Сегодня мы применим Деконструкцию к интереснейшему межконфессиональному парадоксу, связанному с символизмом «распятого Серафима с лицом Христа». Так представляет нам данный феномен Католицизм в истории, произошедшей со Св. Франциском на горе Ла Верна. Религиозный сюжет, связанный с этим событием, детально описан, хорошо проиллюстрирован, канонизирован – оттого и сам данный сложносоставной символ не вызывает вопросов в западной теологии.
Напротив, в русском православном дискурсе серафический Христос, появившийся в 16 в. на иконах и фресках под разными названиями: «Душа Христа», "Распятие в лоне Отчем" и «Христос распятый Серафим» - изначально породил жаркие споры.
https://rhga.ru/upload/iblock/2cd/2cde5d191aec141189c9bbcc95b27cfb.pdf стр.260
Отметим сразу же Первое ключевое отличие: ОТСУТСТВИЕ вербализированной пред-основы изображенного на русских иконах. Отличие Второе: в иконическую плоскость Православия введены исключительно персонажи «божественного» ряда, прежде всего – фигура Бога-Отца, придающая общему иконическому сюжету особую весомость и снимающая, по идее, все во-просы Легитимизации. Тем более, что существует весьма похожий русский извод под названием «Отечество».
А сейчас с изумлением понаблюдаем, как Серафим вознесется ВЫШЕ ВСЕХ СВЯЩЕННЫХ ПЕРСОНАЖЕЙ ХРИСТИАНСТВА.
Смотрите, вот он снова на фреске монастыря Хора своей внушительной "фигурой" возвышается над общей сценой "Успения Богородицы" - и над головой самого Христа! Мы видаим также его "осеняющую" роль над композицией "Евхаристия" или "Мелисмос", где он парит над Чашей с божественным младенцем. И, наконец, снова возносится ВЫШЕ ВСЕХ на редчайших сегодня образцах икон "Распятие" и "Троица Новозаветная".
Показательны также "серафические" варианты раннего Средневековья, где в Тетраморфах из Лимбургской Ставротеки, X в, рис.1, и монастыря в Убиси, Имеретия, Грузия, IX в., рис.2 располагается вовсе не Бог-отец и не Христос (как на известной нам знаменитой, более поздней иконе "Спас в Силах"), а именно СЕРАФИМ. А дальше, произойдет примечательная метаморфоза: Серафим распадется на двух Херувимов, превратившихся позднее в ангелов и архангелов И мы зачастую - или даже практически безальтернативно - будем
лицезреть на иконах ощутимо семантически измельчавший или полностью видоизмененный (ангелы) "крылатый" вариант, как эхо некогда могущественного Высшего Феномена.
http://serafim.com.ru/site/nstr_101.html
Религиовед, искусствовед Полина Майер приводит убедительные доказательства, что
Столь спорные крылья распятого Христа были вдохновлены отнюдь не западноевропейскими мистическими образами. Московский владыка был прав, отстаивая древность («по древним образцам греческим») и ориентацию [этих, якобы «новых"] икон на образцы из стран православного ареала...
https://www.academia.edu/36337170/%D0%9C%D0%B0%D0%B8%D0%B5%D1%80
Те образцы, как известно, имеют, к тому же, и более "зрелый" возраст, чем история со Св. Франциском. Майер основывает "крылья" Христа на миниатюрах из так называемых гомилий великого каппадокийского теолога Григория Назианзина, "Богослова" (рис.2 из Библиотеки монастыря Дионисиат. Dionisiou cod. 61, f. 4а. Афон. Греция), где Христос крылат, как ангел. Эти рукописные иллюстрированные свидетельства, появившись в Византии "в X-м веке или даже ранее", вошли в Литургическую коллекцию и распространились многочисленными списками в славянском переводе не позднее 11 века.
