Трактат «О Ничто́». Фрагмент 5

Аватар пользователя Юрий Кузин
Систематизация и связи
Онтология

6. Верноподданничество: случай Гуссерля/Сартра. Феоменология использовала редукционизм для конституирования сознанием своей подлинной повестки, и не только в плане инструментальной подоплёки, позволившей мысли вывести за скобки аберрации опыта, но и в плане идеации, для чего не-сущее прибрало к рукам всё, что сознание позаимствовало у чувственности. Ясно, что, взяв перочинный нож цепкими пальцами, феноменологи источили карандаш до самого основания. Вот-вот и не-сущее заключит сознание в объятия, - а с кем/чем ещё коротать вечера  негативной субъектности как ни с Ничто́, - но даже на такого мудреца, как Гуссерль, оказалось довольно простоты: ничтожение сознания, его очистка от примесей, обернулась тем, что каша полезла из-под крышки, залив плиту, на что вовсе не рассчитывал повар.   

Приведём отрывок Гуссерля, в котором интуиция о бессознательном столь же сумбурна, как и её предмет.

«…сюда же относится вся сфера ассоциаций и привычек. Это – отношения, установленные между более ранним и более поздним сознанием внутри одного Я-сознания. Мотивация возникает и протекает в сознании «сейчас», а именно, в единстве потока сознания, который характеризуется как актуальное сознание-время (оригинальное, первичное сознание). Здесь речь идет не о мотивации смены одной установки другой установкой (одного активного тезиса другим активным тезисом), а о переживаниях любого вида, и это либо «седименты (осадок)» из более ранних актов разума (Venunftakten), рациональной активности, либо случившихся по «аналогии» таковых в качестве апперцептивных единств, в действительности не оформленных актами разума, или же о переживаниях, которые совершенно иррациональны: чувствительность (Sinnlichkeit), само себя вводящее (Aufdrängende), предданное, приводимое в действие в сфере пассивности. И любое отдельное в этом [переживание] мотивировано в темных подпочвах (подосновах), имеет «душевные основания (причины)», о которых можно вопрошать: как я пришел к этому, что меня к этому привело? То, что такое вопрошание возможно, характеризует любую мотивацию вообще. «Мотивы» часто глубоко сокрыты, но могут быть вызваны к обнаружению с помощью «психоанализа». Мысль «вспоминает» о другой мысли, возвращает прошедшее переживание в воспоминание и т.д. В некоторых случаях оно может быть воспринято. В большинстве же мотивация хоть и пребывает в сознании, но не становится ясной, она остается незамеченной или незаметной («бессознательной»)" (пер. с нем.: Husserl, Ideen..., zweites Buch, 1952, s.222-223.)

По сути мы имеем дело с не-дистиллятом каких угодно примесей: следы логики (тезисы/антитезисы), психологии (установка, поток сознания), психофизиологии (перцепция/апперцепция) и т.п., за чем просматривается  попытка феноменолога, - задавшегося целью создать негативную топологию феномена, - кормить из рук хищника, полагая, что, будучи тронут бесхитростностью и безрассудством смельчака, зверёк уляжется у его ног и даже позволит почесать загривок. Имя твари – ВООБРАЖАЕМОЕ. Создав текст о том, как, думая о тексте, способном проникнуть в существенное Ничто́, - то, что было прежде упорядочено в психическом, онтическом, онтологическом, а, канув в Лету, не оставило по себе и почтовой открытки с новым адресом для пересылки корреспонденции, - ты вынужден разводить руками, Гуссерль констатирует: «…мотивация хоть и пребывает в сознании, но не становится ясной, она остается незамеченной или незаметной («бессознательной»)".

Что убеждает Гуссерля, что «утраченное» для «Я» содержание, всё ещё топчется в прихожей? Откуда такая вера? Гуссерль не даёт внятного ответа, а нагромождение в тексте тематики, прагматики и дискурса доброй дюжины дисциплин, больше напоминает волхование, чем редукцию термина «бессознательное», которое Гуссерль не называет Ничто́ только по недоразумению.

Но воображаемое так и остаётся неприручённым. Прежде Брентано считал - ошибочно, как полагал Гуссерль, - что за длительное удерживание в сознании прошлого отвечает конструкт, который создаёт фантазия. Слабость этой концепции стала очевидной, когда фантазия Брентано стала выполнять противоречивые функции: 1) она репродуцировала ощущение прошедшего события в представление, которое, по-сути, ни чем не отличалось от фантазии - отсюда временность не есть акт восприятия, а всего лишь опосредованное фантазирование; 2) она была актом, воспроизводящим отсутствующий предмет. Брентано противоречил себе, поскольку фантазия у него выступала и как способ воспроизведения восприятия, и как «сконструированный» этим восприятием временной объект. Путаницу было не устранить. Фантазия Брентано и строила, и была строительным материалом на стройке, на которую сама же и подрядилась. Взяв на поруки мысль учителя, - ученичество и дружба в философии, как предмет феноменологической педагогики, ещё только ждёт своего Коменского и Песталоцци, - Гуссерль различил продуктивную и репродуктивную фантазии. «Первая, изначально удерживает (anhaftend) восприятие, продуцируя распространение временных объектов (Zeitausbreitung), последняя - опять воспроизводит то, что уже было однажды продуцировано» (Husserl E. Zur Phänomenologie desinneren Zeitbewußtsein, a.a.O.S.409.)

Ясно, что, столкнувшись с логической неразберихой, Гуссерль заменил фантазию Брентано на ретенцию, т.е. сознание момента, который вот-вот миновал, только что был актуальным «теперь». Сойдя с подмостков сознания, ретенция терялась в кулисах. Гуссерль ввёл и другие понятия: пра-импрессию - то, что «теперь»; протенцию - то, что выходит на авансцену с ватагой актов, следующих за «теперь», как антиципация будущего на основе только что бывшего актуальным.

Прояснив механизм единства сознания, показав как феменология восприятия времени конституирует предметную сферу и саму субъектность, Гуссерль ни слова не говорит о суверенности сознания, его сопротивлении де-персонализации, отчуждению субъектности, индивидуальности. Сознание бунтует. И какими бы изощрёнными инструментами, швырнув ум на холодный хирургический стол, прозектор/феноменолог не пытался ничтожить сущее, озабоченное само-идентификацией, сердце мысли всё ещё бьётся.

Но что же эйдетическая и трансцендентальная редукции? Декларируя   преодоление «фетишизма деятельности», Гуссерль расколол «жизненный мир» (Lebenswelt) на конкретно-историческое (эмпирическое) бытие, что, как естественная установка (in der natürlichen Einstellung), заключалось им в скобки, и – чистое мышление, созерцание сущностей. Гуссерль предположил, что редукция поставит сознание на трансцендентально-феноменологическую позицию? Возможно, как практикующий феноменолог, он «добился своего». Но, бросая ретроспективный взгляд на авансы, данные феноменологии, как «единственно правильному» пониманию сознания, - так, во всяком случае, Гуссерль заявлял, - следует трезво взглянуть на неутешительный итог.  

Во-первых, Epochе́ (от греч. ἐποχή – остановка, прекращение, воздержание от суждения) так и осталось теоретическим постулатом, а феноменология не предложила механизма «воздерживания от суждений» (Urteilsenthaltung) с последующим «выведением из игры» (außer Aktion setzen), частичной или полной приостановкой, «заключением в скобки» (Einklammerung), «подвешиванием» (suspendieren) докс обыденного сознания, догматов науки и философии о мире, человеке и его сознании.

Во-вторых, озаботившись процедурой редукции, феноменологу пришлось бы столкнуться с сознанием, которое, - там, где от него требуют стушеваться, разоблачиться, аннигилировать, - удваивает свою наличность. Как это понимать? Для начала признаем, что истина у Гуссерля самодостаточна, самоочевидна и озабочена самораскрытием. Ясно, что такой тоталитарной истине, чтобы заключить в эйдетическую Бастилию профанный словарь (булочника/профессора), необходимо «опознание» её субъектом - именно как истины. Только, когда субъект проникнется «уверенностью», что сущности «усмотрены», а сознание очищено от естественной установки, дело истины будет в шляпе. Но Fronde кажет нос там, где её меньше всего ждут - в Epochе́. Ведь самозапрет, - не мыслить ни доксы, ни догмы, - приводит к обратному, когда редуцируемое не редуцируется, а удваивает присутствие в сознании. И речь идёт не о патопсихологическом навязчивом присутствии в сознании «вытесненных» перверзий. Речь о логике, таком удвоении тезиса за счёт антитезиса, когда и ассерция и негация, т.е. логическое отрицание в виде пропозиции с частицей «не», со-присутствуют в мышлении как необходимые элементы конструкции. Уберите этот contre force и ментальность рухнет. Ясно, что созерцание чистых сущностей в [стерилизованном-кастрированном] феноменологией несчастном сознании - утопия. Мышление амбивалентно, прибывает на демаркационной линии между сущим и не-сущим], и само каботажное плавание в утлом судёнышке субъекта между Сциллой (царство чистой субъективности) и Харибдой (эмпирическое сознание, ограниченное естественной установкой) составляет своеобразие живого сознания.

