"Учение о бытии". Пространство и время

Аватар пользователя aritheros
Систематизация и связи
Онтология

"УЧЕНИЕ О БЫТИИ"

 

ПРОСТРАНСТВО И ВРЕМЯ

1. КЛЮЧИ "САМОУТВЕРЖДЕНИЯ"

1. Пространство и время, как видно, являются клю­чевы­ми кате­го­риями в борьбе между бытием и небытием и стоя­щими за ними со­ци­аль­ными группами.

2. "Учение о бытии", используя лишь временную характеристи­ку и пра­вило о начале, не в состоянии утвердить себя.

3. Пред­став­ление о вре­мен­ной последовательности и изменчивости бес­сильно овла­деть обшир­ным вне­временным пространством.

4. Временная последо­ватель­ность (или правило о на­чале) необ­хо­дима так же, как и про­стран­ственная ог­рани­ченность течения собы­тий. Поэтому её бес­силие ус­ловно или относительно.

5. Наряду с последовательностью, претендующей на всеоб­щее на­чало в пределах некоторого про­странства, обычно на­хо­дится мно­жество аналогичных начал, наде­лён­ных той же необходимостью и си­лой.

6. Оче­видно, все эти на­чала как равно­правны, так и равносильны. А каждое из уче­ний не более, чем одно из мно­гих, различ­ных между со­бой, индивиду­альных.

 

2. ЗАЛОГ ИНДИВИДУАЛЬНОСТИ

1. Время индивидуально так же, как индивиду­ально пространство.

2. Без за­дачи, охватывающей все индивидуальности, всё простран­ство и всё время, пространство и время индивидуальны.

3. Ин­дивиду­аль­ность служит залогом бытия и пространства, и времени.

4. Простран­ственное и временное разграничение ли­шает любое иное про­стран­ство иного времени, в кото­ром оно не существует, и лю­бое иное время иного про­стран­ства, в котором оно не про­те­кает.

5. Ни­какое время не при­ни­мает форму иного пространства, и ни­какое про­странство не прини­мает форму иного времени.

6. В определённом смысле можно сказать, что та­кое един­ство (или соот­ветствие) индивидуального про­стран­ства и вре­мени состав­ляет гра­ницы индиви­дуального бытия и опре­деляет его суще­ствова­ние.

 

3. КОНЕЦ ИНДИВИДУАЛЬНОСТИ

1. "Учение о бытии" с помощью правила о начале проделы­вает с про­странством и временем удивительные вещи. При­чины перета­совки этих катего­рий не столь важны. Они распола­гаются вне пре­де­лов ин­диви­дуальной проблемы.

2. "Учение о бытии" ставит своей за­дачей пре­взойти индивидуа­лизм про­странства и вре­мени. Эту за­дачу оно решает, ли­шая ин­ди­вида индиви­дуальных черт или представлений. "Учение о бы­тии" лишает его личного времени и пред­ставления о разно­обра­зии ми­ро­вого простран­ства (или уваже­ния, призна­ния его). Личное время ста­новится мировым, а мировое пространство - од­ним или личным.

3. Всё это происхо­дит в индивиду­альном представ­ле­нии. Об этом ни­когда не­льзя забывать, ибо дру­гого места нет!

4. Там соверша­ются поистине удивительные мета­мор­фо­зы. "Уче­ние о бы­тии" легко превращает множествен­ность вре­мён и ми­ров в одно время и одно пространство, не уничтожая при этом ин­ди­виду­аль­ной при­вычки пред­став­ле­ния пространств и времён. "Учение о бы­тии" вме­сто мно­же­ства пространствен­ных, временных и про­стран­ст­венно-вре­мен­ных миров утвер­ждает, так сказать, "ин­диви­ду­аль­ное единство мира". Но не стоит об­маны­ваться! Ин­диви­дуален лишь механизм этого утверждения. Оно про­ис­ходит по­сред­ством ин­дивида.

