Наука изучает проблему времени традиционно – собирают в одном месте все существующие точки зрения и пытаются их объединить, или, на худой конец, выбрать наиболее адекватную. Метод не совсем удачен, поскольку определение времени предполагает словесную конструкцию, где присутствуют множество, принятых без объяснения понятий (пространство, бытие, сущность, матери и прочее), которые порождают неопределенность определения времени. Пример:
Время в философии — абстрактное понятие, которое выражает объективную длительность, порядок и направление событий, а также субъективное отношение к изменениям.
Время, форма протекания всех механических, органических и психических процессов; условие возможности движения, изменения, развития.
Возникает множество вопросов – абстрактное – значит отсутствует в природе, как оно выражает одновременно объективную длительность и субъективное отношение к событиям, что значит прядок событий – бросить огурец, а потом помидор с обрыва или помидор, а потом огурец будет в плане времени не одно и тоже. Нет чтобы сказать по-простому, время есть субъективное представление о скорости движения.
Далее больше:
Субстанциональная модель. Время рассматривается как специфическая сущность, существующая автономно от всех прочих явлений и вещей.
Реляционная модель. Время — характеристика бытия отдельных вещей и явлений, оно мыслится относительно них.
Во-первых, сущность автономно может только НЕ СУЩЕСТВРВАТЬ, никак иначе. А во-вторых, характеристика вещей и явлений есть их понимание с точки зрения движения.
В классической физике, сложившейся до теории относительности Эйнштейна, время представляется равномерной и неизменной величиной. Считается, что все часы протекают с одинаковой скоростью, и люди воспринимают время одинаково.
С точки зрения практики применения, определение работает (на малых скоростях), однако в системные представления о бытии не укладывается.
Теория относительности Эйнштейна считает, что течение времени неоднородно, и зависит от движения выбранной системы отчета. Иначе говоря, часы ходят с разной скоростью, в зависимости от того, кто их носит.
Тут два интересных момента. Во-первых, время рассматривается субъективно, с точки зрения наблюдателя (философов прошу принять во внимание, что субъективное это объективные процессы в нашем сознании, на чем построена теория относительности). Во-вторых, физические процессы начинают анализироваться в парадигме взаимодействия, что повышает качество применения физических законов на практике.
Как было показано выше, проблема времени в философии стремительно обрастает определениями и гипотезами, без надежды ее внятного объяснения. Аристотель, читая Хайдеггера, наверно сошел бы с ума. По сему, перейдем к философии здравого смысла.
Мир дан нам в сознании, как взаимодействие с внешней средой. Как следствие, объективная реальность - это движение, данное нам в парадигме взаимодействия «Субъект-среда». Время есть характеристика движения с точки зрения последовательности событий (феномен взаимодействия), что позволяет говорить о скорости движения.
В заключение можно рассмотреть смысл парадокса теории относительности. Математический аппарат ТО утверждает, тело, достигшее скорости света, обретает бесконечно большую массу. Философия не сильна в данном предмете. Выигрывают писатели фантасты и читатели. Я парадокс понимаю просто. Тело взаимодействует с окружающим пространством, находится с ним в состоянии относительного равновесия. Увеличивая его скорость, мы изменяем взаимодействие фрагмента динамической системы с остальной ее частью. Начинают разрушаться уровни движения обсуждаемого тела (отрицательная эволюция). Конечный результат – тело превращается в электромагнитное излучение, что равноценно тому что масса его стала бесконечно большой.
Комментарии
Представьте себе стрекозу. В ее нейронной сети есть модель окружающего мира, изменения в которой она согласует с активностью своей мышечной системы. Иными словами, стрекоза интуитивно имеет представление о пространстве и времени. У человека модель окружающего мира в сознании может существовать в отрыве от окружающей реальности. Анализируя последнюю мы получаем представление о движении, скорости и существовании времени. Что это такое долго остается непонятным, но понятие широко входит в быт человека. Возникают объяснения самого различного толка, которые освещены в истории познания. Судя по определению времени в официальных источниках суть вопроса непонятна до сих пор. Здравый смысл предполагает - время это субъективное представление о последовательности событий. Можно уточнить, время это завуалированное представление о единстве мира, где локальное изменение находит отклик во всей системе. Доказательством такой точки зрения является зависимость массы, длинны, времени от скорости перемещения тела в пространстве. Как говорят "ничего личного".
