Разбирая вопрос о возможности «союза» между мистикой и рациональным, мне хотелось бы достичь «предельного», «онтологического» уровня анализа названных феноменов. Первым шагом на этом пути необходимо ограничить сферу рационального с ее сущностной стороны.
Рациональность доступна каждому, желающему войти в ее сферу. Такая доступность является следствием «заинтересованности». Возможно только «заинтересованное» познание. Ведь познание всегда есть мотивированный, устремленный, имеющий направление процесс исканий.
Познавая, первоначально, мы совершаем операцию анализа. Она вызывается тем, что нас не устраивает синкретическая цельность апперцепции, как нечто внешнее нашей сущности. И мы направляем усилия на ее разрушение. Весь смысл этого разрушения состоит в том, чтобы разобрать на составные части стоящую за апперцепцией «действительность», противопоставить ее самой себе, обнаружить в ней противоречие. Отметая ситуации и тенденции, не устраивающие нас, стараясь их нейтрализовать, мы концентрируем усилия на активизации тенденций, соответствующих нашим жизненным потребностям. Мир, полученный в результате таких действий, представляет синтетическое отражение нашей собственной заинтересованности в бытии.
Другим следствие подобной заинтересованности является унификация методов и правил познания. Весь мир предстает перед нами как проявление скрытых детерминистских связей. Этот детерминизм «рационален» только потому, что он оформлен процессом, мотивированным из одного источника. Именно поэтому все связи и отношения становятся прозрачными и доступными пониманию, обеспечивая возможность последнему воплощаться в общезначимые и общедоступные результаты познания.
Понимая заинтересованность как сущностное, системообразующее начало рационального, я тем самым ограничиваю сферу его существования. Ведь заинтересованность есть не что иное как проявление глубинной, жизненноважной связи между существующим, реальным субъектом и окружающей ситуацией. Это уровень эмпирического, «частного» бытия.
Если рациональное является феноменом частного бытия субъекта в эмпирической ситуации, то становится понятным, почему процесс познания бесконечен и практически ценен.
Промежуточным выводом, к которому мы пришли в ходе нашего рассуждения, будет то, что рациональное познание, мотивируемое жизненными потребностями человека, не может претендовать на то, что оно и есть «подлинная» жизнь. Оно – всего лишь свойство, атрибут человеческого бытия.
Уже уровень частного бытия, выявляет внутреннюю недостаточность, противоречивость такого понимания рациональности. С одной стороны, очевидно, что происхождение норм (в том числе и логического) по которым осуществляется познание, вытекает из самой сути рационального как мотивированного, устремленного к достижению цели процесса. С другой, рациональность всегда исторична. Это объясняется тем, что субъект находится в ситуации, к изменению которой он также имеет непосредственное отношение. С изменением ситуации, меняется направление заинтересованности. Жизненные потребности модифицируются. Меняется их интенсивность, направление ит.д. В результате подобных изменений, одни нормы рациональности разрушаются, уступая место другим. О существовании различных типов рациональности, осведомлен каждый интересовавшийся этой проблемой. Сама историчность форм рациональности, свидетельствует о том, что она есть выражение более фундаментальных процессов.
Для обозначения этой фундаментальной реальности нелегко подобрать подходящие слова. Ясно одно, что термин «иррациональное», как однопорядковый рациональному, не подходит для этой цели. Другой термин «сверхрациональное», родился в недрах иного подхода, носящего имя «мистицизм». Поэтому логичным будет сделать следующий шаг в ходе наших рассуждений.
Определение понятия «мистика», данные в БЭС, ФЭС, Энциклопедии «Религия», Энциклопедии эзотеризма, представляются мне неточными. Они написаны людьми, хотя и очень эрудированными, но не имеющими опыта Откровения. Понимание мистики, авторами упомянутых статей, имеет своими источниками сравнительное религиоведение, сравнительную мифологию, сравнение эзотерических практик. Это типичный эмпирический подход в исследовании, который нельзя вменить им в вину, поскольку другого пути к пониманию проблемы у них и быть не может.
