СОЗНАНИЕ
Проблемное поле
Традиционно «сознанием» называют способность со-знавать (знать одновременно свой предмет и себя), со-относиться (соотносить себя со своим предметом) и одновременно сам опыт этого соотношения (Гегель). Определенную сторону этого отношения сознания со своим предметом принято называть "познанием".
Сознание вообще есть некоторое поле возможного опыта, «пространство», в котором совершаются акты сознания (как способности). Получается, что сознание есть одновременно и само отношение (сознавание), и одна из его сторон (субъект). Такая неоднозначность в толковании сознания не есть, как можно подумать, непроясненность его природы, как если бы ее можно было однажды выявить и прояснить. Скорее, она связана с принципиальной невозможностью отнестись к сознанию, поскольку опыт такого отношения сам, по необходимости, есть некоторое сознание. Говоря простой аналогией, мы не можем выйти за «пределы» сознания, познать его, что называется, «со стороны», поскольку мы всегда уже охвачены возможным опытом и вовлечены в него как один из его моментов. Действительно, будучи составной частью целого – опыта сознания - невозможно дать отчет в том, что оно есть само по себе.
Фиксируя этот результат, в философии говорят: «сознание тотально», «вне сознания ничего нет», или в виде экзистенциальных утверждений – «существовать значит быть возможной данностью некоторого сознания (быть для некоторого сознания)», "ничего не существует вне возможного опыта", "только то, что в принципе может стать нашим опытом, существует". Саму сферу возможного опыта называют "сферой имманентного" и противопоставляют ее "сфере трансцендентного" - которая определяется как то, что не является имманентным, находится «вне» имманентного.
Итак, природа сознания неустранимо двойственна. Более того, сама двойственность, разделенность познания на отношение "субъекта и объекта", "я и мира", "внутреннего и внешнего", "сознания и предмета" есть проявление того фундаментального факта, что сознание различено в своих моментах, двойственно, что означает, что оно имеет структуру «пространства». В самом деле, только в смысле «пространства» как основания для различения моментов возможны сами акты сознания как чего-то различенного в себе, возможно само соотношение. И эта различенность, двойственность сознания является одновременно условием, при котором вообще возможно познавание. Действительно, если бы не было этого различения моментов, этой со-отнесенности, то мы бы были постоянно и непосредственно захвачены миром, к которому у нас не было бы возможности свободно отнестись. В самом деле, в этом случае у нас не было бы самого «места», откуда это отношение к миру могло бы состояться.
Как способность, сознание проявляет себя в своих актах. Акты сознания, продолжая пространственную аналогию, можно назвать направленными "диполями», или «векторами» в «пространстве» сознания. Эти «вектора» принято называть "интенциями". Итак, интенция – это направленный на некоторый предмет акт сознания. А в самой интенции, как диполе, различены два полюса – полюс, откуда идет интенция (полюс субъекта актов) и полюс, куда направлена интенция (полюс объекта). Исследуем каждый полюс интенции в отдельности.
Объектный полюс интенции
Объектный полюс интенции есть то, что принято называть «данностью». Данность есть то, что дано сознанию, может стать его возможным опытом. Целокупность данности образует мир. Какова природа самой данности? Можно данность рассматривать как нечто законченное, как последнее и самое полное, достоверное бытие мира (античная философия, феноменология), а можно рассматривать данность как некоторый результат, синтетическое целое, переход из гипотетического предшествующего состояния (Кант). Что имеется в виду в последнем случае?
С логической точки зрения вполне корректно задаться вопросом: «Каким образом данность дана»? Ведь сознание может рассматриваться не только пассивно - как нечто, для кого данность дана – как постигающее начало, но и как активное начало, которое участвует в самом образовании, формировании данности. В этом случае данность понимается как некоторый синтез, результат взаимодействия мира самого по себе, с одной стороны и нашей познавательная активности, сознания, направленного на этот мир - с другой (Кант).
Такая постановка вопроса (которую Кант назвал "коперниканским переворотом в философии") тем более оправдана, если учесть логические основания возможности всякого со-отношения. Две разнородные сущности могут соотноситься только на почве общего единства – единства общего пространства, в котором осуществляется отношение. В противном случае, мы имеем две несоизмеримые сущности, которые вообще не могут быть сопоставлены и соотнесены. Для отношения сознания и мира, такой единой «почвой», единым "пространством" соотношения может быть только сознание. Но это значит, что «до» того, как вступить в отношение, мир должен "был" сообразоваться с возможностью постижения сознанием, т.е. должен был быть сознанием обработан, с-формирован в соответствии с возможностями познания. ПОлучается, что данность вполне обоснованно может рассматриваться также как нечто прозводное, нечто в чьем формировании участвует наша познавательная активность.
Но независимо от того, понимаем ли мы данность как нечто только данное или как некоторый результат соотношения – в любом случае объектный полюс интенции представляет собой данность во всей ее широте.
