д.ф.н. К.В. Молчанов против диалектического материализма
Много чего чудесного наговорил и вскрыл "потаенного" из постсоветского идеализма д.ф.н. К.В. Молчанов на своем сайте "Диалектика". В частности, пишет следующее (ссылка):
"Зачастую разговор, почему-то, переводится на рассмотрение столкновений противоположностей, причем так, что развитие предметов понимается как раздвоение единого на противоположности, «борьба» между ними и разрешение противоречий...
Такое противоречие зачастую (см., напр., Википедию) называется диалектическим противоречием (???), но, на самом деле, эта глупость к диалектике никакого отношения не имеет [выделено автором цитаты. - M.G.]: это глупость диамата" (Молчанов К.В. Противоречие: обыденные представления. - https://dialectics.ru/529.html )
Любопытно, по какой причине, предъявляя претензию диамату, автор апеллирует к неизвестно кем написанной статье в Википедии, а не к первоисточнику диалектического материализма? Насколько это правомерно?
--
Грачев Михаил Петрович.
Москва, 29.02.2020 г.
Комментарии
Вопрос из зала: что такое первоисточник диалектического материализма?
Возьмите любой старорежимный учебник диамата. Но не Википедию же цитировать!
Молчанов К.В. пишет:
1. Что значит "никто не знает, что она такое"? Каждый из тех, кто дает определение диалектической логики, знает, что она такое. Разница лишь в том, что у каждого свой образ диалектической логики. В том числе, и у Молчанова.
2. Фразой "никто не знает, что она такое" Молчанов пытается донести до читателя, что единственным, кто знает, что такое диалектическая логика, - это один лишь сам д.ф.н. Молчанов.
3. Теперь Молчанову осталось лишь убедить читателя, что его образ диалектической логики не эксклюзивный и не единственный в своем роде, а самый что ни на есть аутентичный, на который должны ориентироваться коллеги-интеллектуалы.
4. Задача оппонента разубедить Молчанова в его самомнении.
В науках есть понятие диалектической логики. Чем оно не нравится Молчанову? Например, пишут: "Что же представляет собой диалектическая логика как наука? Существуют различные определения предмета диалектической логики, каждое из которых раскрывает определенную сторону этой науки. Однако почти все авторы считают, что диалектическая логика есть наука о законах и формах теоретического мышления" (Ерышев А. А. и др. Логика: Курс лекций — 3-е изд., перераб. и доп. — К.: МАУП, 2000. — 184 с. &1.3. Соотношение логики формальной и диалектической).
Получается, что по Молчанову при понимании диалектической логики нельзя использовать понятия "противоречие" и "отрицание". Это очень странно слышать из уст д.ф.н. Молчанова.
— Грачев. Автор философии Молчанова ещё не предъявил термин "диалектическая логика", ещё не доказал аутентичность вводимого им концепта ДЛ, а уже заранее решил - будет термин понят или не понят.
— Молчанов. Впрочем, различные научные, околонаучные, рассудочные и проч. разглагольствования (т.е. вне диалектической философии) по ее поводу не отменяются, более того, они служат усилению маскировки и защиты диалектической логики, так как уводят от нее, тем самым, скрывают ее все больше и больше.
— Грачев. Вроде бы, Молчанов позиционирует себя не доктором тайных эзотерических наук, а философских - так отчего такой восторг по поводу "сокрытия" и "маскировки" молчановской диалектической логики?
--
Так оно и есть.
Ни одного примера, образца диалектической логики никто на протяжении нескольких лет на ФШ привести не может.
В моём примере про количественно-качественный закон никакой диалектической логики не обнаружено.
Своих примеров у апологетов нет и не будет.
Как говорится "концерт окончен скрипки в печку".
Как Вы можете говорить, что никакой диалектической логики не обнаружено? Чтобы такое говорить, нужно сначала знать, что есть диалектическая логика. Ведь у Вас нет ни понятия, ни образа диалектической логики. В самом деле, требуете пример, потому что у Вас нет ни того, ни другого.
Или есть? Так опишите свой образ ДЛ!
После того, как подтвердите наличие у себя какой-то образ ДЛ, тогда только будете хоть как-то претендовать на заключение об отсутствии диалектической логики в примере про количественно-качественный закон.
--
Это капец уже, нужен образ (или рукой показать, прожестикулировать?).
Так я и говорю - нарратива нет и не предвидится.
PS. Представляем труды Гегеля с комиксами
Грифцова Ирина Николаевна. Тема докторской диссертации: "Соотношение формальной и неформальной логики: философско-методологический анализ" (1999 г.)
В этой диссертации вводит научный термин "образ логики".
--
Для тугодумов.
Даже если уместно говорить об образе логики, то не о диалектической логики.
Потому что такой специальной логики нет (спросите у Грифцовой Ирины Николаевны).
Забудьте, вам же легче станет.
Вернеру: а понять то, что изложил философ Э.Ильенков в работе "Диалектическая логика. Очерки истории и теории" - слабо? Хотя понятое дело, для этого надо обладать тем, о чем Э.Ильенков в работе "К вопросу о природе мышления" так отразил: "В итоге диалектика оказывается естественной Логикой разума, поскольку разум по его терминологии, есть та способность человеческого интеллекта, которая старается осуществить полный синтез всех частых теоретических обобщений, всех понятий, выработанных путем обобщения эмпирических данных, данных опыта". Однако.
