборку сложного из простых элементов-заготовок. Этот "технологический" принцип "завода" по сборке сложного изделия путем специфической доработки простых заготовок в специфические детали новационного изделия имеет предел. Предел этот - Мир как целое. Мир содержит программу ("технологию"), по которой эволюция свершается от простого к сложному. Программа проявляет эволюционное древо через специфические энергетические поля. "Механик", работающий с программой мира и отвечающий за работоспособность энерго-информационных полей - Мировой Разум, или Дух. Продукты эволюционного проявления мироздания - феномены мира, наполняющее крону древа мира богатейшим предметным многообразием. В них активность Духа (Космического разума) фиксируется в материальной оформленности идей, заложенных в программе мира.
Александр. Я предполагаю, что такую концепцию вполне можно использовать в шаманизме, но...
Высшее из этих предполагаемых, предложенных мною полей, а именно человеческое детерминируется, обуславливается особым способом - личностным.
А это другая история.
Вы же предполагаете, что оно , поле "человека" обуславливается некими безличными энерго-информационными полями. Ваше обуславливание -абсолютное( детерминизм) .
Мое - относительное( свобода)
1. В Вашей конструкции некуда преткнуть личную свободу.
2. Обуславливание человека у Вас никак не зависит от личных отношений конкретного человека. А это явно не так.
Сергей,
А как же личностные планы Берлиоза на один вечер были перечеркнуты другой личностью, не подозревавшей о существовании Берлиоза (Аннушка уже пролила масло)? По Вашему несостоятельно "Человек предполагает, а Бог располагает", или правила формирования и функционирования системы одного уровня организации обусловлены условиями (законами, "технологией") более сложной Высшей системы? У Вас человек и есть предел. А как же Ваш Бог?
А как Бог управляется с неразумными, предавшимися дьяволу людьми? Своей дланью наводит порядок?
Вы рассуждаете как формальный логик, на корню отвергающий диалектику.
Детерминизм и вариативность, свобода и необходимость, абсолютное и относительное - это соотносительные и неразлучные понятия. Детерминизм отрицает вариативность, но несостоятелен без вариативности. Детерминизм проявляет себя среди совокупности вариантов как необходимость выбора одного из нескольких вариантов. Абсолютное проявляет себя не иначе, чем через относительное. Бог абсолютен. Проявляет себя в творении - во множестве относительных вещей, свойств сотворенного мира.
Если Вы ограничите свои рассуждения формальной логикой, то и от свободы останется только словесная оболочка.
Уже обсуждали тему программирования в другой ветке. Программа не отрицает наличие вариантов, выбора, проявления свободы. Вопрос в том насколько совершенна и масштабна программа.
Бог (через программу мира) задает человеку рамки его свободы, в которых человек и проявляет свои личные отношения. Человек своим волеизъявлением совершает выборы в пользу Добра или зла. Совершает деяния (помыслы и поступки). Свободно совершенные поступки человека слагает его карму. Закон и механизм кармы и обусловливает свыше (неотвратимо) судьбу человека, слагаемую последствиями его собственного волеизъявления. В рамках человеческого общества суррогат кармы - это юридические и моральные законы и нормы (они несовершенны и изменяемы). На уровне организации мира выше человеческого задаются законы более совершенные и неотвратимые для человека.
Ну что же ,Александр, диспут так диспут, агон так агон.
1. Насколько я понял ,Вы не прочь аргументы искать в различных сказках, типа «Мастера и Маргариты». Тогда мой аргумент из сказки про Емелю, который всё делал по своему хотению, тоже сгодится.
2. Про отношения Божественного Промысла и человеческой свободы много чего написано, но я беру для себя за основу библейскую Книгу Ионы. Ионе было велено проповедовать, что жители Ниневии прогневали Бога и город погибнет. После перипетий, он добрался до этого города, и горожане покаялись в своих злодеяниях. Иона же был уверен, что город будет уничтожен, вышел из города и уснул под смоковницей, которая к утру высохла, что его очень расстроило . Город же остался цел.
«…сказал Господь: ты сожалеешь о растении, над которым ты не трудился и которого не растил, которое в одну ночь выросло и в одну же ночь и пропало: Мне ли не пожалеть Ниневии, города великого…»
В этом и есть суть отношений Бога и человека. Личность с личностью, и прогневается и помилует.
Есть такой старый софизм: может ли Бог сотворить такой камень, который не сможет поднять? Вроде бы явное противоречие между божественным всемогуществом и всесилием . Но если этот «камень» есть свободный человек, то противоречие разрешается.
3.