Субъектный полюс интенции. Субъект актов
Обратимся к другому полюсу интенции – тому, откуда интенция. Субъектный полюс интенции мы назвали субъектом актов. Прежде всего, проясним феноменологические условия, при котором разговор о субъекте актов можно считать обоснованным. Естественно, субъект актов определить как источник и причину интенции. Это наше домысливание возможности интенции как таковой. Но каким способом возможно в этом субъекте удостовериться - как этот субъект актов дан? Этот вопрос не является избыточным, ведь знание о себе есть определенный доступ к себе как данности, а всякая данность в поле сознания, т.е. в поле возможного опыта, осуществляется нами посредством интенции. Получается, другого способа констатации данного, кроме интенции, у нас нет. Следовательно, данность субъекта актов также должна осуществляться интенционально. Для этого интенция, по-видимому, должна направить свои усилия на свою причину - на свой субъектный полюс. Иначе говоря, интенция должна стать рефлексивной и в момент своего осуществления схватывать саму себя. Здесь возникает два существенных вопроса:
1) Возможно ли, чтобы интенция как акт схватывала самого себя? Возможно ли вообще, чтобы акт схватывал акт?
2) С другой стороны, если признать, что акт не может схватить себя (отрицательное решение предыдущего вопроса), то становится неясным, как вообще возможно знание себя. Ведь в этом случае, всякую рефлексию нельзя было бы рассматривать как схватывание интенцией себя в момент своего осуществления. В самом деле, рефлексия в этом случае должна была бы как-то пробиваться к субъекту, данному независимо от нее. Но для этого, сознание должно было бы заранее (до всякой рефлексии) знать себя как возможный объект, к которому можно обратиться. Получается замкнутый круг – знание себя возможно только через рефлексию, которая, в свою очередь, возможна только в том случае, если субъект уже заранее, до всякой рефлексии, знает себя.
Эти вопросы, которые возникли в связи с прояснением субъекта актов не являются надуманными, как если бы можно было сказать, что мы исходим из некоторой понятности мира и себя в нем, и не обсуждаем, как эта понятность нами обретена (феноменология). Философия, если она хочет быть серьезной, не может оставаться на «серединной» позиции в деле познания и не пытаться исследовать также свои начала.
Субъект проживания
Независимо от вышеуказанной проблемы удостоверения субъекта актов, мы себя знаем. Эта очевидность самосознания выступает для нас как опыт данности себя в проживании. Это проживание себя есть простой опыт внутреннего обращения к себе – рефлексия, осуществляемая непосредственно и, как кажется, без помощи интенции и понятия. Это схватывание себя есть некоторый возможный опыт, к которому сознание может перейти в любой момент, но в то же время, сам «предмет», к которому обращается сознание здесь не задан, скорее речь идет об особого рода внутреннем опыте, в котором различено одно и другое, но непосредственно, без "разрыва" интенции.
Описывая этот внутренний опыт самоданности, можно указать на такие феномены сознания как переживание, настрой, состояние – в каждом из указанных феноменов речь идет не о данности ("что есть?"), а о модусе сознания ("как есть?"), его внутреннем состоянии. Эти состояния сознания есть не что иное, как способы, каким сознание знает себя – ведь переживание не просто охватывает нас, в переживании мы охвачены собой.
Эта данность сознания себе в простом акте проживания себя феноменально фиксируется как переживание времени. Оно может быть эмоционально окрашенным, а может быть простым пребыванием «рядом» с собой. (Это «рядом» - не пространственно. Это «рядом» означает, что, хотя в проживании себя мы и различаем моменты – «я» и «меня», но этого различия в самом опыте нет. Оно привнесено в описание переживания нашим мышлением о нем. Для того, чтобы убедиться в этом, достаточно проделать простой опыт внутреннего обращения к себе).
Не углубляясь в подробности, можно сказать, что внутренний опыт проживания себя есть опыт себячувствования. Аналогично тому, как в ощущении мы проживаем внешнюю данность, во внутреннем опыте мы проживаем себя – свое внутреннее состояние, свое самочувствование. (Здесь естественно употребить слово «самочувствие», но это слово слишком сильно нагруженно психологическими коннатациями.)
Декарт и Кант
Итак, мы различили два типа субъекта – субъект актов и субъект проживания (переживания). Каждый из этих субъектов, поскольку он определен в своем контексте, в общем случае не совпадает с другим. Действительно, если субъект актов определяется как причина интенции - то, откуда идет интенция, источник актов мышления и воли, то субъект проживания определен как субъект опыта себячувствования. Данность субъекта актов, как мы выяснили выше, согласно своему понятию является проблематичным. Наоборот, данность субъекта переживания для нас оочевидно. Как же эти субъекты связаны с друг другом? Обратимся к истории философии.