Детский сад, право слово...
Может ли модель окружающего мира в сознании субъекта, каковое происходит трансцендентно по отношению к действиям организма, воображающего себя человеком, существовать так, как существуют скажем ногти или экскременты, являющиеся реальными атрибутами его жизнедеятельности?
Движение пикселей по экрану создает модель действительности, движение импульсов в нейронной сети выполняет аналогичную задачу.
Выражаясь логически:
систематизированное мельтешение пикселей на экране производит отображение модели действительности, систематизированная последовательность импульсов в нейронной сети выполняет аналогичную задачу, а именно движение - это абсолют.
http://philosophystorm.ru/pogovorim-ob-absolyutnom
К Вами сказанному, могу уточнить, субъект в этой системе порождает относительность.
Уважаемый Lemur, можете ли Вы ответить по существу, на эти фундаментальные уточняющие вопросы?:
1.- Где Ваше определение глагола, определение действия СУЩЕСТВОВАТЬ?.
2.- Где Ваш механизм осуществления глагола, действия СУЩЕСТВОВАТЬ?.
3.- Что такое вечный момент или мгновение Времени «настоящего», наш вечный «сейчас» и где конкретно находится?.
Я неоднократно писал на этом форуме о возникновении рассогласования времени, разгоняемом в процессе активного мышления с временем, которое можно считать внешним. Это рассогласование можно отследить по ошибкам, появляющимся в процессе записи своих мыслей в разогнанном состоянии посредством механической клавиатуры.
В результате разгона вокруг меня как бы образуется поле с ускоренным временем, а клавиатура, на которой я в это время печатаю находится в общем времени, которое замедлено относительно моего разогнанного.
Клавиатура отстаёт во времени и очень часто повторяет (дублирует части слов).
Например я печатаю слово "онтология", а получатся или "онтологгия", или "онтологогия", или "онтологлогия". Целые большие слова пока ещё не повторяются.
При нахождении в подобном разогнанном состоянии, внешнее время как бы куда-то исчезает. По внутренним ощущениям прошло несколько минут, а оказывается, что полетела пара часов.
Но и энергию жрёт будь здоров...,))
Для понимание проблемы необходимо выбрать удачный угол ее рассмотрения. Проблема времени в контексте эволюции нервной системы - это субъективное представление о движении в самых различных вариантах. Субъективное это не оторванное от мира явление,а форма активности субъекта в окружающем мире, что не понимают философы.
Ваш пример демонстрирует скорость протекания различных процессов, что в обобщенном виде трактуется как существование времени. Универсальность времени следует из единства мира, поэтому ему починяются законы природы, но это не предполагает существование времени самого по себе, это субъективная маска движения как такового.
Не всегда получается подбирать точные слова. Я хотел сказать, что рассогласование скоростей протекания процессов при их взаимодействии (не точное слово) приводят к разного рода аномалиям (не совсем точное слово).
Время здесь рассматривается не как нечто самостоятельное, а как характеристика скорости протекания процессов. Чем выше скорость протекания прцесса, тем меньше времени при этом затрачивается. Парадокс в том, что разогнанная система на проделывания определённой работы затрачивает меньше времени, но это время разогнанной системы, а не общее время. И это совсем не то, что называют субъективным ощущением времени. Времена рассогласуются. Если вы не замечаете, что время куда-то исчезает, то из этого не следует, что это вам просто кажется...,))
Время это оценка движения. Ваша схема изменения скорости протекания процессов в системе не учитывает, что мы часть единой динамической системы. При ускорении системы в ней появляются силы инерции и объективно меняется скорость и форма динамических процессов (меняется время, длинна и прочие параметры, на чем построена ТО).
