Солипсизм аристотелевской логики

Аватар пользователя mp_gratchev
Систематизация и связи
Диалектика
Логика

Солипсизм аристотелевской логики

 

Spinosaurus пишет:
 
Spinosaurus, 17 Январь, 2022 - 12:42, ссылка

[В цитате перечисляются известные её автору виды солипсизма]. Тогда Вы можете сформулировать определение "логического солипсизма"?

Иначе следующее предложение совершенно непонятно:

 Спор допустим о законе Непротиворечия как формулировке логического солипсизма или об отсутствии в нем такового.

, так как статья, послужившая поводом к дискуссии эту тему не затрагивает тему "логического солипсизма"

Как и всякое мировоззрение солипсизм несет в себе по меньшей мере три составляющие:

онтологическую ("статусом существования обладает только мыслящий субъект, а все не совпадающие с ним объекты существуют только в его сознании" );
гносеологическую (подлинными объектами восприятия, по Беркли, являются идеи воспринимающего); и
- логическую (вопрос об истинности мыслей и высказываний субъекта рассуждений).

Кроме того, речь может идти о практическом солипсизме, этическом и аксиологическом. Создание логического учения приписывают Аристотелю. Силлогистика Аристотеля выходит за пределы практических в область идеальных рассуждений

Определение

Логический солипсизм - способ рассуждения, при котором субъект высказываний исходит из признания своих утверждений истинными по умолчанию. Соответственно, противоречащие высказывания необходимо ложные.

В связи с разбором взаимоотношений диалектической и формальной логики меня интересует логическая составляющая солипсизма. Элементарная диалектическая логика вводит в структуру рассуждений субъект высказывания в явном виде. Поэтому для неё два аристотелевских солипсиста желанные гости. Спорщики - обычные индивиды, только включенные волей обстоятельств в прокрустово ложе традиционной логики.  Формальная средневековая диалектика разрешает защищать тезис и антитезис, но это всего лишь игра, ведь истина одна и она заранее известна некоему глобальному наблюдателю.

Если ввести критерий различения солипсиста и не солипсиста, то первый ориентирован на дефляционную истинность своих высказываний (всегда его высказывания истинны по умолчанию, поскольку истинны относительно себя самого), второй ориентирован на корреспондентную истинность (соответствие своих высказываний фактическому положению дел независимо от феноменов собственного мышления).

Аристотелевская логика направляет индивида в объятья солипсизма, так как в случае возникновения противоречия с собеседником неискушенный индивид инстинктивно выбирает собственную правоту. Как возможен солипсизм в традиционной логике? Дело в том, что аристотелевская логика отвлекается от субъекта рассуждений. А в эмпирической действительности они присутствуют со всей очевидностью.

Строго говоря, в аристотелевской логике не может быть тезисов и антитезисов, а только аксиомы. Аксиомы, как известно, это истинные положения по умолчанию. Поэтому эмпирическому субъекту рассуждений в рамках аристотелевской логики не остается другого выхода, кроме как 'ложность' приписывать оппоненту, а 'истинность' себе любимому.

Солипсизм - вещь практическая. Когда вы вступаете в спор, то занимаете солиптическую позицию. А если это так, то свой вывод о солипсисте должны отнести и к себе. Со своей стороны, вы оцениваете заключения солипсиста "надуманными".

Но собственные заключения не хотите оценивать как надуманные. Начинаете искать выход из создавшейся ситуации. Приходите к мысли, что у собеседника наравне с вашей может быть своя правота. То есть, вступая в спор, следует очистить свое сознание от мысли, что собеседник заведомо заблуждается. Дать ему шанс доказать свою правоту. А себе - шанс логически опровергнуть собственный солипсизм.

--

Грачев Михаил Петрович

Москва, 17 января 2022 г.

