«Капитал» Маркса с Дэвидом Харви | Лекция 6. Рабочий день
Маркс использует трудовую теорию ценности для того, чтобы дать определение как относительных цен, так и нормы прибыли на капитал; другими словами, показать, как в его системе определяется понятие "прибавочной ценности" (surplus value).
«Капитал» Маркса с Дэвидом Харви | Лекция 5. Прибавочная стоимость
"Предисловие к русскому переводу писем К. Маркса к Л. Кугельману"
Выдающийся интерес, с точки зрения более полного и глубокого уяснения марксизма, представляет письмо от 11 июля 1868 г. (стр. 42 и след.). Маркс излагает здесь, в форме полемических замечаний против вульгарных экономистов, чрезвычайно отчетливо свое понимание так называемой «трудовой» теории стоимости. Именно те возражения против теории стоимости Маркса, которые всего естественнее возникают у наименее подготовленных читателей «Капитала» и которые всего усерднее подхватываются поэтому дюжинными представителями «профессорской», буржуазной «науки», – разобраны здесь Марксом коротко, просто, замечательно ясно.
МАРКС — Л. КУГЕЛЬМАНУ (11 июля 1868 г.)
Дорогой друг!
Здоровье детей улучшается, хотя они все еще слабы. Очень благодарен Вам за Вашу посылку. Фаухеру отнюдь не пишите. Этот Mannequin piss слишком уж возомнит о себе. Все, чего он добился, это того, что во втором издании{1} — там, где речь идет о величине стоимости,— я дам Бастиа несколько полагающихся ему ударов. Я не сделал этого потому, что третий том будет содержать особую и обстоятельную главу о представителях «вульгарной экономии». Впрочем, согласитесь, вполне естественно, что Фаухер и братия выводят «меновую стоимость» своего собственного маранья не из массы израсходованной рабочей силы, но из отсутствия этого израсходования, а именно из «сбереженного труда». И достойный Бастиа не сам сделал это столь приятное таким господам «открытие», но, по своему обыкновению, «списал» его у своих предшественников. Его источники, конечно, неизвестны Фаухеру и К0.
Что касается «Centralblatt», то автор статьи в этом журнале делает мне наивозможно большую уступку, допуская, что если вообще придавать какой- нибудь смысл понятию стоимости, то неизбежно приходится соглашаться с моими выводами. Несчастный не видит, что если бы в моей книге вовсе не было главы о «стоимости», то анализ реальных отношений, который я даю, содержал бы в себе данные и доказательства действительных отношений стоимости. Болтовня о необходимости доказать понятие стоимости покоится лишь на полнейшем невежестве как в области того предмета, о котором идет речь, так и в области научного метода. Всякий ребенок знает, что каждая нация погибла бы с голоду, если бы она приостановила работу, не говорю уже на год, а хотя бы на несколько недель. Точно так же известно всем, что для соответствующих различным массам потребностей масс продуктов требуются различные и количественно определенные массы общественного совокупного труда. Очевидно само собой, что эта необходимость разделения общественного труда в определенных пропорциях никоим образом не может быть уничтожена определенной формой общественного производства; измениться может лишь форма ее проявления. Законы природы вообще не могут быть уничтожены. Измениться, в зависимости от различных исторических условий,может лишь форма, в которой эти законы проявляются.
А форма, в которой проявляется это пропорциональное распределение труда, при таком общественном устройстве, когда связь общественного труда существует в виде частного обмена индивидуальных продуктов труда, — эта форма и есть меновая стоимость этих продуктов.
Задача науки состоит именно в том, чтобы объяснить, как проявляется закон стоимости; следовательно, если бы захотели сразу «объяснить» все кажущиеся противоречащими закону явления, то пришлось бы дать науку раньше науки. В том-то и состоит как раз ошибка Рикардо, что он в своей первой главе о стоимости предполагает данными все возможные категории, которые еще должны быть выведены, чтобы доказать их адекватность закону стоимости.
С другой стороны, история теории, конечно, доказывает, как Вы верно указали, что понимание отношения стоимости было всегда одним и тем же, только более ясным или более туманным, сильнее опутанным иллюзиями или более научно определенным. Так как процесс мышления сам вырастает из известных условий, сам является естественным процессом, то действительно постигающее мышление может быть лишь одним и тем же, отличаясь только по степени, в зависимости от зрелости развития и, в частности, развития органа мышления. Все остальное вздор.
Вульгарный экономист не имеет ни малейшего представления о том, что действительные, обыденные отношения обмена и величины стоимости не могут быть непосредственно тождественными. Вся соль буржуазного общества состоит как раз в том, что В нем a priori не существует никакого сознательного общественного регулирования производства. Разумное и естественно необходимое проявляется лишь как слепо действующее среднее. А вульгарный экономист думает, что делает великое открытие, когда он раскрытию внутренней связи гордо противопоставляет тот факт, что в явлениях вещи иначе выглядят. И выходит, что он гордится тем, что пресмыкается перед видимостью, принимает видимость за конечное. К чему же тогда вообще наука?
Но за этим скрывается еще и нечто другое. Раз понята связь вещей, рушится вся теоретическая вера в постоянную необходимость существующих порядков, рушится еще до того, как они развалятся на практике. Следовательно, тут уже безусловный интерес господствующих классов требует увековечения бессмысленной путаницы. Да и за что же, как не за это, платят сикофантам-болтунам, которые козыряют в науке тем, что в политической экономии вообще не разрешается мыслить?
