Проблематичность представления о нравственном законе у Канта

Аватар пользователя Ivaman
Систематизация и связи
Термины: 
Термины: 
Термины: 
Ссылка на философа, ученого, которому посвящена запись: 

Представление о нравственном законе, на мой скромный взгляд, имеет основным свом источником совесть, это есть единственный внутрений судья каждого человека. У Канта же понятие представления о нравственном законе находится в подвешенном состоянии.

Комментарии

Аватар пользователя ostogov

На самом деле, этот вопрос достаточно проработан и у Канта, и в критике его философии. Исходя из философии Канта, разум выступает последним основанием этики и определяет ее, в чем выражается рационализм, рационализм Канта и вообще трагедия Нового времени. По этому вопросу диалектическая философия в серьезной оппозиции и к Канту, и к рационализации и технократизации жизни.

А относительно долга, Кант определил, что долг есть необходимость поступка из уважения к закону. Кантом утверждается долг не лгать ни при каких обстоятельствах. Обязательство и долг говорить правду Кант называл «священным», имеющим «силу во всяких отношениях» и независимо от каких-либо последствий. Но еще Констант признал, что существуют моменты, когда ложь является допустимой и даже нравственной, например, ложь в ответ на вопрос злоумышленника, где скрывается преследуемый им ваш друг. Согласно же философии Канта, даже в этом случае ложь была бы преступлением, в том числе и против нравственности.

Аватар пользователя Ivaman

лично меня кантовское обоснование морали как "автономии воли" не может удолетворить, ибо определяющее основание воли, т.е. разум, оторванный от чувственности "кастрирует" человеческую целостность - в этом смысле и проблематичность;меня этот вопрос еще начал волновать с момента прочтения "Основоположения к основам метафизики нравов" - я задавался таким вопросом:откуда у человека берется это самое пресловутое представление о нравственности?

Кстати, вот обоснование и происхождение морали - это разные вещи или нет?

Аватар пользователя ostogov

Меня тоже и кантовское, и вообще рациональное рассмотрение морали и нравственности, тем более, через диктат рассудка, не устраивает. А если вспомнить слова Декарта (!!!): «Если мы всегда в своих поступках будем подчиняться диктату нашего разума, у нас никогда не возникнет повода к раскаянию; пусть даже события покажут нам впоследствии, что мы допустили ошибку, это вовсе не будет нашей виной»…

У человека представление о нравственности появляется через отношения с другими людьми. Поэтому, кстати, часто определяется, что, в широком смысле, нравственность является особой формой общественного сознания. Понятие нравственности (кстати, и морали) дано в философии Гегеля достаточно полно, так что не буду повторяться.

Аватар пользователя Ivaman

Декарт, конечно, здорово сказал.:)

Ну да, моральные отношения предельно субъектны.Что Кант и не отрицает. Про Гегеля, особенно, не в курсе.Так читал как-то по-юношески "Философию права".Надо вспоминать.

Я лично вижу лучший путь к обоснованию морали (=происхождению ее) в христоцентрической парадигме. А про моральные отношения, то здесь люди просто проявляют их или нет. А вопрос ведь в том, чем человек руководствуется, когда поступает. А еще более глубокий вопрос - происхождение того, откуда это, чем он руководствуется, берется. История человечества, на мой взгляд, просто зеркало наше, не более того. Выводить мораль из истории общественных отношений не могу принять.

Аватар пользователя Олег

Именно в работе «Основоположения к основам метафизики нравов» даётся феноменологическое обоснование только умопостигаемой конструкции морального императива, которая выступает в качестве смысла переживания долженствования, которое в свою очередь составляет материю переживания данного смысла. В этом виде как раз и даётся дедукция категорического императива. В этом плане Ваше замечание некорректно.

