Часть 1 этой статьи можно прочитать здесь. Дополнительную литературу смотри в Списке литературы.
Ранее доказывалась необходимость появления раздражённого раздражения, его образования из телесного. Однако ранее по существу не говорилось от механизме преобразования раздражения в раздражённое раздражение – каким конкретно образом из раздражения получается раздражение2 пока не известно. Сейчас это будет установлено. Изучим механизм субъективации, который создаёт раздражённое раздражение.
Механизм объективации:
.1. A === > V – переход от прообраза к образу. Форма у иглы А и раны V разная, но содержание – угол при вершине одно и то же. Материальное отражение по форме С < --- Ч.
Механизм субъективации:
.1. Материальное отражение по форме С --- > Ч по причине неадекватности отражения в органах восприятия превращается в раздражение-раздражитель. Образ V превращается в раздражитель: V --- > «V». Раздражитель – это то, что вызывает раздражение.
.2. Подобно тому, как тело-раздражитель вызывает раздражение в теле, раздражение-раздражитель вызывает раздражение в раздражении (раздражённое раздражение).
.3. Появление раздражения более высокого (2-го) порядка - выражения2 С --- > Ч. Направленность выражения2 вовне организма, но неизвестно куда именно. Появление предощущения. Оно не ощущается.
.4. Ориентация выражения2 вне тела, вне организма, в материи. Нахождение прообраза по содержанию и установление направленности на оригинал/прообраз. С --- > А.
Вот этот вот последний шаг субъективации необходимо прокомментировать. Ясно, что это просто, схема, абстракция. Очень похоже на «щупальца сознания» А.Н. Щукарёва. (Только вот непонятно, как идеальное сознание может «щупать» телесные материальные вещи.) В жизни так не может быть: нематериальное выражение каким-то чудом отрывается от своего тела, покидает его, а затем устанавливает связь с другим телом, приобретая его содержание. Например, лягушка увидела муху, отразила её в материальном образе, этот образ превратился в нематериальное выражение2, которое должно быть направлено на реальную муху – прообраз. Как же выражение2 сможет «поймать» муху материальную? Ответ находим экспериментально, продолжая наблюдать за поведением лягушки. Что она делает, после того, как выражение2 сформировалось? – Она 1) напрягает мышцы (органы жизнедеятельности), 2) разевает пасть (органы жизнедеятельности), 3) прыгает, 4) заглатывает муху в пасть, 5) отправляет муху из пасти в желудок (органы жизнедеятельности). Это как всё называется? – Выражение по схеме С --- > Ч. И выражение это чисто материальное. Короче: выражение2 === > выражение1: выражение нематериальное продолжается в выражении материальном. Выражение2 даёт команду на выражение1. Вот после того, как содержание мухи становится содержанием желудка лягушки, можно говорить о том, что процесс субъективации закончен.
Что должно быть необходимыми предпосылками для полной субъективации? – 1) однонаправленность выражение2 и выражение1, 2) наличие физической связи между органами восприятия и органами жизнедеятельности.
Однонаправленность выражение2 и выражение1 вытекает из того, что выражение нематериальное продолжается в выражении материальном.
Наличие физической связи между органами восприятия и органами жизнедеятельности требуется для их взаимодействия. Органы жизнедеятельности и органы восприятия качественно отличны друг от друга (по направленности раздражения). Поэтому они нуждаются в особом соединении. Ясно, что такое соединения должно быть материальным – физическим, поскольку органы жизнедеятельности не связаны с нематериальным раздражением. Во всём изложенном выше материале такая связь не упоминалась. Но в жизни она существует – это нервная система. Нервная система должна входить в процесс субъективации и являться частью его механизма.
Что представляет собой нервная система:
Функцию памяти и связи выполняет нервная система (но это не единственная её функция). В собственном смысле этого слова нервная система появляется на уровне таких животных, как кишечнополостные, её называют сетевидной. Но наукой уже установлено, что нервная система в более широком смысле есть везде, где имеются проблески духа (психики), в том числе и у простейших. Но у последних она исследована пока недостаточно. "Интеграция моторносенсорной активности возможна лишь с помощью специальных функциональных структур, аналогичных нервной системе многоклеточных животных. Однако о морфологии этих аналогов ещё очень мало известно, и только относительно инфузории удалось с определённой достоверностью доказать существование специальной сетевидной системы проводящих путей, располагающейся в эктодерме. Очевидно, проведение импульсов осуществляется у простейших и системой градиентов в самой цитоплазме" [6, 183].
