1. ПРИРОДА ПЕРВИЧНОЙ СУБСТАНЦИИ И МЕХАНИЗМ РАЗДЕЛЕНИЯ ЦЕЛОСТНОСТИ
"Истинная теория заключается в том, что ее отрицание тоже является истиной теорией" .
Нильс Бор.
Махариши утверждает, что базовой субстанцией, находящейся в основании всего сущего, является единое поле памяти. «Брахм (всецелостность) это одно, состоит из памяти и владеет памятью о многом».[1]
Как известно из повседневного опыта, память обладает двумя состояниями. Память, которая помнит, – память с качествами и память, которая не помнит, - память без качеств. Память без качеств, по определению Махариши, – это Абсолют, абсолютный ноль, или непознаваемое (математическое выражение – 0).
Махариши, в соответствии с ведической традицией, говорит о ещё одном состоянии памяти, это способность наблюдать или осознавать саму себя. Мы назовём это качество памяти – Наблюдатель. В метафизике это качество памяти обозначают, словом Дух или высшее Я.
В философии состояние, когда все поле памяти помнит себя как наблюдателя, описывают формулой: Я ЕСТЬ, Я СУЩЕСТВУЮ, в этом Я заключается сущностная природа бытия. В этом состоянии наблюдатель осознаёт исключительно себя. Это состояние единства (математически оно выражается - 1)
Первый этап творения – возникновение двойственности. (Слово «первый» используется, вынуждено, так как время пока не возникло, но процесс мышления не можем представить вне времени).
Двойственность возникает в результате деления единого поля памяти на две части. Одна часть вспоминает себя как наблюдателя или проявляет в себе качество наблюдателя, а другая остаётся в безкачественном состоянии. Другими словами наблюдатель наблюдает сам себя на фоне абсолюта. Это состояние получило название – Атма. Йога татва Упанишада моделирует Атму как волну поля памяти, в Буддизме её образно представляют как «свет» и «мрак». Математически она выражается как 01; 010 и 101.Мы предлагаем упрощенно моделировать Атму как светлый круг на темном фоне. Вместе с Атмой, как утверждает философия Вайшешика, возникает восемь особых качественных состояний или восемь фундаментальных категорий. На языке символов их обозначают как: Дик (направление), Кала (время), Манас (интеллект и ум), Акаша, Ветер, Вода, Огонь и Земля
Дик – направление внимания. Наблюдатель может попеременно наблюдать себя как качество поля памяти и другую часть памяти, где это качество отсутствует. При этом изменяется направление его внимания. В повседневном опыте это проявляется, как способность наблюдать то на что направленно наше внимание, упуская из поля зрения все остальное. То, что управляет направлением внимания, называется Воля
Другое особое качество, это граница между качеством наблюдателя и отсутствием этого качества или образно выражаясь, граница между «светом» и «мраком», получившая название – Акаша. Акаша лежит в основе представлений о форме и пространстве, мы вернёмся к её рассмотрению, после того как смоделируем время.
Третье особое качество - Время. Оно возникает совместно с другим уникальным качеством, - интеллект (Манас), древние философы выделили его в отдельную философию Ньяя. Подобием, которой в европейской традиции является логика.
Удерживая в поле своего внимания "свет", наблюдатель осознаёт себя как - ЭТО Я. Изменяя направление внимания и наблюдая "мрак", он осознает его как - ЭТО НЕ Я. Рассматривая свою форму, как границу между "светом" и "мраком", у наблюдателя возникает вопрос - Я есть форма ИЛИ её содержание? И ответ - Я есть способность видения. ДА, НЕТ, ИЛИ и закон достаточного основания - это четыре логических операции, способность памяти, выполнять которые Махариши определяет как Интеллект (Манас). Выполняя логические операции ДА, НЕТ, ИЛИ, мы получили последовательность, в которой логическую операцию ДА мы можем обозначить как прошлую, НЕТ как настоящую, а ИЛИ – будущую. Эту последовательность мы определим понятием – Время. Создавая время, мы раздели единое поле памяти на три части. Это память о настоящем, где осуществляется текущий познавательный акт. Второй вид памяти, это память о прошлом, где сохраняются уже выполненные познавательные акты, она ограничена и может содержать только то, что прошло через интеллект. Третий вид памяти условно назовём "память о будущем". Подробно она будет рассмотрена во второй главе. В философии Санкхья эти три вида памяти получили название трех гун: Раджас, Тамас и Сатва
Три состояния единого поля памяти: память о будущем, настоящем, прошлом и способность наблюдать саму себя, взаимодействуя между собой при помощи четырех логических операций, образуют то, что называют Сознанием. Управляет деятельностью сознания направление внимания – Дик.
Разделение памяти приводит к возникновению зеркальной симметрии. Представление о зеркальной симметрии возникает при познании волны Атмы самой себя. После познания себя в памяти о настоящем приобретенное знание сохраняется в памяти о прошлом. Повторное рассмотрение Атмы в памяти о настоящем, позволяет сравнить её с содержанием памяти о прошлом. При этом наблюдатель одновременно видит себя в настоящем и свое отражение в памяти о прошлом. В дальнейшем мы сможем убедиться, что вся деятельность интеллекта и ума заключается в сравнении содержаний памяти о настоящем и памяти о прошлом, с постоянным пополнением информацией из памяти о будущем.
Рассматривая качество Акаша, мы отмечаем, что идея о нём, как границе разделения возникает при совместном рассмотрении двух состояний поля памяти образующих Атму: качеством Наблюдатель и отсутствием этого качества. Независимо от них, Акаша не существует, как не существует независимо сама по себе граница между светом и тенью. Это явление получило название Майя – то, что существует при некоторых обстоятельствах и не существует само по себе.
Интеллект, сравнивая две формы Атмы разной величины, в нашей модели это два круга «света» различного диаметра, находит присущее им новое качество, получившее название размерности. В науке качество размерности рассматривается как независимое качество, существующее само по себе, называют его в этом случае пространством или физическим вакуумом. С позиции мистиков понятие размерность относится к категории Майи и может существовать только при наличии двух форм, одна из которых выступает измерительным эталоном. Об одной форме мы не можем сказать большая она или маленькая, так как ее несчем сравнивать, в этом смысле она безразмерна. С этой точки зрения физический вакуум (пустота) не имеет размерности и его следует понимать как безкачественное состояние или абсолют. Нам трудно это представить, так как в нашей памяти о прошлом накоплено множество форм и мы их сравниваем подсознательно с любым рассматриваемым объектом.
По этому поводу Махариши предлагает нам определение ошибки - «Ошибка это когда мы держимся за одно и упускаем другое». ………………………………………………………
…………………………………………………………………………………………………………………………………………………………………………………
Комментарии
http://www.obretenie.info/txt/vos/vos4_ma_tush.htm#03
Спасибо за совет. Я Вас понял. Попробую поговорить о "стене".
http://philosophystorm.ru/comment/reply/1634/12281
Я знаком с этой школой.Техники первых пяти синтезов работают превосходно, дальше не пробовал. Лекции, которые мне были доступны примитивны.