Традиционная формальная логика vs. логика обычных рассуждений

Аватар пользователя mp_gratchev
Систематизация и связи
Диалектика
Логика
Традиционная формальная логика vs. логика
обычных рассуждений 
(Полемика)

 

К.Б.Н., 28 Январь, 2020 - 14:31, ссылка

Я знаю точно – никакой диалектической логики – нет.

К.Б.Н., 28 Январь, 2020 - 16:02, ссылка

 Для  всех. Форумчане, эта тема не для дискуссий о значении логики, о том - сколько есть логик, и т.п. Это тема об ошибках в философских рассуждениях с точки зрения единственно адекватной для этого логики – традиционной логики (логики Аристотеля).  Умной замены традиционной логики  (для обычных рассуждений) - нет. Можете найти у кого-либо подобные  ошибки – пожалуйста – демонстрируйте здесь. (Но только если разбираетесь, если нет – удалю …)

Уважаемый Борис (К.Б.Н) Ваша ошибка в переоценке традиционной логики (ТФЛ) как единственной логики обычных рассуждений.

В самом деле. Обычные рассуждения включают противоречащие высказывания между диспутантами. ТФЛ с такими высказываниями не работает. В смысле, если строго соблюдать требования ТФЛ, то каждый из оппонентов должен признать истинным лишь одно из противоречащих утверждений. Разумеется, в этом случае свое утверждение истинное, а чужое ложное.

А как поступают с ложным высказыванием? Его просто удаляют. Хотя объективно оно-то как раз и может оказаться истинным.

Например, в своем комментарии я рассмотрел Ваше ошибочное заявление о диалектической логике: 

mp_gratchev, 28 Январь, 2020 - 21:47, ссылка

[К.Б.Н., 28 Январь, 2020 - 14:31, ссылка

Я знаю точно – никакой диалектической логики – нет.]

Ваше заверение, что дескать знаете точно, ничего не доказывает. Это не доказательство, а апелляция к самому себе.

Согласно экспертному заключению А.В. Болдачева, "по сути, все понятно: у вас (К.Б.Н.) нулевые знания в области логики и занимаетесь вы чистейшей воды профанацией".

Поэтому Вам следовало бы привести объективные данные в отношении отрицания диалектической логики, а не ссылаться на самого себя. 

Итак,

требуемых объективных данных Вам взять было не от куда. И вместо признания своей ошибки Вы, к своему стыду, не нашли ничего лучшего, как удалить данный мой комментарий.

Однако, информацию не так-то просто уничтожить. Вопрос, обращенный к Вам остается открытым.

--

Грачев Михаил Петрович.

30 января 2020 г.

Комментарии

Аватар пользователя mp_gratchev

[К.Б.Н., 27 Январь, 2020 - 12:46
В советское время диалектические логики устроили длительный, на десятилетия, «наезд» на традиционную логику, стремясь подчинить её, и сделать свою логику - главной. ]

.

Ошибка # 1 Бориса (К.Б.Н.)

В советское время не было научной дисциплины "диалектическая логика", по которой присваивались бы научные степени.

Поэтому, если хотите быть образцом точности, то никак не можете утверждать о наличии в стране диалектических логиков.

А кто же устраивал де "наезды"? Это, уважаемый Борис, Вы путаете партийных функционеров со специалистами по логике.

.

Ошибка #2 Бориса (К.Б.Н.)

Вы пишете: "сделать главной"!

Но:

1. Если бы действительно стремились сделать главной, то начали бы с институциализации: выделение особого предмета "диалектическая логика" в преподавании, подготовка специалистов отдельно по диалектической логике, внесение диалектической логики в номенклатуру специальностей, по которым присваивают ученые степени. Ничего этого не было сделано.

2. А если и были какие-то телодвижения, то это было уже на закате советской власти. Да и то, с разными попятными движениями. Организация кафедры в МГУ, а через некоторое время её закрытие.

Так что, "сделать главной" - это из области несбыточных хотелок, в отношение которых палец о палец не было ударено.

3. А что было в действительности? В реале, пламенная большевичка Софья Александровна Яновская делала всё возможное и не возможное для продвижения формальной логики и специально "математической логики".

В 1943 году организовала на механико-математическом факультете МГУ научно-исследовательский семинар по математической логике, которым руководила совместно с И. И. Жегалкиным и П. С. Новиковым.

Труды:

- Логика математическая. [В соавт.]//БСЭ. Т.37. М., 1938;

- Основания математики и математическая логика // Математика в СССР за 30 лет. М., 1949;

- Математическая логика и основания математики // Математика в СССР за 40 лет. 1917—1957. Т.1. М., 1959;

- О философских вопросах математической логики // Проблемы логики. М., 1963;

На русский были переведены основополагающие труды зарубежных математических логиков при непосредственном участии Яновской

Итак,

В 1938 году никакой диалектической логики ещё не существовало, а статья о математической логике уже попала в Большую Советскую Энциклопедию. И о засилье какой логики можно говорить при таких обстоятельствах?

Призывая избегать "глупейших ошибок", свой старттопик "За что ставят двойки по логике?", Вы начали с глупейших ошибок #1 и #2.

--

Аватар пользователя Спартак

Кто решал математические задачи знают, что такое условия задачи, ход (алгоритм) решения задачи, верный ответ  и неверный ответ .

Все они прекрасно знают, почему получается верный ответ и в каких случаях получается ответ неверный.

Спросите окружающих о логике.

-Какой ответ получается в результате логических размышлений?

- Верный ответ .

Открываем словарь и читаем:

Логика – 1.Наука о законах и формах мышления. 2. Ход рассуждений, умозаключений

Совпало с представлением окружающих о логике? Совершенно не совпало. Но ведь в словаре должно отражаться представление людей, не так ли?

Бытовому представлению о логике соответствует лишь формальная логика.