Когда пишут или говорят, что материальный мир в виде вещи в себе, и мир мыслей являются одной системой, то мне хочется уточнить, что эти системы являются частями (подсистемами) единой системы...,))
Мир единое целое в плане движения, а распадается он на фрагменты в голове субъекта.
Голова субъекта с распадающиеся миром тоже является неотъемлемой частью единого целого?
Я писал о рассогласовании времени субъекта и реального целого внутри реального целом когда мир движется с одной скоростью, а субъект с другой, а не внутри головы субъекта.
Движение это объективная реальность данная нам в форме перемещения образов сознания. Движение со времен Гераклита предполагает всеобщую связь явлений, непрерывность движения. Как в плане непрерывности движения Вы субъективное изолируете от объективного. Все движение объективно. В природе сплошной фатализм, случайность есть мера несовершенства нашего понимания окружающего мира.
Движение - это не объективная реальность. Движение - это процесс. Движение как процесс объективным быть не может. Пустота, как отсутствие того, что движется не может никуда двигаться. Никакой "формы перемещения" нет и быть не может. "Форма перемещения" - это бред. Простите.
Это вы сами пишете или это вам ИИ тексты надиктовывает?...,))
Попробую уменьшить Вашу самоуверенность. Вы не понимаете, дать чему-либо определение предполагает показать взаимоотношение части с целым. Попробуйте дать определение "движение" в наиболее общем виде - сядете в лужу. Процесс это движение элементов, а собственно движение - это объективная реальность, нечто целое. Можно назвать целое самыми разными именами - бытие, действительность, реальность, движение, материя, но суть его от этого не меняется, меняется способ описания.
Дайте пожалуйста определение "объективной реальности".
Может быть объективная реальность - это движение?
Целое - это тоже движение?
Что такое "целое"?
Определение видовому понятию даётся через понятие родовое.
Движение - это некое (любое) действие, понимаю, что "процесс" более широкое понятие, но если есть есть действие, то должно быть и "действующее лицо".
Не может быть движения без того, что движется. Если что-то движется, что первично: движение или то, что движется?
Вы считаете, что количество работы, совершаемой мозгом в единицу времени изменить невозможно, а количество самоуверенности поддаётся изменению?
А я считаю, что самоуверенность либо есть, либо она просто отсутствует...,))
Не согласны? Если не согласны, то попробуйте убедить меня в обратном.
kosmonaft, 19 Июнь, 2025 - 10:52, ссылка
Прошу меня извинить, Евгений, за вторжение в Вашу содержательную беседу с Lemur`ом.
Мое замечание рассматривайте в качестве лестной реплики в Ваш адрес: я прочитал ваши записи... Вот смотрите какая есть логическая брешь в Вашем рассуждении. С одной стороны, Вы, совершенно обоснованно на мой взгляд утверждаете единство движения(действия-изменения) и материала , с которым движение оперирует: "Не может быть движения без того, что движется", А с другой стороны Вы задаете вопрос направленный на разрушение единства движения и движимого:"...что первично: движение или то, что движется"? Прочитав такое возникает закономерный вопрос: Вы, понимая обсуждаемую проблему, хотите заманить оппоненты в ловушку, (и соответственно Вам дороже победа в споре, чем понимание проблемы) или проблема действительно ускользает от Вашего понимания?
Иногда, чтобы не чем-то акцентировать внимание, нужно это что-то слегка исказить.
Ваше внимание мне удалось привлечь. Или это вы сами решили привлечься без усилий с моей стороны?
Но, с другой стороны, я не понимаю, что значит "единство движения и материала".
Вы считаете, что если вы куда-то идёте, то существует единство между вами и вашим движением в направлении ходьбы?
