Свобода воли, на мой взгляд, это возможность переоценки опыта, на основе которого решаются задачи повседневности.
А зачем решать какие либо задачи? Человек совершенно не способен выбирать для себя цель, или ставить задачу, она всегда навязана ему обстоятельствами, но с точки зрения самого человека это выглядит как желание свободной воли.
Под "решать задачи" я имею в виду "выбор" поведения. Через "Я" мы его выбрали или просто инстинктивно, в данном случае неважно. Просто это и есть решение множества задач. Задач которые и называются жизнью.
Человек совершенно не способен выбирать для себя цель, или ставить задачу, она всегда навязана ему обстоятельствами, но с точки зрения самого человека это выглядит как желание свободной воли.
Нет, я понимаю вас и , если не придираться к словам, которыми Вы описали суть, то у меня такое же воззрение. Я же про это и написла. И воля или свобода воли и состоит , на мой взгляд, в изменении ДАНО в задаче.
Вот получили Вы повестку в армию и ... чувствуете. что отправят в Сирию или в ДНР. вот и решаете задачу "что делать?". Вот ежели взять Ваш опыт из памяти, то идти надо. Но Вы же можете этот опыт переосмыслить и получите, что идти не надо. и даже лучше в тюрьме отсидеть. а идти не надо. Это ведь уже совсем иное решение. нежели первоначальное, не так ли?
А вот , например, у пчелы, такой возможности нет. Она "пойдёт".:) Всегда. :)
Леонид Кондратьев, 28 Ноябрь, 2016 - 22:50, ссылка
Вот получили Вы повестку в армию и ... чувствуете. что отправят в Сирию или в ДНР. вот и решаете задачу "что делать?". Вот ежели взять Ваш опыт из памяти, то идти надо. Но Вы же можете этот опыт переосмыслить и получите, что идти не надо. и даже лучше в тюрьме отсидеть. а идти не надо. Это ведь уже совсем иное решение. нежели первоначальное, не так ли?
Спартак,Вы не совсем правильно понимаете детерминизм,всему есть своя причина,даже переосмыслению в Вашем примере.
Леонид Кондратьев, 28 Ноябрь, 2016 - 22:50, ссылка
Безусловно, Вы правы. Особенно Вы правы, когда представляете моё мнение о детерминизме (о которм я не сказал в данной теме ещё ни одного слова) на основе моего примера о свободе воли ("случайности", вариантативности" и т.п.).
Я даже оспаривать такое Ваше понимание не буду, зачем?
Я даже не буду спрашивать как Вы это делаете ( в бубен стучите или карты разбрасываете). Получается, как Вы считаете, и ладно.:)
Но во мне живёт надежда, что в дальнейшем Вы будете повнимательнее.
Извините, если неудачно пошутил.:)
А с детерминизмом Вы правы - причинно-следственную связь человек может обнаружить.
Правда, забывает, зачастую, что это лишь описание для его, человеческого понимания, а не механизм , явление или что подобное.
Леонид Кондратьев, 29 Ноябрь, 2016 - 20:26, ссылка
Из детерминизма следует что свободы воли нет,поэтому я был достаточно внимателен,и прав,когда говорил что Вы не совсем понимаете что за собой несёт детерминизм.Может мы с Вами поэтому и не можем объясниться в других темах.
Леонид Кондратьев, 29 Ноябрь, 2016 - 20:26, ссылка
Из детерминизма следует что свободы воли нет
Ничего подобного ни из детерминизма, ни из чего иного не следует.
Из детерминизма следует лишь одно: у всего есть причина.
Всё.
Больше ничего из детерминизма не следует.
Свобода воли никак этому (тому. что у всего есть причина) не противоречит.
Убедиться в том, что свобода воли есть Вы легко можете сами.
Поверните голову влево. Теперь вправо.
Теперь сами решите куда её повернуть и сделайте это.
Вы сами это решили?