Словарному же значению соответствует любое рассуждение в рамках предварительно оговорённого алгоритма.

 В первом случае ответ будет правильным, а во втором – лишь соответствующий ходу рассуждений.

Я предпочитаю называть логикой лишь формальную логику(аристотелевскую), потому что там получаешь , верное умозаключение. Вот как ответом при решении задачи является лишь ответ(ы) верные, так и здесь.

А всё остальное я отношу к обычным ходам рассуждений.

 Я не учёный и делаю так, как я захочу, как мне удобнее и как меня лучше поймут окружающие.

Учёный же должен отталкиваться от словаря.

И потому , логикой можно назвать любой "законообозначенный" алгоритм рассуждений.

И , выступая исследователем, mp_gratchev "на законных основаниях" называет своё детище логикой. По словарю.

  Лично я, как обыватель,  менять свои убеждения  в данном вопросе не намерен , мне удобнее считать логичными лишь рассуждения в рамках ТФЛ.

 И я бы для науки о рассуждениях придумал иное название . например, "Аристотизм" (Аристотелизм). И имя человека увековечил бы и людей не путал бы множеством логик. А назывались бы они "аристотизмами".  "Диалектический аристотизм" . По-мне, так неплохо. И всё.
 

Аватар пользователя mp_gratchev

[ Лично я (Спартак), как обыватель,  менять свои убеждения  в данном вопросе не намерен , мне удобнее считать логичными лишь рассуждения в рамках ТФЛ.]

А если Вам кто-то возражает и приводит доводы, то это возражение не логично? Так, по-вашему?

--

Аватар пользователя VIK-Lug

Спартак-у: дык кто и почему может использовать в своих процессах мышления диалектическую логику, то об этом и отразил философ Э.Ильнеков в работе "К вопросу о природе мышления". А если она Вам "по барабану", так это не означает что другие её не используют в процессах их мышления. Однако. 

 

Аватар пользователя mp_gratchev

Причём здесь Ильенков?

Ильенков противопоставлял Традиционной формальной логике (ТФЛ) логику с Большой буквы, которая совпала у него с гносеологией и диалектической онтологией.

Тогда как об обычной логике повседневных рассуждений как логике диалектической Ильенков и не подозревал.

--

Аватар пользователя VIK-Lug

М.П.Грачеву: а при том, что именно Э.Ильенков в 1968 году защитил диссертацию с названием "К вопросу о природе мышления" на звание доктора философских наук, в которой исследовал историческое развитие понятия диалектическая логика - как науки мышления о мышлении (а Вы завили, что такой зашиты научных философских работ в СССР не было). А по поводу "противопоставления" ТФЛ и диалектической логики, то у него в работе "Гегель и проблема предмета логики" есть такое: "По этой причине все без исключения логические схемы, фигуры и правила и толкуются на почве материализма как верно осознанные всеобщие отношения между видами внешнего мира, а не как специфические отношения между "знаками". Это относится одинаково и к тем элементарным схемам, которые давно зафиксированы традиционной формальной логикой, и к тем сложным диалектическим соотношениям, которые впервые систематически были представлены в гегелевской логике".      
 

Аватар пользователя mp_gratchev

Кант и Гегель расширили предмет логики в область гносеологии и онтологии, а основоположники классической формальной логики Фреге, Рассел и их последователи задвинули предмет логики назад - в область правильных рассуждений.

Ильенков реанимировал представления Гегеля о предмете логики, с учетом ленинских наработок и его знаменитой формулы: "диалектика, логика, теория познания (не надо 3-х слов)"...

Казалось бы, можно оценить движение вперед по спирали. Но, к сожалению, синтеза диалектики и формальной логики, с учётом достижений последней к моменту написания докторской, у Ильенкова не получилось.

Хотя в названии у Ильенкова фигурируют слова "диалектичесаая логика", но концептуальной логики рассуждений как модели естественного мышления людей у Ильенкова нет.

Ибо,

Логика с Большой буквы у Ильенкова оказалась без фундамента в рассудочной диалектической логике.

Его коллега Зиновьев совершил в своей докторской диссертации прямо противоположный кульбит: из диалектики кандидатской нырнул в глубины логического формализма. Синтеза диалектики и формальной логики у него тоже не получилось.

--

Аватар пользователя VIK-Lug

М.П.Грачеву: а если этот фундамент, в результате исследований Э.Ильенкова всё в той же работе "К вопросу о природе мышления", оказывается таким: "Разум - это тот же рассудок, только взявшийся за выполнение специальной и непосильной для него задачи, за выяснение абсолютного "единства во многообразии", за объединение всех своих схем и результатов их применения к логическому анализу опыта. Естественно, что и тут рассудок действует в согласии со своими исконными правилами, в согласии с "законом тождества" и с "запретом противоречия в определениях". Но тут то и оказывается, что мышление, в точности соблюдающее все правила и нормы логики - как "общей", так и "трансцендентной", и ни в одном пункте этих правил не нарушающее, все же с трагической неизбежностью, заключенной в его собственной природе, приходит к противоречию с самим собой, к "саморазрушению" - то чего прикажите делать с таким фундаментом? Ну разве что оставить для мышления тех людей, которые не обладают разумом.  

 

Аватар пользователя mp_gratchev

[Естественно, что и тут рассудок действует в согласии со своими исконными правилами, в согласии с "законом тождества" и с "запретом противоречия в определениях"].

Рассудочная формальная и рассудочная диалектическая логика - две разные, отличающиеся вещи.

Вы с Ильенковым свели рассудок к закону тождества и запрету противоречия.

Тогда как рассудочная диалектическая логика заключает в себе противоречие самих законов рассудка (и снятия противоречия в законах): запрещенного противоречия и разрешенного противоречия.

То есть ни у Вас, ни у Ильенкова нет концепта "рассудочной диалектической логики".

Ильенков от формального рассудка традиционной логики сразу, минуя РДЛ, переходит к Логике с большой буквы.

