Хватит играть в философию

Аватар пользователя Adso
Систематизация и связи
Термины: 
Термины: 

Что есть философствование? Чем мы здесь занимаемся?

Пролистав ещё раз многие обсуждения на сайте о самой философии, ее предмете и методах, я попробовал перечислить возможные ответы на этот вопрос. Вот что получилось:

1. Мы формулируем и решаем философские проблемы

2. Методологией, т.е. формами и способами творчества, о чем Роман заявил в самом начале. Но это всего лишь средства. Средства для чего? Для решения реальных проблем?

3. Конструированием концептов в стиле Делеза-Гваттари, созданием словаря, нового языка философствования. Но опять же для чего?

4. Образовательными и коммуникационными задачами, налаживанием взаимопонимания, популяризацией философии, продвижением проекта. Это, конечно, важные задачи. Но судя по содержанию большинства материалов, это не главное.

5. Прочими делами, такими как получение удовольствия от поиска истины и от самих дискуссий, заведением полезных или приятных контактов и пр.

Если я ничего не упустил, то получается следующее. 2 и 3 задачи можно в определенном контексте рассматривать как самостоятельные, но, по большому счету, они вспомогательные и необходимые для решения 1-ой задачи. 4 и 5 могут рассматриваться как главное, ради чего стоит заниматься философией, но они слишком ситуационны и субъективны. На мой взгляд, следует заниматься многими (если не всеми) из этих задач, но главной является все-таки первая. А ели это так, то давайте задумаемся, что является философскими проблемами и как их решать. А заодно, видимо, нам придется ответить и на вопрос - чем классическое философствование отличается от современного?

Для ответа на последний вопрос, должно быть, есть некоторый критерий различения, который ещё нужно определить. Но, возможно, что для этого достаточно ответить на пару простых вопросов. Например, таких:

1. Нужно ли знать Платона и Гегеля, чтобы заниматься философией?

2. Нужно ли отличать решение проблемы от языковой игры, чтобы заниматься философией?

Возможные варианты ответов на эти простые вопросы могут дать приблизительное представление о том, каким философствованием мы занимаемся. Первый вариант:

1. Да, обязательно.

2. А что такое языковая игра?

Второй вариант:

1. А что это такое – знать Платона? И зачем вам это знать?

2. Да, обязательно.

Чтобы решать действительно философские проблемы, думаю, не обязательно знать всех классиков философии, хотя в базовых понятиях и теориях разбираться необходимо. Но что обязательно следует делать – не только достаточно четко и однозначно сформулировать проблему, но и проверить, не является ли эта проблема результатом нашей языковой игры. На дворе всё-таки 21 век. Давайте учитывать этот факт. Я имею некоторое свое представление о том, что такое языковая игра и псевдопроблемы, но я не философ и поэтому прошу профессионалов ответить на следующие вопросы.

Что есть философствование? Есть ли у философии свои проблемы?

Если мы всё же занимаемся решением философских проблем, то чем решение проблемы отличается от языковой игры? И, следовательно, проблема от псевдопроблемы?

Думаю, что только после ответа на эти вопросы, мы сможем эффективно решать проблему преодоления постмодернизма.

Комментарии

Аватар пользователя Agvares

откуда такое стремление что либо преодолевать?

Аватар пользователя Adso

Ну наверное, я слишком закрутил. заголовок больше для провокации, чем для раскрытия существа вопроса. :))

А проблему преодоления не я ставил. Только завязываю ее с проблемой игры. Больше желание разобраться и развивать, чем преодолевать.

Аватар пользователя pupil

Если бы Actuspurus продолжал свой курс “Идеи философии” (история проблем, идей) ...

