Цельность и полнота жизни

Аватар пользователя tabularussia
Систематизация и связи
Основания философии

В течение жизни человек приобретает разнообразные знания об устройстве мира и общества, о принципах и правилах бытия, о себе самом и многом другом. И каждое придирчиво «примеряет на себя»: устраивает оно его или нет.

Значительная часть поступающей информации воспринимается им автоматически, без анализа и раздумий – в процессах воспитания, обучения, общения с другими людьми. Именно она составляет «каркас» структуры отношений и образа мира личности. Но есть и та, которую человек усваивает осознанно.

Часть знаний понимается как неизбежная данность, которую, хочешь того или нет, но приходится применять в жизни. К ним относятся культурно-религиозные обычаи, нормы морали и социально-общественных отношений, государственные законы и пр. Необходимость исполнять их часто порождает лицемерие, ложь и обман, различие между внешним и внутренним началами, противоречия и комплексы.

Вместе с тем у каждого человека имеется достаточно устойчивая безусловная система знаний и ценностей – его «вера», которая не требует доказательств и которую он ни в каких случаях не может преступить, «предать». А прочие знания, условные и абстрактные, человек относит к себе и применяет лишь в тех или иных ситуациях под воздействием вынуждающих обстоятельств.

В результате в его разуме существуют как бы два образа мира. Один – неподвижный и «идеальный», формируемый той структурой отношений, которая максимально соответствует внутренним психоэнергетическим возможностям и потребностям души; его можно использовать, задействуя наиболее «тонкие», высшие отношения сознания.

Другой является следствием допускаемых человеком отклонений своих отношений от идеальной модели (у каждого собственных, определяемых конкретными выборами-решениями и применяемых в жизни). Он образует подвижную систему разрешительно-оправдательных толкований таких отклонений, связан с внешней системой знаний и характеризует «жизненный опыт».

В итоге возникает разрыв между знаниями и верой. И пока он есть, пока все знания не становятся верой, а «хочу» и «могу» не уравниваются силами внутреннего «надо» и «должен», имеет место неустранимая двойственность человека. Он всегда оказывается перед проблемой выбора между «хочу» и «надо».

Целостное, непротиворечивое единство сознания возможно тогда, когда все новые знания проверяются и оцениваются верой. И либо принимаются и охватываются ею, расширяя тем самым границы веры и образа мира, либо отбрасываются как ложные.

Ощущение полноты жизни возникает у человека лишь при отсутствии каких-либо различий и противостояний между верой-знанием и возникающими желаниями, между его намерениями, словами и делами. При достижении такой полноты невозможно предательство себя, своей веры и внутреннего начала. 

К сожалению, цельных и непротиворечивых людей, таких как Будда и Иисус, всегда было мало. А оставленный ими след в истории человечества вызван, в первую очередь, единством нравственных принципов, которые они озвучивали и применяли в своей жизни. Как они учили, так поступали и относились к людям, миру и Богу.

Главная «загадка» жизни Иисуса – в том, что он, обладавший намного превосходящими всех силами и возможностями, способный совершать разные «чудеса» в отношении других людей, не стал (хотя и мог) применять их по отношению к себе самому. И даже перед лицом мучительной смерти не отказался от себя и своей Истины-веры, Божественного начала. Однако подавляющее большинство его последователей и учеников, в том числе все апостолы, не сумели выдержать самого главного и серьёзного испытания жизнью.

«Надо», приносимое в жертву «хочу», независимо от ставящихся человеком целей и используемых средств неизбежно разрушает полноту и целостность восприятий жизни. И ведёт к предательству себя (которое не бывает «в малом» или «в большом») – к отказу от веры-знания и отступлению в сторону эгоизма, самооправдания и ложных мнений. 

Человек как бы раздваивается. Он может красиво и правильно говорить, особенно когда в нём пробуждаются «таланты» души, но не способен эти слова облекать в дела и свершения. «Вера без дел мертва», так как оправдывается только отношениями, воплощаемыми в каждодневных поступках.

Именно поэтому оказываются безуспешными попытки разрешить «загадки великих личностей» – писателей, художников, поэтов, учёных, философов и пр., которые обладали восприимчивыми душами и были допущены к «кладовым» Божественных идей. Но, не сумев применить найденные там «жемчужные зёрна» истины к «мелочам» личной жизни, вынуждены были раз за разом предавать себя. В подавляющем большинстве своём они не смогли удержать и достойно пронести по ней те дары, которыми их щедро наградили при рождении. И остались лишь передатчиками, вещателями и исполнителями иного, чужого для них Голоса Безмолвия.