Таким образом, диалектическая логика как научная дисциплина так и осталась не реализованной возможностью. Влача жалкое существование философской метафоры в отдалении от мейнстрима исследований по неформальной логике.

--

Аватар пользователя VIK-Lug

М.П.Грачеву: ну-да, Э.Ильенков не стал заморачиваться как Вы - исследованием диалектической логики "знаков". А по полной программе раскрыл суть материалистической диалектики, как такую способность человеческого интеллекта, которая старается осуществить полный синтез всех частных теоретических обобщений в виде соответствующей диалектической системы этих частных понятий и суждений, извлеченных рассудочной деятельностью из опыта.  

 

Аватар пользователя mp_gratchev

VIK-Lug, 30 Январь, 2020 - 20:11, ссылка

М.П.Грачеву: ну-да, Э.Ильенков не стал заморачиваться как Вы - исследованием диалектической логики "знаков".

Гляньте на заголовок темы! Причем здесь "знаки"?

В элементарной диалектической логике речь идет об обычных, повседневных рассуждениях (о воспроизведении мелодии на слух, а нотная, знаковая запись - это второстепенная техническая часть).

Только, в отличие от ТФЛ, это обычные рассуждения с включенным противоречием и разрешением через постановку вопросов, оценочной рефлексии и императивов. Чего нет в ТФЛ.

ЭДЛ выступает более адекватной моделью естественных рассуждений. Тогда как диалектическая логика Ильенкова о другом - это логика теоретического познания.

Зафиксируйте, пожалуйста, для себя, наконец, понятие диалектической логики в широком и узком - собственно логическом смысле.

Что верно, то верно: Ильенков не стал заморачиваться рассудочной диалектической логикой (в отличие от Нарского) - диалектической логикой в узком смысле слова "логика".

--

Аватар пользователя VIK-Lug

М.П.Грачеву: а Вы зафиксируйте, наконец, что диалектическая логика Э.Ильенкова - это системный синтез различных результатов, полученных на основе ТФЛ (а не в отрыве от этих результатов). И что определяется диалектикой восхождения от абстрактного к конкретному, которую использовал Маркс при исследовании капиталистических условий обеспечения жизни людей. А какая истинная конкретика получается при использовании ЭДЛ - это тот еще вопрос. Однако.  

Аватар пользователя mp_gratchev

У Ильенкова "Очерки" и нет восхождения от абстрактного к конкретному при построении диалектической логики.

--

Аватар пользователя VIK-Lug

М.П.Грачев-у: а Вы поразмышляйте над работой Э.Ильенкова об использовании Марксом диалектики восхождения от абстрактного к конкретному в "Капитале". Или чего он отразил в работе "О диалектике абстрактного и конкретного в научно-теоретическом познании". 
 

Аватар пользователя mp_gratchev

В самом, деле.

В своей кандидатской диссертации Ильенков (равным образом Зиновьев, в своей) размышляет по поводу Марксова метода восхождения от абстрактного к конкретному.

Однако, образец применения этого метода на практике, в свою очередь, не представил (как впрочем, и Зиновьев - долго запрягали, но так оба и не поехали).

Говорю же, в отношении Диалектической логики Ильенков сподвинулся лишь на "Очерки". Форма очерков - это не метод восхождения от абстрактного к конкретному, а только набор описаний.

--

Аватар пользователя VIK-Lug

М.П.Грачеву: а вот уже в докторской диссертации с названием "К вопросу о природе мышления" Э.Ильенков однозначно указывает на взаимосвязь диалектической логики в процессах мышления с действиями людей при обеспечении их жизни на Земле. А также раскрывает суть этого и в работе "Диалектика и герменевтика" - "Но такое понимание диалектики, как логики объективного познания, понятно и естественно для тех классов людей, которые преобразуют своими руками неподатливый материал природы, постигая в ходе этого преобразования его собственные свойства и закономерности изменения, и для той науки, которая ясно видит свою генетическую связь с этим реальным процессом и старается понять закономерности этого реального процесса, чтобы руки сделать умнее, чтобы научить их работать с материалом в согласии с его собственной природой, а не вопреки ей".       

 

Аватар пользователя mp_gratchev

Кто же отрицает стратегическую взаимосвязь диалектической гносеологии с "действиями людей"?

К сожалению, Вы продолжаете упорствовать в своем игнорировании диалектической логики в узком, собственно логическом смысле.

--

Аватар пользователя VIK-Lug

М.П.Грачеву: ну отрицать науку логики о логике, это то же самое, что отрицать науку мышления о мышлении. Другой вопрос - а какая цель и польза людям от той или иной науки логики о логике? Как собственно и от соответствующей науки мышления о мышлении. Они ведь разными бывают, о чем собственно и отразил Э.Ильенков в своих трудах. 
 

Аватар пользователя mp_gratchev

VIK-Lug, 31 Январь, 2020 - 20:19, ссылка

ну отрицать науку логики о логике

Что за тавтология нарисовалась?

--

Аватар пользователя VIK-Lug

М.П.Грачеву: а Вы собственно чем занимаетесь? Разве не пытаетесь логически обосновать суть и полезность ЭДЛ?
 

Аватар пользователя mp_gratchev

VIK-Lug, 1 Февраль, 2020 - 10:27, ссылка

М.П.Грачеву: а Вы собственно чем занимаетесь? Разве не пытаетесь логически обосновать суть и полезность ЭДЛ?

Нет, у меня объектом Элементарной диалектической логики являются обычные рассуждения людей.

А предмет исследования - выделенный в объекте фрагмент: правильные совместные рассуждения с противоречием в высказываниях сторон. Результатом исследования является некоторая теоретическая модель - ЭДЛ.

Таким образом, наука логики не о логике, а о внешнем предмете субъект-объектного исследования. Что собственно не мешает нам с Вами рефлексировать по поводу ЭДЛ.

