1. Психология и жизнь
– Человек вы нестандартный, – сказала мне дама-психолог на собеседовании о трудоустройстве. – А не возникнет ли конфликта между вашей работой и вашей нестандартностью?
Так и сказала. Суждение о «нестандартности» она вынесла из просмотра моего сайта. Слушая ее «вполне стандартные» вопросы и, глядя на внимание, с которым она старалась уловить любую неадекватность в ответах, я внутренне улыбался… «что ж – Арлекин я, видно, неплохой».
Слушая и глядя, я также думал. Думал о том, как «стандартный психолог» пытается спровоцировать «нестандартного философа» на пылкую речь в защиту его философии. Но поскольку у означенного «философа» по гуманитарным чаще всего были пятерки, и вдобавок – ораторское искусство, формальная логика и командирская практика – не может.
Спровоцировать – не может. Думал я о том, что все эти знания – типичные, обыкновенные. Стандартные. Что до истинной сути моей «нестандартности» ей не добраться ни за что – она ее не вместит и не поймет. Что мне и не нужно пытаться проявить эту суть – не потому, что опасно – потому что неуместно ЗДЕСЬ. Здесь этого не нужно никому.
Думал об унылом примитивизме этого псевдотеатрального действа. О том, что если бы такой актер, как мой психолог, вздумал бы играть на сцене, вместо зрителей лучше было бы обставить партер компьютерами. Тогда они общались бы на равных – примитив-посылка в одну сторону, примитив-ответ в другую. Стандартные пакеты, исчерпывающие инструкции – любо-дорого…
Созрел ли до «я знаю, что я ничего не знаю»? Пока, наверное, нет – пока еще знаю кое-что. Знаю, что вся моя философия – трепещущий атом перед величественной Галактикой. Что в пучине времен и полей вечной Вселенной пульсируют квазары знания, которого не охватить экстазом самого что ни на есть вдохновенного в человеке.
Увы! – кое-что несомненно знаю, и оно мешает мне трезво жить. Ибо знающий не может отказать в соблазне себе самому – в соблазне формировать суждения и создавать системы. И это печально – поскольку суждения суть стандарты, системы же – созданы задолго до нас.
Знаю мало – не знаю почти ничего. Но этого знания, как ни странно, хватает, чтобы схватить и понять психическую суть. Не всегда, но чаще всего.
Психологи – наши «аккредитованные псевдомаэстро» – уверены, что знают все. Но этого им, как ни странно, не хватает, чтобы оценить человека. Вероятно, поэтому мир так успешно сходит с ума… и поэтому тоже.
«Гуманитарные» филологически сникли и энергетически иссякли. Они не восходят до человека, не толкают его ввысь – туда, где живой жилкой пульсирует льдистый квазар в первозданной черноте. Они предпочитают «опустить человека на землю», а еще лучше – и пониже. Так им проще: ведь всегда проще снисходить, нежели возвышать.
Снизойти можно лишь до того, кого превзошел. Превосходить можно по-разному.
Можно так, как Сократ превосходил Платона. А можно – как сервер превосходит рабочие станции. Как иной современный процессор – иного современного пользователя.
Тогда психология, оставшись прежней собой, станет непревзойденной – превосходной. Тогда, на радость ей, философии не понадобится вообще. А понадобится ли человек?
Впрочем, это философия – фу, какая!.. неуместная здесь, невостребованная там. Здесь, где люди пока нужны. Там, где уже почти нет людей или ПОЧТИ ЛЮДЕЙ… нет.
Люди, зачем вам философия? – ведь жизнь так прекрасна!
2. Да здравствует философия!
Нет, человеку нужна философия, вне всяких сомнений нужна. Философии не нужен человек. Психология – та вообще смертельно боится человека… и кто его только выдумал с его нестандартностью? – не оберешься забот!
О том, кто нужен, заботятся, не покладая любви. Играют и учат: будь умницей! Кормят и опекают: будь здоров! Тянут за шиворот: расти! Подбрасывают к небу: дерзай!
Философии не нужен человек. Ученик, даритель, приспешник, поклонник – нужен. Молчаливый, подобострастный, впитывающий все, что ему говорят. Незатейливый, не мыслящий, некритичный – стандартный и покорный.
И уж совсем не нужен философии философствующий. Тот, кто мог бы, порассуждав, прийти к неблаговидной мысли о том, что его не любят. И, в отместку за бездействие взять философию за шиворот материализма и – как следует тряхнуть, развернув к себе лицом… чтобы обратила и проявила внимание.
