5.21 Чтобы решить «трудную проблему сознания (англ. hard problem of consciousness)» Дэвида Чалмерса следует определить место, где физическое перестаёт работать как «физическое».
Вопрос о том, как мозг порождает субъективный опыт, Д.Чалмерс поставил в 1994 г. на Туссанской конференции. Но австралиец не был пионером в постановке вопроса. Дуализм пытался преодолеть Декарт, предположив, что res cogitans и res extensa существуют в мозгу, вероятно в «шишковидной железе». Позже академик И.П.Павлов задавался вопросом: «каким образом материя мозга производит субъективное явление»⁶. Но развил и систематизировал проблематику «мозга и психики» российский философ Д.И.Дубровский⁷. Современных же концепций, так или иначе выводящих эту проблему за пределы университетских аудиторий, я насчитал добрую сотню.
Здесь следует различать номинальную (мнимую) и реальную (подлинную) трудность. Здесь и шагу не ступить без корреляции физического и ментального в структуре психики. Физическое — то, что поставляет феномены, что заставляет работать перцепцию/апперцепцию, т.е. всё, что ни есть ум. На доминировании физической каузации над ментальной каузацией построена так называемая информационная модель Д.И.Дубровского. В этой модели психический феномен сводится к информации, к двоичному коду. В рамках этой доктрины ментальное может существовать в любом «железе», включая фундаментальные законы физики, струны, браны и искусственный интеллект. Модель эта, названая «машинной», сводит психику к программе, в которой «bit», как единица информации, преобразует континуум душевных свойств человека к функции некоего алгоритма. Отсюда один шаг до «чтения мозга (brain reading)» на основе электроэнцефалограмм (ЭЭГ), или расшифровок «нейро-криптограмм», к чему и призывает Д.И.Дубровский.
Ущербность подобного подхода очевидна. Ведь даже цветок, увиденный на весеннем лугу, не сводится к информации, снятой с приборов учёта, закодированной и переданной вычислительной «машиной Тьюринга». В том, как я беру явление, как бережно/властно выхватываю вещь из рутины, чтобы сделать предметом, как кладу опредмеченное в ум, как извлекаю из памяти в качестве представляемого, нет цветка. Но есть «Я есмь». И в самом деле, взгляд на цветок — жест, в котором я: 1) трансцендирую, выбрасывая пятерню, чтобы ухватить сущее в его экзистенциальной обнажённости; 2) ставлю себя перед бытием к его вящему любопытству, а, чтобы вещи узрели меня во всех ракурсах, поворачиваюсь к ним и в профиль, и в анфас.
Но есть и алаверды: вещь-в-себе становится вещью-для-меня, когда извлекает своё имманентное из своего априори по её, вещи, прихоти и тем образом, каким она пожелает себя явить. Но вещи, если и умны, то иначе, чем профессора философии. Они раскидываю мозгами, артикулируют и подкладывают артефакты, не прибегая к антропоморфизму. Почувствовав это, Д.Чалмерс зачал, вынес и изгнал концепт феноменального дуализма, который мог бы оказаться яблоком Ньютона, если бы не обернулся замерзшей беременностью, низвергнувшей на хирургический стол — панпсихизм, панлогизм, панпсихоз. Начав с поиска нейрональных и когнитивных коррелятов феноменов сознания, он закончил выявлением каузальных/казуальных связей между сознанием и вселенной, что привело его к мысли о едином для ума и физического мира субъективном опыте или кволиа.
Hard problem of consciousness сама породила ряд проблем, которые я назвал «затруднениями «трудной проблемы». Что это за «затруднения»?
Во-первых, сказав, что сознание есть нематериальное фундаментальное свойство Космоса, которое супервентно с физическими объектами фундаментальными психофизическими законами, т.е. заявив о Боге, Д.Чалмерс не указал на «орган», соединяющий ум и тело, ум и вселенную.
Во-вторых, он элиминировал термин идеальное, поскольку свёл сознание к корпускуле/волне — столь малых, что наблюдение их проблематично.
