Жизнь «здесь и сейчас» и «под покровами майи-иллюзии»

Аватар пользователя tabularussia
Систематизация и связи
Основания философии

Во многих древних учениях и позднейших философских трудах применяется термин «майя» (иллюзия), один из наиболее сложных в понимании и многозначности своих смыслов. Важнейший его аспект – эфемерность Мыслимого-бытия, как сочетания постоянно меняющихся образов, номенов, представлений и отношений мышления, порождаемых и воспринимаемых Мыслящим-«Я».

А также той мешанины воспоминаний прошлого и воображаемых фантомов будущего, густо сдобренной эмоциями, страхами и вожделениями человека, в которой часто теряются мгновения настоящего. Но именно они есть единственно «реальные» отражения (проявления) неведомого «То», которые считаются подлинной жизнью.

Присутствовать «здесь и сейчас», в этих меняющихся мигах возможно лишь при полном (или достаточно глубоком) познании себя и управлений собой. Это – истинное искусство бытия и главная задача, стоящая перед человеком. И хочу, чтобы ты научился этому искусству.

Жизнь определяется качеством и наполненностью своей – всей той суммой ощущений, впечатлений и реакций, которые составляют суть человеческого существования. А относительность её состоит в следующем.

Во-первых. Сознание индивида воспринимает (отражая, отображая и искажая) далеко не все первичные идеи Сферы Идей, но лишь те и так, какие и как способно воспринять.

Во-вторых. Преобразуя (материализуя) эти идеи в иллюзорные образы вещей и представления «внешнего мира», на самом деле принадлежащие «внутреннему пространству» мышления, разум наделяет их именами. И только посредством логических операций с абстрактными словами и понятиями он способен мыслить и познавать, определяя качества вещей, их соответствия и свои отношения к ним.

В-третьих. Нет «абсолютной» жизни, но есть относительное бытиё Мыслящего-«Я», как структура субъективных представлений и отношений мышления, выражаемых в его чувствах и ощущениях. Вместе с тем имеется всеобщая Идея Жизни – совокупность Божественных Законов и Принципов материального существования. Однако здесь следует учитывать беспредельность Иерархии Сознаний, воспринимающих и преобразующих внешние идеи в свои собственные, а также относительность реализаций ими Идеи Жизни.

В-четвертых. Жизнь есть лишь последовательность дискретных «кадров»-моментов настоящего, мультипликатно меняющихся на «экране» сознания. Эта изначальная субъективность восприятий Мыслящего преобразуется в иллюзию «объективной реальности» Мыслимого, которую он сам порождает и в которую неизменно погружён.

В-пятых. Формирование структуры представлений и отношений мышления всегда сопровождается разделением воспринимаемого бытия на «Я» и «не-Я», размещением элементов последнего во «времени и пространстве» относительно центра-«Я» (Пуруши-Познающего) и выработки субъективных отношений «Я» к «внешнему» миру.

Однако начало всех «пространств» и «времён» таится в самом сознании (мышлении). Оно есть единственный инструмент выявления из Ничто любых образов, представлений и их взаимосвязей. А все эти Нечто Мыслящий-«Я» рассматривает через призму своих отношений к ним – желаний, страхов, эмоций.

В этом – источник противоречий личности, не желающей принимать мир таким, каким он получается, и старающейся «подогнать» его под себя (хотя бы в воображении). «Всякое возможное есть нечто мыслимое» (Кант), однако далеко не всё мыслимое есть возможное.

***

Когда я писал, что главное – в состоянии сознания, а не в сопутствующих внешних обстоятельствах, то имел в виду не прошлые, уже произошедшие события, но настоящее. Истинные восприятия происходят «здесь и сейчас», в данные конкретные мгновения бытия; они и есть «реальная» жизнь. А воспоминания прошлого и воображения будущего – лишь виртуальные фантомы мышления (впрочем, сами мгновения тоже иллюзорны).

Напомню замечательные стихи Л. Дербенёва к песне из к/ф «Земля Санникова»:

«Призрачно всё в этом мире бушующем,

Есть только миг, за него и держись,

Есть только миг между прошлым и будущим,

Именно он называется жизнь».