Комментарии

Аватар пользователя mp_gratchev

 

ОТРИЦАНИЕ, ОНО И В ПАРАнЕПРОТИВОРЕЧИВОЙ ЛОГИКЕ - ОТРИЦАНИЕ (КЛАССИЧЕСКОЕ)

 

Тривиальные примеры  vs. проблемы

fed.

Можно взять примеры из любой науки - физики, экономики, астрологии и т.д

Виктор Володин.

Представьте такой спор:  “Эта роза красная”, –  говорит один.  “Нет, эта роза [не] красная”, – отвечает другой. Если определить отрицание более привычным образом, так чтобы отрицанием не строго ложного было строго ложное, паранепротиворечивость LP испарится (dialektika_protivorechiya_vzryv.pdf. - С.11)

Про розу пример тривиальный. А в следующем примере присутствует проблема. Представьте такой спор: “Вася убил”, – говорит прокурор. “Нет, Вася не убивал”, – отвечает адвокат. Здесь противоречие не купируют как в паранепротиворечивой логике, а разрешают в состязательном аргументативном рассуждении.

Аристотель.

А именно: невозможно, чтобы одно и то же в одно и то же время было и не было присуще одному и тому же в одном и том же отношении (и все другое, что мы могли бы еще уточнить, пусть будет уточнено во избежание словесных затруднений) — это, конечно, самое достоверное из всех начал, к нему подходит данное выше определение” (Аристотель. Метафизика. Сочинения в четырех томах, т.1, М., 1976, стр. 125).

Не присуще объекту, но присуще высказываниям об объекте, альтернативным гипотезам (версиям). Не присуще электрону быть одновременно и волной, и частицей.

--

Аватар пользователя Виктор Володин

mp_gratchev, 17 Январь, 2022 - 10:50, ссылка

Представьте такой спор:  “Эта роза красная”, –  говорит один.  “Нет, эта роза [не] красная”, – отвечает другой.

Зря вы вставили [не] в квадратных скобках. Кажется вы не вполне поняли, то что я написал. 

“Вася убил”, – говорит прокурор. “Нет, Вася не убивал”, – отвечает адвокат.

Здесь нет логического противоречия. Противоречие же в споре разрешается далеко не всегда. Чаще всего не разрешается.

Аватар пользователя mp_gratchev

Зря вы вставили [не] в квадратных скобках. Кажется вы не вполне поняли, то что я написал.

В написанном Вами нет спора (“Эта роза красная”, –  говорит один.  “Нет, эта роза красная”, – отвечает другой). Есть тавтология. Правильно будет:

“Эта роза красная”, –  говорит один.  “Неверно, что эта роза красная”, – отвечает другой.

Либо:

“Эта роза не красная”, –  говорит один.  “Нет, эта роза красная”, – отвечает другой.

Если считаете, что не вполне понял, то поясните как следует правильно понимать.

 

Противоречие же в споре разрешается далеко не всегда. Чаще всего не разрешается.

Противоречие в споре прокурора и адвоката всегда разрешается вердиктом суда.

--

Аватар пользователя Виктор Володин

mp_gratchev, 17 Январь, 2022 - 12:15, ссылка

Если считаете, что не вполне понял, то поясните как следует правильно понимать.

Речь идет об отрицании. В обычной логике отрицанием предложения "Эта роза красная" является предложение "Эта роза не красная". В логике парадоксов LP, как сказано на стр. 11, отрицанием высказывания может быть оно само, ¬A = A. Например, отрицанием высказывания "Эта роза красная" вполне могло бы быть оно само, т.е. высказывание "Эта роза красная". Поэтому в логике LP возможен такой абсурдный спор: "Эта роза красная”, – говорит один. “Я с вами совершенно не согласен,  эта роза красная”, - отвечает другой.

Аватар пользователя mp_gratchev

Речь идет об отрицании. В обычной логике отрицанием предложения "Эта роза красная" является предложение "Эта роза не красная".