В-третьих, сам факт обращения позднего Гуссерля к Бергсону, говорит о поиске феноменологией выхода из тупика редукционизма.        

Таким образом, усмотрение сущности (Wesensschau) чистого сознания, его потока (Strom), наталкивается на со-присутствие редуцируемого и редукции, когда содержание акта и сам акт удерживаются представлением, где очищенное от естественной установки сознание предстаёт уму избавленным от пут, но сами путы (доксы/догмы) воспроизводятся репродуктивной фантазией. Ясно, что жертва и палач кукуют под одной крышей в сознании, которое, умертвив невинного, выделяет ему койко-место в памяти, где уже снимает угол приговорённый к казни субъект, которому ещё только предстоит быть обезглавленным. Разделив Феномен и Мiр, мы обескровим каждый. Мiр не только дан через сознание, но и присутствует во мне, рядом со мной. Я дан сущему в той же мере, в какой сущее дано мне. Разве, избавляя сознание от установок, феноменология берётся утверждать, что покрой и фасон обновок, затесавшихся в гардероб, и есть истина, зашитая под подкладку, что дело философии - лекала, а не живое шуршание юбок?

Абсолютизация деятельности сознания – местопребывания феноменов (Гуссерль), источника и условия свободы (Сартр), ведёт к забвению сущего, которое бытийствует без оглядки на субъект, хотя Хайдеггер и возражает: «Если не существует никакого Dasein, то и никакой мир не является наличным (Wenn Kein Dasein existiert, ist auch Keine Welt da)» (перевод Н.В.Мотрошиловой, взято из «Современная буржуазная философия», Москва, «Высшая школа», 1978, с.263).

Избирая сознание краеугольным камнем онтологии, Гуссерль и Хайдеггер продолжают Кантовскую линию в философии. Мiр по Гуссерлю – коррелят моего сознания, по Сартру – моей свободы. Однако субъект, помимо того, что является собственником своей субъектности, принадлежит и миру как его объект, т.е. субъект и мир ставятся в отношения взаимообуславливающего само-полагания. Ясно, что субъектность вызвана к жизни дефицитом любви, заботы и самосознания, которых сущее лишено до срока, но тоска по которым и составляет его, сущего, жизненный мир  (нем. Lebenswelt). Бытие слепо. И в ярости ощупывает себя как безногий солдат, принимающий фантомные боли за подлинные кинестезивные ощущения. Субъект – тот, кто вкладывает в черепную коробку мира [чтойность]. Собственно, Мiр и вызвал субъектность к жизни, чтобы, следуя логике негации, мысль вернула бытие к точке невозврата – в Ничто, где, пройдя через разукомплектацию, сущее сполна отдастся потенции, чтобы поразмыслить на досуге о превратностях судьбы.

Заключая в скобки Мiр, феноменология полагалась на открытие иных оснований чистой субъектности, якобы присущих ей apriori, дремлющих в сонных лощинах истины, пока пытливость не разбудит в ней само-полагающее стремление к самораскрытию. Действительность, как бледный оттиск существенного сущности бытия, случайна, безосновательна и поражает своей неприкрытой (и в чём-то даже непристойной) наготой. Всю печёнку она проела своей претензией на суверенность. И напрасно.  Обескровленный труп реальности, - сукровица и органы удалены умелой рукой прозектора/феноменолога, - уместен лишь в качестве экспоната анатомического театра: бесхозного, бездыханного и безымянного.

Как работает бинарная оппозиция сознание/бытие? Есть в театральном искусстве принцип взаимодействия актёров, занятых в одном спектакле - «петелька/крючочек». Существование актёра на сцене требует действенного внимания к партнёру, живых оценок, приспособлений, вытекающих не только из роли, ограничившей артиста репликами, ремарками и мизансценами. Часто партнёр забывает текст, выпадает из образа, мстит за обиды, или, напротив, пускается в импровизации. Так и с сознанием и бытием, - кровоток (субъект) не должен загустевать из-за избытка тромбоцитов, а сосуды (бытие) не должны терпеть на себе, сужающий их холестерин. Поскольку бытие  →  субъектится, субъект → бытийствует.

Сознание же Гуссерля лишено живой топологии/географии. Ландшафт его не испещряют горные хребты, русла рек, буреломы медвежьих углов. Сознание Гуссерля абстрактно-неопределённо. Это теоретическая чистая субъектность, абсолютная идея, тождественная себе, своей сущности, не обременённой предметной сферой. Субъективные акты этого выморочного и стерильного сознания (Ich-Akten), -  восприятие, представление, воображение, мышление, память, воля, любовь, - лишены своеобразия. А способы конституирования предмета, - всегда особенные и неповторимые в конкретно взятом индивиде, - оборачиваются у Гуссерля сухим бухгалтерским дебетом/кредитом.

Гуссерль и Хайдеггер, отказывая бытию в праве на вотчину за пределами сознания, напоминают канатоходцев, зависших над пропастью. Но бытие-в-себе не нуждается в санкции со стороны разума. И прежде, чем развернуть методологический принцип познания бытия доподлинно,  уясним - что, кому и как является, в чём существенное сущности феномена, и возможно ли бытие феномена бытия, своего рода трансфеноменальность?  

Говоря о природе присутствия, Сартр настаивал, что настоящее выкрикивает себя. Так солдат или ученик, услышав своё имя, кричат в ответ: «“здесь!” в смысле ”adsum”» (лат. Присутствую) (Сартр Ж.П. Бытие и ничто: Опыт феноменологической онтологии / пер. с фр., М.: Республика, 2000. С. 150).

Но что наличиствует в этом «здесь» доподлинно, а что - бравада? Кто удостоверяет присутствие, кто арбитр, подтверждающий факт существования бытия-в-себе и бытия-для-себя? Для начала восстановим наиболее адекватный ход феноменологического рассуждения.  

Предположим, что вещь и её образ, объект и его предмет не совпадают доподлинно. Тогда феномен – есть конструкт из:

1) субстрата (сырца реальности), - то, что предъявлено сознанию самоочевидностью для-себя-бытия;

2.1) взятия-доминанты, - то актуальное, что выхвачено из вещи ареопагом устойчивых психических возбуждений в коре; при этом сверх-доминанта, став «калифом на час», вытесняет все прочие интенциональные сюжеты, а, урвав из вещи сердцевину, всё не-существенное оставляет топтаться за дверью перцепции-апперцепции. Уточним, что речь идёт о сущем, явившимся на пограничный пункт, к демаркационной линии, разделяющей субъект и объект, и где только сверх-доминанта решает: какие явления впустить на суверенную территорию субъекта, какие придержать, а каким – от ворот поворот.

2.2) взятия-субъекта, - то актуальное, что «Я» выбирает из трофеев сверх-доминант, чтобы конституировать внутреннее созерцание (идеацию). Таким образом, взятие (опредмечивание сознания) - есть то, что имманентно субъекту, что делает его само-полагающей верховной инстанцией, решающей единолично - что «взять» у явления, как взять, сколько взять и за какой временной лаг. Только субъект полагает предел вещам, определяя, что актуально для «теперь» - взятие или воспроизведение, их микс, или поток актов (рациональных и иррациональных), что выдворить как persona non grata, и в каких пропорциях предъявленное-взятое-воспроизведённое-ответ должны со-присутствовать в потоке сознания.  

3) воспроизведения, - то, что актуализируется повторно, как сверх значимое;

4) конституирования экзистенциального ответа (контр-перенос), - то, что субъект, по итогу идеации, возвращает сущему как истину бытия-вот.

Ясно, что контр-перенос вводит в феноменологию правило двустороннего движения, без которого мысль лишена обратной связи с бытием. Но если доминанты борются за длительное удерживание субъекта в сознании, предоставляя себя в качестве скреп, а чистое Я/Эго, как «гений места» и  собственник своего тела в актуальном «теперь» довольствуется самостью, то что же трансцендирует в субъекте, что даёт ему право сказать: вот он я, Господи! Это экзистенциальное остриё интенции, источить которое так и не удалось редукционизму, и есть наш ответ бытию в форме спонтанного [порыва-жеста-поступка], т.е. - есть чистое созерцание, с последующим ничем не обусловленным выбросом вперёд руки из не-сущего в сущее. Этот жест - и есть ответ, контр-перенос, в котором субъект ставится перед сущим  оракулом, возвещающим истину бытия из глубин «за-ничтойности». И, что важно, истина не артикулируется, а демонстрируется. Субъект,  бытийствуя, делает очевидным своё пребывание в истине бытия. И сущее, «видя» субъект присутствующим, т.е. поставившим представление перед представляемым в жесте доверия, открывает себя опредмечивающему сознанию.         