Мистика, в переводе с греческого,- таинственный. Таинственный имеет следующие значения: 1. Заключающий в себе тайну, загадочно-непонятный. 2. Являющийся тайной, скрытый, скрываемый. 3. Выражающий тайну, загадочность. Все эти три значения в аккумулированы Дионисием Ареопагитим в понятии «мистика», который, собственно и ввел этот термин в философский оборот. У Ареопагита, «мистика» имеет конкретное воплощение и обозначает не что иное как Божественный Мрак, который не доступен ни чувственному, ни разумному познанию. Вот, что он пишет в «Мистическом Богословии»: «…чем выше возношусь я мыслью к созерцанию умопостигаемого, тем уже становится горизонт моего видения; … погружаясь в сверхмыслимый Мрак, я… полнейшую бессловесность и безмыслие обретаю».
Находясь в Откровении, я испытывал тоже самое. Божественный Мрак, иная реальность, которая никогда, ни при каких обстоятельствах, не может стать ни объектом, ни стимулом для человеческой заинтересованности. В Божественном Мраке нечего «видеть» и если ты там долго находишься, то становится скучно. Как некая «однородность», эта «область» находится « вне зоны действия» рациональности. Все жизненные потребности, мотивирующие познание, попадая в ситуацию «однородного» становятся беспомощными. Поэтому «богопознание» - абсурд.
Богопознание – это мотивированная деятельность разума, ищущего возможность включить вновь открытые обстоятельства в сферу своих интересов. Оно – продолжение мирской практики разума. Отсюда проистекает такое почти бесконечное многообразие религиозных доктрин. В них слиты воедино философско-этические изыскания «пророков», «отцов основателей» и практические методы по «изгнанию» разума.
В основе религиозных и эзотерических практик лежит сознательный отказ от рационально-логических методов. Целью, которого является достижение экстатического слияния с Богом. Но одних усилий ищущих недостаточно для достижения Божественного Мрака. Обязательно для этого необходимо желание Бога. Он сам выбирает, кому открыться. Поэтому я скептически отношусь к их возможностям.
Для меня мистическая теология – сильнейший довод в пользу социального переустройства на принципах отречения от частного интереса в пользу бескорыстного желания помочь другим, формирования иного типа рациональности. Заинтересованность в бытии в этой новой рациональности должна быть основана на желании отдавать, делиться тем, что имеешь. Тогда отдавая, приобретешь во стократ больше. Ведь, если получше вдуматься, то наш мир не ошибка Бога, а продолжение Его стремления БЫТЬ. Для меня очевидно лишь одно: наша разумность, рациональность следствие и необходимое условие этого Божественного Мрака. Таково мое представление о союзе и природе рациональности и мистики.
Комментарии
Если понятие иррациональное и сверхрациональное не являются подходящими для объяснения союза рациональности и мистики, то возможно подойдет понятие трансрационального (С.Франк), как единства рационального и иррационального. это такое единство при котором каждая сторона сохраняет свою уникальность, будчи укорененной во всеединстве.
"В основе религиозных и эзотерических практик лежит сознательный отказ от рационально-логических методов. Целью, которого является достижение экстатического слияния с Богом. Но одних усилий ищущих недостаточно для достижения Божественного Мрака. Обязательно для этого необходимо желание Бога. Он сам выбирает, кому открыться". Безусловно существует оппозиция вера-разум. Позиция "или-или", не является уместной,важен путь "и то, и другое", либо же отрицание "ни то, ни другое", или совмещение обоих позиций.
Отказ от применения рационально-логических методов не означает их полное отрицание, так как и разум - дар Бога.
