В современной философии термин духовность потерял свое древнее конкретное значение и превратился нечто неопределенное, поэтому под духовностью понимают все что угодно. Это связано с утратой понимания сути древней философии идеализма. Существует две реальности, две противоположнтсти: сознание и материя, третего не дано. Наука изучает материю, идеализм это таже наука но изучающая сознание. Поэтому Лайтман назвал свой курс лекций - наука каббала.
Физика интуитивно стремится свести весь материальный мир к единной теории поля, другими словами к первичной субстанции. Идеализм описывает созннние так же начиная с рассмотрения природы первичной субстанции лежащей в онове деятельности сознания, для обозначения этой первичной сутании в традиции берущей свое начало от Авраама использовалось слово - дух. В ведичской традици выражение трансцндентное Я.
Таким образом под духовностью в древнем идеализме понималось то что относится к фундаментальноым оновам сознания. Религии адаптируя это знание к невежеству широких масс превратили его в сказку, которая прижлась и в совреенной философиии.
Комментарии
Кто слушал лекции Лайтмана по каббале, уже с первой лекции ясно что речь идет о возникновении и развитии желания. Желание есть продукт сознания, но это не все сознание, преподаваемое Лайтманом учение известно под названием Лурианская каббала. Это только часть каббалистического учения, полное учение изложено в пятикнижье - Тора, более известное нам как ветхий завет.
Лайтман, как и вы, говоря о духе, не знает его подлинной природы. Почему утвердился материализм с субъективностью - именно из-за незнания духа. Сейчас, опираясь на теорию физического вакуума, мы можем объективно объяснять дух, душу и т.д.
Объясните пожалуйста популярно (душа и дух - для "чайника"), опираясь на теорию физического вакуума.
Любителей поговорить заклинило, о духовности они ничего не знают. А С. Борчиков видно собирается с мыслями.
Виталий! Из вашего поста следует, что вы последователь школы Каббалы?
Чтобы понять, о чем вы говорите, я должен усвоить терминологию этой школы?
Или вы адаптируете (переведете) свою терминологию в нашу? Так тут у каждого своя!
И каждый начнет критиковать вашу точку зрения с позиции своих, даже не взглядов, а интерпретации терминов.
И хоть я в общих чертах понимаю о чем идет речь, но вообще то беседа с вами для меня представляется чем то вроде похода через густой кустарник: пройти то можно, но вот времени займет...
Во первых я не последовательшколы каббалы, во вторых я не использовал каббалистических терминов. В третих все школы древнего идеализма, а их основных три, говорят разными языками об одном и томже. Поняв одну школу, вы будете понимать другие.
Но вернемся к теме, что вам непонятно в моем сообщении. То что в основе деятельности сознания лежит нечто фундаментальное, подобное полю в физике? Физики используют слово поле, идеалисты, дух. Чтобы понять категорию поле, необходимо выучить физику. Анологично для понимания категории дух, нужно изучить одну из систем идеализма. О сознании, в отличие от материи, вы почти ничего не знаете. Вывод, учится и еще раз учится.
И я о том же. Тем более, что самостоятельно, без всяких школ и учителей пришёл к аналогичным, излагаемым вами выводам. И мне самому интересно сравнить мои выводы и выводы древних философов идеалистов, тем боле, что есть (Вы) прекрасный переводчик и нет необходимости самому разбираться в интерпретации древних терминов и искать им современное соответствие.
Ответ Олану
Дух – поле Главного Конструктора, его инструмент, с помощью которого он создал человека и все сущее во Вселенной, пронзающее и постоянно присутствующее повсюду, снаружи и внутри материи, способное создавать материю и управлять энергией и информацией.
Душа – локальная, нематериальная, полевая структура, окружающая и пронзающая материальное тело человека, управляющая человеком в материальном и нематериальном мире и обеспечивающая его взаимодействие.
Приборы Кирлиан фиксируют, ясновидящие видят ауру, носителем которой является торсионное поле, обладающее свойством двоичности.
"Духовность" - это категория не философская и не научная, а религиозная. Она означает степень наполнения человеческой души "духом", то есть идейным содержанием, той или иной религии.
Идея есть продукт сознания, что вы знаете о сознании? Религия это не наука о сознании, религия это популярное литературное изложение в форме сказки некоторых аспектов науки о сознании, которая по большому счету имеет общее название - эзотерика. На философском уровне эзотерика представлена как философия идеализма.