Но все эти элементы разрозненны. Как же достигается единство предметной сферы? Возьмём пример с восприятием мелодии, где пра-импрессия, протенция и ретенция, со-присутствуя, конституируют идеальный объект «теперь». Ясно, что поток разрозненных во времени и пространстве звуков удерживается в сознании благодаря его единству. Мелодии, как объекта, не существует в реальности. Мелодия конституируется в предмете, но до того, как интенциональное любопытство возьмёт мотив в свои ежовые рукавицы, он существует в субстрате колебаний и волн, не имеющих ничего общего с «музыкой сфер».

Отсюда «дано» превращено в «предъ-явлено», а вот «возьмёт» ли субъект явление, и как ухватит: нежно и бережно, грубо или небрежно - зависит от поступающего мышления и ответа, который субъект приготовил бытию...

Рядом грохот, молнии сверкают, свет бьёт в глаза, - но вы словно ослепли и оглохли. Почему? Да по той причине, что на экране вашего внутреннего кинотеатра дают мелодраму, где вы любезничаете с хорошенькой соседкой. Куда, спрашивается, подевалась очевидность? Да вам до неё решительно нет дела, поскольку что-то, посущественнее, заблокировало подступы к глазам и ушам? Что же закупорило рецепторы, дав апперцепции вволю излиться потоком несдерживаемой чувственности? Субъектность. Воображаемое.

Субъект свободен, и прежде всего в том, что касается существенного сущности вещей. Это существенное лишь отчасти принадлежит вещи, но больше - предмету, скроенному по лекалам субъекта.

Но что такое «ответ», контр-перенос, в котором субъект возвращает сущему существенное его бытия? Обратимся к опыту Сартра.

Резюмируя подходы к сознанию в западной философской культуре, автор «Бытия и ничто» определяет сознание через свободу "от" какого угодно детерминизма - мол, сознание только тем и занято, что вострит лыжи в сторону от предметности, данностей сознания. И если само бытие-в-себе слишком плотно, непроницаемо, чрезмерно избыточно, "слишком" (de trop), то сознание - пустота, дыра, прорва, стремящаяся хоть чем-то себя заполнить. Однако, пожирая всё вокруг, набивая утробу съестным, сознание, вознамерившись стать Богом (absolutus), терпит неудачу, обнаруживая себя в качестве "тщетной страсти" (Сартр Ж.П. Бытие и ничто: Опыт феноменологической онтологии / пер. с фр., М.: Республика, 2000. С. 616). Неудача Сартра восходит к неверно понятой им "негативности" у Гегеля, которую он увязывал с презумпцией не-свободы. Гегель отец системности, обязательств. Сознание же Сартра призвано выкидывать коленца, готовясь высунуть из широких штанин кулаки, чтобы намять бока всякому понятию, отчуждающему субъект от дела его рук – практики. Разумно же, как полагаем мы, не избавлять сознание от обусловленности, видя в уме чистую негацию, а мужественно торить путь внутри не-свободы, под какими бы личинами она не скрывала свою деструктивность. Сознание, таким образом,  есть свобода "в", а не "от", т.е. такое положение дел, когда мышление несёт свой крест до конца, а не ищет - на чьи бы плечи его переложить.

По этой причине  мы и вводим понятие доминанты - неопределённого (не осознаваемого часто) психического содержания, борющегося в Я за доминирование в «теперь». Доминанты, как априорные, гипостезированные, идеальные объекты, включающие в себя как «своё», так и «чужое», расквартированное в сознании в форме докс, артефактов, идей, обладают внутренней энтелехией, и порождают свою активность спонтанно, не обусловленно, как если бы причина их произвола произрастала из ex nihilo [из ничего].

Таким образом, «теперь» - ломоть пространства-времени, который тотально не отчуждаем от субъекта. Спонтанная искренность, рывок к предметности, вещности, ухваченной сознанием в непосредственной данности себя, понимаемой в категориях долженствования, изменяют природу бытия-вот. Презумпции, которыми субъект конституирует предметность, больше не обусловлены константами. Что и понятно: идеация трансформирует сиюминутное в rapide [фр.ускорение-замедление]. Эффект расширения «теперь» достигается движением субъекта к собственной онтологии, к своим предельным основаниям, к существенному сущности, когда в награду за бытийствование, в награду за «чтойность», за самоотчёт о цепи маральных поступков на кромке не-сущего/сущего, в благодарность за наполнение «штриха/всполоха», в котором прибывает сиюминутное, экзистенциальной подоплёкой, субъект удостаивается трансцендирования, расширения persona до размеров Абсолюта, что длит «теперь» в бесконечность, а субъектность удостаивает обожения или тео́зиса (др.-греч. θέωσις от θεός «бог»).

Таким образом, субъект конституирован изнутри: своим внешним; своим внутренним; своим переносом. Я перносит себя из несущественного к существенному, из ассерции к негации, из внутреннего к внешнему. Перенос выворачивает сущее швами наружу. Сознание – и покрой (сюжет переноса, уже сорвавшийся с кромки губ, разыгранный в ролях, увиденный внутренним узрением), и – сам процесс выворачивания вещи стёжками наизнанку, операция, технология внутреннего перемещения бытия в себе и для себя, что составляет существенное переноса или изнанкование

Перенос всегда трансфер в чьих-то интересах: для, узревающей свою распростёртость у ног субъекта, свободы; «томящегося» в бездействии морального долженствования. И выворачивая себя, сущее пребывает в бытии-для-себя, т.е. – в сознании, чтобы, насытившись, вернуть «стёжки» швами внутрь, где сознание пребывает в заточении за невостребованностью бытием. Сознание, таким образом, есть поставление бытием себя перед собой. Бытие латает себя сознанием. Зашивает мысль под подкладку, чтобы доложила всё о прорехах. Сущее умничает, безумствует, тянет лямку безосновательности и стопорит себя, когда закусывает удила. Сознание – то, что обмётывает лоскуты. Но сознание и вольноотпущенник, не пожелавший покидать дома рабовладельца не из-за верноподданнических чувств, рабской психологии, а из со-страдания, со-чувствия, со-мыслия к оставленному без попечения. Такова диалектика свободы/рабства внутри мысли, совершающей в акте переноса избавление от пут, но лишь для того, чтобы опутать себя новыми.

Таким образом, вещь предъявлена целиком, но взята частично. При этом негация, будучи сознанием по определению, что-то присовокупляет к вещи, а что-то – изымает из неё. Тут взаимный интерес: вещь ставится перед представлением, как его представляемое, но и представление ставится перед вещью, как [её] орган артикуляции. И в этом стоянии на Калке, - бытия перед сознанием и сознания перед бытием, - кроется невероятное допущение, что [оба] конституируются в зеракале друг друга. Вещь, таким образом, - есть перенос, такое движение не-сущего внутри Ничто́ к своему Нечто, где небытие только и может умопостигаться сознанием, которое, будучи чистым небытием, присутствует доподлинно в не-сущем, имя в бытии лишь подворье, дипломатический корпус, присутствующее отсутствие.

Будучи имманентно себе, Ничто́ трансцендирует, вызывая к жизни творчество, само-порождение сущего из рутины. Ничто́ - то, что было до Слова, что дышит Ему в затылок. Как «вещь сама по себе» (нем. Dingansich), ограничивающая познание рамкой/шестком, Ничто́ заставляет субъект поворачивать глаза зрачками внутрь, что делает продуктивным бытие мысли, знающей свой предел позитивно, но не негативно, как слепое сущее.

Здесь на выручку спешит религиозное чувство, чтобы, впустив не-сущее на постой, дать мысли работу на дому, сделав предметом исследованиия не чистое Ничто́, не абстракцию, а душу, встретившую Бога, тварь, преображённую актом Богообщения.