У истоков классической философии стоит Декарт. Излагая его философию в наших терминах, можно сказать, что акт сомнения как интенция оставляет нерешенным вопрос о статусе данности (состояние «эпохе»), но в то же время, пока он длится делает несомненным, достоверным бытие самого себя. Декарт выражает это тем способом, что пока «я мыслю, я существую». Иначе говоря, пока длится сомнение как акт, оно для себя остается несомненным как данность. Но кто этот «я», который существует, каков его статус? Если признать, что это «я» есть субъект актов, то получится, что для Декарта очевидно, что интенция может схватывать саму себя, акт мышления может обратиться к самому себе – акт может схватить акт. Однако, сама возможность такого восхождения к субъекту актов, по крайней мере, неочевидна. Если же принять, что в опыте сомнения мышление схватывает субъект переживания, то непонятно, почему это «я», определенное как субъект переживания, оказывается чем-то достоверным для себя? Ведь субъект переживания не обязательно является причиной, источником интенций (иначе говоря, субъект переживания не обязательно тождественен субъекту актов). А в акте сомнения достоверным может быть только субъект актов, который удостоверяет себя, согласно мысли Декарта, в своими актами!
По-видимому, для Декарта указанной проблемы не существует, поскольку он вообще не различает субъект актов и субъект переживания, и следовательно, непосредственное схватывание субъекта переживания в проживании себя трактует как самосхватывание самого субъекта актов в актах сомнения.
Другое отношение к субъекту мы наблюдаем в философии Канта. Для него, субъект для себя является вещью-в-себе. Это можно понять в том смысле, что субъект актов не может быть дан себе – акт не может схватить акт. Сама направленность познавательной способности (интенции) на свою причину не может схватить себя, но может только примысливать себя в качестве трансцендентальной «причины», аналогично тому, как мы для обоснования данности примысливаем в качестве его «причины» мир-в-себе. И все-таки, Кант, по-видимому, тоже отождествляет (не различает) субъекта актов и субъекта переживания, акцентируя в экспликации субъекта на его понимании как субъекта актов.
Итоги
Из предложенного очерка понятия сознания, можно сделать предварительные выводы. Сознание знает себя, но это знание неинтенционально – оно дано непосредственно в проживания себя во внутреннем опыте. Только благодаря этому непосредственному знанию себя (самосознанию)в качестве субъекта переживания до всякой интенции, мы вообще можем осуществлять рефлексию, т.е. направлять на себя свои познавательные усилия.
Но субъект переживания следует отличать от субъекта актов! То, что мы знаем о себе через рефлексию, следует относить только к субъекту переживания во всей полноте его внутренней жизни. Но этот субъект переживания не обязательно является субъектом актов как причины всех актов мышления и воли. Мы привыкли вместе с классической философией не видеть здесь различия. Но мы показали, что эти два способа определения субъектов даны в различном контексте, и в общем случае не сводимы друг к другу. По крайней мере, и это требует своего дальнейшего исследования, их тождество, если оно имеет место, требует своего обоснования.
В тоже время, "расщепление" субъекта, которое мы установили, показывает путь возможного обоснования того нетривиального факта, что человек не является чем-то единым - одним субъектом, как это представлялось классической философии, а есть, скорее, некоторое агрегарное целое различных субъектов. Это дает новые аргументы в пользу той тенденции в современной философии, которую можно было бы сформулировать в простой формуле: "Субъекта - нет!".
Комментарии
Статья блестящая, добавим (по Канту) немного практического опыта , переложим на теоритический контекст статьи фильм Мельникова- Валуцкого СЕМЬ НЕВЕСТ ЕФРЕЙТОРА ЗБРУЕВА.
цитата:
......... Ведь сознание может рассматриваться не только пассивно — как нечто, для кого данность дана – как постигающее начало, но и как активное начало, которое участвует в самом образовании, формировании данности. В этом случае данность понимается как некоторый синтез, результат взаимодействия мира самого по себе, с одной стороны и нашей познавательная активности, сознания, направленного на этот мир — с другой (Кант).
Збрев ---это АКТИВНОЕ НАЧАЛО которое участвует в формировании данности....которое участвует в самом образовании, формировании данности. В результате серии интеграционных попыток направленных на то, что бы стать субъектом этой данности (гражданского сообщества в которое он желает интегрироваться через образование комплиментарной пары с другим элементом (невестой)). Результат серии интеграционных попыток он сообщает военному коменданту вокзала --- ПОНИМАЕТЕ Я СЕБЯ ПЕРЕОЦЕНИЛ , А ИХ (своих невест недооценил) . Так в какой системе градации происходит оценка? Естественно в системе СТАТУСТНОГО БАЛАНСА, который включает в себя САМООЦЕНКУ СУБЪЕКТОВ(невест) интенции АКТИВНОГО НАЧАЛА (збруев), их внешней фактуры (показателя биоэнергетической наполнености субъекта) , и своего собственного уровня статустности.