Только это уже вторичное движение совместной мысли.

Обоснование  сути и полезности ЭДЛ - это уже практика. Здесь сама ЭДЛ выступает в виде объекта, а её теория в качестве метода наших с Вами конкретных рассуждений здесь и сейчас.

Разумеется, люди мыслили диалектически задолго до появления слов "логика" и "диалектика". Соответственно, диалектический метод может применяться стихийно, без какой-либо сознательно используемой теории. В силу одной лишь социально-коммуникативной обусловленности мышления.

--

Аватар пользователя VIK-Lug

М.П.Грачеву: а то что практика тоже имеет логическую обоснованность использования чего то (той же ЭДЛ, к примеру) - то вот и получается наука логики о логике. Ибо как известно, для создания автомобиля требуется одна логика мышления тех кто его создает, а для его практического использования - уже иная. А вот использование любой (не только диалектической) логики без какой-либо целевой направленности (у Маркса, например, это было определение сути капиталистический условий обеспечения жизни людей и их основы - формирование и обращение капитала), то это однозначно - пойти туда не зная куда и найти то не зная что.       
 

Аватар пользователя mp_gratchev

VIK-Lug, 1 Февраль, 2020 - 14:08, ссылка

М.П.Грачеву: а то что практика тоже имеет логическую обоснованность использования чего то (той же ЭДЛ, к примеру) - то вот и получается наука логики о логике.

Практика - это не наука, а наука не практика. Это два самостоятельных феномена, хотя и связанных между собой. Не валите, пожалуйста, всё в одну кучу.

Начните с отделения первичного от вторичного. Различите исходный предмет от рефлексии над ним. 

Имеем, Элементарная диалектическая логика (ЭДЛ) - теоретическая модель обычных, естественных рассуждений, которая отлична от ТФЛ  (традиционной формально-логической модели естественных рассуждений). Это первичное.

Теперь вторичное (рефлексия). Это наше с вами обсуждение соотношения ЭДЛ и ТФЛ. Плюс отношение упомянутых двух логик рассудка к Логике с большой буквы Ильенкова.

ЭДЛ и ТФЛ - теория. Обсуждение - это практика.

Есть разница?

--

Аватар пользователя VIK-Lug

М.П.Грачеву: а вот тут то мы и расходимся в понимании того, что процессы мышления людей хоть на основе ТФЛ, хоть ДЛ, тесно взаимосвязаны с практикой их физиологических действий (в том числе совместных). И в этом однозначно прав Э.Ильенков: "Потому-то материалистическая диалектика - диалектика в её действительном понимании - и прививается только на почве определённого исторического движения, соединяющего работу рук с работой головы" (см. "Диалектика и герменевтика").     
 

Аватар пользователя mp_gratchev

VIK-Lug, 2 Февраль, 2020 - 10:33, ссылка

И в этом однозначно прав Э.Ильенков: "Потому-то материалистическая диалектика - диалектика в её действительном понимании - и прививается только на почве определённого исторического движения, соединяющего работу рук с работой головы"

Кто же спорит о материалистической диалектике в понимании Ильенкова? - Никто.

Спор идет о Вашем и Ильенковском понимании диалектической логики. Которую вы оба трактуете исключительно в широком смысле. Что роднит такую диалектическую логику с философской метафорой. 

С Ильенкова что взять? Его давно нет. А вот Вы, уважаемый Качан Виктор, с упорством достойным лучшего применения, никак не желаете освоиться с фактом существования диалектической логики в её рассудочном статусе.

--

Аватар пользователя VIK-Lug

М.П.Грачеву: ну как только Вы укажете, что ЭДЛ неким образом позволяет не только язык тренировать в её рассудочном статусе, но и делать руки умнее в процессах преобразования веществ и явлений природы в полезную и удобную для людей форму, так сразу ЭДЛ займет своё достойное место в определении "диалектическая логика". По крайней мере в моём понимании. 
 

Аватар пользователя mp_gratchev

Уважаемый Виктор,

Вы всё ещё ждете указаний партии и правительства? Пора уже жить своим соображением и самому разбираться сначала в существе ЭДЛ, а затем  делать заключение о полезности и удобности.

--

Аватар пользователя VIK-Lug

М.П.Грачеву: не-а, ибо предпочитаю использовать логику того, о чем Ленин в работе "про друзей народа" так отразил: "Для Маркса одно важно, а именно - найти закон тех явлений, которые он исследует, и притом особенно важен для него закон изменения, развития этих явлений, переход их из одной формы в другую, из одного порядка общественных отношений в другой".     
 

Аватар пользователя Диванный философф

А если прощще посмотреть ? Ведь каждый логикой пользуется.!? Она присуща каждому  как инструмент ,и бандитам и учёным и бомжам. Но не у каждого получается сделать верный вывод только используя индивидуальную логику. А вот нас (пользующихся плодами чужой логики (уже созданным учёными, философами "системами" в которых следуя их логике мы получаем исходный верный результат !) можно назвать "мыслящими по чужой схеме" . Ведь логика бывает и бандитская (сколько кто чего должен) и научная и логика правоприменения. А есть логика нацистов, по которой допустим убийство пленных комиссаров- есть верное логическое умозаключение. А вот обычная "присущая" логика индивида с которой он подойдёт "судить" о том о сём предмете в таких случаях окажется бесполезной ! Лишь только "втиснув" своё мышление в правила и приёмы чужой логики ("системы") индивид получает верный результат ! (хотя бы для этой "системы", где у неё такие требования есть) А без этого мозг взрывается или вопит благим матом "что за хернь ! Не понимаю !,  в усилии понять "своёй логикой"  чужую . По сему относительность логики к предмету, философской системе , позволяет нам давать не так понимаемые названия в виде "диалектическая логика" и дескать её не "существует". Существует,  ещё как ! Как и бандитская и профессиональная итд. Но повторюсь только лиш как приложение логики к видам человеческой деятельности . По сему "диалектическая логика" это логика этой философской системы  в которой используя "систему" как главное а логику как подчинённое выводят результат верный для этой системы. Здесь отношения этого не равенства вызывают у вас столько вопросов, и вы делаете вывод о наличии противоречий между существующей объективно обычной логикой и логикой "системы"(итп) не понимая , что логика индивида  это всего лиш его логика, а  логика "системы" это её логика. Ну как то так своими словами и коряво.

