Умер Межуев.

Аватар пользователя Юрий Кузин
Систематизация и связи
История философии
Во вторник на 86 году жизни умер философ Вадим Межуев.
/
Моё философское приношение мэтру...
/
Мысль (идея) - искусство выездки «Иппика», где аллюр: иноходь, рысь, галоп - суть проживание и присутствие...Но познание не сводится к inductio; и в тот момент, когда, казалось, зубочистка деконструкции выковыряла из мышления все остатки жилистого мяса, которыми потчевали ум систематики и авторы всевозможных summa theologiae, разумно испортить желудки феноменологам сочным и ароматным куском мифа, откровения или притчи. Робщат. Ощериваются ножами и вилками. Тычут в бок, - мол, знай свой шесток, просто-Филя. А где он - шесток этот? Кто-бы указал)))
/
Мы то, что о нас думают... Но прежде, чем попасть на кончик язычка, мы присваиваем других и позволяем завладевать собою, обучаясь, общаясь с себе подобными, вступая в диалог с Богом, у которого вопрошаем о себе. Мы «потесняемся», чтобы и Другой выделил нам «койко-место». То, что о нас думают, таким образом, и есть наша субъектность, но лишь в пассивном, негативном аспекте. Мы нить в пёстром ковре, который Пенелопа ткёт/распускает, чтобы отваживать женихов. Мы тема/мелодия в чужой симфонии, поскольку личность, как "Ансамбль", симфонична (Э.Ильенков) и полифонична (М.Бахтин, М.Бубер). И пока о нас думают все, кому не лень, мы существуем. Не стоит ли, в связи со сказанным, перефразировать Cogito ergo sum следующим образом: Ego esse, cum cogitat de me. Иначе говоря: Я существую, когда обо мне мыслят.
/
Таким образом, мысль стучится в чужое сознание, где ей уготованы постой, лишения или смерть. В идеале - развитие, когда мышления реализуется в двух локусах: 1) вот-бытии, где ментальное через доминанту (упорство мысли) направлено (интенция) на раскрытие (распаковывание) всей полноты присутствия сущего в идеальном, - по сути, речь об актуальном бытии (экзистенции), когда актор порождает акты, пестуя свой ум, как повитуха у Сократа); 2) бытии в НИЧТО, когда "Я" утрачивает тело, и пассивно присутствует в чужом сознании или артефактах, которые субъект создаёт в процессе деятельности...Отсюда: Cogito ergo sum и Ego esse, cum cogitat de me - суть тождество, не поддающееся различению. Поскольку верно схватывает присутствие субъекта в его локусах: бытии перед лицом смерти и бытии после смерти, как ЕДИНОЕ.
/
Вадим Межуев проторил тропку в моё сознание ещё в 90-е и разбил во мне бивак, куда захаживали на огонёк - Эвальд Ильенков, Георгий Щедровитский, Даниил Эльконин, Мераб Мамардашвили, Алексей Леонтьев, Генрих Батищев и др. Вечная память.

Комментарии

Аватар пользователя эфромсо
Аватар пользователя VIK-Lug

Вечная память В.Межуеву. Ибо он то хорошо понимал диалектику того, что уровень развития практически любого социума базируется на взаимосвязи того, что производственные отношения реализуемые в социуме - это отношения, в которые вступают его члены в их общественном жизненном процессе, в производстве своей общественной жизни. 

Аватар пользователя Юрий Кузин

Здесь будет любопытно напомнить о деятельностном подходе Ильенкова-Батищева, который Межуев разрабатывал со всей, свойственной ему, философической основательностью 

https://cyberleninka.ru/article/n/svobodnaya-subektivnost-protiv-substantsializma-kritika-ilienkova-i-spinozy-genrihom-batischevym