"УЧЕНИЕ О БЫТИИ"
"ПРАВИЛО О НАЧАЛЕ" (2)
1. БЫТИЕ ПРОТИВ ИНДИВИДУАЛИЗМА
1. Борьба против индивидуализма составляет основной и единственный стержень всех учений (правильнее - разновидностей учений, поскольку они не имеют иного предмета, кроме бытия). Они обыкновенно не относятся к чему-либо, отличному от всеобщих проблем мироздания. И это характерный факт. Индивидуализм в виде отдельного человека или в виде обособленного, индивидуального образа мышления вовсе не принимается во внимание.
2. Кроме этого, обращаясь к первоисточникам, к трактуемым ими общим вопросам, легко обнаружить присутствие там уже очень многих сложных и спорных понятий, имеющих синтетический характер, который не является очевидным.
3. Например: ".. 3. Един Огонь, многоразлично возжигаемый, Едино Солнце всепроникающее, Едина Заря, всеосвещающая; Едино и то, что стало всем (этим). 4. Незнающий, я спрашиваю мудрецов, которые знают, - как неразумный для получения знания: Чем было то Единое, которое в нерождённом воображении создало и утвердило прочно шесть направлений мира?.. 5. Его называют Индрой, Митрой, Варуной, Агни, и так же небесной птицей Гарутман. Бытие Едино, мудрецы же называют его различно: Агни, Яма, Матаришван. 6. Водами поистине было это вначале, лишь морем. Эти (воды) размышляли: "Как могли бы мы размножиться?" Они прилагали усилия, они предавались тапасу. После того, как они предались тапасу, возникло золотое яйцо. Нерождённым был тогда год. Это золотое яйцо плавало столько времени, сколько длится год. Из него возник через год человек. Это был Праджапати.. Он пробил это золотое яйцо. Не было тогда никакой опоры. И плавало это золотое яйцо, пока длилось время одного года, пока оно несло его" (Самхиты., АМФ, т. 1., стр. 71).
4. Или в другом месте: "Тогда не было ни сущего, ни не-сущего; не было ни воздушного пространства, ни неба над ним. Что в движении было? Под чьим покровом? Чем были воды, непроницаемые, глубокие? Тогда не было ни смерти, ни бессмертия, не было различия между ночью и днём. Без дуновения само собой дышало Единое, и ничего, кроме него, не было. Вначале тьма была сокрыта тьмою, всё это (было) неразличимо, текуче. От Великого тапаса зародилось Единое, покрытое пустотою. И началось (тогда) с желания, - оно было первым семенем мысли. Связку сущего и несущего отыскали, восприемля в сердце, прозорливые мудрецы. Вервь их простерта поперек. Было ли внизу (что), было ли вверху? Носители семени были, силы были. Вожделение - внизу, усилия - вверху. Кто поистине знает, кто теперь бы поведал, откуда возникло это мирозданье? Боги (появились) после сотворения его. (Но) кто же знает, из чего оно возникло? Из чего возникло это мирозданье, создал ли (кто его) или нет? Кто видел это на высшем небе, тот поистине знает. (А) если не знает?" (Там же, стр. 71-72). Примеры приведены из текстов "Древнеиндийской философии" - Самхит.
5. Мало кто из современных людей, в том числе учёных, адекватно относится к этим гимнам, больше похожим на изощрённые выдумки поэтов, нежели на что-то значительно более серьёзное и влиятельное. Многие считают подобную произвольную поэзию примитивной и находят немало различий между современным знанием и древнейшим примитивизмом. Напротив, тексты чрезвычайно сложны, не проще современной науки. В них предварительно введены следующие понятия: 1) времени, поскольку используются предлоги "тогда" и проч., глаголы прошедшего времени "было" и проч.; 2) сущего, поскольку имеется различие "сущего" и "несущего"; 3) начала, поскольку обнаруживается "точка отсчета"; 4) бытия, поскольку есть противоположение "бытия" и "небытия"; 5) причины и проч. Все понятия (далее я их буду называть правилами, поскольку они явились на самом деле правилами для построения и управления бытием) будут рассмотрены отдельно. Обобщённым правилом (понятием) для всех правил, по мнению создателей "учения о бытии", должно было стать бытие как некое сверх-правило, сверхучение (для некоторых целей).