Таким образом, форма обратной связи сознания с бытием иррациональна, но не институциональна, и представляет собой род откровения – то, что не есть явление/феномен, но есть – маршрут, ландшафт узрения, когда интуитивно, на ощупь, мысле-чувство опознаёт не сами Бытие-Бог-Абсолют, а «следы» их деятельного присутствия: пепел от костра, вмятины на траве от бивака, т.е. – не очевидное. Таким образом, познание бытия-в-себе вначале доступно только беспредметному сознанию (тактильной интуиции) в форме безумия, религиозного исступления, спонтанного поступка, вызванных к бытию не бессознательным, сверхсознательным, подсознательным, внесознательным в структуре субъекта, а принципом морального долженствования, гипостазированным нравственным ядром, полагающим себя собственником Я/Эго, его, конституирующим основанием. И порыв этой живой спонтанности выражен в ни чем не обусловленном акте любви, заботы, попечении о сущем. Этот [неконвенциональный акт-поступок] – есть тот имманентный бытию вопрос/ответ или контр-перенос, который и прокладывает субъекту тропку в-само-себя-полагающее, в бытие-как-таковое, в бытие-в-себе, снимая тем остроту проблемы познания «вещей в себе». Однако ответ, возвращающий бытию его «чтойность», требует со-участия ratio, которое, подведя черту под услышанным призывом-вопрошанием бытия и спонтанным ему ответом-поступком, предъявляет сущему субъектность как то, что конституировано «диалогом». Это сознание, уяснившее свой долг, и есть наличествование двусторонних отношений.

Тот Мiр, который Гуссерль/Хайдегер заключают в скобки, мы заключим в объятия, помня о призыве Альберта Швейцера к благоговению перед жизнью. Познавание существенного сущности бытия совершается тактильным (осязающим) мышлением, на ощупь, когда сущее, «оцарапывающее» перцепцию/апперцепцию, не удаляется из сознание как «щепа», узанозившая палец. Особенность такого познания состоит в том, что мысль ландшафтится, что в акте со-присутствуют как субъект, так и топология/география бытия, поставляющего сознанию рельеф «за-ничтойности», где мысль рождается в не-сущем [из ничего], чтобы, изгваздавшись на просёлочных дорогах (Хайдеггер), явиться во все оружии своего присутствия. Мысль разбивает в кровь коленки, проваливаясь в стремнины с  подводными утёсами, вытаптывая, как сталкер, тропы в «зонах», зависая на отвесных скалах, чтобы услышать артикуляцию бытия, распознать в ворохе междометий тот вопрос, то послание, отвечая на которые, познающий субъект репродуцирует субъектность.                     

Маршрут, по которому следует сознание, ландшафт, огибая который субъект догадывается о со-участии бытия в акте мышления, - есть откровение, т.е. не очевидное со-присутствие сущего/не-сущего. Таким образом, не субъект, а Ничто́ даёт сознанию самоотчёт о встрече с credo, что адепт переживает как откровение, религиозный экстаз, творческую фантазию, спонтанный нравственный поступок.

Воображаемое, апеллирующее к чувственной достоверности, отличается от репродуктивной фантазии Гуссерля (Einbildung), - во всяком случае, откровение снисходит в ум apriori, как имманентный богу род благовествования, а не как плод беспочвенного фантазирования, соглядатайства или праздного любопытства. Отсюда ясно, что теозис (др.-греч. θέωσις от θεός «бог») не задействует perceptio/apperception, и по сути является интуицией субъекта о своей поли-субъектности.

Как старатель на Юконе, субъект отыскивает в лотке золотой песок – следы Ничто́, явленные его религиозному исступлению в форме фантазма, который Гуссерль, как естественную установку, неоднократно заключал в скобки, а Сартр вплетал в феноменологию восприятия пёстрой лентой, сближаясь в этом вопросе с Аристотелем и Декартом. В работе «Воображаемое» («L’Imaginaire») Сартр настаивает на четырёх локусах воображения: 1) образ, продуцируемый воображаемым, есть некое сознание, 2) налицо феномен квазинаблюдения, 3) объектом воображаемого выступает небытие, 4) спонтанность и необусловленность генерируют энергию образов.

Воображаемое Сартра латает прорехи бытия, когда отсутствие объекта там, где ему полагалось быть, восполняется продуцированием его эрзаца в сознании. «Этот акт, - пишет Сартр, - может принимать четыре и только четыре формы: он может полагать объект либо как несущствующий, либо как отсутствующий, либо как существующий в другом месте; он может также „нейтрализовать“ себя, то есть не полагать свой объект как существующий». (Сартр Ж.П. Воображаемое. Феноменологическая психология воображения. СПб.: Наука. 2001г., С. 302–303.) Таким образом, в отличие от Гуссерля, строившего взаимоотношения с не-сущим на строгом конвенционализме: феноменолог, чтобы проникнуть в существенное сущности небытия, в его «за-ничтойность», редуцирует сознание, ничтожит всякого рода аберрации, искажающие достоверность узрения, Сартр выуживает из мусорной корзины феноменологии все естественные установки, чтобы, очистив сознание от гегелевского тоталиторного контроля, систематики, овеществления и огосударствления, подступиться к мышлению как презумпции свободы. Не сумев, однако, взять приступом твердыню абсолютного бытия, стать богом, свобода Сартра лишь истрепала в клочья собственный флаг.

Комментарии

Аватар пользователя Евгений Силаев

 

   Да, Юрий, как  всегда образно, необычно, богато информацией, но  и многословно - эмоционально,   сумбурно изложено,   непонятно о чём и зачем.   

  Бертран Рассел  остроумно утверждал: "… чем хуже ваша логика, тем интереснее следствия, к которым она может привести".

 Согласен с ним полностью,   ИМХО,

  ЕС   

 

Аватар пользователя Юрий Кузин

Давайте, Евгений, разбирать - что непонятно? Если Вы исходите из представления о философии как о "мякише для беззубых", который перемолот кем-то, и остаётся проглотить, то мне жаль. Философия не призвана разгребать завалы одного автора бульдозером - другого. Часто оба городят огород. И второй - ставит штакетник куда повыше первого - случай Гуссерля/Хайдеггера))) Странно, что Вы ни словом не обмолвились о разделе "Парменид, Горгий, Аристотель", - вот уж где царствует логика. 

Аватар пользователя Юрий Кузин

В основе всего лежит предельное основание. Назовём его «Само-полаганием (Автопоэзом)», добавив, что, как суверен, основание это аккумулирует все предикаты бытия и ничто. И Автопоэз, как перво-принцип, не «есть» сущее/не-сущее. Скорее бытие и небытие его регионы. Вокруг простирается потенциально-сущее. Это подмножество модальных глаголов: «can», «мay», «мust», «should», «shall» и «will», - то, что вот-вот прокюнется. Но какой глагол вытащит речь из узилища потенции – решать случаю. Таков эскиз онтологии, которую мы эксплицируем без обоснования, как интуицию, чистое созерцание, - то, что неочевидно, но что (с большой долей вероятности) и есть такое положение дел, когда одно онтологическое доказательство Ансельма/Сартра вытекает-порождает-обосновывает дюжину других.     

 

Аватар пользователя Андреев

Юрий Кузин, 3 Декабрь, 2019 - 07:58, ссылка

В основе всего лежит предельное основание.

То, что в основе лежит основание - невозможно оспорить :) 

Но что это "все", в основе чего лежит предельное основание - это мир объектов, это сознание субъекта, это сам Субъект, лежащий в основе воспринимаемого мира?

Назовём его «Само-полаганием (Автопоэзом)»,

Ну тогда не само-Полаганием, а само-Творением, само-Организацией. 

И Автопоэз, как перво-принцип, не «есть» сущее/не-сущее. Скорее бытие и небытие его регионы.

Получается этот Принцип не Бытие и не Ничто? А как он связан с Логосом? Чему в вашей системе координат соответствует универсальная связующая сила формо-определения, системо-генеза, биогенеза, ноотропности и всеедиства?

Аватар пользователя Юрий Кузин

В основе всего лежит предельное основание. Назовём его «Само-полаганием (Автопоэзом)», добавив, что, как суверен, основание это аккумулирует все предикаты бытия и ничто. И Автопоэз, как перво-принцип, не «есть» сущее/не-сущее. Скорее бытие и небытие его регионы. Повсюду узилище потенции. Это подмножество модальных глаголов: «can», «мay», «мust», «should», «shall» и «will», - то, что вот-вот проклюнется. Глаголы выталкивают прото-речь на кончик пера. Но о чём пойдёт разговор, и не захлебнётся ли артикуляция от избытка существительных и прилагательных – решать случаю. Таков эскиз онтологии, которую мы эксплицируем без обоснования, как интуицию, чистое созерцание, - то, что неочевидно, но что (с большой долей вероятности) и есть такое положение дел, когда одно онтологическое доказательство Ансельма/Сартра вытекает-порождает-обосновывает дюжину других. Таким образом, «Само-полагание (Автопоэз)» есть чистое бессознательное, - то, что обосновывается субъектом. Сама же субъектность порождается актом переноса (трансфера) и контр-переноса (от англ. transference, нем. Übertragung) существенного в несущественное, внутреннего во внешнее, такого само-движение в себе и для себя, когда весь Автопоэз выворачивает себя швами наружу, обнажая под покровом – покрой. Субъекту остаётся зарисовать лекало и пошить костюм. Перенос – это изнанкование само-сознающего само-полагания. Наш Автопоэз в каком-то смысле пощёчина Гегелю/Сартру с их лишением природы самодвижения, саморазвития, собственной истории. Но наше само-полагание в то же время не есть «объект», развивающийся в русле материалистической диалектики природы. Скорее речь о дуализме в Декартовском смысле. Таким образом, три региона Автопоэза (бытие, небытие, потенциально-сущее) образуют, пусть и хрупкое, но concordia discors (разногласное согласие).