Lemur бы сказал, что это субъект в своём мышлении соединяет материал с движением, а на самом деле это всего лишь движение его мыслей...,))
kosmonaft, 19 Июнь, 2025 - 11:33, ссылка
Острое замечание))) Совершенно согласен, что мысль выражена косноязычно. Но проблема звучит несколько по иному, а именно так. Абсолютный покой не существует и соответственно, любое существование это есть какой-то вид движения. Если что-то существует, то обязательно в силу того, что оно способно каким-либо образом заявить о себе. Производимое движение это и есть заявление о собственном существовании. Таким образом можно заключить, что движение и существование это две стороны одной и той же монеты)))
Софокл, 19 Июнь, 2025 - 11:49, ссылка
Что есть движение? Это - определенное представление, основанное на сравнении одного запомненного положения ч.-л. относительно чего-то другого, находящегося рядом с этим, в какой-то один момент, с другим его же положением уже в другой момент.
Не существует таких объектов, как "покой" или "движение". Об этом и говорит kosmonaft. Нет указанных объектов, в которые можно было бы "ткнуть пальцем" и утверждать, что вот этот объект есть покой, а вот этот - движение. И покой и движение - лишь представления мышления. Их "истинное существование" только в мышлении и нигде более.
Да, Анатолий! Мышление это такая сфера, где вообще никуда ткнуть пальцем не получится. Но Вы тем не менее пытаетесь ткнуть пальцем, заявляя:"движение...это - определенное представление, основанное на сравнении одного запомненного положения ч.-л. относительно чего-то другого, находящегося рядом с этим, в какой-то один момент, с другим его же положением уже в другой момент".
Видите, Анатолий, как Вы пальчиком тыкаете говоря"запомненное положение относительно находящегося рядом". Мне то все равно последовательны Вы в изложении своей позиции или нет. Но почему-то мне кажется, что Вам не все-равно то, как Вы излагаете свои мысли...
*Трактат о движении, переходе и времени*
1. Движение — это не просто изменение, а переход, граница между состояниями материи. Само движение невидимо, оно относится к сущности, его нельзя наблюдать напрямую.
2. Время — это результат движения, его видимый отпечаток. Всё, что мы воспринимаем как явление, связано с временем: через время проявляется переход материи из одного состояния в другое.
3. Всё, что существует, проявляется через движение, но само движение — ничто, оно лишь граница, миг между "до" и "после". Время — это способ фиксировать результат этого перехода, делать его явным для восприятия.
Время движется вперёд, Вместе с ним малыш растёт. Видишь, стрелочки-усы? Это тикают часы.
Говорите прямо - время есть оно из проявлений движения. Уточняю - в нашем сознании. Делаю вывод - последовательность событий в сознании порождает догадку о всеобщей связи всего сущего, что порождает понятие время.
Я вам говорил забудьте о сознании и поймите что движение это миг, интервал между прошлым и будущим.
Призрачно все в этом мире бушующем
Есть только миг, за него и держись!
Есть только миг между прошлым и будущим
Именно он называется жизнь
Вечный покой, сердце вряд ли обрадует
Вечный покой, для седых пирамид
А для звезды, что сорвалась и падает
Есть только миг, ослепительный миг
А для звезды, что сорвалась и падает
Есть только миг, ослепительный миг
Пусть этот мир вдаль летит сквозь столетия
Но не всегда по дороге мне с ним
Чем дорожу, чем рискую на свете я?
Мигом одним, только мигом одним
Счастье дано повстречать иль беду еще
Есть только миг, за него и держись!
Есть только миг между прошлым и будущим
Именно он называется жизнь
Есть только миг между прошлым и будущим
Именно он называется жизнь.
***
Именно являясь материя демонстрирует время.
Мир есть дуальность . Всё имеет противоположность . Движению противостоит время.
Материи (бытие) противостоит пространство(небытие)
Время это движение, а время - анализ этого движения с количественной точки зрения. Скорость протекания процессов постоянно меняется, но при чем тут время? Движение и время в том числе, следствие единства мира, подчинено законам природы. Нейронные процессы в вашем мозге подчинены строгим законам природы, от Вас не зависят. Вы можете мысленно срубить дерево за окном, но оно не упадет. Реально срубить дерево - совсем другой природный процесс.