Аватар пользователя mp_gratchev

.

Своя логика vs. чужая логика - это сложно. Давайте проще:
свое утверждение vs. чужое противоречащее утверждение.

Вы готовы признать свое утверждение, в котором твёрдо убеждены, заблуждением в случае, когда Вам выговаривают противоречащее утверждение?

Или станете оспаривать? Или отойдете в сторонку?
--

Аватар пользователя Диванный философф

Своя логика vs. чужая логика - это сложно. Давайте проще:
свое утверждение vs. чужое противоречащее утверждение.

Вы готовы признать свое утверждение, в котором твёрдо убеждены, заблуждением в случае, когда Вам выговаривают противоречащее утверждение?

 Я не много не понял вашей посылки и смысла вопроса  , и впал в ступор ,...парадокс ! : )) , но вот что первое пришло на ум по поводу вашего примера означающего  диалектику (противоречивость суждений) так это то что  у каждого своя субъективная правда и разрешается она для меня конечно в правде,  истинности . Только как это к логике ? Если мы с вами используем персональную  логику, то наскочив на диалектику (противоречие суждений) должны выяснить истинну. То есть если я не прав, то себе дороже выйдет но всё равно следуя нашей не объективной стезе мы не должны соглашаться, а держаться за своё. Это дурёж противника  называется. Третьего здесь нет (арбитра) а то бы быстро нас разрешил. А пока самим самим разрешать противоречия дракой или ещё как нибудь в свою пользу. Или же согласиться. Такой вот дуализм выводов.

Ну как то так. В тему: Холокост с Мулыком: Украина чествует эсэсовца и поминает убитых евреев. Одновременно! Как?  https://www.rostov.kp.ru/daily/27086.7/4157575/

Аватар пользователя Спартак

Диванный философф, 31 Январь, 2020 - 09:15, ссылка

В Беларуси три памятника Суворову( кажись столько), а исторические данные указывают на то, что он уничтожил каждого второго беларуса. Это Вас не смущает?
 

Аватар пользователя Диванный философф

В Беларуси три памятника Суворову( кажись столько), а исторические данные 

 

Да ?! А пруфы где ?! Вы понимаете, что каждое живое противоречие рождае живой конфликт !? Где конфликт белорусов и Суворова ? Вы сейчас зачем эту тему подняли ?! Я не знаю как этот конфликт "оживить" ! А вот Украина "нацики" тамошний буржуазный национализм, война  это тема животрепещущая, так не только с современными но и "оживлёнными" ПЕДАЛИРУЕМЫМИ этой стороной конфликта историческими прецедентами. Живость конфликта на лицо. Белоруссов вы зачем приплели ?! Вы что,  так же хотите "раскачать этот баркас?" так глядите что бы он не опрокинулся и вас по башке не стукнул !?

Аватар пользователя Спартак

Диванный философф, 1 Февраль, 2020 - 13:36, ссылка

А вы понимаете, что всё высосали из пальца? Думаю, что вряд ли. Вы искренне верите в то, что ваше восприятие равно моему посылу. Так же искренне , как в то, что к власти в Украине пришёл "тамошний буржуазный национализм". телевизор смотрите? Так заметно.

Для справки: я беларус и проживаю в Беларуси. Я бы такие  памятники  специально не сносил, но по пришествию оных в негодность не реставрировал бы, а отправлял на свалку.

 
 

Аватар пользователя Спартак

VIK-Lug, 30 Январь, 2020 - 10:55, ссылка

Она мне не по-барабану, хотя я с ней и не знаком, но, думаю, кому-то будет полезна.

Мне не нравится название . Потому что оно вводит в заблуждение людей (не специалистов). Словарь должен отражать общепринятое значение. Если логикой называется свод алгоритмов всего мышления, то какой от этого смысл?

Вот и всё.
 

Аватар пользователя mp_gratchev

Спартак, 30 Январь, 2020 - 20:47, ссылка

Она (диалектическая логика) мне не по-барабану, хотя я с ней и не знаком, но, думаю, кому-то будет полезна.

Уважаемый Спартак, примите во внимание, что Виктор из Луганска, не переставая, постоянно путается в широком и узком смысле "диалектической логики".

А Вам какая диалектическая логика не по-барабану?  В широком смысле (общая диалектическая теория познания)? В ней словосочетание "диалектическая логика" выступает в качестве философской метафоры.

Широкий и узкий смысл диалектической логики

Или ближе для понимания, всё-таки, логика в узком смысле (как логика повседневных рассуждений), где люди на каждом шагу противоречат друг другу и пытаются либо нет это противоречие разрешить?

--

Аватар пользователя Спартак

mp_gratchev, 31 Январь, 2020 - 08:47, ссылка

А я не обнаруживаю разницы между ними в плане алгоритма.

 

На мой взгляд, логика относится лишь к рассуждениям. Но размышления состоят не только из "видимой" части (рассуждения), но и "невидимой" - выбора между ними, отдание какому-то из них предпочтения. На мой взгляд, там работает уже чистая физиология, в плане автоматического выбора в пользу чего-то на основе предыдущего опыта и его оценки в прошлом. И этот момент не элемент рассуждений, то есть вне логики ибо мы его не можем ни зафиксировать, ни проконтролировать, ни изменить. Именно по этой причине, на мой взгляд, человек упёрт и догматичен в своих воззрениях.

