Четверица, по-немецки das Geviert — это фундаментально-онтологическая структура Seyn-бытия Хайдеггера, которую можно представить в виде пересечения двух осей, которые определяют, соответствующие пары противоположных сторон: Неба (Himmel) — Земли (Erde) и Божественных (Göttlichen) — Смертных (Sterblichen). Стороны не противостоят друг другу, они отражают друг друга в бесконечном круговом движении, при этом каждая находится в неотъемлемом единстве со всей Четверицей.
Четверица бытия – эта щель света между двумя идеально черными вечностями ничто, из которого она образуется в результате события (Ereignis), которое порождает стороны бытия, помещая в центр Четверицы Вещь (Ding) и аутентичный Dasein.
Небо – это космос, порядок, закон, логос порождающий формы, которые воплощаясь в материю становятся вещами, обьектами физического мира.
Земля («безвидна и пуста») – это материя, бесформенная и инертная ткань, способная к восприятию форм и образовани пространства.
Божество – дух, движущая сила, аттрактор, притягивающий к себе свое отображение – дух человека.
Человек – образ и подобие Божества, воплощенное в материю, способное к познанию форм, и стремящееся к воссоединению с Богом и приведению всего мира в идеальное состояние Порядка-Космоса.
Вложение | Размер |
---|---|
kvadriga.jpg | 28.26 КБ |
Комментарии
Пары возникают одновременно в процессе диалектического расхождения-сцепления, вступая в «Полемос»: противостояние-взаимодействие. Небо и Земля стремятся воплотиться и оформиться. Для обеих сторон это значит обрести бытие. Формы без воплощения – лишь абстрактные потенции, а материя без форм – не познаваемое, недифферинцируемое небытие.
Человек отдаляется от Бога и в этом противостоянии обретает свое бытие, но страдает от этого отдаления и стремится к познанию Истины и воссоединению с Ней (тождество мышления и бытия). Истина – полнота со-бытия с Бытием Божества – Эрайгнис. Устремление к Эрайгнис и смертность человека рождают необратимость и стрелу Времени.
В центре находится вещь – Thing-Think, нераздельный обьект-субьект. Вещь получает форму от Неба, материю от Земли, Бытие – от Божества, и становится обьективной офромленной вещью в момент познания ее субьектом (мышление, тождественное бытию). Нет вещи вне формы, вне материи, без субьекта. Нет ничего без устремления всего к Духу, к Бытию, к Божеству.
на мой взгляд в этой фразе имеется противоречие - смертность определена только при наличии стрелы времени
А как вы можете представить обратное? Если нет смерти, нет необратимости, нет жизни - нет вектора, нет времени. Кстати, так и происходит, когда человек становится чистым бессмертным сознанием в молитвенном экстазе, в глубокой медитации, самадхи, даже в глубоком сне - время исчезает.
не совсем понимаю вопроса - вы написали - смертность порождает стрелу времени
каким образом это может произойти если без стрелы времени смертность не определена ?
либо они определены одновременно либо не определены обе
я думаю что направление времени связано с направлением неубывания энтропии это процесс физического уровня
Процесс чисто физического уровня, который имеет направление - это глубокая абстрактная идея человеческого разума. Нет чисто физического бытия. Это главная идея Хайдеггера.
Либо SEIN - все в нерасчлененном, недифференциированном виде, где божественное и человеческое не разделены еще, где нет ни Неба (форм), ни Земли (материи), соответственно нет ни вещей обьектного мира, ни пространства, ни времени. Точнее все это есть в единстве и неразличенном бытии.
Либо Мир-Вельд-Четверица. Когда появляется мир (Вельд), он заслоняет собой Бытие-SEIN, и рождается как нераздельно и одновременно существующая четверица Божество-Небо-Земля-Человек.
В этой четверице, появляется и пространство и вещи, и стремление бытия к Бытию, человека к Божеству, и страдание от неудовлетворенности этого стремления, и необратимость, и смерть, и Время. Все это нераздельно и едино.
Поэтому нельзя говорить о процессах чисто физического уровня. Это заблуждение материализма.
с этим текстом трудно спорить поскольку он дает художественное описание реальности
Направление времени появляется на физическом уровне реальности и выше естественно как направление неубывание энтропии. Кстате физического времени и пространства по отдельности не существует - есть целостное физическое пространство-время - Хайдегер возможно размышлял о времени на психологическом уровне
Я не знаю, как бы лучше передать неадекватность этого утверждения. Ну например, Моцарт сочинял на дилетантском уровне, или Эйнштейн мыслил не как физик, а как патентный клерк... Что-то в этом духе.
Хайдеггер, Гегель, Парменид - если они не мыслили философски, то откуда вообще философия? Может вы просто неудачно выразились? Или вы вправду считаете, что можете мыслить глубже и более философски, чем Хайдеггер?
представте себе что Хайдегер взялся бы рассуждать о способах разведения огурцов Любая бабушка дала бы ему сто очков вперед да и моцарту тем более И тех у него скорее литературный
Значит, в философии вы себя чувствуете сильнее его?
в физике конечно когда речь идет о времени. И мое намерение было сделать всего одно замечание о том что стрела времени и смертность должны быть определены одновременно
Да так оно и есть. Явление жизни, смерти необратимсти и направленности стрелы Времени - это все появляется одновременно.
Честно скажу у меня с Хайдеггером не сложилось - на чтение его текстов у меня возникла идиосинкразия. Потому мне судить о Хайдеггере сложно, и я от него просто отмахнулся. Оказывается, такая позиция имеет место даже среди профессиональных философов. Вот процитирую найденное на просторах Интернета о Хайдеггере, который:
PS
Не в качестве рекламы, а в оправдание автора данных цитат: почему он сказал много о Хайдеггере, но не более - по слухам готовит издание по Хайдеггеру. А может и уже.
