Сознание и мышление, механизмы восприятия и познавания

Аватар пользователя tabularussia
Систематизация и связи
Основания философии

Хочу поговорить о сознании и мышлении – о том, что и как воспринимается человеком, каким образом воспринятое трансформируется, кодируется и заносится в память, как из неё извлекается и используется в представлениях разума. Коротко приведу основные положения по этим вопросам (за один раз охватить данную тему невозможно, думаю, к ней не раз придется возвращаться)..

1. Сознание есть единственная истинная «реальность», но по сути – нематериальная «точка»-Ничто, находящаяся Нигде, вне каких-либо мер, пространств и времён, и кроме него ничего не существует. А всё то, что мы видим, чувствуем и ощущаем, представляем и понимаем, – лишь иллюзии, порождаемые им (разумом).

Сознание (Пуруша-Познающий) является единым источником (творцом-породителем) и стоком (воспринимателем и наблюдателем) всех образов, форм, имен и знаков, представлений и отношений мышления. А также – причиной самосознания Мыслящего-«Я» и его знаний о себе и «окружающем мире».

Множества индивидуальных сознаний посредством предустановленных Всевышним Божественных Законов и Принципов (идей и отношений) организованы в иерархическую структуру – в Иерархию Сознаний, как целостное Единство всех их. Причём вышестоящие сознания могут выделять и вбирать, «поглощать» нижестоящие, содержа их в себе.

2. Каждое сознание способно воспринимать и порождать идеи. При этом воспринятые (отражённые) «внешние» идеи преобразуются (отображаются) в структуры представлений и отношений мышления – во «внутренние» идеи сознания. 

Эти вторичные, собственные идеи-представления Мыслящего-«Я» формируют его субъективное Мыслимое-бытие и всегда искажены относительно первичных («внешних»). А сами идеи можно определить как нематериальные (энергоинформационные) структурированные вихрепотоки психической энергии. 

3. В иерархическом Единстве Сознаний каждое из них обладает индивидуальным «качеством» – изначально предопределённым (неважно кем и почему) спектром частот психоэнергетики. Посредством которого осуществляются как восприятие и отображение сознанием идей, так и его реакции на внешние возмущения.

Но единственный источник воздействий на сознание – идеи. А потому все его «ответы», связанные с преобразованиями психической энергии и осуществляемые за счёт автоматически действующих программ реагирований, на самом деле оказываются порождаемыми им собственными, субъективными идеями, излучаемыми «вовне».                                                                                                     

4. Так возникают множества разных идей, налагающихся, взаимодействующих друг с другом и связанных внутренней структурой отношений в Иерархию Идей. В совокупности они составляют Единую Божественную Идею Творения во всей её полноте и образуют сверхматериальную, многомерную психоэнергетическую Сферу («пространство») идей.

5. «Существование, бытиё» сознания начинается с восприятия «внешних» идей и полностью ими определяется. А сам процесс восприятий напоминает отражения в зеркале, но больше – работу телевизора или компьютера. Чем ровнее поверхность зеркала, точнее, настройка телевизора и лучше программное обеспечение компьютера, тем чётче и ясней получаемое изображение.

Но если поверхность зеркала лишь отражает находящийся перед ним оригинал с некоторыми искажениями, то телевизор и компьютер отображают (преобразуют) Ничто электромагнитных волн (поступающую информацию) в Нечто сменяющих друг друга на экране образов. А зрители наделяют их субъективными отношениями: эмоциями, переживаниями и пр.

Подобное происходит и в сознании. Оно не только отражает Ничто внешней (относительно него) трансцендентальной Сферы идей, но и преобразует воспринятые идеи в множественные Нечто образов и представлений, воспроизводимые на его внутреннем «экране». А затем познаёт их как независимо от него существующие материальные вещи и по-разному к ним относится.

Эти выявляемые и воспринимаемые сознанием непрестанно меняющиеся Нечто-объекты составляют единственную «реальностью» субъективного бытия Мыслящего-«Я». Но все они – виртуальны, есть результаты действия преобразующих программ и процедур мышления и в основе своей являются вторичными, порождаемыми сознанием собственными идеями (образов-вещей и представлений).

