Сознание разумное человека есть уникальное создание природы. При этом есть намерения некоторых считать сознание человека в виде голографического осколка сознания мирового духа, и этим ошибочно ставится некий знак равенства между ними. Так ли это и может ли такое равенство быть?
Сознание человека субъективно и с этим все согласны, но оно же, будучи субъективным, рождает в понимании и то, что является объективным. Иначе не существовала бы объективная наука, объективные открытия, которой подтверждены опытом и практикой, при том что сознание человека как субъективное имеет полное право ошибаться и неправильно воспринимать действительность.
Таким образом из сказанного следует. что субъективное сознание человека выступает также и как объективное, будучи при этом абсолютно субъективным.
Субъективное сознание человека выражает объективное в следующих случаях:
1) когда выводы субъективного сознания однозначно совпали (попали) с объективным, фундаментальным в мироздании;
2) когда выводы субъективного сознания только множественно отражают или указывают на объективное.
П. 1 очевидно понятен — это случай, например, открытия субъективным сознанием человека объективно действующего закона природы, что подтверждено опытом и практикой в микро- и макромире.
П. 2 не так очевиден, но может быть объяснен, например, отношением к пониманию такого понятия, как число.
Число есть только отражение количества или указания на него — конкретное количество. Количество при этом всегда материально конкретно. Чисел же, отражающих или указывающих на количество, бесконечное число, как бесконечно число систем счислений, в каждой из которых есть число, соответствующее конкретному этому же количеству, одинаковому во всех системах счислений.
Надо для определенности отметить, что только нуль и единица в любых системах счислений указывают одно и тоже количество, соответственно нет “количества или ноль” и есть “единица количества”.
Поэтому эта двоичная система счисления занимает особое, главенствующее место в ряду всех бесчисленных систем счислений.
Таким образом, по п. 2, субъективное сознание человека не имеет однозначного совпадения с объективным (в рассмотренном случае есть частное совпадение), но, тем не менее, находясь всегда в привязке к системе счисления, правильно указывает или отражает объективную, фундаментальную реальность — количество (число в натуральном ряду — натуральное число).
Пример:
Количество 2 в двоичной системе счисления — это число 10, а в десятичной — число 2. Но в обоих случаях субъективное сознание по разному, но объективно указало или отразило объективное количество.
Очевидно, что также существует и третий пункт-вариант:
субъективное сознание не совпадает с объективным и не указывает на объективное и не отражает его.
Таким образом, исходя из сказанного. можно определить возможности человеческого сознания в мироздании:
1) совпадать в выводах с объективным и фундаментальным однозначно (т. е. быть правильным в восприятии объективного фундаментального);
2) только указывать или отражать множествененно объективное, фундаментальное, т. е. быть также правильным в восприятии объективно-фундаментального, для случая привязки этого указания или отражения к конкретной системе, например, к системе счисления;
3) не совпадать в выводах с объективным, фундаментальным, не указывать и не отражать объективное, фундаментальное (т. е. быть неправильным в восприятии объективнофундаментального).
Правильное устанавливается субъективным сознанием человека при совпадении выводов его гипотезы с реальными результатами, наблюдаемыми в опыте, практике т. е. при создании человеком теории. Для этого, например, и используется созданный человеческим сознанием инструмент — число, как отражение количества или указание на него.
Отмечу, что в качестве примера для рассмотренного по п. 2 может быть приведено также понятие “слово”, привязанное конкретно к языку и указывающее конкретное. Но слов этих множество, как есть множество языков.
Объективное, фундаментальное существовало, существует и будет существовать вне зависимости от наличия человеческого сознания.
Появление человека с его разумным сознанием ничего нового объективно-фундаментального в мироздание не вносит: не имеет возможности субъективное сознание человека создать что-либо новое объективнофундаментальное в устройстве мироздания. Нет такой возможности у человека — носителя субъективного человеческого сознания. Кто не верит, тот может попробовать: результат будет нулевым.
Роль человеческого сознания в мироздании — это выполнить функцию познавания объективного, фундаментального, для чего и созданы субъективным человеческим сознанием числа и слова, являющиеся инструментами при познании мироздания субъективным сознанием человека.
Само объективное, фундаментальное мироздание, или мировой дух, выполнить функцию познания (конечного в каждый момент времени) самого себя выполнить не может, поэтому создан человек, и эта функция поручена ему. Человек, как носитель субъективного сознания, создан таким образом что оно, являясь субъективным, имеет право быть и объективным, в результате чего именно человек может определить количество и открыть взаимосвязи между количествами, то есть познать на уровне формул, уравнений, математических моделей взаимосвязи между количествами.
Для этого человеком используются изобретенные им инструменты: числа и слова,
Из сказанного очевидно следует, что субъективное сознание человека вторично и никак не может ставиться на один уровень с объективным, фундаментальным или мировым сознанием-мировым духом: если оно — человеческое сознание и “осколок” мирового, то никоем образом не голографический, то есть никоем образом не воспроизводящий в целом первичное сознание, даже как внешнее отображение.