На самом деле эта схема должна быть несколько иной:
Именно человек - скрещение неба и земли, смерти и бессмертия. Человек - вещь, но вещь мыслящая.
И потому вторая схема тоже должна быть иной:
Вещь - это оформленная материя. Человек - это вещь мыслящая.
Пространство - функция отношений земли-материи и неба-формы.
Время - функция отношений смерти и бессмерития, вещи и Божества.
Человек - это средоточие всех этих миров, живого и неживого, мыслящего и неразумного, небесного и земного, духовного и материального. Его сверхзадача - осознать себя гражданином не только мира - нижнего треугольника (Земля-Вещь-Человек), а гражданином и правителем всей Четверицы.
Подтверждением правильности этой поправки может служить отрывок из статьи: "Понятие пространства у о. Павла Флоренского". Т.Н. Резвых
То есть, функция человека - несение креста (Das Geveirt) мироздания. А для этого он должен быть в центре, где возможно и создание понятий, и произведение вещей, и восприятие неба и спасение земли.
Человек - материя одухотвореная. Человек - дух воплощенный.
Человек - вещь богоподобная. Человек - бог овеществленный.
Вещь. 1950. (Хайдеггер М.)
«Земля и небо, божества и смертные, сами собой единые друг с другом, взаимно принадлежат друг другу в односложности единой четверицы. Каждый из четверых по-своему зеркально отражает существо остальных. Каждый при этом по-своему зеркально отражается в свою собственную суть внутри одно-сложности четверых...
Единство четверицы есть сцепление. Это сцепление, однако, получается вовсе не так, будто оно охватывает четверых извне и лишь задним числом привходит в них как это охватывающее. Сцепление не исчерпывается равным образом и тем, что четыре, коль скоро они налицо, просто стоят друг возле друга.
Сцепление осуществляется как дающая быть собой зеркальная игра четырех, одно-сложно вверяющих себя друг другу. Сцепление осуществляется как мирение мира. Зеркальная игра мира - хранящий хоровод. Потому и охватывает четверых их хоровод не извне наподобие обруча. Хоровод этот - круг, который окружает все, зеркально играя."
"Собранное существо кружащей так зеркальной игры мира есть само окружение. В окружении зеркально-играющего круга четверо льнут к своему единому и все же у каждого собственному существу. Так льнущие, ладят они, ладно миря, мир."
Смысл бытия - спасение земли (освящение, одухотворение материи), восприятие неба (одухотворение себя и мира духовным небом), ожидание божественных (чаяние Царства Небесного - "Диктатуры Духа" - доминирования в общественном сознании духовного, как высшей ценности) и осуществление этого чаемого через сознательное стремление к благой смерти - ежедневную практику искусства умирать, воспринимать негативное, как нейтральное (сначала) и положительное (в идеале), стремление к аскетическим ценностям.
Бытие и Сущее. (по А. Дугину) (видео лекция)
Бытие - это Sein - То, что ЕСТЬ. И то, что дарит всему Сущему существование-бытие-жизнь. По-гречески это будет "einai".
Сущее - это "Das Seiende" - То, ЧТО есть. Сущее существует в "поле" Бытия, оно являет Бытие и одновременно затемняет его. По-гечески это "ontos", "panta onta".
Перечеркивается Бытие Сущим, которое проявляет себя как едино-сложная четверица (Небо-Земля-Смертные- Божественные).
Подмена одного другим - это снятие, когда предыдущий тезис не просто отменяется, а "снимается" антитезисом, который хотя и "анти", но все же тот же самый "тезис".
Бытие - сияющий шар, материально-нематериальный, существующий и несущий, настолько яркий, что воспринимается как Божественный мрак, в котором нет ничего, должен умалить себя, частично исчезнуть, чтобы явить себя. В этом кенозисе - "исчезнуть, чтобы явить", "умереть, чтобы дать жизнь" - великая тайна Бытия, универсальный закон всякого бытия: самопожертвование ради истинного самоутверждения.
Бытие, умаляясь в своей интенсивности, рождает четверицу Сущего, которая возникает как единое целое. Поэтому SEIN изображается перечеркнутым. Но это не просто зачеркивание, это крест четверицы. Четверица Сущего заслоняет собой Бытие, но, воспринятая в своей едино-сложной целостности, способна его явить. Нет иного способа прикоснуться к Бытию, кроме как через цельно-мудрое осознание целостности Сущего и "благую смерть" - освобождение от страха смерти, главного препятствия на пути к Бытию.
Мысль не создает бытие, но мысль допускает бытию быть. Бытие есть и без мысли (человека), но человеческая мысль может обнаружить затемненное и забытое Бытие под спудом Сущего и дать этому Бытию (Зайн) место в своем бытии (Дазайн). Человек (мысль) не творит Бытие, но присоединяет Бытие к бытию, Зайн к дазайну.
Бытие не возможно обнаружить в сущем, но оно более реально, чем любая "обьективная реальность"
Ничто - не означает небытие, оно означает неопределенность, отсутствие свойств и границ, с помощью которых можно было бы превратоить Бытие в ЧТО. Но это НиЧто абсолютная реальность, действительноть - основа стремления к бытию, воли к бытия всех вещей, и она же стремится к связи и структуре (любви и разуму).
Бытие - основа законов (Nomos), и всех Имен (Name), которые обозначают Сущности и Идеи. Все законы и сущности - лишь отражение и проявление миссии Бытия, его стремления умножать то, что жизнеспособно (бытие-подобно), и уничтожать то, что неустойчиво, ненадежно или опасно для бытия.
Мышление бытия - это действие. Это реальные изменения в мире сущего. То что для нас выглядит как хаотичная, но законообразная эволюция материи - с точки зремния Бытия выглядит как его Мышление в Действии.
Мышление бытия неуловимо, потому что оно настолько всеобще и ежеминутно, что трудно поверить, что это движение туч, шум ветра, рост зелени и ее увядание - все это не просто движение материи по законам Природы, а проявление Мышления Природы, точнее Мышления Бытия.