Это и есть свобода воли. Т.е. выбор того, что Вы вольны сделать.
Вы всё ещё отрицаете её наличие?
А что же детерминизм? А детерминизм лишь указывает, что есть причина. по которой вы выбрали именно ту сторону. в которую повернули голову. Просто есть этому причина. Она может быть проста: Вы в течение жизни больше раз поворачивали голову в эту сторону. нежели в иную. И всё. Ничего более. Это и есть мирное сосуществование детерминизма и свобода воли. Между ними нет противоречия.
Как ни кажется обратное на первый взгляд.
Т.е. утверждение " всё детерминировано" и утверждение "у человека есть свобода воли ( сознательного выбора, если хотите)" не противоречат друг другу.
Давайте на примере.
Представьте катящийся мяч.
Вот есть причина, которой вызвано это его движение. Согласны?
И мяч катится "строго детерминировано", т.е. в соответствии с воздействием на него, обусловленным этой самой причиной . Так?
А теперь представьте, что по мячу сбоку ударил другой предмет. Что случилось с мячом? Он изменил своё движение? Ясен пень, ведь появилась ещё одна причина, воздействующая на него, так?
А теперь вернёмся к поведению человека и сознанию.
Вот поведение человека это этот катящийся мяч (который вначале катился). А сознание это возможность воздействовать на этот мяч, введя ещё одну причину. Понимаете о чём я?
Это и есть свобода воли. При чём эта свобода воли такая, что может изменить ситуацию на прямо противоположную.
Примером этому являются "безумные" поступки человека.
Не будь свободы воли не было бы , например, героизма. Вообще вот никакого порыва не было бы. Как червяки ползали бы и всё.
Вот этот выбор (свобода воли) и отличает человека (и других животных) от иного живого. Чем развитее (сложнее) сознание , тем больше вариантов этого выбора. Тем выше степень свободы воли.
А причины, всего происходящего, есть у всего. И это и есть детерминизм.
Юрий Павлович и..., 30 Ноябрь, 2016 - 10:34, ссылка
Не будь свободы воли не было бы , например, героизма.
А причины, всего происходящего, есть у всего. И это и есть детерминизм.
Т.е. получается, что есть причина и у героизма. Да и было бы странно, если бы он, героизм, не был бы чем-то обусловлен. Например, патриотическим воспитанием.
Да, нам бывает сложно спрогнозировать поведение конкретного человека в конкретной ситуации, поэтому и есть понятия "свобода воли" и "индивидуальная вина". Но если брать в целом, то поведение людей, да и отдельного человека вполне себе предсказуемо. Об этом не только психологи, но и эзотерики на каждом шагу говорят. Всё пытаются "пробудить" человека ото "сна". А во сне какая свобода воли?
Леонид Кондратьев, 30 Ноябрь, 2016 - 20:30, ссылка
Вам надо просто поразмыслить на эти темы,я могу только сказать ,что свобода воли возможна только при "истинной случайности",которая не зависит от незнания,и которая не обусловлена законами во вселенной,но и это очень спорно,подробнее я писал в теме:
Юрий Павлович и..., 30 Ноябрь, 2016 - 17:50, ссылка
И у пчелы есть такая возможность. В аспекте детерминизма и человек и пчела равны.
Думаю, что с этим во многом можно согласиться. Например, в плане того же героизма. Инстинкт самосохранения вроде как есть у любого животного. Материнский инстинкт можно считать просто развитием этой же темы. Также и защита своей территории стайными животными, думаю, из этой же серии. Просто у людей свои способы разделения ролей в стае.
Я пчелу приводил в пример, как живой объект не имеющий свободы воли. Про детерминизм в отношении пчелы. в плане сравнения её с человеком Я ВООБЩЕ НИЧЕГО НЕ ГОВОРИЛ. :))
Да, в плане детерминизма , и человек, и пчела, и что угодно из существующего - равны.
Ясен пень.