Тоесть как ни крути , а вектор ИТЕНЦИИ, МОТИВАЦИИ активного начала лежит в плоскости самоидентификации своего собственного биоэнергетического ресурса и плюс стремление к образованию комплиментарной пары с наиболее выгодным биоэнергетическим потенциалом, что бы через этот союз успешно выполнить задачу заданную на рефлексорном уровне самой природой -- ГЕНОТИПОМ, и взамен за это получить порцию эндоморфинов, испытать удовольствие, удолетворение от осознания выполненой задачи. То есть задача природы ПЕРВИЧНА, а сознание лишь инструмент решения, выполнения поставленной задачи Васильев Григорий
"Ведь в этом случае, всякую рефлексию нельзя было бы рассматривать как схватывание интенцией себя в момент своего осуществления"
Рефлексия, как некое субстанциальное явление, безотносительна, это абсолютный бытийный феномен, который не есть интенция и не из интенции возникает. Субстанциальная рефлексия первична и независима от интенции, она есть собственно бытие и основа всякого существования, она может подключаться к интенции, оказывая ей поддержку и придавая особенную силу. С момента подключения к интенции s-рефлексию можно считать субъектным полюсом интенции.
В таком случае естественный вопрос: что есть интенция? Я думаю, что интенция основана на другом типе рефлексии - на реляционной рефлексии, которая характерна для соотносительного мира, это со-бытийный феномен, особое проявление со-существования - замыкание отношений. Представьте несколько "живых колец", реляционно-рефлексивно возникших на разных, иерархически расположенных субстратах. Если r-кольца иерархически согласованы между собой, то они образуют, скажем так, парадигму, способную к указанию. Ещё один наглядный образ: даже всего два слоя усечённой пирамиды способны указать местоположение несуществующей её вершины. Это и есть интенция. Никаких полюсов изначально у интенции нет.
Кстати, это топологическое явление - аналог топологического направления, которое иногда называют фильтром. Использование алгебраического понятия "вектор" здесь некорректно, тем более диссонансно выражение "структура вектора", поскольку никакой структуры у вектора нет в принципе, это элемент структурированного множества, т.е. вся "структура вектора" находится вне его.
Рон цитата
.....В таком случае естественный вопрос: что есть интенция? Я думаю, что интенция основана на другом типе рефлексии — на реляционной рефлексии, которая характерна для соотносительного мира, это со-бытийный феномен, особое проявление со-существования — замыкание отношений. Представьте несколько «живых колец», реляционно-рефлексивно возникших на разных, иерархически расположенных субстратах. Если r-кольца иерархически согласованы между собой, то они образуют, скажем так, парадигму, способную к указанию. Ещё один наглядный образ: даже всего два слоя усечённой пирамиды способны указать местоположение несуществующей её вершины. Это и есть интенция. Никаких полюсов изначально у интенции нет.
Тактически вы рассуждаете совершенно верно, это ж материя, как может материя знать чего она хочет и к чему стремится, ваши теоретические выкладки находят полное подтверждение опытным методом.
К примеру люди, народ на практике совершенно не привязаны к каким то идеологическим доктринам, считается вот якобы они не любят Чубайса, Гайдара.
На самом деле и на Чубайса и Гайдара им глубоко напливать. Стереотипы это просто декорация, витрина на фоне которой и реализуется ИНТЕНЦИЯ, у которой как вы изволили заметить нет аналогий с ВЕКТОРНЫМИ ВЕЛИЧИНАМИ, но всё что вы сказали справедливо лишь для ЭМПИРИЧЕСКОГО УРОВНЯ НАБЛЮДЕНИЙ.
А на практике? Неужели в среде заключённых может добится самого высокого статуса тот заключённый который сильнее всего ненавидит тюремную администрацию и более всего склонен к побегу? НЕТ, НЕТ и НЕТ.
Это лишь формат, декорация для определения для каких то жёстких , но сугубо внутренних, скрытых от методов эмпирического наблюдения СПОСОБОВ СУЩЕСТВОВАНИЯ МАТЕРИИ. Материя она такая не потому, что жестокая и бездуховная, а потому, что в условиях закрытого авторитарного общества обнажается её маеиальная суть.
И МОЯ АВТОРСКАЯ ГИПОТЕЗА О ПРИОРИТЕТНОСТИ ФАКТОРА СОСТЯЗАТЕЛЬНОСТИ, это лишь научная гипотеза и не более того, для того, что бы внятно осознать , ответить на вопрос ? А ЧЕГО ЖЕ ХОЧЕТ МАТЕРИЯ??????????
Ron'у
1. Вы как-то по-своему определяете, что обозначаете термином "рефлексия", а что термином "интенция". Поскольку один из типов рефлексии Вы называете "субстанциальным" Ваше понимание рефлексии, по-видимомуу, не является традиционным. Субстанциальным можно назвать только самосознание, которое может быть основано на рефлексии, но не саму рефлексию. Традиционно "рефлексией" (от лат. re-flexio, букв. возвратное движение, от-ражение) принято называть именно движение, действие сознания себя - аналогично как в зеркале мы видим собственное отражение. В этом смысле, это возвратное движение, действие имеет начало (источник движения) и конец (объект, цель движения). Именно это движение, действие, которое растянуто на "начало" и "конец" и названо интенцией (от лат. intentio - букв. "растягивание, стремление, внимание"). В любом случае, даже если Вы не согласны с тем, как я определяю рефлексию, под "рефлексиеq" в тексте следует понимать не что иное, как именно движение сознавания.
