"УЧЕНИЕ О БЫТИИ"
ПРЕДПОЧТЕНИЕ БЫТИЯ
1. БЫТИЕ
1. "Как появится одно - следом спешит другое". (Платон, "Федон")
2. Все предпочитают бытие всему противоположному. Все, предпочитая, противополагают, а, противополагая, предпочитают!
3. Бытие сложно для определения. Оно скорее психологично, чем абстрактно. Бытие слишком общее, чтобы быть определяемым.
4. Мы строим бытие для него, но не для себя!
5. Люди могут считать бытие первым или последним понятием, чем-то неопределённым. Оно им кажется целью, хотя иногда и средством.
6. Бытием обычно считается "наиболее общее и абстрактное понятие, обозначающее существование чего-либо вообще" или "понятие, обозначающее существующий независимо от сознания объективный мир (материю)".
7. "Материя - объективная реальность, существующая вне и независимо от человеческого сознания и отражаемая им".
8. Бытием считается 1) нечто и 2) абсолютное.
9. Каково оно, в отличие от индивидуализма, вопреки которому создается?
10. Бытие противоположно индивидуализму. Если индивид "неделимый, единичный, отдельный объект", то бытие, во-первых, одно, поскольку абсолютно, во-вторых, делимо, поскольку одно для многого.
11. Бытие противоположно одному индивиду, поскольку оно одно не только для одного индивида, но такое же и для другого.
12. Бытие произвольно в отношении индивидуализма.
2. ПРОТИВОПОЛОЖЕНИЕ
1. Казалось бы, предпочтение бытия ничем не обусловлено. Не ясно его предпочтение, хотя теперь уже почти безусловно и очевидно.
2. Первое притязание (или претензия) к бытию показывает явное предпочтение, отдаваемое [людьми] противополаганию бытия индивиду.
3. Противоположение предпочтительнее. Перед чем? Ответ на этот вопрос не так важен, как чувство предпочтения, т. е. чувство положения и отрицания.
4. Здесь могут быть и иные вопросы. Но предпочтение бытия - вот главный результат.
5. Разговор о системах, науках, мифах здесь и сейчас в принципе невозможен. Он был бы преждевременным.
6. После для утверждения бытия потребуются грандиозные системы.
3. ЧУВСТВА И ОЩУЩЕНИЯ
1. Здесь речь идёт пока только о чувствах.
2. Чувства могут быть результатом обратного действия бытия. Чувства определяются как "переживание отношения", т. е. переживание отношения так, как диктует бытие, согласно своим оценкам.
3. Есть ещё одно понятие [об этом]. Оно более элементарное, более подходящее к обозначению того состояния, которое не знает бытия. Это понятие - "ощущение".
4. Ощущение, согласно нашим словарям, лишено каких-либо склонностей. Оно трактуется как "отражение свойств объективного мира", т. е. бытия.
5. Ощущение отделено от свойств бытия. Оно непосредственно не определяет свойства бытия. Это прерогатива центра высшей нервной деятельности - мозга.
6. Бессознательное, которое якобы элементарнее ощущений и чувств, также обусловлено бытием, но в ещё более гармоничной форме. (Переживание, интуиция, желание, потребность и т. д.)
4. ПРОИЗВОЛ
1. Противоположение противостоит безразличию, как действие - бездействию.
2. "Действие - произвольная преднамеренная опосредованная активность, направленная на достижение осознаваемой цели".
3. "Цель - предвосхищение в сознании результата, на достижение которого направлены действия".
4. Всё свидетельствует в пользу того, что противоположение - произвольный акт или произвольное действие.
5. В том, что все [люди] предпочитают произвол, сомнения нет.
6. В определениях "действия" и "цели" много неясного. Одно не может обойтись без другого. Действие связано с целью. Действие упрощённо считается произволом, но произволом непроизвольным!
7. Цель не относится к действию. Цель - это предвосхищённый результат. Достижение его, связанное с действием, необязательно. Но если утверждать второе, то первое [утверждение] теряет смысл.
8. Действие приобретает характер чистого произвола. Цель во втором утверждении так же произвольна, а действие здесь непроизвольно.
9. В одном и другом случае, где диалектически совмещаются произвол и непроизвол, произвол ограничен непроизволом. Произвольное действие ограничено непроизвольной целью, а произвольная цель ограничена непроизвольным действием.
