Солипсизм по ту сторону себя

Аватар пользователя Геннадий Макеев
Систематизация и связи
История философии

"История нас рассудит"...

Подобная история, видимо, есть и у солипсизма, который исторически приспосабливается к всевозможным парадигмальным сдвигам - переходит в свои иные содержания и формы понимания собственности, которые заложены в идее солипсизма, которая и реализуется на протяжении солипсирующей истории человечества.

Говоря о солипсизме, обычно не заморачиваются о его происхождении/генезисе. Не заморачиваются в том числе и по причине неведения этого "откуда". А отсюда, особо не заморачиваются и о отслеживании последствий всевозможных его течений, возникающих в разное время("всему своё время"), т.е. не ведают "откуда" и "куда", отчего таким остаётся ведать только о "здесь и теперь", - тем и утешаются реализующие "своё-моё" в какой-нибудь релятивистской теории или на практике.

Исторически, парадигмальные сдвиги могут быть малые и большие. Малые не привносят какого-либо серьёзного существенного изменения в течение солипсизма. А вот большие могут привнести в солипсизм кардинальные изменения - такие, что и не поёмёшь уже(труднопонимаемо) солипсизм это или нет.

Один из таких существенных сдвигов можно выразить как переход солипсизма с этой стороны по ту сторону себя, в результате подобного перехода проявляется уже совсем иная точка зрения на солипсизм, - т.е. солипсизм, переходя по ту сторону себя, являет уже свой множественный аспект, который можно выразить как единственный и его собственность во множестве течений(= нелинейная парадигма), то, что сейчас называют МНОГОМИРИЕМ без какого-либо видимого его ЕДИНСТВА. 
Сие многомирие пытаются выразить в соответствующей разным течениям многомировой теории Я-кающих или МЫ-кающих выражателей.

Итак, если обозначим солипсизм единственности и его собственности солипсизмом ПО ЭТУ СТРОНУ, то солипсизмом ПО ТУ СТОРОНУ окажется солипсизм множественного аспекта, течения которого явлены в различных образах и подобиях, которые можно обозначить соответствующими понятиями по отношению к понятию солипсизм.
Т.е. СОЛИПСИЗМ ПО ОБРАЗУ  -  как СОЛИПСИХИЗМ
СОЛИПСИЗМ ПО ПОДОБИЮ - как СОЛИПСИХОЛОГИЗМ, который и являет "на гора" соответствующие "логические миры" со своими ПС(понятийными сетками), во сне которых никак(или слабо) не просматриваются ПСС(причинно-следственные связи).
И это вполне понятно, ведь во сне, видя различные сновидения, мы не можем определить откуда появляется вдруг картинка(сновидение) и куда вдруг уходит - мы наблюдаем течение сна только в "здесь и сейчас"( а для растолковывания сновидений требуется соответствующий опыт, который не всегда помогает т.к. сны бывают разные - бывает вещие, а бывает нет, в виде хаотического нагромождения каких-то, кажущимися случайными, картинок).

Итак, совершив переход в аспект множественности, солипсисты задаются вопросом - солипсисты ли они теперь? Ведь прежний(" по эту сторону") солипсизм признавал только единственный мир, своё Я, а в потустороннем солипсизме приходится помимо своего мира говорить и о наличие многих других миров, каждый из которых отгорожен неким ПРИВАТОМ, за который кажется никак невозможно выйти( текст, за который нет выхода, сознание за которое нет выхода и.т.п)

Далее, если теперь уже есть различные течения солипсизма, то почему бы им не быть( не образовывать) в некой "мощности", т.е. в виде некоего коллективного аспекта рассмотрения рядом с индивидуальным аспектом.
Отсюда, мы можем иметь разновидности течений и их теорий в виде как ИНДИВИДУАЛИЗМА, так и КОЛЛЕКТИВИЗМА, который также может иметь соответствующий ПРИВАТ( типа, "НАЕДИНЕ СО ВСЕМИ") в виде какого-то МОНО-МОНИЗМА, не признающего никакой альтернативы своему "Я-моё" пониманию.
Подобные течения коллективизма(которым может оказаться и целое государство) приводят к власти соответствующих солипсирующих субьектов("ложных претендентов на власть"), которые, чтобы сохранить свою власть вынуждены отгораживаться от остальных стеной или постройкой забора, а также отгораживаться, строить блокаду во всех сферах - информационная блокада, экономическая, политическая, культурная и.т.д., что в конце концов может привести и приводит к серьезным раздорам переходящим в военные конфликты, войны.
В настоящее время можно привести пример Украины, да и Европейских стран, пытающихся соорудить стену/блокаду для защиты своих ложных оснований в виде явления информационной войны дополненной техно-войной.

