Поводом к написанию этого сообщения послужила полная путаница в современной психологии в понимании природы сознания. Я здесь попытаюсь кратко изложить взгляды на природу сознания изложенные в трех школах индийской философии - Вайшешика, Санкхья, Веданта. К сожалению в европейских школах философии, я не нашел ответов на вопрос о природе сознания, хотя здесь некоторые вопросы связанные с инструментами сознания разработаны практически безупречно. Я имею в виду логика интеллектуального ума. И так что такое сознание? Сознание это свойство нашего истинного Я определяемое как способность различающего видения. Только различающее видение и есть сознание. Результатом познания с помощью различающего видения является знание. В результате накопления знания возникли инструменты сознания - интеллектуальный ум и чувственно-эмоциональный ум. Интеллектуальный ум или рассудочный ум это инструмент, механизм, машина созданная для использования в процессе познания того что принято называть мышлением. Мысль по определению это есть знание полученное в результате различающего видения. Предметом познания различающего видения есть в основном познание специфического в объекте. Для познания общего, для объектов одного класса, и различий для объектов различных классов, применяется инструмент сознания - интеллект. Механизм работы интеллекта основан на сравнении ранее полученного знания извлекаемого из памяти в форме мысли. Например, сравнивая познанные треугольники мы находим, что они бывают прямоугольные, равнобедренные, равносторонние и прочие. Почему интеллект это механизм? Потому что интеллект поставляет только материал для сравнения, а вывод, заключение об общности или различии делает сознание при помощи различающего видения. Поток мыслей это материал для сравнения, это уже существующие знания, поставляемые на суд различаюшего видения. Это как сортировочная машина раскладывающая знания по полочкам по указанию различающего видения. Как подчеркивает Санкхья интеллект полезен только для познания общего и бесполезен в познании специфического. Но как инструмент сознания он позволяет систематизировать знания, что чрезвычайно важно особенно для практической деятельности. Поэтому Шри Ауробиндо говорит, что интеллект это скорее инструмент деятельности чем инструмент познания. Второй инструмент познания это чувственно эмоциональный ум, он использует для своей деятельности особый вид знаний. Сознание при помощи различающего видения может продуцировать знания получившие общее название эмоции и желания. Например: страх, стыд, любовь, различные виды желаний, которых каббала насчитывает 625. Эмоциональный ум подобно интеллекту извлекает из памяти эти знания и соотносит по определенным правилам с вновь познаваемыми объектами. Например, встретив совершенно незнакомого человека мы можем испытать к нему симпатию или антипатию, к другому человеку остаться равнодушным, все это результат деятельности эмоционального ума. Если интеллект это систематизатор знаний, то эмоциональный ум раскрашивает их в различные эмоциональные состояния. В обычном человеке деятельность сознания и его инструментов переплетены до неразличимости, поэтому современная психология не может разобраться в этой путанице и для нее мышление, эмоциональное состояние и различающее видение представляется как унитарное сознание. А это по сути есть смешение сознания с результатами его деятельности, а именно знанием. Это заблуждение не ново это видно из самого слова, со-знание нечто соединенное с знанием.
Комментарии
Эмоции мы не видим, но они тоже сознание . Абстракции тоже не видим . Боль не видим . Да мало ли чего мы не видим , но что тоже является сознанием
Вы асоциируете выражение видение с зрительным восприятием. Но специфика указанных мной систем философии заключается в том что они рассматривают сознание еще до момента сотворения мира. Сознание рассматривается и как первичная субстанция и как первопричина. Поэтому речь идет об умственном видении или другими словами об осознании. Видение это просто оборот речи, ведь как то надо выражать знание в словах. Когда вы осознаете эмоции или абстракции это значит что они проявляются в сознании и становятся как бы видемыми для него.
Спасибо за ценное замечание, оно указывает на разночтения слов. В этом и заключается основная трудность восприятия древних учений, создававшие их мудрецы вынуждены были, для передачи знания, использовать те слова которые были в их распоряжении из обыденной жизни. Но мы сейчас не должны воспринимать их прямолинейно, а извлекать их скрытый мысл из контекста в котором они употребляются. Например, четыре стихии обозначаются словами ветер, огонь, вода и земля, но они не обозначают общепринятые понятия, это слова символы они имеют гораздо более глубокий смысл. Вода это символ жизни, ведь без воды жизни нет, огонь символ формы, он как бы освещает и делает формы воспринимаемыми осознаваемыми, вместе с тем пожирает и уничтожает формы. Но язык символов это отдельная тема, сейчас только заметим что тут используется принцип подобия для выражения знаний при помощи слов
За понятием " видение " уже закрепился определенный смысл , путем : ассоциаций , коннотаций , контекстов , аллюзий и иллюзий .... Поэтому путаница возникает практически автоматически . Поэтому древним индусам я бы предложил более подходящие слова . Например - переживание . Сознание пока единственное претендующее на роль жизни . Поэтому все его акты и есть переживания чего то . Причем природа красного цвета , любви , красоты , понятия , абстракции , синуса , теоремы Абеля ... одна и таже все это переживания . Есть правда еще претендент на выражение общего в сознание - это осознание . Но оно несколько тавтологично и амфиболично , хотя и выражает определенный его аспект
Древние философы использовали те слова что были в их рапоряжении в то время. Не уверен что слово переживание тогда существовало. Следует учитывать что санскрит это ранний язык, во время его формирования интеллетуальный ум был слабо развит. Поэтому санскрит предназначался, больше для общения на чувственно-эмоциональном и интуитивном уровне. Слова на санскрите неоднозначны и имеют по несколько различных значений, все это создает трудности в понимании священных текстов и их переводе. Но с этим ничего не поделаеш имеем то что имеем, приходится с трудом воспроизводить смысл того что вкладывали в свои слова древние авторы.