А корень их - иудео-эллинистический. Такое вот совместное теолого-визуальное творчество. Иудеи придумали вербальную фабулу, вложив ее в уста аж-аж ветхозаветного пророка Аваакума, как "Песнь-видение", а греки, как и положено православным, позже ИЗОБРАЗИЛИ это Видение в лицах.
Касается это откровение прежде всего того самого знаменитого Совета, где решался вопрос о будущем воплощении Сына Божьего. Присутствовали на этом Совете все три лица, которых мы сегодня видим на иконе "Троица", рис.1. Все они крылаты. Полина Майер также обращает наше внимание и на "двух животных" Аваакумовой Песни:
«посреде двою животну познан будеши». В экзегетической традиции они трактовались как херувимы славы, осенявшие «Ковчего Завета" [Василик, Никифорова], в типе Распятый Серафим они фланкируют центральное изображение распятого Христа с крыльями"
От себя добавлю - не всегда "фланкируют", иногда отсутствуют полностью, но их наличие на других образцах "Распятого Серафима" подтверждают определенную справедливость слов П.Майер. А вот "Ковчег Завета", рис.6, - это интересно. В свой иллюстративный ряд мы взяли его не абы откуда, а прямехонько из авторитетнейшего иллюстрированного Библейского словаря Фулкрана Вигурокса, 1912 г. (стр. 918 (524)):
https://archive.org/details/Vigouroux_DB/Vigouroux_DB_I/page/n523/mode/2up
А вот где взяли его евреи? Ответ направшивается сам собой: в Египте. Ибо именно с этой страной традиционно связывают историю формирования еврейского народа в XVI-XIV вв. до н.э. , который поселился здесь после падения Иудейского царства и разрушения первого храма Навуходоносором. На египетский исток херувимов с "Ковчега Завета" указывает и Библейский словарь Ф. Вигурокса.
И теперь нам, на примере Серафима из румынского монастыря Молдовица (Рис.7 вверху) остается лишь убедиться в том, КАКИМ ОБРАЗОМ он может «распасться» на двух херувимов – и соединиться-ВОССТАНОВИТЬСЯ вновь в одно Общее Целое. Единство Противопо-ложностей в одном «центровом» образе юного христианства!
ВЕРИФИКАЦИЯ ИЕРАРХИЧЕСКИХ УРОВНЕЙ
ССерафим и два херувима на колокольне Собора Рождества Христова, г.Каргополь
Херумимы - Вторые, чуть ниже, Серафим выше в иерархии, он ПЕРВЫЙ возле Бога, он знает ВСЕ ЕГО ТАЙНЫ. Оттого так категоричен Ориген («О первых принципах»): Серафимы в Книге Исайи являются физическим воплощением Христа и Святого Духа . Его обоснование исходит из идеи, что никто и ничто «не может полностью знать начало всех вещей и конец вселенной», кроме Бога . Ориген завершает этот раздел, написав о Серафимах как существах, которым было открыто знание Бога, что возвышает роль Серафимов до божественного уровня. О "верховенстве" Серафима идет речь и в Небесной Иерархии Дионисия Ареопагита.
Интересны отличия в иудаике, где Знание относят к двум херувимам, "Между которыми является бог" на Ковчеге Завета. Здесь тоже, в принципе, все логично, с точки зрения экзегетики евреев, но вот только отчего-то упорно "не прорисовывается" серафический Синтез. Отчего?
Серафим изначально... Змей! Его корневое слово сараф используется семь раз в тексте еврейской Библии как существительное, обычно применяемое для обозначения понятия - и существа «Змея»: дважды в Книге Чисел, один раз в Книге Второзакония и четыре раза в Книге Исайи. Неужели Серафим ЦЕЛИКОВЫЙ Змей? Нет, не целиковый. Змеем Серафим является лишь частично, на первую половину. На вторую половину он - Птица.