Платон, рассуждая о соотношении бытия и небытия, писал, что небытиё, как «несуществующее», отлично от бытия, как «существующего». Но само бытиё – лишь постоянно ускользающее дискретное мгновение «здесь и сейчас», тонкая грань между «было» и «будет». И его в некотором роде можно отнести к небытию.

Диалектически «существующее», как мгновение настоящего, всегда «есть», и вместе с тем его нет, так как оно сразу исчезает, сменяясь новым мгновением. А делает жизнь таковой мышление, непрестанно творящее виртуальное «бытиё» своих представлений и отношений, неизменно в нём пребывающее, познающее и соотносящее его разные стороны-аспекты с Мыслящим-«Я», центром всех восприятий.

Поэтому жизнь есть «покровы майи». И кроме субъективных иллюзий вспоминаемого прошлого и воображаемого будущего для сознания нет никакой иной «реальности».

Полностью избавиться от майи человек способен лишь в глубоком внутреннем сосредоточении и при познании своей истинной сущности. Но жить, воспринимая органами чувств внешние сигналы и реагируя на них, можно только в материальном мире.

«Покровы майи» – и абсолютны, и относительны. Они изначально присущи всему живому (но их можно познать и от них освободиться), проявляются через отношения человека и устраняются посредством изменения тех и состояния сознания.

Жизнь в настоящем, «здесь и сейчас» означает избавление не от майи, но от мешающих полноте восприятий представлений прошлого и будущего. А это требует непрестанного контроля сознания («где я в данный момент мыслями пребываю?»).

Обычный человек, проскакивая «здесь и сейчас» в метаниях между воображаемыми «было» и «будет», затрачивает на эмоциональные отношения к порождаемым им фантомам значительное количество психической энергии, сжигая себя и сам раздувая пожирающее его пламя. У него не остается ни времени, ни сил на восприятия красоты, гармонии мира, и ускользают радость и любовь, составляющие главные ценности жизни.

Жить в мгновениях настоящего, спокойно и отстранённо наблюдая за собой и за всем окружающим, – выгодно, так как позволяет накапливать силы и энергию для совершения правильных выборов и действий. Да и какой смысл реагировать на то, что уже произошло, или на то, что ещё не случилось?

Бытиё в настоящем, связанное с отказом от бесполезных эмоций и воображений, не только не «теряет свою красочность», но наоборот приобретает яркость и богатство чувственных ощущений. А человек, находящийся в «пленяющих мыслях о будущем посредством образов прошлого», теряет контроль над собой и силы.

О «реальности» сна. Любая структура представлений и отношений мышления – то Мыслимое-бытиё, которое выявляется на «экране» сознания, – является для Мыслящего-«Я» единственной «реальностью» существования (вспомни фильм «Матрица»). Разум человека не способен пребывать в нескольких мирах одновременно, но лишь в одном из них, хотя может перескакивать из него в другие (например, при шизофрении).

Сон есть цепь виртуальностей, выстраиваемых мышлением. В них воспроизводится информация, хранящаяся в памяти, преобразуемая из собственных идей ума, а иногда из внешних идей, недоступных в состоянии бодрствования, и используются бессознательные операции отображений. Поэтому сны за редким исключением – информационные «обманки». Главное – не то, «для чего люди их видят», но почему, и какая информация при этом откладывается в подсознании.

***

Страх заставляет человека вытаскивать из «загашника» памяти эмоционально-значимые кадры-фрагменты прошлого (только такие и запоминаются), сопоставлять их между собой посредством новых чувственных ощущений и экстраполировать в будущее, моделируя ожидаемые события через призму всё тех же эмоциональных реакций. Этот виртуальный «сон» разума, воображаемых представлений и отношений мышления нарушается лишь резкими психоэнергетическими прорывами в него настоящего.

Жизнь человека плотно укрыта пеленами эмоционально-чувственных переживаний, и настоящее утрачивает в них свои яркость и значимость. Единственная рекомендация здесь – постоянный контроль сознания и его состояний.