Вы явно меня пытаетесь запутать . Человек предел творения. Творец из этой системы явно выпадает. Творец не творение. Человек лишь образ и подобие Бога, но не Бог.
4.
С этим у Бога большие проблемы. И пророков посылал, и знамения бывали, но увы и ах. Даже Сына Своего Единородного не пожалел. В итоге человек сам должен решать, как ему свои отношения с Богом устраивать. На Страшнем Суде все книги жизни всех людей раскроются . А пока миром правит князь мира сего . А Бог обещал Царство Небесное , которое не от мира сего.
5.
С чего Вы взяли? Свобода-необходимость: Вы свободны в своих отношениях к ближнему и Богу, но с необходимостью подвергнетесь смерти Воскресению и Суду.
6. Ваше «Бог абсолютен, но проявляется в относительном» это и есть диалектическая мантра?
А вот моя: Бог это Творец , а мир творение.
Очень странно что Вам это не понятно. Вы в своей жизни делаете, творите массу вещей, но Вы и Ваши творения это разное. Есть между Вами и Вашими творениями некоторое расстояние.
7.
Добро и зло , которое интересует Бога , это отношение человека к Богу и к своему ближнему. Другого этического критерия нет. Открытость, искренность отношений , или закрытость, предательство. Духовность это не какая-то субстанция, а открытые, искренние отношения к ближнему.И Всё.
8.
Судьба – Суд – Божий Суд. Личность судит личность , и никакого механизма. Предал, отвернулся – одна судьба, повернулся, открылся – другая судьба.
Карма –Гарма-Гармония – Красота – Красота Лика Христова Спасёт Мир.
9.
Кем задаются?
Сергею Александрову.
Ответ на коммент 26 января, 2013 - 19:52.
По-моему Емелино «по-моему хотенью, по-щучьему веленью» соответствует "Человек предполагает, а Бог располагает", но Емелина формула требует дополнения, разьясняюшего уровень «мудрости» Емели, - «Бог не Ерошка видит немножко».
Вы взяли для примера не отношение простого человека и Бога, а отношение с Богом преданного ученика, адепта религии. Он подчинил свою свободу необходимости следовать воле Бога.
«Свободный человек» - предмет нашей дискуссии. Его нельзя брать в статусе аргумента для обоснования своей позиции.
Если бы я не «пытался запутать», а просто соглашался с любыми вашими аргументами, не было бы смысла ни задавать вопросы, ни вести саму дискуссию.
То, что человек не Бог, не объясняет характер и пределы его свободы.
Иисус Христос приходил на землю с определенной миссией, которую он выполнил. Никто из Великих учителей, Пророков не приходит в воплощение без свободного персонального согласия принять на себя земную миссию. По эзотеризму даже простые духи (не все поголовно) приходят в человеческое воплощение с определенной персональной миссией, добровольно взяв на себя обязательство по её реализации.
Здесь я ничего Вам не возражу.
Признаю, что здесь рассуждение не ФЛ, а диалектическое.
Абсолютное – тождество себе доведенное до предела, до отсутствия какого бы то ни было различия внутри себя. Проявление Абсолюта в относительном есть способ существования мира, где есть различие сущего как относительная, условная дифференциация, дуализация Единого на множественное, Целого на частное, Абсолютной Истины на относительные истины.
Эти человеческие отношения в эзотеризме разработаны в учение о карме.
По-моему здесь у нас нет принципиальных разночтений.
Абсолютом, Богом.
Александру ниже.
В качестве примера хорошо Древо жизни (Пермский), а для конкретизации - ель (Болдачев).
Каждая иголка находится в отношении со всем Древом. Всё древо сложное, но каждая иголка относительно его проста. И таких иголок много, и они образуют своим множеством сложность. Осыпанные иголки тоже представляют сложность, но это уже не древо. Голая ель тоже представляет сложность из веток, но это уже не древо.
Украсим ель игрушками - усложним её, добавим разнообразия и связей (в виде ниток подвески). Но ель как была древом, так и осталась. А искусственные (логические) игрушки так и остались украшением в наших глазах.
Однако древо жизни выбрасывает из себя свои украшения - шишечки. И они нам нравятся.
Уважаемый Владимир!
Благодарю за Ваш комментарий.
ЕС
Евгений Васильевич, Вы говорите: "Для того, чтобы ответить на Ваш вопрос, мне надо еще поработать."
Понято.
(Не торопитесь.)
Вы спрашиваете: "А Вы сами, как понимаете суть развития?"
Начну как обычно (см. наш разговор об идеальном).