Впрочем, есть одно но – ваш покорный тряхнул и пожалел… неприглядное зрелище. В чем, собственно, дело?
А дело, видите ли, в том, что у философии, как бы это сказать, нет лица. Совсем нет. Есть вместо него некий стандартный интерфейс – вы ведь знаете, чем фэйс отличается от интерфейса? Межликостью – так это можно перевести.
Межликая область незнания пополам с маразматическим забвением. Полный и совершенный дискурс на фоне несостоявшегося экскурса.
Психологии тоже не нужен человек – человек разумный, человек адекватный, думающий, что говорит, говорящий, что думает. Человек-потребитель – ей нужен. Цифровой левополушарно-процессорный интеллект без творческих извилин, но с положенными физиологическими. С теми, которым сродни дорожки на печатной плате.
В сущности, этих наук больше нет – есть набор штампов-инструкций. Релевантный, имманентный, регрессия, рефлексия, парадигма, концепт… Ну и, разумеется, как положено в цифровой IP-сети, есть иерархия инструкций, объектов и протоколов.
Важный психологический объект гипнотизирует незначительного, как удав – кролика. Инструктирует его, страхует от нестандартности, от прочих «неадекватных излишеств». Учит своей психологии – медленно, но верно. Трое научат – четвертый «глубоко удовлетворен»: дело сделано, теперь будет толк!
А куда денется: жить в обществе и быть свободным от его психологии нельзя!
Важный философ поверит в искренность такого «новообращенного» - недаром ведь учили! Тот его осчастливит опять же глубоким знием его трудов и удостоится его научного руководства. А новообращенному-то – все равно: его научили и он знает, что не нужен философии. Он нужен потреблению, а потому законно вкушает от ее стола. Чему и требовалось научить. Что и требовалось доказать.
Не обижайтесь, дорогие карьеристы-релятивисты! – не злопыхательства ради это я, а ради заявления. Я хочу сделать заявление – официальное. Хочу предсказать абсолютно точно известное мне. С любым желающим даже могу заключить пари.
Заявление это не выбить на золоте и даже на полусгнившей доске. Сегодня оно еще будет сверху, на виду, а завтра уйдет – вниз, вниз, вниз. Как падающая звездочка за горизонт. Но тот, кто увидит – прочтет. Все, кто должен увидеть – увидят и прочтут.
Пожалуй, мне этого достаточно: да здравствует философия!
3. Мое официальное заявление
Есть материальное и есть идеальное. Есть объективное и есть субъективное. Есть иллюзия и есть реальность.
Все это известно, но это не все – есть мудрость и есть интеллект.
Интеллект судит о материальном и идеальном, об объективном и субъективном, об иллюзии и реальности. Мудрость не судит: она ощущает и принимает. Мудрость ощущает жизнь, а потому принимает ее такой, какая она есть.
Объективная реальность в ощущениях существует, когда есть ощущения. Когда нет – реальность заменяется иллюзией.
Философии больше нет – для некоторых есть иллюзия. Иллюзия эта основана на науке, которую им преподали ее столпы. На карьерной зависимости. На потребительской психологии. На диссертабельной философии.
Философии нет, психологии – уже почти нет: ее беспомощность уже вполне очевидна. Но пока удается поддерживать иллюзию, что они есть, есть и здания, в которых они обитают. Здания – это дома, в доме всегда есть стол. Пока удается поддерживать иллюзию, удается питаться от их столов.
На иллюзорных столах призрачных зданий не бывает натуральных продуктов – то, чего уже нет, не может быть натуральным и живым. Там нет философии для человека и психологии для личности – нет живых и острых дискуссий, нет системных открытий, нет очевидных слов, нет бескорыстных целей у завсегдатаев. Их просто не пустят туда – на чумовой пир мертвецов.
Но это очень чуткие мертвецы, мертвецы высокопоставленные – чиновники и политики от философии, администраторы от психологии. Они знают известное мне не хуже, чем я – знают и, чутко прислушиваясь, ждут, когда оно произойдет. Когда больше уже нельзя будет поддерживать иллюзию, когда придут сносить их дома.
И тогда – стремительным домкратом фундаментализма – они выскочат из своих домов, чтобы первыми объявить о великой и долгожданной революции. И тогда, чтобы выжить своей мертвой жизнью, станут отказываться от своих трудов и издеваться над своими верными учениками и последователями.
