Почему я постоянно сосредотачиваюсь и часто зацикливаюсь на обращении к самому себе или к я и рефлексии как таковой вообще? Понимание механизма рефлексии важно для того, чтобы иметь практически объективное представление о границах себя, чтобы, в конечном счете, определить себя, что даст мне возможность переопределять себя.
Трудно сказать, с чего, где и как начинается философия. С уверенностью можно сказать лишь одно: философия начинается человеком. Но тут же можно заявить обратное: человек начинается философией или философствованием. Последний тезис можно усилить: человек заканчивается философией.
Представление о нравственном законе, на мой скромный взгляд, имеет основным свом источником совесть, это есть единственный внутрений судья каждого человека. У Канта же понятие представления о нравственном законе находится в подвешенном состоянии.
Что такое человек?
Что такое личность?
Что такое Я?
Что такое сознание?
Что такое самосознание?
Как возможна свобода?
Что такое Бог?
Итого 23+7 = 30 вопросов
Я поторопился
Проблемы, которые меня интересуют и которым я не вижу решения у других - приходится решать самому - многие из них были известны и Гегелю, и много раньше Гегеля.
Даю список проблем по группам
=Познание(10)
что есть истина?
что такое модель?
как возможно познание?
соотношеие объективного и субъективного в познании?
как возможно взаимопонимание?
что такое правильный метод познания?
каковы типовые ошибки познания?
что такое априорные категории?
можно ли соизмерить развитие разных наук?
у естественных и гуманитарных наук природа общая или разная?
=История(5)
Недавно слушал нескольких философов. Каждый из них строил свою систему. Каждому из них я возражал так: после Гегеля (если вам не нравится Гегель, то после Энгельса) строить системы бессмысленно. Умри, лучше не скажешь.
Но завершена ли философия?
Нет, если начинать не с систем (абсолютных картин мира) а с проблем, которые вокруг нас и которые Энгельс с Гегелем потому только не могли решить, что умерли раньше чем эти проблемы всплыли.
А для решения проблем нужны не системы (всеобъемлющие картины)
а модели (картины локально-инструментальные)
Я пишу здесь свои сообщения, сам же на них и отвечаю. Остальные в дискуссию не вступают. Почему? Не понимают? Не принимают?
Я уже говорил выше про два мира, про (некоторые) типы мышления. Все это фрагменты некоторой глобальной картины мира, слишком большой, чтобы ее уместить в одну статью. Выкладываю фрагмент за фрагментом.
Что есть философствование? Чем мы здесь занимаемся?