Развитие - это нечто шибко абстрактное. Любая речь о нем в отрыве от ЧЕГО-то реального - пуста. (Одно дело семечко - яблоня, другое дело развитие истории общества, третье развитие теории свободы, развитие бизнеса и т.д. и т.п..). Поэтому суть развития появляется (если так можно вообще говорить о сути) только при обсуждении того или иного изменяющегося сущего.
Прояснить: насколько я прав или ошибаюсь - есть смысл моего вступления в разговор.
С уважением. Derus
Derus:
Вопрос конечно интересный... - семечко можно пощупать, а развитие - нет! ))0 Но речь то идет не об этом? А том, что понятие семечка имеет "реальный" денотат, в вот понятие развития отдает спекулятивной абстрактностью. Н-да, ну и ситуация)0 Если мы понимаем, что и семечко и развитие есть понятия, имеющие собственное, четко очерченное содержание. тогда встает вопрос о разнице денотатов у этих понятий. Возможна ли такая ситуация? Заглянем в словарь:
Вот и вопрос отпал...
В моих словах (которые Вы процитировали) - НЕ было никакого вопроса.
А я и не говорю, что вы спрашиваете, я говорю, что вы поднимаете вопрос. Разницу чувствуете? Как мне представляется, вы уже достаточно давно живите в России и русским языком должны владеть неплохо....
Ваша позиция хорошо известна: очевидность должна быть очевидной. И, для вас, одним из критериев очевидности является ощущение: твердое, реально осязаемое.... Исходя из этой позиции вы и пишите свои сообщения. Вы меня извините, Derus, но понимаемая подобным образом очевидность, сегодня... Натурализм философией преодолен, как бы вы ни хотели эту точку зрения воскресить. А то что я написал "вопрос".... вопрос - это не обязательно спрашивать.
Софокл: "вопрос - это не обязательно спрашивать"
Только, было, собрался прокомментировать, но Софокл опередил. А комментарий такой: слово "вопрос" иногда понимают как "тема".
Ron, Вы говорите: "слово "вопрос" иногда понимают как "тема".
Эт-точно...
Как только ни понимают что-то на свете...!
А иногда не понимают элементарного, что общение на заданную ТЕМУ - это не вынуждение собеседника постоянно оправдываться, что он НЕ "верблюд"...
С уважением. Derus
Когда человек что-то произносит, то он всегда ждёт отклика, а иначе для чего произносить? То есть ждёт ответа. А если ждёт ответа, то произнесённое однозначно есть вопрос. Вопрос может быть осознанным и неосознанным. Чувство голода - это тоже вопрос (неосознанный) и ответом является поступление еды.
Если человек вывешивает "информацию" (объявляет свою позицию), то это тоже является вопросом, ответ на который ожидается не сейчас, а после его "созревания", даже косвенным путём, через проявления казалось бы не связанных событий. Пример. Коммунистическую идею практически "объявили" всем людям, не спрашивая, а утвердив, как правильную. ОТВЕТ на этот вопрос пришёл через 70 лет. Но это из другой темы.
to Софокол:
В моих словах, которые Вы процитировали, я НЕ поднимал никакого вопроса.
Я такого нигде НЕ говорил.
Я пишу, исходя НЕ из этой позиции...
Я НЕ хочу воскрешать некоего натурализма.
И т.д. и т.п.
Дорогой друг, Derus,
вы говорите, что не поднимаете никакого вопроса?
И не поднимая никакого вопроса, вы видите смысл в своем вступления в беседу? Я не буду вас ни в чем уличать, хотя если почитать написанное вами, то складывается другое впечатление.
Для своего ответа мне вы выбрали очень интересную форму защиты: не был, не привлекался, не знаю о чем вы говорите и так далее. В вашем случае, это самая действенная форма защиты. Хорошо известно, что бесполезно спорить с тем, кто не придерживается никаких утверждений - не существующее не обладает какими либо признаками.
Впрочем, я вас услышал. Вам хотелось бы иметь другого собеседника, а не меня.
На сем, дорогой мой друг Derus, позвольте откланяться. Я бы вас и не задел, так мимоходом, если бы вы не злоупотребили своими знаниями русских поговорок... что-то там про вшивого и про баню ))) Просто, когда в следующий раз, вам очередная поговорка придет на ум, не торопись ее сообщать коллегам, оставьте ее при себе )))
Ложь, как и большая часть всего, что Вы обо мне тут сочиняете уже второй год.
И только поэтому я не хочу с Вам общаться.
Еще раз: Вы мне приписываете то, что я НЕ говорил. Поэтому я НЕ придерживаюсь содержания Ваших утверждений, которые Вы на меня навешиваете.