Т.о. ПРИВАТ, который не может быть преодолён, создаёт разрыв в отношениях, что может привести к чреватым последствиям, вплоть до взаимоуничтожению(оружия для этого хватает).
Чтобы устранить подобный возникший разрыв мирным путём, необходимо уметь разрешать противоречия, итогом которых должно стать нечто созидательное, путём диалектического СКАЧКА или через наведение МОСТА приемлемых мирных отношений.
Скачущим же необходима соответствующая амплитуда скачка, при нехватке которой можно скакануть в пропасть.

Т.о. возникающее противоречие в связях или отношениях, в одном случае действует разрушительно, а в другом - созидательно. И весь вопрос - где взять политиков, которые смогли бы разрешить противоречие созидательным образом, восстановить приемлемые для обоих сторон мирные отношения?...

....Нашествию солипсистов трудно противопоставить то, что имеет связующий выход к реальности. Подобный выход может быть подобен очень тонкой нити. А " где тонко, там и рвётся".  Серьёзных же, глобально мыслящих философов, политиков, софистов, увы, пока не наблюдается в деле миротворческой миссии современного рубежа истории, в котором происходит некая существенная смена/сдвиг парадигмы, требующая осознавания новых подходов в деле мировоззрения будущей жизни человечества.

....

Комментарии

Аватар пользователя Геннадий Макеев

Итак, некое потустороннее явилось на неком(современном) историческом отрезке, точке бифуркации, означающем смену парадигмы, олицетворением чего и является переходный период 20-21 веков - старое мировоззрение должно смениться новым, иначе катастрофических разрывов не избежать.
Как говорится в библии: "Не вливают новое вино в старые мехи" - порвутся(не выдержав новых скоростей как требований новой реальности к воспринимаемому её мыслителю).

Т.о. , если мыслитель руководствуется старым методом миропонимания, старой логикой, то он, при восприятии новой реальности, столкнётся лишь с её ускользанием(это и естественно, если скорость функционирования нового мира выше, а скорость его восприятия ниже, то получится как в телевизоре, когда он не настроен на нужную волну - мы видим лишь рябь, туман и.т.п., не видя чёткого изображения).

Т.о. необходимый настрой даёт совпадение воспринимающего с воспринимаемым(новым миром в новой парадигме), т.е. критерии, дающие способность находить сущность, отождествлять и различать субьекты и обьекты в новых реалиях. При отсутствии же подобного настроя(фокуса) мыслители и сталкиваются с неким ускользанием, в аспектах точек или линий. 
При таких складывающихся условиях-ускользаниях и явилась "философия различия"(постмодернизм), чтобы как-то осмыслить новое, границы которого скрыты из-за ускользания. Но из-за невозможности восприятия в целом(отсутствия серьезных философов способных обобщить так, чтобы вывести на стезю Истины), приходится как-то частично пробиваться к новому - через разношёрстные теории релятивизма, ложащие относительность в основу("Всё лишь относительно", нам говорят подобные мыслители).

Естественно, стезя релятивизма, при имеющемся разрыве связей/отношению с абсолютным, привела к солипсистам, которые, в согласии с новой парадигмой, развили потустороннее направление, идея которого имела аспект множественности(множественности приват-миров без какого-либо видимого единства мира/связи с реальностью).
Т.е. солипсисты от аспекта единственности, минуя дуализм, шагнули прямо в плюрализм, приватность которого имеет как индивидуальную, так и коллективную направленность, о чём я уже говорил выше.

 

 

Аватар пользователя Геннадий Макеев

При таком наличии сферы плюральности солипсистов, у них возникает вопрос - кто они? солипсисты или уже нет? Т.е. при незнании солипсистами различия идей солипсизма, у них возникает недоумение, как же теперь себя называть.

Без понимания противоположностей тут, видимо, тоже никак не обойтись.