Верно ли я пониманию посыл "отказ от рационально-логических методов приводит к экстатическому слиянию с Богом"? К достижению теозиса (обожения)в одинаковой степени приводят два пути - путь аскетический и путь экклезиологический. Безусловно, что последнее слово за Богом, но роль человека, в связи с этим, не приуменьшается. Необходимо подлинное "бытие-в-общении" между Богом и человек.
Кроме того следует учитывать специфичность каждой мистической традиции. Так, мистика ареопагитик и исихазма (их опыт созерцания Бога)(восточное христианство), отличается от мистики Франциска Ассизского и т.д.(западное христианство). + традиции Индии, ислама.
Мистика это всегда ограничение рациональности. Ее основание содержится в тезисе о запредельности Бога всему сущему. Но человеческий разум имеет заинтересованную природу и потому, он всегда стремится разрушить стену его ограничивающую. Надо четко различать два подхода: мистический и рациональный.
Рациональность в том и заключается, что она не смиряется с тем, что вопросы ею задаваемые должны остаться без ответа. Рациональность превращает мистику в размышление об устройстве бытия. Логос, Ци, Энергия, Всеединство и т.д. - это рациональные принципы, объясняющие устройство мира. Все они продолжение нашего стремления приспособить мир к нашим нуждам на основе "истины".
Мой подход заключается в отбрасывании этих костылей, в принятии человеком ответственности за собственные поступки, в понимании того, что наше энание значимо только для собственного существования. Богу абсолютно безразлично: есть в моем доме канализация или нет, но это небезразлично мне. Если нам все равно, как живут наши соседи, значит у моих детей нет будущего, как и у человечества в целом.
Мистика не может быть средством решения моих проблем. Она лишь указание, что моя жизнь доверена Богом мне и я несу ответственность за нее.
Уважаемый Стас! Хочу отметить одну вещь, которая поможет в нашей дискуссии.
Очень многие феномены человеческой культуры существуют в двух ипостасях: высокой и обыденной (так сказать ширпотребной). Например, музыка: классическая и популярная. Это относится и к рационализму и мистицизму.
1) То, что Вы говорите о рационализме, полностью подпадает под феномен обыденного рационализма. И я согласен со всей Вашей критикой. Но существует еще и высокий рационализм, который осуществлен величайшими представителями рода человеческого. Например, дедуктивное мышление Декарта, критика чистого разума Канта, трансцендентальное конструирование Шеллинга и т.д. Об этом рационализме, до которого подавляющее большинство обычных людей никогда не доходит, Вы почему-то не говорите ни слова, а Ваша критика, будучи распространена на него, бьет мимо цели.
2) Ситуация с мистицизмом у Вас с точностью до наоборот. Для примера Вы выбираете величайших представителей мистицизма: Дионисия Ареопагита, раньше мы с Вами говорили об Экхарте, Бёме, Плотине и т.д. И я полностью с Вами согласен, что это настолько высокий уровень, что не только большинству простых людей, но даже составителям БЭС, ФЭС и других энциклопедий не под силу понять их опыт. Но Вы почему-то не замечаете, что на обыденном уровне нас с Вами окружают тысячи людей, тоже именующих себя мистиками (всякие провидцы, духовидцы, медиумы, чародеи и прочая и прочая, у меня один знакомый не больше не меньше сам Иисус Христос). Это тоже мистицизм, только в вульгарной своей форме.
Итак, если уж сравнивать рационализм и мистицизм, то тогда на соответствующих уровнях. Например, на высоком уровне – рационализм Декарта, Спинозы, Канта и мистицизм Плотина, Ареопагита, Экхарта, а на обыденном уровне – вульгарный рационализм одних масс людей и вульгарный мистицизм других масс людей.
В противном случае, сравнивая плюсы высокого мистицизма с минусами вульгарного рационализма, Вы уподобляетесь тем псевдорационалистам, которые хорошо видят плюсы высокого рационализма, но сравнивают их с минусами вульгарного мистицизма. Ничего из такого сравнения, кроме вражды и розни, не получается.