Вы говорите, что я сочиняю о вас ложь?!Я был о вас лучшего мнения. Начали фантазировать? Это ваше дело. Ладно, ваше "философское" мировоззрение это ваше дело. А, на мой взгляд, у вас есть проблемы с обыкновенной порядочностью. Простой вопрос. А где тот Интерэссе, заявивший, что вы есть тот единственный философ, которого он ищет по всему свету? Он вас здесь обнаружил однажды и после того как вы на месяц пропали, сюда более не заглядывал. Да, видимо, вы его перестали интересовать.
Помните, каким "бешеным успехом" пользовались, написанные вами посты? Которые вы после удаляли, как не пошедшие? Это оценка общественностью того, насколько вы ей интересны. Может скажете, что я опять лгу? Да?! Может забыли, как вы отнеслись к Мараллу, чистосердечному молодому парню? Который вам объяснял, что что он черпает знания из книг, а вы... вынь да положь вам собственное мнение.
Что же касается моего приписывания вам тех или иных взглядов... Простите, а где можно ознакомиться с "вашими взглядами", где они изложены, чтобы я не плутал в потемках неведения? Своей апелляцией к "очевидности" вы уже давно всем плешь проели. Только забыли всех ознакомить, что под этим понимаете.
Ваши "философские" доводы про коровку на лугу, которая ест не все подряд (один из недавних ваших примеров) безусловно не укладываться в ваше мировоззрение ))) И еще, господин хороший, коль вы так умело играете на том, что вы не сказали, то и мне позвольте воспользоваться вашим аргументом. Не сказали, не зафиксировали позицию..., значит я вам ничего не приписал, а сформулировал вашу позицию. Вот когда изложите свои взгляды, тогда у вас и появится предметное возражение против моего понимания вашей позиции. Но и этого для вас будет мало. Кроме того, что вы о себе думаете, есть еще и внешнее мнение, которое не обязательно должно совпадать с вашими мыслями о себе. Ваши внутренние мысли - ваше достояние, но когда они излагаются публично, они становятся достоянием общества. свое мнение о вас я обосную вашим же аргументом: Вы позволяете о себе так думать.
Да, Derus, а не могли бы вы просветить общество целью вашего общения. Вы так прилипчивы к собеседникам, что порой они и не знают как от вас отделаться. Я то, просто с людьми общаюсь. Пишу человеку, что он дурак, тем и формулирую свою позицию. А вы, своей беседой стараетесь человека озадачить и в этом состоянии и оставить. Это очень по сократовски ))). Я уверен вы очень многим нравитесь как собеседник.
Ну все... пошло поехало...
Найдите все же в себе силенки и не пишите мне.
Ну, что же вы так в кусты? А любите писать о "мужах", говорить о своем "философском мировоззрении"! Видимо нет у вас силенок быть мужчиной.
Вы опять лжете обо мне.
Я НЕ пишу о мужах, я НЕ говорил, что "люблю писать о мужах"
Я нигде НЕ писал о "своем философском мировозрении" и т.д. и т.п...
Все Ваши "выводы" обо мне лично - это плод Вашей же лжи.
На этом пожалуй и все.
Вы самый обыкновенный лжец и мне мерзостно с таким "философом" общаться. Единственное, что меня побуждает иногда встрять в "ваш диалог" с другими участниками, так это осознание как вы профессионально возите носом по столу умных и хороших людей, которым просто не хватает знаний. Лично же мне вы совсем не интересны. Полностью согласен с вашим утверждением, что вы
Так, что же вы обсуждаете?
Тоже, что я пишу о вас это не ложь, а мое личное мнение о вас. естественно, что оно расходится с вашими представлениями. Но от этого, мое мнение, не становится ложью.
P. S.
Если я, (к примеру) не говорил "о своем философском мировозрении", то я НЕ говорил. Это факт. А Вы говорите, что я говорил. Значит, Вы лжете. Это ложь, а не "расхождение представлений".
И т.д. и т.п.
Ложь - утверждение, не соответствующее истине, высказанное в таком виде сознательно. А еще сознательное искажение, фальсификация, намеренная попытка ввести в заблуждение. Успехов вам на этом поприще.
Софокл, простите, что вмешиваюсь. Стоит ли опускаться до личностей?
Мы с Вами тоже , помню, вели жёсткие, бескомпромиссные диспуты, но слава Богу, не дошли до оскорблений. Может и не стоит вообще доходить до них.
Дерус, несомненно, своеобразный собеседник. Но у любого есть выбор отвечать ему или нет.
Софокл, переключитесь на меня что ли.
Софокл усмотрел в Вашем высказывании вопрос. Оно противоречиво... Элементарно.