///Движение и время в том числе, следствие единства мира, подчинено законам природы. Нейронные процессы в вашем мозге подчинены строгим законам природы, от Вас не зависят.///
Намекаете на то, что я не могу сознательно ускорить работу своего мозга?
Если я начну усиленно анализировать написанное вами, то никаких изменений в моём мозгу в результате такого анализа не произойдёт?
Может это не я занимаюсь анализом, а природа со своими законами?...,))
Ускорить работу мозга невозможно, укорить можно решение проблемы посредством использования эффективных алгоритмов мышления. Тут у каждого свой набор инструментов. Применительно к моим рассуждениям - возможно они покажутся Вам недостойными внимания.
Простите, но это просто бред. Алгоритмы мышления какие-то. Вы не пробовали стихи писать? Вы программист?
Вы как-то странно используете какие-то странные комбинации терминов.
У меня создаётся впечатление, что вы сами не понимаете что пишете...,))
Узкий специалист подобен флюсу, а если он умеет танцевать только от печки, то это трагедия. Алгоритмы - правила, стереотипы мышления. Ваше понимание ускорения мышления как у артиста больших и малых театров - Вы не думаете, а рефлексируете. Моя мысль простая - от того, что решили мыслить быстрее, физиология вашего мозга не измениться. Вы можете менять качественную (содержательную) сторону процесса, но на количество это влиять не может.
Lemur, 19 Июнь, 2025 - 10:42, ссылка
На количество чего? На количество активированных нейронных связей? Очень даже можно повлиять.
Если мы мысленно идем по дороге, бежим по дороге или едем по дороге количество активных связей от этого не изменится, может измениться рисунок этих связей. Вообще синаптические контакты формируются довольно медленно. Процесс мышления это не включение или выключение контактов, а активация посредством мышечной активности различных областей мозга. Тут удачная аналогия Павлова - мышление это луч прожектора, который движется по мозговым структурам.
А если мы мыслим езду по дороге не спокойно и расслабленно, а сконцентрированно и напряжённо? А если мы нашему мышлению немного газку...дополнительного внимания, чувств и эмоций?
Бывает, некоторые ученные пришли к выводу, что существуют скорости более световой.
А если вы решаете математическую головоломку? Или осваиваете новую теорию, то есть, выстраиваете в своей голове новые нейронные сети?
Или если вы синхронно переводите иностранный текст? Вот где трэш, говорят нейрофизиологи. Т. Черниговская рассказывала, что она никогда не видела такой картины*, как у синхронных переводчиков: весь мозг полыхает!
*Ученые уже умеют наблюдать работу мозга онлайн, то есть, выводить электроэнцефалограмму на компьютеры в режиме реального времени.
Если мышление основано на алгоритмах, то мыслящий алгоритмичски как раз и является этим самым узким специалистом. Творчески мыслить он уже не может.
Если я не думаю, а рефлексирую, что на тему чего я рефлексирую, когда считаю, что думаю?
Что в вашем понимании "рефлексия"?
Знаете, Lmur, когда я думаю, что разговариваю с вами, то у меня создаётся стойкое ощущение, что это я не разговариваю с вами а рефлексирую на тему разговоров с egor-ом...,))
Вы с ним не близнецы-братья? Не два в одном?
Вы играете словами. Я тоже так умею, но стараюсь не злоупотреблять этим умением...,))
Вы считаете, что если я пишу, что скорость работы мозга можно изменять. то я тем самым хочу сказать, что ускоряя работу мозга я изменяю его физиологию?
Если в организме временно изменяется скорость обменных процессы, то это изменяет физиологию всего организма?
Если к мозгу увеличить приток крови, то на работу мозга это никак не повлияет?
//Ускорить работу мозга невозможно, //
Вы вредное глупое существо, путающее этот мир.
Как Вы себе представляете ускорение работы мозга, мозговая деятельность не есть езда на велосипеде!
