Лекция А.В. Ахутина

Аватар пользователя Бронза
Систематизация и связи
Термины: 

Прослушал лекцию А.В. Ахутина на конференции онтологов, что любезно выложил в сеть Игорь Зайцев. Обратите внимание, лекция не для школьников. Но поскольку философам вменяется быть наивными, то их разница со школьниками не очень большая, и потому не стоит бояться сложностей, каждый может послушать.

Мне кажется, что наиболее четко позиция уважаемого докладчика видна в его ответе на вопрос о возможном отличии слова и мысли.

По его мнению это такое же отличие как между именем и понятием. Точка. Но разве имя нельзя трактовать как персональное понятие? А понятие разве возможно без конкретики своего имени? Ведь только благодаря имени понятие обретает смысл в соотнесении с другими понятиями-именами...

То есть, прозвучавший ответ замыливает существо вопроса. В то время как не что иное не обнажает суть философской проблематики лучше, чем парадигма речи. Право, именно в речи происходит регулярное обращение нашей и для нас значащей мысли к тому, что

1. не есть сама мысль

2. еще не имеет значения

То есть, обращение к слову. Ибо слово это принципиально не только "внутреннее слово", а это самая натуральная вещь, а если это и "внутреннее слово", то это весьма своеобычная мысль - не знак, но символ, то есть, тоже (как) вещь. А понятие, конечно, это всегда мысль и знак или значащая мысль, совсем не вещь.

Стало быть, природа логоса двояка, что не есть откровение в нашей культуре. И потому логосу нетрудно "давать себе отчет". И потому логос это твердая для мысли опора, в том числе, в ее стремлении к наднебесным высотам, чтобы в усилии различения перед мысленным взором встал эйдос, и стало понятно о чем говоришь. И потому же во всякой здесь речи звучит основной вопрос философии, и в ней же он разрешается ежемоментно, и как видно - по факту - успешно.

А если про него забыть, то тогда становится возможным говорить и говорить о перманентном обращении мысли к себе самой, например, в диалектическом движении понятия. И хотя докладчик вроде как не раз упоминает необходимость для мысли обращаться за своим содержанием к тем основаниям, что лежат за пределами мысли, приводимые им примеры Гегеля и Канта, опять же, замыливают существо вопроса. Про Гегеля, у которого все откровенно совершается в духе, вообще в этом контексте слышать странно, но ведь и у Канта все - представления, стало быть, все есть явления души, и внешнее и внутренне чувство это чувства души. То есть, как честный философ, Кант основной вопрос философии вынес за скобки. А уж известно, как сильно волновал Канта вопрос оснований, и конкретно вопрос основания для содержания мыслей. Даже оригинальное доказательство бытия Бога придумал. Но в результате, увы, Кант нам в наследство и в утешение оставил лишь трансцендентальный идеал. Немногое, но нажитое честно.

В общем, от лекции у меня впечатление двойственное. С одной стороны, очень даже здорово. А с другой, чем это отличается от умной проповеди? Нужна ли философия как сладкоголосие? Не знаю. Многим вроде нравится. А я люблю, чтоб подрацца.

Запись лекции здесь:

http://m.youtube.com/#/watch?v=6sSFzdUowmc&feature=youtu.be&desktop_uri=...

http://m.youtube.com/#/watch?v=737Vb7s9HhA&feature=youtu.be&desktop_uri=...

Комментарии

Аватар пользователя Горгипп

вопрос о возможном отличии слова и мысли.

Например, пусть слива - слово. Нельзя скушать сливу - мысль.
Имеется в виду слива вообще, понятие. Следовательно, мысль.
Когда нарушается мысль, мышление, исторгаются бессмысленные звуки... Да, большая разница!:))

Аватар пользователя fatalist-nigilist

Слово и дело неразрывны. Поэтому россказни про "неестественных" людей не более чем басни!
Хотя в субъективном смысле есть, конечно, и такие люди. И их много.

Аватар пользователя bravoseven

Александр,
Спасибо. Посмотрел все четыре серии на одном дыхании. Толковый дядька, сейчас таких не делают.

Аватар пользователя Иной

Прослушал первую лекцию, длинную и путанную, смысл которой можно выразить следующим, что вне связной и непротиворечивой понятийно-терминологической структуры нет философии.
Но это, почему-то, названо "логикой".
-------------
Хе!