10. Связка "действие - цель" и "цель - действие" с двух сторон лишена произвола. Она уже непроизвольна!
11. Противоположение, имея характер действия, есть произвол как насилие, а не как свобода.
12. Произвол нельзя считать свободным актом. Произвол всегда вынужден, необходим.
5. НЕОБХОДИМОСТЬ
1. Предпочтение бытия превращается в предпочтение произвольной необходимости или необходимости произвола. Необходимость является предпочтительным условием произвола.
2. "Необходимость (великое божество для власть имущих) - опасность, грозящая их положению". (Ф. Бэкон)
3. Необходимость, как и произвол, не обнаруживает предпочтение, как нечто отличное от задач бытия. Например, "Одно объединённое движение есть необходимость". (Г. В. Ф. Гегель)
4. Люди, говоря о необходимости, всегда имеют в виду разделение. Им слишком очевидно, что необходимость не необходима! А если так, то необходимость как понятие уже относится к "учению о бытии".
5. Целесообразность необходимости предполагает причину.
6. Необходимость становится собой, выходя из противоположности возможности и невозможности.
6. НЕОБХОДИМОСТЬ (2)
1. Вопрос о необходимости, лежащий вне "учения о бытии", лишён причинной определённости.
2. Отвечая на вопрос "почему необходимость предпочтительнее?", следует констатировать факт предпочтения, а не выявлять причину предпочтения.
3. Необходимость как понятие приобретает все признаки "необходимости" лишь в пределах "учения о бытии".
4. Необходимость - это причина понятия.
5. Термины, относящиеся к "учению о бытии", невозможно употреблять вне этого учения.
6. "Необходимость" и "произвол" как понятия уже нагружены бытием.
7. Предпочтение бытия, таким образом, не имеет причинного содержания.
8. Поиск общего и единого бытия привёл [его искателей] к предпочтению необходимости произвольного противоположения!
9. "Охота (и добровольное действие) есть то, что отходит в сторону и уступает идущему. Но я полагаю, имя это выражает уступку тому, что идёт и совершается согласно желанию. А вот необходимое, противодействуя, направлено, таким образом, против желания и относится, вероятно, к заблуждению и невежеству. Это слово выражает движение через непроходимое ущелье, труднодоступное, бугристое и заросшее, задерживающее движение. Отсюда, верно, и название этого движения - необходимое, намекающее на то, что ущелье это нельзя обойти". (Платон, "Кратил")
10. Можно ли этот поиск и результат обозначать необходимым или случайным?
11. Его нельзя разлагать [на противоположности] не потому, что он неразложим, а потому, что он в самом деле не разлагался.
12. Он не был причастен бытию!
7. НЕОБХОДИМОСТЬ (3)
1. "Что такое необходимость? Где совершенно нет мысли или силы действовать или воздержаться от действия согласно указанию мысли, там имеет место необходимость. В существе, свободном к хотению, она называется принуждением, когда начало или продолжение какого-нибудь действия противно тому, что предпочитает его ум, и сдерживанием, когда хотению противостоит помеха, задерживающая какое-нибудь действие или прекращающая его. Действующие силы, вообще не имеющие ни мысли, ни хотения, бывают необходимыми движущими силами во всякой вещи". (Дж. Локк)
2. Предпочтение - уже разделение!
3. Дж. Локк рассматривает необходимость, лишённую всякой примеси бытия. Он говорит, что там, где совершенно нет ни мысли, ни силы действовать либо не действовать, всецело властвует необходимость.
4. "Необходимость вещи есть невозможность её противоположности". (Г. В. Лейбниц)
5. Иначе говоря, необходимость есть нечто такое, без чего что-то невозможно или невозможно иное, кроме необходимости!
6. Необходимость, являясь понятием "учения о бытии", - это как раз то чувство, которое обуславливает бытие, даже невозможное без неё!
7. Сделав бытие возможным, необходимость превращается в необходимость бытия!
8. Вернёмся к Дж. Локку. Там, где нет мысли, силы и действия, нет и необходимости в виде бытия.
9. "Мысль", "сила" и "действие" - это понятия бытия.
10. Дж. Локк [располагается] в этом высказывании ближе всего к необходимости предпочтения бытия и к необходимости отвержения не-бытия (или индивидуализма). Он здесь ближе к преддверию акта противоположения.
