В начале несколько слов почему мы должны доверять древним письменным источникам. Как отмечает А. Гхош: " Каждое слово в них поднимается из глубин психологического опыта и наблюдений, которыми мы более не владеем, и является ключом к духовным истинам, которые мы теперь можем достичь лишь через мучительно трудную дисциплину". Эти слова относятся к и работе Патанджали, в которой он указывает три истинные источника познания (Гл.1 сутры 7-9 )
Первый - чувственное восприятие есть источник истинного знания, [проявляющийся в тех случаях], когда сознание испытывает воздействие внешнего объекта через каналы органов чувств. Объективная сфера его функционирования - общее и специфическое; его главная функция - установление специфического в объекте.
Второй - Умозаключение есть действие [сознания], имеющее своим объектом связь, наличествующую между [элементами] одинаковых классов, относительно которых делается логический вывод, и отсутствующую между [элементами] различных классов. Его главная функция - установление общего.
Третий - Объект, увиденный или логически выведенный авторитетным лицом, описывается [им] в словах для передачи своего знания другому лицу; состояние [сознания] слушателя, возникающее на основе слов и имеющее объектом их значение, есть авторитетное [вербальное] свидетельство.
А теперь рассмотрим что мы понимаем под понятием вечность или правильнее сказать вечное. Чувственного восприятия такого объекта мы не имеем. Все что воспринимается органами чувств находится в постоянном изменении во времени. Это понятие пришло к нам как авторитетное свидетельство и относится к объекту сверхчувственного восприятия - трансцендентному высшему Я человека или как в его называют в других традициях Духу. По авторитетному свидетельству древних этот Дух вечен или другими словами неизменнен во времени.
Поскольку вечность и время древние относят к одному классу объектов, мы можем путем умозаключения установить связь наличествующую между ними или что между ними общего. Для этого мы должна их сравнить. На первый взгляд это противоположности не имеющие ни чего общего. Но более внимательное рассмотрение показывает что это не так.
Время состоит из прошлого, настоящего и будущего. Прошлое изменить нельзя, поэтому оно если оно неизменно то соответствует понятию вечности. Настоящее статично, если бы в нем были изменения то оно распадалось бы опять на прошлое, настоящее, будущее. Если в настоящем нет изменений то оно тоже соответствует понятию вечности. Будущее обычно рассматривают как поле всех возможностей. Мы не можем от него ничего отнять и ничего добавить, поэтому оно тоже неизменно и соответствует понятию вечность. Если эти три по отдельности есть вечность, то и в месте они есть вечность.
Но почему тогда мы видим время как поток изменений. Как утверждают древние это не проблема вечности, а проблема нашего восприятия обусловленная спецификой деятельности нашего сознания. В измененных состояниях сознания древние наблюдали вечность и во времени. Как они это делали. Очень просто, они наблюдали прошлое настоящее и будущее одновременно.
Комментарии
Забыл обратить внимание на важный момент. Поскольку древние видели вечность во времени они утверждали. Что все существует в Духе и Дух существует во всем.
Как мне кажется, к этому же классу объектов следует отнести память, как имеющую непосредственную связь с временем. Со всеми вытекающими из этого последствиями/выводами. А именно память это и "вместилище", и содержание. Отсюда следует такое предположение. Время следует связывать не с пространством (пространственно временной континуум), как это делают физики, в представлении которых время - это длительность, а с информацией, как более общее понятие, в котором время-длительность лишь частный случай.
Согласен. Махариши Махеш Йоги, прошлое, настоящее и будущее в их сущностном единстве определяет как Брахм - целостность, которая есть и только может быть памятью. Имеется в виду память как универсальное состояние мирового Духа. Эту память Махариши называет полем всех возможностей из которого наше сознание получает отдельные фрагменты, последовательность которых мы воспринимаем как время.
Но нельзя это рассматривать упрощенно. В Ведической традиции процесс получения этих фрагментов связывают с тремя уровнями обработки информации, или тремя независимыми процессами познания. Праджняна, Саджняна, которые мы не осознаем (сверхсознательным и подсознательным) и осознаваемым Аджняна. Поэтому информация хранимая в поле всех возможностей существует там не в той форме в какой мы ее воспринимаем на уровне осознаваемого процесса познания - Аджняна. Это подобно тому как в памяти компьютера информация хранится в форме языка программирования (Слова), а после ее обработки процессором, на экране дисплея принимает видимость формы.
Целостное знание познающего, познаваемого и трех уровней процесса познания называется Виджняна. Это знание возникает на уровне сознания который А. Гхош называет сверхразумом, достижение которого составляет цель эволюции сознания.