Мышление бытия - это ни в коей мере не мышление человека. Это ясно. Но ведь оно и не может быть мышлением Сущего, ибо само сущее движется по законам Бытия.
Так КТО же стоит ЗА мыслями Бытия?
Оказывается Бытие само себе закон и закон своему мышлению - суть этого закона стремление к бытию, воля к структуризации и взаимосвязи. Цель мышления бытия - бытие, жизнь, разум, любовь - и это сопровождается самыми высокими положительными эмоциями - блаженством.
Мысль бытия строит жизнь, разум и мышление человека. А мышление человека, будучи производным от бытия мышления, не может дтремиться ни к чему иному, кроме как к Бытию. В этом смысле Бытие - "судьба" мысли, ее притягивающий аттрактор, ее конечная цель и - окончательное мерило истинности. Если мысль ведет к умножению бытия, то это истина.
Мысль может перебирать сущее, переставлять его, сопоставлять, различать и соединять, и не переходя на второй уровень -- размышления о бытии. Поэтому мысль о сущности сущего воспринималась древними греками как вторжение в жизнь чего-то божественного.
Именно это заложено в известном высказывании Гераклита Эфесского о единстве сущего и логосе. «Если вы прислушаетесь не ко мне, но к логосу, мудро будет в нем пребывая сказать: все едино». Хайдеггер в лекциях о логосе Гераклита, подчеркивал, что логос Гераклит связывал с божественной молнией. Только молния божественного логоса, превышающего мыслительные возможности самого философа (поэтому он уточняет: «прислушаетесь не ко мне», способна подтолкнуть к суждению о бытии в целом – в этом фрагменте к суждению о «единстве всего».
Хайдеггер подчеркивал, что в философии Аристотеля единство выступает почти как синоним бытия – en есть синоним on, поэтому можно толковать этот фрагмент именно как связывающий логос с бытием, возводя вся проблематику мышлению на второй – высший уровень. На этом уровне и формулируется «ведущий вопрос философии».
Там, где ставится вопрос о бытии, начинается философия. Эта граница отделяет просто мысль от философской мысли.
Александр Дугин.
Мартин Хайдеггер. Философия другого Начала
Ответ на
Андреев, 23 Октябрь, 2017 - 07:59, ссылка
Если не придираться к тонкостям, на которые просто нет времени, то с Вашими интерпретациями вполне можно согласиться. Кроме одной, принципиальной.
Такого у Хайдеггера днем с огнём не сыщешь. Это Ваша подгонка (натяжка) под Вашу идею (догмат) гилозоизма.
Вот же слова о мышлении бытия, или вы думаете мышление Бытия и мышление Природы - разное?
Убежден.
И можете подкрепить свою убежденность, обосновать свои убеждения? Некие факты, цитаты, логические умозаключения?
Как-то немного нелогично. Утверждение должен доказывать автор (Вы). Докажете, что Хайдеггер отождествлял Бытие и Природу, а еще считал, что Природа мыслит, тогда приму Ваш тезис, не докажете, значит, это останется Вашим желанием.
Я уже все доказал. Цитатами, где Хайдеггер говорит о мышлении бытия. Чтобы его опровергнуть надо привести другие цитаты, или хотя бы интерпретацию предложенных. Вы, не сделав ничего, просто выразили "убежденность". Одним словом. Это глупо. Так мыслящие люди в диалоге не поступают. Разве, что есть желание окончить диалог.
Достал с полки книгу Хайдеггера "Что зовется мышлением?" (М., 2007). Освежил в памяти, пролистав 300 страниц текста. И почти на каждой странице Хайдеггер говорит о мышлении нас, людей, о мышлении ученых и поэтов, философов и простых обывателей, о мышлении Парменида, Ницше, Гегеля, Шеллинга и т.д. и т.п., о сложнейших механизмах мышления, о многообразии его форм и способов, и ни слова (уточняю, ни слова) о мышлении бытия как такового (вне человека) и тем более о мышлении природы.
Я за диалог с Вами, но в данном случае так и не понял, что я должен доказывать? Доказывать, что в книге, специально посвященной мышлению, нет ни слова о мышлении природы? Ну так возьмите и почитайте сами. Вот и всё доказательство.
Отличный пример вашего отношения к диалогу и синтезу. Я вам предложил цитаты, вы их проигнорировали. Я вам их предложил второй раз в сжатом виде. Тот же результат. Теперь вы предлагаете книгу без конкретных цитат, заявляя, что прочли всю. Ну и что будет если я найду в ней нужные цитаты и приведу здесь? Вы же их проигнорируете, или отправите к своим темам, где "все уже разобрано и доказано".
Нет уж. Давайте еще раз прочтите цитаты, где речь идет именно о мышлении бытия и дайте им свою интерпретацию, как вы их понимаете. А я потом просмотрю "Что совется мышлением" и дам цитаты оттуда. Повторяю:
Читайте внимательно о чем здесь речь:
Разберетесь или перевести?
Конечно перевести! Хотя могу высказать такое предположение. Здесь речь идёт о разнице между словом написанном и словом произнесённым вслух. Проще говоря, об ораторском искусстве. И тогда субъектом мышления будет информационое поле, элементарное взаимодействие (это когда шибко вштыривает). Или я ошибаюсь?
Хайдеггер написал ясно:
Бытие Сущего ("eon:immenai") - это Субьект мышления ("legein и noein").
То есть, Бытие - это и есть мышление. То, что мы видим как развитие и эволюция Сущего Мироздания, все эти галлактики, планеты, земли и воды, растения и животные - это Мышление Бытия, которое собирает (legein ) структуры сущего, как конструктор "Lego".