В каком смысле "нет"? Логика - нормативная дисциплина. Вчера есть, сегодня нет, завтра вновь есть. ТФЛ как специальную дисциплину то вводили в школе, то исключали из предметов преподавания, то вновь вводили.
Что касается диалектической логики, то она как специальная дисциплина, во всяком случае, всегда есть в идеальном платоновском (трансцендентном) мире. Нужно только припомнить (увидеть). Вернеру пока не удается это осуществить (Вернер: "Не вижу специфической диалектической логики", (с)).
Молчанов пишет:
"При этом в научном сообществе даже сейчас нет мало-мальски единого мнения по ее вопросу:
а.
б.
в.
г.
д. кто-то вообще утверждает, что диалектическая логика есть, но не в смысле диалектики (!!!), а согласно иных позиционирований..." - https://dialectics.ru/409.html
Например, такое позиционирование диалектической логики: издание монографий с заголовком на титульном листе - "Диалектическая логика", но с сомнительной причастностью к собственно ДЛ.
Ильенков изложил свой образ диалектической логики. Вернер может познакомиться с ильенковским образом диалектической логики, например, здесь:
Ильенков Э. В. Диалектическая логика: Очерки истории и теории. М.: Политиздат, 1984.—320 с. (2-е изд., доп.)
--
Почему же только о логике, а не о диалектической логике? Образ и требуемый Вами "образец" - от одного корня.
Логика - общее имя для разных видов логики. Так же как "дерево" - общее имя для разных пород дерева (берез, осин, сосны, ели, дуба, ольхи, тополя, ясеня).
Грифцова ввела в научный оборот термин "образ [x] логики". Вместо (х) подставьте любое значение: аристотелевская логика, традиционная формальная логика (ТФЛ), неформальная логика, иллокутивная логика, эпистемическая логика и, наконец, диалектическая логика (диалектическая логика диамата, диалектическая логика Яспеса, диалектическая логика К.В.Иванкова, Элементарная диалектическая логика - ЭДЛ).
д.ф.н. Молчанов: "Стараниями советских ученых и исследователей диалектическая логика обрела диковинные образы и представления", - https://dialectics.ru/409.html
--
Образ можно создать на основания нарратива, которого у вас нет. Привет.
Как так нет "нарратива"? Нарратив здесь: Грачев. Введение в диалектическую логику - http://philosophystorm.ru/mp_gratchev/2861
Можете приступить к формированию у себя образа диалектической логики на основании представленного нарратива.
Выжимка диалектической логики
развивающегося суждения
Суждение - вид высказывания, характеризующийся принятием истинностных значений "ложно/истинно" и выраженный в языке повествовательным предложением.
К другим видам высказывания следует отнести неистинностные вопросы, оценки и императивы. "Не-истинность" означает тот простой факт, что данные виды высказывания не принимают характеристические значения "ложно/истино".
Таким образом высказывание-вопрос и высказывание-суждение не являются омонимами высказывания, а выступают элементами родо-видовой классификации.
Если исходить из идеи монизма в логике, то при наличии двух казалось бы несовместимых логик - формальной и диалектической логики, можно получить следующее обоснование тождества противоположностей ДЛ и ФЛ как универсума общей логики:
0. Предварительные определения и соображения (Оглавление).
0.1. Общее определение логики (четыре омонима*)
0.2. Спекулятивная логика. У Гегеля нет термина "диалектическая логика" - он использует термин "спекулятивная логика" в значении близком к диалектической логике:
Гегель не формулирует, во всяком случае, свои соображения не рефлексирует именно как законы спекулятивной логики. Оставляет открытым окно своим последователям. Поэтому нет ничего удивительного в том, что руководствуясь установкой Гегеля на дальнейшее развитие законов спекулятивной логики (или как теперь говорят, модернизируя Гегеля - законы диалектики), Энгельс подхватывает гегелевскую эстафету и формулирует названия преобразованных законов с помощью 'новых категорий', как и завещал Гегель.
По Гегелю в спекулятивной логике содержится чисто рассудочная логика и первую можно сразу превратить в последнюю (см. там же, с. 210). Правда, ценой выкидывания диалектического и разумного. Получается, что в рассудочной логике нет диалектического компонента. Запрет на диалектику в рассудочной логике дорого обошёлся последующему развитию теории диалектической логики. Это развитие застопорилось. Тогда как рассудочный компонент формальной логики получил бурное развитие в классической формальной логике.
0.3. Классическая формальная логика:
0.4. Диалектическая логика (в широком и узком смысле):
0.5. Естественное мышление - прототип модели 'диалектическая логика'. А именно, естественное мышление - это прототип, моделью которого служат формальная и диалектическая логика с разной степенью приближения к оригиналу.
