Недавно я прочитал повесть С. Лема «Осмотр на месте». Поначалу она показалась мне занудной и перегруженной выдуманными терминами, но затем я изменил отношение к ней. Главный её герой, астронавт Йон Тихий, много лет назад издал «Дневники», где описал своё пребывание и жизнь на планете Энцея (этот сюжет изложен в одной из ранних книг Лема). Спустя годы он оказывается на Земле и попадает в институт, занимающийся межпланетной политикой, где узнаёт, что увиденное им на Энцее, – ложь. На самом деле всё не так, и вообще эта планета – надувной «Луна-парк» для одурачивания инопланетян.
Ему предоставляют доступ к хранилищу, в котором собраны труды ученых двух противоборствующих государств Энцеи. Он пытается разобраться в их социально-политической организации и устройстве жизни на планете и оказывается в полном недоумении. Два варианта представленных в библиотеке работ о её происхождении и истории, разных научных теорий и учений – абсолютно противоречивы и полностью отрицаю друг друга. Одни авторы утверждают одно, другие – прямо противоположное.
Реальность ускользает от героя повести, он погружается в трясину заблуждений и барахтается в них без надежды познать истину. Помимо прочего, в этих работах приводятся ложные данные о жизни на Земле и парадоксальные комментарии к ним.
В своей повести Лем довёл до абсурда ситуацию со знаниями и образованием. И именно о них я хочу поговорить. Под образованием понимают «процесс обучения и воспитания граждан в интересах личности, общества и государства» (точнее, правящей элиты, но оставим в стороне политику), «совокупность умений, навыков и (общепринятых) знаний».
А сами знания являются предметами разных, мало или вовсе не пересекающихся наук. Они выстроены на эмпирических фактах, подтверждённых опытным путём, и основаны на воспринимаемых разумом чувственных ощущениях – на конкретном (образах), отображаемом мышлением в абстрактное (в номены, идеи-представления и отношения).
Из абстракций синтезируются гипотезы и теории (догадки и предположения), которые пробивают «туннели» познаваемого в сфере неведомого и составляют предметы научных дисциплин. А те ещё более абстрагируются и обобщаются некоторыми из них – естествознанием, философией и др.
Знания человека есть иерархическая структура субъективных представлений и отношений мышления, выражаемых посредством слов и речи и отображающих отдельные идеи и их взаимосвязи. А образование оказывается условно-упрощённой системой формирования и распространения знаний (кое-что кое о чём, понемногу о многом), но по сути – множеством частных мнений признанных «научным сообществом» «авторитетов», во многом ошибочных или ложных.
Наша жизнь была бы непонятной жителям XVIII-XIX веков, да и для нас покажется непривычным бытиё в отдалённом будущем. Что же говорить о нечеловеческих мирах, полных вещей, назначения которых мы не знаем, и названий, которые можем соотносить в мышлении как угодно, руководствуясь законами логики и получая при этом ахинею.
Невозможно постичь другой разум, не приведя в соответствие внешним восприятиям чужие смыслы, идеи, представления. Это относится не только к инопланетянам (вспомни «Пикник на обочине» Стругацких), но и к людям с различным образовательным уровнем, к представителям разных наук и даже одной и той же, но придерживающихся противоположных теорий и гипотез.
Образование приводит к распространению мифов, принимаемых за истину. Вместе с воспитанием оно закрепляет в сознании стандарты отображений образов и номенов и общепринятые представления и отношения (плохо и хорошо, полезно и вредно, добро и зло, наши и чужие, друзья и враги и т.п.), закладывая основы мышления и речи, а также заблуждений, препятствующих самостоятельной оценке ситуаций и выбору решений.
Человек воспринимает, познаёт и относится ко всему так, как его научили. Все его знания оказываются искажёнными, относительными и субъективными, а предвзятость и обусловленность присущи ему с детства и до смерти. События и факты, выходящие за их рамки, вызывают у него страх и агрессию, направленную на источники дискомфорта, представляющие угрозу сложившемуся образу мира. Обсуждая какие-либо темы, он до последнего отстаивает свою точку зрения и не желает слушать других.
Современные системы образования – консервативны, основаны на во многом неверных взглядах на бытиё и принципах обучения и с трудом принимают новое. Главная их ошибка состоит в отрицании Божественных Замысла и Воли, первичности сознания и мышления, в неправильном понимании Законов Мироздания и утверждении о «случайности» возникновения Вселенной, жизни, разума и происходящих в мире событий.
Основные методологические ошибки обучения – привязка разума к конкретным фактам и жизненному опыту, навязывание единственных трактовок экспериментальных данных, создание новых структур представлений и отношений на базе прежних – ведут к заблуждениям. Люди свыкаются с мыслью, что наука всё окончательно установила, и то, что в известные представления не вмещается, отбрасывают как суеверие и научную ересь.
А надо – научить их видеть возникающие проблемы и несоответствия, правильно ставить вопросы и находить ответы, пусть и противоречащие общепринятым мнениям; не омертвлять воспринятые знания, но неустанно заниматься поиском новых. И помнить, что они рождаются из необъяснённых явлений через познание ранее неизвестных законов, неизбежно опровергающих старые.
На Пути самопознания нет конца. Крупицы истины присутствуют в философских и религиозных трудах, в поэзии и искусстве, в научных публикациях и художественной литературе, в том числе фантастической. В них есть всё, но нужно научиться непредвзято читать и относиться ко всему, а ещё радоваться и любить, это – важнейшее условие.
Для расширения сознания надо многое обрести и от многого отказаться. Существование человека неразрывно связано с множеством Мыслящих и Мыслимых миров, хотя он не ощущает этого. Только в жизни и посредством неё он создаёт главное своё богатство – субъективную структуру представлений и отношений мышления, зависящую от состояний сознания, души и разума и определяющую личность-«Я».
Мудрость состоит в том, чтобы «слышать» неведомое и «видеть» его в приоткрытых завесах привычного бытия. Это и есть метафизика – постижение неведомых идей, ещё не отображённых мышлением.
t.me/tabularussia2016