6. Совокупность отражающих и отображающих процессов, происходящих в сознании, называют мышлением. А основными инструментами мышления являются отношения, которые условно можно разделить на первичные, вторичные и последующие. 

Большая их часть есть следствия бессознательных программ реагирований и психоэнергетических преобразований. Теперь рассмотрим, как организованы и осуществляются процедуры мышления.

7. Воспринимаемые внешние идеи, как структурированные вихрепотоки психической энергии разных частотных диапазонов, взаимодействуют с индивидуальным спектром психоэнергетики сознания. И вызывают в нём резонансные «созвучия», которые можно назвать первичными отношениями мышления.

Наложения прямых («падающих») и отражаемых сознанием психоэнергетических потоков создают автоколебательные «стоячие волны». Условием их возникновения является совпадение частот «внешних» и собственных колебаний и сдвиг фаз между ними, а сами они воспринимаются в мышлении как трехмерные образы (т.н. мыслеформы).

Итак, посредством первичных отношений мышления – автоматически действующих программ энергоинформационных преобразований и взаимодействий – сознание отражает «внешние» идеи в доступные ему частотные импульсы психической энергии. И тем самым порождает (материализует) на внутреннем «экране» восприятий множества мгновенно-дискретных образов (трехмерных объектов-голограмм).   

8. Вторичные отношения характеризуют отображение образов в номены (и наоборот) и сцепление их в достаточно устойчивые представления мышления, которые в свою очередь обозначаются словами. В каждом акте познания их соотнесение оказывается однозначным, что необходимо для последующих мыслительных операций.

При этом абстрактное (номены, составляющие номенальную сферу мышления) информационно и энергетически связывается с конкретным (образами трехмерного пространства восприятий) и абстрактно-конкретным (представлениями четырехмерного пространства-времени). Поясню это на примерах.

В зарубежных поездках туристы встречаются с предметами разных форм, цветов и запахов, названия и назначения которых им не известны. И постоянно слышат слова на чужом языке, что-то означающие для местных жителей, но им непонятные.

Далее. Термины «дом», «стол», «человек» и др. являются обобщёнными абстракциями, включающими в себя множества разных домов, столов, людей. Вместе с тем каждый конкретный, «этот» дом, стол или человек обозначаются теми же словами.

Абстрактное и конкретное соединяются вместе, когда мы говорим и мыслим. Как только мы произносим какое-то слово, на «экране» мышления сразу возникает его образ. И наоборот, стоит нам увидеть или представить какой-либо предмет, и в уме мгновенно всплывает его название.

Разум в процессах познания оперирует представлениями, отображая образы в номены и соединяя их между собой. Поэтому представления есть отношения образов и номенов, а порождает их, творит мышление.

Речь и мысль постоянно выстраивают и разрушают сферы-пространства представлений и отношений человека. Причём абстрактно-конкретные представления обладают разной степенью конкретики и бывают весьма зыбкими и расплывчатыми.  

Они могут сливаться и разъединяться, образовывать сложные иерархические структуры, в которых одни из них («нижестоящие») оказываются составными частями и элементами других («вышестоящих»). Можно сказать, что представления, в определённом смысле являющиеся аналогами идей, формируются «третичными отношениями» мышления.

9. Представления почти никогда не оставляют нас равнодушными, в своих восприятиях люди редко бывают отстранёнными наблюдателями. И когда они что-то видят, думают и говорят, то осознанно или бессознательно (что происходит гораздо чаще) всегда на это реагируют, порождая субъективные («четверичные» и пр.) отношения к своим мыслепредставлениям (на самом деле – отношения к отношениям).

Мыслимое-бытиё оказывается сложной, иерархически организованной структурой представлений и отношений мышления, а Мыслящий-«Я» («этот» Пуруша-Познающий) формирует из них виртуальные миры своих восприятий, в которых неизменно пребывает, пытаясь посредством отношений познать их и себя самого.

При этом он наделяет абстрактными именами не только конкретные образы и абстрактно-конкретные представления, но также абстрактные идеи и отношения (свои чувственно-эмоциональные ощущения и познанные взаимосвязи «внешнего мира»).

