1. Базовое рассуждение
Цель написания этой статьи заключалась в совместном анализе содержания двух понятий: власти и управления, и их влияния на развитие нашего сообщества. Поводом к этому послужило замечание Зигмунда Баумана о некоем несоответствии содержания понятия «власть» в русском языке и аналогичным понятиям в английском и французском языках. З. Бауман, в его московской лекции 2011г. "Текучая модерность" (11-й абзац текста лекции) говорит: " Второй синтез, тоже принятый как предпосылка, не подлежащая оспариванию, — это то, что соединены с собой, покрываются собой, живут под одной крышей — политика и «мощь». Я пользуюсь этим термином «мощь», который является, по моему мнению, русским эквивалентом понятия, введённого Максом Вебером (одного из основоположников современных социальных наук) — немецкое понятие Machte, переведённое на французский как Pouvoir, есть понятие Power, которые, к сожалению, переводятся обычно на русский как власть. Но власть содержит в себе обе стороны: Machte и Staat, государство и мощь, политику и мощь. Мощь — это возможность действенности, это не только возможность думать, размышлять, но возможность делать вещи, чтобы они были сделаны. Политика, с другой стороны, — это понятие, обозначающее возможность принять решение."
Государство, можно рассматривать как совокупность механизмов управления (механизмов принятия решений), а политику как механизм управления в действии. Мощь это совокупность сил (отдельных индивидов), явившаяся результатом работы механизмов принятия решений. При этом эффективность механизмов принятия решений является определяющей для величины мощи. Это легко понять из следующей технической аналогии: допустим у нас есть несколько элементов питания. Тогда механизмы принятия решений это соединения между элементами и переключатели этих соединений (управление соединениями). От того насколько правильно вы соедините все элементы между собой, настолько и будет большой результирующая мощность. В случае с произвольным перемещением и изменением элементов перенастройка связей между ними и переключений для сохранения заданной выходной мощности или ее увеличения требуется постоянно. В любом сообществе (государстве) его элементы (ценности граждан, их количество и динамика перемещений, социальные институты, условия среды, производственная инфраструктура и т.п.) находятся в движении, постепенно изменяются, усложняются. Поэтому механизмы принятия решений должны постоянно совершенствоваться, чтобы обеспечивать получение необходимой мощи для обеспечения существования сообщества. Кроме того, происходит постоянная конкуренция между сообществами за различные виды ресурсов, необходимые для его выживания и развития. Следовательно, каждое сообщество будет стремиться «выработать» как можно большую мощь, которая, в свою очередь, может быть измерена с помощью общепринятых показателей по различным областям ее применения (военная мощь, экономическая, технологическая, ресурсная и т.п.). Эффективность применения сообществом того или иного вида мощи для конкурентной борьбы за необходимые ресурсы определяется как внешними обстоятельствами так и доминирующей в нем идеологии (например, сообщество в котором культивируется агрессия, будет стремиться наращивать свою военную мощь, хоть это будет и не эффективно в условиях мирного сосуществования).
Следствия:
2. Определения понятия «власть»
Рассмотрим несколько определений власти существующих в русскоязычной культуре (иностранные брать не будем, т.к. ранее мы определились, что под ними подразумевается Machte, Pouvoir, Power, а не тот, феномен, который мы называем властью):
Общее в определениях:
- власть это возможность оказать воздействие, навязать свою волю (кроме определения 2, где этот момент не акцентирован, но присутствует неявно).
Особенности в определениях (которые будут рассмотрены позже):
- это инструмент управления (определение 2);
- возможность оказывать воздействие не только на субъектов, но и на объекты (определение 5).
3. Сущность власти
Кто может навязать свою волю? Разумеется субъект. Следовательно, властью может обладать только субъект (под субъектом здесь понимается живое существо, а именно человек). Психология рассматривает власть как мотив, присущий только живому существу (человеку). Ни у каких образований, систем мотив власти не был выделен. Власть у животных не признается, но там выделяют такой феномен как лидерство. Т.е. ни какое сообщество, его часть или иное образование кроме человека не может навязать свою волю, т.е. обладать властью.
Что означает возможность навязать волю? Какова природа такой возможности?