Аватар пользователя Олег

Совесть с точки зрения содержания данного переживания - двусмысленное понятие. Вопрос естественно стоит как минимум о справедливости. Если речь идёт о чувстве связанном с принятием во внимание положения другого, то можно и вовсе не говорить о совести, а о справедливости человека знающего, что значит быть голым на виду у всех, т.е. о стыде, соответственно о человеке позволяющем другому говорить (отсюда возможность политического - попеременных речей).
Кантовский императив направлен в первую очередь на создание такой культуры, в которой было бы как можно меньше неразрешимых ситуаций морального выбора, типа той, что описана в следующем замечании (о жертве, преступнике и нелгущем свидетеле). Кстати он на это указывает: по мнению Канта, сам разговор свидетеля и преступника привлечёт внимание соседей и т.д. Очевидно, что поскольку люди спокойно могут жить в аморальном мире, питая надежды на моральное общество, только эмпирическая всеобщность морального действия многих, т.е. возрастание культуры по Канту, задаёт возможность беспроблемной реализации моральных чувств. Иными словами, по Канту принцип права (наличие институтов которого как раз и позволяет нам избегать ситуаций морального выбора, т.е. лично судить своих родственников и друзей) должен быть перенесён на уровень каждого индивида. Обратная проблема состоит в том, что отсутствие ситуаций морального выбора, всегда связанных с противоречием права писанного или не писанного и основными категориями человеческой связи в жизненном мире: понятиями предптельства, прощения, дружбы, любви, ведёт как кажется и к утере данных чувств, как действительно переживаемых смыслов. Это выбор Западной Европы - благополучие (как действительное содержание положенное под формой морального закона, поскольку переживание действительности морального законодательства в субъективном смысле сугубо негативно - долг и его виды уважение и совесть) взамен на моральную анестезию. Счастье это когда человек просто не встречается с ситуациями субъективного различия сущего и должного, субъективного представления об объекте желания и его поведением. Можно в этом смысле говорить о тотальной иллюзии или идеотии, но можно ли говорить об иллюзии, если она субъективно не переживается в качестве таковой. Имено идеотически улыбчивые потомки Канта глядят на нас с любого рекламного буклета, постера или ролика. Позитивность субъективной позиции, как необходимое и достаточное условие производства и потребления.

Аватар пользователя Ivaman

Именно в работе «Основоположения к основам метафизики нравов» даётся феноменологическое обоснование только умопостигаемой конструкции морального императива, которая выступает в качестве смысла переживания долженствования, которое в свою очередь составляет материю переживания данного смысла. В этом виде как раз и даётся дедукция категорического императива. В этом плане Ваше замечание некорректно.

Но это уже феноменологический метод.Дедукция та есть.А ее начало как раз и есть представление о нравственном законе.Но что получается Кант был феноменологом типа Гуссерля?

Имено идеотически улыбчивые потомки Канта глядят на нас с любого рекламного буклета, постера или ролика. Позитивность субъективной позиции, как необходимое и достаточное условие производства и потребления.

звучит заманчиво. Но что-то мне подсказывает, что "собаки зарыты" и в других местах.

Аватар пользователя Олег

Может что-то где-то и зарыто, но это Ваша проблема: откопайте, можно будет обсудить.
Что касается первого замечания, то именно так и есть: в данной работе дана классическая форма феноменологического доказательства, так же как и строгое феноменологическое обоснование структуры рефлексивного суждения дано в Критике способности суждения.

Аватар пользователя ostogov

Для Олега.

Можно ли сказать, что обсуждаемый императив Канта довершил (или усугубил?) декартовскую рационализацию западного общества? - т.е. рацио Декарта и мораль по Канту дали западную идею "благополучие взамен на моральную анестезию". И как эта идея, точка зрения, по Вашему мнению, может влиять на российское общество?

Аватар пользователя Ivaman

Что касается первого замечания, то именно так и есть: в данной работе дана классическая форма феноменологического доказательства, так же как и строгое феноменологическое обоснование структуры рефлексивного суждения дано в Критике способности суждения

У Канта нет феноменологического исследования понятия представления о нравственном законе, по крайней мере, в "О.к М.Н.". Дедукция есть,а феноменологического обоснования ее начала нет, имхо.То о чем, Вы говорите есть феноменологическая интерпретация (в гуссерлевом смысле), в частности, понятия представления о нравственном законе.

Аватар пользователя Олег

Не путайте понятие о нравственном законе и форму феноменологического доказательства. В остальном это пустой спор, поскольку его следствием будет вопрос о том, что сам Кант сказал бы, если бы Гуссерль проинтерпретировал его дедукцию нравственного закона как феноменологическую с точки зрения собственного понятия феноменологии, т.е. с места безразличия в отношении важнейшего для Канта различия между определяющей и рефлексивной способностями суждения.