У Вас отрицается не предложение, а предикат внутри предложения. Стандартное отрицание всего предложения выглядит так: [Неверно, что "Эта роза красная"].

 

Поэтому в логике LP возможен такой абсурдный спор: "Эта роза красная”, – говорит один. “Я с вами совершенно не согласен,  эта роза красная”, - отвечает другой.

По-австралийски возможно так (пропущено "что"). Но по-русски будет звучать:

“Я с вами совершенно не согласен,  ч т о  эта роза красная”

--

Аватар пользователя Виктор Володин

mp_gratchev, 17 Январь, 2022 - 15:18, ссылка

Но по-русски будет звучать: “Я с вами совершенно не согласен,  ч т о  эта роза красная”

Эта ваша ремарка говорит лишь о том, что сами вы мыслите в классической (аристотелевой) парадигме, как бы вы не выступали против. Дело в том, что предложения

“Я с вами совершенно не согласен,  эта роза красная”

и

“Я с вами совершенно не согласен,  ч т о  эта роза красная”

имеют противоположный смысл.

Аватар пользователя mp_gratchev

Дело в том, что предложения ... имеют противоположный смысл

Противоположный смысл будут иметь предложения (1) и (2):

1. "Эта роза красная". “Я с вами совершенно согласен,  эта роза красная” - подтверждение.

2."Эта роза белая". “Я с вами совершенно не согласен,  эта роза красная” - отрицание.

В третьем случае, предложение бессмысленное:

3.  "Эта роза красная" (А). “Я с вами совершенно не согласен,  [эта роза красная” (Б)] - бессмыслица, ибо "Б" не отрицает, а подтверждает "А".

--

Аватар пользователя Виктор Володин

mp_gratchev, 17 Январь, 2022 - 17:56, ссылка

Печально...

Аватар пользователя mp_gratchev

новое 1

"между тем в LP (и в K3) отрицанием предложения может быть оно само"

С какой стати?

 

Мне (Виктору Володину) было интересно разобраться в паранепротиворечивых логиках

Разобрался? Осталось продемонстрировать свое понимание публике. К сожалению, попытка неудачная. 

В параНепротиворечивых логиках нет бунта против классической логики. Другое дело, - параПротиворечивая логика.

--

--

Аватар пользователя Spinosaurus

Вы постоянно смешиваете логику и эпистемологию. Вольно или невольно судить не берусь, но в итоге возникает путанница.

Принцип запрета на противоречие объясняется тем, что с помощью логических операций, если этот принцип не соблюдается, можно показать что все переменные (высказывания) принимают одно значение. Содержание высказываний — совершенно не важно при этом. Не обязательно даже считать что высказывания "истины" или "ложны". Просто одни высказывания принимают значения "0", другие — "1" (а без запрета на противоречие только "1"). Всё.

Далее:

логическую (вопрос об истинности мыслей и высказываний субъекта рассуждений).

Вопрос об "истинности мыслей" — это тоже эпистемологический вопрос, а не логический. В этом, как мне видится, ваша ошибка.

Наконец, нет, строго говоря, "Аристотелевской логики". Есть более-менее общепринятая реконструкция его силлогистики. В большинстве случаев люди ориентируются на логику первого порядка, а это куда более позднее изобретение.

Когда вы вступаете в спор, то занимаете солиптическую позицию. А если это так, то свой вывод о солипсисте должны отнести и к себе.

Нет, это Вы приписываете своему гипотетическому оппоненту позицию. Когда я вступаю в спор, то рассчитываю переубедить своего оппонента с помощью аргументов, и, разумеется, жду что и он в защиту своей позиции будет тоже выдвигать аргументы. 

Аватар пользователя mp_gratchev

Принцип противоречия ни чем не объясняется. Наоборот, будучи началом (самым достоверным из начал) всё собой объясняет, лежит в основании всех объяснений.

