Диалектика природы -- это реальность или миф?

Аватар пользователя Олег Суворов
Систематизация и связи
Гносеология
Диалектика
Логика

Суворов О.А.

ДИАЛЕКТИКА ПРИРОДЫ – ЭТО РЕАЛЬНОСТЬ ИЛИ МИФ?

Первоначальный смысл диалектики, пришедший к нам из древности, сводился к искусству непротиворечивого ведения полемики. Аристотелю, как известно, удалось наиболее продуктивно оформить это мастерство в своде законов и правил силлогизмов, что и получило название логики. Таким обраом, для древних мыслителей логика была равнозначна диалектике. Такое понимание этих категорий продержалось до Канта, который своим трансцендентализмом отделил диалектику от логики, раскрыл её особое содержание, заложенное в самой процедуре познания, в соотношении объекта-субъекта , в существенном различии его противоположностей. Тем самым констатировалась ограниченность формальной логики, или рассудочной диалектики, основанной на абстрактном тождестве, не ведавшеь различия между объектом и его отражением в мышлении. Кант действительно совершил тут коперниковский поворот, объявив объект непознаваемой вещью в себе, и, как следствие, утверждал, что мысль может лишь соответствовать объекту, но не совпадать с ним. Зафиксированное Кантом различие между объектом и его субъективной ипостасью как раз и легло в основание его трансцендентальной диалектики, развитой впоследствии Гегелем до спекулятивной, или диалектической, логики, совпадающей с теорией познания.

Вместе с тем гегелевская модернизация трансцендентальной концепции Канта в одном пункте, на мой взгляд, носила отчасти контр продуктивный характер. Я имею в виду трактовку природы самой логико-диалектической противоречивости, по Канту, сугубо гносеологической, тогда как у Гегеля приобретающей, правда не всегда, признаки объективно-реального значения. Это связано, главным образом, с экстраполяцией Гегелем логического процесса на объективную действительность, которая представляется им отчуждением мышления, его инобытием. Именно это обстоятельство, отнюдь не определяющее существо гегельянства, дало Марксу повод весьма тенденциозно изобразить Гегеля абсолютно объективным идеалистом, что, разумеется, не соответствует истине. По сути Гегеля нельзя назвать ни материалистом, ни идеалистом, потому что его взгляды, несомненно, возвышаются над односторонностью этих метафизических крайностей и рационально могут быть поняты лишь как их логическое единство.

Что касается действительного распространения гносеологической противоречивости на объективную реальность, то прерогатива этой уму непостижимой акции, конечно же, принадлежит марксизму, и, прежде всего, Энгельсу, в частности, его работе «Диалектика природы». В этом, в сущности, дилетантском произведении сподвижник Маркса совершенно бездоказательно изобразил природу как диалектический процесс, якобы детерминированный внутренними противоречиями. Потому что противоречия, на которые ссылается Энгельс, являются не чем иным, как противоречиями познания; это плюс-минус, притяжение-отталкивание, прерывность-непрерывность и т.д.; то есть противоречия, не имеющие никакого отношения к объективной реальности, если она рассматривается сама по себе, вне освоения её в ходе познания. Поскольку же вне познавательной процедуры мы не в состоянии вообще что-либо сказать о внешнем мире (даже о самом его существовании), постольку наделение последнего объективно-реальными противоречиями, а, стало быть, и диалектикой, мне представляется чистейшей химерой.

Комментарии

Аватар пользователя fed

Конечно, реальность. Ежедневно с этим сталкиваемся.

Аватар пользователя mp_gratchev

 

Суворов О.А. ДИАЛЕКТИКА ПРИРОДЫ – ЭТО РЕАЛЬНОСТЬ ИЛИ МИФ?

Разумеется, диалектика природы - это реальность.

--

Аватар пользователя Олег Суворов

Трусову, Грачеву.

Что так сразу, словно под копирку, критически не разобрав ни одного моего аргумента?

Аватар пользователя mp_gratchev

Поскольку же вне познавательной процедуры мы не в состоянии вообще что-либо сказать о внешнем мире (даже о самом его существовании),

А как же "вещь в себе"?

--

Аватар пользователя Олег Суворов

М.П., пора бы Вам знать, что "вещь в себе" как раз и означает, по Канту, что мы не можем ничего сказать об объективно-реальных вещах, если они никак не корреспондируются с нашими органами чувств.

Аватар пользователя mp_gratchev

 критически не разобрав ни одного моего аргумента?

[...] "вещь в себе" как раз и означает, по Канту, что мы не можем ничего сказать об объективно-реальных вещах, если они никак не корреспондируются с нашими органами чувств

А как же мы знаем, что она именно объективно-реальная, если  не можем ничего сказать о "вещи в себе"? 

Одним словом серьезных аргументов нет. Есть субъективно-оценочные высказывания и желание дискредитировать классика марксизма коннотациями типа "В этом, в сущности, дилетантском произведении сподвижник Маркса..." и, тем самым, освободить себя от рассмотрения аргументов Энгельса. Ибо если хотите произвести ревизию диалектического материализма, то требуется нечто более основательное.

Плюс смешивание эмпирического с теоретическим.

--

Аватар пользователя Victor_

Диалектика природы -- это реальность или миф?

 Пока это не миф, потому как вполне ещё здравствуют те, которые всерьёз полагают, что диалектика природы это реальность... - а как только приверженцы этого взгляда (подхода) перемрут, то и диалектика природы обратится в миф или нет?...

