Системная ошибка. Пределы творчества в философии.

Аватар пользователя Андреев
Систематизация и связи
Гносеология

Тема возникла в результате спора с Сергеем Борчиковым о допустимых границах (пределах) творческого подхода в философии и метафизике. Можно ли менять смысл старых терминов, наполнять их новым содержанием, не изменяя их форму и не повторяя постоянно, что это не старый термин, а фактически его "омоним", с новым смыслом и новыми "нетрадиционными" связями с общепринятыми категориями.

Андреев - Борчикову:
P.S.
Кстати, это, по-моему, ваша "системная" ошибка. Вы приписываете старому устоявшмуся понятию новое значение,и затем спорите с теми, кто понимает его в классическом значении, забывая, что вы уже наполнили его ДЛЯ СЕБЯ новым содержанием.

Так же получилось у вас с "метафизикой". Она у вас из надмирной превратилась в внутри-человеческую (с чем трудно поспорить, ибо обезьяны метафизики не имели :)), но вы решили, что все вместе с вами согласились. Ан нет :))

 

Комментарии

Аватар пользователя Андреев

Перенос из темы о йоге, с целью прояснения сути проблемы и продолжения обсуждения.

Сергей Борчиков, 25 Декабрь, 2014 - 00:34, ссылка
Я пытаюсь с этим устоявшимся представлением бороться, возвращаясь к самому архаичному и незашоренному пониманию самосознания и путей его развития 

Андреев, 25 Декабрь, 2014 - 01:10, ссылка
Не спорю, и не возражаю (сам такой:)) Но наполняя старые меха новым вином, надо помнить, что те, кто пили старое вино, всегда скажут, что новое хуже. 
А чтоб они меньше впзмущались, надо не забывать сделать дисклаймер:
"Господа, меха старые, но вино-то новое!"

Сергей Борчиков, 26 Декабрь, 2014 - 10:18, ссылка
Жизни не хватит каждый раз и всем это повторять. Поэтому сказано ОДИН раз и я к этому аксиоматически присоединился: 
ФИЛОСОФИЯ ЕСТЬ ТВОРЧЕСТВО, т.е. сотворение нового.

Андреев, 26 Декабрь, 2014 - 18:17, ссылка
Творчество - это искусство, создание того, чего нет, воплощение своих эстетических интуиций.

Наука - это форма отражение того, что есть с целью познания законов, по которым существует то, что есть.
Наука, пользуюсь разумом как инструментом, изучает конкретные законы физической природы.

Философия - метафизика - изучает природу законов физики и психики, того, что стоит за физической природой и лежит в сущности разумности и разума. 
Наука расщепляет мир на множество законов, философия отыскивает природу всеобщего.
Она не может сотворить это всеобщее. Она его отыскивает так же, как наука отыскивает законы физики.

Поэтому это не творчество, а наука. В традиционном толковании. А у вас - революционная интерпретация. 

Как вы себе представляете творчество в области физики? Каждый "создает" свой закон гравитации и свою карту вселенной? Я не могу представить, что могут быть альтернативные физики. Так же - и метафизики.

Можно иметь разные гипотезы, можно их уточнять, синтезировать, предлагать революционные парадигмы, но творить сами метафизические принципы и законы, ОБЬЕКТИВНО стоящие над законами материи и сознания - этого я никак не могу себе представить.

Сергей Борчиков, 26 Декабрь, 2014 - 23:46, ссылка

Андреев, 26 Декабрь, 2014 - 18:17, ссылка
Наука - это форма отражения того, что есть с целью познания законов, по которым существует то, что есть.

Это следует из Вашего признания наличия Идеального в материальном мире. Если там уже есть идеальные законы, то следовательно, науке ничего не остается, как быть просто пассивным зеркалом, отражающим эту идеальность. Если же признать мою позицию, что Идеального нет в материи, то наука превращается в сотворение Идеального, а ученый из пассивного зеркала - в активного творца.

Андреев, 26 Декабрь, 2014 - 20:42, ссылка

Но Сергей называет творчеством познание метафизических категорий и принципов.