Lemur, 19 Июнь, 2025 - 10:50, ссылка
Что тут представлять? Про "разгон" работы мозга достаточно написано. И дай бог, чтобы из написанного люди пользовались хорошими советами: регулярные нагрузки на соображаловку плюс физические упражнения, полноценный сон и хорошее питание, и не пользовались плохими советами - стимуляторы и вещества.
Вы говорите быстрее чем думаете. Представьте себе нейрон. На его поверхности расположены десятки тысяч синапсов. Синапс срабатывает от усиление импульсации в определенном диапазоне. Избыток энергии в нейронной сети не увеличивает пропускную способность синапса, а меняет рисунок синаптических контактов в нервном узле. Сложность задачи не ускоряет работу нейронов, а увеличивает количество нейронов участвующих в формировании сознания. Впрочем с высоты своего положения Вы на такие мелочи внимания не обращаете.
Бред. Скорость увеличивается увеличением количества синапсов.
Прости господи раба твоего, ибо не ведает, что творит! Увеличивается пропускная способность мозга, количество задействованных в единицу времени контактов, энергопотребление мозга. Чтобы сбросить больше воды через шлюзы плотины Вы не можете заставить шлюз пропускать больше воды, надо открыть больше шлюзов. Впрочем, Вы силой волей можете ускорить течение реки и доказать свою правоту.
Вы считаете, что увеличение количества нейронов не ускоряет работу мозга?
А может быть вы считаете, что нейроны мозга существуют вне мозгового пространства?
kosmonaft, 19 Июнь, 2025 - 11:37, ссылка
Школьная задача 4-го класса: один землекоп прокопает траншею в 12 метров за три часа. За сколько времени прокопают такую же траншею три землекопа?
Согласно логике Алент, если ускорить даже одного землекопа, он справиться с задачей за три часа.
Lemur, 19 Июнь, 2025 - 11:56, ссылка
Не надо меня пересказывать и трактовать по-своему. Вы цитируйте, что я сказала, и показывайте, что из сказанного мною следует, по-вашему мнению.
Lemur, 19 Июнь, 2025 - 11:33, ссылка
Уважаемый, вы о чем говорили? Вы говорили не о нейронах, а об "ускорении работы мозга". То есть, об увеличении количества обрабатываемой информации в единицу времени; об ускорении получения результата в решении задач.
Я говорю, что разогнать мозг и увеличить скорость обработки информации вполне можно. Какие ваши возражения?
Не разогнать мозг, а увеличить количество выполняемой им работы. Я представляю механику процесса, а Вы конечный результат. Рабочий забил в пол 10 гвоздей, а на следующий день 100. Мастер подошел к нему и сказал "ты медленно работаешь, можешь работать в десять раз быстрее". Что ему ответил рабочий?
Lemur, 19 Июнь, 2025 - 12:16, ссылка
Вы странно представляете. Мозг это не один рабочий, мозг это огромное производство с бессчетным количеством работающих. И да, можно заявить, что ты, мозг, медленно работаешь, давай активизируй всех своих, и чтобы дело пошло в несколько раз быстрее.
синаптическая пластичность — это способность связей между нейронами (синапсов) становиться сильнее или слабее в ответ на опыт и обучение. Благодаря этому мозг может быстрее обрабатывать информацию, лучше запоминать и адаптироваться к новому. Укреплять пластичность помогают тренировки для ума, новые навыки, здоровый сон и питание.
Единственно, что полезного в этом сообщении, это понимание значимости нейробиологии, для философии и психологии.
Единственное, что полезного вы должны понять, — это то, что везде нужен профессионализм. Мнение дилетантов-философов — это позор философии. Всё то, что вы знаете, — это ничто, вы ничего не знаете и только смешите всех.
Вы не можете ответить на множество вопросов философии, не можете понять мои ответы на эту тему, не можете внятно высказать свою точку зрения, на каком основании вы беретесь меня поучать. Уровень Ваших заявлений по поросам физики, нейробиологии виден невооруженным глазом. Чем Вы занимаетесь в философском плане. Только не надо сомнительных стишков, на форуме присутствуют дамы.