При обсуждении на сайте «Философский штурм» различных способов решения психофизиологической проблемы участник ФШ Марченко сказал:
«Мало кому удавалось показать как идеальное нематериальное возникает в организме. Например П.К. Анохин , на одной из конференций при обсуждении философских вопросов нервной деятельности - пытался поднять тему нематериального.
"Физиологи мозга - говорил он - стоят перед очень трудной задачей, когда приходится объяснять это положение студентам... Я объясняю студентам: нервное возбуждение формируется и регулируется вот так, оно в такой форме в нерве, оно является таким-то в клетке. Шаг за шагом, с точностью до одного иона я говорю им об интеграции, о сложных системах возбуждения, о построении поведения, о формировании цели к действию и т.д., а потом обрываю и говорю: сознание - идеальный фактор. Сам я разделяю это положение, но я должен как-то показать, как же причинно идеальное сознание рождается на основе объясненных мною материальных причинно-следственных отношений? Нам это очень трудно сделать без изменения принципов объяснения". [1]»» «[2]».
Кто ясно мыслит, тот ясно излагает. Давайте поможем П.К. Анохину изменить принципы объяснения происхождения идеального (нематериального) из материального. На мой взгляд, колоссальной методической ошибкой множества авторов, которые пытались решить эту проблему, является пренебрежение принципом: нельзя понять max сложное, не понимая max простое. Может ли Анохин объяснить появление психики у одноклеточных животных? – Нет, он этого не объясняет. Он ищет идеальное в мозгу, в котором около 85 000 000 000 нейронов, и к тому же ещё разносортных – есть двигательные, есть чувствительные. Но ведь мозг появился не внезапно, а есть результат эволюции аналогов нервной системы одноклеточных животных.
Давайте упростим задачу до предела и рассмотрим общие принципы строения и работы нервной системы, состоящей только из 1 (одного) нерва.
Общие принципы работы нервной системы
Нервная система – биологическая ткань, физически соединяющая между собой органы восприятия и органы жизнедеятельности; которая может функционировать в 2 режимах: 1) как орган восприятия, 2) как орган жизнедеятельности.
(Гипотеза: в усложнённой нервной системе типа мозга работа в режиме восприятия осуществляется чувствительными нейронами, а работа в режиме жизнедеятельности осуществляется двигательными нейронами.
Для справки: Вообще, в зависимости возложенных на нейроны задач, они делятся на три категории:
- Чувствительные (сенсорные) нейроны принимают и передают импульсы от рецепторов «в центр», т.е. центральную нервную систему. Причем сами рецепторы - это специально обученные клетки органов чувств, мышц, кожи и суставов умеющие обнаруживать физические или химические изменения внутри и снаружи нашего организма, преобразовывать их в импульсы и передавать их чувствительным нейронам. Таким образом, сигналы идут от периферии к центру.
- Двигательные (моторные) нейроны несут сигналы, выходящие из головного или спинного мозга, к исполнительным органам, коими являются мышцы, железы и т.д. Значит, сигналы идут от центра к периферии.
- Промежуточные (вставочные) нейроны являются «удлинителями», т.е. получают сигналы от чувствительных нейронов и посылают эти импульсы дальше к другим промежуточным нейронам или сразу к двигательным нейронам.)
Вернёмся к примеру с лягушкой и мухой, которую она увидела. Её глаз соединён посредством нервной системы с лапами, пастью и проч.
В органе восприятия находятся одновременно 2 разнонаправленных типа раздражения: выражение2 (цифра 2 означает раздражённое раздражение - нематериальное) и отражение1 (цифра 1 означает раздражение тела - материальное). В органе жизнедеятельности находится только раздражение тела по форме выражение1.
Выражение2 направлено на цель вне организма. Чтобы достичь поставленной цели, выражение2 должно покинуть тело. Но, чтобы покинуть орган восприятия, выражение2 должно оторваться от отражения1, но без отражения1, выражение2 существовать не может. Значит цель, на которую направлено выражение2, недостижима. Нервная система позволяет выражению достичь цели посредством следующего механизма:
.1. Работа нервной системы в режиме восприятия. На этом этапе нервную систему следует рассматривать как отросток органа восприятия. Нерв имеет (как и орган восприятия) выражение2 и отражение1. (Лягушка видит муху, и как бы хочет её достать, но не может – нечем дотянуться.)
