Субъект в разрезе

Аватар пользователя Ыцилус
Систематизация и связи
Онтология

Как утверждает профессор С.В.Савельев (автор научных трудов «Изменчивость и гениальность», «Возникновение мозга человека», «Атлас мозга человека» и др.), человек под толстым слоем социо-культурных оболочек - все тот же дикий бабуин, которого волнуют три вещи: еда, размножение и доминантность. Это утверждение следует из общеизвестной пирамиды Маслоу:

С учетом того, что субъект - это наблюдатель, аналитик и деятель, произведем синтез троицы Савельева с троицей субъекта.

1) Наблюдатель и еда. Что общего между ними? Ясен пень - это рефлексия. Наблюдатель - это рефлексирующий на внешнюю и внутреннюю данность объект. Внешняя данность, как и физическая еда для тела - это "еда" для наблюдателя. Физическая еда нужна телу для поддержания деятельности тела. Ментальная еда в виде внешней данности нужна субъекту для подддержания мыслительного процесса. В том и том случае общим является рефлексия. Рефлексия - это признак жизни, т.е. признак существования субъекта. Рефлексия - это мостик между физическим и ментальным мирами.  

2) Аналитик и размножение. Что общего между ними? Ясен пень - это удовольствие. Как нет секса без удовольствия, так нет мысли без удовольствия.

3) Деятель и доминирование. Что общего между ними? Ясен пень - это воля. Воля осуществляет связь ментального с физическим (подумал мозгом - сделал руками). Воля к успеху - это все то же доминирование.

В итоге, получили троицу:

РЕФЛЕКСИЯ - УДОВОЛЬСТВИЕ - ВОЛЯ 

Это ментальная сущность субъекта.

Комментарии

Аватар пользователя Ыцилус

Рефлексия - это "еда" субъекта. Рефлексия "размножает" мысли субъекта. Ответная осмысленная рефлексия - это реакция на раздражитель, как деятельность, направленная для победы над раздражителем, т.е. волевая попытка доминирования над раздражителем (не путать с автоматической бездумной рефлексией).

Аватар пользователя Ыцилус

Объясняю смысл данной темы: субъект, как совокупность ментального и физического тела - это наблюдатель, мыслитель (аналитик) и деятель.

 

Здесь будет идти речь о ментальном теле.

Поэтому тема и называется "Субъект в разрезе": разрезаем субъекта на ментальное и физическое тело, физическое тело отправляем на шашлык, а ментальное тело досконально изучаем.

Аватар пользователя Ыцилус

разрезаем субъекта на ментальное и физическое тело, физическое тело отправляем на шашлык, а ментальное тело досконально изучаем.

Откуда появилась идея существования двух тел?
Из того факта, что есть два пространства: физическое пространство, в котором существует физическое тело субъекта, и сознание субъекта, как мнимое пространство, в котором осуществляется мышление. Но мышление - это процесс. Из него тело не сваяешь. Ментальное тело нужно лепить из чего-то более-менее постоянного. Нужна ментальная глина. Для этого нужно вспомнить о подсознании, о функции "древнего мозга" и т.д. И, самое главное, ментальное тело нужно лепить по образу и подобию. Вот только чего или кого?

Аватар пользователя Ыцилус

Будет правильно сформулировано ментальное тело - появится возможность очертить проблему души.

По аналогии с ДНК, как коде физического тела, появилась следующая версия, что такое душа.

Душа - это некий индивидуальный код ментального тела. Карма обновляет код, вводит в него исправления. По теории реинкарнации, душа путешествует от тела к телу. Ранние христиане тоже пару первых столетий верили в это, пока не появился "Апокалипсис" Иоанна Богослова, в котором проповедовалось вторичное возвращение души в тело. Но, как говорил Гераклит, "дважды в одну реку не вступить". Это сейчас мы уже знаем, что при воскрешении по Иоанну для воссоздания первичного тела для каждого воскресшего придется собирать прежние атомы по всей вселенной, поскольку они не лежат на месте по причине диффузии, поедания плоти червячками (червячки в свою очередь становятся добычей других едоков (речь идет о переносе атомов)) и пр., да и то эти прежние атомы со временем уже будут другие, как обновленный корабль Тесея ("корабль Тесея" — парадокс, который можно сформулировать так: «Если все составные части исходного объекта были заменены, остаётся ли объект тем же самым  объектом?»). Следовательно, душа может "вселяться" в любые другие тела, соответствующие параметрам кода.
 
Код по истечении жизни может изменяться (восточная карма). Фраза "душа болит" - это ощущение дискомфорта субъекта при несоответствии его эмоций предписаниям кода, а "душа радуется" - резонирующее состояние при совпадении эмоций с предписаниями кода. 