Не фантазируйте.
Религия - это "система связи человека с Богом", которая предписывает человеку определенные правила или нормы поведения для обретения счастья на земле и благоденствия в будущей жизни.
При этом, в православии, например, важнейшим условием самосовершенствования считается очищение души от мирской грязи /страстей/ путем понуждения себя к праведной жизни.
Процесс "вытеснения" негативного содержания человеческой души "элементами святости" и называется здесь обретением духовности.
А последнее является самым важным, поскольку православие утверждает, что именно "Дух творит себе формы"...
Мы не в церкви, о каком боге вы говорите, о том что в сказках. У греков их десятки, у индусов, сотни, у египтян все боги с зверинными головами. Но у всех богов есть общее свойство, они существуют в сознании человека. Опять мы вернулись к сознанию, а о нем мы знаем только что оно есть. Так может к черту всех богов и лучше занятся исследованием сознания и тогда мы поймем откуда там взялись боги.
Неоднократно давал определения что такое духовность и святость на форуме.
А что тогда говорить учителю математики, который двадцать лет преподает в школе, и каждый год вновь и вновь повторяет одно и то же.
Если вы уже давали это определение, то значит вам проще всех скопировать его и вставить в свою реплику(или просто вставить ссылку), а не отсылать всех исследовать ваше творчество за последние десять лет.
М. Лайтмана нельзя упрекнуть в незнании каббалы. Возникает вопрос, почему в своих лекциях, он ограничивается лурианской каббалой. И почему Ицхак Лурия Ашкенази (Ари), после окончания тысячелетнего запрета на доступ к духовным знаниям, дал именно учение о десяти сферот.
Учение десяти сфирот это система знаний о силах, еще небыло физики, но Ари превидел, что эгоистическое сознание человека будет проявлять максимальный интерес к природе силы и возможностью ней управлять. Поскольку физика не в состоянии открыть тайну силы, а только может некоторой степени предсказать результат ее действия, Ари считал, что через знание о силах человечество может открыть дверь в мир духовных знаний.
Хорошо.
Много раз уже на форуме объяснял, что такое святость и духовность.
Оба понятия исходят от Духа. А формула Духа: Сат-Чит-Ананда. Поэтому святость и духовность есть проявления этих трех аспектов Духа в душе, личности. Блаженства, интуитивного постижения истины, знания, свобода воли и благочестие. Святость от духовности отличается более сильным выражением этих качеств и частотой их проявления.
Кстати, понятие духовность было популярным в советской идеологии. И употреблялось оно, в общем-то правильно.
Вот это другое дело!
Пусть и не в философских а бытовых терминах, но... так даже лучше потому, что чуть ли не у каждого здесь своя система терминологии. А бытовым языком можно объяснить всё. Пусть и гораздо длиннее, но всем понятней.
Так сказать, популяризовать идею. Я думаю, что польза от этого метода очевидна для всех. Вы отточите свой язык для продвижения вашей идеи в массы, а остальные поймут, о чем вы говорите.
А что приходится бесконечно повторять? Так вспомните мой пример с учителем. Если не будет новых учеников, то и повторять не нужно будет....
Спасибо, у меня будут учиться миллионы.
Фед, вы несовсем правы, весь мир есть проявление духа, или другими словами сат чит ананды или еще другими словами трасцендентного Я. Духовность это очень простая вещь, которую очень трудно реализовать на практике. Духовность это разворачивание направления в нимания сознания с внешнего мира, в нутрь, на себя. Или как говорят учителя - познай себя, в этом цель йоги и всех религий.
Одна из форм проявления трасцендентного Я, получила название душа. Познание своей души очевидно никак не связано с нешним миром, но есть промежуточные этапы, которые получили название святость.
Почему трудно? Она свойственна многим. А вот святость уже сложнее.
это очень больно узнать что такое духовность.
Маленькие дети, ни за что на свете не ходите в Африку гулять!
В Африке акулы, в Африке гориллы, в Африке большие крокодилы.
К. И. Чуковский
Так рожают детей, не зная отца,
Так встают во весь рост, не боясь свинца,
Это так больно — дорога в рай,
Но жизнь — из яйца, а начало — с конца.
Ольга Арефьева
А мир устроен так, что все возможно в нем, Но после ничего исправить нельзя.
Алла Пугачева