6. Провозгласив бытие, древнейшие мудрецы были вынуждены его доказать, построить и показать. Таким образом, вся последующая философия [во всём мире] занималась пропагандой, построением, защитой и распространением [одного и того же] "учения о бытии".
2. ЕДИНСТВЕННАЯ РЕАЛЬНОСТЬ
1. Согласно "учению о бытии", в привычных терминах можно сказать, что все правила "учения о бытии" составляют в совокупности это учение, или (ещё больше) само бытие, как реальность, или (ещё глубже) весь мир, как бытие.
2. "Учение о бытии" должно было стать (и в большей мере стало) не учением (одним из многих), а тем единым и единственным миром, который индивид мог вообще воспринимать, лишённый иных понятий и чувств для иных восприятий.
3. Я вполне согласен с теми, кто подходит к пониманию философии как науки социальной и жестко тоталитарной через видение определённой практической задачи, порученной философии, - задачи организационной, и способов её достижения. "Учение о бытии", а впоследствии вольное рассуждение о нём (бытии), исходя из вышесказанного, совсем не досужее дело.
4. "Учение о бытии" в своё время объявило войну индивидуализму и ведёт её искусно! Эта война идёт и сейчас.
5. Согласно "учению о бытии", нет иного мира, кроме бытия. Любое поражение или победа в его рамках всегда утверждает бытие.
6. Всё это - факт. Он приобретает ещё более зловещий вид, если вдруг осознать неочевидность бытия, химеру, трагедию жизни в бытии через дилемму жизни и бытия. Именно так, благодаря неочевидности, противоречивости, трагедийности бытие и учение о нём торжествует.
3. НЕОЧЕВИДНОЕ БЫТИЕ
1. Я утверждаю, что бытие - неочевидно.
2. Чтобы обрести статус очевидности, бытие вводит иную реальность. В представлении же индивида, наоборот, любая другая реальность, отличная от бытия, иная.
3. "Учение о бытии" объявляет таковой реальностью единый и единственный мир. Этот новый мир есть противоположение. "Единый" и "единственный" - это новые правила.
4. Теперь все правила, вводимые "учением о бытии", новые. Новые правила, новые понятия о пространстве и времени, являющиеся основой всех языков, отныне противопоставляются тому, что всегда считалось индивидуальным.
5. "Учение о бытии" кладёт начало всеобщему бытию или новому миру и конец миру индивидуальному.
6. Современная цивилизация [также] развивается под знаменем "учения о бытии" и в постоянной борьбе с индивидуализмом.
4. НОВЫЕ ПРАВИЛА БЫТИЯ
1. Все древние "учения о бытии" полагают себя прежде всего с утверждения сущностей (значимая характеристика, пространственная) и начал (временная характеристика).
2. Как было указано, "учение о бытии" как бытие и как учение появляется и утверждается в истории не иначе, как [насильственным] введением, предполагающим начало. Кроме обязательного начала необходимы и другие правила. Это наглядно демонстрируют древнейшие тексты.
3. "Учение о бытии", представленное в форме так называемых мифов, по утверждению многих знатоков древности, уже имело ряд структурных особенностей. "Учение о бытии" необходимо должно было обладать несколькими взаимообуславливаемыми правилами, структурой, так сказать системой бытия и мироздания. Оно, разумеется, ими обладало. Например: "1) Представление о первичном, бесформенном состоянии Вселенной (в космологических мифах это состояние чаще всего конкретизируется в виде водной бездны). 2) Мотив отделения - часто насильственного - неба от земли, которые в космологических мифах обычно олицетворяют мужское и женское начала мироздания. 3) Идея эволюции в сторону большей упорядоченности и лучшего устроения мира..".