Горгипп, я понял, что он там что-то усмотрел...
Просто я акцентирую внимание, что это не имеет никакого отношения к тому, что было сказано. Получился коммент, как говориться "к дождю".
Элементарно.
С уважением. Derus
Ron, Вы говорите: "...у меня философия - служанка мировоззрения..."
А какая служанка-то: та, что несет факел впереди, или та, что несет подол сзади? :)
С уважением. Derus
К своему стыду, я не понял смысла вопроса. И даже как шутку не смог заставить звучать. Извините. Там, вообще, есть какое-нибудь содержание? Что осталось бы, если бы я сказал, что у меня философия работает на мировоззрение (она ведь и без моих умствований работает на людей)? А мировоззрение, как я уже сказал, это ключь к социальному бытию человека.
Ron, Вы говорите: "К своему стыду, я не понял смысла вопроса. И даже как шутку не смог заставить звучать. Извините."
Ну что Вы... Какие извинения...? Все нормально.
С уважением. Derus
Написал ответ на Ваш коммент с вопросами, а Вы его удалили. Теперь в некоторой растерянности - 40 минут никому ненужной работы. И это на солидном-то форуме...
Теперь уж Вы извините меня, Ron.
С уважением. Derus
П.С. Если эти 40 минут были работой мысли, то это как минимум было нужно Вам.
Евгений Силаев пишет:
Таким образом, все новые сложные объекты могут возникнуть в результате деятельности чего-то еще более сложного …
Если вышесказанное верно, то из этого следует:
1.Отрицание эволюционной теории как спонтанного движения от простого к сложному;
2.Но поскольку в реальности движение от простого к сложному имеет место, следовательно, оно имеет сверхъестественные причины. Здесь никуда не уйти от креационизма /еще одно доказательство существования Бога!/, причем Творцов имеется, как минимум, два. Это Бог, как автор "первоначального проекта" и человек, как продолжатель начатого дела.
philozan
О чем и говорит религия. В начале был Бог, а затем последний (человек) стал первым (богом), а первый стал последним. Иначе говоря, была создана вечно существующая, находящаяся в постоянном движении (изменении), замкнутая система Мир, совершенно не требующая для своего существования какого-либо внешнего управляющего воздействия.
Да, такое представление соответствует принципу подобия, который настойчиво "стучится" практически в любое рассуждение.
И если Бог - из "не данного в ощущениях", то человек - из "данного в ощущениях".
Если люди свободны в своих действиях (вольны выбирать из того, что им дано выбирать), то Христос не волен выбирать (из выбора, данного людям), предоставляя это право людям. Христос мог только просить Бога о прощении этих людей. (Это моё вИдение).
boldachev: "Я сделал бы только одно уточнение: вместо "превосходящую реальную потребность" [потребность в строгости] написал "превосходящую мою [в смысле вашу] потребность"
Но ведь существенна здесь, на форуме, понимаемость. Разве не она задаёт объективно необходимый уровень формальной строгости? Что есть ещё такого существенного, форумного, что поднимает планку требований к формальной строгости?
boldachev: "У нас с вами просто разные представления о необходимом уровне точности в специальном философском разговоре"
Надо бы уточнить, как получается столь существенная разница. Она ведь не из физиологии проистекает, а из идеологии.
Непосредственно в разговоре я исхожу из понимаемости используемой выразительной формы в основном только собеседниками, хотя в конечной цели - мировоззренческом "внушении" - требуется более универсальная понимаемость. Но методы, которые я использую, не всегда научные - это и лирика, и пронзительная эмоциональность...
boldachev: "я в качестве такого (решения) в философии и науке... готов принять только формально строгое изложение"
Даже увеличивая риск вместо подлинного открытия получить в своих поисках и построениях никому не нужную рутинную конструкцию?
В том-то и дело, что Вы ведёте обсуждения на форуме (на тусовке), где заведомо ослаблены требования к строгости формулировок, а подразумеваете науку, у которой повышенные требования к строгости. Возникает напряжёнка, которая не даёт лететь на форуме - обрывает крылья.
boldachev: "мы не знаем в истории науки и философии ни одного случая, когда для признания решения проблемы достаточно было только "сколько-нибудь внятного выражения""
Тут вопрос, с одной стороны, в том, что именно фиксирует история науки, с другой, что есть решение, кто, вернее, что его определяет именно как решение. Если, к примеру, энциклопедист строго формализует перехваченную в разговоре с пионером-первопроходцем идею, которую тот высказал, что называется, на пальцАх, то в какой мемент родилось решение проблемы, в момент формализации или в момент, когда идея зародилась в голове пионера?