2 Сергей Борчиков
Проще просто вести обсуждение в рамках философии - то есть на уровне рационализма Декарта и мистицизма Плотина, а про другие уровни просто забыть, как не имеющие отношение к философии.
Мне показалось, что Софокл удерживается в границах философии.
Уважаемый Сергей,
Аристотель занимался философией из интереса, Платон из желания создать идеальное государство, Кант из тщеславия и т.д. Это высокая, точнее, чистая заитересованность. Кантианство, в лице Риккерта и Виндельбанда, вообще поставило вопрос об объективности и непредвзятости исследования. Сегодня, в методологии познания, является общим местом представление о его заинтересованном характере. Обычно это выражается в следующей формуле: познающий субъект разделяет предрассудки своей эпохи. Чистого сознания не существует. Даже Кант пишет о регулятивном характере идей чистого разума. Он справедливо ставит себе в заслугу то, "что иметь о чем-то верное априорное знание он (разум - С.Г.) может лишь в том случае, если приписывает вещи только то, что следует из вложенного в нее им самим сообразно его понятию". Шеллинга, к сожалению, не читал. Иными словами, любое познание является заитересованным. Конечно, не надо путать бытийственную заинтересованность и грубый материальный интерес.
Мой тезис прост: бытие есть действие. К нему я пришел самостоятельно, но сейчас читаю Марсилио Фичино. Он пишет:"...два понятия - бытие и деяние - являются равнозначными. И не бывает бытия без деяния, и деяние не превосходит самое бытие. Никто не действует, когда не существует, и везде, где существует, действует".( Из "Комментария на "Пир" Платона"). Это бытие действует, чтобы БЫТЬ. Чистая жизненная телеология.
Рад, что мои писания кто-то читает.
С уважением, Софокл.
1. Несколько странно, как мне кажется, проведено различие рационального и мистического, которое согласно автору проходит по линии "заинтересованности". Дескать, рациональное познание всегда заинтересованное, а мистическое - нет. Причем, самое любопытное, что "незаинтересованность" мистики понимается как:
что явно указывает на подмену понятия.
Ведь "заинтересованноть", в которой "упрекает" наш автор рациональное познание состоит соглано нему в следующем:
Автор верно отмечает, что рациональное познание как "мотивированный, устремленный к достижению цели процесс" не может составлять всей жизни, или как выражается автор "подлинной жизни", или как сам он пишет:
Но такой "заинтересованности" нельзя противопоставлять "бескорыстное желание помогать другим" (то, что как считает автор характеризует мистическое постижение). Ведь "заинтересованность" рационального познания не является корыстным, точнее говоря, эта "заинтересованность" находится не в сфере этики, а в сфере онтологии и гносеологии. Ведь мы различает "интерес" как направленность, устремленность, любопытство к чему-либо" и "интерес" как "корысть, заинтересованность в получении выгоды, благ, преимуществ", которое часто осуществляется в ущерб другим подобным интересам.
2. С другой стороны, если мы "незаинтересованность" мистики понимаем этически, как бескорыстное устремление к Божественному Мраку, то ведь и здесь не удается удержаться в рамках сделанных утверждений, поскольку и мистика может быть корыстной. Сколько мы знаем разных знахарей, экстрасенсов, эзотериков, которые использовали мистику для того, чтобы задурманивать головы и извлекать из этого дивиденды.
3. Из сказанного, я полагаю, становится понятным, что различие рационального и мистического не может проходить по линии заинтересованности или незаинтересованности, понимать ли интерес в смысле устремления или в смысле корысти. Мистическое постижение так же устремлено как и рациональное на некоторое познание, даже если в случае с мистикой, как откровенно сообщает автор:
4. Действительно, в Божественном Мраке нечего познавать, иначе он бы назывался по другому. И поэтому наш автор постоянно остается в пределах рационального - пишет эти посты, рассуждает о Божественном Мраке и т.п. Но не стоит ли нашему автору, наконец, понять, что у всего есть граница и все можно пытаться соотносить с тем, что по ту сторону границы.