2. Ваше различие реляционной и субстанциональной рефлексии, если бы внимательно читали, дало бы Вам интуицию того, как я различию в своих терминах "опыт рефлексии" и "опыт проживания". Я различаю два вида самосознания (!) - самосознания рефлективного, осуществляемого движением рефлексии и самосознания нерефлективного - как проживание себя. Возможно, Ваше различие двух рефлексий есть не что иное, как в моих терминах различие двух видов самосознания? :)))
3. Ваше рассуждение о каких-то "живых кольцах"(???) никак не относится к опыту рефлексии. Вы пишете:
Что Вы имели в виду? Какое отношение это "описание" имеет отношение к рефлексии? Если Вы этот опыт осуществляли, то знаете, что возможна только одна рефлексия. Рефлексия рефлексии невозможна, поскольку сознание осуществляющее рефлексию не может удержать движение (рефлексия ведь некоторое движение, действие) одновременно как некоторое сейчас осуществляемое действие и в то же время как цель. Я об этом писал как о возможности акту схватить акт. С моей точки зрения (как показывает мой личный опыт), это невозможно.
4. Вы пишете:
Ваша претенциозность просто не знает границ. Помимо того, что интенцию Вы определяете как-то по-своему, Вы опять же предъявляете моему тексту необоснованные претензии, основанные на этом Вашем нестандартном определении. В тексте есть все пояснения, как я понимаю "интенцию" - как движение сознавания, имеющее в себе различие начала (источника движения) и его объекта (цели, конца). Это различие настолько очевидно и в опыте ясно, что мне трудно даже пояснить это иначе, кроме как предложить Вам обратиться к собственному опыту. Если Вам не нравится термин интенция", то я за него не держусь, можете поменять его на слово "сознавание" (как движение) или "действие". Разве от этого как-то изменится смысл того, о чем я пишу? Слова в моем тексте второстепенны, ими я хочу передать некоторый философский опыт. Этот опыт, Вы либо ухватываете, либо нет - вот и все.
Поскольку это движение (интенция) есть нечто направленное, осуществляемое всегда в одном направлении - от субъекта к объекту - постольку интенция есть некоторый "направленное указание". Для понимание этого не надо знать математику, достаточно просто проделать собственный опыт.
И, наконец, если говорить по существу, кроме алгебраического понятия "вектор", есть еще геометрическое (интуитивное) понятие вектора, где понятие "структура" - как различие "начала" и "конца" и выделенность направления от "начала к концу" - просто очевидна и корректна. Выражение "структура вектора" в тексте относится к описанию "пространства", которое представляет собой сознание. Сознание как "пространство" имеет "структуру вектора". Думаю, Вы не будете меня упрекать, что я сознание определяю как "логическое пространство", которое не является алгебраическим? Понимать - это значит не застревать в словах, а попытаться пробиться к смыслу. В философии это движение к смыслу осложняется еще тем, что слова сами по себе ничего не значат без указания на опыт - ведь конечная цель философии познание истины, познание того как на самом деле. :)))
цитата Actuspurus
.......Понимать — это значит не застревать в словах, а попытаться пробиться к смыслу. В философии это движение к смыслу осложняется еще тем, что слова сами по себе ничего не значат без указания на опыт — ведь конечная цель философии познание истины, познание того как на самом деле. :)))
цитата достойная самого Канта, согласитесь ведь грош цена любой софистике если она не даёт продукта, не объесняет с позиции естествознания трагедию Шекспира КОРОЛЬ ЛИР которая имет свойство повторятся в повседневной бытовой суете бесчисленное количество раз. В семьях, производствных коллективах, карпорациях, и ....... везде. Люди повсеместно , пренебрегая своей очевидной выгодой и душевным спокойствием никогда не ленятся бросить, подчас самоубийственный вызов собственной семье, коллегам на работе, сослуживцам и компаньёнам по бизнесу и всё ради чего? Ради казалось бы пустяковых амбиций. ради приобретения или сохранения подконтрольности одного квадратного метра внутриквартирной или производственной территории. Лично у меня нет специального образования, я чесно говоря теряюсь в специализированной терминологии, но главное , суть я прекрасно вижу. Положение внутри группы , неформальный авторитет , СТАТУС имеет для простых необразованных людей (да и для образованных тоже) какое то знаковую, ключевую значимость , ради которой они готовы рисковать своей жизнью , здоровьем, собственностью, да существованием всей планеты, цивилизации. И современная наука, философия не имеет права игнорировать данной социо-природный феномен. Современная наука обязана ответственно дать естественнонаучную трактовку данному феномену. Васильев Григорий
: actuspurus
Булат, ну что вы в самом деле! Какие могут быть претензии и упрёки!? Может, у меня фотография такая страшная, что вы восприняли мою запись как наезд? :)) Я просто предложил другой взгляд на ту же проблему в надежде, что он поможет вам в чём-то. Только и всего. Как иначе вообще может быть на таком форуме? К тому же, я совершенно не амбициозный человек, весь смысл в поддержке коллег. Конечно, я понимаю, что есть вариант типа "Такая поддержка нам не нужна!", но пока не могу в него поверить. Правда, некоторые соображения о критериях реальности уже не рискну выкладывать.
