Как "студент(-ка)", изучающий предмет философии, буду мыслить как «философ», человек рассуждающий. Как известно, из истории философии, одна из самых важных ее дисциплин – это этика, или практическая философия. Так, к примеру, полагал немецкий философ эпохи Просвещения И. Кант (1727 – 1807).
Нужно учесть, что буддизм, это в первую очередь, религиозная доктрина (учение об освобождении человека от страданий). Следовательно, нужно учесть тот аспект, что речь в нашем размышлении будет идти о религиозной этике, тем не менее, особого плана, так как она не является теономной, или внешне зависимой по источнику происхождения, так как буддизм – это религия не теистическая.
По численности на 2015 год в мире насчитывают более 462 млн. приверженцев этой религии (ист. Энц. Британника). Это примерно 7% населения земного шара. Признанная мировая религия. Зародилась в 6-5 в. н. до н.э. Это гуманистическая религия, общий аргумент, в подтверждение ее человеколюбия, по сравнению с христианством и исламом, меньше насильственных действий за всю историю существования. Не было кровопролитных войн, как к примеру, крестовые походы в Средние века в Европе.
Далее, вернемся к этической доктрине буддизма в более конкретном содержании. Нужно указать, что это деонтологическая этика по типологии этой дисциплины, т.е. учитываются в первую очередь мотивы и нормы, а не результаты. Несмотря на слабое утверждение рационалистически аргументированного присутствия личностного начала, как например, в христианстве, в буддизме, тем не менее, фиксируется эмпирическая личность, есть имена у конкретных вероисповедающих учение, присутствует личная ответственность (освобождаться от страданий кому-то надо). Сильной стороной буддизма является, на наш взгляд, способность с помощью воображения более легко ставить себя на место другого, чтобы лучше осознать его как другую личность, лучше сказать как живое разумное существо.
Буддизм уделяет внимание гносеологически двум аспектам – уму и сердцу, т.е. самосознание важно и искренние чувства, присущие этому данному вероисповедающему указанное учение.
Несмотря на специфику понимания личностного начала, в буддизме достаточно, что гносеологически важно для этики прояснен субъект, имеется, личная ответственность, что уже ранее отмечалось нами.
Помимо этого, для истинного буддиста важна целостная картина мира, т.е. внешнего мира, в частности, и картина социальной жизни, так как есть буддисты и монахи, и миряне. Настоящий буддист мыслит дальновидно и глубоко внутренне. Дальновидность заключается в понимании множества связей и отношений в мире, в частности между людьми, которые нужно поддерживать правильным образом, т.е. поступать согласно «этическим» правилам буддизма, они хорошо известны как восьмеричный путь, туда же относится и мотивация как внутренняя составляющая личности буддиста – это мысль, слово, действие, образ жизни, взгляд, намерение, усилие, сосредоточение. Преследуется цель достижения освобождения от страдания, но тем не менее, таким образом, не наносится вред другим, а, следовательно, возможна и польза.
Причем буддизму не чужда и прагматически ориентированная аргументация, аргументация «разумно эгоистического вида», так как, заботясь о благополучии других, сострадая, к примеру, ближнему, оказывая ему благодеяние при этом, делясь примеру, своей едой, буддист освобождается от страха, от негативных эмоций, присущих как испытание на пути спасения. Если говорить о слабых сторонах буддийской этике, то нужно учитывать и культуру буддизма, культурное различие между Востоком и Западом. Для буддистов, как проживающих на территории Азии, характерен восточный менталитет в целом, социальная активность менее выражена (в смысле создания множества групп по интересам, институты и т.д.)., чем на Западе. Может быть, это не совсем слабая сторона буддизма, а скорее некоторая его специфичность, присущая мирянам-буддистам, так как речь идет в целом о мирянах, в первую очередь, а не о жизни монашеской. Тем не менее, современный буддизм вступает в активный диалог с наукой, и социально также начинает лучше интегрироваться и в западное общество, чем, к примеру, 100 лет назад.
Наверное, самая слабая сторона буддизма, и этики буддизма, в частности – «непроявленность» мужского и женского – гендерные, в том числе различия, отсюда неполная и недостаточная классификация морально-психологических качеств присущих отдельно мужчине, отдельно женщине, несмотря на внешне строгий регламент поведения мужчины и женщины в мире. Также вопрос о самоидентификации важен с точки зрения гражданско-правовой. На Земле преобладают светские государства на данный момент времени. Проблема как понимать буддисту реальность, так как данная доктрина признает множество миров, и нужно отметить и существ/не-существ. Но это скорее уже метафизическая проблема, связанная с самосознанием и самоидентификацией субъекта, в том числе и в современной политической картине мира.
Таким образом, сильные стороны буддизма – это дальновидность и искренние чувства, гуманистическая направленность религии, подтвержденная историей существования этого вероучения, к нейтральной стороне, можно отнести слабую социальную сторону, т.е. воплощения модели светского общества западного образца; к слабым – проблему гендера, отсутствие четко выраженных морально-психологических качеств отдельно мужчины, отдельно женщины.
Комментарии
Пока что из предложенного Вами нагромождения "общих фраз" я не понял - что Вам нужно, посему в качестве тэста предлагаю поделиться своими ассоциациями от прочтения того, что сочтёте относящимся к Вашей теме в этой ссылке -
http://philosophystorm.ru/oshibka-dekarta#comment-280147
Здравствуйте. В мире много чего непонятного. Например, африканцы едят яблоки) Хорошего дня!
- а что тут непонятного?
я тоже так делаю, когда надоедают апельсины...
из того что я помню о буддизме сострадание его центральная черта А эгоистичность ему не присуща Как можно быть эгоистичным если личность иллюзия
В буддизме нет бога и есть аналог святого духа - нирвана.
И да, Толстой нашёл что все три мировые религии гумманистичны.
святой дух личностен, а нирвана безлична