Итак, потустороннее солипсизма будем считать некой противоположностью солипсизму по эту сторону. Но противоположность может быть как на основе единства, так и на основе различия, т.е. такого различия, которое требует некоего дополнения("дополнительный параметр"), чтобы существенно отличать солипсизм по эту сторону, от потустороннего.
Такой различающейся противоположностью можно назвать АНТИСОЛИПСИЗМ( тут "АНТИ" понимается в смысле противоположного с позиции различия).

Т.о. имеем по эту сторону СОЛИПСИЗМ(аспект единственности), а по ту сторону АНТИСОЛИПСИЗМ(аспект приват-множественности).

Следовательно, АНТРОПОС по отношению к понятию АНТИСОЛИПСИЗМА окажется неким АНТИАНТРОПОСОМ, имеющим свой солипсирующий ЦЕНТР восприятия.

В итоге и получается некий солипсирующий АНТРОПО-ЦЕНТРИЗМ , который пытается себя выразить в виде различного рода/вида "многомировых релятивистских теорий".

Ярким примером одной из них(на ФШ) и является многомировая теория А. Болдачёва, выраженная в своих книгах "Новации" и " темпоральность...".

Так, в "Новациях" Болдачёв пишет: ...Основу моих философских взглядов составляет АНТИАНТРОПОЦЕНТРИЗМ, т.е. поиск общих закономерностей на всех уровнях организации Мира: от элементарных частиц до разумной цивилизации.

А в "Темпоральности..." уже о неком скрытом "дополнительном измерении", которое и было названо таким модным словом как ТЕМПОРАЛЬНОСТЬ.

БОЛДАЧЕВ : Понятие " темпоральность", понимаемое как распределенность, протяжённость во времени, необходимо всплыло в "Новациях" при анализе главной проблемы эволюции - проблемы спонтанного возникновения новой сложности.
Из понимания, что решение этой проблемы невозможно на уровне линейной, одноуровневой логики, детерминистского мышления, появилось представление о некой " скрытой переменной", о наличии у всех обьектов и Мира в целом дополнительного измерения, которое я и поименовал темпоральностью.

Итак, "Перемен требуют наши сердца,...наши глаза"(В.Цой)

Но "Перемены" бывают большие и маленькие, и, соответственно им и философия - для малых и больших мыслителей.

 

Аватар пользователя buch

Геннадий Макеев, 15 Ноябрь, 2022 - 09:59, ссылка

Но "Перемены" бывают большие и маленькие, и, соответственно им и философия - для малых и больших мыслителей.

Еще бывают к лучшему и к худшему  

Аватар пользователя Геннадий Макеев

Верно,buch. Только степень разная, как и степень самого солипсизма. Вследствие этого, в какой-то степени мы все солипсисты. Одни в самой большей(максимальной) степени - которые в теории тотально отгораживаются приватом от реальности(хотя и коммуницируют с ней на практике), т.е. в своем восприятии данного не имеют никакой непосредственно возможности выхода к реальности(отчего понятие "реальности" такие исключают из своего лексикона "понятийной сетки"(ПС). 
Другие же имеют частичную(вплоть до минимальной) степень солипсизма, что даёт возможность его преодолевать более легко и выходить на познание себя и мира(реальности).

Т.о. получаем ещё одно различие солипсизма...

1. Солипизм без какого-то выхода - есть моно-солипсизм( в котором лишь одно различение, типа, "что вижу, то и пою")
2. Солипсизм с выходом( степень различения более чем одно, что и позволяет нащупать связи с реальностью, получить адекватный опыт её восприятия как в теории так и на практике). При  таком варианте и осуществляется связь МОЁ и НАШЕ.

 

 

Аватар пользователя buch

Геннадий Макеев, 16 Ноябрь, 2022 - 08:39, ссылка

Это я к тому , что Цой пел , пел , что его сердце требует перемен , но позабыл указать каких именно . А так как плохие приходят самостоятельно , а за хорошие нужно вкалывать - то и пришли соответственные . Так что если поешь о чем то таком , то будь добр поясняй пожалуйста , чего твое сердце собственно желает .

Что же касается солипсизма - то интересны причины его возникновения , но нет с нами Зигмунда , поэтому и объяснить некому

Аватар пользователя Геннадий Макеев

buch / мне интересны причины возникновения солипсизма/

Причины кроются в бессознательной природе, которую Фрейд пытался осилить психологически. Но насколько он мог бы потянуть философски - большой вопрос.