boldachev: "Мы не знаем ни одного философа, оставившего заметный след в философии, а тем более сделавшего "что-то судьбоносное для цивилизации", который просто брякнул где-то что-то"
Это не аргумент. Разве можно тут быть уверенным, что соответствующий Вашим требованиям философ не почерпнул что-то важное в устном разговоре с кем-то, не менее талантливым, но просто другим, кого история не зафиксировала? Счастливые встречи взаимно дополняющих друг друга людей - не сказка, просто о многих таких случая мы не знаем, не можем правильно оценить их значимость.
boldachev: "человек который может сделать нечто судьбоносное, прежде всего достаточно образован и интеллектуально организован для того, чтобы строго излагать свои мысли"
Но он может быть не нацелен "строго излагать". Духовная специализация не та, стиль мышления другой...
boldachev: "Мысль, мол я сейчас изреку, напишу на заборе такое, что все восхитятся, прозреют и мир изменится, есть лишь самооправдание для бездарей и лентяев, которые не в состоянии формально организовать свою интеллектуальную деятельность"
Похоже, и "интеллектуальную деятельность" Вы понимаете как-то по-своему. Дай Бог, чтобы это не выплеснулось на других людей в форме требовательных шаблонов...
И говорите Вы так, будто не знаете, что такое тусовка (в широком смысле, т.е. это и форумы, и закулисы конференций, и частные приватные разговоры...), может быть, невольно, но отождествляете тусовочные разговоры с надписями на заборе. Это не правильно ;)
boldachev: "зафиксированное мировоззрение не является мировоззрением"
Не понял. Почему? Фиксация поддерживает мировоззрение - закрепляет, делает его более устойчивым, оснащает дополнительной памятью... Может быть, Вы имеете в виду саму фиксирующую форму - печатный текст, например. Это, конечно, не мировоззрение.
boldachev: "Тут как с эмоциями - они воплощаются в мелодиях, картинах, стихах, но последние сами не являются эмоциями"
С этим согласен. Но что из того? Мировоззрение после фиксации по существу не меняется.
boldachev: "Простая термино-логическая корректность. Чтобы не путаться. Если вы произнесете фразу "его мировоззрение" я ведь должен понимать, о чем идет речь: о его способе видения мир или о его философских/научных трудах, в которых отражен этот способ видения?"
Мне кажется, тут нет и не может быть никакой двусмысленности - научные труды не есть мировоззрение, и если их всё-таки назвали мировоззрением, то понятно, что это неуместная условность.
boldachev: "И да, по трудам можно учиться. Но не мировоззрению! Перечитайте вдоль и поперек Канта и вы не приобретете его мировоззрение. Конечно, составите некоторое представление о нем, но не будете видеть мир глазами Канта"
"Видеть мир глазами Канта"? "Приобрести его мировоззрение"? На мой взгляд, тут явный перегиб в толковании того, что есть мировоззрение. В вопросе обучения Вы доходите почти до копирования физиологии! Разве так можно!?
Мировоззрение, это в первую очередь определённое понимание мира, субъективное знание, даже субъективный вариант науки - неявный, умозрительный, и, конечно, более слабый в смысле организации, систематизации, чем настоящая наука.
При сравнении мировоззрений можно иметь в виду некий набор вопросов как ключевых точек, по которому ведётся обсуждение. Чтобы признать одинаковость мировоззрений, достаточно хорошего сходства, нет нужды в прецизионном совпадении.
Кстати, я не могу отрицать, что мировоззрение также есть и способ видения мира. Это более высокий уровень мировоззрения - уровень законов, принципов бытия мира. Вы почему-то постоянно используете именно такое толкование. А между тем в мировоззрении этот уровень существенно ослаблен в сравнении с настоящей наукой. Хотя бы потому, что оно представляет собой что-то вроде лоскутного одеяла - недостаток целостности у мировоззрения имманентен и перманентен. Потому, собственно, оно и нуждается в философии, которая прорабатывает вопросы целостности.
boldachev: "мы принципиально не можем сравнивать мировоззрения, сопоставлять способ видения мира. Как не можем сравнивать эмоции. Сопоставимы только словесные описания"
Так Вы уже и словесные описания отнесли к формализации!? :( Тогда понятно, почему Вы говорите о невозможности сравнивать мировоззрения и ассоциируете ситуацию со смутными эмоциональными движениями. Сдаётся мне, что и здесь у Вас перебор. А если и дальше так пойдёт, то дойдём до того, что невысказанная, но очётливая, мысль будет пониматься как формализованное выражение, а неформальностям останутся как раз только эмоции, ну и мычание, рычание, завывания :))
boldachev: "вы как-то легко соскочили с темы решения проблемы эволюции - именно о формальности этого решения шла речь"
По-моему, мы совместными усилиями "соскочили" :) А речь шла не только о формальности решения, но и о неформальности.
boldachev: "вы хотите сказать, что "решение" этого гения было на уровне "хоть сколько-нибудь внятного выражения", типа не удосуживался человек подбирать слова и строго изъясняться?"