Аватар пользователя Ivaman

Олег, такое следствие совсем необязательно.Если ставить так вопрос, тогда здесь нужно говорить об аутентичности/неаутентичности Канта. Если мы реконструируем позицию Канта - то это одно (вот здесь аутентично или неаутентично), если мы развиваем его идею в феноменологическом ключе это другое (уже другая философия).
Сразу скажу,что о феноменологии Гуссерля я имею некоторое представление (в общих чертах), но не более того.
По Канту же, его теорию морали справедливо, на мой взгляд, считают рефлексивной теорией морали. Акт разумной воли порождает моральное чувство (совесть), но как рефлексия (=акт разумной воли) может порождать совесть? Вот этот переход от разумной воли к моральному чувству для меня загадка. Рефлексия может порождать только рефлексию.Круг замыкается.

Аватар пользователя Олег

У Вас просто проблема с пониманием. В данном случае ничто ничего не порождает. Феноменологическое доказательство сводится к констатации символического контекста в котором смысл переживания данный в рефлексии именно дан, а не произведён, т.е. уже имеется. Поэтому речь и идёт о символизме сознания. Например, у Канта прекрасное как символ нравственно доброго. Грубо говоря я переживаю некое событие, но само по себе оно есть лишь порядок наблюдаемых физических действий или мысленных операций, важно, что с ним связан некий смысл. И дан он непосредственно и потому требует раскрытия. Например, кто-то с кем-то целуется, а муж или жена одного из этих кто-то видит в этом предательство. Предательство ноэматический смысл переживания, но его ещё нужно развернуть, так и с логическими истинами и вообще с любыми предметными содержаниями мышления. Проблема в том, что смысл этот имеет только субъективное значение, т.е. воспринимается как если бы он был объективным. Собственно, отказаться от этого Кантом введённого "как если бы" и означает провести онтологическую редукцию по Гуссерлю. Поэтому когда говорят о рефлексивности теории морали Канта, то люди которые понимают о чём говорят, вовсе не имеют под этим в виду рассудочности и аналитичности в обыденном смысле слова, некой научной вторичности взгляда разлагающего предмет анализа на понятия. Речь идёт о важнейшей проблеме обоснования теории морали вообще, проблеме в первую очередь методологической, а вовсе не о том, что там Кант имел ввиду. Об этом он и сам сказал говоря о моральном императиве в себе и звёздном небе над головой.

Аватар пользователя ostogov

Олегу.

Ваши рассуждения верны в той классической недиалектической сфере принятых допущений, которая образована феноменологией Гуссерля, когда некоторый образ, символ, переживание, смысл и т.п. понимается и развивается через другой, связанный с реальностью. И в этом смысле, действительно, все приходит к пониманию проблемы феномена в субъективной (методологической ли???) плоскости, а вовсе не в ракурсе связанного с реальностью образа. Но тут не учитывается относительность базового, начального образа, точнее - его множественное восприятие разными исследователями по-своему, поэтому никакой общей теории создать нельзя, у каждого будет свой взгляд. Поэтому была закономерной Ваша первая фраза: «У Вас просто проблема с пониманием», а обоснования теории морали вообще не будет.

Феноменология Гуссерля - это некоторая интеллектуальная канва для общения ни о чем для образованных людей, которым надо что-то обсудить.

Другое дело - это не используемая гегелевская феноменология, когда за основу берется однозначная объективность, различия восприятия которой могут быть сняты в снятии кажимости, в опыте или в согласовании позиций, терминов, проще - при использовании диалектических. Но в ней излюбленных философскими науками нюансов, типа «давайте поговорим», «у вас одно мнение, у меня - другое», не будет, ибо будет получаться результат; но он будет получаться при использовании диалектики, которая искажена и не популярна, поэтому и однозначная гегелевская феноменология не проработана.

Поэтому нет однозначных теоретических результатов, хотя множественным ученым это выгодно, каждому достается объем рассуждений. А вот сторонним (по отношению к философским наукам) интересующимся или студентам именно это в корне и не понятно.