Логическим прототипом в данном случае будет любое в форме цепочки высказываний рассуждение интер- или интрасубъектное как оно есть - истинное или ошибочное, правильное или неправильное (по правилам или с нарушением каких-либо правил), продуктивное или безрезультатное, сумбурное или организованное с последующим принятием решения или без каких-либо последствий.
0.6. Две позиции в диалектической логике
Диалектическая логика может выступать как конкурирующей моделью, так и дополнением формальной логики до логического универсума. Направленность и установка диалектической логики - разрешение противоречия. Диалектическая логика функционирует в четырёх основных формах мысли: суждениях, вопросах, оценках, императивах. Имеет общую с формальной логикой теорию аргументации (доказательства) и общие с ней правила рассуждений. Что позволяет дискутирующим и договаривающимся сторонам достигать консенсуса, разрешать средствами диалога конфликтные ситуации, гражданско-правовые споры, вести эффективную научную дискуссию.
0.7. О наличии признаков диалектической логики в обмене репликами собеседников в научной дискуссии. Мне представляется, что во всяком научном обсуждении какой-либо конкретной проблемы есть налицо все признаки диалектики, в частности, при обсуждении самой диалектической логики:
* * *
1. Вместе, составляя собой универсум тождества противоположностей, формальная и диалектическая логика развиваются из одной общей точки - логической категории 'суждение'. Как известно, свою спекулятивную 'умозоркую' теоретическую логику (диалектическую логику субстанциализма), Гегель в 'Науке логики' развивает из логической категории 'понятие' (исходная категория 'Бытие'), обходя по кругу все имеющиеся к тому времени философские категории. Таким образом, Гегель принимает решение опосредовать начало 'понятием'.
Хотя задаваясь вопросом: "С чего следует начинать науку?", а начало должно быть или чем-то опосредованным или чем-то непосредственным, Гегель, фактически (непосредственно) уже начал изложение ... с 'вопроса'.
Гегелевская 'cпекулятивная логика' (логика развивающегося понятия) строится как категориальная система диалектики Разума. Диалектическая логика суждения в дополнение к логике развивающегося понятия строится как рассудочная диалектическая логика.
При таком положении, рассудочная диалектическая логика есть знание о связи высказываний (вопросов, суждений, оценок, императивов) в рассуждении, которое служит формой развития мысли через противоречие суждений.
2. Структура основных форм мысли в рассудочной диалектической логике:
3. Соотнесение параметров формальной и диалектической логики представлено в следующей таблице:
Таблица 1
© Грачёв М.П. MindMaps-11. Соотнесение общих параметров формальной и диалектической логики (04.07.2008)
4. Осуществляя подход к суждению как начальной точке развития логической системы, можно констатировать, что исходная структура мысли у той и другой логики (формальной и диалектической) одинаковая:
А: ( s - p )
5. На следующем шаге построения рассудочной диалектической логики учитывается количественный фактор-параметр. Вносится небольшое изменение: в исходную формулу добавляю новый символ "S - субъект рассуждения":
А: S ( s - p ),
5.1. Субъект рассуждений - интерпретатор знака. Основная функция знака состоит в том, что он репрезентирует (представляет) какой-то предмет для некоторого интерпретатора (субъекта), имплицитно входящего в логическую систему, в частности, формальную логику:
Итак, 'Интерпретатор' - это субъект рассуждений, который в диалектической логике задается явно в структуре высказывания (пропозиции): S (s - p), где S (прописное) - субъект рассуждений. Диалектическая логика рассматривает развитие мысли через противоречие высказываний, а противоречивые высказывания генерируются интерпретатором в интер- и интра-субъектном режиме.
6. Количественное изменение приводит к качественно новой - субъектной логике (диалектической логике). В диалектической логике вводится новое понятие "диалог как логической форма". Диалог представляет собой связь истинностных и неистинностных форм мысли (высказываний) в рассуждении. Неистинностная форма высказывания - это такая форма предложения, в которой 'высказывание' не принимает истинностных значений 'истинно' и 'ложно' (в двузначной логике). Структура связи высказываний (вопросов, суждений, оценок, императивов) описывается формулой диалога.
Формула диалога в символической записи:
В свернутом виде:
[ Si,j > (s-p) ],
где
S(прописное) - субъект рассуждений;
s (строчное) - логический субъект;
р - предикат;
[-] - связка;
[>] - знак квотирования;
i, j - нижние индексы ролевых субъектов.
или
[ Si > (s-p) < Sj ],
где
Si > - продуцирование текста собеседником Si;
Sj > - продуцирование текста собеседником Sj;
< Si - восприятие текста собеседником Si;
< Sj - восприятие текста собеседником Sj;
[...] - квадратные скобки в символике Гаусса означают суммирование элементов
В развернутом виде:
1. Si > (s-p)1 <Sj
2. Sj > (s-p)2 <Si
3. Si > (s-p)3 <Sj
4. Sj > (s-p)4 <Si
5. Si > (s-p)5 <Sj
6. Sj > (s-p)6 <Si
7. Si > (s-p)7 <Sj
........................................
n. Si > (s-p)n <Sj
n+1. Sj > (s-p)n+1 <Si
Характеристика реплики продуктивного диалога:
7. Диалектическая логика (полисубъектная логика) - это логика развивающейся мысли. Источником развития мысли служит противоречие суждений.