На эмоциональные всплески и встряски мы всегда реагируем своей энергией, психической (тонкой) и физической (грубой). А самоконтроль позволяет переводить восприятия от внешних реакций («что происходит?») к внутренним отношениям («почему я так реагирую?») и их управлению. Тогда события оказываются нейтральными (никакими) по отношению к «Я», пребывающему в мгновениях настоящего.

«Готовность сознания» выражается в том, способно ли оно постоянно быть «здесь и сейчас» и контролировать себя, управляя собой и своими отношениями. То есть хочет и может ли оно это делать.

«Время не имеет значения» в том смысле, что оно – не более чем субъективное ощущение Мыслящего, непрестанно мечущегося между прошлым и будущем и отказывающегося от настоящего как от «мелочи жизни». Но сознание, погружённое в себя, в непрестанный контроль своих отношений и сменяющие друг друга миги бытия, оказывается вне времени.

Главное для него – не воспоминания и сопоставления картин исчезнувшего прошлого и бесцельные воображения несуществующего будущего, но само оно в непрекращающихся оценках и корректировках своих отношений к настоящему. А идеальным оказывается состояние отстранённого наблюдателя, не относящегося к происходящему никак.

«Жизнь земная есть отображение (Божественной) Игры». Да, но важно не только то, кем и зачем она ведётся, но и как отражается на отношениях и реакциях сознаний, воспринимающих её «ходы»-мгновения.

Для этой Игры возникающие ситуации не имеют значения, они – лишь инструменты воздействий на Мыслящих-«Я», побуждающие тех к изменению своих отношений к Мыслимому-бытию. Каждый следующий «ход», осуществляемый на игровом поле-пространстве, производит незаметные подвижки менталитета и состояния многих людей.

В часто предпринимаемых попытках ускорить течение событий ими движет страх, прежде всего, перед собой, своими слабостями, сомнениями и неверием. А оправданием служат «объяснения» необходимости тех или иных действий.

Все они – свободны в своих выборах, решениях и поступках. Ведь кроме Божественной Игры, каждый участвует в своей собственной, личной игре, которой является его жизнь, и никто не смеет останавливать их ни в чём.

Они вправе выбирать и действовать так, как считают нужным, даже ошибочно. Но и будут нести всю полноту ответственности своей жизнью. Однако не стоит бояться этой ответственности, она неизбежна.

Надо не думать о «потом», а пребывать «здесь и сейчас» и переводить ответственность в сферу своих отношений и выборов. Ещё раз напоминаю, что единственно возможная реальная жизнь – в настоящем. Никаких иных её «возможностей» не существует.

Все наши представления о жизни «после», завтра или через год – не более чем иллюзии, ничем не подкреплённые. Ни к чему убегать от «этой» жизни в «воспоминания о будущем», но следует жить мгновением настоящего и сражаться со своими страхами, вожделениями и эгоизмом.

 

P.S. Если публикуемые тексты находят отклик в вашем сердце, для поддержки, подписывайтесь на наш канал Дзен https://dzen.ru/tabularussia.ru  телеграмм https://t.me/tabularussia2016 либо на авторский блог на данном ресурсе. Дальше будет еще интереснее…

 

Комментарии

Аватар пользователя kosmonaft

Жизнь в настоящем, «здесь и сейчас» означает избавление не от майи, но от мешающих полноте восприятий представлений прошлого и будущего. А это требует непрестанного контроля сознания («где я в данный момент мыслями пребываю?»).

Хочется добавить, что если делаешь попытки жить "здесь и сейчас", то любые осознанные действия нужно выполнять очень медленно, контролируя именно это замедление своих действий. Медлительность помогает как сконцентрироваться на самом действии, концентрируясь на его замедлении, так и исключает возможность скатывания в автоматизм, при котором делаешь одно, а думаешь совсем о другом.

Аватар пользователя tabularussia

Хочется добавить, "кто понял жизнь тот не торопиться" smiley

Спасибо за комментарий, простите за каламбур.

Аватар пользователя Anonymous24

А я вот не хочу избавляться от Майи...

