Стандарты поведения, власть и задачи элиты

Аватар пользователя tabularussia
Систематизация и связи
Социальная философия

Ещё раз о триаде: власть – СМИ – народ. Во всех обществах и государствах, на всех уровнях пирамиды власти и структуры политико-экономических и социальных отношений главными действующими лицами являются люди. Не какие-то абстрактные, но вполне конкретные носители условностей, норм и обычаев, присущих данным времени, нации, строю и объединяемых понятием «культура». 

Каждая цивилизация существует как достаточно жёсткая иерархическая система отношений (моделей реагирования), образующих бессознательную совокупность стандартов мышления и поступков множеств индивидов. Любые отступления от неё вызывают непонимание и осуждение окружающих, в сознании которых накрепко въелся страх перед возможным разрушением привычных миропредставлений и образа жизни и неведением того, как вести себя в новом и пугающем будущем.

Осуждение инакомыслящих носит моральный либо уголовно-наказуемый характер и ограничивает, усредняя, допускаемые со стороны общества и элиты изменения состояний сознания и менталитета граждан, постепенно низводя их до уровня «винтиков-элементов» государственной машины. Посредством страха не только формируются, но и закрепляются выгодные власти и насаждаемые ею шаблоны отношений и действий, которые в некоторой степени можно назвать «коллективным бессознательным».

Вместе с тем у каждого человека есть личные эгоистичные интересы, боязни, желания и отвращения, соответствующие его психоэмоциональным особенностям, знаниям и состоянию сознания. И с ними, со своими силами и возможностями он обязательно соотносит модели-стандарты общепринятого поведения.

При этом возникают противоречия между индивидуальным и коллективным бессознательным, в результате чего одни страхи и вожделения подавляются, другие усиливаются. Я намеренно не говорю здесь о самосознании человека, так как пока оно – большая редкость, в основном у людей имеет место псевдо (ложно) осознаваемое.

Вышеприведённое отступление от заявленной темы позволяет понять скрытые мотивы взаимоотношений власти, СМИ и народа. В современном обществе (и у нас, и за рубежом) нет практически никого, кто, руководствуясь личными интересами, не пытался бы в своей деятельности обойти существующие законы и моральные нормы.

Это интуитивно понимают в правящей элите, поэтому в структуре государственного управления она выстраивает «вертикаль власти». – Систему жёстких правил отдачи распоряжений сверху вниз, предусматривающую наказание за их неисполнение и снижающую влияние человеческого фактора.

Кроме того, в общественном сознании усиленно насаждается миф о монолитном единстве власти, мудрости «отцов народа» и их заботе о неразумных гражданах, о том, что только они знают, что и как надо делать в кризисных ситуациях, и всеми силами стремятся творить благо для страны и её населения. Однако на самом деле все представители элиты, в том числе президенты, члены правительств и политики, – такие же невежественные, алчные и некомпетентные, слабые, безвольные и безответственные люди, как и прочие.

За исключением некоторых высших должностных лиц (пытающихся отстаивать национальные интересы страны, но опекаемых кураторами из спецслужб и соратниками из «своего» клана и имеющих малую свободу в принятии решений), они руководствуются эгоистичными интересами, часто групповыми. А «дорвавшись до кормушки», получают значительно бо̀льшие возможности в их реализации, чем остальные граждане. 

Это резко усиливает роль «личного бессознательного» и приводит к конфликтам интересов между представителями элиты и разными её группами и кланами. Из-за обладания ими властью, богатством и крупной собственностью возникающие противоречия по своему накалу и вызываемым последствиям в политической, экономической и общественной жизни страны оказываются весьма существенными.

В умах представителей элиты всё время присутствует страх потери власти, богатств и собственности. Они очень хотели бы договориться между собой, но это никак не получается, и они не понимают почему. (Им просто не дают это сделать, так как противоречия интересов являются главной движущей силой развития страны). 

Элита живёт за счёт народа, ничего сама не производя. А потому вынуждена «поддерживать имидж», демонстрируя свою значимость и важность для общества, прежде всего, с помощью саморекламы и пиара в СМИ. И здесь появляются журналисты, представители «второй самой продажной профессии», верой и правдой служащие тем, кто им платят.

Фактически на всех уровнях системы госуправления и общественных отношений царит хаос эгоистичных интересов, проявляя себя в разнообразных противоречиях. А чтобы государство эффективно функционировало, необходимы тщательная проработка и постоянная корректировка происходящих в нём процессов управляющими воздействиями.

Их инструментами оказываются те же интересы. Но – структурированные системой внешних законов (политических, экономических, правовых) и внутренних моральных норм, культурных, религиозных и пр. традиций. 