Т.е. речь о поверхности бессознательного, при выходе на которую появляется сознание бессознательного. Сие сознание самое начальное, имеющее узкий срез восприятия, поэтому непосредственно оно замкнуто на себя, следовательно любой выход(как существенный акт восприятия) блокируется приватом, в результате чего в сознании оказываются лишь поверхностые явления-обьекты, явления поглощаемые субьектом. Сущность же такое сознание-восприятие не схватывает, т.к. у него нет для этого соответствующего опыта( свойств, акта), но который может быть накоплен(со временем) опосредованно или через субьект или через обьект.

 

Аватар пользователя buch

Геннадий Макеев, 17 Ноябрь, 2022 - 09:02, ссылка

Может это такая форма эскапизма , может нарцисизма , может Эго , может постоянное сосредоточение апперцепции на внутреннем чувстве , может логический вывод , может потому что кто то же должен так думать , может все вместе а может какие то сочетания ... 

Аватар пользователя Геннадий Макеев

buch, можно,конечно, гадать на "кофейной гуще" всякого "может".  Но суть дела, по моему, заключается в наличии у солипсистов лишь одного лица, отчего восприятие происходит лишь от этого одного/первого лица, а для восприятия реальности необходимы три лица, которые и дают возможность воспринимать со стороны(с которой "видней" то, что есть на деле), обьективно.
В библии, например, говорится о пришествии антихристов в последнее время(=переходное время), которые отвергают Отца и Сына(т.е. два лица), т.о. остаётся одно лицо - свитого на себя духа(отгороженного приватом), с позиции которого(т.е. от первого лица) и происходит восприятие окружающего. При таком восприятии рефлексия ограничена(в виде узкого среза) лишь явлением/картинкой, без рефлексии её сущности.

...

Аватар пользователя buch

Геннадий Макеев, 18 Ноябрь, 2022 - 08:35, ссылка

Отчего ж не погадать коль гуща уже разлита . В солипсизме есть еще одна черта - внешнее созерцание сопровождается чувством присутствия предмета  , а внутреннее созерцание ( представление ) , этого же предмета ,  уже не сопровождается таким чувством . Солипсисты этого или не улавливают или считают чувства эфемерными иллюзиями .

Аватар пользователя Геннадий Макеев

buch, ну, естественно, у них ведь тоже есть какой-то практический опыт взаимодействия с предметами, дающий некий чувственный акт присутствия предмета. А дальше акт обрывается, не переносится во внутреннее. Видимо силы переноса не хватает(или соответствующего опыта).

 

Аватар пользователя Дилетант

Геннадий Макеев, 16 Ноябрь, 2022 - 08:39, ссылка
1. Солипизм без какого-то выхода - есть моно-солипсизм( в котором лишь одно различение, типа, "что вижу, то и пою")

Куриное яйцо: а) снесённое; б) высиживаемое.
Цыплёнок уже НЕ-солипсист, но "что видит - то и поёт". 

Имеет смысл, видимо, рассматривать "солипсистические" "потенциалы" и их взаимодействие.
одно время бытовала идея о некой "логической обратимости" процесса в органе зрения: если свет (вещи) "входит" в глаз, то свет (изображения вещи) должен и "выходить" из глаза. Говорят, что даже проводились эксперименты.

Однозначно, есть "свет Солнца" (явь), и есть "свет Разума" (сон), и это - разное.
Если "свет Солнца" ещё можно как-то объяснить "научно" с помощью "зажигательного стекла" или  "фотобумаги", то "свет Разума" "научно" недоказуем.
Однако, что-то подсказывает, что и "свет Солнца" мы (живые) видим "светом Разума".

А "свет Разума" таков, что мог бы действовать и наоборот: отсутствие "света Солнца" могло бы "индицироваться" как "свет", а присутствие "света Солнца" - как "темнота".
Тогда ночью видели бы сплошное сияние с чёрными точками звёзд. (Негатив).

 

Аватар пользователя Геннадий Макеев

Дилетанту.

У цыплёнка иное "что видит, то и поёт", воплощённое в практический процесс, где начало и конец взаимосвязаны реальным смысло-значением функционала природы цыплёнка. А у солипсиста есть начало (что вижу/что дано), а конец может оказаться какой угодно - в "то и пою" подставляется своё смысло-значение, что может "в корне" разделить/развесть теорию с практикой, вплоть до прямо противящегося. Как, например, на практике человек с удовольствием уплетает тарелку щей, а в теории будет говорить "фу, какие кислые щи". Т.е. на практике солипсисты могут пользоваться всеми благами реальности(тем, что дано на самом деле), а в теории напрочь отметать реальность, выражая этим разрыв между теорией и практикой.