Поэтому я не вижу возможности включить эту часть процесса в логику. Вот от слова "совсем".

Грубо говоря, мышление = рассуждения+выбор+рассуждения. и вот этот самый выбор вне логики. Вне алгоритмов рассуждений. У него свой алгоритм, и он, скорее всего, автоматический, если так можно выразиться, чистая физиология. Мало того, этот алгоритм ещё и с индивидуальными особенностями у каждого на морфологической уровне.

Это как будто вы участвуете в процессе и вольны делать в его рамках всё что угодно, но часть процесса осуществляет машина, и принцип работы её совершенно особенный (отличный от вашего), и повлиять вы на него никак своими действиями не можете.

 

А противоречия  я , как и все, использую в мышлении. Обычное дело.

 

Аватар пользователя VIK-Lug

Спартак-у: ну как бы человек не был "уперт и догматичен в своих воззрениях", в народе давно есть такое - одна голова хорошо, а две лучше. На чем собственно и базируется развитие того, что Маркс определил общественной производительной силой совместной деятельности членов конкретного социума. 
 

Аватар пользователя mp_gratchev

Логика относится к рассуждениям. Согласен. Ибо в соответствии с академической трактовкой, логика - это наука о правильных рассуждениях (Анисов).

Далее Вы вводите понятие "размышление". Является ли размышление синонимом "рассуждения" и если "нет", то в чем различие?

По-вашему, размышление включает как логическую часть (рассуждение), так и внелогическую (выбор).

Например, выбираем некоторую аксиоматику (ТФЛ или ЭДЛ) и затем строим вывод - формально-логический или диалектико-логический.

Или, скажем, надлежит учитывать, что субъект рассуждений в ЭДЛ - это иррациональный элемент рациональной логической системы.

Что это значит? Это означает то, что субъект выбирает, в какой форме из четырех (суждение, вопрос, оценка, императив) он ответит на реплику собеседника.

В стенограмме совместного рассуждения фиксируются одни лишь высказывания, но никак не обозначен мотив выбора той или иной актуализированной реплики. Выбор остается за кадром логики. И в этом Вы правы.

--

Аватар пользователя Спартак

mp_gratchev, 31 Январь, 2020 - 11:54, ссылка

А зачем рассматривать  совместные рассуждения?  Де-факто, смело можно собеседника убрать вовсе и оставить только один рассуждающий субъект, который  будет оппонировать сам себе. Что изменится в закономерностях таких рассуждений (один или разные участники)? Ничего особо не изменится. Тогда это (один субъект) и надо вам рассматривать для начала. Но всё-равно от элемента выбора Вы не избавитесь, а это вне области рассуждений . И это серьёзная проблема .

Аватар пользователя mp_gratchev

Декарт где-то говорил, что лучшего собеседника, чем он сам, никого нет.

Убрать реального собеседника, это конечно вполне логично.

Только нужно быть Декартом, чтобы в полной мере использовать метод мысленного диалога с продуктивным результатом в его конце.

Венец Декартова собеседования с самим собой, это его знаменитое начало: "Мыслю, следовательно существую".

Мысленный диалог - это чёрный ящик. Что там происходит ничего не видно.

Реальный же диалог - это ящик прозрачного размышления. Поэтому предварительно следует его изучить. Например, сократический межсубъектный диалог.

.

[ Что изменится в закономерностях таких рассуждений (один или разные участники)? Ничего особо не изменится. Тогда это (один субъект) и надо вам рассматривать для начала]. 

Не всё так просто. В реальном диалоге присутствует ещё "я рефлексирующее" собственное и "я рефлексирующее" собеседника.

Поэтому в мысленном диалоге как кальке реального диалога нужно ещё рефлексировать "за того парня".

--

Аватар пользователя Спартак

mp_gratchev, 31 Январь, 2020 - 12:50, ссылка

Что изменится в закономерностях таких рассуждений (один или разные участники)? Ничего особо не изменится.

Видите ли, всё ещё проще, согласно словаря* (https://dic.academic.ru/dic.nsf/ogegova/99814), диалог, спор, беседа и прочее тому подобное не в рамках изучаемого Логикой предмета. Конечно, №3 можно азу ши притянуть , но стоит ли? Можно же просто остаться в рамках №1.

 

*ЛО́ГИКА, -и, жен.
1. Наука о законах и формах мышления. Формальная л. Диалектическая л.
2. Ход рассуждений, умозаключений. У этого человека своя л. Женская л. (непоследовательная, непонятная; шутл.).
3. Разумность, внутренняя закономерность чего-н. Л. вещей. Л. событий.

Аватар пользователя mp_gratchev

Спартак, 31 Январь, 2020 - 19:21, ссылка

диалог, спор, беседа и прочее тому подобное не в рамках изучаемого Логикой предмета.

Толковый словарь русского языка (Ожегова), на который Вы ссылаетесь, аккумулирует исторически устоявшееся знание. Но знание это продукт познания. А познание есть процесс выработки новых знаний, дальнейшего развития имеющегося знания.

Это касается и знания о диалоге. По Ожегову словарь дает первичное, поверхностное толкование слова "диалог" как коммуникативного феномена: "разговор между двумя или несколькими лицами".

Что значит "разговор" (словесный обмен мнениями)? Это речь, осуществляемая посредством предложений языка: повествовательных, вопросительных оценочных и побудительных. Предложения являются носителями мысли. Таким образом, разговор есть озвучивание и обмен мыслями людей, а не просто мнениями.

Мнение (по Ожегову) - это всего лишь "Суждение, выражающее оценку чего-нибудь, отношение к чему-нибудь, взгляд на что-нибудь". Но в разговоре (публичном рассуждении), люди не только обмениваются мнениями-суждениями, но и задают друг другу вопросы, побуждают к совершению каких-либо действий. Опять же, с помощью языковых выражений.