В-третьих, он обусловил физическое ментальным, а ментальное – физическим, которое перестало быть таковым в свете саморефлексии, что есть панпсихизм и попытка свести обоснование тезиса к онтологическому доказательству Ансельма, в котором тезис доказывается ложным (слабым) аргументом, который не очевиден и сам нуждается в доказывании.
Я предложил решение для «затруднений», описанных выше. Но прежде, чем изложить их, хочу заметить, что сознание Д.Чалмерс ищет в законах физики, т.е. в сущем, к которому причисляет и ум. Согласно австралийцу, умничает бытие — параллельно или врозь с человеком. Его подход спекулятивен и инструментален в ещё большей степени, чем монокуляризм Хайдеггера, и с неизбежностью упирается в тупик под названием mind-body-problem.
О субъективные качества сознания (experience) или сенсорные качества, в которых усомнился такой титулованный автор Оксфордского словаря как Алекс Бёрн сломано немало копий ⁸. Понятие кволиа в англо-американскую философию сознания ввёл Кларенс Ирвинг Льюис. «Существуют, — пишет он в своей книге «Ум и порядок», — примечательные характеристики, качественные особенности чувственных данных (the given). Они тиражируются из переживания в переживание; я называю их “кволиа”» ⁹.
Желая дать дефиницию сознательного психического состояния, Дэвид Чалмерс указал на то, что «сознательным психическое состояние делает его переживание, в результате чего мной уясняется — каково это что-то переживать; так появляется качество у чувства (qualitative feel), его феноменальное свойство, или — кволиа» ¹⁰. Но не стоит смешивать качества вещей, нами воспринимаемых (sensible qualities), c качествами самих ощущений (sensory qualities). Кволиа — печать субъективности на актах восприятия. Речь о рефлексии, сообщающей субъекту: каково это быть почтовым ящиком для корреспонденции или телом: видящим, слышащим, осязающим, обоняющим, вкушающим мир тем или иным образом. То, что субъект интерпретирует как «моё» восприятие, следует искать в сумме опосредований, где нельзя не учитывать интеракций, опыта прожитых лет, гендерной чехарды, а также особенностей личности (personal identity). Здесь и собака зарыта. Здесь и кроется подмена понятий аналитиками сознания, когда субъектность уступает пальму первенства рефлексу, а трансцендентальное Я, прежде числившее за собой прерогативу на само-полагание и осмысленное бытие в мире, уступает трон физической, органической и биологической каузации, лишающих сознание даже иллюзии свободы.
Но когда, дорогой Дэвид, физическое перестаёт работать как «физическое»? Д.Чалмерс напускает туману: мол, квалиа — фундаментальные переменные, такие как: скоростью света, масса, гравитация, т.е. физическое, как Кот Шрёдингера, одновременно и гамбургер и мысль о гамбургере... Как панпсихист и эпифеноменалист, он вплетает мысль в законы физики, а не биологии. Далее следует панпсихоз на тему субстантивного единства сознания и Вселенной, мол, не только мозг источает мысли как печень — желчь, но и нейтрино, и Базон Хигса, и галактики, и даже, — побоюсь предположить — чёрные дыры. Философия Д.Чалмерса монокулярна и топчется перед дверьми, за которыми Якоб Бёме тачал сапоги, а Спиноза шлифовал линзы.
Так как же следует решать «затруднения «трудной проблемы»? Для начала корректно зададим вопросы:
1) кто собственник «моего» кволиа?
2) где место, с которого ум умничает?
Ответив на эти вопросы, я пришёл к выводу, что мыслит не ум, а «придорожная пыль», точнее, не один лишь ландшафт с его горными пиками и фьордами, автобанами и коллекторами, не одна лишь сеть нейронов с глиальными клетками и мозговыми ядрами (концентраторами), но мыслит СОБЫТИЕ — совокупность причин, детерминирующих, присущий мысли, индетерминизм.
Отсюда ясно, что собственником моего кволиа становятся Бытие и Ничто́, что место, с которого умничает мой ум, разложено по карманам сущего и не-сущего, что сенсорика, поставляющая перцепции/апперцепции феномены, чтобы, взобравшись на кончик языка/пера, видимое стало увиденным, есть, как у бытия, так и у небытия, что [сознательным] опыт становится благодаря сложению кволиа сущего-ума/нуса-несущего, что я называю соглядатайством.