Литература
1. Шилов С. Е. Риторическая теория числа / С. Е. Шилов. — М. : Наука, 2006.
Лебедев В.Н.
К вопросу о человеческом сознании, о субъективном и объективном и их взаимосвязи (взаимодействии).
СПб.: Изд-во Политехнического ун-та, 2008.
ISBN 978-5-7422-2105-0
Комментарии
Уважаемый Владимир!
Для начала позвольте поправить Вас для общей пользы:
Эта фраза "режет мне слух".
1. Когда пытаются совместить "Количество", категорию предполагающую конкретное Качество с системой счислений (скрестить ежа и ужа) - это не по философски. Если мы говорим о системе счислений (двоичной, десятичной...) то всегда имеем дело с его величеством - ЧИСЛОМ.
2. Существует эйдос числа:
полагание - число - ряд - группировки - представление.
система счислений - это представление группировок. Конкретно так (группировки справа):
0 - 00
1 - 01
2 - 10
3 - 11
--------
А существует эйдос количества:
качество - количество - направление (изменение) - структура - проявление.
Это разные страты. Число и Количество - это семиотические Понятия (сущности), которые по определению "остаются неизменными при преобразовании".
Другое дело, что эйдос Количества относится к феноменальной (наглядной, внешней) действительности, а эйдос Числа к ноуменальной (внутренней). Но когда мы заполняем накладную, тогда совмещаются ноуменальная и феноменальная действительность через нас (мы медиатор). Ибо прежде чем обозначить Количество, должны быть Числа. Хотя детей обучают в обратном порядке. Сначала им показывают разное количество яблок (наглядно), а потом вводят понятие Число (используя образность).
***
Об "осколках" и голографии писал образно я, пытаясь "оживить" Парменида. Если это вы в мой "огород", то спасибо за рекламу. "Осколки" это сущности докатегорийного Одного - уникальное. В данном случае Число и Количество - сущности. Мы с вами тоже (вы вправе отказаться!). В Мире одно уникальное Число (онтологически), так же как и уникально Количество.
Голография здесь это метафора, которая говорит о том, что эйдосы Числа и Количества связаны между собой непростым образом (суперпозицией).
***
Обратите внимание на различный стиль наших изложений. У вас - эксклюзивный. А следовательно ваш текст незаконный (в смысле повторяющихся явлениях при определенных обстоятельствах). Это вы описываете свое "видение" (гипотезу).
Я же использую гомологические ряды, которые легко проверить! И они истинны (следуя Тарскому).
Может быть вы будете возражать, что за числами идут ряды, а за рядами группировки? Или что имея товар (качество) и количество мы не выдерживаем построчно направление при структуризации (группировке) их в таблицу?
Просто когда смешивают Числа и Количество в одну кучу - мне не по себе (что б там не объясняли).
***
Я не доверяю вам.
И эйдос числа и эйдос слова уже были, похоже до нас. Мне ближе позиция В.В. Налимова (концепт Текста), который говорил о семантическом (смысловом) вакууме и его распаковке. Сквозь ваш текст просматривается "единство и борьба противоположностей", в которых обязательно "побеждает" субъект, а слова и числа его инструмент в победе над объектом. Мне такой подход неприемлем... Пишу только потому, что бы могла прочитать, возможно, молодежь.
***
Так, о первичном и вторичном.
Недавно у кузнечика обнаружили слуховой орган (томографом). Он конструктивно оказался такой же как и у нас. Перепонка, улитка и передаточный механизм. То есть вся идея слухового аппарата была почти с самого начала. Я к тому, что Платон был прав в своей основе...
Виктор.
Victor пишет:
Эта фраза "режет мне слух".
1. Когда пытаются совместить "Количество", категорию предполагающую конкретное Качество с системой счислений (скрестить ежа и ужа) - это не по философски.
=========================================================================
тем не менее, в моей фразе , естественно , ошибка отсутствует :каждому числу в каждой системе счисления, соответствует конкретное количество
Victor пишет:
.
===========================================
я , считаю наоборот: в соответствии с причинно следственной связью , действующей в материальном мире,
наличие количеств, в материальном мире , есть причина появления следствия- чисел , каждое из которых , в соответствующей системе счисления, определяет конкретное количество
.
Victor пишет:
.
=====================================================================
пожалуй это мне надо благодарить вас за рекламу этого мною сказанного еще ранее даже 2006 года
Victor пишет:
.
=====================================================================
где вы усмотрели у меня одну "кучу"...?
у меня количества...это одна "куча"
а числа-- это много других "куч", каждая из которых есть система счисления
В Н Лебедев пишет....
Victor пишет:
.
=============================================================================
это ваше право....
я высказал свое отношение к рассматриваемому обстоятельству: в материальном мире действуют причинно- следственные связи , поэтому инструменты познания --слова и числа до возникновения сознания человека существовать не могли
В Н Лебедев