"УЧЕНИЕ О БЫТИИ"
ФИЛОСОФИЯ
1. ПОДХОДЫ И ПОЗИЦИИ
1. Упоминание о философии [у некоторых людей] вызывает отвращение и даже страх, мешающие им трезво рассуждать о философии, либо ею пользоваться. Однако есть и такие, которые буквально застывают в благоговении перед философией и внимают всему, что исходит от неё.
2. Вряд ли, кроме философии, можно найти такую науку, которая могла бы так резко разделять и разъединять людей и их позиции. Философия разделяет также и науки.
3. Принято, что философия знаменует начало теоретических наук и завершает (или ограничивает) естественные, эмпирические науки. Начало философии указывает на конец иного, нефилософского образа мышления. В чем же разница между философским и нефилософским типом мышления?
4. Трудно категорически утверждать, что есть два вида наук, два типа мышления и что их жёстко разделяет философия.
5. История философской науки свидетельствует о существовании философии как в виде целостного, нерасчленённого знания, отдельного от [знания] частных наук, так и о растворении философского знания во множестве эмпирических наук.
6. Нельзя жёстко отделять философию от остальных наук, считая философию абстрактной, а остальные науки - эмпирическими. Каждая частная наука пользуется собственным абстрактным категориальным аппаратом. Нельзя также сказать, что философия, в отличие от частных наук, не имеет никакого отношения к чувственно воспринимаемому миру.
2. ИНСТРУМЕНТ
1. В чём отличие философской науки от других наук? В качестве чего философия входит в состав любой другой науки?
2. На заре философского знания философия была общим (или единым) "подходом к..". Философом или "любителем мудрости" называли того, кто, не подходя к нему, созерцал мир и таким образом познавал его. Он познавал мир с помощью некоторого способа познания.
3. Следовательно, философия - есть подход, ключ, инструмент к миру. К какому миру? Для чего нужен этот подход, ключ, инструмент? Поставленные вопросы пока преждевременны.
4. Философия, как видно, имеет дело не с миром, а с подходом, ключом, инструментом [к нему]. Частная же наука якобы непосредственно относится к миру и не имеет дело с подходом, ключом, инструментом.
5. Принятое разделение мира расчленило его на мир реальный и мир абстрактный. Реальный мир - это мир видимый, чувственно воспринимаемый, объективный. Абстрактный мир - мир выдуманный, несуществующий, субъективный.
6. Отсюда исходит убеждённость в том, что существует нечто познающее и познаваемое. Познающим в этом случае считается субъективный интеллект, познаваемым - объективный реальный мир. Здесь же берёт начало и иная убежденность. Познающий субъективный интеллект познает только себя, а объективный реальный мир - есть представление субъективного интеллекта.
3. ПОЗИЦИЯ ПОЗНАНИЯ
1. Обычно не рассматривается вопрос о необходимости и обусловленности познания. Тем не менее, следует видеть именно в этой необходимости начало философии и конец эмпирии. Начало познания создаёт новую реальность. Кардинальное отличие философии, связанной с познанием, от частных, эмпирических наук, являющихся исследованиями, лежит в условиях необходимости познания.
2. Первый мудрец - первый человек, нашедший способ отделиться от мира. Он не имел никакого отношения к миру, поскольку не пребывал в нём. Он создал иную реальность.
3. Апелляция к первому мудрецу - это определение социальной позиции философии. Философская позиция имеет и иные определения, например, психические.
4. Здесь важно понять, что условия познания мира не возникают без смены отношения к чувственно воспринимаемому миру. Без этого остаются только условия его исследования. Приступить к познанию - значит сменить отношение к чувственно воспринимаемому миру.
5. Чем характеризуется новая позиция? Позиция познания [мира] не совпадает с позицией исследования [мира]. Позиция исследования не отделена от мира, пассивна по отношению к нему. Позиция же познания имеет смысл, отделяясь от мира, будучи активной по отношению к нему. Следовательно, действие кладёт начало философии, и познание обретает смысл и цель.
6. Позиция познания мира характеризуется действенностью. Она деятельна. Необходимость познания обусловлена сменой отношения к чувственно воспринимаемому миру. Это отношение становится активным, деятельным.
4. ЦЕЛЬ ИНСТРУМЕНТА
1. Вернёмся к преждевременно поставленным вопросам. Философия - есть ключ, подход, инструмент [к миру]. 1) Для чего нужен этот подход, ключ, инструмент? 2) К какому миру [нужен этот подход, ключ, инструмент]?
2. Первый вопрос. Философская позиция не относится к миру. Эта позиция деятельна. Она предполагает разделение и некоторое отношение [к миру]. Без отношения невозможно [никакое] воздействие [ни на что]. Таким отношением становится инструмент. С помощью этого инструмента осуществляется такое воздействие на мир, которое не совпадает с ним (с миром) и отдельно от него (от мира). Следовательно, философская позиция остается отдельной от мира и не совпадает с ним. Инструмент (подход, ключ) нужен для осуществления некоторого действия в условиях несовпадения позиций, иными словами, для координации независимых действий.
3. Второй вопрос. В этом вопросе содержится предположение о множество миров. В связи с этим требуется уточнение в понятиях мира, реальности и абстракции. Существует принятое разделение двух миров - реального и абстрактного. К одному из этих миров относится философия. Для другого она есть инструмент деятельности.
4. Какой мир для философии является абстрактным (отвлечённым), а какой - реальным (действительным)? Абстрактным (отвлечённым) миром для философии является [так называемый] реальный или объективный ("объективная реальность"), чувственно воспринимаемый, видимый мир. Философия считает реальностью, действительностью [так называемый] абстрактный, идеальный, невидимый мир.
5. Утверждение, что объективная реальность (весь материальный мир в целом) существует независимо от человеческого сознания и первичен по отношению к нему, не имеет никакого смысла для определения активного отношения к миру. Этот мир может быть каким угодно. Важно лишь [внешнее или внутреннее] отношение к нему как к отвлеченному или как к действительному.
6. Философская позиция не совпадает с абстрактным миром, отвлеченным, но видимым и существующим. Философия есть ключ, подход, инструмент к реальному, действительному миру, не совпадающему с абстрактным, чувственно воспринимаемым миром. Реальный и действительный мир невидим и не существует, но является деятельным.
5. "НЕОБХОДИМОСТЬ" ДЕЯТЕЛЬНОСТИ
1. Следует рассмотреть ещё один вопрос. Является ли перемена отношения к миру от пассивного к активному или деятельному психической или социальной необходимостью?
2. Условия психической и социальной жизни предполагают как утвердительный, так и отрицательный ответ на поставленный вопрос. Но если иметь ввиду познание реальности для некоторых целей, то такая необходимость безусловна. Всё в этом деле зависит от отношения к [обоим] мирам.
3. Здесь кроется ещё одна сторона вопроса. Является ли "объективная реальность" всегда абстрактной, отделённой от человека и является ли любая позиция мышления деятельной?
4. Трудно сказать "является", но представить это гораздо легче. Даже если и присваивается какой-либо мир, то абстрактный остается в стороне.
5. О мышлении так же трудно судить. Но легче представить мышление деятельным, чем быть категоричным относительно его позиции. В обоих случаях необходимо брать во внимание степень, процент, масштаб абстрактности и деятельности и учитывать отношение к обоим мирам.
6. В этом вопросе важен не механизм исследования (восприятия) и познания (деятельности), поскольку он всегда остаётся механизмом, а частное определение этих миров и установление частного отношения к ним.
--
© 1988-2022, Александр Аритерос (A. Aritheros)
==