Как сказал Гераклит:
В таком случае моё бытие-мышление всегда в антогонизме с Бытие-Мышлением, потому как самое элементарное действие (оторвать задницу от стула) требует усилий. Ни о каком тождестве или продолжении одного из другого не может быть и речи. То есть о Бытии-Мышлении я не могу ничего сказать, тогда как моё бытие-мышление можно сказать вполне осязаемо. Есть ещё общественное бытие, которое реализуется в языке, ни о нём ли говорит Хайдеггер? Ведь тогда становится понятна (или не понятна!?) игра/эволюция/развитие, ведь языком пользуются все, но он конкретно ничей.
Конечно, Зайн - это трансцендентное непостижимое, ужасающее Ничто (ни-что из Сущего). Его приближение и приоткрытие продирает морозом по коже. "Где глас хлада тонка там Господь". А Да-зайн - это уютные домашние тапочки, хотя тоже иногда встает на дыбы и напоминает папашу-Зайна.
Общественное бытие - это разновидность Да-зайн. Оно и есть по сути Да-зайн, которое реализуется в сфере языка-мышления. Поэтому Хайдеггер и говорит: Язык - дом Бытия.
Язык в социальном бытии - аналог Логоса-Мышления в трансцендентном Бытии. "В начале Был Логос, Логос был у Бога, и Логос был Бог". То есть, если в человеческом мире сначала бытие человека, а затем мышление, то в зазеркалье трансцендентности все наоборот: Мышление, хоть немного, но предстоит Бытию:
Я-Аз есмь - Логос-Мышление - Бытие-Сущее
Более точно:
То есть, Бытие строит, как некий конструктор, из первоэлементов Мироздание, в котором Бытие играет роль Царя - Абсолютного Вседержителя, Господа Бога.
Вот те рас.
А вот здесь он пишет совсем другое:
" Понятие «бытие» неопределимо."
"«Бытие» действительно нельзя понимать как сущее"
http://yanko.lib.ru/books/philosoph/haydegger-butie_i_vremya-a.htm
Всё, что можно сказать о бытии - оно "имеет место" (МХ). Кроме того мы вполне можем Быть и без мыслей.
Сергей, спасибо за ценную книгу. Выписал много интересного, отчасти по всем вопросам , которые мы с вами обсуждали: о двусложности бытия и сущего, о мышлении бытия, об идеях и сущностях сущего, о метафизике, об основном вопросе философии.
Надеюсь услышать ваши суждения по этому поводу. Сообщения в самом низу темы.
Андрееву: ну чего есть мышление Природы, для меня лично понятно и я даже могу объяснить его - через процессы и результаты мышления людей, как соответствующей части этой самой Природы? А вот о сути мышления бытия, то у меня только как типа "кислое или соленое движение" (а не медленное или быстрое) ничего иного на ум не приходит. Вы то сам чего под "мышлением бытия" понимаете?
ОК. Вы видите продукты деятельности людей и вы понимаете, что это не просто деятельность, а воплощение идей, мышления людей. И вы согласны, что мышление людей - это не их собственное мышление, а это Мышление Природы, которая на этом этапе осуществляет через них свое Мышление.
Что мешает вам узреть, как из биологической материальной "глины" возникают удивительные растения, насекомые, животные. Вы же не сомневаетесь, что животные кое-как, но мыслят, реагируют, приспосабливаются, обучаются. Вы же не отрицаете, что через животных мыслит Природа. Верно? А через насекомых - кто мыслит? Она же. Ну а через растения? Неужели кто-то другой?
Значит, Природа мыслит, "воплощая свои идеи" в формы Сущего. Видите форму? Значит за ней есть "формуля" (formula) - "идея" Природы. С одной стороны эти идеи качественно отличаются от идей человека. Но с другой стороны, они подобны, и именно их подобие дает человеку возможность не просто мыслить субьективно, а воплощать свое мышление в обьективную реальность.
Ум малый и Ум Большой - Один ум-Ноос. (Анаксагор)
Мышление человека и Мышление Природы - ?
Андрееву: дык с Мышлением Природы мы вроде как ранее в другой Вашей теме уже разобрались. А вот чем по своей сути есть Мышление Бытия и чем оно отличается (или совпадает) с Мышлением Природы?
Вы, что, согласились, что Природа Мыслит? То есть материя без помощи человека сама себя разумно организует?
А вы мне скажите, по-вашему есть Бытие Природы(Сущего), или нет? И если есть, то как вы их различаете?
Андрееву: ну мы же с Вами уже толковали по поводу того как и почему именно так Природа Мыслит. И я считаю - да мыслит, но через свою живую часть, высшими представителями которой являются люди на Земле. Ибо об иных (типа неких инопланетян) мы можем лишь предполагать. А вот по поводу Мышления Бытия (о сути чего я и задал Вам вопрос) -а Бытие это по Вашему то, что может мыслить или это некое состояние чего то, той же Природы в частности?
Прекрасный пример, чем отличается полисубстанциалист (я) от материалиста (VIK-Lug) и объективного идеалиста (Андреев).
У объективного идеалиста - природа мыслит непосредственно и напрямую везде и всегда на всех уровнях.
У материалиста - природа мыслит только на высшем уровне посредством человеческого разума.
У полисубстанциалиста - природа не мыслит никогда. Даже на высшем уровне. Он просто туда не проникает. Мыслит человек, но не природный (тело) и даже не социальный, а именно в качестве мыслительной субстанции (декартовская Cogito res).
А разговор о синтезе этих трех, пока так и не дает результата. Каждый кулик остается в своем болоте.
Сергею Борчикову: ну предположим мыслят не только люди, но и другие представители живой природы. Но именно люди, на основе соответствующего развития у них процесса мышления в их историческом бытии на Земле, и сформировали (в виде совокупного результата этого процесса их мышления) ту самую мыслительную субстанцию, которая в меметике определяется Метагеномом. И без активного взаимодействия с которым с момента Вашего рождения, (как собственно и я, и Андреев и т.д.) Вы вряд ли сегодня смогли бы размышлять о неком "синтезе трех". Как собственно и без наличия соответствующих условий обеспечения бытия Вашей "материальной оболочки". И что собственно в философии определяется синтезом метафизической и материалистической диалектики.