А вот по " воле " - различие есть. Вплоть до полного отсутствия оного у многих объектов живой природы и у всех объектов неживой.
Комментарии
Свобода воли, на мой взгляд, это возможность переоценки опыта, на основе которого решаются задачи повседневности.
Де-факто, человек волей просто изменяет данные , которые им будут использоваться при решении задач в будущем.
Это и есть свобода , это и есть воля, это и есть свобода воли.
И именно это и есть "случайность" в строгом детерминизме. Относительно человека.
Другого я не нахожу.
К остальному присоединяюсь всецело.
А зачем решать какие либо задачи? Человек совершенно не способен выбирать для себя цель, или ставить задачу, она всегда навязана ему обстоятельствами, но с точки зрения самого человека это выглядит как желание свободной воли.
Nirvanus, 28 Ноябрь, 2016 - 11:46, ссылка
Под "решать задачи" я имею в виду "выбор" поведения. Через "Я" мы его выбрали или просто инстинктивно, в данном случае неважно. Просто это и есть решение множества задач. Задач которые и называются жизнью.
Нет, я понимаю вас и , если не придираться к словам, которыми Вы описали суть, то у меня такое же воззрение. Я же про это и написла. И воля или свобода воли и состоит , на мой взгляд, в изменении ДАНО в задаче.
Вот получили Вы повестку в армию и ... чувствуете. что отправят в Сирию или в ДНР. вот и решаете задачу "что делать?". Вот ежели взять Ваш опыт из памяти, то идти надо. Но Вы же можете этот опыт переосмыслить и получите, что идти не надо. и даже лучше в тюрьме отсидеть. а идти не надо. Это ведь уже совсем иное решение. нежели первоначальное, не так ли?
А вот , например, у пчелы, такой возможности нет. Она "пойдёт".:) Всегда. :)
Вот о чём я.
Спартак,Вы не совсем правильно понимаете детерминизм,всему есть своя причина,даже переосмыслению в Вашем примере.
Леонид Кондратьев, 28 Ноябрь, 2016 - 22:50, ссылка
Безусловно, Вы правы. Особенно Вы правы, когда представляете моё мнение о детерминизме (о которм я не сказал в данной теме ещё ни одного слова) на основе моего примера о свободе воли ("случайности", вариантативности" и т.п.).
Я даже оспаривать такое Ваше понимание не буду, зачем?
Я даже не буду спрашивать как Вы это делаете ( в бубен стучите или карты разбрасываете). Получается, как Вы считаете, и ладно.:)
Но во мне живёт надежда, что в дальнейшем Вы будете повнимательнее.
Извините, если неудачно пошутил.:)
А с детерминизмом Вы правы - причинно-следственную связь человек может обнаружить.
Правда, забывает, зачастую, что это лишь описание для его, человеческого понимания, а не механизм , явление или что подобное.
Из детерминизма следует что свободы воли нет,поэтому я был достаточно внимателен,и прав,когда говорил что Вы не совсем понимаете что за собой несёт детерминизм.Может мы с Вами поэтому и не можем объясниться в других темах.
Леонид Кондратьев, 29 Ноябрь, 2016 - 20:26, ссылка
Ничего подобного ни из детерминизма, ни из чего иного не следует.
Из детерминизма следует лишь одно: у всего есть причина.
Всё.
Больше ничего из детерминизма не следует.
Свобода воли никак этому (тому. что у всего есть причина) не противоречит.
Убедиться в том, что свобода воли есть Вы легко можете сами.
Поверните голову влево. Теперь вправо.
Теперь сами решите куда её повернуть и сделайте это.
Вы сами это решили?
Это и есть свобода воли. Т.е. выбор того, что Вы вольны сделать.
Вы всё ещё отрицаете её наличие?