Относительно света надо учитывть не только отражающую, но и поглощающую способность того, с чем свет взаимодействует. Результат именно поглощающей способности как раз и более приемлем для солипсического строя восприятия - что поглотилось/проглотилось, то уже моё, как ему кажется. И эту кажимость солипсист принимает за действительность.

 

Аватар пользователя Дилетант

Геннадий Макеев, 17 Ноябрь, 2022 - 08:46, ссылка
на практике человек с удовольствием уплетает тарелку щей, а в теории будет говорить "фу, какие кислые щи". Т.е. на практике солипсисты могут пользоваться всеми благами реальности(тем, что дано на самом деле), а в теории напрочь отметать реальность, выражая этим разрыв между теорией и практикой.

Солипси́зм (от лат. solus — «одинокий» и ipse — «сам») — философская доктрина и позиция, характеризующаяся признанием собственного индивидуального сознания в качестве единственной и несомненной реальности и отрицанием объективной реальности окружающего мира. Может рассматриваться как крайняя форма субъективного идеализма

В "теории" (Тео) происходит "переключение" с действий в окружающей "физике" (отключение от органов чувств) на внутренние действия с образами феноменов (образами вещей) и ноуменами (образами результатов действий с феноменами).

Моё "я" как бы "одновременно" находится и в мышлении (Тео), и в действии (Део). Здесь возможны "три" варианта:
нахождение в мышлении,
нахождение в действии,
нахождение сразу и в мышлении, и в действии (в переходе между мышлением и действием).

Типичный идеалист пребывает своим "я" в мышлении. Пример - математик, философ.
Типичный "материалист", ограниченный законом "единства и борьбы противоположностей", пребывает своим "я" в действительности "ощущений". Пример - искатель "вечного двигателя".

Материалист, находясь в действительности, "переключается" из неё - в "мышление о действительности", и обратно, выявляя и корректируя несоответствие мыслимого и действительного.

"Творец", своим "я", находясь в процессе творчества, сразу находится и в желаемом "образе", и в образе действительного предмета, пытаясь совместить их, привести в соответствие, привести к тождеству.
При этом, эму приходится действовать "последовательно" в действительности, изменяя её вещи во времени "своими руками", и "параллельно" в мышлении, в неизменной (эталонной) желаемой картине.

"Супер-творец", своим "я", находясь в процессе творчества, сразу находится и в желаемом "образе", и в образе действительного предмета, пытаясь совместить их, привести в соответствие, привести к тождеству.
При этом, эму приходится действовать "последовательно" в действительности, изменяя её вещи во времени "своими НЕ руками", и "параллельно" в мышлении, в неизменной (эталонной) желаемой картине.

"Цыплёнок" же днём действует последовательно своими физическими органами в адекватной им "последовательности ощущений", а ночью, видимо (мне), находится в "параллельной" картине своего мира.

"Солипсист", впрочем, как и прочие "исты" с их "изм-ами", хромают, кто на одну, кто на две "ноги".
Даже продвинутый человек имеет свои недостатки.

Созвучно:  «Квадратура Троицы» и http://Квадратура Троицы (Людмила Возняк) / Проза.ру

Аватар пользователя Геннадий Макеев

Дилетант / "Солипсист", впрочем, как и прочие "исты" с их "измами", хромают, кто на одну, кто на две "ноги"/

Это вы верно подметили, что хромают. Но в этом, видимо, есть своя необходимость, которую и надо понять - т.е. почему, для чего, в каких условиях необходима блокировка не хромоты "ног", и, соответственно, необходим переход от не хромоты к хромоте и обратно. Видимо, тут такой же механизм как при засыпании и просыпанием - чтобы заснуть(перейти в сон) необходимо что-то блокировать(ограничить) в бодрствовании(метафорически - захромать). Но возникает проблема у этих хромающих, если они не могут перейти в состояние бодрствования(не хромать).

Т.е. необходимо иметь некий цикл связующего перехода сна и яви, не имея которой и возникают проблемы или в виде бессонницы(невозможности заснуть) или невозможности проснуться от сна.