Рассуждение (по Ожегову) - 1. Умозаключение, ряд мыслей, изложенных в логически последовательной форме.

Поскольку суждения в составе рассуждения относятся к логике, то в целом и разговор относится к логике. А разговор как обмен мнениями - это диалог. Следовательно и диалог относится к логике.

Новое знание о "диалоге". Диалог - это не только межличностная коммуникация, но и логическая форма связи мыслей в рассуждении. Умозаключение в логике связывает только и только суждения (посылки с заключением), но не связывает суждения с вопросами, суждения с императивами. А диалог связывает.

--

Аватар пользователя Диванный философф

Логика относится к рассуждениям. Согласен. Ибо в соответствии с академической трактовкой, логика - это наука о правильных рассуждениях (Анисов).

 

Как я понимаю диалектическую логику. Я юнный не опытный радиогубитель я увидел в ж-ле "Радио" схему (к примеру рации) и захотел собрать. Собираю точно по схеме , паяю . Включаю - "НОЛЬЬ". На лицо противоречие между моим отношением к существу вопроса и фактическим результатом - н е  р а б о т а е т ! Противоречие ? Не сомненно !  Диалектика да ! Она ! Движущая сила здесь ? В "противоречии" ? Несомненно ! Беру , напрягаюсь в изучении предмета постигаю, прохожу генезис и вуаля ! Понимаю КАК ! Мне преодолеть это противоречие ! Преодолеваю. Перепаиваю настаиваю,  - работает ! Всё конфликт "разрешон" в "системе" "диалектической логики"

Аватар пользователя VIK-Lug

Спартак-у: ну предположим Гегель так ответил на Ваш вопрос о смысле: "Истинная мысль не есть мнение о предмете, а понятие самого предмета. Понятие предмета не дается нам от природы. Лишь правильное мышление есть знание и познание предмета и поэтому наше познание должно быть научным". А научным - это означает познавать не только форму предмета, но и его содержание. 
 

Аватар пользователя Спартак

VIK-Lug, 31 Январь, 2020 - 20:29, ссылка

Ещё бы я спорил с Гегелем на своём уровне знания. Однако, было бы интересно..

 

Аватар пользователя VIK-Lug

Спартак-у: ну-да, интересно... Например, сейчас в России затеяли внесение изменений и дополнений в Конституцию РФ. То есть, изменить систему права, действующую в РФ до настоящего времени. А будет ли это происходить с тех позиций, о которых Гегель так отразил: "Наука о праве есть часть философии. Она должна поэтому развить идею, представляющую собою разум предмета, из понятия или, что то же самое, наблюдать собственное имманентное развитие самого предмета", как говорят в таком случае: поживем - увидим. 
 

Аватар пользователя Спартак

VIK-Lug, 1 Февраль, 2020 - 10:40, ссылка

Мне всё-равно какие цели озвучиваются, какие инструменты используются и т.п. , ибо люди легко обманывают. Я сужу по результату. Результат действия людей во власти в России очевиден и он не соответствует тем заявленным целям и задачам , для чего любое государство и выстраивается , а именно : всеобщее благо, которое обеспечивает достойные условия для жизни.И вывод очевиден: гнать таких в шею!

Вы же не будете терпеть в квартире сантехника, который годами возится у вас на кухне, получая деньги и, а кран всё-равно течёт? Так и с людьми власти. Гнать в шею!
 

Аватар пользователя VIK-Lug

Спартак-у: ну гнать власть в шею, без должного понимания чего после этого делать всем (или их большинству) членам общества в обеспечении условий своей жизни - это из серии "лыко да мочало, начинай сначала". На Украине вон прогнали "в шею" в 2014 году Януковича и его команду - ну и чего полезного из этого получили её жители в большинстве своем?  

 

Аватар пользователя Спартак

VIK-Lug, 1 Февраль, 2020 - 14:18, ссылка

Т.е. вы предпочитаете не выгонять такого сантехника? Ваше право. Не выгоняйте.
 

Аватар пользователя VIK-Lug

Спартак-у: а это какого сантехника? Который во главе власти в государстве - так таких нынче не бывает. 
 

Аватар пользователя Диванный философф

А полит экономию изучить не брались ?!

Аватар пользователя Спартак

Диванный философф, 1 Февраль, 2020 - 14:51, ссылка

На хрена мне изучать мифы и легенды? В молодости, был грех, думал, что там что-то есть, изучал. сейчас, увольте.

 Предпочитаю наблюдать за поведением человеков и на то опираться. В любой сфере деятельности они ведут себя одинаково.
 

Аватар пользователя VIK-Lug

Спартак-у: ну какие же это мифы и легенды в том, что деется "на здесь и сейчас" в процессах обеспечения жизни тех же россиян на основе того, диалектику чего Маркс отразил, например, в Гл.4 в Т.2 "Капитала" или в Гл.51 в Т.3 "Капитала" (см. в частности, на http://www.esperanto.mv.ru/Marksismo/Kapital2/kapital2-04.html ). А иначе Вы в числе тех, о ком Маркс так отразил: "В области политической экономии свободное научное исследование встречается не только с теми врагами, с какими оно имеет дело в других областях науки. Своеобразный характер материала, с которым имеет дело политическая экономия, вызывает на арену борьбы самые яростные, самые низменные и самые отвратительные страсти человеческой души - фурий частного интереса". 

 

Аватар пользователя Спартак

VIK-Lug, 2 Февраль, 2020 - 14:21, ссылка

Политэкономия интересна так же как и история - на определённом этапе. Познавательно и только. Практического применение почти нулевое. всё это сродни : засунем в муравейник палочку и пошевелим вот так, а затем опишем что произошло.

Взаимоотношения человека и социума просты: равные права и контроль за обязанностями. Больше там делать нечего.

 Взаимоотношения рынка и государства ещё проще: не совмещать и не лезть.