Полностью согласен. Что не отменяет наших разногласий.
Сергею Борчикову: но о диалектике синтеза идеального и материального в процессах мышления людей Вы как то не шибко распространяетесь. Как это, в частности, отражено у Э.Ильенкова в его работах "К вопросу о природе мышления" и "О диалектике абстрактного и конкретного в научно-теоретическом познании".
Лучше следите за дискуссией:
Система категорий (ч.19а, синтез материализма и идеализма)
Система категорий (ч.19b, синтез материализма и идеализма, по О.Суворову)
Сергею Борчикову: ну и где в этих дискуссиях выводы о ДИАЛЕКТИКЕ синтеза идеального и материального в процессах мышления людей?
Сергей спасибо за ссылку.
Там остался мой и Ю.Д. пост, на который вы не дали ответа ( и пост Ю.Д. кто-то стер).
Может вы дадите здесь свой ответ:
Андреев, 8 Май, 2015 - 07:24,ссылка
Сергею Борчикову:
Вот он - искомый синтез материализма и идеализма. Идеализм не религиозен, а практичен, а материализм глубоко сосредоточен на невидимой, но реально познаваемой Сущности Бытия. Никакого разделения и противопоставления.
Разум познает Истину Бытия и Сущего. А Истина Бытия и Сущего не творится человеком, а существует ("бытийствует и сущновствует") реально, обьективно и управляет и миром сущего, и бытием и сознанием человека.
С чем вы не согласны, Сергей, в данной вариации СИНТЕЗА? Смотрите здесь и египтяне, и греки, и Гегель с Кантом, и Суарес с Коретом. Если вы присоединитесь, то получится синтез. :)))
Андрей, я неважный специалист в древнеегипетской культуре.
Да и в архаических культурах, даже в античной, трудно вообще выискивать концепты материализма и идеализма, поскольку там всё стихийно переплеталось. Материализм и идеализм - это ПОЗЫ Нового времени, сознательно идущие на контроверзу. Поэтому и синтез должен быть не бессознательным приятием всего и вся (как в древности), а осознанным отказом мыслителя от контроверзы. А это уже задача для современных философов.
А зачем нам выискивать эти концепты, если нас интересует синтез. Так синтез там уже есть. Он есть и в Библии. Он есть у Спинозы. Он есть у Гегеля. Да и у Маркса он тоже есть.
У меня - пожалуйста. Мирум - Лого-натура, построенная из ноо-атомов - движуще-движимой субстанции, которая находится в одном регионе-холоне Реально Сущего Мироздания и в процессе самоорганизации строит эволюционирующие структуры, упорядоченные вещи, живые организмы, человека разумного и человеческое общество.
И все подчиняется единым законам единого Бытия (Зайн) - и неживая природа, и живая, и разумная и социальная.
Уже отвечал Вам на этот вопрос в Вашей теме по материализму и идеализму. Нельзя путать две вещи: 1) синтеза материи и идеального и 2) синтез философских систем материализма и идеализма.
Первый синтез пытаются осуществить и осуществляют, предлагая свои варианты, все философы в мире, в том числе и Вы, и я. (Тут Вы правы).
Проблема же синтеза систем в древности вообще не стояла. Ее даже нет у Спинозы. Нет и у Маркса. Даже Хайдеггер особо ею не озадачивался. Пожалуй, из Вашего списка могу согласиться только с кандидатурой Гегеля, добавил бы сюда А.Ф. Лосева.
Мы с Вами тоже, осуществив каждый по своему синтез материального и идеального, когда упираемся в разность наших аксиоматик, даже шага не можем сделать в направлении синтеза Вашего теоцентрированного объективного идеализма с моим холархическим полисубстанциализмом.
Еще раз. Проблема не в том как материю с идеальным соединить. Проблема в том, как меня с Вами соединить (меня/Вас - с Болдачевым, меня/Вас - с Пермским и т.д.). Имеется в виду наши философии.
Оставьте Бога за скобками. Я уже несколько раз вам предлагал новую модель, которая начинается именно с вашей модели МИРУМА, единой разумно-материальной системы, в которой идеальное и материальное соединены диалектически нераздельно и неслиянно на уровне субстанции - ноо-материи.
Поймите тоже, что полисубстанциональность и полирегиональность в вашей интерпретациии внутренне противоречива и нуждается в определнной коррекции ради того синтеза, о котором вы любите говорить.
Я на деле сделал шаг навстречу вашей модели, но не ради того, чтобы вам угодить, а потому что вижу в этом необходимость для появления общего (пусть немного под разными углами) взгляда на Сущее, как таковое.
Но ваше нежелание признать определенные слабости ипротиворечия своей конструкции попахивают каким-то слепым догматизмом и фанатической верой в свою правоту. А с этим не поспоришь, а уж тем более никакого синтеза не создашь.
Вполне допускаю и даже сам вижу противоречия в моей Модели 3-х регионов. Поэтому и работаю над ее усовершенствованием. В этом году даже целый Проект запустил с привлечением коллег и соратников. Стал бы тратить время и ломать копья, если бы был уверен в ее непогрешимости. По Попперу, система должна содержать в себе потенцию фальсифицируемости.
Среди Ваших замечаний выделяю три типа:
1) указывающие на противоречия без решения (спасибо),
2) предлагающие решения (с некоторыми согласен, отмечал не раз), а с некоторыми нет, потому что вижу в них гораздо бОльшие противоречия, чем у меня (указывал на аксиоматические противоречия неоднократно). Это касается, например, одностороннего объективного идеализма. Я от этой односторонности ухожу, а Вы меня туда обратно зовете. Это противоречит принципу развития.