Все попытки срастить мысль и тело/мультиверс, прибегая к квантовой теории, (Стэп, Велманс, Лоуэр, Ходжсон и др.), безрезультатны. Мысль не крепится к мозгу ни волной, ни корпускулой. Мысль мыслится в мысли и посредством мысли. И, как чистое бытие посредством чистого небытия, т.е. как Ничто́, ничто́жащее себя, в-себе и для-себя, мысль не требует иных субстратов, кроме чистой негации, которая есть Мысль/Ничто́, озадаченная собственной беспредметностью и беспредпосылочностью.
Итак, я решил «затруднения «трудной проблемы», противопоставив феноменальному дуализму Дэвида Чалмерса и интерактивному дуализм Генри Стэпа «триализм» Кузина», где бытие-ум/нус-небытие казуально открыты как универсалия, но каузально заперты как идея, исчерпавшая себя. По этой причине тринокулярная онтология, гносеология, теория истины, теория субъекта и этика должен закрыть дело философии и сдать его в архив.
Комментарии
Но ведь есть же определенный морфизм , корреляция между внутренним феноменальным явлением и нейронным состоянием ? Есть . Но образа такой причинности нет у мозга , выросшего в Эдемском мире . Как говорит Девятов : дайте мне это в образе .
А образ этого вот каков . Феномен в сознании это особенный фазовый переход , где фаза появляется не внутри среды , а вне ее . Охлаждая воду , например , мы подходим к моменту где , хряк , и вода превратилась в лед - среду с другими свойствами . Но в мозге немного не так : нейроны телепаются , телепаются , потом , хряк , и появляется феномен сознания , другая фаза , но не в мозге а вне его . Причем вне физических , материальных , законов . Вопрос в том что бы раздробить этот , хряк , до такого уровня , когда станет видно как материя превращается в идеальное . А до тех пор философия будет все время будировать этот вопрос , что бы он не выпал из познания куда нибудь в небытие небытийное насовсем
Здесь интереснее: Парапсихология. Дубров,Пушкин https://disk.yandex.ru/i/GDa2cNDG9uZyxg
К двоичным кодам можно свести всё, что формализовано, то есть - описать словами оставленные "следы".
А вот преобразовать обратно "двоичные коды" в то, что их оставило - это проблема.
Другими словами, преобразовать "слова" в "дело".
Самое прискорбное, что машины это уже умеют делать, не требуя никаких объяснений, а люди - всячески отлынивают.
А прежде, чем сводить к "информации", следует понять суть информации. И окажется, что не "всё" к ней сводится.
Акт информации это результат сравнения, приводящий к выбору дальнейшего действия в процессе достижения поставленной цели. Никакой мистики, всё как на открытой ладошке. Но, нет, надо морочить голову заумностью "кодов".
Впрочем, если "коды" помогут в понимании происхождения "ментальных образов", то и тоже хорошо.
PS. "Код" - это некий "оператор", а по-простому "коэффициент", с помощью которого одна форма преобразуется в другую.
Например, форма круга преобразуется в форму квадрата. У меня нет этой конкретной формулы, но если длина периметра квадрата равна длине окружности, то эти формы конгруэнтны.
КОНГРУЭ́НТНОСТЬ (от лат. congruens, род. п. congruentis – соразмерный, соответствующий, совпадающий).
А вот для преобразования формы круга в реально круглую вещь потребуется именно "оператор", а не "коэффициент" (код).
За пределами диалектико-материалистического понимания объективной реальности трудная проблема сознания не может быть разрешена по определению, так как она стоит "на голове". Как диалектика у Гегеля!!!
Поэтому переливание из пустого в порожнее нейро-"учеными" будет длиться вечно. Сизиф всем в помощь, схоласты, эклектики и софистики.
Юрий Кузин, 23 Июль, 2023 - 01:12
Мысль - феномен и, прежде, чем это сказать, его необходимо "увидеть" и узнать, что это. В противном случае всегда будет
Аминь!)