Я привык ценить альтернативы, потому предложил взглянуть на интенцию, иначе чем вы, а именно - из-за пределов сознания как на природное явление, изначально не связанное с сознанием. Такой взгляд представляется естественным, когда нужно учесть становление сознания.
А если я предлагаю отойти от традиционного понимания рефлексии как отражения, то что в том такого скандального? В моём понимании рефлексия, это то, что в схоластике называют "принципом существования" или "принципом актуально осуществленного содержания бытия сущего". Это "бытие как принцип", если хотите - сам Онто-Логос.
Э.Корет "Основы метафизики": "под этим здесь подразумевается не логический, а реально-онтологически конститутивный принцип, т.е. внутреннее основание бытия сущего".
Сегодня есть достаточно времени, сделаю ещё дополнение.
Ron, 16 марта, 2008 - 07:56.
Цитата:
"""""Я привык ценить альтернативы, потому предложил взглянуть на интенцию, иначе чем вы, а именно — из-за пределов сознания как на природное явление, изначально не связанное с сознанием. Такой взгляд представляется естественным, когда нужно учесть становление сознания.""""
Вы не приводили никакой альтернативы, вы высказали высказали мысль в контексте идей астрофизика Брендона Картера, как видите философия несколько отстаёт от темпов развития науки, а должна по идее опережать.
.....
Термин "антропный принцип" в 1973 году ввел английский физик Брендон Картер на съезде ученых, посвященном пятисотлетию Коперника. Картер отметил, что физические константы должны иметь значения в весьма узком диапазоне, чтобы сделать возможным существование жизни, и что измеренные величины этих констант действительно находятся в таком диапазоне.
Другими словами, вселенная представляется устроенной в точности так, как это необходимо для возникновения жизни. Если бы физические константы были чуть иными, жизнь была бы невозможна.
Брендон Картер сформулировал слабый антропный принцип так: "То, что мы предполагаем наблюдать, должно удовлетворять условиям, необходимым для присутствия человека в качестве наблюдателя.
http://www.guelman.kiev.ua/exhibitions/vaisberg/view_print/
: actuspurus
"В тексте есть все пояснения, как я понимаю "интенцию" - как движение сознавания, имеющее в себе различие начала (источника движения) и его объекта (цели, конца). Это различие настолько очевидно и в опыте ясно, что мне трудно даже пояснить это иначе, кроме как предложить Вам обратиться к собственному опыту"
Здесь у меня нет проблем с пониманием ваших представлений. Я предлагаю альтернативу. Ваше понимание интенции есть понимание видимой данности, т.е. того, как всё обстоит сейчас, когда есть человек - интенция тесно связана с сознанием, из него проистекает, это направленный осознавательный акт сознания. Мой же взгляд - генезис видимой данности (разумеется, основанный на концепте).
Со-бытийное замыкание отношений рождает особую "потоковую структуру", которую я условно назвал "реляционно-рефлексивным кольцом" или "живым кольцом". В философии холизма о том же говорят как об "эмерджентных системах" и некоем загадочном "факторе целостности (системности)". Я это понимаю как особый тип времени - реляционное время, собственное время эмерджентной системы, которое и есть системный фактор.
Совпадает ли такое время с вашим "проживанием", не знаю - настораживает тот факт, что вы не упоминали о замкнутости. Похоже, проживание у вас линейно. Создаётся впечатление, что вы смотрите на проживание как на феномен и принципиально отказываетесь от каких-либо предположений о механизме его становления.
Но при любом именовании эта кольцевая структура имеет природный приоритет, который выражается в особой поддержке со стороны прошлого (субстратно зафиксированного) опыта, т.е. в субстанциальной поддержке. Можно сказать, что такие структуры, особенно интенциальные, т.е. сложно и гармонично (иерархически) организованные кольца времён, являются фаворитами абсолютного бытия (Бога), и на них неизменно проливается "фаворский свет". Они способны синхронизироваться с аналогичными, скажем так, "каноническими структурами" прошлого опыта, потому что родственны, преемственны тому, что уже было на нижележащих, уже запредельных для нас субстратах.