3) просто неверно трактующие мои термины и понятия (я от них просто абстрагируюсь, чем здорово Вас обижаю, но тут моей вины нет).
К тому же Вы не единственный философ, с кем стоит задача синтезироваться. Вот посмотрите сообщения здесь - ссылка и здесь - ссылка (я там на Вас тоже ссылаюсь). Есть еще масса коллег за пределами ФШ. Вы должны понимать, что проблема синтеза не так проста, как Вами представляется в этой теме.
Андрей, посмотрите здесь - ссылка. Еще раз вас упомянул в компании с собой. Не удержался. Как Вы говорите, лжи надо противостоять.
Если разные философии отражают единую реальность, то они совместимы. Я могу вам Маркса совместить с Библией в два счета. А вот, если надо сближать разные мнения о воображаемой реальности, когда каждый МНИТ себя правильным и непогрешимым, то незачем даже и стараться. Это невозможно в принципе.
Поэтому надо обсуждать не аксиоматики, а Сущее, Бытие и Мышление. Если мы увидим их правильно (пусть и каждый со своего угла зрения), то синтез прекрасно осуществится.
Схема Пенроуза (троичная) и Схема Хайдеггера (чеверичная) не противоречат, а дополняют друг друга:
человек это вид обезьян
А ведь напоминает два Тетраэдра мироздания :) Только в очень упрощенном виде.
Мышление (представление и понятие) - это сущее сущего.
"Сущее сущего" - это бытие сущего.
Идея - это бытие сущего и это видимый лик, форма, вид, образ сущего.
Сущее сущего (eon eon) - это не дублирование и умножение сущностей без нужды. Сущее было бы не-сущим, если бы оно не участвовало в бытии. Поэтому имеет место диалектическая двусложность СУЩЕГО и БЫТИЯ. Сущее осуществляется в бытии, а бытие осуществляется как бытие сущего.
Вот это по настоящему основной вопрос философии.
Чтобы познать, ЧТО есть сущее, надо превзойти его, выйти за его пределы (trans-cendere), взглянуть на него со стороны бытия и увидеть сущее, как таковое.
Сущность метафизики - познание участия сущего в бытии и бытия сущего. А для этого надо сначала узреть, уловить их двусложность, диалектическую нераздельность и неслиянность.
Вот он фундаментальная задача философии - увидеть двусложность Бытия-Сущего и помыслить ее (разложить-легейн и собрать-ноэйн). Увидеть - различить ДВЕ ипостаси Единого Мироздания, Бытие и Сущее - разложить, проанализировать, дифференциировать, а затем сложить, синтезировать, интегрировать, чтобы увидеть диалектический монодуализм этой завораживающей игры в ОСНОВАНИИ Мироздания.
Да мы с Вами этой фундаментальной задачей уже весь ФШ озадачили. И даже больше: увидели не только двусложность Бытия-Сущего, но даже больше - трехсложность Бытия-Сущего-Сущностей. А теперь вот дальше, к хайдеггеровской Четверице двигаемся. Пусть у нас в чем-то разные решения, но вИдение сложности - одно, метафизически-фундаментальное. Продолжаем работать.
И Вам спасибо за то, что педалируете тему хайдеггеровской Geviert (четверки).
У меня до нее руки совсем не доходили, но вот благодаря Вам дошли и стали появляться первые интуиции, например, сокрытые в схеме (ссылка). Но подробнее позже.
К тому же очень мало материала. Дугинская интерпретация меня не совсем удовлетворяет, как, впрочем, и Ваша (по известным аксиоматическим разногласиям). В работе Хайдеггера "Вещь" - очень мало материала, чтобы делать капитальные выводы. А статью Хайдеггера «Строить, жить, думать» пока не могу найти. Если у Вас есть - дайте ссылку. Я привык работать с первоисточниками.
А пока хотелось коснуться другой темы - мышления бытия и мышления природы.
Мышления природы у Хайдеггера нет и в помине, а про бытие Хайдеггер нигде не высказывается, что "Бытие мыслит". Да, в работе "Письмо о гуманизме", он употребляет инверсный термин "мышление бытия", но всего несколько раз, что дает повод думать о неверном переводе. Или о лингвистическом толковании как о месте мышления. Например, говоря слова "новости спорта" или "уличные танцы" ("танцы улицы") мы не имеем в виду, что спорт произносит свои новости или улица танцует. Мы подразумеваем область приложения: новости собирает человек, но о спорте, танцы танцует человек, но на улице. Так и здесь: мыслит всегда человек, но на лоне бытия.
Тем более, бытие у Хайдеггера - это не природа и даже не Ваше абстрактное бытие (=разум=логос). Человек сам есть бытие и часть бытия, а посему когда он мыслит, можно иносказательно говорить, что в нем его бытие (но не Ваше абстрактное бытие) мыслит.
Тем не мене, Вы совершенно правы, что Хайдеггер находит в этом пространстве (регионе, холоне) бытия некие структуры, которые способствуют мышлению человека, которые призывают его к мышлению, которые зовут его на мышление и даже как бы "называют" его деятельность мышлением. Здесь не только с Вами спорить не буду. Это основная идея хайдеггеровской работы "Что зовется мышлением?".
Вопрос только в том, где располагаются эти структуры? Если использовать сему со флагами (та же ссылка), то 1) в самой материи (серый флажок)?, 2) в чувственно-феноменальном бытии (красный флажок)?, 3) в идеально-логически-ноуменальном мысле-бытии (голубой флажок)?, 4) в практически-социально-историческом бытии (зеленый флажок)?, а по Вашей теории (насколько я понимаю) есть еще 5) божественно-абсолютная сфера бытия как такового, и Вы помещаете туда эти структуры.
Но для меня однозначно. Где бы ни находились эти прото-мыслительные струткутры и субстраты, в одной из пяти областей, во всей Четверке или Пятерке, в Бытии (Sein или Seyn), мыслит всё равно только и исключительно только человек и никто больше. Всё остальное - перенос человеческого действия, по аналогии, по изоморфности, по метафоричности или принадлежности к месту мышления (о чем уже сказал выше).