Аватар пользователя Олег

ostogov,у

Я с Вами и согласен и не совсем. Конечно речь идёт об интеллектуальном упражнении. Но дело касается конечно прежде всего движения к действию.
В этом проблема и здесь мы и все признаные философы не более чем студенты, стремящиеся расшифровать музыку собственной жизни, со всеми её диссонансами и гармониями (Шопенгауэр, Ницше и т.д.). Перейти к самим вещам у Гуссерля натыкается на вопрос описания смысла. Но также и у Гегеля. Классический пример собственно "Феноменология духа". Скажем там где Кант описывает ситуацию чистого долженствования, он не может перейти к деятельности непосредственно. Ему необходимо привлечь внешний концепт реального права и переобосновать его, заменяя идею общественного договора необходимым законодательством разума. Отсюда кстати институционализм Канта и всеми отмечаемая близость к логикам революционного действия (Французская революция), да и к логикам революционного извращения (Сад). Всякий консенсус поэтому может в области понятия гражданского общества приобретать и форму консенсуса по поводу извращённых желаний в их радикальных формах. Отсюда современные правовые казусы в этой области. Гегель напротив начинает с ситуации, в которой другой непосредственно принимается в расчёт (у Канта чистая теория, долженствование без феноменологически данного другого). В реальности, как и во всяком феноменологическом описании, а в этом Гегель чистый феноменолог, необходимо продемонстрировать свою сущность другому, и это обоюдно, чтобы быть хоть как-то понятным. Поэтому всё начинается с ситуации раба и господина. Но описание реального или смысла реального обнаруживается только как описание. Поэтому столь важно для Гегеля дать обоснование движущей причины реального (а Гуссерлю движущей причины описания как реального действия - этому посвящены все поздние работы с их идей европейского человечества, научного сообщества и т.д.). В этом состоит загадка первого раздела феноменологии, где всё подчинено обоснованию одного понятия - силы. Но обоснование это предварительное, по сути первый раздел представляет собой второе введение. В Логике эта сила уже есть ничто иное как сила понятия. Как следствие фундаментальная проблема отношения феноменологии и логики, ведь сила есть что-то действительно и совершенно непонятное. У Ницше, например, это проблема первичности дискурса приказа, который не имеет смысла понимать, но нужно исполнять, по отношению ко всем формам гражданского консенсуса и соответственно самосознания.

Аватар пользователя Ivaman

Как следствие фундаментальная проблема отношения феноменологии и логики, ведь сила есть что-то действительно и совершенно непонятное.

Здесь ,видимо, вообще на эту проблему надо смотреть в новом свете, через энергийное понимание (напр.Хоружий).

Аватар пользователя Олег

Хоружего я читал совсем не много. Но нужно иметь ввиду, что вся модель энергийного понимания реального крайне идеологизирована, часто это не замечается даже самими её адептами. Грубо говоря это имперская модель. Вся она в историко-флософских интерпретациях начиная с Лосева, учителя Хоружего, исходит из крайне сомнительного неоплатонического комментария на Платона, из строгого разделения политической и катарсической формы заботы о себе, в конце концов из бессилия в отношении проблемы политического очищения и как следствие спасения. Это видно хотя бы по тому, сколь легко синергетика проникла, в лице массы посредственных представителей научной общественности гуманитарного толка (а в области гуманитарных наук вообще невозможно говорить о линейных процессах, и потому синергетика здесь не просто товтология, но и прямо глупость, непосредственное желание скрыть отсутствие образования и понимания класических текстов и тем за красивыми словами) в эшелоны власти и образовательные учреждения элитарного в ковычках толка, разного рода институты и академии управления. Новоевропейская модель философского анализа политического возобнавляет эту проблему, ориентируясь на модель репрезентации, что неизбежно в условиях представительных форм правления, в отличии от прямых, характерных для классической Греции. Так уж получается, что сила единого смещает в толкованиях русских философов модель негативности в сторону неопределённости, неконкретности и пустоты якобы чистого мышления, или простого смешения всего и вся в зависимости от личного или скорее заданного последними намёками властьпредержащих теоретического произвола в области социологии, теории управления, права и даже экономической науки.

Аватар пользователя ostogov

Олегу.

«Движение к действию» - это Вы хорошее определение гуссерлевской феноменологии дали, только надо добавить, что к действию ни эта феноменология, ни кантовский критицизм (так обозначу) не перейдет никогда. И дело не в том, что Гуссерль хотел преодолеть натурализм и историцизм, а Кант эти моменты вообще не принимал первичными, а все дело в том, что их рассуждения были оторваны от опыта и практики, и только затем от истории, но которая оборачивается первостепенной для всего.