Человек, как любое живое существо нуждается в постоянном удовлетворении потребностей своего организма. Социум предъявляет к его психике дополнительные требования, что отражается на мотивационной сфере в виде механизма возникновения и удовлетворения желаний. Желания, в отличие от потребности, связаны непосредственно с конкретными объектами и способами обладания ими, поэтому (вследствие разнообразия объектов и способов социума) желания человека безграничны. У человека есть 2-а пути удовлетворить свои желания и потребности:
Таким образом, источник такой возможности (навязать волю) заключается в способе удовлетворения потребностей и желаний. А способов навязать свою волю существует множество от грубой силы до манипуляции знанием. Следовательно, способность конкретного человека к власти определяются количеством (и качеством) освоенных им способов воздействия на других людей (и их группы).
Власть - это возможность человека оказать воздействие, навязать свою волю другому человеку (или группе) с целью удовлетворения своих потребностей и желаний.
4. Проявление власти и управления в сообществах
Можно ли власть считать способом управления?
Власть не является способом управления, но способна быть источником неэффективного управления.
Определение управления (вики): " Управление — деятельность субъекта по изменению объекта для достижения некоторой цели".
Т.е. управлять можно объектами, процессами и т.п. но не людьми. Следовательно, оказание воздействия на другого человека не является управлением. Человек оказывает на другого человека воздействие с целью удовлетворения своих потребностей и желаний и, тем самым он устанавливает некоторое взаимодействие с ним, которым вынужден управлять. Управление всегда дается «в нагрузку» к власти, является следствием ее. Или иначе: проявление власти человеком ставит его в условия необходимости управления возникшей новой ситуацией. Таким образом, понятие власти, закрепленное в сообществе в качестве элемента в его системе управления легитимизует для избранных членов:
Вследствие того, что управление неразрывно связано с властью (является следствием ее), на наиболее значимые посты попадают не способные управленцы, а способные навязывать свою волю другим. Придя к власти (увеличив свою власть) они вынужденно начинают управлять, но т.к. их способности к управлению менее выражены, чем способности к власти они управляют не достаточно эффективно, но зато способны удерживать свой статус управленца, т.к. он дает необходимую власть. Т.е., управление сообществом, основанное на власти всегда малоэффективно.
С управлением инженерными, техническими процессами обычно все понятно, но как вовлечь в них людей, если пренебречь властью?
В развитых странах вовлечение происходит при помощи механизмов мотивации. Процессы с участием людей организуются так, что людям становится выгодно, интересно участие в процессе. Эффективность процесса увязывается с величиной мотивации и люди сами стремятся к большей эффективности. Механизмы мотивации разнообразны и индивидуальны. Поэтому управленец, процессы у которого проходят с участием людей, обязан быть компетентен в вопросах мотивации. В случае сообществ базирующихся на власти, человек, занимающий пост управленца, стремится воздействовать, навязать подчиненным свою волю. А подчиненный склонен больше стремится не к эффективности процесса, а к эффективности взаимодействия со своим начальником (личные отношения). Механизмы управления не развиваются, но, вместо них, развиваются личные неформальные отношения. Общеизвестно, что теории мотивации и основанные на них механизмы вовлечения людей, постоянно развивающиеся и успешно практикуемые в развитых странах «пробуксовывают» в России. Этот феномен хорошо объясняется ориентацией управления на необходимость проявления власти, ее структурную, законодательную «закрепленность» и повсеместность использования этого подхода.
Можно ли утверждать, что в нашем государстве (России) культивируются законодательно одобренные формы насилия?
В основном законе - конституции РФ термин "власть" встречается 79 раз (в основном в 1-й и 3-й главах, характеризующих основную структуру сообщества)! И сколько еще в косвенной форме! А в любой должностной инструкции, в разделе обязанности, есть фраза указывающая на прямое подчинение непосредственному начальнику. По сути, все остальные обязанности можно и упустить (хотя специалистам может казаться, что это не так), т.к. имеют значение только законодательные ограничения власти начальника над подчиненными.
Вывод: да, можно утверждать, что в нашем сообществе культивируются одобряемые способы проявления власти (насилия). Эти способы зависят от идеологии сообщества и закрепляются в соответствующих институтах власти. Так, например, в СССР власть выражалась в виде прямого и косвенного насилия (сама идеология сообщества базировалась на применении глобального насилия над населением Земли). В современной России добавилась еще и власть денег, как возможность проявления разнообразных способов прямого и косвенного насилия. Т.е. возможности законодательно одобряемого насилия увеличились, но прямая идеология применения глобального насилия утратила свои основания и былую стабильность (но не силу).