Остальное позже.
Сергею Борчикову: а может сперва надо определиться с таким: бытие это кто (что), или бытие кого (чего)? А потом и заморачиваться над тем - мыслит ли бытие или человек в соответствующем его бытии?
Может быть. Определяйтесь.
Сергею Борчикову: а мне кажется, что это Андрееву надо определиться. А то он в одной теме про "мышление природы" размышляет, а уже в другой про "мышление бытия" чего то толкует.
Бытие равно себе или Другому?
У вас это так, и я это помню, но у Хайдеггера мыслит Бытие Сущего.
А Вы врубитесь в то, что бытие это бытие электрона на орбитали молекулы ДНК, а сущее это тот же электрон в движении с орбитали на орбиталь. И это движение с орбитали на орбиталь "стоит под призывающим приказом". И этот приказ приходит из внешнего мира.
Это серьезный вопрос. Давайте его обсудим. Может, все-таки вы обратие внимание на цитаты, которые я привел, где Хайдеггер ясно говорит о Бытии Сущего.
Мне трудно понять вас, Сергей. Вы имеете богатую практику академического общения. Неужели так сегодня общепринято: игнорировать аргументы собеседника и твердить только свою линию?
О Бытии нельзя говорить. Это не сущее. Его можно констатировать у себя и только у себя. Бытие имеет место быть - это все, что можно о нем сказать.
Вы, по сути, правы. Говорить - значит именовать, определять, описывать. А как можно сделать это в отношении того, что находится вне пределов, сравнений и в основе всех без исключения проявлений!
Но, с другой стороны, как только философия заговорила о бытии, она стала философией. До этого это была физика, наука, гилозоизм. И с тех пор написано столько, а уж сказано - только на этом форуме посмотреть - самые обьемные темы, и все o Бытии. И самое интересное, за столько веков так и не смогли точно опредлиться ни с бытием, ни с сущим, ни с мышлением.
Да-с, парадокс! А он, как известно, друг гениальных истин. Вот и ответ! Всем хочется почувствовать себя, хоть немного, другом истины и гением :))
Против того, что сущее или бытие мыслят
Андрей, я уже отвечал: одно дело, когда спорим мы с Вами в вольной перепалке, порой допуская неточности и схематичности, метафоричности и эмоции, другое дело - академический историко-философский анализ.
Если мы хотим изучать или исследовать Хайдеггера, нельзя вырывать слёту одну цитату из целого тома и тотчас интерпретировать ее, подгоняя под некий понравившийся тезис. На поверку сможет оказаться совсем наоборот.
По Вашей цитате из "Что зовется мышлением" (2, X):
могу сказать следующее (по порядку).
1) Хайдеггер ставит вопрос: может ли сущее быть до и без людей? Ответ: может. Это не его заслуга. Это давнишний факт философии. Я с этим согласен. У меня тоже область материально сущего вынесена за бытие людей.
2) Люди говорят (речь), мыслят, познают это сущее. Вопрос: является ли мышление (такая речь) тоже самим по себе или оно стоит под призывающим приказом? Ответа в этой цитате нет. А спросить можно о чем угодно. В моей системе полисубстанциализма ответ положительный и для сущего, и для бытия, и для мышления, и для региона сущностей: все они являются субстанциями.
3) Еще вопрос: исходит ли этот призывающий приказ, который призывает в мышление, из сущего или из бытия, или же из того и другого, или ни из того и ни из другого? Призывающим к чему и куда? Призывающим к мышлению и в мышление? Пока ответа нет. Но даже если есть такой приказ, то совсем не сказано, что сам этот приказ есть МЫШЛЕНИЕ. Слово "приказ" как некий суще-бытийный акт (действо) должно быть нами еще осмыслено.
Я вам уже ответил Выше (вдвойне странно, что Вы упрекаете меня в невнимательности к Вашим цитатам):
Другими словами, уже зная хайдеггеровский ответ по другим местам книги, я согласился с вопросом и ответом в части наличия в сущем-бытии такого объективного призывающего приказа к мышлению и в мышление, которое уже сложилось в регионе человеческого бытия. Пока только непонятна его (приказа) природа. И для меня совсем не очевидно, что сам этот приказ надо называть мышлением сущего и бытия.
4) "Является ли eon immenai, «сущее», «быть» скорее субъектом...?" Тоже вопрос. И совсем не ответ. "Субъект" очень многозначный термин: от человека до коллективного и логического субъекта. Не скажете же Вы, что логический субъект в суждении SeP (субъект есть предикат, например, корова есть животное) мыслит. Ясно одно, что под субъектом Хайдеггер понимает некую активность, а тут сомнений нет: и сущее, и бытие обладают субстанциальной активностью. Но вовсе не факт, что эта активность должна именоваться мышлением.
Итак, Вы привели цитату, в которой ШЕСТЬ вопросов и ни одного ответа. И Вы пытаетесь из нее сконструировать концепт Хайдеггера. И еще меня призываете, чтобы я усмотрел здесь ответы. Даже сам Хайдеггер такого не делал. Вот абзац, следующий сразу за приведенным Вами:
И далее об этом полкниги ответов. А о бытии - еще десяток томов, включая "Бытие и время". Аналитик истории философии всё это должен держать в поле внимания.
Бытие, сущее и мышление. В каких отношениях они находятся.
Слово "бытие" имеет не одно значение. Остановимся на хайдеггеровском.
Бытие по Хайдеггеру может иметь место только в жизни самого человека. Для других мое бытие не имеет места. Я бы рискнул заявить, что Хайдеггер понимает под своим бытием далеко не все, что обычно представляется. Обнаружить свое бытие - это редкая штука.
