"УЧЕНИЕ О БЫТИИ"
ПРОСТРАНСТВО И ВРЕМЯ
1. КЛЮЧИ "САМОУТВЕРЖДЕНИЯ"
1. Пространство и время, как видно, являются ключевыми категориями в борьбе между бытием и небытием и стоящими за ними социальными группами.
2. "Учение о бытии", используя лишь временную характеристику и правило о начале, не в состоянии утвердить себя.
3. Представление о временной последовательности и изменчивости бессильно овладеть обширным вневременным пространством.
4. Временная последовательность (или правило о начале) необходима так же, как и пространственная ограниченность течения событий. Поэтому её бессилие условно или относительно.
5. Наряду с последовательностью, претендующей на всеобщее начало в пределах некоторого пространства, обычно находится множество аналогичных начал, наделённых той же необходимостью и силой.
6. Очевидно, все эти начала как равноправны, так и равносильны. А каждое из учений не более, чем одно из многих, различных между собой, индивидуальных.
2. ЗАЛОГ ИНДИВИДУАЛЬНОСТИ
1. Время индивидуально так же, как индивидуально пространство.
2. Без задачи, охватывающей все индивидуальности, всё пространство и всё время, пространство и время индивидуальны.
3. Индивидуальность служит залогом бытия и пространства, и времени.
4. Пространственное и временное разграничение лишает любое иное пространство иного времени, в котором оно не существует, и любое иное время иного пространства, в котором оно не протекает.
5. Никакое время не принимает форму иного пространства, и никакое пространство не принимает форму иного времени.
6. В определённом смысле можно сказать, что такое единство (или соответствие) индивидуального пространства и времени составляет границы индивидуального бытия и определяет его существование.
3. КОНЕЦ ИНДИВИДУАЛЬНОСТИ
1. "Учение о бытии" с помощью правила о начале проделывает с пространством и временем удивительные вещи. Причины перетасовки этих категорий не столь важны. Они располагаются вне пределов индивидуальной проблемы.
2. "Учение о бытии" ставит своей задачей превзойти индивидуализм пространства и времени. Эту задачу оно решает, лишая индивида индивидуальных черт или представлений. "Учение о бытии" лишает его личного времени и представления о разнообразии мирового пространства (или уважения, признания его). Личное время становится мировым, а мировое пространство - одним или личным.
3. Всё это происходит в индивидуальном представлении. Об этом никогда нельзя забывать, ибо другого места нет!
4. Там совершаются поистине удивительные метаморфозы. "Учение о бытии" легко превращает множественность времён и миров в одно время и одно пространство, не уничтожая при этом индивидуальной привычки представления пространств и времён. "Учение о бытии" вместо множества пространственных, временных и пространственно-временных миров утверждает, так сказать, "индивидуальное единство мира". Но не стоит обманываться! Индивидуален лишь механизм этого утверждения. Оно происходит посредством индивида.
5. От индивидуального представления остаётся всё же ещё один важный рудимент. Это - дуализм мира. Мир, как и прежде, остается в индивидуальном представлении двойным - временным и пространственным. Един же мир только в представлении "учения о бытии", но не в представлении индивида!
6. Бытие "учения о бытии" и индивидуальное бытие, разумеется, различны. Речь об индивидуальном бытии пока приостанавливается. С утверждением "учения о бытии" и правила о начале индивидуальное бытие исчезает. Оно подменяется всеобщим бытием, которое объявляется объективно истинным.
4. ВСЕОБЩЕЕ ЕДИНОЕ БЫТИЕ
1. Сейчас, пожалуй, нет специальных учений о бытии. Но никто не подвергает сомнению существование единого бытия.
2. "Учение о бытии" не могло, разумеется, быть в начале учением. Скорее всего, оно, как единое, утверждалось практически.
3. Первые учения в Греции, Индии, Китае о едином бытии, основанные на последовательной изменчивости времени и едином пространстве, обращённом к индивиду, появились намного позже индивидуального представления о бытии как едином в силу, между прочим, практических задач. Письменная культура везде уже предлагает "учение о бытии" в смысле единого бытия.
4. "Учение о бытии", основываясь на представлении об индивидуальном бытии и решая практические проблемы взаимодействия и организации множества индивидов, утверждает представление о едином бытии.
5. Но единое бытие шатко. Пространственно-временные характеристики индивидуального бытия здесь нарушены, а временной и пространственный миры разделены.
6. Пространство и время в едином бытии перестают быть индивидуальными. Между ними теряется связь.
5. МИРОВОЕ ПРОСТРАНСТВО И ВСЕОБЩЕЕ ВРЕМЯ
1. Со временем и пространством в индивидуальном представлении происходит не одно и то же.
2. Индивид лишается "учением о бытии" индивидуального времени, приобретая при этом линейную последовательность множества времён, не известных ему ранее, или историческое время.
3. Однако индивидуального пространства он вовсе не лишается. Оно только расширяется и становится мировым, однообразным, но не менее индивидуальным. И всё же индивидуальное пространство индивида перестаёт быть его личным пространством в прежнем представлении. Таким образом единое бытие начинает и продолжает существовать в виде дуализма времени и пространства как в представлении, так и в восприятии индивида.
4. Индивид перестаёт быть хозяином всеобщего времени. Этот временной мир от него отдаляется и мрачнеет. Он становится ближе к иному миру - пространственному. А этот мир не враждебен ему. Здесь его индивидуальная судьба явно выглядит общей. Самым важным остается то, что индивид полностью лишается первоначальных индивидуальных представлений о пространстве и времени.
5. Новое бытие возможно как вневременное. Вне индивидуального и вне настоящего времени оно возможно как бывшая последовательность, а вне индивидуального пространства - как внепространственное (вне разнообразного индивидуального пространства), точечное пространство.
6. "Учение о бытии", соединяя бывшую последовательность, имеющую начало, с точечным пространством, имеющим точку отсчета, приобретает хорошо знакомую всем форму - линейную (с началом), точечную, историческую, развёртывающуюся.
--
© 1988-2022, Александр Аритерос (A. Aritheros)
==