Душа, в отличие от смертного тела, не живет, поскольку всякое живое имеет рождение и смерть, а душа бессмертная. Соответственно, код не живет. Он существует в смысле "наличествует". Типа того, как индивидуальный налоговый номер человека существует в смысле "наличествует".

Таким образом, сформулировав сущность ментального тела, можно, по аналогии с ДНК, вести разговор о коде ментального тела, то есть о душе. 

Аватар пользователя Ыцилус

Йога о ментальном теле

https://meditation.study/yoga/osnovy/mentalnoe-telo/

Содержание

  1. Что такое ментальное тело человека
  2. Функции ментального тела
  3. Режимы работы ментального тела
  4. Что загрязняет и ослабляет ментальное тело
  5. Как очистить ментальное тело

Одна из тонких оболочек человека — ментальное тело — обеспечивает работу ума, на физическом уровне проявляется как головной мозг. Смысл, который вкладывают в этот термин те или иные эзотерические учения, может различаться. В этой статье ментальное тело рассмотрено в рамках учения йоги. С латинского языка слово mentalis переводится как ‘умственный’. Санскритское название этой оболочки — «маномайя коша», или «тело ума». Олицетворяет стихию огня. Вместе с пранической и интеллектуальной оболочками маномайя коша является составной частью тонкого тела человека под названием «сукшма шарира».

девушка, энергия

В славянской традиции маномайя коше соответствует понятие «клубье тело». Люди, обладающие тонким зрением, видят его как шар серебристого цвета. Расположен этот шар, — или «клуб», «клубок», — внутри черепа, то есть в районе мозга. Это тело именуется ментальным, потому что обеспечивает процесс мышления человека таким, каким мы его знаем.

Помимо взаимодействия с физическим мозгом, маномайя коша, в паре с оболочкой мудрости (виджнянамайя кошей), связана с одним из семи энергетических центров человека — аджня-чакрой. На этот факт указывает Свами Сатьянанда Сарасвати во втором томе трёхтомника «Древние тантрические техники йоги и крийи». Аджня, или третий глаз, располагается в тонком теле, в районе головного мозга. Эта чакра отвечает за тактическое мышление, сотворение проектов, изобретений и т. п., а также за качество восприятия реальности, в том числе тонкой. Для очищения ментального тела особое внимание стоит обратить на практики йоги, воздействующие на головной мозг и аджня-чакру.

Те или иные направления йоги и учителя, разъясняя строение тонких тел, могут делать акцент на различных аспектах и свойствах человеческой структуры. Важно помнить, что функции оболочек, чакр и энергетических каналов тесно взаимосвязаны, переплетены и сливаются в единое целое. Если говорить простыми словами, ментальное тело — это связующее звено между грубыми и тонкими оболочками человека. Но не стоит воспринимать их строго отдельными и изолированными друг от друга, иначе может возникнуть непонимание и путаница.

девушка медитирует

Что такое ментальное тело человека

Согласно популярной научной гипотезе, мысль появилась в процессе эволюции в физическом теле. Следуя подобным концепциям, большинство людей полностью отождествляют себя:

  • со своим умом, то есть с мыслями, желаниями, страхами, воспоминаниями;
  • со своим телом — скелетом, облепленным органами, мышцами и прочими тканями.

Однако, согласно учению йоги, человек — это более сложная и «многофункциональная» структура, которая, подобно матрёшке, включает в себя несколько слоёв. Чтобы понять, что такое ментальное тело человека и за что оно отвечает, нужно увидеть всю структуру оболочек целиком:

  1. Самый грубый, анатомический слой, состоящий из плоти и крови.
  2. Физиологический слой — праническое тело — отвечает за жизнеобеспечивающие процессы в организме.
  3. Ментальное тело — слой ума — обеспечивает мыслительные и эмоциональные процессы.
  4. Оболочка интеллекта, разума, мудрости и интуиции — позволяет делать выводы и принимать решения.
  5. Высшая оболочка блаженства — не поддаётся описанию.

Ментальное тело, или маномайя коша, — это тонкое выражение человеческой природы. Мысль является тонкой формой изначальной вселенской энергии — праны. В структуре Вселенной ментальный уровень управляет более плотными энергетическим и физическим слоями реальности. Этот принцип относится ко всем проявлениям универсума: деревьям, облакам, камням, животным и любым другим. Тот же принцип относится и к структуре тел человека. Это значит, что здоровье ментального тела более важно, чем здоровье тела физического. Сознание первично по отношению к телу. Именно мысли и эмоции управляют физиологическими процессами в организме. Осознавая свои эмоции и процесс мышления, человек может постепенно очистить ментальное тело, равно как и другие оболочки.

В чём отличие ума от разума

Оболочка ума тесно связана с оболочкой разума — виджнянамайя кошей. Согласно индийской философии, ум, разум и чувство «я» вместе составляют сознание человека. В чём же отличие?