Образ: два кольца - реляционное и субстанциальное - ортогонально сцеплены как звено цепочки. Одно кольцо слабое, как только родившийся ребёнок, другое мощное, оно представляет само Мироздание. Именно с образования такой сцепки начинается новый этап эволюции мира, начинается возрождение на новом уровне, на новом субстрате того, что уже было в прошлом (вне нашего времени прошлом).
"Понимать - это значит не застревать в словах, а попытаться пробиться к смыслу"
Давайте пробиваться к смыслу. Я дал вам информацию о двух типах направления, выверенных опытом математики, и выдвинул предположение, что интенция имеет не векторный характер, а топологический. Важно, что, вообще говоря, топологическое направление имеет смысл и там, где геометрическое пространство ещё не сформировалось, т.е. в той ситуации, в которой ни векторы, ни дорожные указатели и прочие стрелки не имеют никакого смысла - это та ситуация и те условия, в которых в нашем мире только ожидалось первое рождение сознания самого низкого уровня (это не атомарный уровень, и, скорее всего, даже не кварк-глюонный). С другой стороны, концепт предполагает вовлечение интенции в субстанциальный поток, что требует определённого родства, которое по моему предположению является синхронно-топологическим.
P.S. Сейчас читаю о метафизике Льва Платоновича Карсавина и нахожу параллели, например, в его разделении знания (бытия, в смысле онтологической истины) на горизонтальное и вертикальное. Кстати, у него есть восхитительное понятие "симфонической личности", которое можно рассматривать как универсальный принцип, а значит, оно приложимо и к вашей идее о том, что человек есть "агрегарное целое различных субъектов".
Рон
цитата:
в которой ни векторы, ни дорожные указатели и прочие стрелки не имеют никакого смысла — это та ситуация и те условия, в которых в нашем мире только ожидалось первое рождение сознания самого низкого уровня (это не атомарный уровень, и, скорее всего, даже не кварк-глюонный). С другой стороны, концепт предполагает вовлечение интенции в субстанциальный поток, что требует определённого родства, которое по моему предположению является синхронно-топологическим.
Рассуждая подобным образом вы Ув. Рон неизбежно придёте к выводу, что теоретически должна существовать некая глобальная , фундаментальная закономерность определяющая порядок существования, развития и рождения Вселенной, ныне не известная науке, лишь предполагаемая. В качестве примера можно взять для наглядности синергетическую теорию Ильи Пригожина (порядком ныне опошленную) об особой перспективе сихронного союза импульса, Гумилёв далее предлагает термин КОМПЛИМЕНТАРНОСТЬ, как условие особой перспективы двух элементов с максимально близкими характеристиками , далее Гаррет Лизи, серфингист с Гаваев с его физикоматематической теорией приоритетов супер-симметрии. Далее ажиотаж вокруг строительства беспрецедентно мощного ускорителя в окрестностях Женевы, на котором можно будет открыть некий секрет антивещества или тёмной материи (её значения в процессах рождения нашей вселенной), далее моя авторская теория о ФАКТОРЕ СОСТЯЗАТЕЛЬНОСТИ как способе формирования комплиментарных пар методом избирательного исключения. Рассуждая логически мы однозначно приходим к выводу о наличии логической связи между процессами развития и преобразования материи и интенции как основы био- психологической рефлексии. Васильев Григорий
Ron'у
1. Ваша альтернатива интересна, но не совсем понятна. Недаром, я апеллирую к опыту как очевидности, а Вы к некоторым концептам, которые сами по себе не очевидны.
2. Если бы Вы выложили свои соображения в более подробном виде с самого начала, возможно мы могли бы подискутировать. :)))
Булат молодец. Вообще, не мешало бы "узаконить" в российских
дискурсах принцип римлян "Все лишнее - вредит".
Все свидетели (безмолвные) тому, что творят с русским
языком нынешние интеллектуалы. Вот есть в науке устоявшееся
и применяемое понятие, напр. парадигма или интенция. Нет, нам этого мало! Каждый (совсем ничтожный в науке) писатель,
норовит или "приукрасить" под хохлому:) термин, а того
круче, ввести новый, так сказать оставить свой след в науке.
Ну и следят, следят без меры, наследили так, что одна грязь кругом! Прочел А.Нилогова www.nazlobu.ru/publications/article 1848.html и подумал, или
я не "догоняю" или парень обкурился. Чего стоят пасажи:
"пришпоренный топор","паутина веревочных эшафотов и запряженная в коромысло душа"? Мысли едва просматриваются, почти не связаны между собой и критика вырождается в юродиво-рабское подражание Эзопу.
Булат, Ваша статья вызывает уважение, я не увидел ни одной ошибки в тексте и язык хорош, без примесей мутной воды
постмодернизма, так характерной для большинства печатающихся
ныне авторов. Желаю Вам успехов.
СОЗНАНИЕ. Проблемное поле.