--

Аватар пользователя bravoseven

Михаил Петрович,

самым достоверным из начал

 Закон противоречия разбивает вашу достоверность в пыль.

Принцип противоречия ни чем не объясняется

 Объясняется единством сознания. Единство целого невозможно без  наличия в нём противоположности каждой и любой его части.

Аватар пользователя Spinosaurus

mp_gratchev, 18 Январь, 2022 - 01:22, ссылка 

Принцип противоречия ни чем не объясняется. Наоборот, будучи началом (самым достоверным из начал) всё собой объясняет, лежит в основании всех объяснений.

Это тезис? Вопрос? Размышление в слух?

Какой реакции Вы от меня ждёте по поводу написанного?

Аватар пользователя mp_gratchev

Это был лишь фрагмент возражения.

Вопрос об "истинности мыслей" — это тоже эпистемологический вопрос, а не логический. В этом, как мне видится, ваша ошибка.

На каком основании решили, что эпистемологический? Истинность суждения - "ложно" и "истинно". Поэтому логический.

--

Аватар пользователя Spinosaurus

mp_gratchev, 18 Январь, 2022 - 18:05, ссылка 

На каком основании решили, что эпистемологический? Истинность суждения - "ложно" и "истинно". Поэтому логический.

Нет. Этого ниотуда не следует. В конце концов, омонимов существует немалое количество, но к столь радикальным выводам они не обязывают.

Поясняю свою мысль.
Для "формальной логики" совершенно не важно содержание выссказываний, причём это работает уже в силлогистике Аристотеля.

"Все шальки хлифкие. Бормоглот — это шалёк, следовательно он — хлифкий". Совершенно корректное рассуждение, причём абсолютно неважно существует ли вообще референт к слову "шалёк" или это просто набор букв (звуков). Можно подставить любое слово, и корректность вывода не изменится.

Я же написал, что "истинну" и "ложь" можно заменить на "0" и "1" и ничего не изменится. В логике, грубо говоря, важно лишь количество значений, которые могут принимают переменные, а не онтологический или эпистемический статус самих значений.

Аватар пользователя mp_gratchev

 

 

 

В логике, грубо говоря, важно лишь количество значений [***], которые могут принимают переменные, а не онтологический или эпистемический статус самих значений.

Количество каких значений? - В логике изначально речь идет об истинностных значениях высказываний. В двузначной логике истинностные значения: ложно и истинно. Для удобства оперирования ими можете условно обозначить, заменить на "0" и "1".

"Но не всякая речь есть высказывающая речь, а лишь та, в которой содержится истинность или ложность чего-либо; мольба, например, есть речь, о она не истинна и не ложна. Итак, прочие виды речи оставлены здесь без внимания" (Аристотель. Сочинения в четырёх томах. Том 2 // М. 1978, - C. 95.).

Т.е. в Вашей фразе пропущено:

"В логике, грубо говоря, важно лишь количество значений [истинности. - M.G.], которые могут принимают переменные, а не онтологический или эпистемический статус самих значений".

--

Аватар пользователя Spinosaurus

mp_gratchev, 19 Январь, 2022 - 15:03, ссылка

Ответил здесь.

Аватар пользователя Kirsanow

Михаил Петрович, откровенно говоря, никак не могу найти тему, чтобы высказать свое мнение, разрешите здесь.

Человек – существо общественное. Какой при этом возможен солипсизм? Я просто фигею от ненормативной лексики – фантасты! Вы создаете Мир в котором есть солипсизм? Дайте мне ссылку на публикацию романа, который никому не в тему, но с солипсизмом, с удовольствием почитаю.

Когнитивность мышления заключается не просто в чередовании мыслей определений с мыслями суждениями, а в том, что мысли суждения как раз и являются диалектическими выводами, к определениям.

Формалисты не могут доказать формальную логику определяющей истину по той причине, что не является эта логика основанием всех логик. Если кто против – то докажите обратное. Как можно показать двадцать (триста) оттенков черного посредством формалистики? Не надо приводить правоту крайностей, ибо такая существует уже много тысяч лет.