Они – те, кто на порядок уступает в нравственности вам – станут высмеивать вас, и вы, что печально, не сможете ничего возразить. Поскольку философско-психологическая парадигма будет в одночасье изменена.
И поскольку, хоть произойдет это и не скоро, начнется уже вот-вот, мне бы хотелось, чтобы вы учли это уже сейчас.
Подумайте: тем ли вы занимаетесь, о том ли судите? Ваше ли это суждение или чье-то? Почему и зачем вы занимаетесь этим? Несете ли вы в мир что-то новое и полезное? Не тратите ли свою бесценную жизнь зря? Не кормите ли мертвецов, не продлеваете ли их не весьма эстетичное существование?
Спасибо, что прочли мое заявление. Мне этого вполне достаточно, так как большего сделать для вас не могу.
Комментарии
А зачем этот постмодернистский манифест? Особенно 30 лет после актуальности школы?
"Смерть человека"? ИМХО, уже преодолено...
"Жизнь в матрице"? - это ведь желание "молчаливого большинства", однако никто никого туда насильно не загоняет...
Отсутствие личных возможностей вне матрицы? - А взглянуть пошире?.. :-) Или, наконец, поделить свою жизнь на матрицу и вне?.. Непросто? - Согласен... А кому сейчас легко? :-)
1. Можно понять Вашу неудовлетворенность современным состоянием философии в нашей стране. Возможно Вы действительно являетесь нестандартной личностью с нестандартным мышлением - не берусь судить. Но если рассматривать ваше "официальное заявление" по сути, то возникает ряд недоумений относительно его содержания. ;))
2. Ваше категорическое заявление:
немного странно. Ведь понятно, что философия - это определенное собрание философских текстов, которое есть и будет всегда, философия - это некоторое философское знание. По видимому, Вы имеете в виду не это? Заявляя, что "философии больше нет", по-видимому, Вы имеете в виду другое - либо отсутствие философов, либо отсутствие развития, новизны в философии. (Ваша сентенция: "Несете ли вы в мир что-то новое и полезное?" - например, направлена в эту сторону.)
Оставим в покое философов - если их нет, то и бог с ним, ведь философия как знание от этого никак не страдает. Кроме того, в философии, как впрочем и других науках вообще, всегда будут "конънкрущики" - для философии самой по себе, как и для науки (и то и другое есть перспективы с точки зрения вечности) - это не имеет никакого значения. Рассмотрим сразу последнюю претензию - отсутствие в философии новизны. Но ведь это может означать, что философия как наука концептуально завершена. А может значить, что не родился еще гений, который двинет философию дальше. А может значит, что в философии Вы не слишком умудрены. В конце концов - требование от философии новизны есть или психологическая неудовлетворенность однообразием, монотонностью или разочарование невозможностью внести свой вклад в дело, к которому привязан или другие личные мотивы, не имеющие отношение к собственно философии.
3. Разберем по пунктам Ваше "заявление-завещание". Вы пишете:
Это почти диалектическая игра понятиями. Вы, видимо, имели в виду - так называемая "материалистическая философия" или, быть может, "материалистический взгляд на мир"? Но ведь признавать или нет какое-либо учение "философией" или нет - это дело произвола определения. Вы, например, придумали новую философию - "междисциплинарную социально-психологическую" - это Ваше право. С другой стороны, если говорить серьезно, философия - это определенное знание об отношении человека и мира, которое охватывает все логически мыслимые возможности этого отношения. Материалистический взгляд на мир - одна из таких логических возможностей. Принимаем это или нет, материализм - нельзя упразнить как невозможно упразднить логическую возможность мыслить материалистически.
По видимому, Вы политику в философии путаете с ее сущностью. То, что материалистическая философия в лице научного коммунизма и диалектического материализма потерпела политическое фиаско в нашей стране еще не значит, что сама по себе идея материализма "упразднена".
4. Далее, в следующем пункте Вашей "благой вести" читаем:
Как показывает история философии, как впрочем и науки, терминология не может быть "упразднена", поскольку именно терминология делает философию чем-то всеобщим, достояние разума, а не произвола мнения. Терминология в философии - это язык, на котором она говорит и который собственно конституирует философию как нечто единое. Как мы будем входить в традиционные философские тексты - читать Платона, Аристотеля, Гегеля - если "упразним" большую часть философской терминологии? По крайней мере, такое заявление наивно, если не сказать просто глупо.