Ага, вы знаете физику и можете судить, что я пишу. Но судите только в этом диалоге, не там, где надо и не к месту.
Вы не обладаете здравым смыслом, и это приговор. Вот только приговор — таков для большинства.
Хотя бы одну вашу достойную мысль скажите. Хоть что-то не пустое?
А собственно, что непонятно в проблемах организации и функционирования мозга, могу оказать посильную услугу (если конечно есть вопросы, похоже, что Вы трудности в этом плане не испытываете, такое впечатление, что мозг Вам понятен так же ясно, как и устройство собственной квартиры).
Позанимайтесь на тренажёре, изучите всё там, и тогда поймёте, что вы многое не знаете.
https://b-trainika.com/app/#!/game/
Если вы в своей квартире —
Лягте на пол — три-четыре! —
Выполняйте правильно движения!
Прочь влияние извне —
Привыкайте к новизне,
Вдох глубокий до изнеможения!
То, что я выделил жирным шрифтом это и есть суть времени. Суть времени это быть механизмом координации человеческой деятельности с процессами происходящими в мире.
Природа времени субъективна. Оно находится в человеческом сознании и нигде более. Время не выдумано человеком на пустом месте. Оно сознано человеком как способ согласования своей деятельности с природными процессами.
Будущее возникает из надежды человека, что его жизнь может быть продолжена. Будущее это прогноз человека о том, какой должна быть ситуация, основываясь на знании, наблюдении закономерностей совершения природных процессов.
Что такое объективная длительность, о которой Вы пишете? Например, пошли в магазин и купили стиральную машинку. В техническом паспорте которой указано: срок службы машинки 7 лет. Срок службы это и есть ваша "объективная длительность" - расчет инженерами продолжительности функционирования стиральной машинки на основании "объективных" (верифицируемых) расчетов...
Вы пишите:
Да, так можно написать. Только всегда про себя надо помнить, что время это субъективная форма, с помощью которой человек фиксирует происходящие природные процессы, соотнося с собственным существованием.
А вот эта мысль уже грубая ошибка. Время это вовсе не бог, который разрешает движению, изменению, развитию совершиться....
Этот пассаж наглядно демонстрирует непонимание того, что есть время. Время никуда не протекает. Оно не является самостоятельно существующей сущностью, находящейся где-то между клубниками на грядке. Вы же сами начали с утверждения: "Время в философии — абстрактное понятие"....!!!! Представления классической физики хороши тем, что они опираются на повседневность человеческой деятельности, в которых время является такой же координатной сеткой, как и пространство, с помощью которой человек организует процесс своей деятельности согласовывая с совершающимися в окружающем его мире процессами.
Такое понимание простительно физику, но точно не философу. В последнее время философия все более и более пасует перед успехами наук, утрачивая ясность собственного мышления. Суть эйнштенианства в том, что оно превращает время из константы в переменную и это порождает каскад эйнштейновских открытий. Время перестает быть устойчивой координатной сеткой координирующей человека и мир. Но релятивизм не может быть абсолютным везде и во всем. Эйнштейн понимая это абсолютизирует скорость света.... Вот такая новаторская физика.
Отбросим "категория", "фундаментальная", "физическая", "философская", "пространство-время". В сухом остатке: время есть изменения материи, последовательность событий. Кто с этим спорит!
Свойство движения, его количественная характеристика, что имеет несомненную практическую значимость.
Замечательно, мне добавить нечего!
Вы сами ответили на этот вопрос выше. Субъективное и объективное подчинены общим законам, имеют общую временную характеристику, что проявляется в эффективности деятельности человека. Время, ... условие возможности движения, изменения, развития - фраза не моя.
Вы не поняли, в начале темы я как раз критикую официальное определение времени. Рад, что Вы меня поддержали - определения в инете больше путают, чем объясняют.