Я исповедую наукоучение о человеке, который разложен по карманам субъектов/субстратов и не сводим ни к предикатам, ни к предпосылкам... Человек — множество с бесконечным числом подмножеств, т.е. Универсум, но одновременно он и точка Гилберта, он сворачивает/разворачивает размерности, где захочет и когда захочет... Поэтому, строя догадки о природе мышления, я создал химеру [мысль/мышление], где интеллигибельное нельзя эксплицировать, как часть и целое, всеобщее и единичное, а только как Единое... Но могут спросить: есть ли практический смысл в тринокуляризме, например: способен ли трактат предложить пути решения «трудной проблемы сознания»? Да, способен. И, поскольку до сих пор не найден способ соединить сознание и тело, мысль и материю, я выдвигаю на роль «недостающего звена» — не-сущее, небытие, ничто... Доказательству того, как не-представимое/не-выразимое порождает субъективный опыт, и посвящён трактат. Вся его совокупность и есть онтологический аргумент в пользу Ничто как субстрата и субъекта кволиа.
Гениально! Если тело не соединено с сознанием, то отправить обоих в небытие. Так, Юрий?
...не так))) Тело есть и не-есть, это объект по Харману/Мейясу, но это и феномен по Гуссерлю/Хайдеггеру...Небытие вовсе не отсутствие бытия, не-сущее тогда самоё своё, когда суть ничто-в-себе...И, поскольку это так, то и мысль не-есть ни сущее, ни не не-сущее, мысль - притворно-сущее, т.е. то, что и не-бытийствует и не-ничтожит себя в равной степени, она на кромке, в средостении, но мысль не есть и объект, как его понимает объектно-ориентированная онтология.
Юрий Кузин, 23 Июль, 2023 - 22:15, ссылка
Указанное - представление о человеке посредством других представлений, требующие своих пояснений. Это - свидетельство отсутствия ясности понимания утверждаемого. ЧТО есть человек вне представлений? - главный вопрос, требующий выяснения. Ответ на него не дан.
Догадка - не доказательство. Строить что-то на предположениях, как доказанном, и принимать "конечный" результат, полученный на этой основе, за реальность - впадать в иллюзию.
Если что-то есть "не-представимое/не-выразимое", то в принципе невозможно доказать, как оно может что-то порождать по причине, что должен быть ответ на вопрос "Как оно это делает?". А ответ на него возможен в случае знание того, ЧТО представляет собой это "не-представимое/не-выразимое" и все детали этого порождения. Но, поскольку оно "не-представимое/не-выразимое", то принципиально непознаваемо и потому не может быть знаний о том, как им что-то порождается. Возможно под "не-представимое/не-выразимое" Вы понимаете это?
Демокрит предположил существование атома (от греч. atomos — неделимый), как, впрочем, и древние индусы. Планетарная же модель атома Бора-Резерфорда, основанная на наблюдениях, подтвердила догадку грека. Тот же механизм действует и в отношении Ничто и идеальных объектов, которые, по теории Кузина (тринокулярная онтология и гносеология), зачинаются, вынашиваются и изгоняются из не-сущего, т.е. creatio ex nihilo.
Юрий Кузин, 4 Август, 2023 - 16:09, ссылка
Резерфорд подтвердил "делимость" атома, а не его неделимость. Суть опыта иная.
Но здесь
речь идет о другом. Как по форме так и по содержанию.
Т.е. "Ничто" - предположение ("механизм" (Демокрит предположил...)). Предположение - не доказательство.
"....следует определить место, где физическое перестаёт работать как «физическое»."
Не знаю как у эклектика Чалмерса, но в диамате местом, где физическое перестает работать как материальное является мозг. Именно этот орган переводит (трансформирует) физические импульсы (ощущения), поступающие в него по нервам в ПОНЯТИЯ, т.е. в нематериальную, идеальную, воображаемую форму. Этот процесс носит название теории отражения.
Но это лишь первый этап. На втором происходит обратный процесс. Мозг человека, согласно накопившимся понятиям и представлениям, дает команду рукам и ногам удовлетворить свои потребности, т.е. материализовать, т.е. перевести в физическую форму нематериальные понятия.