Можно ли избежать насилия в управлении сообществом?
Т.к. насилие (мотив власти) присуще индивиду, то избежать его проявления не возможно. Но можно его ограничивать, для чего и должно служить законодательство. Необходимо:
1. Решительно разделить понятия власти и управления.
2. Постепенно заменить термин власть во всем законодательстве термином управление. При этом все механизмы управления должны быть четкими и их нарушение будет означать проявление власти (насилия). Проявления власти (насилия) должны быть классифицированы (по сути это и есть кодексы трудовой, налоговый, уголовный, гражданский, процессуальный и т.п.) по критериям участвующих субъектов и вида насилия.
Эффективность управления сообществом создает его мощь. Мощь реализуется посредством действия его членов согласно законодательству и направлена на их благо. В основном законе сообщества должны быть закреплены обязанности его членов по участию в механизмах управления мощью сообщества (ее созданию и распределению). Мощь может быть реализована сообществом в различных, в том числе и очень жестких формах (наказание), но и в этих случаях она никогда не будет является насилием (проявлением власти).
Коррупция и власть.
Определение (википедия). "Коррупция — термин, обозначающий обычно использование должностным лицом своих властных полномочий...противоречащих законодательству и моральным установкам."
Пока существуют законодательно закрепленные и культивируемые способы проявления власти (насилия), с коррупцией бороться бесполезно. Т.к. власть (насилие) узаконена, способы ее незаконного проявления (коррупция) будут лишь преобразовываться, приобретать все новые и новые формы, а законодательство, пытаясь угнаться за контролем ситуации, будет плодить новые массовые запреты. Эффективность подобной борьбы очень мала.
Кризис управления.
Недавние события 26.04.2006г. показали, что недовольство уровнем управления в сообществе растет. Выразилось это недовольство в выступлении против коррупции, т.к. лежащий в его основе феномен (возможность использования управленцами огромных ресурсов, мощи государства в своих личных целях) обладает высокой степенью наглядности и, следовательно, силой массового убеждения. Но и сами по себе законодательно закрепленные проявления власти ведут к следующим негативным последствиям:
5. Адаптивный конструктивизм.
В своей лекции З.Бауман (ссылка в начале статьи) говорит об уместности замены постмодернизм применительно к текущему состоянию общества на термин «текучая модерность». Это понятно, т.к. постмодернизм лишь фаза осознания обществом ошибок модерна, которая уже миновала (для общества в целом). Но т.к. в различных сообществах осознание происходит неравномерно и занимает разные периоды времени (в связи с отсталостью-прогрессивностью практикуемых моделей управления, смены поколений, силы идеологии сообщества и т.п.), то многие из сообществ (в том числе и Российское) находятся в стадии перехода, осознания ошибок периода модерна.
Любые конструкты, модели общества не могут быть постоянными, т.к. само общество постоянно изменяется (и изменения эти ускоряются). Но это не означает отказа от моделирования процессов происходящих в нем. Напротив, динамика изменений в обществе и стремление людей точнее описать процессы с целью сознательного управления ими диктует быструю смену моделей и акцентирование приоритета на их конструировании. Поэтому наука об управлении динамично развивается, адаптируя реальную практику управления социумом к самому изменяющемуся социуму. А цели развития социума сейчас видятся не как застывшие конечные идеалы будущего его благополучия (типа коммунизма), а как своевременная, быстрая адаптация, приспособление практикуемых механизмов управления социумом к изменениям самого социума. В каком направлении идет это изменение социума можно лишь прогнозировать с некоторой долей вероятности и лишь на ближайшее будущее, основываясь на наиболее точных моделях описывающих его. Какова же конечная цель этих изменений - не известно.
Комментарии
vlad-y22: а как Вам такое, что право того или иного сообщества людей (типа государства) на обладание соответствующей мощью, определяется тем, о чем Маркс так отразил: "Право никогда не может быть выше, чем экономический строй и обусловленное им культурное развитие общества"?
Если понимать слово "выше" как проявление большего гуманизма в праве, то да, я согласен.
vlad-y22: ну очевидно, что проявление большего гуманизма реализуется не в праве, а в соответствующем сообществе людей, в котором сформировано и действует право (как царство РЕАЛИЗОВАННОЙ свободы - по Гегелю) - на соответствующем уровне своего развития и познания у этих людей.
