Внимательно изучив материал Пермского об абсолюте, я решил представить вниманию уважаемого сообщества свою концепцию субстанции, каковая у меня сложилась в относительно законченном виде в течение последних полутора-двух месяцев.
1. Во-первых, должен отметить, что проблему субстанции я понимаю как сугубо гносеологическую, но при этом прямо не связанную с познанием вещей. Поскольку вопрос о познаваемости вещей в целом надуман, так как в вещах познавать нечего - вещи созданы самим человеком и он познаёт в них то, что сам в них вкладывает, то для сферы внимания философии остаётся только отыскание однородности, гомогенности тех объектов, которым субъект в состоянии давать определения, то есть исследование общего в них, что их роднит и порождает. А в число таких объектов я включаю как вещи, созданные человеком, так и физические объекты, а также живые организмы. Поэтому я предлагаю использовать вместо понятия вещи, которое устарело, понятие логического объекта, максимально очищенное от нефилософских смыслов.
2. Хотел бы ещё отметить, что в отношении субстанции было бы неуместно говорить о её единстве, поскольку единство есть исключительно онтологическая категория, когда философия занимается отысканием связи между единством бытия и его многообразием, когда бытие находится в процессе распада и само высшее единство единства и многообразия бытия философия находит в становлении. В момент же концентрации своего внимания на субстанции философия имеет дело с бытием уже распавшимся, ставшим, определённым субъектом в его конкретных понятиях, с готовым множеством выделенных из бытия логических объектов. Поэтому речь должна идти, прежде всего, не об их единстве, а об их однородности, гомогенности, а это уже, согласно моей концепции, категория гоносеологическая. Получается, вопрос о том, что такое субстанция, о её познаваемости, есть вопрос о гомогенности логических объектов, и наоборот - вопрос об их родовой общности, об их общем корне.
2. Согласно основной классической философской традиции субстанция есть бог или в более поздней версии - абсолют, всемирный дух, порождающий мир логических объектов или саморазворачивающийся в их многообразие. Бог, якобы, всемогущ и беспристрастен, а значит воплощает в себе все возможные связи между логическими объектами. Однако при ближайшем рассмотрении, применяя теорию систем, можно заметить, что бог, порождая логические объекты, порождает только элементы систем, но не способен породить, создать сами системы. Понимание бога как сверхсистемы, как верхней границы субстанции исключает существование наряду с богом ещё каких-либо систем, обладающих творческим потенциалом, кроме наличия элементов, составляющих бытие бога как сверхсистемы. В противном случае философии пришлось бы признать наличие бесконечного множества богов, порождающих каждую локальную систему и её подсистемы, но не имеющих никаких положительных связей друг с другом, а это, как говаривал Аристотель, нелепо.
3. Другая же классическая философская традиция, менее явная в древности и полностью устоявшаяся в новое и новейшее время как материалистическая, полагает в качестве субстанции материю. В своё время понятие материи использовалось философами для обозначения вещества (по-английски "matter" - вещество) как основы однородности всех вещей. Однако с развитием науки было открыто поле и материей стали именовать нечто третье, что не сводилось бы ни к полю, ни к веществу. Критики материализма поспешили заключить - “материя исчезла”. Но классик философии остроумно парировал - “Исчезла не материя, а исчез тот предел, до которого мы её знали”.
4. В самом деле, предела познанию не существует. Но что субъект познаёт в вещах на самом деле, мы уже знаем. Раз материю уже нельзя отождествлять с веществом, каждая форма материи будет обладать набором собственных сходных друг с другом элементов. Получается, материя порождает только системы, но не может породить полностью унифицированные элементы всего универсума логических объектов, так как порождённые ею элементы сугубо конкретны, уникальны и обладают лишь относительным сходством для образования отдельных локальных систем. Отсюда следует, что понимание материи как набора унифицированных элементов для всего универсума логических объектов как нижней границы субстанции допускает наряду с материей существование самых разнообразных уровней унификации элементов и их комплексов. В противном случае, мир логических объектов состоял бы только из связей между элементами, обладающими абсолютным сходством, исключающим любую уникальность, а значит неотличимыми друг от друга, что тоже нелепо.
5. Философия не в состоянии определить гомогенность распавшегося бытия потому, что не может помыслить субстанцию одновременно и как систему, и как элемент системы, то есть мыслит либо как бытие созданное, однородное, либо как различённое внутри себя, разрушенное. И мы все прекрасно знаем, что невозможно что-то создать, при этом не разрушив ничего другого. Отсюда непонятно, что происходит с миром логических объектов - то ли он возникает, то ли разрушается. Здесь философии самое место разобраться - что же объекты объединяет и не может быть разрушимо, а значит, создано ни при каких обстоятельствах независимо от бытия понятий о них, что могло бы служить субстанцией как основой однородности всего универсума логических объектов.
6. Человеческая логика не может допустить, что само изменение и есть единственное, что сохраняет постоянство в мире логических объектов. Объекты потому и существуют, что перетекают друг в друга, из одного состояния в другое, постоянно обновляя себя, с помощью субъекта или без него. В условиях глобальной неопределённости созидание оно же и разрушение. Поэтому процесс возникновения логического объекта есть одновременно и процесс его перехода из одного, неистинного своего состояния в другое, истинное, отличное от первоначального, процесс смены идентичности объекта, которая не задана никем, а потому не может существовать в готовом виде. Именно в процессе изменения, преобразования такой идентичности в нечто отличное от самого объекта, на самом переломе при переходе из одного бытия в другое и проявляется однородность всего мира логических объектов в целом и каждого объекта в отдельности. А такой переход есть симметрия, то есть однородность распавшегося бытия как в отношении систем, так и в отношении их элементов. К тому же симметрия может сама внутри себя быть симметричной, раздваиваясь на симметрию и асимметрию. Поэтому симметрия полностью исчерпывает гомогенность мира объектов и задаёт ему пульсацию, ритм, движение, полагая созидание и разрушение как единый процесс изменения.