Да, именно на уровне "хоть сколько-нибудь внятного выражения". Однако насчёт "неудосуживался", это Вы опять перегибаете. Скорее, в тот момент была напряжёнка, которая предельно мобилизовала человека (видимо, это был Павел), но не на формализацию выражения мобилизовала, а на эмоциональный экспромт, на содержательное творчество, что называется, на подъёме.
boldachev: "Его учение зафиксировано вполне конкретно и достаточно формально, чтобы стать письменной основой новой религии"
Перескакиваете. До формальной фиксации сказания, превращения его в учение, наверняка была немалая временная дистанция. И что было в это время? Я думаю, что-то вроде тусовок.
Началось так:
А вот так закончилось:
Больше мне добавить нечего.
Да и действительно, мы далеко ушли от темы.
Всего доброго.
Пермскому.
Давайте всё-таки определимся о чём у нас дискуссия.
А дискуссия у нас разворачивается по поводу
Сергей:
Александр:
То есть дискуссия разворачивается как понимать личность, межличностные отношения, личностное обуславливание.
Вы утверждаете, что есть некая программа, в которой по закону кармы зачитываются все грехи и добродетели , составляется смета, и человек с помощью безличных весов осуждается на форму дальнейшего существования. Я правильно понял.
Тогда , действительно , не нужен личный Бог.
Подобная точка зрения , как юридическое понимание искупления имело место в христианской догматики.
Более того в католичестве было учение об сверхдолжных заслугах святых. Якобы святые люди совершили добрых дел слишком много для собственного спасения и могут поделиться с другими людьми, у кого этих добрых поступков недостаток.
http://rpczmoskva.org.ru/wp-content/uploads/prav_katol_katihizis.htm#V. О сверхдолжных заслугах Святых и об
Даже Искупление Христа расценивалось чисто юридически . Адам и Ева так сильно согрешили перед Богом, что подобный грех можно было искупить только ценой Божественной крови.
http://azbyka.ru/vera_i_neverie/o_boge2/davudenkov_dogmatika_1g_23_all.s...
Но , если честно, то формальная сторона смысла Искупления до сих пор открыта.
Я ,как человеческая личность, полностью понимаю смысл Пришествия и Жертвы Христа, но объяснить формальным языком не могу.
Теперь про Иону.
\
Подчинил? Вы прочитайте "Книгу Ионы", а потом отвечайте , а то похоже на отписку. Иона бежал на корабле , чтобы не выполнять волю Бога.
Хорошо, если Вам не доступно понимание этой книги, то вспомните Христову притчу о работниках одиннадцатого часа.
Очень показательно эта притча заканчивается.
Вот это "Хочу" является ключевым в личностном обуславливании. Не юридическое долженствование, а чистое желание Бога является залогом спасения или осуждения. Так было и в "Книге Ионы" , когда Бог должен был уничтожить город, но передумал, и пожелал, чтобы тот ещё просуществовал.
Вы же, Александр, признав только юридическую сторону спасения, рискуете попасть в гордыню и ложное смирение.
http://www.mitras.ru/pered2/pb_231.htm
То есть , делая что-то не ради самого личного Бога, в ожидании его личного милосердия, а делая ради подсчёта неких виртуальных баллов, чтобы их предъявить на Суде, Вы рискуете быть посланы куда подальше. Насильно даже здесь мил не будешь, а тем более там. Поэтому и сказано, блажени милостивые, ибо помилованы будут. Милость, милосердие это функция не ума , а сердца, то есть связано с живыми чувствами к конкретному человеку, а не с абстрактной кармой.
О личностном обуславливании. Когда я начинаю доверять конкретному человеку, я ему отдаю над собой власть. Но я же в любой момент могу прекратить ему доверять. Пока он имеет надо мной власть через доверие он меня обуславливает.
Что значит обуславливает? Любое поведение живого, даже любое движение неживого обусловлено притяжением и отторжением, желанием и отвращением. В неживом это детерминировано, то есть обусловлено абсолютно. У животных это обусловлено инстинктами. А у человека это обусловлено в том числе и прежде всего личностно, то есть через доверие и недоверие другим людям. Если я кому-то доверился, то от него же и перенимаю некую систему ценностей. Это сложный процесс, так как людей , которым я доверяю может быть много, системы ценностей могут противоречить, то в итоге мне самому приходится делать выбор из многого, но тем не менее любое доверительное отношение с другим человеком оставляет определённый след на моём притяжении и отвержении реальности.