7.1. Рассуждение о субъект-субъектном отношении по поводу объекта Q, который мною же и является. Естественной бывает ситуация, когда для меня чужое лицо является не субъектом, а объектом. При том, что для себя я всегда субъект. Но вот случилось, что в моем присутствии обсуждают меня (хвалят или ругают, стыдят, оговаривают). Кем я здесь для себя являюсь? Субъектом или объектом? И в каком реальном или трансцендентальном пространстве располагается моя идентичность?
Схематически положение дел можно отобразить в виде следующей структуры:
Si - Sj
| |
Объект Q,
где
Si - мои собеседники (хвалители-очернители);
Sj - я собственной персоной;
Объект Q - опять же моя персона.
Итак, что можно сказать о моей идентичности, где она в этом случае располагается? В позиции Sj или в позиции 'объект Q'? Можно ли настаивать на тождестве
Sj = 'объект Q'?
Я склоняюсь к тому, что всё-таки в речевой ситуации 'оговаривания-льщения' моя идентичность сохраняется в позиции субъекта, а не объекта.
Участница ЖЖ, в присутствии которой случайные прохожие упомянули её имя и охарактеризовали персонально, пишет: "Не знаю, ту или нет (имярек) я знаю, но я им сказала, что именно так меня зовут", (с). То есть то лицо с моим именем отстранено от меня и я могу спокойно (без рекурсии) обсуждать или оставить без рассмотрения (отправить'в игнор') вместе с моими собеседниками (обидчиками или льстецами) свойства, черты характера или поступки этого отстраненного 'во вне' от меня собственного лица.
8. Какие же преференции получает пользователь новой логики (хотя новая она только по названию)? Первое, диалектическая логика будучи логикой свободы самовыражения позволяет противоречить. Тогда как формальная логика это делать запрещает (вам могут указать на своё место знаменитой сентенцией: "Здесь вопросы задаю я". Кстати не только на приёме у следователя, но и на экзамене. Вообще-то, и формальная логика в определенных случаях противоречить не запрещает. Только официально как правило действует закон запрещенного противоречия:
Неверно, что А & не-А
9. Формальная логика со своим 'законом запрещенного противоречия' навязывает коммуникативному сообществу тоталитарное единомыслие, если ещё допустимо делать какие-то социальные обобщения и выводы из чистых законов логики. Диалектическая логика, как логика коллективистского сообщества, допускает плюрализм мнений. Платой за такой плюрализм служит невозможность заранее предсказать, чьё суждение является истинным, а чьё ложным. Это выяснится/не-выяснится в процессе аргументативного разрешения противоречия суждений. Диаграмму разрешения противоречия суждений можно посмотреть здесь:
Разрешение противоречия суждений средствами аргументации:
Таблица 2.
© Грачёв М.П. MindMaps-10. Разрешение противоречия суждений (17.05.2008)
10. Как непротиворечиво отобразить формальное противоречие суждений в символьной форме, не выходя за рамки традиционной логики как универсальной логики базисного рассуждения? В формальной логике логическим признают такое противоречие суждений, если противоречащие высказывания представлены об одном и том же, в одно и тоже время, в одном и том же смысле и значении. При этом, в традиционной логике отвлекаются от субъекта высказывания.
Другими словами, кто бы не произносил противоречащие утверждения, один и тот же человек или разные люди, на оценку истинности высказываний это никак не влияет. Утверждение будет истинным или ложным, независимо от произносящего его человека, лишь бы были соблюдены условия одного предмета высказывания, времени и и одного смысла используемых в высказывании терминов.
11. Если воспользоваться обнаруженной в формальной логике дыркой индифферентности к субъекту высказывания, мы вправе будем, приписав противоречащие высказывания разным субъектам рассуждения ("субъект Si говорит А" и "субъект Sj говорит не-А"), остаться тем не менее в строгом формате традиционной логики:
Аi & (не-A)j
Утверждение А истинно с позиций субъекта Si (записывается Аi), а утверждение не-А истинно с позиций субъекта Sj (записывается (не-А)j). Чтобы обеспечить переход от одной противоположности к другой в качестве синтезированного суждения тождества противоположностей, необходимо между крайними членами выложить цепочку релевантных высказываний аргументативного диалога в виде вопросов, суждений, оценок, императивов.
12.1. Три правила элементарной диалектической логики
Элементарная диалектическая логика (ЭДЛ) основывается на четырех известных законах традиционной логики, обязательных для моносубъекта, и основных законах диалектики. Плюс, добавляет свои правила для бисубъекта рассуждения.
Правило 1 элементарной диалектической логики (закон противоречия)
"Противоречить разрешено".
Правило 2 элементарной диалектической логики (последовательность постановки вопросов)
Последовательность постановки вопросов в рассудочной диалектической логике определяется положением: "Нельзя разрешить частные вопросы без предварительного решения общих. В противном случае, будете постоянно натыкаться на эти общие вопросы". Отсюда правило:
"Установи и разреши общий вопрос".
Правило 3 элементарной диалектической логики (принудительность ЭДЛ)
Развитие мысли в ЭДЛ регулируется контекстной постановкой вопросов, оценок, императивов.