Если задаться вопросом- какая из логиков будет определяющей истину, то следует взглянуть на самый первый принцип мироздания – если в нашем Мире есть всему своя противоположность,(по Кибалиону) то нужно найти такую сущность, которой такой противоположности не отыщется. Она то и будет первопричиной нашего Мира, а значит, и логики.

Раскинув своими мозгами и мозгами своих сподвижников, приходим к выводу, что основание нашего Мира – есть Мир противоположностей в их уровнях и разнообразии. Ведь только им не существует противоположности. Это означает, что первична логика не формальная, способная лишь отделять черное от белого, а способная определять (находить) баланс между их оттенками. Потому формальная логика Аристотеля вторична к вселенской логике существования.

Если у кого возникла мысль о моем либерастическом уклоне – не стесняйтесь, возражайте, в политике тоже есть мнения, но имейте в виду, что и там есть законы.

Аватар пользователя Геннадий Макеев

Чтобы казаться повыше, надо нагнуть пониже Аристотеля...

При этом нет понимания, что , как ни тыкай/всовывай в солипсизм, не получится засунуть аристотелеву аналитику туда, ну никак, если только не обрезать её до примитивизма(упрощённости) фл, называемой традиционной.

Чем вам, Михаил Петрович, разборки с традиционной "фл" не угодили, что вы ещё и Аристотеля подсовываете в виде "ширмы" солипсизма?

 

 

Аватар пользователя Kirsanow

Геннадий Макеев, 18 Январь, 2022 - 17:37, ссылка

 

Чтобы казаться повыше, надо нагнуть пониже Аристотеля...

 

Михаил Петрович и Гена Макеев позвольте и мне вставить пять копеек…

Гена, если судишь, то будь объективен.

Ниже Аристотеля уже никого нет. Вся история войн, бед и развития (как ни странно) – это логика Аристотеля.

Разве в споре нужен посредник? Как Вы полагаете? А силлогизм – есть необходимость посредничества – если А = Б, а Б = С, то С = А.

Путаница в определениях посылок является определяющим спора, непонимания и крайности – войны.

Спустившись на основание диалектики – противоположности,  возможно

определить истину. Трудно, но без крайностей.

Аватар пользователя Kirsanow

В продолжение своего поста.

Конструкция силлогизма талантлива, кто спорит? Но применяется она для крайностей, которых в природе не существует. Если сказано А, то одновременно с той же силой названа и ее противная сторона. Если мы не можем мыслить без крайностей, то качественного силлогизма получить невозможно по той причине, что крайность – это просто ориентир где расположена реперная точка в диапазоне между противоположными понятиями.

Аватар пользователя Spinosaurus

mp_gratchev, 19 Январь, 2022 - 15:03, ссылка

Количество каких значений? - В логике изначально речь идет об истинностных значениях высказываний.

Количество значений (в классической логике) 2: "истинно" и "ложно", и любое высказывание может быть либо "истинным", либо "ложным" (см. Закон исключённого третьего). И в приведённом суждении, Аристотель говорит только о двух значениях: "истина" "ложь" применительно к высказываниям. Ни о каких "истинностно-истиных" и "истинностно-ложных" значениях у него речи не идёт.

Я понимаю этот фрагмент из Аристотеля следующим образом: только суждение о чём-либо может обладать свойством быть "истинным" либо "ложным", а, например, повеления или мольбы таким свойством не обладают (собственно, они суждениями и не являются):

а) "Пощади!"
б) "Не щади!"

О том истины они или ложны ничего сказать нельзя, но можно сказать истинно или ложно о следующих суждениях:

А) "Он пощадил врага"
Б) "Он не пощадил врага"

В этом смысле, я полагаю что статусы "истинно" и "ложно" обладают лишь, так сказать, "формальным смыслом", ибо важны по существу не они, а логические операции.