  • Ум, будучи внешней оболочкой, получает информацию от пяти органов чувств: зрения, обоняния, слуха, вкуса, осязания. То есть частично работа ментального тела связана с объектами внешнего мира. Далее, опыт, полученный от органов чувств, создаёт тонкие вибрации в ментальном слое сознания. Это уже внутренняя функция ума — процесс мышления.
  • Разум — ещё менее плотный вышестоящий слой, производит тонкий анализ мыслей и полученного опыта. Работа разума сугубо внутренняя. Оболочка интеллекта превращает опыт ума в мудрость.

Развитие двух тел — ментального и интеллектуального — сделает ум человека спокойным, поможет развить мудрость и ускорит эволюцию его сознания.

руки, космос

Функции ментального тела

Маномайя коша отвечает за:

  • работу головного мозга;
  • получение информации от органов чувств, таких ощущений как жар, холод, боль, удовольствие и т. д.;
  • сознательную мыслительную активность;
  • переживание эмоций и желаний;
  • память, процесс вспоминания;
  • бессознательные ментальные процессы;
  • ум обеспечивает связь анатомической и пранической оболочек с телом разума — виджнянамайя кошей.

Ментальная активность может быть направлена:

  1. Наружу. В этом режиме работы маномайя коша выражает себя как мозг. Мозг — это инструмент ментальной оболочки. В его задачу входит:

    • различение объектов, воспринимаемых органами чувств;
    • координация мыслительной и физической деятельности человека.

     

  2. Внутрь. Соприкосновение с духовными учениями и медитативные практики позволяют приблизиться к ядру сознания и постичь свою истинную природу. При этом на каком-то этапе происходит очистка ментального тела. Это может выражаться в:

    • пересмотре системы ценностей;
    • переосмыслении жизненного опыта;
    • пересмотре принципов, устоявшихся моделей мышления;
    • изменении автоматических реакций на происходящее.

Если ментальные программы предписывают нам видеть вокруг одну только ненависть, то мы будем интерпретировать все явления в этом свете. Если наша программа говорит, что все люди и мир в целом дружелюбны, то мы воспринимаем все действия других как дружественные по своей природе…

Свами Сатьянанда Сарасвати. Древние тантрические техники йоги и крийи. Том 1

мозг, человек

Режимы работы ментального тела

  1. Нижний уровень, кшипта, — это хаос быстро сменяющих друг друга мыслей, желаний и эмоций. Такое состояние ума можно сравнить с поведением пьяной обезьяны. Здесь практически отсутствует даже малейшая осознанность. В таком состоянии ментальное тело более всего нуждается в «чистке».
  2. Мудха — второе ментальное состояние. Здесь ум медлителен и неповоротлив, словно тяжёлый буйвол, не желающий двигаться с места. Мыслительная активность заторможена, человек сам не знает, чего хочет. В такое состояние можно впасть от переедания, сильной усталости и жизненных потрясений.
  3. Викшипта — в этом режиме есть активность ума, но она всё ещё не упорядочена. Направление и цели имеют свойство часто изменяться. Периоды уверенности сменяются сомнениями и волнением. В этом состоянии ментальное тело отвечает также за способность наслаждаться плодами своих действий. Большинство людей большую часть времени находятся именно в викшипте.
  4. Экагра — здесь ум более чист, а цели определены. Человек имеет возможность более эффективно, с наименьшими отвлечениями продвигаться к достижению поставленных целей. Экагра соотносится с понятием «дхарана», что означает ‘сосредоточение’. С помощью йоги как системы самосовершенствования можно развить ментальное тело и перевести свой ум в этот режим работы.
  5. Развитие экагры приводит к высшему состоянию — ниродхе. Здесь ум и объект, на который было направлено внимание, сливаются в единое целое. Человек полностью поглощается объектом сосредоточения, не отвлекаясь на побочные явления. Ниродха — самый эффективный режим работы сознания.

намасте, солнце

Что загрязняет и ослабляет ментальное тело

В «Йога сутрах» Патанджали говорится о том, что умственные и эмоциональные загрязнения сознания подразделяются на пять типов, именуемых клешами. Вот они:

  1. Авидья — неправильное поверхностное понимание, недостаточное духовное знание. Авидья — родоначальник остальных клеш. Её причина — укоренившиеся привычки мышления, автоматические реакции. Эту клешу практически невозможно осознать в себе напрямую. Однако на неё косвенно указывают остальные замутнения. Другие клеши могут существовать только при наличии самой первой — авидьи.
  2. Асмита — чувство «я», «моё». Это ответвление авидьи носит название «эго». Асмита преувеличивает значимость человека в его собственных глазах. Эго создаёт множество лишних колебаний в уме — мыслей, желаний и страхов. Это серьёзное препятствие на пути к очищению сознания.
  3. Рага — желание. Возникает как запрос ума повторить или приумножить уже пережитый приятный опыт. Ещё рага проявляется как привязанность, нежелание расстаться с чем-то, что, как считает человек, ему принадлежит.
  4. Двеша — это отрицание, ненависть, связанная с болью. Причина этого загрязнения сознания в нежелании повторять болезненный опыт. Отвергаться может всё что угодно, что как-то связано с воспоминаниями о боли: вещи, люди, обстоятельства. Неприятие всего нового тоже относится к двеше.
  5. Абхинивеша — страх смерти и в то же время привязанность к жизни. Эта клеша имеет глубокие корни. Многие страхи и фобии берут начало именно в абхинивеше. К примеру, это могут быть:

    • нежелание стареть;
    • желание быть «нормальным», страх быть белой вороной;
    • частые сомнения, неуверенность;
    • поиск своего предназначения;
    • и т. п.

В «Йога сутрах» Патанджали говорится о препятствиях, мешающих практике йоги. Они также являются проявлениями клеш. Кроме первого препятствия — болезни —, остальные относятся к ментальной сфере. Вот эти препятствия:

  • потеря интереса и мотивации,
  • неразрешённые сомнения,
  • излишняя самоуверенность и гордость,
  • праздность,
  • чувственные наслаждения.

намасте, девушка

Как очистить ментальное тело

При выполнении физических упражнений йоги — асан — человек вынужден совмещать усилие, концентрацию и удержание баланса тела. В такие моменты можно ощутить всю полноту жизни. Мысленные колебания сходят на нет, человек пребывает в настоящем моменте. Асаны йоги укрепляют тело и очищают его от токсинов. Помимо этого, асаны схожим образом воздействуют и на ум человека — очищают от догм, шаблонов и клеш. Любые аскезы избавляют от ментальных загрязнений. На более высоком уровне такая аскеза освобождает от кармы.

 

Очистительные техники йоги — шаткармы — освобождают физическое тело от токсинов. Оболочки человека тесно взаимосвязаны между собой. Очищение одного слоя таким же образом отражается и на остальных. Шаткармы устраняют блоки в энергетических каналах. Улучшается работа чакр. Обе ноздри начинают дышать свободно. Правое и левое полушария мозга, симпатическая и парасимпатическая нервные системы приходят в баланс. Как следствие, упорядочиваются мысли и очищается их носитель — ментальное тело. Из шаткарм особое внимание стоит обратить на:

  • тратаку — концентрацию на пламени свечи;
  • капалабхати — ритмичное втягивание живота;
  • джала-нети — промывание носа солёной водой;
  • сутра-нети — очищение носа специальным шнурком.

Дыхательные практики йоги — пранаямы — не только позволяют обрести контроль над праной и всеми механизмами тела, но и останавливают лишнюю умственную активность. Пранаяма — это мост к высшему уму. Эта практика также способствует очищению тонких каналов — нади, — что благотворно сказывается на работе ума.

Медитация. Стадия практики йоги, при которой в ум возвращается восприятие органов чувств, называется пратьяхарой. Ум человека, отвлечённый от чувств, устремляется в подсознание. Это позволяет исследовать скрытые грани внутреннего мира.

Асана, пранаяма и пратьяхара избавляют созерцателя от ментальной оболочки, а дхарана и дхьяна очищают интеллектуальную оболочку…

Б. К.С. Айенгар. Йога-сутры Патанджали. Прояснение

 

Как развить ментальное тело

Маномайя коша отвечает за мыслительную деятельность. Самый очевидный способ, как можно работать с ментальным телом, — это заниматься сложной умственной работой. При этом оболочка ума будет постепенно развиваться.

Поддержание осознанности при любой деятельности в течение дня также будет благотворно влиять на ментальное тело. Не стоит убегать мыслями в раздумья о будущем, или воспоминания о прошлом. Пребывание в настоящем моменте нужно сделать своей привычкой. Так ум станет спокойным. Работа маномайя коши станет более эффективной.

Один из принципов йогического поведения, свадхьяя, включает проведение самоанализа. Нужно периодически задаваться вопросом о глубинных причинах своих мыслей, слов и поступков. При этом потребуется честность с самими собой и готовность признавать ошибки. Такая «ревизия» сознания поможет духовному искателю постичь собственную суть.

За умственную работу отвечает нервная система, частью которой является мозг. Этот орган непосредственно связан с ментальным телом. Болезнь физического тела обязательно скажется на работе нервной системы и, как следствие, на умственном состоянии. Во время физического недуга ум становится или беспокойным, или безразличным и ленивым. В этом случае способность к концентрации внимания ослабевает. Для развития ментального тела обязательным условием является нормальное состояние анатомической оболочки.