Вторая сторона вопроса о 'принудительности в ЭДЛ' - принцип свободы воли. Разумеется каждый из 'бисубъектов рассуждений' свободен по своему реагировать на поставленные перед ним вопросы, оценки, императивы и не исполнять, в частности, императив. Может задавать встречные вопросы, продуцировать свою оценку ситуации, выставлять встречные требования и просьбы, либо отправлять в 'игнор' (что дает контрагенту повод для новой рекурсии оценок).
12.2. Пять исходов разрешения противоречия 'суждения А' и 'суждения не-А':
Заключение. Итак, известные из ранее размещенных материалов, краткие тезисы о диалектической логике вместо вывода.
Что такое диалектическая логика?
Макет диалектической логики на 14.05.2008
© Грачёв М.П. MindMaps-9. Макет диалектической логики (14.05.2008)
Педагогическое значение рассудочной диалектической логики: нацеленность на воспитание в учениках умения выражать свои мысли словесно, опираясь не только на три (понятие, суждение, умозаключение), традиционно-логические формы а на четыре основные формы мысли (суждения, оценки, вопросы, императивы), выраженные в конструктивно-языковой диалектике.
--
Грачев М.П.
Ошибки К.Маркса в представлении ново-диалектика
д.ф.н. Молчанова К.В. из МГУ
(источник: http://philh.ru/images/nomera_jurnalov/fh_6_2016.pdf)
Константин Владимирович Молчанов пишет:
"опорные положения диалектического метода К.Маркса имеют существенные недостатки. Например,
(1) всеобщая связь и взаимозависимость явлений. Однако привязанное к материалистическому воззрению это положение и его аспекты оказываются в некотором, собственном, идеально представляемом пространстве, часто не соответствующем практике (например, помпезные домыслы советских ученых о неуклонном движении к коммунизму в одночасье прекратили свое существование в 1991 г.). Более того, что важно в диалектическом смысле,
(2) они оказываются не связанными с аспектами всеобщности. Иными словами, перевернутая диалектика могла так или иначе исследовать лишь те моменты развития, которые были видны Марксовому взору. Но ни о чем более и ни о какой объективности выявления феноменов (из явления) не могло быть и речи. В этом смысле Марксов метод действительно является прямой противоположностью любого из гегелевских методов (и при этом обозначается аспект субъективности Марксова метода, что важно, см. ниже). А
(3) так называемые «законы» диалектики! О них мы уже писали и говорили (см., напр.: [6]), поэтому сейчас повторяться не будем, а лишь укажем на то, что, согласно Гегелю, не борьба противоположностей, а противоречие есть корень всякого движения и жизненности [1, т. 5,520].
Также следует сказать и о том, что
а) метод Маркса является достаточно узким, неприменимым ко многим процессам (в частности, поэтому диалектический материализм не может оперировать объективными категориями и понятиями), и
б) это привело к появлению в советских науках ряда диковенных понятий, например, фонды и неантагонистические противоречия", (Молчанов К.В. Недостатки диалектического метода К. Маркса...// "Философия хозяйства". 2016. №6. - С.232).
По пункту 1. В чём недостаток положения о всеобщей связи и взаимозависимости явлений? О причастности Маркса к материалистической трактовке данного философского принципа д.ф.н. Молчанов К.В. ничего конкретного не говорит. Ограничивается порицанием "материалистического воззрения" и в пример приводит ссылку на "помпезные домыслы" безымянных советских ученых. Причём здесь Маркс?
По пункту 2. Диалектический метод самим Марксом охарактеризован следующим образом:
«Мой диалектический метод по своей основе не только отличен от гегелевского, но является прямой его противоположностью. Для Гегеля процесс мышления, который он превращает даже под именем идеи в самостоятельный субъект, есть демиург (создатель) действительного, которое составляет лишь его внешнее проявление. У меня же, наоборот, идеальное есть не что иное, как материальное, пересаженное в человеческую голову и преобразованное в ней… У Гегеля диалектика стоит на голове. Надо ее поставить на ноги, чтобы вскрыть под мистической оболочкой рациональное зерно… В своем рациональном виде диалектика внушает буржуазии и ее доктринерами идеологам лишь злобу и ужас, так как в позитивное понимание существующего она включает в то же время понимание его отрицания, его необходимой гибели…» [4, т. 23, 21 — 22].
То есть (аспект первый) первична существующая объективная реальность (материя). Вторичными являются идеи в голове человека, как продукт преобразования в ней отраженного материального мира. В свою очередь (аспект второй), человек преобразует фрагменты материального мира, руководствуясь выработанными идеями (знаменитая метафора Маркса об отличии инстинктивных действий пчелы от сознательной деятельности человека).
Если отвлечься от первого аспекта и абсолютизировать второй (гносеологический корень идеализма), то как раз и получим гегелевское стояние диалектического метода "на голове" и превращение процесса мышления в самостоятельный субъект - демиурга творения объективного внешнего мира (либо получим субъективную идентификацию и атрибутирование внешнего мира внутренним миром у солипсистов).