10. В памяти человека сохраняются дискретные образы, номены и представления, как простые, так и сложносоставные. А также синтетические идеи и психоэнергетические (в основном эмоциональные) отпечатки его субъективных отношений. Но фактически память играет роль кодово-номенальной «библиотеки-каталога».  

Воспоминания возникают в сознании под влиянием каких-либо образов, слов или эмоций – тех «кодов-ключей», которые открывают соответствующие разделы и ячейки этой «библиотеки». В них слова и образы, как правило, уже соотнесены в представления и сохраняют «ароматы» прошлых отношений и психоэмоциональных реакций личности.

Далее включается логика мышления. Образам и представлениям, вызванным из памяти, подбираются подходящие номены, а слова в свою очередь соединяется с некими образами. Так конструируются иные представления, связываемые эмоциональными отношениями, а эмоции приводят к появлению новых образов, слов и представлений. 

При этом соответствия образов, слов и эмоций часто оказываются произвольными. В результате возникают хаотичные, нередко циклические движения мысли, создающие на «экране» сознания виртуальные картины бытия.

11. Как было сказано, формируя иерархические структуры представлений и отношений мышления, Мыслящий познаёт себя и мир своего бытия. При этом он выделяет отдельные «искры-частицы» своего «Я», размещает их в тех или иных точках-координатах субъективного Мыслимого и рассматривает оттуда (с их помощью) его и себя самого.

Однако этот порождаемый сознанием «внешний мир» – не единственный. Кроме него существуют иллюзорные сферы сновидений, воспоминаний «прошлого» и воображений «будущего», которые редко пересекаются между собой, но могут трансформироваться друг в друга. А также – неведомые людям пространства существования других сознаний, иных времён, планов и измерений, обителей посмертного существования.

Каждый раз, пребывая в одном из виртуальных миров своего бытия, мы запоминаем и можем воспроизводить отдельные его образы, представления и отношения. Но – только за счёт непрестанной кодировки их в номены (знаки, понятия, символы) и использования логики мысли. Наш разум оперирует образами, представлениями и отношениями, но познаёт, сопоставляя их и размышляя, посредством слов и речи.

А само познание происходит двумя способами. Первый состоит в определении внутренних и внешних (по крайней мере, кажущихся таковыми) взаимосвязей разных идей, образов и представлений, составляющих целостное единство восприятий сознания. Второй – в построении с помощью слов и логики условных моделей бытия, учитывая при этом ограниченное количество «основных» отношений и отбрасывая все остальные.

Мы устроены так, что, пытаясь применить первый способ, постоянно пользуемся вторым, причём большинству людей только он и доступен. Метод моделирования (определяющий работу разума) – гораздо проще и удобней, так как позволяет избавиться от не устраивающих нас восприятий.

 

P.S. Если публикуемые тексты находят отклик в вашем сердце, для поддержки, подписывайтесь на наш канал Дзен https://dzen.ru/tabularussia.ru  телеграмм https://t.me/tabularussia2016 либо на авторский блог на данном ресурсе. Дальше будет еще интереснее…

Комментарии

Аватар пользователя Феано

1. Сознание есть единственная истинная «реальность», но по сути – нематериальная «точка»-Ничто, находящаяся Нигде, вне каких-либо мер, пространств и времён, и кроме него ничего не существует. А всё то, что мы видим, чувствуем и ощущаем, представляем и понимаем, – лишь иллюзии, порождаемые им (разумом).

Сознание (Пуруша-Познающий) является единым источником (творцом-породителем) и стоком (воспринимателем и наблюдателем) всех образов, форм, имен и знаков, представлений и отношений мышления. А также – причиной самосознания Мыслящего-«Я» и его знаний о себе и «окружающем мире».

В целом статья понятна и можно со всеми пунктами с оговорками согласиться. Оговорки естественны, ибо каждый воспринимает значение слов и выраженную мысль по-своему верно. Однако самое первое утверждение в словах, характеризующих сознание - истинная "реальность" - слишком выбивается из формы приятия. Почему "реальность" в кавычках, если истинная, а неистинная (иллюзорная) выходит останется без кавычек?