Я называю творчеством в науке, в том числе метафизике, не познание категорий и принципов, открытых другими, этим занимаются школяры в школах и ВУЗах, 
а сотворение, открытие и утверждение новых метафизических законов, закономерностей, онтологических структур и гносеологических методов, новых идей и смыслов.

Сергей Борчиков, 27 Декабрь, 2014 - 11:44, ссылка
По 3. Ответьте, пожалуйста, формулировкой какого закона является второй закон Ньютона F = ma.

Андреев, 28 Декабрь, 2014 - 06:20, ссылка

Ответьте, пожалуйста, формулировкой какого закона является второй закон Ньютона F = ma.

Пожалуйста: это формула закона взааимодействия двух камней или лошадей, о котором говорилось выше. Причем лошади и камни разные и летят в разные стороны и с разной скоростью, а закон - один. Это единство и есть то, что всегда искала философия.

Причем единство закона Ньютона - прообраз единства всех законов, которое метафизика интуитивно предчувствует и настойчиво отыскивает, называя искомое Бог, Абсолют, Бытие, Разум, Логос. Но это должно быть реальное Одно, из которого - все остальное.

Аватар пользователя Андреев

Пожалуйста: это формула закона взааимодействия двух камней или лошадей, о котором говорилось выше. Причем лошади и камни разные и летят в разные стороны и с разной скоростью, а закон - один. Это единство и есть то, что всегда искала философия.

Сергей Борчиков, 28 Декабрь, 2014 - 09:28, ссылка
Бывает, что лошади, извините, спариваются. Это тоже их взаимодействие, и очень существенное, поскольку вдет к продолжению рода. Но никаким законом Ньютона оно не описывается.

Сергей, это уже не системная ошибка, а беспардонное передергивание. Даже не паралогизм, а нарушение всех правил корректного общения, проявление полного неуважения к собеседнику. Я понимаю, что вы на форумах многому "научились", но вы же здесь неоднократно призывали воздерживаться от подобного "общения".

Может быть, попробуете ответить по существу?

Аватар пользователя Доген

От нечего делать заглянул на вашу ветку и вомутился неточностью - Вы - "... Но наполняя старые мехи новым вином ..." - У нас в России, а пошло это с Кавказа, когда хотят подчеркнуть абсурдность идеи или действия, говорят: "Это все равно что молодое вино наливать старое вино."

 

Аватар пользователя Андреев

Доген, вот в этом и проблема эрудированных мыслящих атеистов, что они, не зная Евангелия, невольно выглядят, как не ведающие того, что известно всему миру :))

Новое вино в ветхие мехи - фраза, встречающаяся в Евангелии от Матфея Мф. 9:17), Евангелии от Марка Мк. 2:21-22), Евангелии от Луки Лк. 5:37—39).  Евангелие от Луки:

И никто не вливает молодого вина в мехи ветхие; а иначе молодое вино прорвет мехи, и само вытечет, и мехи пропадут;

но молодое вино должно вливать в мехи новые; тогда сбережется и то и другое.

И никто, пив старое вино, не захочет тотчас молодого, ибо говорит: старое лучше.

Читайте Библию - мать вашу! :)))

 

Аватар пользователя Доген

Ну что ж Андреев, вы напросились, - у нас тут евангелисты седьмого дня периодически дарят Еванглие, я их аккуратоно складываю в стопку, ибо книга для меня святое, так вот за Мать мою сжег одно Еванглие, а пепел развеял в унитазе.

"Не думайте, что Я пришел принести мир на землю, не мир пришел Я принести но меч, ибо Я пришел разделить человенка с отцом его, и дочь с матерью ее ... "

Аватар пользователя Андреев

Ну что еще от такого аватара можно ожидать, вандал он и есть вандал :)

Только, пожалуйста, не ешьте ни книги, ни пепел, это я вам как доктор советую :))

С Новым Годом, Михаил!

Аватар пользователя Андреев

Вот еще один пример, "системной ошибки":

Андреев, 28 Декабрь, 2014 - 21:36, ссылка

Юрий Дмитриев - Борчикову:

Однако если "заведование" Его распространяется только на регион сущностей, но не на всё сущее, то получается противоречие в самом понятииСледовательно, Абсолют должен быть первоначалом всего сущего, включая материально-сущее, ибо противоположное невозможно.