11. Предпочтение бытия выигрывает здесь именно как предпочтение. Оно устанавливается как предпочтение, а впоследствии и как необходимость.
12. Индивидуализм остается отвергнутым именно в силу необходимости его отвержения.
8. НЕОБХОДИМОСТЬ (4)
1. Необходимость предпочтения и отвержения, т. е. противоположение - есть произвол!
2. "Необходимым называется.. насилие и принуждение". (Аристотель)
3. "То, что не может быть иначе", но только в виде высказывания или просто пожелания, не является необходимым. Оно не может им являться.
4. Данное высказывание можно рассматривать вне бытия, где нет необходимости.
5. "То, что не может быть иначе", необходимо лишь благодаря насилию (или произволу) со стороны бытия.
6. "В соответствии с этим значением необходимости (т. е. в соответствии со значением необходимости как произвола, а не высказывания или пожелания; - прим. автора) некоторым образом и всё остальное обозначается как необходимое. В самом деле, необходимостью в смысле насилия называют действие или претерпевание, когда из-за принуждающего невозможно поступать по собственному желанию, полагая, что необходимость и есть то, из-за чего нельзя поступать иначе". (Аристотель)
9. СЛУЧАЙНОСТЬ
1. Противоположение - есть действие, полагающее необходимость усложнения.
2. Необходимость в чистом виде, не являющаяся произволом, не разделяет и не усложняет.
3. Есть соблазн эксплуатировать чувство изначального единства, ясности и простоты, необходимость которого считать изначальной.
4. Аристотель соблазняется (как и Дж. Локк). Именно необходимостью этого чувства он произвольно устанавливает необходимость бытия как единого, ясного и простого, а не случайного, согласно безразличному чувству.
5. "Необходимое в первичном и собственном смысле - это простое; с ним дело не может обстоять по-разному, а значит, то так, то иначе.. Если поэтому существует нечто вечное и неподвижное, в нём нет ничего насильственного или противного его составу". (Аристотель)
6. Аристотель (как и Дж. Локк) близок к началу предпочтения бытия.
7. У Аристотеля это начало в виде противоположения случайности и необходимости, множественности и единого, сложного и простого, соответственно.
8. У Дж. Локка оно в виде противоположения предпочтения и отвержения, случайности и необходимости, соответственно.
9. Причина предпочтения ни у Дж. Локка, ни у Аристотеля не необходима. Она у них случайна.
10. Это свидетельствует о том, что необходимость не необходима и не очевидна.
11. Впрочем, произвольность необходимости уже показана.
12. "Явления дают, конечно, много случаев для установления правила, согласно которому нечто обыкновенно происходит, однако они никогда не доказывают, что следствие вытекает с необходимостью" (И. Кант).
10. СЛУЧАЙНОСТЬ (2)
1. Произвол и случайность похожи между собой.
2. "Всё случайное [в то же время] самопроизвольно". (Аристотель)
3. Произвол не необходим и не имеет причины.
4. Произвол происходит вопреки необходимости, случайно.
5. "Всё происходящее происходит или ради чего-нибудь, или нет". (Аристотель)
6. Случайность, в отличие от необходимости, не имеет цели.
7. Очевидное отсутствие цели случайности [и необходимости] является серьёзнейшим затруднением для философствующих, для бытия, его целесообразности, начала или пребывания.
8. Цель для случайности определяется задним числом (post-factum - последующее действие).
9. Случайность покрывается сплошной целесообразностью и рассматривается лишь как частный случай необходимости.
10. Все эти действия обратны, а соответствующие [им] факты и доказательства вымышленны.
11. Таким образом, действия, факты и доказательства - произвольны.
12. "Очевидно, что и в происходящем не по необходимости и не по большей части бывают [события], которым может быть присуща цель.."; "..случай есть причина по совпадению для событий, происходящих по [предварительному] выбору цели"; "..размышление и случайность относятся к одному и тому же, так как нет предварительного выбора без размышления"; "..случай есть причина побочным образом". (Аристотель)
11. ЦЕЛЕСООБРАЗНОСТЬ И ПРИЧИННОСТЬ
1. Аристотель (и не только он, а многие вслед за ним), чтобы окончательно уничтожить то, что и так непреодолимо в силу очевидности, т. е. произвол и случайность, предпринимает следующие произвольные и случайные ходы.