Скажем, силлогизм:

"Все птицы не умеют летать. Голубь — птица, следовательно, голубь не имеет летать"

верен, если первая посылка истинна, в логическом смысле, но вместе с тем, она может быть неверна в той эмпирической реальности, которая нам доступна.

Таким образом, моя позиция сводится к следующим пунктам.

1). Проблема соотношения высказываний и реальности не является проблемой логики – это проблема философии, эпистемологии и метафизики, поскольку сама логика ничего не говорит нам о своей связи с действительностью и не должна говорить. Логика – это сфера понятий, суждений и выводов – а также правил оперирования ими; мы обязаны придерживаться этих правил, если мы хотим вести осмысленную дискуссию, в том числе о том, каким образом категории логики соотносятся с реальностью. Тот факт, что логика является метафизически нейтральной подтверждается, например, тем, что люди самых разных метафизических взглядов следовали законам логики и пользовались логическим инструментарием при защите собственных позиций.

2). Проблему соотношения логики и эпистемологии я разрешаю для себя следующим образом. Если логика — это, грубо говоря, формальные требования и критерии осмысленности наших суждений, то эпистемология есть содержательное определение того, что такое знание и каков его источник. Если логика требует, чтобы наши высказывания были обоснованными (см. Закон достаточного обоснования), то эпистемология ищет содержательное определения того, что такое – хорошее обоснование.

3). Поэтому следует различать истинность в эпистемологическом и в логическом смысле. Когда мы говорим о логической истине. Мы говорим об истине формально, о том, что суждение или некоторое количество суждений принимают значение "1", соответственно отрицание этих суждений будет принимать значение "0".
Когда же мы говорим об истине в эпистемологическом смысле, мы задаёмся содержательным вопросом об истинности суждений, скажем: "Верно ли данное, логически истинное суждение, в реальном мире?"

4). Наконец, в ситуации спора... его субъекты могут критиковать друг друга следующим образом. Во-первых, искать в системах суждений друг друга логическое противоречие, то есть на "логическом уровне", и в случае нахождения такого у одного из оппонентов — он будет признан проигравшим в этом споре. Во-вторых, критиковать друг друга в "содержательном смысле". Например, предъявляя, несоответствие суждение оппонента "эмпирической реальности".

Подводя итог. Я не вижу, как из подобной позиции, следует "логический солипсизм" в Вашем смысле.

Аватар пользователя mp_gratchev

Spinosaurus, 22 Январь, 2022 - 14:58, ссылка

Я понимаю этот фрагмент из Аристотеля следующим образом: только суждение о чём-либо может обладать свойством быть "истинным" либо "ложным", а, например, повеления или мольбы таким свойством не обладают (собственно, они суждениями и не являются):

а) "Пощади!"
б) "Не щади!"

О том истины они или ложны ничего сказать нельзя, но можно сказать истинно или ложно о следующих суждениях:

А) "Он пощадил врага"
Б) "Он не пощадил врага"

В этом смысле, я полагаю что статусы "истинно" и "ложно" обладают лишь, так сказать, "формальным смыслом", ибо важны по существу не они, а логические операции.

Верно, суждение о чём-либо может обладать свойством быть "истинным" либо "ложным", а высказывание "Пощади!"  - это императив (мольба). У императива другие "статусы" (характеристические значения высказывания): исполнимо/не исполнимо.

Говоря: "Итак, прочие виды речи оставлены здесь без внимания", - Аристотель исключал из логического дискурса императивы, вопросы, оценки. 

Логические операции, признанные Вами важными "по существу", могут осуществляться только с суждениями. Из вопросов и императивов дедуктивный вывод не сконструируете.