Хочу акцентировать внимание на прцессе мышления, поскольку эта тема занимает многих участников форума. Прежде всего следует понять что такое мысль, мысль это знание. Знание может существовать только в форме мысли и никак иначе. Может показатся, что если мы мыслим словами то мысль это слово, но слово это просто ярлык, этикетка для обозначения знания.
Тким образом мышление по своей сути есть манипулирование уже существующим знанием, но никак не получение нового знания. Поэтому философия санкхья приходит к выводу что максимум на что способно мышление это на систематизацию существующих знаний, нахождение общего и различий между ними.
Новое знание можно получать только при помощи различающего видения, наука называет это установлением новых фактов, мышление на это не способно. Как, возразят мне, ведь все научные теории и открытые законы, получены путем размышлений. Тут надо понимать что есть знание по своей сути. Ученый берет выборку фактов и находит нечто общее для них , называя это законом природы. Потом появляются новые факты, которые могут не вписаться в существующие зкономерности, тогда ученые ставят под сомнение старые законы и для новой выборки фактов ищут новые общности, объявляя установление новых законов. Но по сути появление новых фактов может происходить до бесконечности, потому новые закономерности будут плодится нескончаемо. Следовательно установленные наукой законы носят временный характер и не являются конечным истиным знанием, для их определения используют другое слово - заблуждение.
Виталий. Ваши слова: мысль это знание.
С каких пор мысль( живой языковой организм, материя) является знанием? Знания- это знаки, по которым движется наша Мысль ( разум- плоть) в своем познании самое себя. Мысль- это орудие, «отбойный молоток»,которым она раскрывает свою суть. Молоток- не знания.
Ваши слова: но слово это просто ярлык, этикетка для обозначения знания.
Наша Мысль мыслит словами, а слово- это определение, имя или название предмета, что в основе своем обладает логикой, так как сам божественный разум собрал его из слогов, логосов. Нет слова- нет логики.
Ваши слова: Таким образом мышление по своей сути есть манипулирование уже существующим знанием, но никак не получение нового знания.
Мышление- это процесс, который дан человеку, чтобы понять себя, свое Я с целью прежде всего сохраниться, выжить. А знаки _ уже потом, до них есть еще и общение- необходимый процесс в жизни человека. Знания - это прежде всего опыт жизни, и у него своя судьба жизни.
Ваши слова: Новое знание можно получать только при помощи различающего видения… Различать- это уже мышление. Видение- это не обязательно только видеть: видение- представление, ты что- то ставишь перед собой и начинаешь его мыслить, чтобы понять. Опять- мышление. Знание структуры слова- это знание самого предмета.
Ваши слова: Потом появляются новые факты, которые могут не вписаться в существующие закономерности. Новое во всем живом не вписывается, а приращивается и уже никуда не девается и обязательно соответствует тому, к чему приращивается. Это приращение повышает Меру самое себя организма, то есть, способности и возможности его к жизни.
Ваши слова: Следовательно установленные наукой законы носят временный характер и не являются конечным истиным знанием, для их определения используют другое слово - заблуждение.
Наука- тоже живой организм, подобный нашему организму: судьба его- это тоже приращение , постоянное и необходимое.
Виталий, вы взяли неподъемную для себя тему, о которой в первых строках не сказали ни единого слова. Сознание и инструменты сознания- это далеко от мышления, потому что Сознание не мыслит, сознание дает чувствования и ощущения. Не множьте того, чего не знаете. С уважением.
Как знают вкус мороженки или запах розы, боль или оргазм? Или это не знание?
Когда я не нюхал розу, то не знаю как она пахнет, но если нюхал, то знаю. И это не мысль, а непосредственное переживание ощущения запаха - знание его.
Если вы заметили в своем сообщении я выделяю два инструмента сознания : интелектуальный ум и чувственно эмоциональный ум. Мышление свойственно только интеллектуальному уму, поэтому все сказанное в последнем коментарии относится только к области интеллекта. Извените что не акцентировал на этом внимание, это моя вина.
В области чувственно эмоционального ума знание выражается с помощю эмоций и ощущений. Как правильно вы заметили, запах розы это тоже знание, но уже для другого инструмента познания. В эзотерике выделяют два уровня деятельности сознания ментальный, где познающий носит название бога Индра и под ним астральный, где познающим выступает бог Ваю. Эти два плана формируют в человеческом сознании указанные мной два инструмента познания. Первый привел к возникновению науки, второй каббалы.
Вы написали:
Вот и зацепило. Да, формулировать чуть поточнее надо.
Согласен, но кто из вас без греха, пусть первым бросит в меня камень.
Думаю будет полезным еще одно уточнение. Если на ментальном плане знание проявляет себя как мысль, то что тогда есть знание? По определению предложенному Шри Ауробиндо в работе "Йогическая садхана", знание есть привнесение объекта в наше сознание. Если считать сознанием способность нашего Я, называемую различающее видение, то привнесение объекта в сознание делает его просто видимым. Это может означать, что объект уже содержит в себе знание о себе, которое остается только увидить.
Наличие. Наличие либо непосредственного опыта, либо некоторого описания. Отсутствие опыта или описания есть незнание.