Иное дело в феноменологии Гегеля. Поэтому это у Гуссерля есть вопрос описания смысла, а у Гегеля нет. Классический пример именно «Феноменология духа», как Вы подчеркнули, но ее нельзя рассматривать с классических позиций Канта и Гуссерля и обозначенной ими МОДЫ. Поэтому, согласен, Кант может описывать ситуацию лишь чистых феноменов, идеальных феноменов или, даже, типов, по Веберу и… существенны современные правовые казусы в этой области. Более того, все более, после Гуссерля, существенны только разговоры... А Гегель начинает не с ситуации, в которой другой непосредственно принимается в расчёт, как Вы написали, а с реальной ситуации, более того, «пришедшей из истории», учитывающей предисторию. И всё начинается НЕ «с ситуации раба и господина» (кстати, перевод как был неверен, так и остался. Может это искажает смысл???), а 1) гораздо раньше и 2) объективно. Поэтому «описание реального или смысла реального» обнаруживается не как (чье-то, кантовское ли, гуссерлевское ли…) описание, а как формообразование сознания. Не как чье-то творчество, а как отражение реальности самой; вот в чем сила феноменологии Гегеля, а все остальные - чье-то творчество, доводы субъективны, относительны, красивы, но бесполезны.

О силе пока рассуждать не буду, так как ее, кроме как в философии Гегеля, опять же с позиций идеализации всегда рассматривали. Поэтому у Вас, кстати, появилась фраза: «столь важно для Гегеля дать обоснование движущей причины реального (а Гуссерлю движущей причины описания как реального действия — этому посвящены все поздние работы с их идей европейского человечества, научного сообщества и т.д.)». Гегелю не надо давать обоснования объективному - оно есть, а если кто-то не видит или хочет просто пообсуждать, то - к Гуссерлю. Другое дело раскрыть его сущность….

А фундаментальная проблема отношения (гегелевских) феноменологии и логики не в силе, а в том, что Гегель не дал перехода между ними. Более того, так как только дух и природа инобытия идеи, то Гегель еще, как должна была отметить критика, и ошибку «загнал» - «вытащил» науку логики «перед» природой, а в конце Энциклопедии к ней еще и возвратиться предложил. Ну не парадокс ли, на первый взгляд? Так что без этого «куска» ни в силу, ни в движение нельзя «влезать», они не будут понятны. Собственно их каких-либо определений до сих пор ни в физике ни в философских науках и нет (если хотите, посмотрите справочники, везде определения одно через другое, третье... по кругу, но ничего конкретно не определено).

