В общепринятом понимании у человека есть душа и тело. Наука наличие души отрицает и называет её психикой. Не будем противоречить науке, и в Антропологической матрице проведем первичную дихотомию на Психику и Соматику (по простому - тело).
Авторство дихотомического деления психики принадлежит К.Г. Юнгу. Кстати, Юнг был почитателем и пропагандистом Книги Перемен и идей Тай Цзи. К сожалению, основным его занятием была диагностика паталогий и их лечение, что помешало провести более четкую классификацию психотипов. Представление о патологии психики человека во многом зависит от общественного мнения, от принятой в обществе системы ценностей. В связи с чем многие нормальные качества психики признаются нежелательными, а для психиатров патологическими. В любом случае деление на Экстравертов и Интровертов принято всеми школами психологической науки.
В современном сообществе психологов существует множество вариантов деления людей по типам психики: трёх факторные, четырех, пяти. Все они претендуют на истинность, те что при власти называют другие не научными. Поэтому мы останавливаемся на признанном авторитете Гиппократа, который поделил темпераменты людей на четыре типа: холерик, сангвиник, флегматик и меланхолик.
Из первых двух типов активного темперамента, экстравертов, по классификации Универсальной матрицы холерический тип соответствует ян, триграмме Небо. Сангвиники более приземленные - инь, триграмма Ветер. Так же легко по Универсальной матрице распределяются Меланхолики и Флегматики. Здесь как и в первом случае есть второй фактор, применяемый при постановке диагнозов в психиатрии, называемый невротичностью, или подвижностью психики. Невротичные меланхолики - ян, траграмма Огонь. Уравновешенные Флегматики - инь, триграмма Гора.
В обыденном понимании в качестве характеристики холерического темперамента больше подходит слово огонь, чем небо. Чтобы устранить это противоречие нужно вспомнить, что триграмма Цянь Небо в Тай Цзи в своем толковании ассоциируется с греческим богом Зевсом Громовержцем, главой семейства, а Огонь со средней по возрасту дочерью. Сответственно Сангвиник - это Ветер, младшая дочь, а флегматик - Гора, младший сын. Оба материальная опора семьи в старости родителей. Меланхолик сопоставляется с триграммой Воды. Все в нем очень глубокое и основательное, но непонятное и подвижное.
Если типология психики человека крайне богато представлена и освещена научной общественностью, то в отношении телосложения есть одна общепризнанная система Кречмера-Шелдона. Особенности телосложения практически не учитываются в медицине, поскольку они скорее симптом для постановки диагноза, чем болезнь. Болезнь можно лечить и зарабатывать на жизнь, а общеизвестный диагноз снижает доходы врачей. Простая до слез хрематистика, описанная Аристотелем.
Тело человека имеет предназначение быть носителем души, Для этого телу нужно искать пищу, то есть двигаться, и потреблять и переваривать пищу, а потом размножаться, то есть опять двигаться. Таким образом складывается дихотомия на Питание и Движение. Есть люди склонные к спокойному потреблению пищи и есть те, кому постоянно неймётся. Это слишком простое деление, поскольку есть толстые и подвижные, и есть тощие и ленивые, но для второго уровня Антропологической матрицы вполне подходит.
Из систематики Шелдона-Кречмера деление пункта матрицы Питание происходит на Пикников и Диспластиков. В классической типизации Шелдона диспластиков не было, только пикники. Пикник в Антропологической матрице соответствует Озеру в Матрице Универсальной. Энергия жизни, направленная на питание и рост, с трудом сдерживается тонкой материальной оболочкой.
Дипластик добавлен в типизацию в более поздние сроки. Огонь в Универсальной матрице, соответствующий Диспластику матрице человека, очень зависим от всего материального, при всей своей подвижности и неопределенности.
Личности, у которых превалирует функция движения, подразделяются на Атлетиков и Астеников. Чтобы понять, почему самый материальный знак Земли из универсальной матрицы ближе всего к иньской реализации функции движения, нужно вспомнить значение слова из русского языка "подвижничество". Самоограничение, аскетизм, как антагонизм обжорства и распущенности ведут к сохранению жизни, то есть всего материального и преземленного.
Атлетики, связанные со знаком грома, достаточно подвижны и подвержены стремлению к радостям жизни, однако способны удерживать всплески энергии в должных рамках.
Комментарии
Интересное "отрицание" души...))) Если душа "в науке" обозначается греческим словом, означающем "душевный, жизненный", то это, мне думается, не отрицание души...? А может, и соматика - это отрицание тела...?
Проблема в том, что креативные сочинители (я не про автора топика сейчас) провели свою "первичную дихотомию", разделив индивида на ДУШУ и ТЕЛО, и вытанцовывая дальше свой креатив от этой печки (дихотомии). При том, что индивид в принципе не может существовать (и не встречается в окружающей действительности (ОД)) как без души, так и без тела. Он не может быть разделён на эти "составляющие", просто по той причине, что эта дихотомия (как и любая другая) УСЛОВНА, то есть условно принята индивидами. Соответственно условны и "составляющие", хотя и различимы в ОД. А на этой условности лютые креативщики, не желающие вникать в суть этой условности, накручивают уже свой креатив, не заботясь о том, насколько их креатив соответствует действительности.
А всего лишь нужно вникнуть в суть условностей, которые дошли до нас в виде нагромождения креатива. Если по поводу ТЕЛА особых непоняток (спотыкача, как сказал Сергей Борчиков, 19 Июль, 2021 - 21:07, ссылка) нет, то вот по поводу ДУШИ креатив не знает берегов))). Между тем, как ДУША - это всего лишь СОВОКУПНОСТЬ всех (в том числе - неосознанных воль (стремлений) индивида. Наука, отрицающая душу, собственно, говорит то же самое, чуть менее внятно)))
Пси́хика (от др.-греч. ψῡχικός «душевный, жизненный»)
Душа и психика - не одно и тоже. Также как жизненный и витальный.
Здесь в матрице Психика-вертность, возможна матрица с Психикой-невротизм. Она будет другая.
Я собрал сайт, где можно создавать свои матрицы http://uni-prediction.online/site/index/. Пока очень сырой. С ваше стороны было бы крайне любезно принять участие в тестировании. Например, разработать матрицу Человек с делением на тело и душу.