Личность (индивидуальность) - это личная память, и личный характер воли сформированные личным опытом жизни. В данной теме речь идёт о волевой составляющей личности.
Понятие «личность» имеет несколько значений, для психологии же принципиально значимым является лишь одно из них. Вот как определяют это значение некоторые словари и энциклопедии…
…Устойчивая система мировоззренческих, психологических и поведенческих признаков, характеризующих человека.
…Относительно устойчивая система поведения индивида.
…Человек с точки зрения черт его характера, поведения.
То есть, личность человека в этом её значении определяется структурой и характером её реакций и проявлений.
Теперь обратимся к словарям и энциклопедиям еще раз, и посмотрим, что изучает психология…
…Совокупность объективных реакций индивидуума.
…Как индивид ощущает, воспринимает, чувствует, мыслит и действует.
…Отражения индивидом объективной реальности.
Если сопоставить явления, которые изучает психология с определениями личности, то можно легко заметить, что именно реактивная структура личности и является базовой структурой для понимания человека.
Структура личности тождественна структуре её реакций и проявлений.
Структура реакций и проявлений определяется структурой мотиваций и побуждений.
Структура же мотиваций и побуждений определяется структурой потребностей человека.
Таким образом, общепризнанная (достоверная в своей доказательной полноте) классификация потребностей (мотиваций) человека, могла бы быть универсальной матрицей для определения базовой структуры личности.
Структура мотивированности теми или иными потребностями носит индивидуальный характер. Сила мотивированности теми или иными потребностями, в том или ином их сочетании, охватывает диапазон заинтересованности от безразличия, до страсти. Индивидуальность структуры побуждений и определяет индивидуальность характерологической структуры личности.
1. Физиологические потребности.
2. Потребность в безопасности.
3. Эмоциональная потребность.
4. Потребность в положительном мнении.
5. Потребность в славе.
6. Потребность в превосходстве.
7. Эмпатическая потребность.
Может кто-нибудь захочет дополнить список побуждений-потребностей...
Комментарии
Миром правит Эрос. Это сложное понятие. Общепринято, что Эрос - олицетворение любви и сексуальности. Но у Платона Эрос является мистическим влечением к сверхъестественному миру идей. В психоанализе - сексуальные влечения, инстинкт самосохранения, влечение к жизни.
В общем, добавляю
а) потребность в любви/сексуальности
б) потребность Metaphysical necessity, потребность в метафизике, к ощущению/осознанию высшего бытия.
Если рассматривать любовь в философско-религиозном контексте, то она относится к эмпатической потребности.
Эрос же относится к физиологическим потребностям, причём как инстинкт.
Что отнюдь не мешает им мирно существовать, что и порождает путаницу, но мы же не можем например групповое изнасилование отнести к проявлению любви.
Потребность в знании это вторичное и сложное побуждение, вот например как я в статье разложил по полочкам пресловутую потребность в самореализации...
Спасибо конечно Маслоу за его «пирамиду», но исследовательская беда в том, что научная общественность отреагировала на неё как закрытие темы теории мотиваций. А между тем, эта пирамида – всего лишь вершина айсберга, да и та кривая. Пресловутая потребность в самореализации конечно существует, но посудите сами, какие базовые мотивации за ней стоят…
1. Тщеславие, потребность в славе.
2. Честолюбие, потребность в превосходстве.
3. Страх смерти, потребность оставить о себе память.
4. А если цель самореализации призвана приносить пользу людям, то примешивается ещё и эмпатическая мотивация.
5. Если способ самореализации совпадает с профессиональной деятельности, то самореализация позволяет ещё удовлетворять и физиологические потребности, тем доходом, который она приносит.
6. А кроме того, самореализация удовлетворяет ещё и эмоциональную потребность человека, потому что это дело обязательно для него интересно…
Для меня лично шестой пункт самый важный, мне это просто интересно, стал бы я всякой такой фигнёй заниматься если бы ничего кроме зевоты она у меня не вызывала, как вызывает у 99% населения. Куда уж тут потребности в знании до эроса в процентном соотношении. )))