Я еще подумал над высказыванием Маркса и увидел в нем некоторое несоответствие реальности. Любое сообщество не изолировано от других (если применить высказывание Маркса к сообществу, а не к человеческому обществу в целом) и любая область его "жизнедеятельности" развивается неравномерно (а это характерно для всего общества). Поэтому при отсталой экономике и культуре в целом от других сообществ, в области права (как и в других областях) могут быть проявления иной ступени развития и они инициируют изменения в других областях. Интернет сейчас в России практически повсеместен и идеи из других сообществ просачиваются к нам. Так например, международный сервис Change.org позволяет создать петицию против "произвола власти", и собрав некое количество голосов в поддержку, обратившийся с петицией может предъявить ее в органы управления. Люди (не все конечно) решают свои проблемы, тем самым изменяя право, а это, в свою очередь, оказывает влияние на изменения в культуре и экономике сообщества. Люди начинают замечать несоответствия и понимать, что они могут влиять на них.
vlad-y22: ну здесь одно дело соответствующему сообществу людей иметь право на соответствующую мощь (см. Маркса - Вы ведь с этого начали свои размышления), а другое дело - как оно его использует. Ибо давно известно, что грамотный варвар во сто крат опаснее нравственного аборигена.
Хорошая статья! Мне понравилась (в рамках ФШ).
Позволю себе несколько замечаний. Я в ней вижу недостаток философского. Философия над всеми науками, а потому ее предел - конвергенция. Точно так-же как биологи пределом видят дивергенцию - максимально изучить все виды по признакам. Но это совсем не говорит о том, что одни и другие не пользуются и дивергенцией и конвергенцией как методом для своих целей.
Пределом конвергенции я полагаю конфигуративность, а пределом дивергенции - атрибутивность.
***
У вас:
У меня:
Чувствуете разницу? Вы назначили актора (субъект) и придали ему атрибутику (изменять объект для...). Далее вы будете актору предавать те или иные характеристики. И дело не в том что они не правильные...
***
Вы (к примеру) инженер. Утром звонит будильник (идти на работу). Вы подчиняетесь ему? - Да! Так он субъект или объект?
***
Вы предполагаете, проблема в замене термина? И как вы сможете разделить уже разделенные понятия власти и управления? КАК?
Не видите ли вы здесь некое противоречие? А именно:
----- придание атрибутивности объекту -----
1) субъект обладает властью
2) субъект управляет
----- вывод - рекомендация ------
3) разделить понятия власти и управления
Это как? Разорвать субъект на части? ведь все ваше построение держится на одном и том же субъекте!
Я к чему. Истинною будет итоговая, конструктивная конфигуративность (программа, модель, схема, эйдос).
Вот есть у меня подозрение о приоритете цикличности ("духа над материей"). Но атрибутивность этому не способствует... Она по своей сути есть лишь дивергенция. А жизнь - это распад и созидание (дивергенция и конвергенция)...
Извиняюсь заранее, что где-то утрировал мысль, но только с благими намерениями...
ИМХО!!!
В логике: определений (дефиниций) не может быть вне рамок какой-либо теории (аксиоматической системы). Так, определение параллельной прямой может быть определением только тогда, когда существует геометрическая теория.
Во всех остальных случаях вы говорите лишь о толковании этого слова (как будто существует некое объективное, не зависящее от человека значение данного термина, и кто-то из вас может знать это лучше или хуже другого). Значение слов разговорного языка есть предмет конвенции (взаимной договорённости).
Определение понятия "управление" в рамках дихотомической философии:
Процесс корпоративного управления – это процесс формирования тандема между корпоративными потребностями компании и личными потребностями сотрудников.
Процесс государственного управления – это процесс формирования тандема между общественными потребностями и личными потребностями граждан.
Отсюда можно вывести и параметры эффективности управленцев и их способности управлять.
Заметьте, к примеру, что управление неживым объектом (автомобилем) не подпадает под данную формулировку.
А у вас у обоих - я управляю бутербродом, когда меняю в нём колбасу на сыр. Ура! У меня получилось! Меня в президенты!
Ошибаетесь. Потребность это свойство живого организма. Вот она, - скрытая от вас сторона власти :) - я имею в виду выражение "потребности компании", "общественные потребности".