Аватар пользователя Андреев

Но наше само-полагание в то же время не есть «объект», развивающийся в русле материалистической диалектики природы. Скорее речь о дуализме в Декартовском смысле. Таким образом, три региона Автопоэза (бытие, небытие, потенциально-сущее) образуют, пусть и хрупкое, но concordia discors (разногласное согласие).

Вы, Юрий, что курите, когда пишете? :)))

Вы можете ответить на мой вопрос, а не пифить (от слова пифия) как оракл?

Получается этот Принцип не Бытие и не Ничто? А как он связан с Логосом?

Аватар пользователя Юрий Кузин

         Андрей, я не курю))) Что до вопроса о Логосе.  Когда я писал о модальных глаголах и речи, которую они выталкивают на кончик пера, я недвусмысленно имел ввиду ЛОГОС))) Куда важнее - перенос. Ответ бытию субъекта. Ведь вопрошает не только субъект, но и бытие. Перенос - самое главное в теме. В нём корень.

Получается этот Принцип не Бытие и не Ничто? А как он связан с Логосом?

Аватар пользователя Андреев

Перенос - самое главное в теме. В нём корень.

Перенос происходит случайно или ЗАКОНОмерно?

Аватар пользователя Юрий Кузин

Перенос - принцип, краеугольный камень основания. Ясно, что принцип конституирует Автопоэз. Наш подход совпадает с Кантовским субъективным различением конститутивных принципов (только для эмпирики) и регулятивных (только для трансцендентального). Принцип конституирует институции. Он то, что полагает бытию бытийствовать, ничто ничтожиться так-то и так-то, в соответствии с установившимся правоприменением (constituere/regulare). Ясно, что перенос (трансфер) как принцип «Само-полагания (Автопоэза)» выступает и как онтологическое основание. Вы, Андрей, на самом деле спрашиваете: ЛОГОС ли этот принцип? В какой-то мере. Но ведь я указал, что Автопоэз - бессознательное, следовательно, принцип работает спонтанно, но не случайно)))   

Аватар пользователя Андреев

Принцип конституирует институции. Он то, что полагает бытию бытийствовать, ничто ничтожиться так-то и так-то, в соответствии с установившимся правоприменением (constituere/regulare)

То есть, в соответствии с Законом. 

Ясно, что перенос (трансфер) как принцип «Само-полагания (Автопоэза)» выступает и как онтологическое основание. 

Онто-ЛОГИЧЕСКОЕ основание - это и есть Логос.

ЛОГОС ли этот принцип? В какой-то мере.

А в какой мере - нет? Вот интересный вопрос.

Автопоэз - бессознательное, следовательно, принцип работает спонтанно, но не случайно)))   

Бессознательно и стихийно - значит не намеренно субъективно, не волюнтаристично.

То, что не случайно, то - упорядоченно, подзаконно - логосно. ИМХО.

Аватар пользователя Юрий Кузин

Этическая дилемма. Что «есть» должное: ассерция или негация? Тут мы придерживаемся принципа равноудалённости. Максима его гласит: пусть бытие бытийствует, сущее сущностится, ничто ничтожится.

Отсюда, однако, не вытекает вседозволенность и волюнтаризм. Я, принадлежащее все трём регионам Автопоэза (бытию, небытию и потенциально-сущему), всё же укоренено в сущем, из которого совершает вылазки в бытие/небытие, расквартированных в глубинах его человечности, в существе существенного, с которым субъект связан узами родства. Как сознание, Я бытийствует, зная цену благоговению перед жизнью. Критерий нравственности прост: 1) в реальности следуй за Кантом; 2) в идеальном – подставляй плечо «Другому» в себе, но и о своём Я позаботься, прежде чем сопроводить его в чей-либо ум. Пустив на постой чужую мысль/чувство, ты несёшь ответственность. Но и о судьбе своей ментальности в головах посторонних ты должен позаботиться заранее, когда только набираешь воздух в лёгкие, чтобы произнести слово, или когда забиваешь текст в гаджет, перед тем, как его разместить в Сети. Другими словами, относись к идеальному как к эко-системе, которая не менее хрупка, чем сама биота.

Аватар пользователя Юрий Кузин

Крайне важная под-категория Переноса РАПИД.

«теперь» - ломоть пространства-времени, который тотально не отчуждаем от субъекта. Спонтанная искренность, рывок к предметности, вещности, ухваченной сознанием в непосредственной данности себя, понимаемой в категориях долженствования, изменяют природу бытия-вот. Презумпции, которыми субъект конституирует предметность, больше не обусловлены константами. Что и понятно: идеация трансформирует сиюминутное в rapide [фр.ускорение-замедление]. Эффект расширения «теперь» достигается движением субъекта к собственной онтологии, к своим предельным основаниям, к существенному сущности, когда в награду за бытийствование, в награду за «чтойность», за самоотчёт о цепи моральных поступков на кромке не-сущего/сущего, в благодарность за наполнение «штриха/всполоха», в котором прибывает сиюминутное, экзистенциальной подоплёкой, субъект удостаивается трансцендирования, расширения persona до размеров Абсолюта, что длит «теперь» в бесконечность, а субъектность удостаивает обожения или тео́зиса (др.-греч. θέωσις от θεός «бог»). 

Аватар пользователя Юрий Кузин

Уточняю....

Коков здесь принцип? Ясно, что основание положено. Бытие обосновано. Но принцип - это то, как основание само-полагается, своего рода правоприменение и конституция в их единстве (constituere/regulare), правило как бытию бытийствовать посредством сущего, ничто - ничтожится посредством негации. Наш подход совпадает с Кантовским субъективным различением конститутивных принципов (только для эмпирики) и регулятивных (только для трансцендентального). Принцип ответственен за институции. Ясно, что для «Само-полагания (Автопоэза)» таким институциональным принципом становится такой трансфер, когда все три региона (бытие, небытие, потенциально-сущее) совершают внутренний перенос периферии к основанию. Обосновав себя, т.е. скоррелировав своё существование со своей сущностью, регионы возвращаются, как им кажется, к точке, предшествовавшей трансферу. Тут и выясняется, что Автопоэз оказался в радикально другой суперпозиции, что он вывернут «швами наружу» [что мы называем изнанкованием]. В результате регионы Автопоэза обрели чтойность в том смысле этого слова, который вкладывал в него Аристотель («Чтойность [мы утверждаем] относительно того, смысл чего есть определение» (1030а 6). Говоря иначе, перенос доставил Автопоэз к местопребыванию смысла Автопоэза, туда, где регионы «при деле». Их обязанность торить тропу к существенному сущности, к основанию, где только и возможно само-обоснование. Спросят: принцип - есть ЛОГОС? В какой-то мере. Но слово, произнесённое в ворохе междометий, спонтанное, как порыв чувств.        

Аватар пользователя Андреев

Но принцип - это то, как основание само-полагается, своего рода правоприменение и конституция в их единстве (constituere/regulare), правило как бытию бытийствовать посредством сущего... Принцип ответственен за институции. 

Спросят: принцип - есть ЛОГОС? В какой-то мере. 

Если ПРИНЦИП обеспечивает правило/закон самополагания основания бытия, то это и есть Логос (закон связи и взаимоперехода бытия и небытия). Но если вы считаете, что это не совсем Логос, то объясните, в чем вам видится их различие?

 

Аватар пользователя Юрий Кузин

ЛОГОС - Бог, но междометия ещё не СЛОВА)))

Аватар пользователя Андреев

Юрий Кузин, 5 Декабрь, 2019 - 00:41, ссылка

ЛОГОС - Бог

Не сосем. "В начале был Логос и Логос был Бог." Бог - понятие религиозное, личностное, юридическое. Логос - понятие философское, научно-информационное. Наверное не стоит их равнять.

