Понятие граница разделения берет своё начало в эзотерике когда Дух осознал своё бытие на фоне небытия. Это Я, а это не Я, дух в таком состоянии получил название Атма. В философии Вайшешика, возникновение Атмы положило начало деления первичной субстанции и этот процесс получил название творения. Очевидно что граница, получившая название Акаша, Эфир, не относится ни к качеству бытия ни к его отсутствию, небытию. Но она и не имеет самостоятельного существования так как обусловлена наличия двух вместе (бытие, небытие), если убрать одно из них то она исчезает. Вот это третье есть уже то что сотворено, чего раньше небыло. Оно не обладает качеством самостоятельного существования его существование относительно и обусловлено наличием двух.
Теперь вернёмся в наш мир и посмотрим что разделяет граница. Болдачев пишет что она разделяет пространство, а само пространство он считает неопределяемым. Таким образом по Болдачеву граница разделяет то, непонятно, что. Это неопределённость возникает из существующего в нашем подсознании стереотипа постулирующего первичность существования пространства и независимость его самостоятельного существования.
Давайте разберёмся, наделено пространство самостоятельным существованием или оно как Эфир(Акаша) обусловлено существованием двух других, о которых мы сейчас поговорим. Для этого Пифагор предложил задачу о квадратуре круга. Круг это граница образующая форму. Условием существования этой границы есть существования двух форм, которые она разделяет и одновременно их образует или другими словами творит. Круг это форма ограниченная снаружи и имеющая ограниченную протяжённость, то что по ту сторону границы это тоже форма но ограниченная с внутри и не ограниченная протяжённостью наружу. В геометрии форм с неограниченный протяжённостью много, например, парабола, гипербола и др. Важно другое форма никогда не бывает одна , двойственность формы обусловлена границей, а сама граница обусловливает двойственность формы. Между формами нет промежутка. Граница между формами и есть сама форма, одна форма с одной стороны границы, а другая с другой. Эта двойственность содержащая в себе тройственность и есть природа формы.
А откуда возникла идея пространства. Очень просто, в процессе познания мы разделили единство и двойственность противоположностей. Ту форму, что снаружи границы круга, мы объявили не формой, а ее свойство, неограниченную протяжённость объявили как самостоятельно существующее качество и назвали его пространство.
Комментарии
Никто не возражает, похоже все согласны
Почитаем Гегеля.
"В наличном бытии определённость едина с бытием, вместе с тем она, положенная как отрицание, есть граница, предел. Инобытие есть поэтому не некое безразличное наличному бытию, находящееся вне его, но его собственный момент" Наглядно, человек и опора. "Лишь в своей границе и благодаря ей нечто есть то, что оно есть" Человек в отношении к опоре... "другому". "Нечто (человек) есть в себе другое самого себя и в другом (опоре) для него объективируется его же собственная граница" Например, стопа человека применительно к твёрдой почве. У верблюда широкая стопа - применительно к песку. У колибри (одного из видов) длиный изогнутый клюв - применительно к соответствующему по размеру цветку...
Назвали видимое пространством. Но пространство образуют, как сказано выше, нечто и другое... Выходит, пространство не существует само по себе, его образуют взаимодействующие объекты. Отсюда, чтобы разделить "пространство" надо разделить взаимодействующие объекты. Например, человека и опору, чтобы первого. отправить в космос.
Пространство это вывод, который мы сделали познавая мир форм. Поэтому место его существования, это только наше сознание. Похоже у аборигенов такой идеи нет и они прекрасно обходятся двумя понятиями форма и протяженность, как качество формы.
Ответ Георгипу. Приведённая цитата потребовала времени ее переварить. Кажется Гегель говорит о причине возникновения противоположностей. Они выступают опорой познания друг друга. Например как бы мы познали что есть добро, если небыло зла.
Относительно двух форм по обе стороны границы. Их можно рассматривать как противоположности подчиняющиеся закону Гегеля. Это интересное развитие темы поднятой Болдачевым, если он сможет осветить проблему формы в свете взглядов Гегеля, выраженных в приведённой вами цитате, то это будет заметное событие в философии.