Если мы берем "рациональное познание" как таковое и пытаемся установить его границы, то оказывается, что по ту сторону этих границ вообще нет познания, кроме некоторого простого Бытия. Это Бытие, по ту сторону знания, удерживается только как отрицание этого знания, как отрицательность вообще. Закрепление за этой отрицательностью как таковой слов "божественный мрак" и др. неопределенный словосочетаний не меняет суть дела.
5. А уж разговоры по поводу "новой рациональности", которая должна стать, как мы понимаем, бескорыстной:
как если бы та рациональность, которой мы пользуемся, является построенной на жажде наживы, богаства, "желания отбирать", есть уже следствие указанного смешения различных смыслов слова "интерес".
6. В самом деле, чудестное исполнение желаемого почти в Гегелевском духе:
Тезис: старая рациональность плохая, она замарана корыстью
Антитезис: как хороша мистика - она бескорыстна, почему же, потому что в Божественном Мраке нечего познавать. Замечательно!
Синтез: даешь новую рациональность, уже хорошую, не корыстную, которая будет не брать, а отдавать.
Аминь!
Если сам Actuspurus, "вынурнул" из бездны забвения, ради моих тезисов, значит они вызывают интерес. Минуя некоторое недопонимание смысла моего поста оппонентом, которое я отношу к неясностям собственного изложения, сразу перейду к сути уточнений.
1, Божественный Мрак -реальносуществующее. Его существование возникает не путем логического проведения границ познания и чувствования, а явлено в Откровении, т.е. дано путем никак незасящим от человеческих усилий.
2, Не надо смешивать расхожее понимание мистики, как некоего шаманства, как экзальтированного состояния, недоступного пониманию, в котором проявляется бессознательное (оракулы и т.д.) с достижение реальности, основанной на иных принципах, чем наша. Методика эзотерических практик не гарантирует достижения Божественного Мрака, она гарантирует только "избавление" от рациональности.
3, Так же не надо смешивать сам опыт Откровения и его осмысление в различных мистических теориях. Любое объснение, теория уже рациональны и называются мистическими по предмету осмысления, а не по способу. Мистические практики тоже разультат рационального осмысления по достижения Божественного Мрака.
4, Корректировка 6 тезиса оппонента.
Тезис: старая рациональность плоха, она замарана неоднозначным пониманием заинтересованности, в том числе и корыстным.
Антитезис: Неодходимо прояснить бытийственный характер заинтересованности с учетом опыта Отровения.
Синтез: по тексту оппнента.
философствование или проповедование?
Свидетельствование.
1. Действительно, мои интересы в последнее время сместились с области философии в сторону теологии. Я посчитал немного некорректным на философском сайте вести богословские прения, именно поэтому меня долгое время не было слышно. :)))
2. Собственно, мой пост был провокационным, я посчитал, что Софокл несколько неудачно употребляет известные термины. Само различие рационального знания и мистики, конечно, существует и является основательным. Более того, уже чувственно знание, т.е. опыт непосредственного чувствования является нерациональным знанием. Рациональным знанием опыт непостредственного чувствования становится после процедуры познавания - перевода данных чувств в собственно наше знание. Такой "перевод" мы и называем познанием.
3. Другое дело, что наряду с внешним чувством, ощущениями мира у нас существует внутренние чувства - переживания (например, страх, горе, скорбь, радость и т.д.). Среди этих переживаний есть те, которые мы называем мистическими или религиозными. Последние можно пытаться рационализировать, как мы и привыкли поступать с ощущениями, а можно просто воспринимать так, как они даны, т.е. непосредственно переживать.