Аватар пользователя Юрий Кузин

Потенциально-сущее. Продолжив мысленный эксперимент, войдём в регион Автопоэза, где потенция (лат. Potentialis) пребывает в беспамятстве, незная ничего о прежде бытийствовавшем сущем. Потенциально-сущее – это тоже Ничто́, которое не обзавелось церковными книгами и терабайтами информации о геномах, ухватившись за которые, как за верёвочные лестницы, вещи взбираются/спускаются из бытия в небытие. Что же заставляет нас верить, что то, чего нет, из вероятно-сущего станет актуально-сущим? Ясно, что не-сущее не может быть «письменным столом», набитым всевозможными сценариями будущего. Для субъекта потенция, скрытое, возможное, латентное, в-себе-бытие, будучи чистой абстракцией, пределом, границей, условно демаркирующей бытие и небытие, есть акциденция, случай, который, действуя вслепую, всё же часто выводит из небытия формы и идеи, которые разум записывает на свой счёт. Не исключено, что сама потенция – иллюзия, а вещи проклёвываются из небытия, разрывая  траурный crêpe в сознании, а не в действительности, которой, чтобы состояться, нужно «быть воспринятой», на чём настаивал Д.Беркли. В реальности же действуют (как минимум) два принципа: 1) принцип инертности, когда налицо череда бесконечных повторений одного и того же способа сущего бытийствовать (попав в землю, желудь вероятнее всего даст росток); 2) принцип неопределённости, когда возможность радикального поворота в цепи причинно-следственных связей ни чем не устранить (мальчишка затопчет росток, чтобы тот никогда не стал дубом). Ясно, что потенциальное, наравне с актуальным, необходимым и невозможным, играет в кости, как, впрочем и Господь Бог, хотя Альберт Эйнштейн был о старике другого мнения. 

Аватар пользователя Юрий Кузин

Как работает Автопоэз? Юноша рисовальщик (субъект) склонился над мелованным картоном (бытие-в-себе). Он пытается уловить «вопрос», который вот-вот сорвётся с авитаминозных губ не-сущего. Вопрос касается девушки, чьи чувственные черты (пред-сущее) проступили в воображении молодого человека (бытие-для-себя). Рука достаёт из кармана шорт (небытие) карандаш и ластик (пред-сущее, сущее), наносит два-три штриха (cogito) на бумагу. Силуэт девушки заставляет юношу сморщить недовольную гримасу. Схватив ластик, пальцы стирают рисунок, отправляя фантазию в Ничто. Лист девственно чист. Но образ, так и не проклюнувшись, не сгинул, а всё ещё топчется у двери потенциально-сущего. Перенос (контр-перенос), совершённый внутри воображаемого, отсекает несущественное, позволяя художнику перенестись к предельному основанию, где талант его ещё дремлет, а эстетическое чувство не вылезло из штанишек. Новая попытка и рука, твёрдо сжимающая карандаш, выводит выразительный контур девушки из узилища потенции. 

Аватар пользователя Юрий Кузин

«Теперь» как притворно-сущее.

Доказательством присутствия объекта в реальности служит его представленность в сознании. Но вещь ускользает стоит упереть в неё интенциональный взгляд. А всё потому, что прошлое и будущее услужливо предоставляют вещам убежище, где им не грозит паспортный контроль. Прошлого уже нет, будущего ещё нет. Настоящее же «есть», но действительно ли оно то, за что себя выдаёт, т.е. истинно сущее? Ясно, что настоящее бытийствует посредством конкретно взятого сущего [вещи или явления]. Но сколько продлится «здесь и теперь», прежде чем пред-сущее, ломящееся в дверь, займёт опустевшую квартиру? Часто ведь тот, кто съезжает второпях в не-сущее, оставляет на журнальном столике неоплаченные счета. Уяснить границы настоящего – определить существо сущности мгновения, которое столь прекрасно и неизъяснимо, что Фауст пожелал остановить его ценой гибели собственной души. Но в самом ли деле «теперь» очевидность, или всё же видимость (слепая страница), на которой предметность не определяема и не обретается доподлинно? И каким образом Ничто́ умыкает «теперь» из-под носа представления? Субъект в замешательстве. Ему выдан ордер на подселение к «теперь», которым, однако, нельзя воспользоваться – хозяин в отъезде. Очевидно, что «теперь» умещается в со-бытии - мельчайшей корпускуле потока сознания. Доминанта, борющаяся за господство над психическим континуумом, и определяет пространственно-временные рамки, в пределах которых «теперь/со-бытие» кукует в сознании. Но каковы перипетии сюжета этого со-бытия, и каким образом субъект пребывает на его terra incognita – эту интригу должна прояснить гносеология не-сущего, которой предстоит сконструировать предмет познания, коль скоро сам он не пожелал явиться уму собственной персоной. 

Во всяком случае очевидно, что [со-бытие] это умещается в дихотомию двух хронотопов: эмпирического t1 и императивного t2 (лат. imperativus — требование, приказ, закон.) Ясно, что время течёт по-разному (то ускоряя бег, то – замедляя) в зависимости от давления на субъект прагматического или смыслового (идеального) содержания момента. Чем сложнее задачи, решаемые индивидом, в том числе и в этическом плане (от максим – личного долженствования, до императивов – общих предписаний), тем отчётливее экзистенциальная подоплёка ментальных актов [поступков], разрывающих оковы повседневности. Внимание, интенциональная воля, всё больше апеллируют к «внутреннему», что приводит к разнонаправленности потоков сознания, течений времени: эмпирического t1 и императивного t2. Со-бытие начиняет время проблематикой, снимая остроту прагматики, а затем и вовсе сводя её на нет. Субъект, совершая перенос (контр-перенос), расширяет границы императивного t2 в «теперь», что растягивает этот объект внутри эмпирического t1, пока преображённое сиюминутное не заполняет собой всё бытие. Совершая перенос в «теперь», Я трансцендирует, что расширяет его присутствие за пределы сущего, которым, став Абсолютным Я, оно повелевает на правах НАЧАЛА, - таким, во всяком случае, субъект должен предстать в глазах независимого наблюдателя. Пока, правда, не ясно как коррелируют «внутреннее» и «внешнее» в этом онтологическом расширении «теперь», где доподлинное фундирование, а где – иллюзия.  

Аватар пользователя Евгений Силаев

 

 Уважаемый Юрий! 

  Судя по Вашим рассуждениям, как я понял, Вы являетесь последователем   философских взглядов Жана-Поля  Сартра. Если это моё представление правильно, то продолжать наш разговор мне будет не интересно. Напишите, пожалуйста про Ваше отношение к философии Сартра. 

  Вы пишете: -" В основе всего лежит предельное основание. Назовём его «Само-полаганием (Автопоэзом)», добавив, что, как суверен, основание это аккумулирует все предикаты бытия и ничто. И Автопоэз, как перво-принцип, не «есть» сущее/не-сущее. Скорее бытие и небытие его регионы".

   - Автопоэз У Вас и основание,  и принцип – это абсурдно.

    Автопоэз предполагает ответ на вопрос " Автопоэз  чего?".

    Про какие предикаты бытия и ничто Вы пишете? 

 Надеюсь получить  Ваши ответы на мои  вопросы.

  ЕС

Аватар пользователя Юрий Кузин

Уважаемый, Евгений! Я не сторонник Сартра, - разве что, как драматурга: первые, прочитанные мной в жизни, пьесы ("Мёртвые без погребенья", "Мухи", "Дьявол и Господь Бог") произвели впечатление.

Моё понимание принципа совпадает с Кантовским субъективным различением конститутивных принципов (только для эмпирического употребления) и регулятивных (только для трансцендентального или только для практического употребления). Напомню, что в качестве объективного (метафизического) принципа разные мыслители принимали следующее: Фалес – воду; Анаксимандр – «алейрон»; Анаксимен – воздух; Гераклит – огонь (эфир); Пифагор – число... Мы вкладываем в принцип - то, как само-полагагние себя мыслит конституировать, институциональность как таковую, т.е. бытие бытийствует, ничто ничтожится так-то и так-то, в соответствии со своим принципом- внутренним само-полаганием... 

Автопоэз - саморазвитие живого, я расширил - само-полагание, как основание.

Предикаты бытия - хрестоматийны, небытия - в статье: пред-сущее, за-ничтойность (безнадёга), не-сущее, ничтожение, негация/ассерция, нечто своего ничто, перенос, изнанкование и т.п., что, впрочем, как советовал Декарт, я называю "отрицательными понятиями" или интуициями.  

Аватар пользователя Евгений Силаев

 

  Благодарю, Юрий за Ваши ответы. 