Вернёмся к Молчанову. Он утверждает, что мол у Маркса перевёрнутая им диалектика всё равно содержится лишь "во взоре" Маркса и, следовательно, ни о какой объективности "не могло быть и речи". Опровержение тем же концом по тому же месту: это всё рассуждизмы во взоре д.ф.н. Молчанова о непонятом им методе Маркса.
По пункту 3. Традиционные претензии к Энгельсовым формулировкам законов диалектики. Что не так в диалектическом методе Маркса по отношению к существу законов диалектики? Лишь то, что у Гегеля другая формулировка? Так уточни их связь! И тогда найдётся много общего по существу. Этого Молчанов не делает.
По пункту (а). Здесь критика де "узости" метода Маркса и вовсе беспредметная. Критик даже не удосужился привести примеры процессов, к которым метод Маркса якобы не применим.
По пункту (в). Обязательно ли все "диковинные понятия" а советских науках являются следствием марксова метода?
Итак,
Замахнулся д.ф.н. Молчанов В.К. из МГУ на Марксов диалектический метод своей критикой на рубль, а полученный результат не тянет и на копейку.
--
Давно объяснил на форуме что это такое.
Диалектическая логика есть познание объективной реальности во всей ее полноте.
Познание истины в каждом конкретном случае. В науке, философии, религии.
3 тома Ясперса Философия посвящены диалектической логике.
1. В каком-нибудь из упомянутых Вами трёх томов Ясперса, есть словосочетание "диалектическая логика"?
2. Логика есть рассуждение (нормативная дисциплина о правильном рассуждении). А познание есть гносеология, а не логика. Вы в одну корзину сложили и логику, и гносеологию.
В диамате туда ещё добавляют онтологию и методологию. Позитивно то, что у Вас, в отличие от Вернера, есть свой образ диалектической логики. И вы можете свой образ ДЛ проиллюстрировать на примере. Не так ли?
--
Нет, Ясперс, скорее всего и слова такого не знал - ДЛ.Но все его 3 тома Философии, главного его труда посвящены как раз ДЛ. Познанию окружающего мира.
Дл - логика процессов окружающего мира. Об этом хорошо сказал Энгельс в его Диалектика природы. Познание этих процессов и использование знаний и называют диалектической логикой.
Логика мышления строится на основе диалектической логики. Диалектическая логика выражена в знаниях. Научные законы, учебники, инструкции, Госты, и т.д.
Например, нарушение дл - если вы в микроволновку поместите металлическую посуду.
ДЛ связана с такими понятиями как правильно, почему.
fed, 15 Март, 2020 - 08:37, ссылка
Нет, Ясперс, скорее всего и слова такого не знал - ДЛ.
Другими словами, навязываете Ясперсу свой образ диалектической логики. К сожалению, сам Ясперс уже не сможет оценить ваш подарок.
--
Об этом я ответил в другой теме:
Ладно, хорошо. Оставлю вам этот термин ДЛ, продвигайте его для себя. Я назову это Универсальный метод познания. Исходя из Лейбница, Ясперса, Гегеля, Ленина, советских философов. Лейбниц т. 3 ПСС. 1984. Лейбниц там поставил перед философами задачу найти такой универсальный метод. Ленинская теория отражения, в принципе, на эту же тему, если добавить в нее интуицию как основной способ познания истины. Про Ясперса я уже писал. Философия в 3 томах.
термин давно продвинут.
--
Отчаянное отрицание законов диалектики.По вопросу существования законов диалектики на философском штурме ведется давняя дискуссия. Не отстают в дезактивации марксистских наработок в области диалектики наши новейшие отечественные ученые. Так серия статей против диалектической философии марксизма предпринята д.ф.н. К.В. Молчановым в Альманахе МГУ "Философия хозяйства".
Образец творческой критики старой диалектики привожу ниже (фрагмент статьи). С полной версией можно познакомиться здесь:
http://www.econ.msu.ru/ext/lib/Category/x10/x0d/4109/file/Philosophy%20of%20Economy%206%2890%29.pdf
Следует отметить живой, разговорный стиль лексики статей К.В.Молчанова, например, такие блёстки как "все придумки" щедро разбросаны на страницах его статей. К сожалению, порой можно наблюдать впадение в другую крайность — толчение в ступе пустых слов без каких-либо продуктивных выводов.
--
А д.ф.н. К.В. Молчанов на ФШ под каким ником?
У себя на сайте К.В. Молчанов вводит в оборот слово "спойлер*" - пропагандист и защитник идей бенифициара этих идей (" Об этом и спойлеры будут петь (об этом феномене будет сказано ниже)"). По стилю изложения и тематике можно атрибутировать спойлеров Молчанова на ФШ. Например, a2009a
Я бы назвал его инсайдером** К.В.Молчанова.
Инсайдер 2 (пропагандирует Диалектикс.Ру):
Подступы к диалектической логике надежно защищены!
Вниманию предлагается концепт сайта dialectics.ru
посвещенный диалектической логике.
Только не падайте духом, это еще не приговор, а только определение того, чего нет и быть не может.