Вы скажете: "Ах, ах, ах! Каков мерзавец, глупец, лицемер", - ну или еще что-нибудь в этом духе. А вот давайте вспомним Сайфера из фильма Матрица (=Майа). Сайфер показан там в отрицательном ключе, но я не он и рассуждаю не из предательских соображений. Мой отказ основан на другом. Для меня, это не основная проблема.

В первую очередь, я хочу избавится от боли (страданий), а не от Майи. Даже если я "познаю все", это вовсе не означает, что мир прекратит издеваться надо мною. Кроме того, я не знаю ни одного из "познавших", кто после своего просветления прекратил дышать, есть, пить, спать и какать (ну разве что прекращали блудить, что не так уж и трудно сделать без великих знаний). Коль скоро, они это делали, что же их заставляло? Не боль ли, не страх ли? Отказ от естественных потребностей карается болью. И вот, я мечтаю избавится от этого, а потом уже будем думать о том, как оно все иллюзорно.

Аватар пользователя kosmonaft

И вот, я мечтаю избавится от этого, а потом уже будем думать о том, как оно все иллюзорно.

 

Аватар пользователя Anonymous24

Имитация бруса на заднем фоне какая-то странная. Местами похожа не дерево (трещина), и в то же время линии слишком ровные. Пластик что ли?

Что касается Рая, это вообще сложно. Я не встречал хороших описаний или хороших экранизаций. Вот Ад - пожалуйста. Интересно почему? Не потому ли, что мы имеем здесь (в этой матрице) очень много "строительных кубиков" из которых Ад складывается ну просто идеально?

Аватар пользователя kosmonaft

Anonymous24, 22 Июль, 2024 - 09:00, ссылка

Интересно почему? Не потому ли, что мы имеем здесь (в этой матрице) очень много "строительных кубиков" из которых Ад складывается ну просто идеально?

Наверное потому, что телесность невозможна без боли, следствием чего является ещё и страх боли даже тогда, когда боль отсутствует. А ещё страх умереть от голода и жажды. И страх  показаться смешным, нагадив (простите) в общественном месте в штаны.
Ну и не стоит забывать ещё и про то, что человеческое тело очень легко поддается разного рода повреждениям и инфекциям, что так же не добавляет оптимизма...,))

Аватар пользователя tabularussia

По поводу описания жизни после смерти, есть очень интересная книга: "О небесах о мире духов и об аде" Эммануил Сведенборг

Аватар пользователя Anonymous24

Не знаю... Мне как-то больше Даниил Андреев "зашел" со своей Розой Мира. И даже не его космогония, а те моменты, когда он описывает свой опыт "прозрений" (измененные состояния сознания).

Аватар пользователя tabularussia

Браво! Главное, свобода выбора, тем более, если выбор делается осознано! А уж свободы заблуждаться нам дано предостаточно!

Аватар пользователя kosmonaft

 Главное, свобода выбора, тем более, если выбор делается осознано!

Главное не это. Главное - быть уверенным в том, что выбор делается свободно и осознанно...,)) 

Аватар пользователя Виталий Андрияш

Противоположность маи - бытие. Слово синоним маи - знание.

Аватар пользователя jester

Из пустого в порожнее.

Нет бы заняться изучением языка и наконец научиться,  понимать слова.

Нет у вас скотов, никакой свободы. Не в силах покинуть пределы Вселенной.  Нет способа вернуться в прошлое, изменить бытие. Нет возможности, даже логично мыслить.  Нет ни капли разума человеческого, вот и мыкаетесь как слепые котята , срёте и гадите везде,  где только можно. Ну и дохните,  никому, ничего не оставив , кроме дерьма.
 

 

 

Аватар пользователя Виталий Андрияш

Анониму. Не хочеш, не избавляйся маи, тем более что от нее избавится нельзя, даже если захочешь.

Аватар пользователя Anonymous24

Личное избавление от "майи" - смерть, возвращение к истоку, вечный сон без сновидений. Вероятность реинкарнации исключать нельзя, но я бы оценил ее где-то в 5-10%.