Ведь только, как СИНТЕЗ Верха ("крылья") и Низа ("змея") можно отразить главный Принцип Миропостроения, включающий в себя ОБЕ ПРОТИВОПОЛООЖНОСТИ:
Так вспыхивает свет и создается мир –
Его по-своемy образовать желает
Кецалькоатль – Перо на чешyе,
Орел-Змея, Паренье в небесах («Сказание о Кецалькоатле» Х.Л. Портальо
и Стланье по земле. перевод М.Былинкиной.)
Когда писать еще о Драконе-Серафиме, как не в наступающий год Дракона! Цикл повторился - снова повторился с той памятной даты в 2012году, когда "заканчивался " Календарь майя и ожидался, соответственно "Конец Света". Это был год Дракона по китайскому календарю. Старинный, КОРЕННОЙ китайский иероглиф "Дракон" вобрал в себя и онтологию майянского календаря (и не просто календаря , а "Галактической Константы", как называл Цолькин американский философ с индейскими корнями Хосе Аргуэльес, и он же - "гармонический Модуль, представляющий собой голограмму и таблицу перестановок различных уровней информации, сознания и бытия».Фактор Майя. Внетехнологический путь), и в целом олицетворил собою Первичный Принцип Бытия.
Немецкая монахиня Хильдегард фон Бинген в далеком 1174 году создала на эту тему ряд гравюр, Liber divinorum operum, среди которых - и вышепредставленная, где в процессе кругового, ЦИКЛИЧНОГО вращения "крылья" сменяет Дракон. Еще один немец, и иезуит к том же, Афанасиус Кирхер доказал своими гравюрами прямую связь иудео-христианского "креатива" с космологией Древнего Египта и Древнего Китая. Снова же немка, принцесса-просветительница Антонии Вюртембергская разместила в Церкви Святой Троицы в Бад-Тайнахе характерное изображение Преемсвенности той перекладины, на которую Моисей повесил Медного Змея - и перекладины Распятия Христа. Русские иконописцы реплицирующие ранние образцы икон, увековечили этот важнейший Принцип в русской культуре.
Комментарии
Когда мы верифицируем Серафима и Херувимов, размещаемых на самых священных объектах Православия, мы, разумеется , не можем пройти мимо головных уборов восточных патриархов, где эти символы также отражены. Прежде всего это, конечно же, БЕЛЫЙ КУКОЛЬ, который из Византии был перенесен на головы (символ Серафима) и плечи (символы парных Херувимов) Московских патриархов. И с тех пор они ему, куколю, никогда не изменяют. Однако не менее интересен еще один "крылатый" знак, украшающий патриаршьи митры и сохранивший указание на ТЕ ЖЕ САМЫЕ парные разнонаправленные космологические потоки вкупе с сокрытым ВЫСШИМ ФЕНОМЕНОМ над ними, означенный большой короной. Получается, что Россия выбрала самый потаенный синтетически символ Церкви в качестве своего герба.
Все подробности о Российском Гербе - в комментариях к материалу:
http://philosophystorm.org/snimaem-zavesu-tainy-s-vilochkovykh-krestov-n...
Филон Александрийский именно ангела отождествляет с ЛОГОСОМ, по Ф. Коплстону. А Маймонид, выдающийся еврейский философ Средневековья, со своей НЕОаристотелевской интерпретацией Библии, утверждает, что "те, кого Библия и Талмуд называют «ангелами», на самом деле являются намеками на различные законы природы; это принципы, по которым функционирует физическая вселенная".
То есть, оставляя в крылатом САРАФ-име его "змеиную" этимологическую составляющую, евреи как раз и подразумевали СДВОЕННУЮ ПРИРОДУ попеременного Движения, которое православные христиане отражали отдельно в двух Орлах и отдельно в двух Змеях. Усматривая их соответствие космическим феноменам, известным как двуспиральные галактики с перемычкой (как Млечный Путь). Именно два галактических потока, отраженные на Матрице Цолькин, «запускают»/воспроизводят и структурируют/алгоритмизируют ВСЕ процессы и саму Материю внутри галактики, сигнифицируя своим Единством (тезис+антитезис=синтез) Всеобщий принцип Бытия.