Определения не доказываются - это должно быть нам известно ещё со школы. О каких же ошибках можно здесь говорить?
У Евклида одно определение параллельной, у Лобачевского - другое, у Римана - третье. Ну? И кто из них ошибается?
Если вас не устраивает данное мной определение, вам просто надо создать другую теорию, вот и всё.
Дело в том, что любой коллектив (корпорация, общество, ЖЭК, партия зелёных или голубых) - это живой объект по определению.
Есть потребность - объект живой.
Нет потребности - объект неживой.
У корпорации есть представление о должном (цель)? Разумеется, есть. Следовательно, у корпорации есть потребность.
Есть представление о должном - есть потребность.
Нет представления о должном - нет потребности.
Значит, любая компания является объектом живым, т.е. подчиняется всем аксиомам теории потребностей.
К слову, носителем корпоративной потребности является топ-менеджер. Каково его представление о должном, туда он и увлекает свой коллектив.
То же самое справедливо и в отношении президента страны. Каково представление о должном у конкретного президента, в той именно ж...пе и находится его народ.
А как он добивается подчинения? Силой, что в дихотомической философии недопустимо. Надо убедить подчинённых путём доказательства, что его идеи истинны. А для этого надо обладать умом.
Силой ничего никому не докажешь, даже если заставишь кого-то с тобой согласиться угрозами или пряниками.
Но это уже вопрос власти, который вам, уверяю вас, без теории потребностей не решить. Напрасный труд. Зря только потратите время и перессоритесь.
ОК. Я принимаю критику по поводу замечания об ошибке. Но тогда и ваша изначальная критика безосновательна. Суть моей статьи - отделение содержания понятий власти от управления. А вы, критикуя, тут же выдаете свои определения смешивающие управление с властью, нивелируя весь смысл статьи. Возможно вы поняли в статье не то, что я стремился показать.
Ну это ваша личная теория. Общепринятое понятие живого организма иное (и применяя термин "объект" вы лишь все запутываете).
Да, да, конечно. У корпорации еще есть сын, бабушка, дача и т.п.
Топ-менеджер "носитель" своих потребностей. В теории менеджмента есть такая "Теория представительства" (Мишель Дженсен, Уильям Меклинг 1971,1976). Там как раз об мотивации топов и их отношениях с владельцами бизнеса.
Убеждение - это один из способов воздействия, проявления власти. В этом смысле да, это проявление силы воздействия, которая при ее легитимности (закрепленности в законе), увеличивается при приближении к вершине вертикали власти (причем, видимо, отнюдь не по закону арифметической прогрессии). Следовательно, для оказания сильного воздействия, например, президентом на другого человека (ниже рангом), достаточно средних способностей.
Я не критиковал. Ни единого слова против! Я лишь предложил иной вариант ответа на поднятые вами вопросы. И по-прежнему верен, что они достойны внимания.
Личных теорий не бывает, если говорить об аксиоматике.
Геометрия - это личная теория Евклида? Ему достаточно было ввести исходные понятия, дать нужные определения и принять систему аксиом. Всё! Остальное от человека не зависит - у всех будут доказаны одни и те же теоремы и одинаково решены одни и те же задачи.
Это только в философии бывают личные "теории". И что? Это хорошо? Хаотическое нагромождение личных мнений и больше ничего.
Вот и вы упрямо движетесь по этому тупиковому пути. Зря.
Что касаемо смешения управления и власти, то каким образом я мог это сделать, дав определение "управлению"? Ясно же, что власть есть нечто иное, раз у неё должно быть иное определение. Поэтому ваши претензии на сей счёт я отклоняю.
Я принимаю, те или иные аксиомы и определения не как какие то конечные истины, а как средства оттенить, наиболее объемно выразить главные мысли, которые я хотел донести. И в этом смысле да, я вынужден придерживаться в рамках одного текста, тех или иных базовых определений и аксиом, чтобы не запутать других. С другой стороны публикации на ФШ предполагают диалог с целью развить высказанные автором поста мысли. Возможно в этом вы правы - я сейчас больше сосредоточен на проработке своих мыслей, их согласованности, чем на возможности посмотреть на это с других позиций. И диалог между читателями текста будет более конструктивный, чем с автором (если он не касается разъяснений отдельных частей самого текста). Но время пройдет и позиция изменится.