4. Таким образом, перед нами структура. Правило о начале, следовательно, невозможно установить без ещё каких-либо правил, поддерживающих его.
5. Вообще-то говоря, здесь постоянно речь идёт об установлении и разграничении чего-либо как о вновь вводимых вещах. И они якобы не имеют никакой почвы в так называемом индивидуальном сознании. Имело ли индивидуальное сознание хоть какое-то представление о начале, пространстве, времени и прочих правилах до их введения в качестве составляющих всеобщего "учения о бытии"?
6. Определённо можно сказать следующее. Все эти представления как индивидуальные, конечно, не имеют ничего общего с ними как с правилами всеобщего "учения о бытии". А если ещё проще, то нет, не имело.
7. Индивидуальное сознание имеет другое начало, другое пространство, другое время и всё вообще другое. Оно не имеет никакого представления о начале, пространстве, времени и прочих правилах всеобщего бытия.
8. Индивидуализм не имеет ни одного понятия из корпуса понятий "учения о бытии". Он этих понятий не видит и не понимает. Бытие для него абсурдно, а он для бытия - посторонний (А. Камю).
9. Тот, кто пытается найти индивидуальное бытие, не найдёт его. Всеобщее бытие создавалось именно как отличное от индивидуального. Индивидуализм кажется альтернативой "учению о бытии". А если так, то он исключает всеобщее бытие и все его правила.
10. Поиск индивидуального бытия как альтернативы или взамен всеобщему "учению о бытии" - заманчивый ход. И, кажется, ход правильный. Но финал этого пути известен. Он не приведёт ни к чему большему, кроме слабо убедительных рекомендаций уважать "права и свободы" индивидуального бытия.
11. Всеобщее бытие слагается из множества индивидуального бытия. Критика, проведенная в пределах "учения о бытии", так или иначе приводит к оправданию именно всеобщего "учения о бытии", а не чего-либо иного. Ведь бытие, индивидуальное оно или нет, требует одинаковые правила и приёмы для своего утверждения. Оно требует одни и те же законы.
12. Слабым местом теории индивидуального бытия является проблема (в большей части техническая, структурно-технологическая) приведения множественного индивидуального бытия к единому бытию. В момент этого приведения индивидуальное бытие теряет всякий смысл перед единым всеобщим бытием, которым оно поглощается.
5. БЕССМЫСЛЕННЫЕ НОВОВВЕДЕНИЯ
1. Правило о начале как начале введения "учения о бытии" имеет ещё какой-то смысл (хотя любое начало для индивидуализма бессмысленно). Оно его вовсе теряет, покидая пределы конкретного начала.
2. Обретение абсолютного начала предполагает некоторые новшества в иных областях, иных представлениях. Введение любых абсолютных понятий требует кардинальной реконструкции условий бытия этих понятий. Введение правила о начале предполагает прежде всего введение новых понятий или правил о пространстве и времени.
3. Упомянутая ранее организационная задача "учения о бытии" имеет две основные структурные (или технические, технологические) стороны - пространство и время. "Учение о бытии" не только провозглашается в пространстве, но и осуществляется во времени. Правило о начале фактически кладет разделение так называемых наук, провозглашающих "учение о бытии", - философских (пространственных) и осуществляющих его математических (временных). В деле утверждения "учения о бытии" обе стороны одинаково сильны и важны.
4. Введение нового времени правилом о начале само по себе ничего не значит. Индивидуальное пространственно-временное представление игнорирует подобное нововведение, как и любое нововведение, лежащее вне индивидуального интереса.
5. Индивидуальное представление о времени не имеет понятия о начале, тем более о начале внеиндивидуальном. Любое начало как отвлечённое или что-либо иное кроме начала, но такое же отделённое от индивидуального представления, не имеет для него никакого индивидуального смысла.