Цельность, единство личности проявляется без громогласных заявлений человека о своей вере-истине и её публичной демонстрации – в многогранных отношениях и непротиворечивости намерений, слов и дел. Которые дополняют друг друга и органично соотносятся между собой, обозначая твёрдость веры, силу духа и бескорыстие любви.

Такой человек, внешне живущий как все, тем не менее выделяется среди людей, вызывая непонимание, пересуды, но и неизменное уважение окружающих. И при этом остаётся для них наглядным примером, как бы освещая путь и приглашая следовать за собой.

Я хочу, чтобы ты смог прожить жизнь в соответствии с внутренним знанием-верой и любовью, стараясь как можно реже обманывать себя оправданием слабостей внешними обстоятельствами. Это очень непросто и есть высшее искусство жизни. Редко кому удаётся пронести такой «крест» до конца.

Но каждый шаг в данном направлении и каждая победа будет новым обретением себя, ступенью к самопознанию, дарующей радость и силы, раскрытие души и наполнение любовью. В этом и состоит предназначение человека. А критерий здесь один: смог или не сумел, выдержал или сдался. Все остальные «блага»: успех, власть, деньги, собственность – прах и суета. Именно поэтому мы всегда и во всём отвечаем перед собой своей жизнью.

https://dzen.ru/a/aINXg_eUtjg3FRvW

Комментарии

Аватар пользователя Философиня

tabularussia, 25 Июль, 2025 - 13:13

возникает разрыв между знаниями и верой. И пока он есть, пока все знания не становятся верой, а «хочу» и «могу» не уравниваются силами внутреннего «надо» и «должен», имеет место неустранимая двойственность человека. Он всегда оказывается перед проблемой выбора между «хочу» и «надо».

Эта ваша тема очень важна для философии. Но у меня к вам вопросы.

Считаете ли вы это главной проблемой для человека? Вообще, что вы считаете для человека главным в жизни? Решить эту проблему, или это не так важно, и есть что-то более важное? Тогда что более важно? Или все же - эта проблема?

цельных и непротиворечивых людей, таких как Будда и Иисус, всегда было мало. 

 С чего вы взяли, что они непротиворечивы? У Иисуса много противоречий. Говорил одно, а делал другое.

 

Аватар пользователя tabularussia

Думаю, главная проблема для человека, тот выбор, который он делает в настоящий момент. И тут всегда противоречие между хочу и надо.

Главное в жизни – самосовершенствование. А средство – самопознание.

Напомните, когда Иисус говорил одно, а делал другое?

 

Аватар пользователя Философиня

tabularussia, 28 Июль, 2025 - 19:11, ссылка

Думаю, главная проблема для человека, тот выбор, который он делает в настоящий момент. И тут всегда противоречие между хочу и надо.

С этим согласна. Только тут нет конкретики. Каждый будет понимать по-своему.

Главное в жизни – самосовершенствование. А средство – самопознание.

Для того, чтобы что-то делать, нужны соответствующие условия, подходящие обстоятельства. Нелепо и неестественно будет выглядеть самосовершенствующийся среди грязи, невежества и нищеты, когда вокруг нищие и голодные. Также трудно самосовершенствоваться рабу, которого бьют кнутом по спине, чтобы живей работал. 

Невозможно достичь главного, не создавая для этого условий и обстоятельств. Невозможно также быть совершенным, если вокруг несовершенство. 

Напомните, когда Иисус говорил одно, а делал другое?

Напоминаю. Иисус учил:

25. Мирись с соперником твоим скорее…

39. …не противься злому. Но кто ударит тебя в правую щеку твою, обрати к нему и другую; и кто захочет судиться с тобою и взять у тебя рубашку, отдай ему и верхнюю одежду…

44. …любите врагов ваших, благословляйте проклинающих вас, благотворите ненавидящим вас и молитесь за обижающих вас и гонящих вас…

47. И если вы приветствуете только братьев ваших, что особенного делаете? Не так же ли поступают и язычники? 

А на деле плетью побил торгашей и выгнал их из храма. Явное противоречие поучениям. Это лишь один пример. Но эта тема мне не интересна, прошу по ней больше вопросов не задавать. 

(Матфей, глава 5)

И ещё:

1. Не судите, да не судимы будете, ибо каким судом судите, таким будете судимы; и какою мерою мерите, такою и вам будут мерить.

Поэтому не удивительно, что и ему такой же мерой отмерили, и таким же судом судили. 

Только мне эта тема не интересна, поэтому прошу по ней больше вопросов не задавать.