И где же тут сознание, может возникнуть вопрос? Суть в том, что его материально, физически, осязаемо НЕТ!!! Оно НЕМАТЕРИАЛЬНО, воображаемо, идеально. Поэтому его поиски совершенно бессмысленны. Оно может быть выявлено/обнаружено лишь КОСВЕННО, по физическим действиям человека.
У Гегеля можно найти описание этого процесса.
«Во взаимоотношениях с предметом Я бывает 1)пассивным, а предмет – причиной определений во мне. В этом случае имеющиеся во мне определенные представления появляются оттого, что непосредственно наличные предметы производят на меня какое-то впечатление. Это и есть теоретическое сознание. .… 2)противоположным образом проявляет себя Я как практическое сознание, когда нужно, чтобы определения Я не оставались только определениями его представления и мышления, а сделались внешне существующими. Тут уж я определяю вещи, я являюсь причиной изменений данных предметов».
[«Работы разных лет в 2-х томах», М., 1972, т. 2, с.7-8]. («Я» у Гегеля – это наша внутренняя сущность, которую каждый из нас ощущает как своё «я». Курсив Гегеля. Выделено мной. С.К.).
И далее у Г.Гегеля: «Теоретическое сознание рассматривает то, что есть, и оставляет всё это так, как есть. Практическое же сознание является деятельным; оно не оставляет того, что есть, таким же, а совершает в нем изменения и само создает определения и предметы. – В сознании, таким образом, налицо Я и предмет; при этом либо Я бывает определено предметом, либо предмет мною». [Там же, с.16].
P.S. Опираться на схоласта Чалмерса в решении проблемы сознания - ТУПИКОВЫЙ путь.
То, что Вы утверждаете, не доказано, - отсюда и трудная проблема и провал в объяснении... Декарт локализовал место встречи материального с идеальным в шишковидной железе, но, чтобы не прослыть вульгарным материалистом (монистом), придумал дуализм. Нелепость последнего очевидна. Идеальное не кукует в субстратах, но опирается на них, - точку со-прикосновения/со-положения я специально выделяю в трактате понятийным маркером [тактильно-кинестезивный-ум], строя теорию обратной афферентации и дву-направленного итератора. В итоге исследования я пришёл к выводу: чистые идеи опосредованы субстратами, но не сводимы к ним, следовательно, чистыми идеями оперируют чистые субъекты.
"....не доказано,..." это ВНЕ диамата не доказано. И хард-проблем так же ВНЕ диамата, и ссылки на Декарта - ВНЕ диамата. Гегеля вы проигнорировали!!!! Потому пока вы, и вам подобные типа Анохин с Черниговской, будете игнорировать ДИАМАТ, будете вечно месить хард-проблем на всяких нейро-симпозиумах с нулевым результатом.
Сама попытка найти в мозге место, которое ответственно за генерирование сознания является НЕ материалистической и поэтому тупиковой. Нейро-"ученые" даже это элементарное обстоятельство понять не могут, не говоря о большем. Сознания физически-материалистически НЕ СУЩЕСТВУЕТ, это наше воображение, интеллектуальная деятельность, не осязаемая никоим образом. И даже если вы найдете место жития сознания в мозге, то как докажите его связь с тем ЧЕГО НЕТ в натуре.
Нейро-"изучатели" игнорируют элементарное! Оперирование непустыми классами, в качестве предметов мысли, является обязательным условием в формальной логике. ВНЕ диаматовская публика оперирует пустыми классами понятий, т.е. свирепствует СХОЛАСТИКА!!! [Тактильно-кинестезивный ум] - не смешите мои тапочки..... Пока.
Юрий Кузин, 4 Август, 2023 - 15:59, ссылка
Иначе и быть не может! Разумеется, что чистыми идеями способен оперировать чистый субъект - Юрий Кузин! Классика жанра!
Прочитал.
Да. Но хотелось бы по-подробнее: что значит "опосредованы".
Вывод логичный. Основа - чистота идеи. Но что такое "чистый" субъект?
Субъект направляет активность на объект, следовательно, он это "направление" чем-то делает.
Вот это "что", чем определяется направление активности, вносит некоторую "грязь" в "чистоту идеи".