«Политика денег», коммерциализация общественной жизни позволяет осуществлять значительную часть таких воздействий. Однако устремления людей постоянно меняются, группы общих интересов то возникают, то распадаются. Плюс происходят изменения внешних условий – разные экономические, политические, социальные и др. события.

Чтобы хаос интересов не привёл к катастрофическим последствиям для общества и государства (а в дальнейшем для цивилизации в целом), в структуру действующих законов необходимо регулярно вносить изменения. Приводя её в соответствие с потребностями времени и возможностями менталитета и психики людей посредством организации обратных связей от граждан к органам власти.

Элита, общество и народ нуждаются в сильной стране и эффективном государстве. Но они будут такими только при наличии компетентных и ответственных работников (в первую очередь среди государственных руководителей и служащих), способных обеспечить достойную жизнь и благосостояние себе, членам своей семьи и всему населению.

Элите, как организатору любых преобразований, предстоит проявить политическую волю и за счёт изменения законодательства и государственно-общественных отношений создать у граждан побудительные мотивы к высокопроизводительному труду, развитию инициативы, самостоятельности, компетенции и ответственности. А также обеспечить равные для всех права и обязанности и неукоснительное, без каких-либо исключений соблюдение законов всеми, в том числе самими представителями элиты.  

Страна будет богатой и процветающей, если государство станет эффективным, что достижимо при открытости для гражданского общества деятельности чиновников и госаппарата. Сегодня это может быть обеспечено с помощью Интернета, при размещении на его сайтах полной и достоверной информации о всех действиях госслужащих и решениях органов власти и их обязательных ответах на вопросы и критические замечания. 

А наблюдателей за ними будет предостаточно среди как простых людей, так и политических и экономических конкурентов властной элиты. Параллельно необходимо ввести систему прозрачности монополизированного бизнеса, публичных отчётов монополий о расходовании средств, обоснованности цен и тарифов.

Общественный контроль системы госуправления (и прежде всего, правоохранительных и судебных органов), политико-экономической и социальной ситуации в стране и доступ к сведениям о личной жизни чиновников заставит их ограничить эгоизм, амбиции и жажду наживы, повысит ответственность и лишит корней коррупцию. Приходя во власть, человек теряет частный статус и становится «лицом, облечённым полномочиями», а если не хочет ни за что отвечать, ему нечего делать в политике и на госслужбе.

Желательно, чтобы личные стремления граждане удовлетворяли с учётом интересов общества. Они могут и должны зарабатывать блага для себя, тем самым создавая их и для других. В обеспечении этого принципа состоит искусство властного управления людьми.

Заинтересованность всех и органов власти в «психическом и физическом здоровье молодёжи» появится, когда для людей, прямо или косвенно с этим связанных, станет невыгодно и опасно осуществлять действия, его ухудшающие. Сейчас же на «молодёжную политику» по большому счёту всем наплевать. 

СМИ, по крайней мере в обозримой перспективе, должны находиться в частном (негосударственном) владении политически и экономически конкурирующих групп и лиц, следить за промашками и проступками соперников и делать их достоянием гласности, требуя от тех отчётов и ответов. А за ложь и клевету они должны отвечать обязательно и экономически ощутимо (миллионами долларов).

Подобное в несколько ином контексте относится и к рекламе, как правило, лживой, недобросовестной и несущей вред здоровью граждан. Многомиллионные иски к рекламным агентствам и производителям рекламируемой продукции за сознательное искажение информации быстро изменят к лучшему ситуацию в этой сфере. Кроме того, назойливое предложение товаров и услуг не желающим этого людям является нарушением их прав на свободный выбор и может обжаловаться в судах. Но рекламе – чуть больше ста лет, и думаю, в ближайшем будущем её ожидают большие перемены.

Отношения к народу элиты, выдающей корыстные интересы отдельных групп и кланов за национальные и навязывающей ложные стандарты и ценности, по сути являются формами насилия и давления, которые люди в той или иной степени постоянно ощущают. Но так как все индивиды – разные, то отличаются и их реакции на это. 

Одни, слабые, невежественные и безвольные, всё «проглатывают» и смиряются. Другие (в частности т.н. «интеллигенция») внешне «одобряют и поддерживают», но в беседах с близкими, друзьями и коллегами осуждают и возмущаются. Третьи (таких пока мало) активно противостоят внутренними отношениями, публичными высказываниями и действиями (демонстрациями, забастовками, судебными исками и пр.), борьбой за свои права и творчески-самодеятельным трудом разрушая старые стереотипы «коллективного бессознательного» и создавая новые.

Комментарии

Аватар пользователя fed

ну да, это называется демократия.