А что же детерминизм? А детерминизм лишь указывает, что есть причина. по которой вы выбрали именно ту сторону. в которую повернули голову. Просто есть этому причина. Она может быть проста: Вы в течение жизни больше раз поворачивали голову в эту сторону. нежели в иную. И всё. Ничего более. Это и есть мирное сосуществование детерминизма и свобода воли. Между ними нет противоречия.
Как ни кажется обратное на первый взгляд.
Т.е. утверждение " всё детерминировано" и утверждение "у человека есть свобода воли ( сознательного выбора, если хотите)" не противоречат друг другу.
Давайте на примере.
Представьте катящийся мяч.
Вот есть причина, которой вызвано это его движение. Согласны?
И мяч катится "строго детерминировано", т.е. в соответствии с воздействием на него, обусловленным этой самой причиной . Так?
А теперь представьте, что по мячу сбоку ударил другой предмет. Что случилось с мячом? Он изменил своё движение? Ясен пень, ведь появилась ещё одна причина, воздействующая на него, так?
А теперь вернёмся к поведению человека и сознанию.
Вот поведение человека это этот катящийся мяч (который вначале катился). А сознание это возможность воздействовать на этот мяч, введя ещё одну причину. Понимаете о чём я?
Это и есть свобода воли. При чём эта свобода воли такая, что может изменить ситуацию на прямо противоположную.
Примером этому являются "безумные" поступки человека.
Не будь свободы воли не было бы , например, героизма. Вообще вот никакого порыва не было бы. Как червяки ползали бы и всё.
Вот этот выбор (свобода воли) и отличает человека (и других животных) от иного живого. Чем развитее (сложнее) сознание , тем больше вариантов этого выбора. Тем выше степень свободы воли.
А причины, всего происходящего, есть у всего. И это и есть детерминизм.
Возражения ещё остались? Озвучьте.
Т.е. получается, что есть причина и у героизма. Да и было бы странно, если бы он, героизм, не был бы чем-то обусловлен. Например, патриотическим воспитанием.
Да, нам бывает сложно спрогнозировать поведение конкретного человека в конкретной ситуации, поэтому и есть понятия "свобода воли" и "индивидуальная вина". Но если брать в целом, то поведение людей, да и отдельного человека вполне себе предсказуемо. Об этом не только психологи, но и эзотерики на каждом шагу говорят. Всё пытаются "пробудить" человека ото "сна". А во сне какая свобода воли?
Юрий Павлович и..., 30 Ноябрь, 2016 - 10:34, ссылка
Предсказуемость это не что иное как вероятность более 50%. И ничего более.
Вам надо просто поразмыслить на эти темы,я могу только сказать ,что свобода воли возможна только при "истинной случайности",которая не зависит от незнания,и которая не обусловлена законами во вселенной,но и это очень спорно,подробнее я писал в теме:
http://philosophystorm.ru/vzaimodeistviyaprimery-vzaimodeistvii
А так могу только повторить:
Любая игра имеет смысл, только в пределах правил этой игры.
и посоветовать А.Шопенгауэра "о свободе воли"
И у пчелы есть такая возможность. В аспекте детерминизма и человек и пчела равны.
Думаю, что с этим во многом можно согласиться. Например, в плане того же героизма. Инстинкт самосохранения вроде как есть у любого животного. Материнский инстинкт можно считать просто развитием этой же темы. Также и защита своей территории стайными животными, думаю, из этой же серии. Просто у людей свои способы разделения ролей в стае.
Nirvanus, 30 Ноябрь, 2016 - 13:39, ссылка
Я пчелу приводил в пример, как живой объект не имеющий свободы воли. Про детерминизм в отношении пчелы. в плане сравнения её с человеком Я ВООБЩЕ НИЧЕГО НЕ ГОВОРИЛ. :))
Да, в плане детерминизма , и человек, и пчела, и что угодно из существующего - равны.
Ясен пень.
А вот по " воле " - различие есть. Вплоть до полного отсутствия оного у многих объектов живой природы и у всех объектов неживой.