Аватар пользователя Олег

ostogov,у

Вы мне кажется всё упрощаете. Даже Ваша ссылка на Гегеля, который якобы не дал перехода от феноменологии к логике, отправляет нас за разъяснением к Гегелю. Дело не в личностях, а в проблемах, которые решались и продолжают решаться именно в реальности. Но она сама есть проблема и о ней спор. Гегель действительно занимает феноменологическую позицию в методологическом смысле и ни в каком другом. Без определения метода мы будем только заменять к собственному удовольствию одни заблуждения другими, по словам Канта. Проблема описания не сводится к проблеме простого описания смысла, о чём я и говорил. Сложность в самом смысле. Фактически он дан сознанию в различии истины и субъективного смысла, и это не секрет ни для Канта, ни для Гуссерля, ни для Гегеля. Приведу очень простой пример, огонь горячий - несомненна истина, но переход к приготовлению пищи и сознантельному различию сырого и варёного, не слишком понятен, хотя это объективно. Гегель в этом плане как раз выстраивает стратегию прояснения смысла объективного в форме понимания. Скажем как результат феноменологии мы имеем не описание субъективного смысла христианского провозвестия, но форму обнаружения смысла единичного, как конститутивное условие возможности сознания, и соответственно ссылку не на апостольский опыт, а на опыт христиаской общины, которая переживает данный смысл, хотя сама встреча с абсолютом для её членов и не является натуральным феноменом, они Бога не видели. Кантовская позиция интересна именно тем, что он в первой критике описывает вполне реальную ситуацию, в которой условия мышления объекта и условия интеллегибельности не совпадают, т.е. смысл рассудочного определения природы не дан сознанию. Рассудок определяет, объект определён, но смысл данного определения совершенно непонятен. В двух других критиках мы встречаемся с прояснением условий осмысленности особенного в гегелевской терминологии. При этом необходимо заметить, что и Кант и Гегель прекрасно понимают, что данный смысл субъективен, хотя и дан в переживании как объективный, т.е. смысл единичного в данном случае воображается, как например единство телеологической связи в природе, заданное фигурой божества как разумной причиной бытия мира. Гегель как раз пытает дать понятие данному определению рассудка, т.е. довести его до разума. И именно данная задача определяет все проблемы возникающие на этом пути.
Замечу также, что это не единственная стратегия. Начиная с Маркса, Фрейда и Ницше мы имеем дело со стратегиями выявления структур мышления, в которых смысл объективности, и соответственно единства мира, означивается в сознании через специфические практики признания в труде, сексе и насилии. Данные стратегии вовсе не озабочены проблемой понимания, но напротив указывают на первичность практических форм означивания смысла объективности, смысл здесь только значим, но не понимается, у Канта не понимается и не значим, кроме как в сфере чистой теории и то как вопрос, которым он отказывается задаваться (вопрос о том есть ли предмет вообще нечто или ничто), по отношени к сознанию. Как следствие мы имеем дело со структурами неполной спонтанности сознания, со специфическими дискурсами, на которых говорят о том, что в принципе недоступно пониманию на собственных основаниях сознания.
Не забывайте также, что закон силы в феноменологии есть ничто иное как различие случайного и необходимого в сознании, что и делает возможным самосознание, как необходимую позицию неразличимого внутреннего (понятие как понятие, сила рассудка в отличии от его спонтанности) в отношении внешнего, как случайного содержания различия, и соответственно сам рассудок и чувственность в отношении этого внутреннего оказываются случайными, но оно само становится проблемой для себя, т.е. задаётся проблемой смысла единичного, трансцендентного и чувственности и рассудку. Как сказал бы Ницше и проблема и определённость любой силы в её избирательности. В этом смысле Философия природы столь же зависима от феноменологии как и логика и наоборот. При этом закон силы одновременное есть закон единства противоположностей. Проблема однако в том, что это только интерпретация различия абсолютной временной позиции сознания как неопределённого внутреннего и спонтанности рассудка в деятельности различия, как формы бытия сознания, при чём интерпретация Гегеля. А это с неизбежностью превращает вопрос о месте философии природы в систематике метафизики в вопрос интерпретации. Он просто не может быть поставлен внутри философии сознания, для которой существует только одна значимость и необходимость, а именно необходимость сознания. Мы не можем отстранённо наблюдать становление природы как движение понятия вне формы сознания. Сила в природе не есть что-то внешнее силе рассудка, напротив тому и другому внешен сам рассудок как спонтанность различия. Кстати этот аргумент является важнейшим в отношении критики наивного материализма, хотя в той же мере разрушителен и для наивного идеализма. По существу он восходит к одному аргументу против различия мира идей и мира вещей в Пармениде Платона. Парменид спрашивает у Сократа не так ли он вывел идею вещи, как способом абстракции от множества сходных вещей. Сократ отвечает пожалй да. И тогда Парменид говорит, значит вещи имеют мысли, но как может мыслить то, что не обладает мышлением.

Аватар пользователя ostogov

Ответил ниже, там места больше - нагляднее.

Аватар пользователя Олег

Я бы не проводил прямых аналогий между Декартом и Кантом. Формально речь идет вовсе не о рационализации в смысле возрастания рассудочности. Напротив, важнейшее положение Декарта в области теологии, а именно об этом идёт речь, когда мы касаемся судьбы политико-правовых, а не только чисто онтологических, оснований практики, положение о неограниченности божественной воли рациональными основаниями, в первую очередь логической формой, что ещё было необходимо скажем для Дунса Скотта. Именно в этом смысле понятие автономной воли у Канта оказывается радикальным основанием всякой практики. Форма закона есть лишь полная радикализация понятия способности желания, как способности быть посредством своих субъективных представлений причиной бытия объектов этих представлений. Кант просто указывает, что никакая рационализация в плане согласования сущего и должного (что вполне характерно для практических возрений Декарта, как и иезуитов), ориентации на действительность, не способна перекрыть эту пропасть между желанием и объектом. Следовательно нужно пойти до конца, снять всякое содержание, и сформировать такой мир в котором различие сущего и должного для всякого субъекта вообще не было дано. Как вы понимаете это и есть форма обыденного смысла, того что не ставится под вопрос, но в данном случае ещё и не может быть поставлено под вопрос по онтологическим основаниям. Анигилировать смысл в данном случае просто означает быть им абсолютно наполненным, конечно при условии, что границы субъективности здесь оказываются границами мира как такового, т.е. не имеют ничего внешнего себе.
Что касается России то мне кажется такого рода ход возможен только в симулятивном порядке. Что в общем всегда происходило. Внешнее право взятое из западных моделей без внутренних оснований, взятое по внешним же мотивам достижения благополучия, вне всякого понятия и институционализации формы политического консенсуса, а значит собственно уважения, которое переживается исключительно эстетически посредством фигуры возвышенного: восхищения, либо как обычно авторитета места, а не личности. Обратная сторона этого естественная для русского человека анархия. Продумать идею права скажем на основании формы православного религиозного переживания общности - отдельный вопрос, учитывая важную трудность: институциональная форма церковной организации в данном случае слишком напоминает уже описанную форму государственной организации российского общества. Можно легко запутаться в понятиях подлинного и неподлинного (толи инфицированного западной идеей права, толи элементарной корыстью) понимания религиозно-политической формы общности. Но для прояснения понятий необходимы конкретные эксперименты, скажем по полному отделению экономики от политики и религии, но кто скажите на это согласится добровольно, может рухнуть авторитет места. Иными словами, старая русская диллема невозможного морального выбора, правда не практического, а чисто теоретического плана: подлец русский человек или не подлец, невозможного прежде всего по здравому смыслу: вслух задаться этим вопросом означает самому превратиться в подлеца. Хотя власть всегда подразумевает, что не только подлец, но и дурак, т.е. маленький ребёнок не способный самосотоятельно думать. И в чём-то она права, ведь знают же себя хоть как-то. Это ментальный круг порождающий соответствующую форму практики без определения, увешанный целой герляндой оправданий в форме особенностей русского характера.