 Конечно это идеальное построение, но можно же к этому двигаться.

На мой взгляд, всё это детская болезнь роста: урвать себе сегодня побольше, чем у других. Пока движет прогресс, но уже на грани исчерпания себя.

Пройдёт. И придут человеки к принципу достаточности.

Жаль в эту пору прекрасную жить не получится, ни мне, ни ... .:)

Но я так уже лет 20 живу и мне государство, рынок и социум по-барабану.

 

Страсти же человеческой души вызываются воспитанием "надо больше и больше пахать, чтобы больше получать".  Брехня полная. А самое главное, а на хрена это больше? Пока выгодно пасти овец в этой парадигме.

Пройдёт. Подогнать невозможно, но и остановить  вымирание этой парадигмы не получится . Так что политэкономия это для младшего школьного возраста.

Аватар пользователя mp_gratchev

 

Диалектика рассуждений и формальный
критерий истинности

 — Лопухин. Ну вот круг и замкнулся! Требуется критерий истинности. У меня это ФЛ.

 — Грачев. Нет. У Вас критерий истинности - "Я" (солипсизм): мое доказательство истинное (Я - воплощённая формальная логика) - остальные пусть следуют лесом.

 — Лопухин. Ошибаетесь. ФЛ объективна. Не логическая система во мне, а я в логической системе. В ФЛ субъекта вообще нет, от слова абсолютно. Вы же вводите субъекта, даже множество (см. индексы), и упрекаете меня в черт знает чем. У Вас даже законы Ньютона субъективны.

 — Грачев. Диалектика рассуждения. Верно, формальная логика - она то, объективная. Только, когда накладываете формальную логику на свои рассуждения, то впадаете в иллюзию, что Ваше "я" и есть сама формальная логика. То есть, из объективного закона непротиворечия и своих по умолчанию истинных посылок выводите: [Чужие противоречащие высказывания необходимо ложные!]. Разве не так?

 

Естественное рассуждение в двух проекциях

Элементарная диалектическая логика описывает логическую систему естественного рассуждения в двух проекциях:

- совместное рассуждение (а);

- генерация высказываний субъектами совместного рассуждения (б).

Совместное рассуждение протекает в рамках общей логики Lобщ.:

Lобщ. = Li + Lj            (1)

Каждая из индивидуальных логик Li и Lj подчиняется законам ТФЛ.

А общая логика совместного рассуждения Lобщ. подчиняется законам диалектики (Единство и взаимодействие противоположностей, переход количества в качество и обратно, отрицание отрицания).

Соответственно,

логическая система Lобщ. - это динамическая система, развёрнутая во времени.

 

В чём смысл закона разрешенного противоречия?

Смысл закона разрешенного противоречия в купировании логического солипсизма, выраженного в сентенции, исходящей из закона непротиворечия: мои утверждения по умолчанию истинные, а чужие противоречащие, соответственно, необходимо ложные.

Согласно закону разрешенного противоречия собеседник изначально должен настроиться на установку:

"исходные чужие противоречащие суждения равным образом, как и мои, локально истинные в своих логических системах (Li и Lj, соответственно)".

В случае неисполнения закона разрешенного противоречия, стороны окукливаются в своем логическом солипсизме, а дискуссия терпит крах - каждый остается при своем мнении.

--

Аватар пользователя Корвин

Согласно закону разрешенного противоречия собеседник изначально должен настроиться на установку:

Это утверждение (в терминах М.Г. - закон) несомненно из области психологии, а не логики.

Не верно, что противоречия существуют только в диалоге между субъектами, но запрещены в субъективных рассуждениях. Каждый в своих рассудениях сталкивается с противоречиями, и даже их использует, например, в рассуждениях от противного. И в субъективных рассуждениях противоречия могут устраняться в процессе их развития (!).  Рассуждение в ТФЛ не имеет стадийности. Оно одномоментно. Чтобы работать с противоречием логика должна допускать развитие суждения. И для диалога это тоже необходимо.
Никакой теории развивающегося суждения для ЭДЛ преложено не было.

Аватар пользователя mp_gratchev

Корвин, 3 Февраль, 2020 - 17:32, ссылка

[Согласно закону разрешенного противоречия собеседник изначально должен настроиться на установку: ...]. Это утверждение (в терминах М.Г. - закон) несомненно из области психологии, а не логики.

Разумеется, логический закон - это одно (Истинно, что А & неА), а практические рекомендации участникам совместного рассуждения, которые следуют из этого закона - это совсем другое. Последние (рекомендации), действительно нацелены уже на психологию.

--

Аватар пользователя mp_gratchev

Корвин, 3 Февраль, 2020 - 17:32, ссылка

Не верно, что противоречия существуют только в диалоге между субъектами, но запрещены в субъективных рассуждениях.

Моя мысль звучит несколько иначе: "А: в совместном рассуждении суждения одного собеседника могут противоречить суждениям другого собеседника, но каждому из них запрещено публично противоречить самому себе".

 

Каждый в своих рассуждениях сталкивается с противоречиями, и даже их использует, например, в рассуждениях от противного.

Что значит "сталкивается"? Рассуждения от противного содержат временное техническое противоречие (двойное отрицание равно утверждению).

 

И в субъективных рассуждениях противоречия могут устраняться в процессе их развития (!).

С этим никто не спорит. Просто непубличные рассуждения индивида - это чёрный ящик. А публичный диалог есть то же самое рассуждение, только ящик прозрачный. 

 

Никакой теории развивающегося суждения для ЭДЛ предложено не было.

Теория развивающегося суждения для ЭДЛ - это постановка проблемы и последовательная аргументация "за" и "против" в совместном рассуждении. Тогда как, в ТФЛ имеет место аргументация исключительно только "за" или только "против" без какого-либо последовательного взаимодействия между противоречащими наборами аргументации, нацеленного на консенсус или синтез.

--