Простите, видимо, я прозевал.
В современной мировой философии я не встречал ещё ни разу определений и аксиом.
Ссылочку не дадите?
ОК. Пусть будет "аксиомы". Имелись в виду некие основные понятия, их содержание, на которых базируются теории, концепции. Например, конкретная теория управления на понятии управления, теория информации на понятии информации, теория гравитации на понятии гравитации.
Правильно ли я вас понял, что разговорный язык в состоянии конкурировать с языком логических категорий? Дескать, в моих определениях "ошибки", а в словах обыденного общения ошибок не может быть?
Теория нужна исключительно для доказательств. Без доказательств истины нет! Любая здравая мысль, сколь бы очевидной она ни казалась, уступает по степени истинности даже самой "безумной" идее, получившей своё доказательство.
Однако вы берётесь оспаривать положения аксиоматической модели. Без доказательств. Полагаясь на разговорный язык. Не противопоставляя определениям и аксиомам ничего сколько-нибудь равноценного.
Верно я вас понял?
Скажите, что это не так.
Так я на эти вопросы уже отвечал. По поводу ошибки в ваших определениях - согласился с вами, что у вас может быть иная концепция. Но она идет полностью в разрез с моим текстом. У меня основная мысль - отделение власти от управления, а ваши определения как раз объединяют их. Когда вы, например, приписываете потребности компании, то истинные потребности тех людей, которые за ней в реальности стоят, становятся как-бы невидимыми, не подконтрольными. У тех из них, кто оперирует большей мощью вырабатываемой компанией, появляется возможность использовать эту мощь в своих личных целях. Чтобы скрыть возникающую несправедливость они используют различные виды воздействия (создают власть): убеждения, силу, авторитет, в том числе и идеологию и понятийный аппарат скрывающие истинное положение дел. Напротив, те кто, оперирует меньшей мощью остается ни с чем. Т.е. ваши определения (помогая скрыть власть) как раз и нивелируют основную мысль моего текста.
Основная мысль вашего текста не допускает существования таких руководителей, которые не "скрывают истинное положение дел" и не используют свою власть в "своих личных целях"? Они что же - все как на подбор обманщики и негодяи? Положительных личностей не бывает?
Если это так, то как вы объясняете такое ужасное положение вещей?
Что же я по вашему с Марса что ли чтобы такое утверждать? Дело то ведь не столько в специальном сокрытии, сколько в характеристиках среды. Употребляя выражения типа "властные полномочия" или "структуры власти" большинство даже не подозревают о том, что тем самым, осуществляют легитимацию насилия и контаминацию управления. Критерий использования мощи (власть и так только в личных целях может быть использована - это же доказывается у меня в основном тексте) сообщества (например, корпорации) в личных целях зависит прежде всего от условий среды. Если, например, в ценности корпоративной культуры входит негласное правило "рука руку моет", то как "честный" руководитель может там выполнить план? И как определить степень его положительности в такой среде?
Норма относительна, а отклонения от нее обычно совпадают с распределением Гаусса.
Если вы считаете, что управление может существовать вне человека или живых существ (как бы само по себе, в природе), тогда да, можно согласиться и с вашей формулировкой. Но я основываюсь на классическом понимании управления, где присутствие субъекта управления обязательно.
:) Ошибаетесь. Я "подчиняюсь" не будильнику, а своему плану. Будильник в нем только средство достижения моей цели. Да и сам термин "подчинение" сюда плохо подходит.
Согласен. Здесь есть неточность. Не разделить, а скорректировать и унифицировать прежде всего содержание понятия "власть". Ведь содержание понятия "власть", так часто употребляемое в конституции, не совпадает с содержанием того же понятия в словарях. Там под властью подразумеваются функции и структуры управления. Вот и выходит, что с операционной точки зрения - надо отделить. Или вы считаете, что это (которым оперируют в конституции и в структурах управления) правильная интерпретация термина "власть"? Я так не считаю. И составители философских словарей так не считают (в статье же это разъясняется).
"Система власти","представители власти","коридоры власти","властные полномочия" и т.д. и т.п. - такие выражения для нас привычны как воздух. Но вы разве не согласны с тем, что в содержание этих выражений вкладывается и содержание понятия "управления", а вот содержание понятия "власть", которое дается в словарях, напротив, сокрыто?