5. Далее, Вы "пророчески" пишете:
Иначе говоря, Вам не нравится не только "материалистическая философия", но и вся "философия, которую сегодня преподают" - т.е. Философия как таковая. Хоть диалектика останется - уже что-то. Если бы категории мы могли бы менять по нашему желанию - то они были бы не категориями, т.е. не всеобщими понятиями, а игрой языка. Но категории изменить нельзя поскольку они составляют основу логики нашего мышления.
6. Наконец, наш "философ" доходит и до высказывания о психологии:
Почему-то говоря о науке психологии для него важна отмена "психологических тестов"? Что бы это значило? Психоанализ Фрейда - не является ядром современной психологии! Наш автор делает решительные заявления даже там, где не владеет предметом.
7. И вот мы читаем поистине "апокалиптическое" предвидение-предсказание:
Если "эзотерическая мудрость" какую бы направленность она не имела, займет место "науки наук", то это будет означать темное время для философии, как и для науки вообще, которые всегда представляли собой свет разума и экзотерическую мудрость. Мудрость, наука без открытого обсуждения, без дискуссии (а это и означает экзотеричность - открытость для всех) всего лишь личное мнение их преверженцев, еще одна частная точка зрения, еще одна вера, еще одно нескромное заблуждение.
Теперь, наконец, становится ясно почему Вы ратуете за "упразднение" философских терминов и изменение категорий диалектики! Ведь речь идет о том, что Вы под "философией" называете совсем не то, что принято обозначать этим термином. Фактически, Вы ополчаетесь на философию с позиции какого другого типа "знания" - скажем, "эзотерической мудрости", но зачем тогда эту "мудрость" называть "философией"? Ведь под термином "философия" принято называть то, чем занимались Гераклит и Пифагор, Платон и Аристотель, Кант и Гегель и т.д. Зачем вводить нас в заблуждение? Ваше "официальное заявление" фактически означает, что на смену Философии придет некая новая "Эзотерика". Веселенькие перспективы!
7. И, наконец, Ваши завершающие сентенции:
выглядят по меньшей мере невежливо. Из того факта, что Вы в своей жизни сталкиваетесь с "чиновниками и администраторами" от философии, не следует, что все, кто сейчас скромно занимается философией таковы. Или быть может, Ваша "нестандартность" позволяет делать Вам такие "выводы"?
По-моему, такие таланты как Вы нуждаются в объединении - вот адрес еще одного "манифеста":
http://sir35.ru/Bpat/index.htm#Beg
Булат, Вы подходите к тексту с меркой формального и содержательного анализа. Однако, мне кажестя, что здесь совсем другой случай. Кстати, весьма типичный для русского
менталитета в сфере научной. Современники нашего первого
ученого Ломоносова отмечали, что он буквально фонтанировал
идеями, в каждой из которых было рациональное зерно, писал стихи, страстно жаловался на засилье немцев в Академии.
В то же время, он ленился детально анализировать свои идеи, скрупулезно проверять их экспериментами. Как физик, Вы
знаете, что кроме закона о сохранении массы, лекго доказуемого, за Ломоносовым ничего не числится. Этот феномен
очень характерен и для гуманитарных наук, возьмите тексты
Л.Гумилева или Н.Данилевского. Конечно у последних более
аргументированные позиции, но методология "самопальная".
Что же касается Сергея, то вполне очевидно, он притязает
быть пророком. Мне жаль, что такие люди, не лишенные творческой жилки, в силу внешних социальных условий, впадают
в искаженное пространство субъективных фантазий.
Хорошо бы не навязывать свои взгляды. Возможно кто-то не готов их принять по разным причинам. Зачем же обвинять людей и науки, что они такие, какие есть? "Не судите, да не судимы будете".
Что-то как-то всех под одну гребенку. Мир гораздо многообразнее, хотя и находится в кризисе.
Будет и философия и психология, как были века назад, только обогащенные новым миропониманием в соответствии с новой эпохой. Будут и новые науки.
Возник вопрос:
А как насчет того, что ВСЁ ЕСТЬ ДУХОМАТЕРИЯ?
Прошу извинения за "позднее зажигание", но сама тематика впечатляет. Я бы назвал эту тему КОНФЛИКТ КОГНИНКТИВНОСТИ СОЗНАНИЯ в аспекте: личность и общество. Не говоря о незаурядном литературном таланте автора, сама тема искуственного навязывания усреднёности сознания очень актуальна. Это Набоков и Мишель Фуко в одном лице. Обратине внимание , тема когнинктивности сознания на данной полемической площадке вообще не обсуждается и возможно табуированна.