Однако довольно и предовольно. Характерно во всяком случае, до чего пали эти попы буржуазии: рабочие и даже фабриканты и купцы поняли мою книгу и сумели разобраться в ней, а эти «ученые книжники»(!) жалуются, что я предъявляю чрезмерные требования к их рассудку.
Перепечатывать статью Швейцера я не советую, хотя для его газеты статья Швейцера была хороша.
Вы очень обяжете меня, прислав мне несколько номеров «Staatsanzeiger».
Адрес Шнаке Вы, наверное, можете узнать, справившись в «Elberfelder Zeiturig».
Сердечный привет Вашей жене и Френцхен.
Ваш К. М.
Комментарии
«Капитал» Маркса с Дэвидом Харви | Лекция 4. Капитал
Перед выпуском в свет 1 тома "Капитала" К. Маркс писал Ф. Энгельсу: «Самое лучшее в моей книге:
1) подчеркнутый уже в первой главе двойственный характер труда, смотря по тому, выражается ли он в потребительной или в меновой стоимости (на этом основывается все понимание фактов);
2) исследование прибавочной стоимости независимо от ее особых форм: прибыли, процента, земельной ренты и т. д.»
1. Создав концепцию двойственной природы труда, воплощенного в товаре, К. Маркс тем самым устранил присущее всей буржуазной политэкономии смешение стоимости товаров с их потребительной стоимостью. Он установил в то же время, что стоимость и потребительная стоимость товара представляют собой единство противоположностей товарной формы продуктов труда.
К. Маркс показал, что стоимость есть выражение общественных отношений между людьми, складывающихся в процессе их совместной трудовой деятельности и проявляющихся в обмене продуктами труда (становящимися в силу этого товарами) на рынке; стоимость - воплощение общественного труда товаропроизводителей, и только одного труда. Средства производства сами являются продуктами труда и могут передать на производимые с их помощью товары не больше стоимости, чем содержится в них самих. Источником новой стоимости они поэтому быть не могут. Не может создавать стоимость и земля. Подобно другим природным ресурсам, она служит лишь ареной приложения труда и средством труда, участвующим в создании не стоимости, а потребительной стоимости товара.
Субстанцией стоимости является не просто затрата нервной и мускульной энергии человека в физиологическом смысле (которая была и будет всегда), а абстрактный труд товаропроизводителя, т. е. исторически определенная форма общественного труда, присущая только товарному производству. Величина стоимости товара определяется не индивидуальным, а общественно необходимым рабочим временем. Следовательно, стоимость есть не природное, а общественное свойство товаров, она выражает общественно-производственные отношения между товаропроизводителями, опосредованные через продукты их труда. «Там, где буржуазные экономисты видели отношение вещей (обмен товара на товар), там Маркс вскрыл отношение между людьми. Обмен товаров выражает связь между отдельными производителями при посредстве рынка» В. И. Ленин. "ТРИ ИСТОЧНИКА И ТРИ СОСТАВНЫХ ЧАСТИ МАРКСИЗМА".
... далее Стоимость и её буржуазные трактовки.
Империализм: паразитический, декадентский и обреченный - Гарланд Никсон и Джоти Брар, эпизод 1
Фридрих Штампфер, впервые познакомившийся с марксизмом через популяризацию «Капитала» Каутским, взяв однажды в рабочей библиотеке эту работу Маркса, обнаружил, что первые 20 страниц в нем были зачитаны, а остальные оставались неразрезанными. В Америке лидер Социалистической партии Юджин В. Дебс признавал, что Каутского он читал охотно, а Маркс оставлял его равнодушным. Уильям Моррис как-то сказал, что назвался марксистом для пущей важности, а по поводу чтения «Капитала» сказал: «Я старался… изучать экономический аспект социализма, брался и за Маркса, но должен сознаться, что, оценив полностью историческую часть «Капитала», устрашился путаницы в мозгах при чтении чисто экономической части этого великого труда». (Франко Андреуччи) Знакомо, не правда ли? Осилить «Капитал» с нуля, без вспомогательных материалов для непрофессионала – задача не из легких. Да чего уж там, даже известный экономист Тома Пикетти, написавший книжку «Капитал в XXI веке» признался, что не смог осилить «Капитал» Маркса, посчитав его слишком сложным. Но все это не отменяет необходимости знать азы политической экономии. Мы публикуем лекцию Дэвида Харви, которая посвящена разбору первой главы «Капитала». Двойственная природа товара, диалектические категории и отсылки к «Франкенштейну» Мэри Шелли ждут вас в 40-минутной лекции. Поехали!
«Капитал» Маркса с Дэвидом Харви | Лекция 1. Товар
https://www.youtube.com/watch?v=ORYY1y65VmE
http://rev-cult.ru/
Пир во время СВО, или Почему богатые богатеют.
Россия — такая же часть системы империализма, как и весь остальной мир? На фоне СВО богатые становятся ещё богаче, а «простые» люди? Классовый характер войн, уродливые явления внутри общества и марксистский подход к текущему моменту обсудим с нашей гостьей Екатериной Волковой, преподавателем кафедры политэкономии и истории экономической науки РЭУ им. Г.В. Плеханова.
https://www.youtube.com/watch?v=_tXsFuhv6wk