Вот этого - сознание есть «одновременно и само отношение» (то есть и «свой предмет» и «субъект»), с одной стороны, и это же сознание есть, с другой стороны, только «одна из его сторон (субъект)» - не может быть. Здесь совершена логическая ошибка: сознание = субъект + объект («свой предмет») оказалось равно одному субъекту - одной стороне, утверждаемого отношения сознания (как субъект + «свой предмет»-объект). Вторая сторона (объект) исключена из сферы, пространства сознания.
Устранение этой ошибки возможно через утверждение сознания объединяющим третьим, вмещающим и субъект и объект «свой предмет». Тогда и познание объединяет познающий субъект и его предмет (объект). Сознающий субъект в познании обретает знание, которое принадлежит сознанию субъекта. То есть сознание есть сам субъект + его объект «свой предмет», или знания субъекта.
По логике Булата отождествление сознания с субъектом приводит к ситуации, когда знание (объект) оказывается вне сознания субъекта. И само утверждение Булата «вне сознания ничего нет» подтверждает наличие логической ошибки: объект («свой предмет») находится не вне сознания субъекта, а есть достояние сознающего субъекта, входит в сознание. Сознанию принадлежат обе стороны отношения «соотносить себя со своим предметом», а не одна – только субъект.
Двойственность сознания (как я полагаю «сознание» и «познание» в цитате синонимы, иначе заявляется двойственность сознания, а поясняется эта двойственность вовсе не на сознании, а на чем-то ином) как третьего, включающего полярности "субъекта и объекта", "я и мира", "внутреннего и внешнего", не может включать такую пару как "сознание и предмет". Сознанию ни «предмет», ни что иное не может противостоять, поскольку «в философии говорят: «сознание тотально», «вне сознания ничего нет».
Акт сознания, я делаю вывод из приведенного рассуждения, есть интенция субъекта на объект в «пространстве» сознания, или сознание, «пространство» объединяет субъект и бъект в их соотнесенности, данной в акте сознания.
Начав рассуждения с того, что сознание есть «пространство», в котором «совершаются акты сознания» (акт сознания есть интенция, включающая два полюса: субъект и объект), Булат теперь заключает, что сознанию дан объектный полюс (в пределе возможного опыта – это мир, или «целокупность данности»). Но субъектный полюс интенции почему-то сознанию не дан. Он что «выпал» из «пространства» сознания? Если субъектный полюс интенции не дан сознанию, то рушится и сама интенция: в «пространстве» сознания есть, дан объектный полюс интенции, но не дан сознанию субъектный полюс интенции. В таком случае не состоится сама интенция, либо она где-то вне «пространства» сознания.
Теперь у нас уже два разных понятия сознания. Одно сознание есть «пространство», в котором «совершаются акты сознания». Оно вмещает и субъект и объект и в нём «свершаются акты сознания». Но есть и другое сознание «активное начало, которое участвует в самом образовании, формировании данности. В этом случае данность понимается как некоторый синтез, результат взаимодействия мира самого по себе, с одной стороны и нашей познавательной активности, сознания, направленного на этот мир - с другой».
Была двойственность сознания как «пространства», вмещающего и субъект и объект и их интенцию. Теперь уже сознание тройственно. Добавилось «активное начало, которое участвует в самом образовании, формировании данности».
«такой единой «почвой», единым "пространством" соотношения может быть только сознание». Логичное утверждение. Только в стороны соотношения нельзя включать сознание и мир, ибо именно они и выступают тем третьим, в чьём «пространстве» осуществляется соотношение. Сторонами соотношения могут быть субъект и объект,
«я» и «не-я», материя и дух, внешнее и внутреннее – то на что раздваивается мир, сознание в проявленном бытии Единого, но не сами сознание и мир. Сознание и мир не антонимичны, а синонимичны. «Вне сознания ничего нет», то есть мир не вне сознания, а есть сознание, принадлежит сознанию. И лишь двойственность природы проявленного бытия условно делит сознание, мир на объективный и субъективный, на «я» и «не-я», на внешний и внутренний и прочие полярности.
Двойственность, но такая: сознание знающее и сознание познающее.
Однако, шимпанзе тоже знает и познаёт. Только не выделяет себя как Я посредством слова.
Человеческое Я обусловило возникновение самосознания. К тому, что у шимпанзе есть "сознание" (знание и познание) добавилось сознание Я знающего и познающего. Итого: сознание - самосознание, или знание - познание.
Итак, стоило ввести в рассмотрение высокоразвитое животное, как с точки зрения эволюции выясняется, что знание и познание стали совершатся в словесной форме, отвлечённо: Я - предмет. Предметное знание в словах суть сознание, логическое познание в словах - самосознание: осознание Я в отношении к предмету, и наоборот. То, чего нет у шимпанзе.
Ошибка Булата и других в том, что самосознание принимается за сознание. Тогда как сознание есть основание самосознания.
Последнее, коль сознание - самосознание есть с знание и познание, то сущность явления того и другого - мышление (и переживание). У шимпаззе - предметное, у человека - понятийное, логическое.