2. Первый ход - вывод (задним числом) о целесообразности случая и произвола: "..и случай и произвольность, как было сказано, суть причины по совпадению для событий, не могущих возникать ни прямо, ни по большей части, и притом таких, которые могли бы возникнуть ради чего-нибудь". (Аристотель)
3. Второй ход - утверждение, что события, не относящиеся к необходимости, т. е. произвольные и случайные, "должны" иметь родовые причины.
4. Если родовые причины отсутствуют, случайные и произвольные события происходят, а происходящее не может не иметь причин и целей, то случайное и произвольное - это по необходимости некоторая форма целесообразности и детерминизма.
5. "..Всё случайное [в то же время] самопроизвольно, а последнее не всегда случайно.."; "..то, что не может действовать, не может и произвести чего-либо случайного.." (Аристотель)
6. Аристотель считает, что случайное детерминировано всегда.
7. Случайное имеет родовую причину до того, как случается, а случается оно именно по этой [присущей ему] причине.
8. Остаётся произвол, который может быть и не случайным, лежащим вне родовой причины.
9. Считается, что то, что происходит вне [уже] определённых причин, не может рассматриваться необходимым или случайным.
10. Если случайное опосредованно покрывается причинной связью и располагается в пределах целесообразности, то произвольное тяготеет к внешней случайности, если не к абсолютной. Произволом здесь признается крайняя форма насилия. Это такое насилие, которое не представляемо приемлемой [в данных условиях] целесообразностью.
11. "..Мы говорим самопроизвольно [или само собой], когда среди [событий], происходящих прямо ради чего-нибудь, совершается нечто не ради случившегося, причина чего лежит вовне; а случайно - о [событиях], происходящих самопроизвольно, но по выбору у [существ], обладающих способностью выбора". (Аристотель)
12. Выбор ничего не прибавляет к сказанному. Выбор - та же случайность, но целесообразная.
12. НАСИЛИЕ
1. В какой степени всё необходимо обусловлено причиной и целесообразностью?
2. Определение этой степени не преждевременно, а слишком запоздало.
3. Всё происходящее соотносимо с произволом. Произвол лишён внутренней причины и внешней необходимости.
4. Хотя Аристотель склонен к иному итогу. На первом месте у него необходимость, на втором - случайность, на последнем - произвол.
5. Целесообразность и причинность Аристотель ценит более всего.
6. Иные учёные и вовсе не затрудняются в этом месте. Они даже упрощают [о случайности и необходимости].
7. "..Можно ли считать необходимым также и то будущее, которое обычно называют случайным? Я отвечаю: всё, что происходит, не исключая и случайного, происходит по необходимым причинам.." (Т. Гоббс) То же у Б. Спинозы: Теорема 29, "Этика".
8. Впрочем, мысль, преследуемая философами, ясна.
9. В пользу вывода о слабой силе необходимости есть тексты и у Платона. "Сократ. Ведь скажи: для любого живого существа, чтобы где-то его удержать, какая цепь будет крепче - необходимость или желание? Гермоген. Это очень разные вещи, Сократ. Конечно, желание привязывает крепче". (Платон, "Кратил")
10. Необходимость и желание одного рода. Они одинаково произвольны, но по-разному.
11. Желание сильнее, потому что оно непосредственнее [в отношении любого живого существа].
12. Но желание и необходимость не столь уж необходимы, если они - суть только цепи для удержания!
13. "А вот необходимое, противодействуя, направлено, таким образом, против желания и относится, вероятно, к заблуждению и невежеству. Это слово выражает движение через непроходимое ущелье, труднодоступное, бугристое и заросшее, задерживающее движение. Отсюда, верно, и название этого движения - необходимое, намекающее на то, что ущелье это нельзя обойти". (Платон, "Кратил")
14. Бытие, отдавая себя во власть произволу и насилию, [в глазах людей] приобретает безусловное предпочтение, связанное крепчайшими узами с бытием.
15. Предпочтение бытия имеет прямое отношение к политике.
16. Говоря о необходимости, которая близка к насилию, произволу и бытию, [люди] вспоминают о свободе, относящейся к индивиду.
17. То, что предпочтение бытия безусловно и перворазрядно, не может [ни у кого] вызывать обоснованных возражений.
18. Однако, со стороны свободы, предпочтение которой сомнительно, слышны голоса против насилия, стало быть против бытия?!
--
© 1988-2022, Александр Аритерос (A. Aritheros)
==