Суммируя и иллюстрируя вышесказанное:

Абсолют, который не является причиной всего - всех трех регионов по-вашему - это не Абсолют. Или он может быть назван "Абсолютом одного из регионов", точнее тогда не Абсолютом, а "абсолютиком". 

Но зачем тогда использовать слово Бог или Абсолют? Замечаете вашу "системную ошибку": приписывание старому термину нового значения и спор с теми, кто из этих старых мехов привык пить старое вино. Вы им доказываете, что ваше "новое вино" - это именно то самое, которое всегда в этих мехах и находилось. Но ведь сказано в Евангелии:

Никто, пив старое вино, не захочет молодого, ибо говорит: старое лучше

Аватар пользователя Андреев

Итого имеем три примера традиционных терминов, наполненных новым смыслом:

Метафизика - наука не о сущностях Сущего, а о регионе сущего, который возникает только благодаря региону человеческого бытия, который в свою очередь возникает в недрах региона сущего само по себе, без влияния каких-либо законов и удеальных сущностей.

Абсолют, Бог - не первоначало бытия, мира и человека, а первоначало региона сущностей, творец всех сущностей, которые создает человек в рамках своего бытия и которые управляют этим бытием, но не имеют прямого влияния на само сущее.

Творчество - это не художественное воображение и воплощение продуктов воображения в произведениях искусства, а сотворение научных законов и формул, которым подчиняется материальный мир.

Не знаю, может быть я не справедлив к Сергею, может быть это вполне традиционное понимание этих терминов. 

Буду благодарен всем, кто меня просветит :))

Аватар пользователя Сергей Борчиков

Андрей, Вы множите темы, как грибы, как будто рассчитываете, что количество перейдет в качество. Но при этом вижу, что качество теряется и Вы совершенно не вдумываетесь в мою систему. У меня нет самолюбия, а посему не обязательно в мою систему вдумываться и даже ее читать, но зачем извращать-то.

Если эти фразы касаются меня, то поправляю их, порой прямо на противоположные.

Метафизика - наука не о сущностях Сущего, а о регионе сущего...

У меня метафизика - наука о сущности. Наука же о регионе сущего в отрыве от социума и региона сущностей, т.е. о материи, есть совокупность всех естественных (природных) наук. Наука же обо всем сущем и обо всем мире в целом есть философия. Ее я и представляю в моей "Системе категорий". Ссылок столько, что даже приводить их не буду.

Абсолют, Бог - не первоначало бытия, мира и человека, а первоначало региона сущностей, творец всех сущностей, которые создает человек в рамках своего бытия и которые управляют этим бытием, но не имеют прямого влияния на само сущее.

Да, у меня Абсолют не первоначало сущего. И это действительно новация.  Но Абсолют остается Первоначалом региона сущностей, что традиционно; и наполовину - Первоначалом человеческого бытия (это тоже традиционно: Бог ответствен за одну половину бытия - Добро, и не ответствен за другую - зло). Сущности же создаются, творятся, как субъективно отдельными людьми, к тому способными, так и объективно всем человечеством в целом, порой независимо от субъективных желаний.

Творчество - это не художественное воображение и воплощение продуктов воображения в произведениях искусства, а сотворение научных законов и формул, которым подчиняется материальный мир.

Ну, это вообще какой-то изврат. Творчество - это всегда сотворение нового. Из всех сфер человеческой деятельности Искусство является максимально насыщенной творчеством сферой человеческого бытия. Но тем не менее алгоритмы творчества присущи и другим видам деятельности: технике (изобретательство), спорту, политике (социальное творчество), педагогике и мн. другим. В том числе и науке: в которых творческая стезя проявляется в теоретическом конструировании новых понятий, теорий, законов, систем, концептов, синтезов и прочего. Материальный мир подчиняется материальным законам, высочайшее искусство ученого - сотворить такой идеальный закон, который окажется в высшей степени адекватным материи. Не каждому это удается. Это уникальное мастерство.

Аватар пользователя Андреев

Вы совершенно не вдумываетесь в мою систему. У меня нет самолюбия, а посему не обязательно в мою систему вдумываться и даже ее читать, но зачем извращать-то.