Аватар пользователя Олег Суворов

Мифические представления неизбежны, поскольку люди всегда будут искренне ошибаться или преднамеренно искажать реальность. Тут ничего не поделаешь.

Аватар пользователя mp_gratchev

Олег Суворов, 7 Сентябрь, 2017 - 22:41, ссылка

Мифические представления неизбежны, поскольку люди всегда будут искренне ошибаться или преднамеренно искажать реальность. Тут ничего не поделаешь.

То есть я могу ошибаться, отрицая диалектику природы, или преднамеренно искажать реальность.

--

Аватар пользователя mp_gratchev

Первоначальный смысл диалектики, пришедший к нам из древности, сводился к искусству непротиворечивого ведения полемики. Аристотелю, как известно, удалось наиболее продуктивно оформить это мастерство в своде законов и правил силлогизмов, что и получило название логики.

Аристотель выхолостил противоречие из диалектики. Логика оказалась кривой на один глаз.

Я имею в виду трактовку природы самой логико-диалектической противоречивости, по Канту, сугубо гносеологической, тогда как у Гегеля приобретающей, правда не всегда, признаки объективно-реального значения. 

Логико-диалектическая противоречивость, гносеолого-диалектическая противоречивость и онтолого-диалектическая противоречивость - это три самостоятельных понятия.

У Канта начался дрейф диалектики от логики к гносеологии и завершился у Гегеля отождествлением логики с онтологией.

--

Аватар пользователя Олег Суворов

Без комментариев, потому как все эти ваши рассуждения не по существу темы.

Аватар пользователя mp_gratchev

Суворов. 

Первоначальный смысл диалектики, пришедший к нам из древности, сводился к искусству непротиворечивого ведения полемики. Аристотелю, как известно, удалось наиболее продуктивно оформить это мастерство в своде законов и правил силлогизмов, что и получило название логики.

Грачев. 

Аристотель выхолостил противоречие из диалектики.

Суворов. 

Без комментариев, потому как все эти ваши рассуждения не по существу темы.

Про Аристотеля Вы упомянули сами. Логика Аристотеля не предполагает  возражений в статусе истинных высказываний. Отсюда Ваше "Без комментариев".

--

Аватар пользователя Дилетант

Первоначальный смысл диалектики, пришедший к нам из древности, сводился к искусству непротиворечивого ведения полемики.

Ну, да, если непротиворечиво, то: Аристотелю, как известно, удалось наиболее продуктивно оформить это мастерство в своде законов и правил силлогизмов, что и получило название логики
А если противоречиво, то...?

Если "лектика" - носилки для богатых, "алектика" - обыденное мышление, то ди-алектика непременно требует двоих участников обыденного мышления. Носилки несут минимум двое. 
Один споткнулся, чуть не упал, а второй среагировал, и поддержал движение так, чтобы облегчить восстановление первому. Устранил противоречие, которое внёс камень на дороге в равномерное движение

Вопрос и ответ возможны только в рефлексии сравнения. Даже в единичном экземпляре возможно возникновение противоречий при сравнении вопроса и ответа. Но в этом же случае происходит и разрешение противоречия путём изменения либо внутренней структуры возникновения вопроса, либо изменением "внешней" структуры ответа, пришедшего на другой "вход" сравнения. 

В разговоре участвуют минимум двое людей, следовательно, минимум ДВА кольца рефлексии сравнения. 

экстраполяцией Гегелем логического процесса на объективную действительность, которая представляется им отчуждением мышления

Это явление выражается в выделении человеком из себя логической машины в виде самостоятельного, отдельного устройства (ЭВМ). 

Но "экстраполировать" рефлексию сравнения на природу - это значит просто искать подобие в косной природе, а не в живой. 

В косной природе находим явление (нам) рефлексии, которое Кант выразил как "вещь-в-себе".
Существование устойчивых "атомов" и пр. и есть подтверждение рефлексии в природе, которую можно сравнить с "зеркальной рефлексией", не дающей отражения во "вне". А если и дающей, то непременно с возвращением "посылки" в "систему зеркал".
Такая "система логики" непротиворечива. 

Противоречие возникает, когда "посылка" претерпевает множество превращений и либо не возвращается как "собственная" посылка, либо возвращается в превращённом виде, вызывая противоречие, "выводящее" рефлексию сравнения "из себя", гоня "волну" в структуре кольца рефлексии. (Результат сравнения начинает выбирать действия по изменению структуры кольца рефлексии сравнения).
В зеркальной рефлексии, не меняющей свою структуру, "посылка" накладывается на существующее движение, вызывая "интерференцию": линейное сложение движений субстанции.

"Круговорот воды в природе" - типичное представление о кольце рефлексии в "косной природе". Течение реки от действия на берег реки вызывает результат сравнения (силы течения и реакции берега), который приводит к ИЗМЕНЕНИЮ течения (русла) реки. Если бы силы были равные (зеркальные), то течение реки (русла) не изменялось бы.

По крайней мере, один диалог "сам-с-собою" в природе есть (монолектика).

вне познавательной процедуры мы не в состоянии вообще что-либо сказать о внешнем мире

 "Мы" - да. Но "регистрировать" изменение "русла" реки можно и без "нас".
"Само-по-себе" новое русло реки и есть регистрация результата сравнения силы течения реки и силы сопротивления берега. 
"Мы" же это только "понимаем" и "регистрируем" в своей "памяти".