Вот тут Вы темой не владеете. Эйнштейн понимал мир с точки зрения движения. Материя у него есть энергия, данная нам в системном движении электромагнитных волн. Не удивительно, что скорость движения (в том числе и времени, которое является субъективным свойством движения) в относительно устойчивом фрагменте действительности зависит от скорости его перемещения в пространстве, действия сил гравитации.
Ну, не владею... пусть и не владею. Мне достаточно, что ИИ опирается на мою работу по природе времени, написанную более 30 лет назад. Хоть и без ссылок, но все равно приятно)))
Ну если Вы серьезно задумывались на проблемой времени, Вы наверно должны согласиться с отдельными моими рассуждениями. Интересно понять, что в вашем понимании "природа времени".
Lemur, 18 Июнь, 2025 - 17:51, ссылка
Размышление о природе времени находится в двух взаимосвязанных пластах исследования. 1, классификации времени как одного из механизмов субъективности. Понимания роли субъективности в бытии человека. и 2, выяснение специфики черт этого субъективного механизма.
Время вырабатываемый в процессе жизни способ адаптации к изменяющимся условиям существования. Понимание о времени у ребенка формируется к полутора-двум годам. Это общеизвестный факт.
С помощью времени человек не только улавливает, фиксирует изменения в среде обитания но и вписывает себя в нее, согласуя свои действия с природными изменениями. Даже животные обладают некоторыми временными представлениями. Так лев готовясь к прыжку прогнозирует поведение своей жертвы и рассчитывает свой прыжок.
Само понятие времени очень многогранно, так включает в себя множество взаимосвязанных аспектов согласования деятельности.
Самые обиходные блоки природы времени хорошо известны. Обычно на первое место по полярности выходит измерительный блок: часы, сутки, года и так далее. Вырос этот блок из наблюдения человека за явлениями природы, когда изменения соотносятся с повторяемостью природных процессов. Времена года и тому подобное... Вот этот измерительный блок обычно называют физическим временем.
Другим важным и популярным блоком темпоральности является "модусы" времени: прошлое, настоящее и будущее. Центральным моментом в этом блоке выступает настоящее. Настоящее это то, что человек считает актуальным для себя в данный момент. Границы настоящего всегда определяются субъективно. Это может быть и минута, и год, и даже вся жизнь.
Прошлое это отработанный человеком материал, выведенный за пределы актуальности. Будущее вырастает из прогноза и надежды. Как написал Августин в Исповеди : прошлое это то чего уже не, будущее это то чего еще нет, а настоящее это исчезающий миг между прошлым и будущим...
О времени можно писать долго. Ведь аспекты человеческой деятельности многогранны. Пишут о длительности, единице времени, ресурсе времени, восприятии времени (психологии), социальности времени, историческом времени.... даже перечисление аспектов времени займет некоторое время, не то что их раскрытие. В свое время с написал более 300 страниц)))
Я понял о чем Вы пишите. Время важнейшее понятие нашего сознания, которое имеет множество сфер практического применения. Ваша книга анализирует различные аспекты времени. Меня интересует наиболее общие выводы о природе времени, которые в общих чертах совпадают с вашими представлениями. Позволю себе акцентировать внимание на следующих моментах.
Философы делают упор на эрудицию, что запутывает большинство проблем. Современная философия это множество мнений, которые плохо согласуются между собой. Применительно к понимаю сути психических явлений неверно трактуется природа субъективного и объективного. У вас просматривается понимание того, что сознание существует не просто так, а является способом адаптации организма в среде. Иными словами, субъективное это полезная для данного организма объективная информация. Субъективный мир лягушки э то упрощенная объективная реальность, а не некий источник прозрения, как думают некоторые психологи.
Трудность в теоретическом определении времени обусловлена отсутствием системного понимания действительности (современная философия - лоскутное одеяло). Вы совершенно верно идете по пути его понимания в качестве движения, субъективного движения (противодействие среде), которое проявляется в самых различных сферах - быт, физика и так далее.
Ну, что ж, раз понимание достигнуто, то на этом можно чокнуться))) Правда я на диете и живу как монах, но в душе молодой и повеса)))