Бытие по Хайдеггеру, опять же предположу, связано с сознанием. И точно оно связано со временем. Последнее утверждает и сам Хайдеггер. Но об этом все почему-то умалчивают.
Сущее. Стоит вне бытия, рядом с ним. Бытие не сущее, а сущее не бытие.
Мышление. Хотел бы обратить внимание на следующее. Мы мыслим мыслями. Приравнять мысли к сущему мы не можем. Они очень не похожи. В чем их непохожесть? Обратите внимание на то, что сущее существует во времени неизменно. А мысли? Мысли во времени не существуют. Мысли это некоторого рода течение, процесс. Мы не можем ухватить мысль целиком. Она рождается развивается, заканчивается, а начала-то уже нету! Мысль ведет себя как время. Она все время в настоящем. Как бы быстро мы не мыслили, но целиком увидеть мысль не получается. Она все время в развитии. Происходит постоянная смена логических и прочих построений.
Прыжок в Dasein
Это точно. Но такое бытие именуется Dasein. Человек пребывает в подлинном Dasein и еще в заслоненном Dasein, т.е. в симулякре Dasein.
Это точно. Но поскольку в мире на сегодня 7 млрд. таких Dasein, то все они вкупе образуют некую целостность, которую уже можно назвать бытием, совокупным бытием.
Очень редкая. Хайдеггер даже ставит особой важности проблему - прыжок в Dasein, прыжок из заслонения сущим, из совокупного бытия, из масскультурного и симуляционного бытия. Это не простая процедура.
Это не только по Хайдеггеру, это вся мировая традиция, наиболее выпукло зафиксированная в тезисе Парменида о тождестве бытия и мышления.
Кто умалчивает? Посмотрите даже в Интернете найдете тонны литературы.
Если взять материальное сущее, то точно. Но если бытие стоит вне сущего, то оно - не-сущее, т.е. химера, выдумка, мыльный пузырь. А это не так. Бытие - особая субстанция (холон) сущего.
Раз процесс, то уже во времени. Вот есть некоторые мысли, в виде понятий - Догм, которые за тысячелетия не развиваются и переходят из поколения в поколения в неизменном виде. Вот догмы вне времени. А остальные - во времени. Не в материальном времени, а во времени бытия.
Бытие по Хайдеггеру имеет место прежде всего дя самого Сущего. Бытие человека - это Да-зайн, проявление всеобщего Зайн. Почитайте хотя бы цитаты, а если найдете время и работы по ссылкам выше. Приведите свое толкование, свои цитаты, которые подтверждают вашу интерпретацию. А так, можно приписать ему все, что угодно.
Лучше посмотреть с другой стороны:
Пройдите по ссылке, прочтите, и скажите свое мнение.
А как вы считаете, ЧТО мыслит Хайдеггер? Для него существует мышление-бытие? В каком смысле, с вашей точки зрения он говорит об этом? Или нам это не интересно? :))
Читая Ваши ответы Корнаку7 и Ваши неответы (между строк) на мои тезы, прихожу к тому что мы окончательно запутываемся даже не в аксиоматиках, а в тривиальной терминологии. Оппоненты могут не соглашаться с аксиомами и решениями друг друга (нормальное дело для научных дебатов), но они не могут произвольно приписывать чужим терминам смысл, который сами авторы терминов им не приписывают. Смыслы-то терминов можно и дОлжно ведь как-то отслеживать и выдерживать в диалоге даже без согласия (синтеза) с ними.
Я тоже это почувствовал с вашей стороны, и задал вам вопрос в ответ на ваши ответы (так что это не "неответ"). Приведите цитаты, где я искажаю ваши термины.
Совсем нет времени искать искать огрехи. Лучше удалите мой пост, чтобы обвинения не выглядели голословными.
Какое-то несерьезное общение. Ну да, как всегда :(((
Андрей, не обижайтесь. Это не неуважение, это действительно нехватка времени. Сейчас много работы над Проектом. Вырисовываются очень интересные и глубокие схемы прыжков по разным регионам и подрегионам. Пытаюсь разобраться в проблематике (Вами же инициированной) хайдеггровской четвёрки. И т.д. Поэтому приходится дифференцировать проблемы по мере важности. Не исключаю, что есть проблемы, которые могут изменить мои какие-то частные взгляды, но при этом не меняют модели трех регионов, над которой усиленно работаю. Не хотелось бы отвлекаться на подобные частности. А по-крупному еще ни разу не оставлял Ваши реплики без ответов. Скоро выложу соображения по четверице. Не требуйте больше, чем могу.
Как говорят здесь "take your time" - интересная формула, типа: берите себе столько времени, сколько вам нужно. Короче, не спешите :))
Я вот например здесь вижу подмену термина вами:
Бытие по Хайдеггру - это Зайн. Да-зайн - это уже частное бытие. Почему же вы сводите термин Хайдеггера к его части? Давайте рассмотрим это с цитатами в новой теме.
Открыл параллельную тему, как и заявлял, по осмыслению Seyn - Система категорий (ч.29, сущностное бытие, Sеyn).
В том числе там коснулся и хайдееггеровской четверицы.
Поскольку заявлял, что меня не удовлетворяют интерпретации Андреева и Дугина. Это не означает, что мои интерпретации лучше. Нет, давайте вместе думать. Пока всё - гипотезы.
Из интерпретаций Андреева меня не удовлетворяет помещение в центр четверицы ВЕЩИ. Стоило ли городить огород, чтобы туда поместить вещь (ну для усиления эффекта скажу: шляпу или даже компьютер). Хайдеггер столько сил тратит на борьбу с засильем вещей, чтобы затем поместить их в сердцевину главных осей?
Не согласен и с отождествлением терминов "божество" и "божественное". Божество - это всегда суперсущность (Абсолют), и придумывать для него новый регион как-то некорректно. А вот божественное как антоним человечески-смертному - это новация Хайдеггера (Seyn).