1.  На сколько я понимаю Канта, у него КОНСТИТУТИВНЫЕ И РЕГУЛЯТИВНЫЕ  принципы являются субъективными положениями  познания, а не онтологическими основаниями. Ваши примеры про огонь и воду не являются принципами. Принцип, например у Фалеса заключается в положении одного основания сущего, а само такое основание он назвал термином "вода".    

 2. Вы пишете про "само-полагание себя", что абсурдно, потому, что акциденция  ничего не говорит без сущности.  Об этом я Вас спрашивал, но Вы кажется меня не поняли. Например, бессмысленно сказать: "Идёт.". 

 3. Прошу Вас, Юрий, привести предикаты бытия в Вашем понимании,  потому , что уж очень оригинально, как мне кажется,  Вы понимаете основные  положения  философии. Так для единого, неподвижного, неизменного бытия сказать "бытийствует" совершенно бессмысленно, ИМХО. 

 4.  Вы пишете про предикаты "небытия" и даже не понимаете, что это бессмысленно.  

Например, "пред-сущее"имеет смысл только в отношении к сущему, но не к "небытию".    

    ***

 Продолжим разговор на основании Ваших ответов на этот мой комментарий, если захотите ответить. 

  ЕС   

    

Аватар пользователя Юрий Кузин

Евгений. 

Хотя Кант говорит о конститутивной и регулятивной значимости в отношениипостулатов эмпирического мышления, что вы верно подметили, то, что Кант называет принципами, главным образом относится к трансцендентальным идеям: к душе, миру и Богу. В этом ключе я и пишу о принципах как constituere/regulare само-полагающего Автопоэза, что безусловно, выступает онтологическим основанием, поскольку конституирует основание.                

В философии акциденция противопоставляется сущности (субстанции), у Вас же она коррелирует с сущностью, что абсурд)))

Бытие, небытие, потенциально сущее - три региона само-полагания (Автопоэза), нельзя исчислять предикаты одного, без того, чтобы не нанести ущерба полноте и триединству. Ноя думаю над Вашим вопросом)))

"пред-сущее"имеет смысл только в отношении к сущему, но не к "небытию".

Пред-сущего ещё нет, оно не проклюнулось, следовательно - не существует вовсе. Но поскольку оно "пред", следовательно - потенциально-сущее. В любом случае, речь о небытии, - при чём тут сущее? Только по сходству терминов? Я дам дефиниции всех предикатов небытия, - работаю над этим)))

Аватар пользователя Юрий Кузин

За-ничтойность (безнадёга). Ничто́ и «за» образуют «за-ничтойность», как «за» и околица – за околицу. Околица - («окружность, близость») - плетёная из лозняка изгородь вокруг деревни или у края деревни; в широком смысле - граница миропорядка, устоя, за которым царствуют природные стихии, простирается неорганизованный хаос. Выходит и в небытии есть внешний и внутренний контуры, центр и периферия, существенное и несущественное, и в самом глухом медвежьем углу, где безнадёга свила гнездо и даже вывела птенцов, лежит предельное основание ничтожащего себя не-сущего (τὸμὴὂν). За-ничтойность следует понимать как дихотомию начала и конца, далёкого и близкого, своего и чужого. За-ничтойность: и запределье, «второе дно»; и - рубеж, за которым маячит перемена участи. В безнадёге смерть на сносях зачинает, вынашивает и изгоняет плод взаимной любви потенциально-сущего и Ничто́ – пред-сущее. Будучи абсолютным отрицанием, за-ничтойность ничтожит и саму себя. Само-уничижение порождает негативную субъектность, самосознание не-сущего, которое, унавозив и засеяв себя сомнением, порождает из негации ассерцию, а само Ничто́, совершая перенос и контр-перенос в себе и для себя, ищет и находит своё Нечто. 

Пред-сущее. Оно уже не потенциально-сущее, но и не сущее, - скорее, становящееся, взятое в точке начала, когда Рубикон ещё не перейден, а холодные его воды уже лижут пятки. Пред-сущее – то, что становится объектом, что находится на кромке бытия/небытия, что совершило перенос и готова явить себя во все оружии вырванных из цепких лап «за-ничтойности» онтологических определений. Но, пребывая в регионе небытия, пред-сущее не существует, не явлено в бытии, и, по этой причине, не становится предметом представления. Оно притворное сущее, оно смерть на сносях. 

Аватар пользователя Евгений Силаев

 

Извините, Юрий, но невозможно продолжать философскую беседу не имея ничего общего в моих и  Ваших  рассуждениях, невозможно понять друг друга. 

      *** 

1..  Попробую объяснить, обосновать  разницу онтологического основания и принципа в моём понимании.

 1.1.  Онтологическое основание является одним началом всего множественного.

 В отношении к производному множественному онтологическое основание одно, неподвижно, неизменно, абсолютно, вечно.

 1.2. Принцип является изначальным утверждением, положением во множественном, а значит и сам в своём составе множественный, цельный в логическом  отношении слов, которые выражают его  один смысл изначального положения для рассуждений и размышлений об одном и множественном в их соотношениях.  

2.  Вы  пишете: - "В философии акциденция противопоставляется сущности (субстанции), у Вас же она коррелирует с сущностью, что абсурд".

 - Нигде и никогда я не писал про корреляцию акциденции и субстанции.  

  Ни у одного философа я не встречал утверждения о противопоставлении субстанции и акциденции, но все согласны с тем, что акциденция-  другое по отношению к субстанции. Противопоставленное всегда другое, но другое далеко не всегда противопоставлено, а может находиться и посредине между противопоставленными. Аристотель приводит пример бледно-жёлтого между белым и чёрным. 

Кроме того одной субстанции соответствует , по Аристотелю, девять разных видов акциденций, которые подразделяются на множество подвидов. Трудно в такой ситуации говорить про противопоставление  множественности акциденций  и одной сущности. 

    ЕС

 

Аватар пользователя Юрий Кузин

Евгений, спасибо. Но Ваша дефиниция онтологического основания дублирует предикаты бытия. Но есть разница. Основание положено. Бытие обосновано. Но принцип - это то, как основание само-полагается, своего рода правоприменение и конституция в их единстве, правило как бытию бытийствовать посредством сущего, ничто - ничтожится посредством негации. У Вас же принцип - мыслительная предпосылка, только и всего, т.е. субъективен.

Аватар пользователя Евгений Силаев

 

   Итак, Юрий, как я Вас понял, Вы не спорите с моими определениями , а утверждаете соотношение основания и принципа. 

 Обратите внимание, что говорить " принцип - это то, как основание само-полагается …"не очень корректно. Мы рассуждаем про первое основание, а такой принцип, о котором Вы пишете, уже предполагает основание, иначе, в  принципе будет отсутствовать подлежащее, и это очевидно.

  Принципов может быть много и разных , а первое основание -  только одно, порождающее множественное, а значит и все принципы. Древние мыслители  утверждали принцип  - "Всё имеет основание!", а значит и сам этот принцип имеет основание, обоснован изначально.  

     ЕС

 

Аватар пользователя Юрий Кузин

Спасибо, Евгений. Но я так и не понял - что (по Вашему) основанию полагает быть краеугольным камнем? Основание положено в силу какого принципа или само-полагания? 

Аватар пользователя Евгений Силаев

    

Мне кажется, Юрий, что наше понимание основано на множестве субъективных понятий, а значит уже предполагает множественное и основывается только на соотношениях  таких понятий. 

 Найти достаточное основание для  философского понимания ещё не предполагает понимания первого онтологического основания.  Надо чётко разделять эти разные первые основания, которые отождествляются только  в истине. Например, Шеллинг  нашёл первое основание философии в самосознании, а первое онтологическое основание понимается, как я думаю, только в откровении религиозной веры, иначе, непротиворечиво понять его невозможно, потому, что это начало, это тайна.   

    ЕС

Аватар пользователя Юрий Кузин

Удивительно, Евгений, но я пишу о том же, что и Вы, когда отдаю приоритет иррациональному опыту прибывания на территории мистического, как запредельной остроте проживания череды встреч с невыразимым и невозможным. Самоощущение от такого контакта/со-бытия, а вовсе не его первоисточник, первопричина  (Бог, Единое, Абсолют) и составляют предмет рецепции. Здесь Ничто́ является религиозному чувству опосредованно, как имманентное, - то, что преобразует (форматирует) сознание, совершает его АПГРЕЙД [англ. up-grade - подъём]. Сам же  иррациональный опыт складывается из пазлов: а) продуктивного воображаемого или творчества; деструктивного воображаемого или безумия; негативного воображаемого или откровения

Таким образом, наша теоретико-познавательная модель (гносеология не-сущего) включает как синтетическое, так и синкретичное знание, т.е. рационалистические и иррационалистические инструменты задействуются в равной степени: последовательно, параллельно, порознь, и происходит это по той причине, что «объект» повёрнут к разуму поверхностью, которая соприкасается с перцепцией/апперцепцией, а к интуиции – изнанкой, требующей изнанкования: такого проникновения в «замысел» закройщика, когда «швы», «стёжки», упрятанные под покров, обнажают «покрой». Весь же объём понятия доступен живому синтезу ratio и intuitio.