Опускаю выпады по поводу количества и качества тем :) По поводу невдумчивости в вашу систему не могу не возразить. По-моему только я и Юрий уделили вашей системе больше внимания, чем все остальные вместе взятые :) 

По поводу извращения по пунктам:

У меня метафизика - наука о сущности

Разве я это исказил. Я сказал, что вы изучаете не сущности Сущего, а сущности "региона сущностей". Разве вы не говорите то же самое:

Наука же о регионе сущего в отрыве от социума и региона сущностей, т.е. о материи, есть совокупность всех естественных (природных) наук. 

То есть, вы подтверждаете, что ваш регион сущностей отделен от региона сущего, который есть вотчина "всех естественных (природных) наук".

Что же я "извратил"? Может быть вы сам не до конца понимаете свою систему, в которой очень сложные холархически-логические отношения? Но тогда вопрос об извращении не ко мне, а к вам. Я исхожу из ваших неоднократных эмоциональных заявлений, что идеальное не может находиться в материальном, и сущности, как идеальные "обьекты" не существуют нигде, кроме как в регионе сущностей в рамках человеческого бытия.

Что я здесь исказил?

Аватар пользователя Андреев

Ну, это вообще какой-то изврат. Творчество - это всегда сотворение нового

Да творчество - это сотворение. Любой человек, не исполняющий механически свои функции - творец. Но одно дело художественное творчество в искусстве, другое дело творчество в научном познании.

Венеру Милосскую никто из художников не может сравнить в обьективно существующей Венерой и сказать насколько это произведение точно соответствует своему идеалу. А закон тяготения должен или все описывать или будет считаться гипотезой.

Так вот в области гипотез научное творчество ничем не отличается от искусства, а в области законов и постулатов - наука имеет дело не с произведениями научного творчества, а с открытиями науки. И это различие твердо закреплено в общественном сознании, культуре и языке.

Вам никто не запрещает это подвергнуть сомнению, ввести новое понимание. Пожалуйста. Выдвигайте ГИПОТЕЗУ и поспорим. Но, пожалуйста, не надо выдавать свои гипотезы за то, что общепринято и в чем все, кроме вас, согласны.

К тому же сравните мой "изврат" с вашими словами:

Творчество (в науке) -  а сотворение научных законов и формул, которым подчиняется материальный мир. (Андреев)

Искусство ученого - сотворить такой идеальный закон, который окажется в высшей степени адекватным материи. (Борчиков)

По-моему почти дословно. Значит и вы за изврат? :))

 

Аватар пользователя ZVS

Ну, собственно для меня дальнейшия диссуссия с Сергеем потеряла смысл сразу, как он  простодушно заявил, что вот то-то и то-то,в моей  системе это так("я так думаю").:) Расхождение в   базовых понятиях не лечится. Что время терять .. можно обсуждать эксперименты о  пределе скорости света только с теми, кто как минимум одинаково понимает в  данном случае, что есть свет и что есть скорость..:)

 

Аватар пользователя Сергей Борчиков

Расхождение в   базовых понятиях не лечится...

Полностью согласен со Львом.  Если люди расходятся в базовых понятиях, им лучше не коммуницировать на поприще понятий. Ничего хорошего из этого не получается. Единственное исключение, которое я встречал в жизни, это когда оба - повторяю: ОБА! - враз и совместно - изменяют свои базовые понятия к новым базовым понятиям. Но такого у меня никогда не было с верующими: верующие не меняют веры. Один раз слушатель моего семинара, буддист, перешел в православие. Но это без моего участия. В жизни у меня с философами такие случаи бывали. Но редко. Но были. На ФШ, к сожалению, нет. ФШ - не тот формат, где меняют базовые понятия.

Аватар пользователя Андреев

Дискуссия с Сергеем не имеет своей целью его переубедить. Интересно смотреть, как он выходит из всех нестыковок, на который ему указывают, и проверять свои взгляды на прочность и логичность. Комментарии его оппонентов и его собственные дают много интересных цитат и ссылок. Очень продуктивный (для меня лично) получается диалог.