Гегель в Предисловии к его "Философии права" указал на ту главную роль, которую должна реализовать философия: "Именно в вопросе об отношении философии к действительности и господствуют недоразумения, и таким образом я возвращаюсь к тому, на что я указал раньше: философия именно потому, что она есть ПРОНИКНОВЕНИЕ В РАЗУМНОЕ, представляет собой постижение наличного и действительного, а не выставление потустороннего начала, которое бог знает где существует...". И одним из таких "проникновений в разумное" Гегель определил познание законов природы: "В природе величайшей истиной является то, что вообще существует закон... Чтобы знать, в чем состоит закон природы, мы должны его узнать, ибо эти законы верны, лишь наши представления о них могут быть ложны. Мерило этих законов находится вне нас и наше познание этих законов ничего к ним не прибавляет, ни в чем не способствует им; расширяться может лишь наше познание этих законов". А вот Маркс, развивая суть взаимодействия людей с природой на основе знания о её законах, с учетом того что сами люди являются высшими представителями живой природы на Земле, отразил такое:"Мы должна прежде всего констатировать первую предпосылку всякого человеческого существования, и следовательно и всякой истории (жизни людей на Земле - моё уточнение), именно ту предпосылку, что люди должны иметь возможность жить, чтобы быть в состоянии "делать историю".Но для жизни нужны прежде всего пища и питьё, жилища, одежда и еще кое что. И так, первый исторический факт, это - производство средств, необходимых для удовлетворения этих потребностей, производство самой материальной жизни. Производство жизни - как собственной, посредством труда, так и чужой - посредством деторождения (и для людей главным мотивирующим фактором в этом процессе производства жизни и деторождения является создание более благоприятных условий для жизни их потомков, чем у них самих - моё примечание) выступает сразу же в качестве двоякого отношения: с одной стороны, в качестве естественного, а с другой - в качестве общественного отношения" (см. 3. "Первичные исторические отношения, или основные стороны социальной деятельности" в работе "Немецкая идеология"). Исследуя суть капиталистических условий обеспечения жизни людей, Маркс (на основе своих научных исследований этих капиталистических условий) сделал такой вывод о таком диалектическом взаимодействии : "Производственные отношения (организуя и реализуя которые на основе знаний о законах природы, люди преобразуют вещества и явления природы в полезную и в удобную для них форму) - это отношения, в которые вступают люди в своем общественном жизненном процессе, в производстве соей общественной жизни" (см. Гл.51 в Т.3 "Капитала"). Ленин хорошо понимал диалектику этого и в послереволюционной России сразу же запустил не только программу ликвидации безграмотности, но и так называемую культурную революцию (см. об статью В.М.Межуева "Ленинская теория культурной революции как модернизационный проект для России", она есть в Яндексе). А какое понимание и познание у нас этой диалектики уже наших условий жизни (всё тех же капиталистических)?
Комментарии
Так за что сегодня сражаются наши (из ЛНР И ДНР) и российские парни на Донбассе и на Украине? Неужели за те "премудрости", которые пытается нам всем на ФШ "втюхать" Феано? Или все же Гегель прав и они сражаются за то наличное действительное, в котором не будет (в этом наличном и действительном) того кровавого варварства со стороны укронацистов, которое во всем мире определяется терроризмом?