Уверен, что многие из вас это уже читали, но думаю, что этот список будет полезен гостям форума и тем, кто имеет некоторые иллюзии по поводу простоты задачи определения диалектической логики.
1. Диалектическая логика - это не диалектика.
2. Диалектическая логика - это не диалектическая философия.
3. Диалектическая логика - это не Афетизм.
Fateev, 14 Август, 2009 - 21:48
Конец цитирования.
Шопенгауэр о Гегеле как горе-ново-логике (шарлатане)
"В 1820 г. Шопенгауэр занимает место доцента в Берлинском университете. Встреча с Гегелем в марте того же года при пробном чтении лекции -- "О четырех различных видах причин" -- послужила началом их продолжительной вражды. Гегель отнесся к Шопенгауэру с полным пренебрежением; последний же неустанно боролся против "шарлатана" (как он называл своего противника) и его "философии абсолютной бессмыслицы". Самонадеянно назначив время своих лекций на те же часы, что и у Гегеля, Шопенгауэр остался без слушателей" (Чанышев А.А. Человек и мир в философии А.Шопенгауэра - ссылка).
_____________
*) Спойлер - многозначный термин. Чаще, это преждевременно раскрытая инсайдером информация. " Спойлер - (здесь:) ник, чаще всего созданный самим же горе-ново-логиком (шарлатаном) и используемый им же для поддержки и восхваления своих профанаций в блогах и Интернет-сообществах" (Молчанов К.В. Некоторые характеристики логических искажений-1 https://dialectics.ru/631.html ).
**) Инсайдер (англ. insider) — член какой-либо группы людей, имеющей доступ к информации, недоступной широкой публике. Термин используется в контексте, связанном с секретной, скрытой ("потаённой" по Молчанову) или какой-либо другой закрытой информацией или знаниями: инсайдер — это член группы, обладающий информацией, имеющейся только у этой группы.
--
Его, скорее всего, уже нет в живых. Многие советские философы уже умерли.
ошибаетесь.
--
У Энгельса в Диалектике природы есть диалектическая формула: "не только или-или, но и как то, так и другое."
Количество в качество не переходит ибо говорить так это всё равно что говорить число пять перешло в пять груш.
У Энгельса в Диалектике природы есть и расхожее название закона - переход количества в качество, и правильное типа при изменении количества меняется качество.
Конечно если смотреть ширше, то есть как отрицание так и принятие, противоположности и сродство.
Меня так не учили, этому закону МЛД.
Будешь упорно каждый день учиться в институте, станешь кандидатом наук.
Будешь каждый день упорно бегать станешь мастером спорта.
Начнёшь класть песчинки песка перед собой и ... в какой-то момент песка станет не одна, две, ... сто песчинок, а куча.
И так далее.
Не совсем так, будешь студентом хорошо учиться станешь аспирантом, будешь хорошо учиться в аспирантуре станешь кандидатом.
У последующего качества есть предшествующее качество.
Вообще то не всегда.
https://rg.ru/2014/05/21/prikreplenie-dok.html
И при советской власти, если какой-нибудь младший научный сотрудник работавший в НИИ, показавший себя с самой лучшей стороны, сдавал кандидатский минимум без учёбы в аспирантуре. А некоторые (редко конечно) вообще получали звание кандидата без защиты.
Я помню, лет сорок тому назад во всех научно-популярных журналах, писали, что какой-то (женщина) научный работник, вообще получила доктора. По совокупности опубликованных научных работ.
Всё это в пределах одного качества: научный работник остался научным работником. Вот если бы Вы привели пример дилетанта, получившего доктора, то это больше впечатлило бы.
--
Вы решили в невменяемость поиграть?
У всех сотрудников есть качество этих самых сотрудников и при количественном нарастании знаний это их качество меняется на следующее качество кандидатов или ещё кого.
В следующий раз в лоб дам.
Не понял юмора. К чему это, приравнивать "переход количества в качество" с " числом перешедшем в груши"?
Связка электронных статей Молчанова К. В.
о диалектической логике на сайте "Диалектика"
(https://dialectics.ru/562.html)
01. Титульная статья Раздела "Диалектическая логика" (от 09.12.09)
02. Диалектическая логика - теория диамата
03. Диалектическая логика у Гегеля
04. Диалектическая логика. Различные понимания
05. Диалектическая логика. Критичность понимания
06. Разные современные диалектические логики
07. >> Об аспектах профанаций диалектической логики
[часть 1] [часть 2]
08. Диалектическая логика: итоги "развития"
09. Диалектическая логика с точки зрения психологов
10. Потаенность словосочетания "диалектическая логика"
11. Диалектическая логика: ее главное
12. Диалектическая логика - не логика?
13. Начало актуализации вопроса о диалектической логике
14. Диалектическая логика: подходы к её определению
15. Диалектическая логика в Википедии
16. >> Диалектическая логика: некоторые темы
[часть 1] [ часть 2] [ часть 3]
Титульная статья (01), согласно проставленной дате, инициирована в 09.12.09 году.