По "сути мы не можем рассуждать о нематериальной "точке"-Ничто в Нигде..."  да и обо всём прочем, иначе, чем исходя из своего представления о Ничто и  реальности, об истинности и нереальности... А все наши уникальные представления (восприятия) есть вымысел, фантазии или иллюзии, конечно, не только личные!  Но накопленные (веками и тысячелетиями развития коллективного сознания) социумом, хоты бы под видом научных знаний или религиозной веры, творческого Замысла или бессознательных, интуитивных видений, опыта... принимаемых за реальность.

Так что же такое истинная "реальность"?

Как ни называй единственный источник - Пуруша-Познающий - Бог - Творец - Истина...  Он не сознание, не слова, именующие Его, и в то же время Он не Ничто или Нигде... Он (Единый) не может быть воспринят целостно частичным своим отражением. А попытки воспринимать и отражать Его Необходимы! Кому или чему?  Сознанию в бездне бессознательности Единого. 

Это всё говорю к тому, что с первым пунктом нужно бы повнимательнее обходиться... "По одёжке встречают"...

Аватар пользователя fed

Феано: Он (Единый) не может быть воспринят целостно частичным своим отражением.

Он воспринимается при проявлении Его в материи. Для этого нужна духовная практика. О чем говорят йога и религия. Воспринимается как Атман - дух святой и как Брахман - Слово, Ом. И как Отец - воля божья через ответы на наши мантры, молитвы, через силы материи - гуны. Давно с этим работаю.

А попытки воспринимать и отражать Его Необходимы! Кому или чему?

Каждому необходимы. Каждый должен достичь святости, чтобы быть счастливым и свободным.

Аватар пользователя Феано

fed, 11 Июль, 2024 - 06:08, ссылка

Феано: Он (Единый) не может быть воспринят целостно частичным своим отражением.

Он воспринимается при проявлении Его в материи. Для этого нужна духовная практика. 

Да, только косвенно мы и можем воспринимать целостность, но большинство полагают, что их представление о целостности (о мире, вселенной, Сознании, Космосе...) и есть целостность. Каждый видит свой мир в отраженье... а иные сражаются с отраженьями, спорят, ссорятся, воюют...:)) Таковы механизмы восприятия и познавания

Аватар пользователя Феано

А попытки воспринимать и отражать Его Необходимы! Кому или чему?

Каждому необходимы. Каждый должен достичь святости, чтобы быть счастливым и свободным.

Да нет, не каждый должен достигать святости, не каждый стремится быть счастливым и свободным, иные рождены порабощать и разрушать не ради свободы или испытывать цепи рабства, или жажду атавизма... Судьбы разные, большинство, увы, в рабстве судьбы.

Аватар пользователя tabularussia

Спасибо! Будем внимательнее)

Аватар пользователя buch

1. Сознание есть единственная истинная «реальность», но по сути – нематериальная «точка»-Ничто, находящаяся Нигде, вне каких-либо мер, пространств и времён, и кроме него ничего не существует. А всё то, что мы видим, чувствуем и ощущаем, представляем и понимаем, – лишь иллюзии, порождаемые им (разумом).

Просто каша-малаша какая то . Я помню , такую , в детстве в песочнице делал , с увлечением..... 

Аватар пользователя jester

 

Сознание- совокупность знаний, в рамках индивида,  или сообщества.

Вовсе не процесс.  Процесс называется мышление,  или осознание . 

Осознание- очерчивание ( осмысление) границ собственного знания, в попытке усвоить новое. Напомню Шри Ауробиндо , что утверждал : " Индейцы не видели кораблей Колумба,  потому как не в состоянии были понять и осмыслить, что это такое".
 

 

 

Аватар пользователя jester

Мысль- единица существования.

Вот откуда " Я есъм".  

Отсюда и всякий мыслящий объект,  умеет уже соображать субъективно, хотя лживо отдаёт предпочтение, объективности.

Отсюда и люди- инструменты, чужого мышления.

Вы вообще не понимаете, что такое мысль и откуда оная, берётся.

 

Соображение- соотношение образов и фактов реалий.

Понимание - соотношение уже понятий и реалий.

Субъективность и объективность - равновеликие и обязательные в полноте, именно  двух мер понимания и осознания, способы восприятия знания.