Так зачем же субъект-то рвать? Ведь субъект (как источник активности) много чего еще может делать, но мы ведь разделяем, например, агрессию и уничтожение (агрессия это активность субъекта, как и стремление к власти. А уничтожение это специфическая деятельность как и управление). Существенная разница между управлением и властью в целях. Власть направлена на удовлетворение потребностей и желаний самого субъекта власти, а управление на удовлетворение потребностей и желаний членов сообщества.
Две цитаты к контексту разговора из диалога Платона "Софист":
Я просто хочу обратить внимание на двойственность существующего и сущности, которая хорошо согласуется с практикой. У Платона можно поучиться онтологии... Любая сущность (предполагающая существование), она "двухсторонняя". Примеры:
сущность числа - единица (знак (1)/акт полагания)
сущность линейной геометрии - прямая (расстояние/направление)
сущность социума - актор (отдающий/получающий)
Когда вы вводите свой субъект, то он уже не социальный (двухсторонний) актор:
Но мы-то с вами знаем, что "по жизни" все изъяны власти это по сути хапнуть как можно больше, а отдать поменьше. Это-то и нас злит. (Ну, меня во всяком случае).
***
Возьмем любое предприятие. Например в том где я работал, совершалось в день порядка миллиона транзакций. Все они отражались в балансе. Исходящие деньги все, как правило, были результатом управления. Иногда, довольно сложного...
Я опять о философском (самом высшем): может ли без "двухсторонности" существовать предприятие? В реальности?
Нет, ну можно ввести "одностороннего" субъекта с единственным свойством потребления, но такой субъект, съев бутерброд покакать уже не сможет... А это отсутствие реальности, извиняюсь. А я именно выступаю за приближение к реальности (к "теням в пещере" со стороны платоновской действительности). Кто-то исходя из этой двойственности, выдвинул тезис - "по труду" (получил/отдал). Если не понимать его утилитарно, то я с ним во многом согласен.
В такой действительности и будильник и стул они существуют (двойственны)- (служат/сделаны).
***
То есть я вашу точку зрения очень во многом разделяю. Почитал Баумана - согласен с ним. И проблема с термином есть, согласен! Но лучше, к примеру, исходить из той же двойственности власти как соотношение структуры и функции (структура/функция). В одной своей статье (" Онтология. Функция и структура в субъектности ") я приводил пример с нашим Д. Медведевым, который только и говорит о реструктуризации, но, как то забывает, что любая живая структура должным образом должна функционировать...
***
Это вообще-то сказал мой знакомый, маркетолог. Он всю торговлю мыслил в терминах футбольной игры. А там всегда двойственность: нападать или защищаться, на своей половине или на чужой; где должен быть капитан при нападении и защите, спереди или сзади. Стратегию (структуризацию) он видел в умелой расстановке игроков (изменение частей целого)... И где тут субъект? Где субъект в балансе, отражающим всю деятельность предприятия?
Нет, у меня более сложная философия. У меня живое и косное они равноправны по отношению к эйдосу. Т.е. не атрибутивно, а конфигуративно. Если бы этого не было ни каком разумном мире говорить бы не пришлось. Поэтому при столкновении двух бильярдных шаров они ведут себя по соответствующим законам. А вот мы, пока, эти законы понимать не хотим...
***
Есть в вашей статье много правды. Но она больше в том, что власти придАли значение субъекта (а не управленца), некоторого "одностороннего" центра. И как по мне, и отнюдь не в укор вам... у нас и будет такая власть пока мы так односторонне мыслим... т.е. вот я снова о философском...
ИМХО!!!
Это не просто проблема с термином, а глобальный косяк русского интеллекта. Указывающий на то, что люди, занимающие посты управления и проявляющие власть (насилие), так воздействуют на нас, что наш интеллект не замечает таких грубых несоответствий между теорией и практикой. В РЕАЛЬНОЙ ПРАКТИКЕ власть (узаконенное насилие) вплетается в функции управления доминирует над ними, а в теории управления (книги) которой обучают менеджеров, руководителей все не так - там НЕТ власти, то же самое и с термином "власть" в философии и психологии (хотя практическая психология загрязнена уже пониманием власти как функции управляющих структур). Т.е. получается, что мы привычно говорим "власть", а подразумеваем "управление" и скрываем насилие. И где философы? Ведь именно к этому призывал Бауман в своей лекции в последнем абзаце ее текста - именно на такие "невидимые" но важные для сообщества моменты должно быть обращено внимание философов прежде всего .