4. Согласитесь, что переживания в принципе не поддаются рационализации и дело тут не в конкретно мистических переживаниях, а в любых. Даже простые переживания - радость, вдохновение - нам трудно рационализировать, кроме как согласиться с тем, что мы их переживаем, т.е. согласиться с некоторым способом бытия в этом переживании, с некоторым доступным нам опытом. Знания из переживания мы вынести не можем, но можем приобрести некоторую уверенность или достоверность, например, существования Бога. Но это уже другой разговор. Если интересно, можно об этом побеседовать.
2actuspurus
Я не ощутил, что Софокл инициирует "богословские прения". Его тексты имеют вполне философскую основу - желание запечатлеть в тексте свой мистический опыт. Не проповедовать, не сделать из читателей своих последователей, не призвать их пойти по его пути, а зафиксировать увиденное, понятое, выразить словами, доступными для тех, кто не преступил границу, рассказать им, что эта граница есть, и что за ней не пустота... Это действительно философия - описание своего миро-постижения, миро-воззрения. И этот философский путь гораздо более сложный, чем тропинка, выбранная и вытоптанная многими философами в прошлом веке - тут не обойдешься просто игрой словами.
Хотя, думаю, практически безнадежный путь. Безнадежный не для себя, а в попытке донести для других - ну это как дать понять, что такое сладкое, тому, кто не пробовал сахар - пиши, пой, пляши, закатывай глаза - а толку-то.
Скажем так - это философия, но для автономного потребления.
1. Про некорректность богословских прений - это я писал о себе. :))) Просто я несколько "увяз" в своих интересах в богословии и этим я объяснил для Софокла (см. его реплику о том, что я "вынырнул" из бездны забвения) свое исчезновение с философского форума.
2. А интерес Софокла я одобряю и с Вами полностью согласен. Просто мне показалось, что Софокл в данном случае небрежен в отношении использования терминов - но это не криминал, в конце концов все мы не без греха. :)))
2 actuspurus
О, да.
Основные мои претензии к Софоклу именно и касаются некорректности использования философского лексикона.
Слово в философии - основное оружие - оно должно быть правильно подобрано, хорошо заточено и умело применено. :)
to actuspurus, boldachev
Софокл сказал:
Коллеги, это Вы квалифицируете как философию?
Есть понятие вкуса. Вкус мистика - это интуиция Божественног Мрака. В этом деле Софоклу вкуса не занимать. Но вкус философа - это любовь к мудрости (фило-софия) ее гениев. Приведенную тираду не могу квалифицировать как совершеннейшую вульгаризацию мировых гениев первой величины. Ничего страшного, кто-то может не любить шахматы и считать Алехина и Капабланку бездельниками. Но вряд ли он может при этом претендовать на причастность к шахматному делу. Это очевидно.
2 Сергей Борчиков
Согласитесь есть разница между фразами: "Шахматист Х бездельник" и "шахматист Х стал чемпионом мира, движимый тщеславием или жаждой наживы".
Первая - "вульгаризация", а вторая - просто констатация психологического типажа, без какого либо унижения заслуг и статуса. :)
А что, вы знаете другие исходные стимулы в философской деятельности Платона? Вроде факт общеизвестный. И ничего криминального (в философском плане) я в таком стимуле не вижу.
Участникам обсуждения моего поста.
Трудность задач, стоящих перед философом, не может быть основанием для капитуляции. Именно трудность задачи и делает философа философом. В этом и проявляется суть суть человеческого и философского бытия.
В поисках основания для рациональности, я не оригинален. Ведь, фактически, воспроизвожу тезис Аристотеля о конечном характере телеологической причины. И наши мотивы, которые могут быть даже неосознанными, накладывают свой отпечаток на то, как осуществляется "связывание" сторон "действительности" в нашем разуме.
Ничего плохого в том, что кто-то занимается философией из других побуждений (например, "2009") я не вижу. В многообразии и утверждается "истина" жизни.
Благодарю, за благожелательные отзывы. С уважением, Софокл.