.2. Переход из режима восприятия в режим жизнедеятельности. При этом переходе в нерве происходят следующие преобразования:
.2.1. Отражение1 исчезает из нерва (но не из органа восприятия!) вообще. Это объясняется тем, что орган жизнедеятельности несовместим по направленности своего раздражения с отражением. При этом ничего трагического/драматического не происходит. Отражение – несущественная форма отражения, и её исчезновение не влечёт исчезновения самого нерва.
.2.2. Выражение2 в нерве превращается в выражение1. Почему же это происходит? Выражение2 должно исчезнуть вслед за отражением1. Но если оно исчезнет, то нерв вообще останется без раздражения – а живая ткань не может оставаться живой, если в ней не будет раздражения. В органе жизнедеятельности может находится раздражение только по форме выражения1. Значит, выражение2 должно превратиться в выражение1, а не исчезнуть.
.3. Работа нервной системы в режиме жизнедеятельности. На этом этапе нервную систему следует рассматривать как отросток органа жизнедеятельности. Нерв имеет (как и орган жизнедеятельности) выражение1. Выражение1 направлено на цель вне организма. Цель вполне достижима. Орган жизнедеятельности для того и существует, чтобы осуществлять взаимодействие организма с внешним миром (но не только). (Лягушка напрягает мышцы, прыгает, захватывает пастью муху, отправляет её в свой желудок.)
Обратите внимание: цель формируется в органе восприятия и передаётся в орган жизнедеятельности для достижения цели. В самом органе жизнедеятельности целеполагания не осуществляется. Целеполагание – это самый простой акт управления. Значит, орган восприятия управляет в самом простейшем случае органом жизнедеятельности.
В ходе эволюции центр управления жизнью животного определился в нервной системе. Выражение2 в процессе субъективации порождает выражение1. Нематериальное порождает материальное. Выражение2 посредством нервной системы задаёт цель и направление, отдаёт команду на начало действия выражению1. Это называется управлением. В чистом виде предощущение (выражение2) управлять ничем материальным не может, ибо оно само по себе не связано в материей. Центр управления может располагаться только в месте соединения (материального и нематериального) – в нервной системе.
В усложнённой форме, когда нервов не 1, а очень много, то на этапе перехода из режима восприятия в режим жизнедеятельности нематериальное выражение не сразу превращается в материальное, а перерабатывается и при помощи памяти (которая формируется в более сложных нервных системах) накапливается в виде опыта и используется для целенаправленного получения нового.
Возвращаясь к П.К. Анохину, скажу, что он сам ничего не понимал, а потому не смог так ясно объяснить. Что совсем не удивительно, мозг – слишком сложный объект для понимания, в отличие от 1 нерва.
Объективация + субъективация = кругооборот содержания. А à V à A.
Форма меняется – содержание (угол при вершине) - остаётся.
Аксиома: ощущаться могут только качества, свойства. В логике им соответствуют предикаты.
Пример: Логика предикатов. М = {зелёный лист, зелёное перо}, М* = {Истина, Ложь}. Тогда выражение AхЗЕЛЕНЬ(х) = И, где ЗЕЛЕНЬ – это предикат, он выражает то качество, которое ощущается.
Образование множества прообразов путём многократного повторения круговорота содержания. Выделение общего из множества прообразов. Задание предикатов на множестве прообразов.
Обобщение множества прообразов - появление представления о внешнем мире.
Проблема появления представления о внешнем мире (проблема объектировки) является одной из основных проблем всей европейской философии, особенно 18 – 19 веков. Никакого чётко выраженного решения этой проблемы в какой-нибудь философский системе не имеется. Хочется, поэтому, обратить внимание историков философии не наше утверждение: объектировка внешнего мира – результат обобщения предощущений. Думается, такой ответ, снимает суть проблемы.
Логической моделью ощущения являются предикатные выражения. Акт предикации – это самое простое обобщение.
Вот это оно самое и будет: AхКАЧЕСТВО(х)! Оно и ощущается.
Обобщение субъективных явлений продолжается от предощущения до Забесконечности.
Литература
.1. Анохин П.К. За творческое сотрудничество философов с физиологами. - В кн.: "Ленинская теория отражения и современная наука", М., 1966.
.2. Философский штурм: сайт// URL: http://philosophystorm.org/sokrashchennoe-izlozhenie-teorii-nematerialnogo#comment-439810
.3. Шуранов Б.М. Знания по философии и логике. - Ростов-на-Дону: ООО "Медиа-Полис", 2013.// Файлообменник. URL: http://yadi.sk/d/3s2qHVwp582sk/ .
.4. Шуранов Б.М. Философ Шуранов Б.М.: сайт// URL: http://filosofshuranov.ru .
.5555.