6. Поэтому правило о начале кроме собственно начала (разделения во времени и возвращения прошлого в настоящее) полагает и его смысл в виде пребывания. Оно связывает начало с пребывающим смыслом через понятие причины в следующем заключении: начало есть причина пребывающего смысла, с одной стороны и начало есть причина преходящей бессмыслицы, с другой.
6. ТРАГЕДИЯ ДВОЙНОГО МИРА
1. Акт введения нового времени, начала, разделения времён и пространств, введения причины разделения и наделения смыслом сущее, а бессмыслицей несущее, - этот единовременный акт "великого конструктора" абстрактного мира настолько очевиден и прост!
2. Почему же великие умы никогда не понимали его? Почему, стремясь освободиться от причин и начал, они не достигали цели? Почему они понимали лишь одно - фатальную трагедию дуалистического мира?
3. Фатальная трагедия дуализма - это удел великих умов, бессильных перед разгадкой "тайн" бытия, находящихся в его цепях.
4. Для доказательства существования бытия, тем более бытия бога, никогда не требовалось никаких доказательств! Бытие есть, потому что оно есть и всегда было!
5. Переведём это на язык правил, уже введённых "учением о бытии". Заменим понятия "было" и "есть" соответствующими правилами "о начале" и "о сущем". Бытие сущее, потому что оно сущее и начало! Бытие есть, потому что оно есть сущее и есть начало! Бытие - сущее-сущее и сущее-начало!!! Доказательство существования бытия сводится, таким образом, к его заклинанию! Заклинание - это с одной стороны волевой акт, а с другой - акт насилия.
6. Точно так же "доказывается" бытие бога и всё остальное, что находится в пределах "учения о бытии". Там помещена вся философия, вся наука, всё наше представление о мире как о бытии и весь мир и бытие. Всё это не имеет и не может иметь доказательств!
7. ПРОШЛОЕ НАЧАЛО
1. Правило о начале, используя понятие "быть" (понятие бытия), вводит новое представление о времени, сообщая ему новый элемент - течение.
2. Оно полагает расстояние от начала до настоящего времени. Начало всегда вне настоящих событий, в прошлом, а расстояние всегда оказывается пройденным.
3. В ценностном же аспекте правило о начале полагает 1) отрицание и 2) причину. Отрицание - это отрицание индивидуального смысла, времени не-сущего. Причина - это оправдание внеиндивидуального смысла, пространства сущего.
4. Все эти глобальные положения вводятся комплексно и всегда от имени "природы" или "бога", а не от имени индивида. Индивид ничего подобного не представляет. Источники трактуют о начале преимущественно в рамках натурфилософии (объективной философии, философии природы) или объективного бытия высшего существа.
5. Отрицание индивидуальных представлений о тех или иных вещах означает не отрицание этих представлений как таковых, а в первую очередь отрицание их многообразия, множественности. Любое представление технически, технологически остаётся индивидуальным.
6. Поэтому правило о начале устанавливает прежде всего одно начало, единое и таким образом противопоставляет его множественности индивидуальных представлений. Сохраняя разноликое множество, нельзя вообще определить начало!
--
© 1988-2022, Александр Аритерос (A. Aritheros)
==
Комментарии
А чем бытие отличается от существования?
Бытие - "[вообще] есть".
Существование - "что есть", "как есть" и т.д.
Ну так зачем было так много писать? Далибы простое определение, что бытие это обобщонное понятие множества частных существований. Только нахрена оно нужно нам это обобщенное понятие, что оно нам дает? И без него достаточно понятия существование, что бы объяснить мир.
Потому что "есть" что-то вообще, или "нет", - это вопрос, мягко говоря, ДИСКУССИОННЫЙ.
Настолько дискуссионный, что из-за него развязываются ВОЙНЫ, массово истребляется население, а ещё разрушаются семьи, и вообще происходит ещё масса нехороших вещей во всём мире.
Посему вопрос О БЫТИИ (или небытии; о "да" и "нет") - самый серьёзный вопрос из всех вопросов в мире и в мышлении.