5. От индивидуального пред­став­ления остаётся всё же ещё один важ­ный рудимент. Это - дуализм мира. Мир, как и пре­жде, ос­тается в ин­диви­дуальном представле­нии двойным - вре­менным и пространст­вен­ным. Един же мир только в представле­нии "учения о бытии", но не в пред­став­лении ин­дивида!

6. Бытие "учения о бытии" и индивидуальное бытие, разумеется, раз­личны. Речь об индивидуальном бы­тии пока приос­та­нав­ли­вается. С ут­вержде­нием "учения о бы­тии" и правила о на­чале инди­виду­альное бытие исчеза­ет. Оно подменяется всеобщим бытием, ко­торое объ­яв­ля­ется объективно истинным.

 

4. ВСЕОБЩЕЕ ЕДИНОЕ БЫТИЕ

1. Сейчас, пожалуй, нет специальных учений о бы­тии. Но никто не подвер­гает сомнению существование еди­ного бытия.

2. "Уче­ние о бы­тии" не могло, разу­меется, быть в начале учением. Ско­рее всего, оно, как единое, утверждалось практически.

3. Первые учения в Греции, Индии, Китае о едином бытии, осно­ван­ные на после­довательной изменчивости времени и едином про­стран­стве, обращённом к ин­дивиду, поя­вились намного позже инди­ви­дуаль­ного представления о бы­тии как едином в силу, между про­чим, практиче­ских задач. Пись­менная культура везде уже пред­лагает "уче­ние о бы­тии" в смысле единого бы­тия.

4. "Учение о бытии", основываясь на представле­нии об индиви­ду­альном бытии и решая практические про­блемы взаимодей­ст­вия и организации множе­ства индивидов, утверждает представление о едином бы­тии.

5. Но единое бытие шатко. Про­стран­ственно-вре­мен­ные характе­ри­стики индивидуального бы­тия здесь нару­шены, а времен­ной и простран­ст­вен­ный миры раз­делены.

6. Пространство и время в еди­ном бы­тии пе­ре­стают быть индивиду­альными. Между ними теря­ется связь.

 

5. МИРОВОЕ ПРОСТРАНСТВО И ВСЕОБЩЕЕ ВРЕМЯ

1. Со временем и пространством в индивидуальном представле­нии проис­ходит не одно и то же.

2. Индивид лишается "уче­нием о бы­тии" инди­видуального времени, приоб­ре­тая при этом ли­нейную по­сле­дова­тель­ность множества вре­мён, не известных ему ранее, или историческое время.

3. Од­нако индивидуаль­ного про­странства он во­все не лишается. Оно только расширяется и ста­но­вится мировым, однооб­раз­ным, но не менее индиви­дуаль­ным. И всё же индивидуаль­ное простран­ство индивида пере­стаёт быть его личным про­стран­ством в прежнем представ­лении. Таким образом единое бытие начинает и продол­жает су­ще­ст­во­вать в виде дуализма времени и пространства как в пред­став­лении, так и в восприятии ин­дивида.

4. Индивид перестаёт быть хо­зяином всеобщего вре­мени. Этот вре­менной мир от него отдаляется и мрач­неет. Он стано­вится ближе к иному миру - про­странст­вен­ному. А этот мир не враждебен ему. Здесь его инди­виду­альная судьба явно вы­глядит общей. Самым важ­ным ос­та­ется то, что индиви­д полно­стью лишается первона­чаль­ных индиви­ду­аль­ных представ­лений о пространстве и времени.

5. Новое бытие возможно как вневременное. Вне индивидуального и вне настоящего времени оно возможно как бывшая по­сле­до­ва­тель­ность, а вне инди­видуального пространства - как вне­про­стран­ст­венное (вне разнообразного инди­видуального про­стран­ства), то­чечное про­стран­ство.

6. "Учение о бытии", соеди­няя бывшую последовательность, име­ю­щую начало, с точеч­ным пространством, имею­щим точку отсчета, при­обретает хо­рошо знакомую всем фор­му - линей­ную (с на­ча­лом), точеч­ную, историческую, раз­вёрты­вающуюся.

--

© 1988-2022, Александр Аритерос (A. Aritheros)

==