 

Аристотель говорит только о двух значениях: "истина" "ложь" применительно к высказываниям. Ни о каких "истинностно-истиных" и "истинностно-ложных" значениях у него речи не идёт. (там же)

Речь об "истинностно-истиных" и "истинностно-ложных" значениях не идет именно потому, что упомянутая вами категория "высказывания"  у Аристотеля имеет лексическое значение суждений ( суждения как раз есть речь "лишь та, в которой содержится истинность или ложность чего-либо"):

"Но не всякая речь есть высказывающая речь, а лишь та, в которой содержится истинность или ложность чего-либо; мольба, например, есть речь, но она не истинна и не ложна. Итак, прочие виды речи оставлены здесь без внимания" (Аристотель. Об истолковании // Сочинения в четырёх томах. Том 2. - М., 1978. - C. 95).

Тогда как "не истинностные" значения относятся к оставленным без внимания "прочим видам речи": вопросам и императивам.

--

Аватар пользователя mp_gratchev

Spinosaurus, 22 Январь, 2022 - 14:58, ссылка

Таким образом, моя позиция сводится к следующим пунктам.

1). Проблема соотношения высказываний и реальности не является проблемой логики – это проблема философии, эпистемологии и метафизики, поскольку сама логика ничего не говорит нам о своей связи с действительностью и не должна говорить. Логика – это сфера понятий, суждений и выводов – а также правил оперирования ими; мы обязаны придерживаться этих правил, если мы хотим вести осмысленную дискуссию, в том числе о том, каким образом категории логики соотносятся с реальностью. Тот факт, что логика является метафизически нейтральной подтверждается, например, тем, что люди самых разных метафизических взглядов следовали законам логики и пользовались логическим инструментарием при защите собственных позиций.

"Проблема соотношения высказываний и реальности не является проблемой логики – это проблема философии" - Уточню: проблема соответствия истинности высказываний реальности, ибо озвученные высказывания - это тоже реальность.

"Логика – это сфера понятий, суждений и выводов – а также правил оперирования ими" - Логика это сфера интеллектуальной деятельности, в которую помимо "понятий, суждений и выводов" входят другие не менее важные ключевые предметы.

"люди самых разных метафизических взглядов следовали законам логики " - А именно, исходя из истинности собственной позиции и истинных по умолчанию своих утверждений выводят ложность чужих противоречащих суждений, следуя заранее установленным правилам, в частности, закону непротиворечия.

 

Логика — нормативная наука о законах, формах и приемах интеллектуальной познавательной деятельности, осуществляемой с помощью формального языка.
Ни о каком "правильном мышлении" в логике речи быть не может. Да и не понятно что это вообще такое — что такое "правильное" и что такое "мышление"?

Слово "нормативная" как раз означает установление в дисциплине "Логика" норм, правил рассуждения.

Рассуждения по правилам - вот отсюда и происходит представление о "правильном мышлении".

--

Аватар пользователя mp_gratchev

Spinosaurus, 22 Январь, 2022 - 14:58, ссылка

3). Поэтому следует различать истинность в эпистемологическом и в логическом смысле. Когда мы говорим о логической истине. Мы говорим об истине формально, о том, что суждение или некоторое количество суждений принимают значение "1", соответственно отрицание этих суждений будет принимать значение "0".
Когда же мы говорим об истине в эпистемологическом смысле, мы задаёмся содержательным вопросом об истинности суждений, скажем: "Верно ли данное, логически истинное суждение, в реальном мире?"

"Когда мы говорим о логической истине. Мы говорим об истине формально" - То есть о том, что в двузначной логике суждение можно охарактеризовать одной их двух логических оценок: ложно или истинно.

"Верно ли данное, логически истинное суждение, в реальном мире?" - Что в лоб, что по лбу: потому и истинное, что соответствует положению дел в реальном мире.

Или Вы допускаете варианты: например, что с эпистемологической точки зрения в реальном мире "логически истинное суждение" может быть не верным?

Неверное "логически истинное суждение" - это оксюморон. 

--