В первом случае субъект более очевиден (т.к. ситуация более ясна) - это тот кто расставляет. Термин расстановка неявно подразумевает проявление активности, воли того, кто это делает. Во втором назвать субъекта не могу - ситуация не ясна.
1.Я понимаю, что вы смотрите с другой позиции. Но вы применяете термин "власть" в этом предложении (и ранее так же применили), имея в виду под ним управление. И с этим я категорически не согласен. Почему? Потому, что это не дает возможности развиваться самому управлению и легализует (легитимирует) возможности насилия (т.е. власть - это не то, что имеют в виду когда говорят о функциях структур управления, а то, что под ней понимается на самом деле - в определениях философии и психологии). Именно это я и пытался показать в своем тексте.
2.Вы здесь не заметили другой стороны: управлению (людям которые исполняют эти функции) придАли возможность и законность проявлять власть (здесь термин "власть" также употребляется в том смысле, как в тексте статьи - возможность насилия).
Я вовсе не против ваших попыток хоть в чём-то разобраться, но на мой вкус разбирать часы следует при помощи часовых отверток, а старый сарай при помощи лома и топора. Но никак не наоборот.
Вы можете рассматривать государство, как хотите, но государство занято далеко не только тем, что принимает решения. Вспомните азы кибернетики, в частности управление с обратной связью. Там есть классическая замкнутая цепочка: актуальная модель управляемой системы -выработка управляющего воздействия по уже существующему критерию оптимизации - выдача управляющего воздействия - мониторинг изменений в управляемом объекте - актуализация модели управляемой системы....Проблема в вашем случае даже не в том, что вы не вспомнили азы кибернетики, науки об управлении, между прочим. Проблема в том, что вы оперируете словами, которые у вас не имеют чёткого определенного смысла, и у вас получилось что-то типа «Гло́кая ку́здра ште́ко будлану́ла бо́кра и курдя́чит бокрёнка». То есть по построению фраз, по каким-то многозначным словам можно понять общее направление мысли вашего опуса. А чётко выраженного смысла нет, как нет и аргументации. Вот вы пишете "Государство, можно рассматривать". Так никто и не оспаривает вашего права рассматривать, рассматривайте, надоест, перестанете рассматривать. Но почему именно так вы его рассматриваете? В состоянии аргументировать, почему читатели вашего опуса согласятся его рассматривать всегда именно так, или только для конкретного случая, так?
И ещё. Кроме революционера Баумана, до вашего опуса никого с такой фамилией больше не знал. Да не интересно мне, кто там кроме вас чего понаписал. Вы не давите ссылками на каких-то авторов, вы аргументируйте свои мысли пусть они будут даже пересказом чужих, но аргументы строго обязательны. Без них любой текст, даже со ссылками на каких-то авторов, - пустая болтовня, не стоящая времени, потраченного для диагонального чтения.
Я ограничился минимумом позволяющим, на мой взгляд, понять основную мысль всего текста не углубляясь в подробности.
У нас с вами видимо различное образование, опыт, возможно ценности, идеалы и т.п. Поэтому текст, кажущийся мне очень логичным и аргументированным, для вас может быть лишен смысла и наоборот, я могу совершенно не воспринимать ваш текст.
Да, рассматривать можно по разному. Поэтому, именно для конкретного случая, когда именно по таким углом рассмотрение государства дает возможность увидеть то, что я хотел показать. Поэтому, если читатель хочет понять передаваемую мысль, то соглашается. Но он ведь волен интерпретировать любой кусок текста по своему, видеть там какие-то свои мысли, отличные от авторских.
Да я про него и сам неделю назад знать не знал. А ссылка вначале дана лишь для того, чтобы показать, что он заметил некое несоответствие. А уже далее я попытался раскрутить это несоответствие, тем более, что у него оно идентифицируется неверно (он ведь определяет власть как государство и мощь, а наши философские словари и мое определение в тексте как возможность воздействия, насилия. Возможно это несоответствие вносит дополнительную путаницу). А ссылка в конце - действительно заимствование у него мысли о "текучей модерности" как модели наиболее адекватной (на мой взгляд) для будущего управления сообществами.