Аватар пользователя ostogov

Не думаю, что я упростил вопрос, другое дело, что обозначил разные парадигмы (Гегеля и "Канта и Гуссерля-и-Ко") и хотел этим сказать, что в феноменологии Гегеля достигается результат, нужный обществу, хотя не обсуждаются набившие оскомину вещи, а в остальных - происходит высокоинтеллектуальное, но безрезультатное обсуждение для себя (учеными между собой для себя).

Причем Ваше интересное мнение четко этот вывод подтверждает. Вы пишете: «Дело не в личностях, а в проблемах, которые решались и продолжают решаться именно в реальности. Но она сама есть проблема и о ней спор». Итак, проблемы решаются в реальности, но и она сама есть ПРИ ЭТОМ решаемая проблема. Можно и так сформулировать позицию Канта и Гуссерля: давайте что-то решим в каком-то концептуальном поле, а потом разберемся с ним и его отношением, в т.ч. к реальности, а, еще лучше, оставим все это потомкам, пусть разбираются в наших рассуждениях и их развивают. Это можно определить Вашими словами «мы будем только заменять к собственному удовольствию одни заблуждения другими, по словам Канта». Потомки еще дальше уходят, добавляя свои феномены (тут имеет место Ваш пример с Фрейдом…). И все дальше от смысла.

Гегель, как Вы это отметили, занимает феноменологическую позицию в методологическом смысле и ни в каком другом. Его метод поэтому и критикуют, что он ведет к результату и не оставляет места для досужих разговоров. По-другому: в смысле философии Гегеля необходимо получать конкретный результат, а в науках сейчас, - уже дикий плюрализм, в соответствии с Кантом-Гуссерлем, когда в разных вузах даже одно и то же уже по-разному преподают.

Конечно же, прошу прощения, что не обсуждаю силу или структуру мышления, но, думаю, что в силу разных парадигм у нас разговор пойдет в разные стороны. Однако, главное не в этом, а в упомянутой Вами стратегии, я скажу так: в плачевном состоянии современного философского познания, которое имеется и отмечается многими учеными. Обидно, что многие высокообразованные люди обсуждают разрозненные детали, их доводы и идеи разлетаются, иногда просто исчезают, а не приходят к одному знаменателю. И в этом состоянии вряд ли дискуссии будут эффективны и нужны обществу.

Аватар пользователя Ivaman

источник - Евроньюс.
в последнее время в беднейших странах Африки и странах , где проходят военные действия, все чаще стали наблюдаться случаи педофилии - европейские и американские миротворцы склоняют местных детей к сексуальной связи в обмен на еду, которую должны бы раздавать так. Европа пытается принять меры.

Говорит ли это нам о том, что он тот самый - миротворец-педофил, попав на территорию более свободную от внешней, сдерживающей его под страхом наказания тюрьмой, силы права где-нибудь в Европе, лишен внутреннего смысла своего поведения, подпадает под стихийную власть своей жадной чувственности?