Аватар пользователя Евгений Силаев

 

  Не очень понял Ваш, Юрий,   резкий смысловой переход от обсуждения Терминов "ничто","бытие" "основание", "принцип" и переход к разговору о  самоощущении и гносеологии. Допускаю, что продолжение  нашего разговора раскроет Ваш замысел. 

      ***    

  Вполне возможно, Юрий, что Вы меня хорошо поняли и тогда прошу Вас ответить на мои вопросы.   

 Перед каким опытом  Вы отдаёте приоритет иррациональному опыту и в каком смысле опыт может быть иррациональным? 

   Как Вы различаете мистический опыт и иррациональный?

  Какая, с Вашей точки зрения, главная  цель человеческого познания в философии, религии, искусстве и в науке?

   *** 

 Извините за сумбурные вопросы, но я потерял общее  направление нашего разговора. 

   ЕС

 

 

Аватар пользователя Юрий Кузин

4.1. Применение ratio в условиях неверифицируемости «опыта».

Увы,  вступая на территорию разума, нам не избежать ответа на основной вопрос философии. Пусть он (для нашей специфики) будет сформулирован так: существует ли объективная реальность вне сознания, и сознание – вне объективной реальности? Собственно, ответу и посвящён весь этот трактат. Ясно, что чувственные «данные» - субстанциональная основа мира. Без «объекта» нет предметности, существующей благодаря [со-бытию] встречи явления с перцепцией-апперцепцией. Об опасности беспредметного мышления говорит «запрет» Парменида-Аристотеля-Декарта. Тот же, кто, основываясь на доксах, попытается исследовать не-сущее, столкнётся с теоретико-познавательными трудностями. И главная – отсутствие объекта.  «Ненаблюдаемый объект не существует» - гласит принцип наблюдаемости В.Гейзенберга (1925). Ясно, что для того, чтобы Ничто́ стало предметом, следует исчислить его предикаты. Этого, однако, не происходит. Не-сущее так и осталось со времён досократиков мнением софистов (Аристотель) или «негативной идеей» (Декарт). И, чтобы побороть эту неприязнь, следует решить ряд проблем: 1) как минимум преодолеть предвзятость; 2) как максимум найти способ не-сущему затесаться в умы, используя перцепцию/апперцепцию.

Последние успехи точных наук, резервирующих для за-ничтойности параллельные вселенные и квантовые миры, внушают осторожный оптимизм на то, что не-сущее из нерукопожатной доксы превратится в ἰδέα, и произойдёт это не без участия тех, кому не безразличен нобелевский dress code.     

Какие же критерии истинности приемлимы для ratio. Здесь мы вводим понятие «внутренней очевидности». Эта очевидность – родная сестра опыта (англ.Experiment, нем. Erfahrung) с той лишь разницей, что предмет образован не явлением, а усмотрением чистых сущностей. Способом образования «внутренней очевидности» выступает мысленный эксперимент. С учётом  «наработок» неопозитивизма: 1) соответствие предложения «объективному-научному» факту; 2) логическая взаимообусловленность предложений, понимаемая в духе Карнапа/Гемпеля, мы предлагаем свои кретерии истинности: 1. Соответствие предложения виртуальному факту, который получен хотя бы в результате двух мыслительных экспериментов, двумя независимыми наблюдателями; 2. Логическая стройность и обусловленность «протокольных предложений», - один из критериев «Венского кружка», - полученных хотя бы двумя независимыми наблюдателями.   

Оба принципа истинности предполагают интуитивно-волевое, чувственно-конкретное познание без крена в субъективизм и солипсизм. Таким образом, признавая правомерность «внутренней очевидности» там, где недостаёт эмпирических данных, очевидности, которая, однако, не есть рассудок, здравый смысл, т.е. совокупность [естественных установок], а строится на допущении, что мысленный эксперимент может быть инструментом косвенного познания, мы с логической необходимостью подступаемся к созданию «виртуального объекта/не-сущее». Однако, ступив на эти шаткие мостки, нам не избежать создания других гипотетических, модальных, идеальных объектов: «виртуального субъекта», «виртуального конструкта» (по аналогии с «логическим конструктом» Карнапа, Райхенбаха и Нейрата) «внутренней верификации», «неочевидной данности» и т.д. и т.п.

Для нас неприемлима, подхваченная у Канта, идея неопозитивистов (сциентистов), что внеопытные соотношения суть не знания, а форма знаний. Так, добившись формальной непротиворечивости, они выдавали результат за истинность, провозгласив примат логической истинности над эмпирической.

Таким образом, вводя понятие «виртуальной верификации» на основе мысленного эксперимента и сопоставления логически непротиворечивых предложений хотя бы двумя независимыми наблюдателями, мы ставим «виртуальный факт» в один ряд с научной гипотезой и теоретической моделью. Ясно, что как «неочевидная данность», вся эта материя умозрительна, субъективна, и аккумулирует интуиции чувственной достоверности (sense-data), которую следует различать с праздномыслием, трансом, фантазмами.                              

Таким образом, говоря о конструировании «виртуального объекта/не-сущее», мы вводим два рода познания «за-ничтойности»: 1. именование; 2. рационально-дискурсивное, герменевтическое (Дильтей, Хайдеггер, Шпет, Гадамер) истолкование имён, что требует дефиниций «виртуальных объектов». Именование и истолкование аспектов небытия возможно при условии изоморфизма, со-бытия, со-присутствия, со-существования, со-мыслия, со-чувствия, со-действия рационального и иррационального компонентов в познании. В каком-то сысле был прав Л.Витгенштейн, когда, выделяя формально-логический анализ, как особенное в его методологии, настаивал на том, что «философия есть не теория, а деятельность».

Между именованием и его истолкованием (применительно к «виртуальным объектам») лежит кинестезивное (тактильное) мышление, живое изнанкование, рефлексия и само-рефлексия «на ногах» по просёлочным дорогам (Хайдеггер). Топография и топология сознания, намеренно ставящего себя на роль путевого обходчика бытия – того, кто снимает ландшафт, фиксируя в полевом дневнике особенности внешнего и внутреннего (ментального) рельефа, районирует местность, различая в пейзаже – пленер, в чувственной достоверности – зачатки идеального. Он торит тропу в эмпирически/ментальном. Этот обходчик собственник нравственного сознания, волеющего поступать в соответствии с долгом, т.е. таким пониманием познания, когда объект-метод-persona соединены в «порыве» нравственного чувства, что обуславливает перенос (контр-перенос).

Ясно, что «виртуальный объект» в процессе «виртуальной верификации» становится «промежуточным объектом». Он не отражается в сознании (марксизм), не дан apriori (Кант), и порождён деятельностью субъекта, который, положив в основу исследования не-сущего мысленный эксперимент, сам становится «виртуальным». Таким образом, познание  Ничто́ возможно только в пределах «виртуального-субъект-объектного- изнанкования».  

Аватар пользователя Евгений Силаев

 

  Жаль, Юрий, что Вы не ответили на мои вопросы.

 Не вижу никакой возможности ответить на этот Ваш  пост потому, что мне не хватает философских знаний и понимания философской обоснованности Ваших рассуждений. Ваши  ссылки на популярных  философов создают  у меня  впечатление, что речь идёт только о названиях и перечнях  известных философских терминов, совместно с ничем не обоснованными  терминами, которые придумали Вы сам, но не о какой-то философской сути. Возможно, что я просто не понял Ваши рассуждения, но подробно разбираться в них  у меня желания нет.

    Всего хорошего,

   ЕС

 

Аватар пользователя Юрий Кузин

Спасибо, Евгений. Вы помогли мне рассмотреть проблематику не-сущего. Жаль, что Вы не видите в моих скромных усилиях персонального вклада, подозревая меня в заимствованиях или ошибках. Но Вы не приводите ни одного доказательства, действуя как софист, и как софист же оставаясь в рамках докс и догм. Где же диалектика? Вы не вступаете в диалог, требуя лишь удовлетворять ваше любопытство. Нет. Я готов отвечать на вопросы. Но жду текста, равного своему тексту. Я жду со-участвующего мышления. Надеюсь, и Вы - тоже)))

Аватар пользователя Евгений Силаев

Готов, но не отвечаете ...