Комментарии
В философии уже давно вместо понятия вещь используют более общее понятие - явление, а в современной философии вместо явления используют еще более общее понятие - длительность времени. Что касается понятия логический объект, то это масло масляное, поскольку объект только и может быть в логике, где он противоположен субъекту.
Это кто так понимает? В философии субстанция (сущность, абсолют), это и есть то, что религия называет Богом. Кстати, у субстанции принципиально не может быть никаких границ, поскольку субстанция не существует для субъекта, ограничивать просто нечего.
Не знаю как у вас, а меня рядом построили (создали) здание магазина и при этом ничего не разрушали. :)
Был разрушен пласт глины в карьере с целью создания кирпичей для строительства магазина.
Ага... а еще был разрушен экскаватор капавший пласт глины, которым управлял пьяный машинист и дорога, по которой везли кирпичи на стройку, и даже кузнечика раздавили, который жил на месте стройки... А уж как разрушили пейзаж в месте стройки и как разрушили экологию, пока строили магазин, говорить просто слов нет. :)))))
Вид из космоса тоже испортился. Марсиане в шоке.
Сергей Александров пишет:
По-моему, Вы, Сергей, Виктор и Физик, согласно формируемым правилам нашего общения, занимаетесь ФЛУДОМ. Т.е. вы оказались вне гомогенности темы.
Поэтому "выношу" вам всем предупреждение и "ставлю" вас на счётчик.
Автор темы в праве удалить эти и подобные им сообщения.
-------------------
Хе!
А согласен с правом автора удалять по своему усмотрению не понравившиеся комментарии.
Но есть ли у Вас, Иной право выносить предупреждения и ставить на счётчик?
Кстати это всё к вопросу о личных границах, порядке и праве.
Сергей Александров пишет:
Так я все свои операции поставил в кавычки.
Зря Вы так.
Я понял. Просто иллюстрировал свою мысль из другой ветки.
Виктор пишет:
А это значит, что автор прав.
Виктор пишет:
Ссылки на источники приведите, будьте добры.
Можно просто "объект". Болдачев только так и употребляет. Но объекты бывают ещё и физическими. Поражаюсь вашей неосведомлённости.
Можно сказать и по-другому - "Понимание бога как верхней границы знания субстанции", но знание о субстанции тождественно самой субстанции, так что разницы, как говорить, нет. При этом знание о субстанции и есть её граница.
Не много ли на себя берёте, отвечаете за всю философию и религию? Вы даже не представляете сложности проблемы единства бытия и знания о нём, где логический бог есть только одно из состояний такого единства, вычленить которое в процессе распада бытия на множество составляющих его элементов философия подчас не в силах.
Я допускаю, что бог может занимать в вашей концепции более почётное место, чем в моей. Так, может, вам стоит сделать отдельный пост на тему субстанции? В нём вы смогли бы раскрыть ваше понимание её сторон и моментов, затронутых вами в комментарии. Я, например, прочитав материал Пермского, не стал с ним бодаться, а создал своё материал на тему, близкую той, которую он затронул. Чем вам, Виктор, предоставил возможность поскалить зубы. Не принимаются ваши аргументы, вы бы лучше меня спросили, что вам непонятно, а вы всё хихикаете да подсовываете оппоненту школьную хрестоматию. Несолидно.
Вот это немного не понял. Если "логический объект" был в состоянии, а потом прешёл в другое состояние, то чем эти состояния отличаются в смысле истинности? Если "был", то, значит, "не истинно", а если прешёл в другое состояние, то стал истинным? Но когда он был в настоящем, то был истинен, а когда перешёл в прошлое, или пришёл из будущего, то неистенен? А откуда же тогда мы знаем, что он был? Под вопросом и неистинность будущего. Если я его предположил, то он уже есть, хотя я его пока и не могу потрогать.
Поздравляю с дебютом. Хотя так и не понял, что вы имеете в виду под субстанцией.
Ян
"логических объектов" - не понятно что это такое?
"объект логики", что ли? - как анализа (редукции), что возможно только при заранее заданном условии гомогенности всего и вся посюстороннего; или
"как результат обобщения (синтеза)" - но тогда логика здесь не при чём.
Конечно, поиск единственного основания всего мироздания является проблемой нашего мышления, но он осуществляется либо практикой (через эксперимент), либо через интуицию (откровение), - и опять логика здесь не при чём.
А сама логика необходима и работает только при формализации интуитивно найденного обобщения, в основании которого лежит, найденный практикой или интуицией, "атом" как самой глубинной ступени в движении к первосущности.
А вот ступени обобщений, на пути к предельному обобщению и возможному на этом основании, явно и необходимо гомогенные.
Т.е. гомогенность любых размышлений, имеющих своё основание, не требует доказательств. - Природа едина своим основанием.
И по существу, именно однородность в последовательности обобщений размышляющего (гомогенность ряда обобщений от частного к общему) и являет себя в логике законом тождества.
Спасибо, Иной, всё замечательно, масса пищи для размышлений. Если позволите, пока подумаю. Всем отвечу обязательно, но попозже. Всем спасибо.