Искусство

Аватар пользователя cedrus
Систематизация и связи
Термины: 
Термины: 
Термины: 

Однажды я прочитал статью одного психолога из МГУ (кажется его фамилия Павлов), который излагал следующую теорию. Мы боимся неопределенности, но есть люди, которые настолько любопытны, что при любых обстоятельствах будут рисковать. Он проводил эксперименты такого рода. В комнате на стул усаживался человек, которому объясняли, что он должен будет просидеть на нем определенное время и ни в коем случае, не оглядываться назад, где он может увидеть нечто такое, что ему может сильно навредить. Человека оставляли одного и подглядывали за его реакцией. То ли двадцать, то ли тридцать процентов, не выдерживали (это время!) и оглядывались. Что заставляет людей залезать в пещеры и лезть в горы?

Тот же исследователь предположил, что когда у человека есть свободное время от поиска еды или других известных ему потребностей, его энергия и воля начинают свободную игру. Он пускается в путешествие. Не обязательно, меняя место. Он может просто генерировать новые идеи или смыслы, анализируя или синтезируя, известные его памяти. Наконец, он может, подобно ребенку, играть с вещами, получая новые качества. Что-то может ему приглянуться и остановить его взгляд, зафиксировать феномен. Новое творение, прошедшее сложный процесс творческого выбора, может понравиться или просто привлечь внимание другого человека. Он или они вместе, могут захотеть повторить процесс производства новой сущности. При решении, в свою очередь, этой проблемы, может возникнуть технология, как рецепт.

Мне этого объяснения вполне хватает, чтобы понять суть искусства и науки. Так я понял разницу и между традициями, которые не возникают каким-то мистическим образом, как откровения «свыше», а являются результатом нашей общей культуры. Искусство свободно в своем порыве, а технология является продуктом осознанной цели. Поэтому в науке так важен предмет, а метод можно трактовать как саму технологию. Какие выводы можно сделать еще из этих элементарных представлений?

Все культура. Все источники смыслов не имеют истории во времени. Что-то культурой делает и саму культуру создает, человек. Он создает и оценивает новые вещи и смыслы, культивирует старые, создавая при этом традицию. Отсюда же уже можно понять и смысл политики. Общение, как обмен идеями и историями событий, обмен материальными вещами, распределение ценностей и являются ее сутью. Нет культурной разницы между научными традициями, предметом которых являются электричество или приготовление сыра. Наука это не искусство, а ремесло. И любое ремесло – наука. Но и искусство не является прерогативой скульпторов или музыкантов. Все являются художниками, философами, ремесленниками и политиками одновременно или время от времени.

Творит человек. Не может творить организация или абстрактная система или институт. Последние создают традиции. Они тоже делают культуру, придавая ценным вещам и значимым смыслам устойчивость во времени. Традиции творят историю и сами становятся ее артефактами. Традиции охраняют значения, выводя их в процесс культурного или даже рыночного обмена.

Главной классификацией наших ценностей являются материальные и нематериальные сущности или предметы. Таким мир был всегда, начиная от собирательства, рыбной ловли и охоты, и по сегодняшний день.  Если принять во внимание ценность разнообразия, то можно заключить, что искусство является источником нашего развития. Традиции же создают условия и технологии воспроизводства, хранения и обмена.

Само искусство традиция, и ее история выделила очень древние, которые сами уже стали традициями в полном смысле слова. Музыка, изображение, литература и так далее. Они сами начали уже делиться на новые отрасли и процесс этот не останавливается.

Если пытаться одной метафорой определить искусство, то лучше всего подходит игра. Но игра, к сожалению, сама требует, более точного определения, чем общепринятые представления о ней. Считается, что игры невозможно однозначно классифицировать. Наверное, потому, что сам концепт игры стал предметом внимания и исследования научной традиции совсем недавно.

А где здесь религия? Можно ли сравнивать искусство с наукой и не рассматривть традицию, так много внесшую в развитие искусств? Религия станет объектом рассмотрения сразу в следующей статье, безусловно, как очень значимый факт, предыдущей и будущей истории. Сейчас же хотелось бы подчеркнуть, что творят не традиции, а люди. Сама религия, как культурная традиция, артефакт, созданный человеком. Будет ли жить эта традиция, или точнее, какой вид и значение в будущем она приобретет, зависит от следующих поколений ее представителей и общего политического процесса.

Андеграунд или современное искусство не случайно становятся более интересными молодому поколению. Музеи, как территории. Театры. Библиотеки. Кажется это все, да не все. В подтверждение моей гипотезы и понимания искусства, я предлагаю оглянуться вокруг. Городская скульптура или уникальный памятник архитектуры, сам окружающий ландшафт, везде мы видим его плоды. Можно было бы представить, что вся цель развития человечества, сделать все результатом своего искусства. Переделать всю природу. Почему нет? Амбициозность такого проекта кто-то даже считает тенденцией. По крайней мере, когда я читаю футурологов, рассматривающих будущее, как одну сплошную технологическую революцию, мое предположение кажется скромной лубковой картинкой в их эволюционном рае.

Чем занимаются дети, когда грязными руками пачкают дорогие вещи родителей? Они занимаются искусством. Они генерируют для себя новые опыты для выбора привлекательного. Если родители их накажут, то опыты эти не станут такими значимыми, если похвалят, то завтра все будет измазано красками и шоколадом. Давая детям игрушки, бумагу с красками или пластилин, мы делаем из них уже чуть-чуть художников и ученых.

О чем знает биржевой спекулянт? О том же, что и священник. Кто-то должен освятить путь. Кто-то должен научит рынок любить или желать. Тогда культуры хватит на всех и будет основания для наших спекуляций.

Искусство принадлежит всем. Оно личное, но становится культурой, когда ценится большинством. Любое изобретенное слово ее результат. И значимые концепты – слова-бренды, не случайно становятся капиталом, превращая слова в вещи, в идеи и даже в традиции. А реклама слов, не просто двигатель прогресса, но и само искусство и наука.

А что же религия? Какую тайну она хранит, которая позволяет этой традиции жить с нами уже на протяжении тысячи лет? Где пространство, занимаемое храмом? Только ли архитектурные воплощения, в территориальном ландшафте поселений, но и внутри жизнетворящего человека? Это сакральные ощущения или результат банального творческого процесса, открытого каждому и для каждого?

Связанные материалы Тип
искусство и жизнь Дмитрий Косой Запись