Статья (08) итожит, надо полагать, результаты проделанной доктором философских наук К.В.Молчановым работы над диалектической логикой за прошедшее десятилетие. В промежутке между инициализацией Молчановым исследований по диалектической логике и результатами проделанной им работы выложены иные понимания ДЛ, которые рассмотрены в статье (04), "в частности, фантасмагорические понимания диалектической логики и искажения ее были в СССР, но имеются и сейчас, что порождает чудовищные извращения, например, «рассудочную диалектическую логику»" (ссылка).
От себя добавлю, что в это десятилетие уложился переход от полного отрицания диалектической логики до её однозначного утверждения в виде формальной коннексивной системы известным отечественным логиком Александром Архиповичем Ивиным (2.01.1939 - 9.04.2018 г.).
Статья Молчанова (02) уже своим названием определяет диалектическую логику как теорию диамата, хотя согласно статье (10) диалектическая логика остается потаённым словосочетанием. А именно, " Диалектическая логика является не ведомой для наук логикой, причем в них даже не понятно, что она представляет собою – слишком уж много мнений и глупостей в отношении неё было высказано (см. «Диалектическая логика. Различные понимания»). И еще только предстоит обсудить ее суть (см. «Начало актуализации вопроса о диалектической логике»). Диалектическая логика присуща философии Гегеля имманентно".
Плюс из вопрошающего названия статьи (12) следует, что Молчанов К.В. истолковывает диалектическую логику не только не в смысле диамата, но и не в смысле логики, вообще.
С чего начинается диалектическая логика? - Ответ о её актуализации содержится в статье (13). Как правильно подойти к определению диалектической логики? - Это надо обратиться к статье (14).
Что же в диалектической логике главное? На этот вопрос должна ответить статья (11).
--
Пример действия или применения (приложения к чему либо) диалектической логики можете привести?
Несколько лет назад просил уже об этом, но тишина.
"Пример 1" Вернера:
А чем Ваш собственный "пример1" не нравится?
--
Нравится, но этот пример из области количественно-качественного закона.
Ведь это закон вроде или он же логика?
Это как посмотреть.
Когда Вы смотрите на закон непротиворечия и видите, что за ним стоит формальная логика, то отождествляете закон с логикой или нет?
--
Не представляю, растолкуйте (вопрос был о ваших примерах).
Пример действия диалектической логики от Вернера
Вы просите растолковать про диалектическую логику, вот я Вам и растолковываю на примере всем известной формальной логики и её закона непротиворечия. Ведь пример должен иллюстрировать неизвестное через известное. Не так ли?
Имеем, Ваш вопрос. В обоих случаях есть логика и её закон.
Теперь подставьте в своем вопросе на место диалектического формально-логический закон.
Как в этом случае Вы ответите на свой вопрос. Закон, он же логика?
P.S. Если затрудняетесь в осмыслении своего собственного примера* как примера действия диалектической логики, то чем Вам поможет чужой пример?
__________________
*) Пример 1 Вернера: "будешь студентом хорошо учиться станешь аспирантом, будешь хорошо учиться в аспирантуре станешь кандидатом. У последующего качества есть предшествующее качество" (ссылка).
--
Ну вот суждение Виктора Трусова
Оно логически непротиворечиво, как я понимаю.
И суждение Вернера: "будешь студентом хорошо учиться станешь аспирантом, будешь хорошо учиться в аспирантуре станешь кандидатом. У последующего качества есть предшествующее качество" (ссылка).
также логически непротиворечиво.
И что делать, ведь суждения существенно разнятся?
Плюс усмотрели в примере 1 количественно-качественный закон диалектики. Следовательно, пример на действие диалектической логики.
--
Не вижу специфической диалектической логики.
Непротиворечивость это условие любого суждения, которое может быть понято (в том числе рецепт какой-нибудь еды), но оно может и не соответствовать реальности.
Количественно-качественный закон - это как раз и есть специфический диалектический закон. Вы его сами назвали.
--
Соглашусь, тогда диалектическая логика это свод или совокупность диалектических законов.
Вернёмся к тестовой формальной логике. Она разве только свод законов?
У диалектической логики специфика и по понятийному аппарату, и по структуре связей.
--
Замнём для ясности.
Прочитано.
--
Диалектика - это наука о развитии. Не надо сводить ее только к трем законам. Есть еще категории.
Философская наука о всеобщих законах движения и развития природы, человеческого общества и мышления, научный метод познания вечно движущихся и изменяющихся явлений природы и общества путём вскрытия внутренних противоречий и борьбы противоположностей, приводящих к скачкообразному переходу из одного качества в другое.
Все изучаемые процессы во всех науках это процессы развития в пространстве и времени. И везде применима диалектика.
Свежие примеры - распространение коронавируса, транзит кремлевской власти.
Никто и не сводит. Вы потеряли слово "основных" у словосочетания "трёх законов".
Все прочие законы образуются остальными триадами и парными категориями.
--
С Дл мы сталкиваемся всякий раз, когда начинаем какое-нибудь дело. Ежедневно.
Сегодня вся бытовая аппаратура наукоемка, поэтому управление ею требует соблюдения ДЛ. Правильно пользоваться, ремонтировать.
Пример, во-первых, должен быть примером, а не набором слов лишь бы о чём. И, во-вторых, релевантным.
--