Аватар пользователя actuspurus

1. Вы естественно связываете понятие "проблемы" с возможностями их «решения». Такая позитивная установка на решение проблем идет от частных наук и инспирирована их успехами. Но к философии, как она зафиксирована в современной системе наук, как кажется, такая постановка задачи невозможна. Почему?
2. Исторически, из философии (букв. греч. "любви к мудрости") выросло все стройное здание современной науки. По мере развития философии из нее отпочковывались отдельные частные науки, которые закрепляли за собой как частную собственность некоторую предметную область знания и, тем самым, ограничивали область возможного применения собственно философии. В результате этого процесса, в итоге мы имеем множество частных наук и философию, которая даже затрудняется ответить, в чем состоит ее предмет, каково ее значение в системе наук вообще? Но что означает этот процесс обособления частных наук с позиции поставленной задачи – постановки и решения собственно философских проблем? Все проблемы, которые можно было бы решить (а именно те, у которых имелась определенная предметная область), у философии забрали другие науки, назвавшие себя позитивными. Что же осталось на долю философии? Все, что в принципе невозможно решить однозначно раз и навсегда - вопросы о бытии, познании (в ограниченном объеме), самосознании, свободе и Боге.
3. Но ведь именно за это – за нерешаемые проблемы - и критикуют философию позитивисты всех мастей, представители аналитической философии, забывая, о подмене понятия, как если бы философия изначально была бы псевдонаукой, а не матерью всех наук! И они правы, хотя и несправедливы. В философии в том объеме проблем, которые ей досталось, нет проблем, которые можно решить. Следовательно, если философия есть собрание нерешаемых проблем, то возможно этих проблем вообще нет, точнее, возможно, все они являются всего лишь псевдопроблемами, языковыми играми, логическими ошибками и т.д. Такой вывод естественно напрашивается, если глядеть на философию с позиции современного состояния позитивных наук и в рамках той области знания, которая ей осталась после того, как все, что было ценного, приватизировали частные науки.
3. Действительно, с позиции успеха позитивных наук, "топтание" философии на одном месте производит на некоторых "слабых" духом угнетающее впечатление. Но это впечатление «топтания на месте» есть иллюзия, есть неверная перспектива, с которой походят к философии, проецируя в прошлое с позиции современного понимания ее места. Как я уже сказал, если философию определять в рамках того, какое место ей остается после того, как все решаемые проблемы (всю область предметного) растащат позитивные науки, то при дележе общего апельсина знания на долю философии остается только кожура. (Более того, трудно даже сформулировать, в чем состоит предмет философии!)
4. Именно поэтому, возражения позитивистов, постпозитивистов и др. в отношении философии несостоятельны. Если нерешаемые проблемы назвали "философскими", то это не значит, что сама философия - это фикция. Настоящая, живая философия постоянно генерирует новые проблемы, новые способы подхода к миру и к себе. Философия и есть передовой край творчества в науке вообще (как и в других областях человеческого бытия – искусстве и религии). Другое дело, что эти новые проблемы, поставленные философией, становятся тут же достояние частных наук, которые "воруют" у нее идеи, оставляя философию у своего "разбитого корыта" нерешаемых проблем. Так возникают новые направления в уже существующих науках или вообще новые науки, или даже новые отрасли знания. Поле философии все более и более сужается по мере того, как ее теснят частные науки.
5. Но если философию понимать как творчество, то нелепо ей предъявлять требование как главную задачу - решать проблемы. Творчество дело тонкое, доступное не всем и уж подавно не может делаться на заказ. Именно поэтому в философии ставится ближайшая задача не решение проблем, а научение, выработка метода философствования. Как я уже в философии нет каких-то отдельных методов (это в частности связно с тем, что все методы опять же "растащили" по частным наукам) как это мы видим в позитивных науках, сам философ как нечто целое и есть метод. Это и понятно - в творчестве, прежде всего, важны не какие-то там технические приемы, а само умение (которое невозможно сформулировать в виде методов) творца делать свое дело. В этом отношении, философия скорее сродни искусству, а не науке, точнее говоря, философия - это синкретическое целое, где наука, искусство и религия соединены в одно в личности философа. В этом и сила и слабость философии, в этом также ее своеобразие!
6. И только после длительного формирования философом самого себя, оттачивания своего метода и на его основе, благодаря личному усилию мышления, откроется новая задача - постановки (!) и решения (!) собственно философских проблем. Эти проблемы еще надо найти, найти там, где их не могут увидеть частные науки, занятые изучением своей предметной области. Философия в этом смысле есть свободное творчество, не ограниченное конкретными рамками - предметной областью, методами и т.д, но в этом смысле и самое рискованное, поскольку успех такого "свободного полета" не гарантирован. Возможно вся жизнь философа по пути преследования истины не удастся и он вообще не достигнет ничего (не решит не одной проблемы), кроме возможно одного - передаст свой опыт новому поколению, новым искателям духовных приключений. :)

Аватар пользователя Сергей Березин

Отличие философии от позитивных наук в том, что ее истины самореферентны, т.е. им приходится обосновывать не со ссылкой на что-то, а на себя. Например, нельзя сослаться на внешний мир, но его можно вывести. Это качество философии никогда не приведет к тому, что она станет наукой наподобие физики.

Знание истории философии необходимо для того, чтобы не «открывать заново велосипед». Вопрос о языковых играх и решении философских проблем – это два разных подхода к философии (Витгенштейн и Поппер уж очень сильно по этому поводу спорили), а А.Бадью вообще считает, что сведение философии к языковым играм и дискурсам – это аватара софистики.

Аватар пользователя jfeldman

Философия = "вратарь", она ловит все проблемы, пропущенные другими научными сообществами. Стоит "позитивной науке" взять проблему на себя, как философия ей больше не занимается. Такое положение разрешает философии "смутность", чем недобросовестные авторы (включая любимых классиков) пользуются как разрешением писать "все что на ум придет". Не одобряю.

Аватар пользователя ФИЛ

Философия - наука о наиболее общих законах движения природы, общества и мышления. Это понятие философии двойственно: всеобщие законы можно понимать как основание дендрограммы, разветвляющейся в естествознание, или как оболочку естествознания, т. е. собрание наиболее общих законов естественных наук и образует философию. С этим интересно разобраться.
Понятие философии как методологии, т. е. науки о методах познания, общих для всех наук, сводит ее к гносеологии и в основном к формальной логике (диалектическая пока не создана, а "математические" и т. п. "логики" логиками не являются). Это понятие вряд ли правомерно, т. к. еще стоики делили философию на онтологию (учение о бытии), гносеологию (учение о методе) и технику (учение, грубо говоря, о производстве с помощью онтологии и гнсеологии).
А философских проблем более чем достаточно, одно время даже казалось, что кроме них в философии ничего и нет! Действительно, даже основной вопрос философии не решен во всех аспектах. Например, нет определения понятий материя и сознание, а также почти всех других философских понятий: бытия, движения, времени, пространства и т. д. Дефиниция понятий - функция логики, так что каждый философ должен не просто знать логику, но и понимать ее, владеть ею как основным методом для решения философских проблем и прежде всего для дефиниции философских категорий.
О наиболее существенном и интересном аспекте основного философского вопроса большинство "философов" не знает и даже не догадывается. Но об этом в другой раз.