Пока хватит. Всё не охватить.
Сергею Александрову.
По сути – да.
К позиции эзотеризма уместнее провести аналогии не с юридическими нормами, а с нравственными нормами. Отличие в том, что в государстве законом выступают юридические нормы, а закон кармы превращает в императив нравственные нормы.
Смысл этого учения имеет важнейшее значение в эзотеризме. По эзотеризму любой человек (не говоря о вознесенном человечестве), имеющий положительный кармический баланс, по своей свободной воле может брать на себя кармический груз (грехи) во спасение (помощь) заблудшим («неведающим, что творят»). Ну, а такие Великаны духа как Будда, Христос приходят в воплощение не только для проповедания своих учений, но и для спасения человечества. Они берут на себя колоссальные пласты негативной человеческой кармы (негативной энергии) для удержания баланса негативной и позитивной кармы человечества. В нынешнем состоянии авидья (неведения, невежества) человечество неоднократно ставило и ставит себя на грань катастрофы. Без этого «поделиться с другими людьми, у кого этих добрых поступков недостаток» человечество давно бы себя уничтожило.
Получается альтруизм спасает и ближнего и дальнего.
Меня удивляет Ваш вывод из притчи про Иону. Ведь Иона спас Ниневию не во время своего уклонения от воли Божьей, а, наоборот, после глубокого раскаяния и следования воле Бога. Он же проповедовал закон Божий среди ниневитян и те покаялись пред Господом.
Ответ дал выше про закон кармы и миссии пророков в земном воплощении.
«Милость, милосердие это функция не ума, а сердца, то есть связано с живыми чувствами к конкретному человеку, а не с абстрактной кармой». Ничего конкретней механизма действия закона кармы нет.
Простым языком и глубоко о сути кармы поведал Свами Вивекананда
http://ariom.ru/litera/2003-html/vivekananda/vivekananda-01.htm
С уважением, Пермский
Ваши аргументы с каждым разом однообразнее. Мои же аргументы по большей части Вы либо игнорируете, либо делаете вид , что они сути эзотеризма и не противоречат, либо просто отписываетесь. Например, о книге Ионы: Я Вам про поведение Бога, а Вы мне про поведение Ионы. Кто про Фому , а кто про Ерёму.
Впрочем, можно ещё попытаться понять чем у Вас нравственное отличается от юридического.
Как я понял Ваши представления. Чисто схематично. В мире живёте Вы и люди. Есть некие нормы(нравственные), на основе , которых Вы получаете или не получаете определённые кармические бонусы-очки. Люди это объекты, в отношении , которых Вы и выполняете или не выполняете нормы(нравственные).Собственно только для этого люди нужны. Далее после смерти Вы предстаёте перед автоматическим валидатором, который программно в зависимости от набранных Вами бонусов, определяет Вас в очередное тело для проживания. Вот весь закон кармы и вся эзотерика.
Кстати как по-Вашему в эту схему укладывается Христова притча о работниках одиннадцатого часа?
Я не буду больше метать бисер, сорри.
Если есть желание почитать на эту тему, то лучше чем Кураев я не напишу.
http://azbyka.ru/religii/okkultizm/kuraev_satanizm_dlya_intelligentsii_0...
Я понял, что наша полемика зашла в тупик.
У меня такое же чувство, что Вы слышите только сами себя.
Спасибо за терпение.
P.S. Если есть желание почитать на эту тему, то лучше чем Свами Вивекананда я не напишу. Ссылку я дал ранее.
То, что пишет об эзотеризме Кураев, на Вашем языке именуется богохульством. Эзотеризм такого неуважения к религии не проявляет.
До встречи на том свете.
К сожалению, не только дискуссия в типике, впрочем закономерном, но и вся философия в тупике и давно. А современная философия это гремучая смесь марксизма с эзотерикой.
Этот сайт меня полностью в этом убедил.
Реальная, востребованная философия полностью перекочевала в психологию.
Уверен, что древние греческие философские школы имели тоже предназначение, что и современные психотерапевтические школы. Люди туда приходили , чтобы меняться.
Знамя с девизом "Познай себя и будь счастлив" теперь принадлежит психотерапевтам.
Мои поиски - это поиски объединения филофского диалогизма с православной теологией и гештальттерапией.
Думал и здесь найти идеи, единомышленников, но увы.